Недействующий

Закон Республики Татарстан
от 19 октября 1993 г. N 1982-XII
"Об образовании"
(введен в действие Постановлением ВС РТ от 20 октября 1993 г. N 1993-XII)

(с изменениями на 9 июля 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2013 года на основании Закона РТ от 22.07.2013 N 68-ЗРТ.
____________________________________________________________________


____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Республики Татарстан от 2 июля 1997 г. N 1247

Законом Республики Татарстан от 17 января 2002 г. N 1286

Законом Республики Татарстан от 29 мая 2004 г. N 36-ЗРТ

Законом Республики Татарстан от 19 июня 2006 г. N 41-ЗРТ

Законом Республики Татарстан от 3 июля 2009 г. N 26-ЗРТ

Законом Республики Татарстан от 11 января 2010 г. N 1-ЗРТ

Законом Республики Татарстан от 14 октября 2010 г. N 67-ЗРТ

Законом Республики Татарстан от 30 июня 2011 г. N 40-ЗРТ

Законом Республики Татарстан от 18 ноября 2011 г. N 92-ЗРТ

Законом Республики Татарстан от 11 июня 2012 г. N 36-ЗРТ

Законом Республики Татарстан от 9 июля 2012 г. N 43-ЗРТ

____________________________________________________________________

        


Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных образовательных уровней, что подтверждается соответствующим документом об образовании.

Уровень образования, воспитания и культуры личности обеспечивается совместными усилиями государства, семьи, общественных объединений и самой личности.

Раздел I. Общие положения


Статья 1. Реализация государственной политики в сфере образования в Республике Татарстан

Организационной основой реализации государственной политики в области образования является Комплексная республиканская целевая программа развития образования в Республике Татарстан.

Статья 2. Законодательство Республики Татарстан об образовании

1. Законодательство Республики Татарстан об образовании основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Татарстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан об образовании.

2. Задачами законодательства Республики Татарстан в области образования являются:

- обеспечение и защита конституционного права на образование;

- создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования в Республике Татарстан;

- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования;

- определение принципов реализации государственной политики в области образования в Республике Татарстан.

3. Юридические и физические лица, нарушившие законодательство Республики Татарстан об образовании, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Статья 3. Право граждан на образование

1. Граждане в Республике Татарстан имеют право на получение образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

2. Право граждан на образование обеспечивается государством путем создания системы образования в Республике Татарстан и социально-экономических условий для получения образования.

3. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются законом Республики Татарстан для образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Татарстан, и муниципальных образовательных учреждений.

4. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.1. Государство оказывает гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и (или) федеральных государственных требований в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Республики Татарстан и муниципальных образовательных учреждений.

5. Отдельные категории граждан в соответствии с федеральным законодательством имеют право на поступление без вступительных испытаний, вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний либо преимущественное право на поступление в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

6. Республика Татарстан оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.

7. Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

Статья 4. Основные принципы реализации государственной политики в области образования в Республике Татарстан

Основными принципами реализации государственной политики в области образования в Республике Татарстан являются:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Статья 5. Национальные образовательные учреждения

Деятельность национальных образовательных учреждений направлена на возрождение национального самосознания личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. В национальных образовательных учреждениях обучение и воспитание проводятся на основе концепции развития образования в Республике Татарстан и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Статья 6. Язык (языки) обучения

1. Граждане Российской Федерации в Республике Татарстан имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

2. Татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах.

3. В целях обеспечения качественной подготовки и переподготовки специалистов соответствующих профессий преподавание в учреждениях высшего и среднего профессионального образования ведется на государственных языках Республики Татарстан, а также на иностранных.

4. Кабинет Министров Республики Татарстан в соответствии с международными соглашения и соглашениями с субъектами Российской Федерации оказывает содействие в получении необходимого образования на родном языке лицам татарской национальности, проживающим вне территории Республики Татарстан.

Статья 7. Обеспечение реализации региональных, национальных и этнокультурных особенностей в примерных основных образовательных программах

Орган исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющий управление в сфере образования, принимает участие в разработке примерных основных образовательных программ в соответствии с региональными, национальными и этнокультурными особенностями на основе федеральных государственных образовательных стандартов и (или) федеральных государственных требований.

Раздел II. Система образования в Республике Татарстан


Статья 8. Понятие системы образования

Система образования в Республике Татарстан представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Статья 9. Форма получения образования

1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".

Статья 10. Образовательные программы

1. В Республике Татарстан реализуются следующие образовательные программы:

а) общеобразовательные (основные, дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств);

б) профессиональные (основные, дополнительные);

в) профессиональной подготовки.

2. Основные общеобразовательные программы решают задачи формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания условий для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

3. К основным общеобразовательным относятся программы:

а) дошкольного образования;

б) начального общего образования;

в) основного общего образования;

г) среднего (полного) общего образования.

4. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К основным профессиональным относятся программы:

а) начального профессионального образования;

б) среднего профессионального образования, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;

в) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

г) послевузовского профессионального образования.

4.1. В целях создания условий для художественного образования и эстетического воспитания граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств, в Республике Татарстан реализуются интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающим получение этими гражданами основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования, удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся, направленных на развитие их творческих способностей, право на обучение по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения с учетом особенностей содержания и организации учебного процесса.

5. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

5.1. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Основные образовательные программы высшего профессионального образования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

5.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования, обязательные при реализации такой образовательной программы.

5.3. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) устанавливаются федеральные государственные требования.

Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, для обучающихся в ординатуре, интернатуре - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»