Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из наиболее острых социальных и экономических проблем в Республике Татарстан. Кабинет Министров Республики Татарстан отмечает, что предпринимаемые меры по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных происшествий пока еще не дают ожидаемого результата.
В целях реализации государственной политики по работе с участниками дорожного движения, совершенствования государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения, развития сети автомобильных дорог и улиц, активизации образовательно-воспитательного процесса по обучению пропаганде правил дорожного движения, снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма, совершенствования медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан (на период с 2002 по 2010 годы)".
2. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и Научному центру безопасности жизнедеятельности детей Поволжского отделения Российской академии образования до 30 июля 2002 года представить в Кабинет Министров Республики Татарстан проект республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан (на период 2002-2010 годов)"
3. Администрациям районов и городов Республики Татарстан организовать разработку муниципальных программ повышения безопасности дорожного движения на 2002-2010 годы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан В.А.Швецова.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Анализ влияния основных факторов на жизнедеятельность населения Республики Татарстан свидетельствует, что самое большое количество людей гибнет и получает травмы в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП). Так, только за девять месяцев 2001 года в республике произошли 3376 ДТП, в которых погибли 504 человека и получили ранения 3970 человек, зафиксированы 449 ДТП с участием детей до 16 лет, в которых погиб 31 человек и 447 получили травмы различной степени. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается некоторое снижение количества пострадавших детей в ДТП.
Статистика свидетельствует, что виновниками ДТП становятся в равной степени все категории участников дорожного движения.
Количественные показатели ДТП и причины их возникновения актуализируют необходимость активизации работы по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - БДД). Проблема БДД имеет как социальную, так и экономическую значимость. Социальная значимость заключается в необходимости сохранения жизни и здоровья жителей Республики Татарстан. Экономическая значимость связана с экономическим ущербом от последствий ДТП, которая составляет, по предварительным данным, 2-3% валового национального продукта. Государственная политика в сфере БДД, определенная в законодательных актах, может быть реализована только при условии разработки на местах системы мероприятий по обеспечению БДД с учетом местных особенностей и условий ее реализации.
Концепция повышения безопасности дорожного движения в Республике Татарстан (далее - Концепция) построена с учетом и на основе Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения", проекта концепции безопасности дорожного движения в России на 1999-2010 годы. Она предусматривает взаимосвязь с федеральными и региональными нормативными актами и положениями, регулирующими деятельность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В Концепции реализуются взаимосвязь и преемственность с основными направлениями и мероприятиями Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России", программы "Безопасность дорожного движения", программы "Развитие и совершенствование дорожной сети в Республике Татарстан до 2005 года", Программы мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2001-2005 годы, финансируемыми Фондом безопасности дорожного движения Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Республики Татарстан.
Опыт развития систем управления БДД за рубежом показывает, что реализация программно-целевого подхода к решению проблемы позволяет достичь за период, аналогичный периоду, на который разрабатывается настоящая Концепция, сокращения числа погибших в ДТП более чем в 2 раза, при одновременном увеличении количества транспортных средств. Концептуальные положения основаны на прогнозах экономического развития республики и предполагают дальнейшее совершенствование государственной системы обеспечения БДД. Достижение главной цели, определяемой Концепцией, - сокращение количества погибших на 40-50% по сравнению с 1996 годом - позволит Республике Татарстан приблизиться к уровню развитых стран.
Условием достижения цели является решение следующих задач:
совершенствование государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения;
предупреждение опасного поведения участников дорожного движения и повышение надежности водителей транспортных средств;
совершенствование требований, касающихся конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств и механизмов их реализации;
разработка и применение эффективных схем, методов и средств организации дорожного движения;
ликвидация и профилактика возникновения опасных участков на республиканской и муниципальной сети дорог;
совершенствование правового, информационного, организационного и технического обеспечения контрольно-надзорной деятельности; повышение эффективности аварийно-спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
разработка муниципальных программ безопасности дорожного движения в городах и районах Республики Татарстан.
Решение поставленных задач должно базироваться на принципах обоснованной системы обеспечения БДД, разрабатываемой и применяемой также в ряде европейских стран, основной идеей которой является достижение наиболее полного соответствия транспортных средств и дорожной инфраструктуры возможностям и потребностям человека.
В настоящее время безопасность дорожного движения в Республике Татарстан обеспечивается при функционировании ряда ведомств и организаций, деятельность которых связана с совершенствованием дорожно-транспортной сети и условий дорожного движения, процессом управления, регулирования и контроля, а также распределением транспортных потоков.
Принимаемые меры по профилактике и предупреждению ДТП пока еще способствуют сдерживанию роста аварийности на дорогах. В условиях увеличения подвижного состава автомобильного транспорта в Республике Татарстан (за пять лет он составил 156715 единиц) с каждым годом риск повышения численности дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий будет увеличиваться.
Проведенный анализ деятельности учреждений республики по снижению численности ДТП свидетельствует о том, что организация этой работы, управление системой безопасности дорожного движения, процесс контроля и коррекции направлений, содержание их работы по предупреждению ДТП, приходит в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями развития общества на современном этапе.
К наиболее существенным противоречиям можно отнести:
рост числа автотранспорта на дорогах значительно опережает развитие инфраструктуры дорог и транспортных развязок в Республике Татарстан;
расширение масштабов подготовки водителей не сопровождается повышением качества профессионального обучения, а зачастую наоборот приводит к снижению уровня их квалификации;
отсутствие четкого, единого управления процессом подготовки водителей не обеспечивает оптимальных требований к уровню и качеству их подготовки;
повышение требований к качеству подготовки водителей и уровню культуры поведения на дорогах других участников дорожного движения не сопровождается адекватными изменениями в структуре, формах и методах обучения и воспитания, улучшением материально-технической базы, состава педагогических кадров основной массы образовательных учреждений; отсутствие необходимого научно-методического обеспечения их деятельности;
несоответствие у населения уровня культуры поведения на дорогах изменяющимся условиям дорожного движения;
необходимость развития активных взаимоотношений между всеми структурными составляющими системы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Татарстан и отсутствием соответствующих правовых и экономических основ.
Такая ситуация не обеспечивает устойчивых условий для постоянного снижения всех показателей ДТП, а лишь способствует, в лучшем случае, снижению отдельных показателей и сдерживанию роста других. В определенной степени это еще объясняется и тем, что количество опасных пересечений транспортных и пешеходных потоков в республике превышает допустимые показатели в два-три раза. Приведенные выше противоречия выступают в виде комплексной проблемы: как усовершенствовать систему государственного управления по обеспечению безопасности дорожного движения.
Практической целью разрабатываемой Концепции выступает обоснование методологических подходов к разработке республиканских целевых мероприятий по реализации в Республике Татарстан государственной политики и системы управления в области БДД, которая направлена на обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах и создание условий для снижения количества дорожно-транспортных происшествий к 2010 году на 50 процентов.
Первый этап (2002-2005 гг.) включает в себя:
создание условий для стабилизации состояния с ДТП и снижения тяжести их последствий, а также развитие и совершенствование дорожной сети в Республике Татарстан;
ликвидацию наиболее аварийно-опасных зон, предупреждение тех видов ДТП, которые приводят к наиболее тяжелым последствиям, обеспечение после аварийной безопасности и экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
отработку региональной модели управления системой безопасности дорожного движения в Республике Татарстан.
Второй этап (2006-2010 гг.) включает в себя совершенствование системы безопасности дорожного движения путем дальнейшего развития сети дорог общего пользования, становления и усовершенствования региональной модели управления системой безопасности дорожного движения в Республике Татарстан, дальнейшего повышения эксплуатационной безопасности транспортных и других технических средств и совершенствования технологических систем организации дорожного движения в соответствии с возможностями человека (участника движения). Результатом этих мер должно быть снижение тяжести последствий ДТП на 25 процентов.
Под региональной системой безопасности дорожного движения мы понимаем, прежде всего, комплекс взаимосвязанных мер, способный функционировать в режиме постоянной адаптации к изменениям как потребностей общества в транспортных услугах, так и социально-экономическим и технико-технологическим условиям организации дорожного движения.
Таким образом, актуализируется необходимость формирования региональной государственной политики БДД, региональной модели системы БДД, создания внешних и внутренних условий и предпосылок для активизации деятельности системы обеспечения БДД, выделения и обоснования направлений деятельности по отработке механизмов функционирования системы БДД.
Аксиоматические положения разработки концепции БДД обусловлены функционированием сложного комплекса водитель - автомобиль - дорога среда.
Принципы построения системы обеспечения безопасности на дорогах Республики Татарстан основаны на организационной целостности, соподчиненности, преемственности и взаимосвязи в организации работы, последовательности в реализации основных направлений деятельности и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Учитывая многофакторность целей и задач всей системы обеспечения БДД, следует констатировать, что важнейшей задачей должна выступать функция координации, которая реализуется через совокупность организационно-управленческих мероприятий.
В качестве основных программных мероприятий можно выделить:
совершенствование государственной политики и системы управления обеспечением безопасности дорожного движения;
повышение конструктивной (при согласовании вносимых изменений с заводом изготовителем и ГИБДД) и эксплуатационной безопасности транспортных средств;
совершенствование организации и условий дорожного движения;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Органом региональной администрации, ответственным за создание условий эффективного функционирования и развития объектов системы БДД, являются Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и УГИБДД МВД Республики Татарстан, основной функцией которых является государственное регулирование деятельности министерств и ведомств в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При реализации задач по обеспечению безопасности дорожного движения Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан взаимодействует с:
Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;
Министерством образования Республики Татарстан;
Министерством здравоохранения Республики Татарстан;
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Татарстан;
Татарским республиканским отделением Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации;
Татарстанским центром стандартизации, метрологии и сертификации;
администрациями городов (районов);
общественными организациями и конфессиями;
средствами массовой информации и страховыми компаниями.
В структуре Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан может быть создан Центр (отдел) мониторинга и управления системой БДД в Республике Татарстан.
В обобщенном виде источники финансирования системы БДД включают в себя как бюджетные, так и внебюджетные (отчисления от страховых взносов, спонсорские средства и др.) источники.
Эффективная работа системы БДД возможна при определенных условиях, которые можно дифференцировать на организационно-управленческие, межведомственные и внутриведомственные.
Организационно-управленческие условия обусловливают целостность, динамичность, последовательность развития и эффективность работы всей системы.
Для организации работы по управлению и контролю необходимо:
определить совокупность управленческих полномочий, делегируемых субъектам управления системой безопасности дорожного движения;
определить ожидаемые результаты каждого этапа работы системы в целом и ее отдельных компонентов (длительность этапа не должна превышать пяти лет);
определить формы и периодичность отчетности структурных компонентов системы на протяжении каждого этапа;
выявить критерии оценки эффективности работы каждого структурного компонента в соответствии с его функциональными обязанностями и деятельностью всей системы.
Межведомственные условия обеспечивают системные связи в процессе реализации программных мероприятий по обеспечению БДД.
Внутриведомственные условия обеспечивают эффективность деятельности каждого структурного компонента системы БДД. К ним относятся:
высокий профессиональный уровень сотрудников;
своевременное научно-методическое и информационное обеспечение деятельности в сфере БДД;
соответствие материально-технической базы современным требованиям и международным стандартам;
своевременное и объективное информирование о результатах деятельности в сфере обеспечения БДД.
Совершенствование государственной политики по работе с участниками дорожного движения должно быть направлено на:
совершенствование образовательной деятельности в отношении всех участников дорожно-транспортного комплекса;
активизацию деятельности образовательных учреждений (начиная с дошкольных общеобразовательных учреждений и кончая высшими учебными заведениями) по формированию культуры поведения участников дорожного движения;
выявление и внедрение новых перспективных форм пропаганды БДД среди широких слоев населения, привлечение к данной работе средств массовой информации, общественных организаций и конфессий;
разработку и внедрение новой эффективной схемы управления и контроля деятельности по формированию культуры поведения участников дорожного движения;
страхование всех участников дорожного движения, развитие дорожного сервиса, дорожного строительства и т.д.;
совершенствование законодательной и материально-технической базы образовательных учреждений;