Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 24 января 2002 г. N 28
"О Концепции "Повышение безопасности дорожного движения
в Республике Татарстан (на период с 2002 по 2010 годы)"

Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из наиболее острых социальных и экономических проблем в Республике Татарстан. Кабинет Министров Республики Татарстан отмечает, что предпринимаемые меры по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных происшествий пока еще не дают ожидаемого результата.

В целях реализации государственной политики по работе с участниками дорожного движения, совершенствования государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения, развития сети автомобильных дорог и улиц, активизации образовательно-воспитательного процесса по обучению пропаганде правил дорожного движения, снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма, совершенствования медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан (на период с 2002 по 2010 годы)".

2. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и Научному центру безопасности жизнедеятельности детей Поволжского отделения Российской академии образования до 30 июля 2002 года представить в Кабинет Министров Республики Татарстан проект республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан (на период 2002-2010 годов)"

3. Администрациям районов и городов Республики Татарстан организовать разработку муниципальных программ повышения безопасности дорожного движения на 2002-2010 годы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан В.А.Швецова.

Премьер-министр
Республики Татарстан                                      Р.Н.Минниханов


Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан                              И.Б.Фаттахов


Концепция "Повышение безопасности дорожного движения
в Республике Татарстан (на период с 2002 по 2010 годы)"
(утверждена постановлением КМ РТ от 24 января 2002 г. N 28)

Введение

Анализ влияния основных факторов на жизнедеятельность населения Республики Татарстан свидетельствует, что самое большое количество людей гибнет и получает травмы в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП). Так, только за девять месяцев 2001 года в республике произошли 3376 ДТП, в которых погибли 504 человека и получили ранения 3970 человек, зафиксированы 449 ДТП с участием детей до 16 лет, в которых погиб 31 человек и 447 получили травмы различной степени. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается некоторое снижение количества пострадавших детей в ДТП.

Статистика свидетельствует, что виновниками ДТП становятся в равной степени все категории участников дорожного движения.

Количественные показатели ДТП и причины их возникновения актуализируют необходимость активизации работы по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - БДД). Проблема БДД имеет как социальную, так и экономическую значимость. Социальная значимость заключается в необходимости сохранения жизни и здоровья жителей Республики Татарстан. Экономическая значимость связана с экономическим ущербом от последствий ДТП, которая составляет, по предварительным данным, 2-3% валового национального продукта. Государственная политика в сфере БДД, определенная в законодательных актах, может быть реализована только при условии разработки на местах системы мероприятий по обеспечению БДД с учетом местных особенностей и условий ее реализации.

1. Общие положения

Концепция повышения безопасности дорожного движения в Республике Татарстан (далее - Концепция) построена с учетом и на основе Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения", проекта концепции безопасности дорожного движения в России на 1999-2010 годы. Она предусматривает взаимосвязь с федеральными и региональными нормативными актами и положениями, регулирующими деятельность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В Концепции реализуются взаимосвязь и преемственность с основными направлениями и мероприятиями Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России", программы "Безопасность дорожного движения", программы "Развитие и совершенствование дорожной сети в Республике Татарстан до 2005 года", Программы мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2001-2005 годы, финансируемыми Фондом безопасности дорожного движения Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Республики Татарстан.

Опыт развития систем управления БДД за рубежом показывает, что реализация программно-целевого подхода к решению проблемы позволяет достичь за период, аналогичный периоду, на который разрабатывается настоящая Концепция, сокращения числа погибших в ДТП более чем в 2 раза, при одновременном увеличении количества транспортных средств. Концептуальные положения основаны на прогнозах экономического развития республики и предполагают дальнейшее совершенствование государственной системы обеспечения БДД. Достижение главной цели, определяемой Концепцией, - сокращение количества погибших на 40-50% по сравнению с 1996 годом - позволит Республике Татарстан приблизиться к уровню развитых стран.

Условием достижения цели является решение следующих задач:

совершенствование государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения;

предупреждение опасного поведения участников дорожного движения и повышение надежности водителей транспортных средств;

совершенствование требований, касающихся конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств и механизмов их реализации;

разработка и применение эффективных схем, методов и средств организации дорожного движения;

ликвидация и профилактика возникновения опасных участков на республиканской и муниципальной сети дорог;

совершенствование правового, информационного, организационного и технического обеспечения контрольно-надзорной деятельности; повышение эффективности аварийно-спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП;

разработка муниципальных программ безопасности дорожного движения в городах и районах Республики Татарстан.

Решение поставленных задач должно базироваться на принципах обоснованной системы обеспечения БДД, разрабатываемой и применяемой также в ряде европейских стран, основной идеей которой является достижение наиболее полного соответствия транспортных средств и дорожной инфраструктуры возможностям и потребностям человека.

2. Характеристика и состояние проблемы

В настоящее время безопасность дорожного движения в Республике Татарстан обеспечивается при функционировании ряда ведомств и организаций, деятельность которых связана с совершенствованием дорожно-транспортной сети и условий дорожного движения, процессом управления, регулирования и контроля, а также распределением транспортных потоков.

Принимаемые меры по профилактике и предупреждению ДТП пока еще способствуют сдерживанию роста аварийности на дорогах. В условиях увеличения подвижного состава автомобильного транспорта в Республике Татарстан (за пять лет он составил 156715 единиц) с каждым годом риск повышения численности дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий будет увеличиваться.

Проведенный анализ деятельности учреждений республики по снижению численности ДТП свидетельствует о том, что организация этой работы, управление системой безопасности дорожного движения, процесс контроля и коррекции направлений, содержание их работы по предупреждению ДТП, приходит в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями развития общества на современном этапе.

К наиболее существенным противоречиям можно отнести:

рост числа автотранспорта на дорогах значительно опережает развитие инфраструктуры дорог и транспортных развязок в Республике Татарстан;

расширение масштабов подготовки водителей не сопровождается повышением качества профессионального обучения, а зачастую наоборот приводит к снижению уровня их квалификации;

отсутствие четкого, единого управления процессом подготовки водителей не обеспечивает оптимальных требований к уровню и качеству их подготовки;

повышение требований к качеству подготовки водителей и уровню культуры поведения на дорогах других участников дорожного движения не сопровождается адекватными изменениями в структуре, формах и методах обучения и воспитания, улучшением материально-технической базы, состава педагогических кадров основной массы образовательных учреждений; отсутствие необходимого научно-методического обеспечения их деятельности;

несоответствие у населения уровня культуры поведения на дорогах изменяющимся условиям дорожного движения;

необходимость развития активных взаимоотношений между всеми структурными составляющими системы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Татарстан и отсутствием соответствующих правовых и экономических основ.

Такая ситуация не обеспечивает устойчивых условий для постоянного снижения всех показателей ДТП, а лишь способствует, в лучшем случае, снижению отдельных показателей и сдерживанию роста других. В определенной степени это еще объясняется и тем, что количество опасных пересечений транспортных и пешеходных потоков в республике превышает допустимые показатели в два-три раза. Приведенные выше противоречия выступают в виде комплексной проблемы: как усовершенствовать систему государственного управления по обеспечению безопасности дорожного движения.

3. Основные этапы и направления деятельности по обеспечению
безопасности дорожного движения в Республике Татарстан
на 2002-2010 годы

Практической целью разрабатываемой Концепции выступает обоснование методологических подходов к разработке республиканских целевых мероприятий по реализации в Республике Татарстан государственной политики и системы управления в области БДД, которая направлена на обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах и создание условий для снижения количества дорожно-транспортных происшествий к 2010 году на 50 процентов.

Первый этап (2002-2005 гг.) включает в себя:

создание условий для стабилизации состояния с ДТП и снижения тяжести их последствий, а также развитие и совершенствование дорожной сети в Республике Татарстан;

ликвидацию наиболее аварийно-опасных зон, предупреждение тех видов ДТП, которые приводят к наиболее тяжелым последствиям, обеспечение после аварийной безопасности и экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП;

отработку региональной модели управления системой безопасности дорожного движения в Республике Татарстан.

Второй этап (2006-2010 гг.) включает в себя совершенствование системы безопасности дорожного движения путем дальнейшего развития сети дорог общего пользования, становления и усовершенствования региональной модели управления системой безопасности дорожного движения в Республике Татарстан, дальнейшего повышения эксплуатационной безопасности транспортных и других технических средств и совершенствования технологических систем организации дорожного движения в соответствии с возможностями человека (участника движения). Результатом этих мер должно быть снижение тяжести последствий ДТП на 25 процентов.

4. Становление и совершенствование региональной системы
безопасности дорожного движения

Под региональной системой безопасности дорожного движения мы понимаем, прежде всего, комплекс взаимосвязанных мер, способный функционировать в режиме постоянной адаптации к изменениям как потребностей общества в транспортных услугах, так и социально-экономическим и технико-технологическим условиям организации дорожного движения.

Таким образом, актуализируется необходимость формирования региональной государственной политики БДД, региональной модели системы БДД, создания внешних и внутренних условий и предпосылок для активизации деятельности системы обеспечения БДД, выделения и обоснования направлений деятельности по отработке механизмов функционирования системы БДД.

Аксиоматические положения разработки концепции БДД обусловлены функционированием сложного комплекса водитель - автомобиль - дорога среда.

Принципы построения системы обеспечения безопасности на дорогах Республики Татарстан основаны на организационной целостности, соподчиненности, преемственности и взаимосвязи в организации работы, последовательности в реализации основных направлений деятельности и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Учитывая многофакторность целей и задач всей системы обеспечения БДД, следует констатировать, что важнейшей задачей должна выступать функция координации, которая реализуется через совокупность организационно-управленческих мероприятий.

В качестве основных программных мероприятий можно выделить:

совершенствование государственной политики и системы управления обеспечением безопасности дорожного движения;

повышение конструктивной (при согласовании вносимых изменений с заводом изготовителем и ГИБДД) и эксплуатационной безопасности транспортных средств;

совершенствование организации и условий дорожного движения;

совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

5. Организационная модель региональной системы безопасности
дорожного движения и источники ее финансирования

Органом региональной администрации, ответственным за создание условий эффективного функционирования и развития объектов системы БДД, являются Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и УГИБДД МВД Республики Татарстан, основной функцией которых является государственное регулирование деятельности министерств и ведомств в области обеспечения безопасности дорожного движения.

При реализации задач по обеспечению безопасности дорожного движения Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан взаимодействует с:

Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;

Министерством образования Республики Татарстан;

Министерством здравоохранения Республики Татарстан;

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;

Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Татарстан;

Татарским республиканским отделением Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации;

Татарстанским центром стандартизации, метрологии и сертификации;

администрациями городов (районов);

общественными организациями и конфессиями;

средствами массовой информации и страховыми компаниями.

В структуре Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан может быть создан Центр (отдел) мониторинга и управления системой БДД в Республике Татарстан.

В обобщенном виде источники финансирования системы БДД включают в себя как бюджетные, так и внебюджетные (отчисления от страховых взносов, спонсорские средства и др.) источники.

6. Совершенствование государственной политики управления
безопасностью дорожного движения

Эффективная работа системы БДД возможна при определенных условиях, которые можно дифференцировать на организационно-управленческие, межведомственные и внутриведомственные.

Организационно-управленческие условия обусловливают целостность, динамичность, последовательность развития и эффективность работы всей системы.

Для организации работы по управлению и контролю необходимо:

определить совокупность управленческих полномочий, делегируемых субъектам управления системой безопасности дорожного движения;

определить ожидаемые результаты каждого этапа работы системы в целом и ее отдельных компонентов (длительность этапа не должна превышать пяти лет);

определить формы и периодичность отчетности структурных компонентов системы на протяжении каждого этапа;

выявить критерии оценки эффективности работы каждого структурного компонента в соответствии с его функциональными обязанностями и деятельностью всей системы.

Межведомственные условия обеспечивают системные связи в процессе реализации программных мероприятий по обеспечению БДД.

Внутриведомственные условия обеспечивают эффективность деятельности каждого структурного компонента системы БДД. К ним относятся:

высокий профессиональный уровень сотрудников;

своевременное научно-методическое и информационное обеспечение деятельности в сфере БДД;

соответствие материально-технической базы современным требованиям и международным стандартам;

своевременное и объективное информирование о результатах деятельности в сфере обеспечения БДД.

Совершенствование государственной политики по работе с участниками дорожного движения должно быть направлено на:

совершенствование образовательной деятельности в отношении всех участников дорожно-транспортного комплекса;

активизацию деятельности образовательных учреждений (начиная с дошкольных общеобразовательных учреждений и кончая высшими учебными заведениями) по формированию культуры поведения участников дорожного движения;

выявление и внедрение новых перспективных форм пропаганды БДД среди широких слоев населения, привлечение к данной работе средств массовой информации, общественных организаций и конфессий;

разработку и внедрение новой эффективной схемы управления и контроля деятельности по формированию культуры поведения участников дорожного движения;

страхование всех участников дорожного движения, развитие дорожного сервиса, дорожного строительства и т.д.;

совершенствование законодательной и материально-технической базы образовательных учреждений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»