Недействующий

О Республиканской целевой программе "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы (утратило силу)

Финансово-экономические механизмы реализации Программы

Реализация Программы будет осуществляться при государственной финансовой поддержке. Такая поддержка энергосбережения широко используется в промышленно развитых странах. Государственная финансовая поддержка способствует привлечению кредитов и других инвестиционных ресурсов.

Государственная финансовая поддержка энергосбережения предоставляется преимущественно на возвратной основе, на льготных условиях и на ограниченный срок исходя из значимости и сроков окупаемости проектов.

В настоящий момент соотношение между стоимостью энергии и затратами на энергосбережение не стимулирует предприятия вкладывать собственные значительные средства в экономию энергии.

С ростом цен на первичные энергоносители условия для инвестиций в энергосбережение станут более привлекательными. Окупаемость затрат на реализацию большинства энергосберегающих проектов и программ сократится до 1-2 лет, что позволит снизить государственную финансовую поддержку энергосбережения. Однако, как показывает мировой опыт, и в этом случае следует сохранить государственную финансовую поддержку и стимулирование энергосбережения.

Для ограничения излишнего расходования ТЭР в республике вводятся лимиты на использование этих энергоресурсов бюджетными организациями. Порядок установления лимитов определяется постановлением Кабинета Министров РТ.

В современных экономических условиях основным фактором, сдерживающим проведение энергосберегающих мероприятий, является отсутствие свободных средств как в бюджете республики, так и у предприятий - потребителей энергии. Поэтому необходимо использовать механизмы, позволяющие финансировать проекты в условиях недостатка средств. К таким механизмам относятся:

5.1. Использование возвратных схем финансирования энергосберегающих проектов.

Основным механизмом государственной поддержки Программы принят механизм предоставления бюджетных кредитов под защищенные бизнес-планами конкретные проекты. Бюджетные кредиты покрывают лишь часть затрат на осуществление энергосберегающих проектов, при этом остальные затраты потребители энергии покрывают из собственных средств, заемных средств и средств, сэкономленных за счет выполнения энергосберегающих проектов. Бюджетный кредит предоставляется на возвратной основе сроком на 5 лет на льготных условиях.

Возможно использование схем возвратного финансирования из средств коммерческих банков под гарантии Правительства Республики Татарстан.

5.2. Использование тарифного кредитования для повышения энергетической эффективности.

Федеральный закон "Об энергосбережении" определяет, что при расчете тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитываться экономически обоснованные затраты потребителями электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Отпуск ТЭР с отсрочкой платежей в виде тарифного кредита осуществляется энергоснабжающей организацией в рамках действия настоящей Программы по решению Кабинета Министров Республики Татарстан под конкретные инвестиционные проекты особо значимых направлений энергосберегающей и социальной политики при условии невозможности решения таких задач за счет собственных средств предприятий или получения банковского кредита и бюджетного финансирования.

Размещение тарифных кредитов осуществляется в соответствии с приоритетами основных направлений структурной политики Программы на конкурсной основе. При этом предпочтение должно отдаваться реализации особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов сроком до 1-3 лет.

5.3. Предоставление предприятиям и организациям - потребителям энергоносителей, финансируемым из бюджета, прав на распоряжение сэкономленными энергоресурами.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.06. 98 г. N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России" для предприятий, частично или полностью финансируемых из федерального бюджета, достигнутая экономия бюджетных средств от внедрения энергосберегающих мероприятий в бюджетной организации или федеральном ведомстве остается в распоряжении этой организации или федерального ведомства на период окупаемости проектов плюс один год.

Это же положение целесообразно использовать для стимулирования энергосбережения в организациях, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.

По истечении срока окупаемости мероприятий и использования не менее чем в течение года полученной экономии каждое бюджетное вложение в энергосбережение должно заканчиваться уменьшением бюджетного финансирования на величину экономии.

5.4. Стимулирование энергосбережения с использованием дотаций населению.

Механизм предполагает отмену льготных тарифов и применение прямых дотаций и инвестиций для выполнения проектов обеспечения энергоэффективности. Для социальной поддержки населения взамен льготных тарифов целесообразно использовать прямые дотации населению из местных бюджетов или внебюджетных фондов. При этом дотируется, например, не величина израсходованной энергии, а используемый потребителем стандартный набор энергосберегающего оборудования бытового назначения.