Постановление бюро Татарского обкома КПСС
и Совета Министров Татарской АССР
от 20 октября 1987 г. N 439
"Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 года
N 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и
материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей"


В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г. N 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отмечено, что предусмотренные Партией и Правительством меры по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются медленно и неполно.

Современные проблемы детей-сирот не стали предметом изучения и анализа партийных комитетов, исполкомов местных Советов народных депутатов, соответствующих министерств и ведомств.

Государственные учреждения, правоохранительные органы, общественные организации и трудовые коллективы не полностью используют свои возможности в защите прав и интересов этой категории детей, крайне недостаточно ведут работу по укреплению семьи, повышению ответственности родителей за воспитание детей, подготовку их к жизни, труду.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР:

Считают важнейшей задачей государственных органов и общественных организаций воспитание, обучение и материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание всех необходимых условий для их всестороннего и гармоничного развития, надежной защиты интересов таких детей, их профессиональной подготовки и гражданского становления на основе социальной справедливости, гарантированной социалистическим обществом,

Решили создать Советский детский фонд имени В.И.Ленина всесоюзную массовую организацию, объединяющую усилия отдельных граждан, трудовых коллективов, учреждений, общественных организаций и творческих союзов, призванную всемерно развивать ленинские традиции бережного, заботливого отношения к детям.

Обязали Министерство просвещения СССР, Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию, Министерство высшего и среднего специального образования СССР и Министерство здравоохранения СССР совместно с Советами Министров союзных республик с учетом специфики детских учреждений и учебных заведений определить конкретные меры по коренному улучшению воспитания находящихся в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, искоренению формализма и казенщины в организации их жизни, формированию у них высоких нравственных качеств и культуры поведения, коммунистических убеждений и советского патриотизма.

В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы сосредоточить усилия педагогических коллективов детских домов и школ-интернатов на постоянном совершенствовании учебно-воспитательного процесса, создавать необходимые условия для успешного овладения знаниями, своевременного получения среднего образования.

Установили, что общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организуются в составе I-VIII (I-IX) классов - при наличии не менее 200 детей на одну школу-интернат и в составе I-X (XI) классов - при наличии не менее 240 учащихся на одну школу-интернат.

Обязали Министерство просвещения СССР ввести с 1 сентября 1987 года в школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: наполняемость классов и воспитательных групп для учащихся I-X (IX) классов - до 25 человек; для учащихся IХ-Х (Х-ХI) классов - до 20 человек.

Признали целесообразным:

рассмотреть вопрос о создании для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ряда региональных специализированных средних школ-интернатов с углубленным изучением отдельных учебных предметов, отраслей знаний, видов искусства и спорта в составе IX-X (Х-ХI) классов;

организовать начиная с 1988 года на базе педагогических институтов отделения по подготовке воспитателей для работы в детских домах и школах-интернатах;

освободить от платы за обучение в спортивных, художественных и музыкальных школах, школах искусств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах и в средних профессионально-технических училищах. Создавать филиалы этих школ непосредственно в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

установить для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах, школах-интернатах, средних профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях, единый билет, дающий право на бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений, бесплатный проезд в общественном городском (пригородном) транспорте (кроме такси).

Одобрили предложение ВЦСПС о создании в 1988-1989 годах в каждом детском доме и школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств профсоюзного бюджета детских (подростковых) клубов профсоюзов.

Поручили Госстрою СССР, Советам Министров союзных республик осуществлять строительство новых и реконструкцию существующих домов ребенка, детских домов и школ-интернатов, а также загородных дач и санаторных детских домов только по проектам, отвечающим современным требованиям, с учетом научно-педагогических и медицинских рекомендаций, климатических, национальных и других особенностей, с обязательным строительством мастерских и комплексов оздоровительно-реабилитационных объектов (бассейн, зал лечебной физкультуры, физиотерапевтические и другие кабинеты) для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий.

Решили целесообразным направлять начиная с 1988 года часть средств, полученных в результате проведения всесоюзных коммунистических субботников, на строительство домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, загородных дач для дошкольных детских домов, санаторных детских домов, а также школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.

Обязали Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов:

обеспечить в XII пятилетке каждый дом ребенка, детский дом и школу-интернат микроавтобусом, автобусом, а в случае необходимости и грузовым автомобилем.

Поручили Госплану СССР и Госснабу СССР предусматривать начиная с 1988 года в проектах годовых государственных планов экономического и социального развития выделение Советам Министров союзных республик для домов ребенка, детских домов и школ-интернатов указанного автотранспорта;

закрепить за домами ребенка, детскими домами и школами-интернатами всех типов автотранспортные предприятия общего пользования для проведения в порядке шефской помощи технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, принадлежащих этим учреждениям.

Поручили Министерству просвещения СССР ввести с 1 сентября 1987 года в штаты детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: должность медицинской сестры для обеспечения круглосуточного дежурства; по 0,5 единицы должностей врача-стоматолога, медицинской сестры по физиотерапии и инструктора по лечебной физкультуре при количестве воспитанников до 200 человек, по 1 единице указанных должностей в этих учреждениях с количеством воспитанников свыше 200 человек.

Профсоюзы и органы народного образования, здравоохранения должны предусмотреть полное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей бесплатными путевками в пионерские лагеря, в том числе санаторного типа, пансионаты и профилактории, дома отдыха, студенческие спортивно-оздоровительные лагеря, а при наличии медицинских показаний - в санатории соответствующего профиля. Расходы, связанные с проездом воспитанников, учащихся и студентов (а при необходимости и сопровождающих их лиц) до места отдыха в указанных учреждениях и обратно, а также приобретением в отдельных случаях дополнительных путевок, производить за счет ассигнований, выделяемых на содержание детских домов и школ-интернатов, средних профессионально-технических училищ, высших и средних специальных учебных заведений.

В целях дальнейшего улучшения условий жизни воспитанников домов ребенка, детских домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в школах-интернатах всех типов установили денежные нормы:

расходов на питание на одного ребенка в день (без учета наценки, выплачиваемой предприятиям общественного питания) в домах ребенка - 1 руб.5 коп., для воспитанников дошкольного возраста - 1 руб.70 коп., для воспитанников школьного возраста - 2 рубля;

на обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем воспитанников, включая воспитанников дошкольного возраста в школах-интернатах (приложение N 2), а в домах ребенка - из расчета 230 рублей в год на одного ребенка;

расходов на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря на ежегодное пополнение в среднем на одного воспитанника школьного возраста - 411 рублей, дошкольного возраста - 287 рублей.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (в том числе выпускникам профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений), при поступлении в средние профессионально-технические училища, высшие и средние специальные учебные заведения разрешили выдавать комплект новой одежды и обуви (в пределах 200 рублей), а также денежное пособие в размере 50 рублей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (не находящиеся под опекой, попечительством), обучающиеся в этих учебных заведениях, зачисляются на полное государственное обеспечение и в период обучения обеспечиваются бесплатно питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем по денежным нормам, установленным для детей школьного возраста, а находящиеся под опекой (попечительством) обеспечиваются в период учебного процесса бесплатным горячим питанием из расчета 80 копеек в день на каждого;

разрешили выдавать воспитанникам детских домов, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в школах-интернатах всех типов, в средних профессионально-технических училищах, в высших и средних специальных учебных заведениях, находившимся на полном государственном обеспечении, при их трудоустройстве одежду, обувь, мягкий инвентарь и оборудование по перечню (приложение N 3) из расчета 1140 рублей на человека, а также денежное пособие на первоначальные расходы в размере 100 рублей с 1 сентября 1987 года.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством), в период обучения в общеобразовательной школе разрешили выдавать

бесплатно школьную, спортивную и пионерскую формы, а также обеспечивать их завтраками за счет средств фонда всеобуча. При поступлении их на работу после окончания учебного заведения выплачивать им за счет средств предприятия, учреждения, организации единовременное пособие в размере 100 рублей и приобретать необходимую одежду, обувь и другое имущество (в пределах 300 рублей);

разрешили ректорам вузов, директорам средних профессионально-технических и средних специальных учебных заведений оплачивать (по нормам служебных командировок) в период каникул учащимся и студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суточные расходы за время пребывания в пути и проезд в те учреждения или семьи, где они воспитывались, за счет ассигнований на содержание учебных заведений.

Предоставили право директорам детских домов и школ-интернатов разрешать бывшим воспитанникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в высших, средних специальных учебных заведениях и средних профессионально-технических училищах, проводить в детском доме или школе-интернате каникулы с бесплатным проживанием и питанием.

Установили с 1 января 1988 года для детских домов и школ-интернатов всех типов норму расходов на приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг для библиотек и на культурно-массовую работу - 120 рублей на одного воспитанника в год. Разрешили выдавать из этих средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в указанных учреждениях, на личные расходы 24 рубля в год на человека.

Установили, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания 8 (9) или 10 (11) классов общеобразовательной школы, среднего профессионально-технического училища принимаются в высшие и средние специальные учебные заведения вне конкурса. При этом учебное заведение обязано предоставлять указанным учащимся общежитие (жилье).

Ректорам вузов и директорам средних специальных учебных заведений и средних профессионально-технических училищ совместно с комсомольскими, профсоюзными организациями и органами студенческого и ученического самоуправления ежегодно оказывать за счет стипендиального фонда, а также средств, предусмотренных на содержание этих учебных заведений, материальную помощь студентам и учащимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере до 100 рублей.

Разрешили выдавать учащимся и студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачисленным на полное государственное обеспечение, не выезжающим в места организованного отдыха в дни каникул, а также в период болезни наличные деньги в пределах установленной денежной нормы на питание с учетом торговой наценки.

Установили учащимся средних профессионально-технических училищ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на полном государственном обеспечении, стипендию в размере 30 рублей в месяц. Разрешили выплачивать учащимся в период производственного обучения и производственной практики 100% заработанных ими сумм, а обучающимся в средних специальных учебных заведениях в период производственной практики - стипендию независимо от получаемой ими заработной платы.

Установили, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучения в среднем или высшем учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.

В целях дальнейшего повышения эффективности и улучшения условий труда работников домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительно к ранее установленным льготам ввели с 1 сентября 1987 года для указанных работников дополнительную оплату за работу в ночное время в размере 35% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время;

установили воспитателям, обслуживающему персоналу, среднему медицинскому персоналу, а также рабочим доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ (в том числе за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника) в размере до 50% оклада (ставки) по основной работе в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

установили помощникам воспитателей дошкольных групп детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отпуск продолжительностью 24 рабочих дня.

Обязали Министерство просвещения СССР по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, внести дополнения в перечень категорий работников, имеющих право на повышение должностных окладов на 20%.

Распространили действие ряда льгот, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 января 1985 г. N 85 "О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах" на инструкторов по труду, музыкальных руководителей, руководителей кружков, инструкторов по физкультуре детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Бюро обкома КПСС и Совет Министров Татарской АССР отмечают, что недостатки в работе интернатных учреждений, указанные в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г. N 872, имеют место и в нашей республике.

Министерство просвещения ТАССР, Министерство здравоохранения ТАССР, горкомы и райкомы партии, исполкомы городских и районных Советов народных депутатов слабо объединяют усилия предприятии и организаций, трудовых коллективов, не используют их возможности для укрепления материально-технической базы домов ребенка, детских домов и школ-интернатов. Крайне медленно ведется реконструкция и капитальный ремонт Менделеевской школы-интерната, неоправданно затянулся ремонт Зеленодольской и Аэнакаевекой школ-интернатов, дома ребенка N 2 г.Казани.

Отдельные школы-интернаты Алексеевского, Арского районов и г.Альметьевска неудовлетворительно укомплектованы педагогическими и медицинскими кадрами с соответствующим образованием.

Государственным комитетом ТАССР по материально-техническому снабжению, Министерством торговли ТАССР, Татпотребсоюзом и Управлением общественного питания при Совете Министров ТАССР не принимаются исчерпывающие меры к полному обеспечению детских интернатных учреждений качественными и в надлежащем ассортименте добротной одеждой и обувью, мебелью, инвентарем, оборудованием, канцелярскими товарами и игрушками. Не все интернатные учреждения обеспечены транспортными средствами, недостаточно выделяются фонды на горюче-смазочные материалы.

Существенные недостатки имеются в организации питания. Не организовано первоочередное снабжение овощами, фруктами воспитанников Буинской, Зеленодольской школ-интернатов, с перебоями обеспечиваются творогом, маслом и рыбой и все остальные интернатные учреждения.

Бюро обкома КПСС и Совет Министров Татарской АССР постановляют:

1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г. N 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принять к руководству и исполнению.

2. Горкомам и райкомам партии, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов повысить персональную ответственность руководителей органов просвещения и здравоохранения, профессионально-технического образования, учебных заведений, предприятий, организаций и учреждений за воспитание и обучение детей-сирот, не допускать формального, бюрократического отношения к их судьбам, проявления к ним черствости, бездушия, давать этим фактам принципиальную партийную оценку, Работу детских интернатных учреждений взять под строгий контроль, навести в них порядок, добиться качественных перемен в работе, создать обстановку всеобщего внимания и повседневной заботы о детях-сиротах.

3. Принять к сведению, что постановлением Совета Министров ТАССР от 16.02.1967 г. N 69 "О ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.01.85 г. "О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах" установлены задания министерствам и ведомствам ТАССР, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов по обеспечению домов ребенка, детских домов, школ-интернатов педагогическими и медицинскими кадрами, выделению им квартир, строительству, реконструкции и капитальному ремонту интернатных учреждений и обеспечению их мебелью и оборудованием на 1987-1990 годы и потребовать от них своевременного выполнения установленных заданий.

4. Министерству просвещения ТАССР, Министерству здравоохранения ТАССР, отделам народного образования и здравоохранения рай(гор)исполкомов совместно с партийными и советскими органами обеспечить проведение в 1988 году аттестации всех директоров и заместителей директоров детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также главных врачей домов ребенка. Назначать на эти должности лучших специалистов, обладающих необходимой квалификацией и опытом работы.

Обкому ВЛКСМ ежегодно направлять по комсомольским путевкам в детские дома и школы-интернаты лучших комсомольцев для работы в качестве учителей, воспитателей и старших пионерских вожатых, создать в этих учреждениях комсомольские педагогические отряды для организации содержательного досуга детей, развития их технического и художественного творчества.

5. Министерству просвещения ТАССР, Министерству здравоохранения ТАССР, исполкомам районных и городских Советов народных депутатов создать в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физиотерапевтические и другие кабинеты для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, выделять для этих целей медикаменты, а также фонды на соответствующую аппаратуру и оборудование и обеспечивать их техническое обслуживание. До 1 сентября 1988 года провести медицинские осмотры всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, семьях, а также обучающихся в вузах, средних специальных учебных заведениях и профессионально-технических училищах, поставить их на диспансерный учет, обеспечив в последующем постоянное медицинское наблюдение и своевременное лечение.

6. Министерству просвещения ТАССР, Министерству здравоохранения ТАССР, Госплану ТАССР, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов установить постоянный контроль за ходом строительства домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить в XII пятилетке ввод в действие этих учреждений в соответствии с установленными заданиями. Предусмотреть в проектах годовых и на XIII пятилетку планов государственные заказы на строительство и ввод в эксплуатацию за счет капитальных вложений домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также учреждений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, имея в виду обеспечить размещение всех детских интернатных учреждений в благоустроенных помещениях, отвечающих современным требованиям.

7. Горкомам и райкомам КПСС, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов, министерствам и ведомствам ТАССР, хозяйственным руководителям обеспечить более активное участие предприятий, объединений и организаций в шефстве над домами ребенка, детскими домами и школами-интернатами. При этом в установленном порядке:

- осуществлять за счет собственных средств предприятий и объединений строительство, реконструкцию, ремонт и хозяйственное обслуживание домов ребенка, детских Домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создавать и оборудовать в детских домах и школах-интернатах учебные цехи, участки, кабинеты, лаборатории в качестве структурных подразделений этих предприятий, объединений и организаций и выделять квалифицированных рабочих и специалистов для трудового обучения и профессиональной ориентации воспитанников;

- передавать безвозмездно домам ребенка, детским домам и школам-интернатам помещения, транспорт, материалы для хозяйственных нужд этих учреждений, а также оборудование для жилых и иных помещений, инструменты и приборы для оснащения учебных кабинетов и мастерских.

8. Исполкомам городских и районных Советов народных депутатов, Госагропрому ТАССР и Министерству просвещения ТАССР завершить в XII пятилетке создание при всех сельских и городских (где для этого имеются условия) детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подсобных хозяйств. Предусмотреть первоочередное снабжение их техникой, посевными материалами, удобрениями, молодняком продуктивных пород скота и предоставление других льгот для обеспечения развития этих хозяйств, а также выделение необходимых сельскохозяйственных угодий.

9. Партийным, профсоюзным и комсомольским организациям, руководителям объединений, предприятий и организаций, совхозов и колхозов, высших и средних специальных учебных заведений проявлять постоянную заботу о молодых рабочих, колхозниках, студентах и учащихся - бывших воспитанниках детских домов и школ-интернатов, закреплять за ними наставников из числа ветеранов труда, передовиков и новаторов производства, привлекать их к активному участию в общественной жизни, создавать им условия для профессионального и культурного роста.

10. В целях приобщения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к достижениям советского и зарубежного искусства, воспитания и развития у них музыкальных, художественных и других способностей и дарований Министерству культуры ТАССР, Союзу писателей ТАССР, Союзу композиторов ТАССР, Союзу художников ТАССР, Союзу журналистов ТАССР совместно с Министерством просвещения ТАССР, Государственным комитетом ТАССР по профессионально-техническому образованию, Татарским областным советом профсоюзов и обкомом ВЛКСМ систематически проводить в детских домах, школах-интернатах, средних профессионально-технических училищах концерты, выставки изобразительного и других видов искусств, творческие встречи с писателями, журналистами, поэтами, композиторами, художниками, театральными деятелями и артистами.

Татарскому творческо-производственному комбинату Художественного фонда РСФСР по согласованию с органами народного образования практиковать безвозмездную передачу домам ребенка, детским домам, школам-интернатам, средним профессионально-техническим училищам произведений изобразительного и прикладного искусства, выполненных советскими художниками.

11. Исполкомам городских и районных Советов народных депутатов, Министерству торговли ТАССР, Татпотребсоюзу и Госагропрому ТАССР улучшить снабжение домов ребенка, детских домов и школ-интернатов всех типов, других детских учреждений продуктами питания, фруктами и овощами в соответствии с нормами питания и контингентом детей.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 31 июля 1987 года N 872 установили, что выделяемые колхозами и совхозами для домов ребенка, детских домов и школ-интернатов, других детских учреждений продукты питания засчитываются в выполнение государственного плана закупок.

12. Госплану ТАССР, Госснабу ТАССР выделять ежегодно по внерыночным фондам органам народного образования и здравоохранения по их заявкам высококачественные и разнообразные ткани, одежду и обувь, товары культурно-бытового, спортивного назначения и хозяйственного обихода, мягкий инвентарь, мебель и другое оборудование для домов ребенка, детских домов и школ-интернатов всех типов.

13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отделы науки и учебных заведений обкома КПСС и социально-культурных учреждений Управления Делами Совета Министров ТАССР.

Секретарь Татарского
обкома КПСС А.А.Родыгин

Председатель Совета
Министров ТАССР М.Ш.Шаймиев

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»