Недействующий

Закон Республики Татарстан от 2 июля 1997 г. N 1243
"Об отходах производства и потребления"
(введен в действие Постановлением ГС РТ от 23 января 1997 г. N 1007)
(принят повторно Постановлением ГС РТ от 2 июля 1997 г. N 1244)
(с изменениями от 1 декабря 2001 г., 24 марта 2004 г., 6 октября 2005 г., 21 июня 2006 г., 5 июля 2007 года)     

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Республики Татарстан от 15 января 2009 года N 5-ЗРТ
____________________________________________________________________


Настоящий Закон направлен на предотвращение экологически вредного воздействия образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности отходов производства и потребления на окружающую природную среду и максимальное вовлечение их в хозяйственный оборот как дополнительный источник сырья.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

Управление отходами - сбор, транспортирование, хранение, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов, включая контроль за такими операциями, и обслуживание мест размещения отходов.

Иные основные понятия, применяемые в настоящем Законе, используются в тех значениях, в каких они определены Федеральным законом об отходах производства и потребления.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с отходами производства и потребления

Правовое регулирование отношений в области обращения с отходами производства и потребления в Республике Татарстан осуществляется федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Статья 2(1). Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан в области обращения с отходами производства и потребления

Государственный Совет Республики Татарстан:

принимает законы и иные нормативные правовые акты в области обращения с отходами производства и потребления, а также осуществляет контроль за их исполнением;

утверждает республиканские долгосрочные целевые программы в области обращения с отходами производства и потребления.

Статья 2(2). Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в области обращения с отходами производства и потребления

Кабинет Министров Республики Татарстан:

принимает нормативные правовые акты Республики Татарстан в области обращения с отходами производства и потребления, а также осуществляет контроль за их исполнением;

участвует в определении основных направлений деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Татарстан;

участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Татарстан;

осуществляет реализацию республиканских программ в области обращения с отходами производства и потребления;

участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, формирует и обеспечивает функционирование территориальных систем наблюдения за экологической безопасностью окружающей среды в области обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Татарстан;

осуществляет государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

устанавливает нормативы качества окружающей среды, содержащие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

участвует в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникающих при осуществлении обращения с отходами производства и потребления;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Полномочия, указанные в части первой настоящей статьи, осуществляются непосредственно Кабинетом Министров Республики Татарстан или уполномоченным им органом исполнительной власти Республики Татарстан в области охраны окружающей среды.

Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан в области охраны окружающей среды осуществляет полномочия в соответствии с положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Статья 3. Основные принципы управления отходами производства и потребления

Основными принципами управления отходами производства и потребления в Республике Татарстан являются:

приоритет охраны окружающей среды, здоровья и жизни человека;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечение создания и внедрения малоотходных и безотходных производственных процессов, комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов на основе замкнутых технологических циклов, экологически безопасное размещение отходов в окружающей природной среде, реализация мероприятий по замене первичного сырья вторичным;

необходимость экономии сырья и материалов за счет рационального их использования, предотвращение вредных последствий для окружающей среды в результате бесконтрольного накопления, использования и выброса отходов;

более полное использование и вовлечение в производство вторичных материальных ресурсов, образующихся во всех сферах деятельности общества, путем разработки и реализации комплексных и целевых программ по их использованию.

Раздел II. Экономический механизм управления отходами

Статья 4. Экономический механизм управления отходами производства и потребления

Экономический механизм управления отходами производства и потребления реализуется путем:

осуществления государственного учета отходов производства и потребления;

обеспечения выполнения мероприятий в области управления отходами за счет различных источников финансирования;

установления нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;

установления нормативов платы и на их базе взимания платежей за размещение отходов;

экономического стимулирования (предоставления налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении безотходных, малоотходных и ресурсосберегающих технологий, использовании отходов в качестве вторичного сырья и других мер);

лицензирования деятельности, связанной с управлением отходами производства и потребления.

Статья 5. Государственный учет отходов производства и потребления

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами производства и потребления определяется законодательством.

Статья 6. Ведение регионального кадастра отходов производства и потребления

Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан в области охраны окружающей среды ведет региональный кадастр отходов производства и потребления.

Региональный кадастр отходов производства и потребления включает в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами производства и потребления.

Порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления определяется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области охраны окружающей среды.

Статья 7. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов производства и потребления.

В соответствии с федеральным законом лимиты на размещение отходов производства и потребления устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду федеральные органы исполнительной власти или уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, разрабатывают проекты нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение в соответствии с федеральным законом.

При нарушении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами производства и потребления может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.   

Статья 8. Плата за размещение отходов производства и потребления

Плата за размещение отходов производства и потребления взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Экономическое стимулирование в области управления отходами производства и потребления

Экономическое стимулирование в области управления отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством путем:

- понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

- применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

Статья 10. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами

Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в порядке, установленном федеральным законодательством.


Раздел III. Экологические требования при размещении, проектировании
строительства, реконструкции и эксплуатации предприятий, сооружений и
других объектов, связанных с управлением и транспортированием отходов


Статья 11. Общие требования при размещении, проектировании строительства, реконструкции и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов, связанных с управлением и транспортированием отходов производства и потребления

Размещение, проектирование, технико-экономическое обоснование строительства, реконструкции, ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском и лесном хозяйствах, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйствах и других объектах, связанных с управлением отходами, производятся в соответствии с требованиями законодательства.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решения принимаются по результатам референдума.

Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.     

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации обязаны принимать эффективные меры по хранению, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические нормы и правила при управлении отходами.

Утилизация, обезвреживание и захоронение отходов осуществляются в соответствии с действующими нормами и правилами.

Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.

Перепрофилирование деятельности экологически вредных объектов, связанных с управлением отходами, производится по согласованию с уполномоченным органом

исполнительной власти Республики Татарстан в области охраны окружающей среды.   

Статья 12. Требования к транспортированию опасных отходов

Транспортирование опасных отходов в соответствии с законодательством осуществляется при следующих условиях:

наличие паспорта опасных отходов;

наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования

Раздел IV. Информация и научные исследования
в области управления отходами

Статья 13. Информация в области управления отходами производства и потребления

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие управление отходами, обязаны предоставлять в установленном законодательством порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Статья 14. Научные исследования в области управления отходами производства и потребления

Ученые и специалисты научных учреждений принимают участие в разработке и реализации международных, федеральных, республиканских, региональных и отраслевых комплексных целевых программ по проблемам управления отходами, в подготовке экспертных заключений по соответствующим проектам.

Раздел V. Экологический контроль в области управления отходами

Статья 15. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления

Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с федеральным законом осуществляют федеральные органы исполнительной власти и уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции.

Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления включает в себя:

контроль за выполнением экологических требований (государственный экологический контроль) в области обращения с отходами производства и потребления;

контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических и иных требований в области обращения с отходами производства и потребления;

контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов производства и потребления;

контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в области обращения с отходами производства и потребления;

контроль за соблюдением требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами производства и потребления;

контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов производства и потребления;

контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов производства и потребления и вовлечению отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»