Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 23 октября 1996 г. N 903
"Об экспертной деятельности по оценке внеоборотных
активов в Республике Татарстан"
(с изменениями от 17 июля 1998 г., 25 июня 2001 г.)

  

   В целях установления правовых основ экспертной деятельности по оценке и переоценке внеоборотных активов в Республике Татарстан до принятия федеральных и республиканских законодательных актов Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение об экспертной деятельности по оценке внеоборотных активов в Республике Татарстан;

Положение о лицензировании экспертной деятельности по оценке внеоборотных активов в Республике Татарстан.

2. Возложить организационно-техническое обеспечение работы Республиканской межведомственной комиссии по оценочной деятельности при Кабинете Министров Республики Татарстан на Государственный комитет Республики Татарстан по вопросам промышленности и управлению государственным имуществом.

3. Органам государственного управления Республики Татарстан обеспечить прохождение аттестации специалистов, работающих в области экспертной оценки внеоборотных активов, в Республиканской межведомственной комиссии по оценочной деятельности при Кабинете Министров Республики Татарстан до 1 января 1997 года.

4. Преобразовать Комиссию по лицензированию деятельности специалистов по оценке недвижимости при Государственном комитете Республики Татарстан по вопросам промышленности и управлению государственным имуществом в Комиссию по лицензированию оценочной деятельности при Государственном комитете Республики Татарстан по вопросам промышленности и управлению государственным имуществом.

5. Лицензии, выданные Комиссией по лицензированию деятельности специалистов по оценке недвижимости при Государственном комитете Республики Татарстан по вопросам промышленности и управлению государственным имуществом, считать действительными до истечения срока, указанного в лицензии.

6. Обязать всех физических и юридических лиц, занимающихся независимой экспертной деятельностью по оценке внеоборотных активов, получить до 1 января 1997 г. лицензию на право осуществления оценочной деятельности в Комиссии по лицензированию оценочной деятельности при Государственном комитете Республики Татарстан по вопросам промышленности и управлению государственным имуществом.

7. Проведение независимой экспертной деятельности по оценке внеоборотных активов без лицензии с 1 января 1997 г. запрещается.

8. Считать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 ноября 1995 г. N 873 "О лицензировании деятельности специалистов по оценке недвижимости в Республике Татарстан".

Премьер-министр
Республики Татарстан                                      Ф.Х.Мухаметшин


Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан                               Н.Б.Бакиров

Утверждено
постановлением Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 23.10.96 г.      N 903

ПОЛОЖЕНИЕ

об экспертной деятельности по оценке внеоборотных
активов в Республике Татарстан

1. Настоящее Положение определяет правовые основы осуществления   в Республике Татарстан экспертной деятельности по оценке внеоборотных активов (далее именуется - оценочная деятельность) как независимой экспертизы по определению рыночной или иной стоимости следующих внеоборотных активов:

основных средств, в том числе зданий, сооружений, передаточных   устройств, машин и оборудования, транспортных средств, инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря, других видов основных средств;

незавершенного строительства; нематериальных активов, в том     числе прав на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности и прав на пользование природными и иными ресурсами;

инвестиций. Определение стоимости может производиться: при     совершении сделок купли-продажи, обмена, и любых других форм отчуждения внеоборотных активов; при передаче внеоборотных

активов, в том числе в лизинг; при разделе имущества предприятий     и организаций; при сдаче в аренду; при финансировании

инвестиционных проектов; при внесении имущества в качестве     залога; при аукционной распродаже; при списании в случае наличия

недоамортизированной части; при определении страховой стоимости;     при ипотечном кредитовании; при совершении нотариального

оформления актов наследования; при проведении процедуры банкротства; при создании совместных предприятий; при внесении

вкладов в уставный капитал хозяйственных обществ и не  коммерческих организаций;

при  рассмотрении  споров  в  судах   и    арбитраже;  

при  проведении  переоценки  основных  фондов;

при    проведении   контрольно-ревизионных   мероприятий.   

Определение    стоимости государственного (республиканского и коммунального) имущества при приватизации осуществляется в соответствии  с   действующим   законодательством  о  приватизации.  

Специальные  методики   по   оценке   стоимости   при    приватизации    должны  согласовываться  в  Республиканской  межведомственной  комиссии по  оценочной деятельности при Кабинете Министров Республики Татарстан  (далее именуется - Республиканская комиссия).

Положение применяется к оценочной деятельности любых субъектов,   в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и законами Республики Татарстан.

2. Под оценочной деятельностью понимается деятельность лица по   экспертной оценке (переоценке) внеоборотных активов, заключающаяся в определении рыночной или иной стоимости оцениваемого объекта с использованием специальных правил и методик.

3. Субъектами оценочной деятельности признаются индивидуальные   предприниматели, хозяйственные общества (товарищества), а также органы государственного управления, осуществляющие оценочную деятельность с соблюдением условий и требований, установленных настоящим Положением.

В случае объединения двух или более граждан, являющихся   индивидуальными предпринимателями и самостоятельными субъектами оценочной деятельности, в хозяйственное общество, субъектом оценочной деятельности признается указанное общество.

Субъекты оценочной деятельности далее именуются   профессиональными оценщиками.

Государственными профессиональными оценщиками являются   специалисты органов государственного управления, осуществляющие экспертную деятельность по оценке внеоборотных активов, не состоящих на балансе данного органа, на основании Положения о соответствующем органе.

Законодательством Республики Татарстан могут быть определены   специальные объекты, оценка которых осуществляется исключительно государственными профессиональными оценщиками.

Законодательством Республики Татарстан могут быть установлены и   иные ограничения на деятельность профессиональных оценщиков.

4. Профессиональные оценщики не могут быть связаны   административной (кроме государственных профессиональных оценщиков), родственной или иной зависимостью с собственником или распорядителем объекта оценки,

Профессиональные оценщики (кроме государственных   профессиональных оценщиков) обязаны обладать лицензией на право осуществления оценочной деятельности в соответствии с настоящим Положением.

Государственные профессиональные оценщики обязаны пройти   аттестацию в Республиканской комиссии.

5. Органы государственного управления, любые физические или   юридические лица на территории Республики Татарстан имеют право на проведение оценки любого принадлежащего им имущества профессиональными оценщиками на основании и условиях, предусмотренных настоящим Положением.

Органы государственного управления, физические и юридические   лица имеют право на повторную оценку этого же имущества другими профессиональными оценщиками.

6. К числу объектов оценочной деятельности, осуществляемой   профессиональными оценщиками, относятся любые внеоборотные активы организаций, предприятия в целом, а также инвестиционные проекты.

По отношению к определению объектов оценки, в частности, в случае спора об их отнесении к таковым, подлежат применению правила действующего гражданского законодательства. ональным оценщиком   рыночной   или  иной  стоимости  оцениваемого объекта. Для целей применения настоящего Положения:

под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, по которой может быть продан на открытом рынке в  условиях  конкуренции среди  продавцов  и  покупателей,  когда  те  и  другие  действуют разумно,  располагая всей необходимой информацией,  а на  величине цены не отражаются какие-либо особые обстоятельства;

под ограниченной   рыночной   стоимостью   понимается   наиболее вероятная  цена,  по  которой объект может быть продан на открытом рынке в условиях конкуренции среди покупателей, располагающих всей необходимой  информацией,  при  наличии  различных  ограничивающих условий продажи, в том числе: продавец обладает  монополией  на  оцениваемый  объект  в данной местности;

объект ранее  не  продавался  на  открытом  рынке;  

оплата может осуществляться различными видами платежей и  т.д.;  

ограничения, накладываемые  государственными органами;

под полной стоимостью воспроизводства понимается стоимость воспро- изводства точной копии объекта оценки на основе текущих цен из тех же или очень похожих комплектующих элементов и материалов. под полной  стоимостью  замещения  понимается  текущая стоимость объекта, аналогичного оцениваемому по основным параметрам;

под восстановительной    стоимостью   понимается   либо   полная стоимость воспроизводства,  либо полная стоимость замещения,  либо первоначальная стоимость объекта,  переоцененная на текущий период с    помощью    коэффициентов,    установленных    постановлениями Правительства Российской Федерации о переоценке основных фондов;

под остаточной восстановительной стоимостью понимается   стоимость, которая определяется на основе восстановительной стоимости с учетом износа, т.е. потери в стоимости и ценности объекта в результате его устаревания, изнашивания, эксплуатации и т.д. при учете стоимости восстановленных комплектующих элементов;

под ликвидационной стоимостью понимается денежная величина,   которую можно получить за объект, находящийся на балансе предприятия-банкрота, в условиях его продажи в течение ограниченного промежутка времени и отсутствии спроса на объект;

под стоимостью ускоренной ликвидации понимается денежная   величина, которую можно получить за объект, находящийся на балансе предприятия-банкрота, на открытых публичных торгах в условиях его срочной продажи для покрытия долгов кредиторам и при наличии соответствующего согласия кредиторов;

под начальной стоимостью аукциона понимается стоимость   выставляемого на аукцион объекта, определяемая с учетом рыночной стоимости аналогичного объекта;

под утилизационной стоимостью понимается стоимость комплектующих   элементов объекта, которые можно реализовать на открытом рынке при отсутствии спроса на объект;

под скраповой стоимостью понимается стоимость материалов, из   которых изготовлен объект, которые можно реализовать на открытом рынке как лом или вторсырье;

под залоговой стоимостью понимается стоимость объекта,   передаваемого в залог на определенных условиях;

под страховой стоимостью понимается полная стоимость   воспроизводства минус стоимость элементов, специально исключаемых из страховой суммы по правилам страхования;

под инвестиционной стоимостью понимается стоимость объекта   инвестиций, рассчитанная по специальным методикам по денежным доходам будущих периодов.

При определении стоимости необходимо учитывать затраты на   перемещение, разукомплектование, сборку и т.д.

Профессиональный оценщик безусловно обязан указать в отчете   заказчику какой вид стоимости он определяет и обосновать выбранный вид стоимости.

8. Оценка с привлечением профессиональных оценщиков является   обязательной в следующих случаях:

при определении начальной цены аукционов и конкурсов по продаже   и сдаче в аренду государственного и коммунального имущества;

при определении стоимости государственного и коммунального   имущества с целью его приватизации или передачи в доверительное управление, равно как при совершении коммерческих операций с его стоимостью;

при определении рыночной стоимости имущества, принадлежащего   физическим и юридическим лицам всех форм собственности;

при определении арендной платы при заключении договоров аренды   государственного или коммунального имущества;

при использовании государственного или коммунального имущества в   качестве залога:

при оценке стоимости для целей разрешения имущественных споров в   случае, когда одной из сторон спора выступает орган государственного или коммунального управления;

при ипотечном кредитовании физических и юридических лиц в случае   возникновения спора по оценке стоимости залога;

при обязательном государственном страховании, при определении   ущерба, причиненного застрахованному имуществу, в т.ч. находящемуся в доверительном управлении;

при определении ущерба при аварии, чрезвычайной ситуации, в т.ч.   при дорожно-транспортных происшествиях;

при переуступке прав владения государственным и коммунальным   имуществом или долговых обязательств;

при национализации имущества; при проверке стоимости вклада в     уставный капитал, осуществленного не в денежной форме.

9. Основанием проведения оценки объекта профессиональным   оценщиком является договор, заключаемый им с заказчиком.

Договором может быть предусмотрено проведение данным   профессиональным оценщиком оценки единичного объекта, ряда объектов либо долговременное обслуживание заказчика по заявлениям последнего. В последнем случае дополнительным основанием проведения профессиональным оценщиком оценки объекта является указанное письменное заявление заказчика.

В случаях, предусмотренных действующим процессуальным   законодательством, оценка объекта может быть проведена профессиональным оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда о назначении экспертизы, в т.ч. повторной экспертизы.

Расходы, связанные с проведением экспертной оценки, а также   вознаграждение эксперту подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном действующим законодательством.

10. Договор об оценке объекта подлежит заключению   профессиональным оценщиком с заказчиком в письменной форме, не требующей нотариального удостоверения.

Договор должен соответствовать требованиям Гражданского Кодекса   Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан и обязательно содержать сведения о квалификации профессионального оценщика, включая указание на квалификационный сертификат и лицензию оценщика, их порядковый номер, дату выдачи и наименование органов, выдавших сертификат и лицензию.

В договоре об оценке единичного объекта либо ряда объектов   обязательным условием является точное указание на оцениваемый объект (объекты), определяемое в т.ч. путем описания.

11. Заключение (отчет) об оценке не должно допускать   неоднозначного толкования.

В случае, если определяется иная стоимость, нежели рыночная, в   заключении должны быть обязательно указаны критерии оценки и причины отступления от цели определения рыночной стоимости объекта оценки.

Заключение об оценке объекта, составляемое профессиональным   оценщиком, должно в обязательном порядке содержать следующие сведения:

указание на дату составления и порядковый номер заключения по   учету оценщика;

указание на основание проведения оценщиком оценки объекта;

сведения об оценщике, включая сведения о квалификационном сертификате и лицензии на  право  осуществления  оценочной  деятельности; стаж   работы   оценщика.  

В   случае   выступления   в  качестве профессионального    оценщика    хозяйственного    общества    или товарищества - также сведения о работнике (работниках), фактически проводивших оценку; точные сведения  об оцененном объекте (объектах),  а по объектам оценки,  принадлежащим   государству,   в   обязательном   порядке указываются   реквизиты   балансодержателя,   а  также  балансовая стоимость объекта оценки; указание на предмет оценки путем определения того вида стоимости объекта, который был установлен в результате оценки; перечень документов,  использованных оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки; указание на     специальную     методику    (правила)    оценки, использованную   оценщиком   для    определения    соответствующей стоимости,  обоснование  ее  использования  при  проведении оценки данного объекта,  перечень использованных  при  проведении  оценки данных с указанием источников их получения; расчет оценки объекта и ее  результат,  а  также  ограничения  и пределы применения полученного результата; юридический адрес,   расчетный   счет   и   телефоны   оценщика. Заключение   (отчет)   об  оценке  может  содержать  также  иные сведения, являющиеся, по  мнению  оценщика,  существенно важными для полноты отражения примененного им  метода  расчета  стоимости  конкретного объекта. Заключение (отчет) об оценке не  должно  содержать  подчисток  и исправлений. Для оценки  отдельных  видов  внеоборотных  активов  действующим законодательством   могут   быть   предусмотрены   специальные   и обязательные к использованию  формы  заключений  (отчетов)  об  их оценке, утверждаемые Республиканской комиссией. ностей, возложенных  на  него  договором,  является  своевременное составление и передача заказчику  заключения  (отчета)  об  оценке объекта в письменной форме.  Заключение подлежит собственноручному подписанию  профессиональным   оценщиком,   а   в   случае,   если профессиональный  оценщик  является  хозяйственным  обществом  или товариществом,  подписанию работником (работниками), осуществившим оценку  и  обладающим  необходимой  квалификацией,  удостоверенной квалификационным   сертификатом,   и   утверждению   руководителем общества (товарищества). Заказчик проведения оценки и  профессиональный  оценщик  обязаны сохранять  заключение  об  оценке  объекта  в течение трех лет (не менее).

13. Заключение профессионального оценщика может быть   использовано судебными органами при рассмотрении соответствующих споров.

14. Физические лица, получившие лицензию в соответствии с   настоящим Положением и Положением о лицензировании экспертной деятельности по оценке внеоборотных активов в Республике Татарстан, могут заниматься оценочной деятельностью:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»