Комментарий Управления Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Республике Татарстан
"Особенности проведения реструктуризации
задолженности в бюджеты РТ и РФ"

В целях урегулирования проблемы задолженности организаций по обязательным платежам в республиканский бюджет и создания условий для их экономического оздоровления ежегодно, начиная с 1997 г. Законом РТ о бюджетной системе Республика Татарстан на очередной год принимается решение о проведении реструктуризации задолженности предприятий перед республиканским бюджетом по налогам, сборам, а также начисленным пеням и штрафам.

Каждый год она имеет свои особенности. До 1999 года она проводилась по аналогии с порядком, установленным для платежей в федеральный бюджет. Проведение реструктуризации по задолженности перед республиканским бюджетом в 1999 году Республика Татарстан начала в более ранние сроки (Указ Президента РТ принят 19.04.99 г.) и потому пошла своим путем. Реструктуризация по налоговым платежам в республиканский бюджет в 1999 г. проводилась в порядке отличном от порядка проведения реструктуризации по задолженности в федеральный бюджет, осуществляемой по постановлению Правительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002.

Реструктуризация по задолженности в республиканский бюджет проводилась только по предприятиям промышленности. Республиканским постановлением не предусмотрена в качестве условия для принятия решения о проведении реструктуризации своевременная и полная уплата текущих платежей за 2 месяца до даты подачи заявления. Отличны и условия для ее проведения: по республиканскому постановлению допускается нарушение сроков внесения текущих платежей не более 2 раз в квартал при условии компенсации платежей в том же квартале, по федеральному постановлению условия более жесткие - своевременная и полная уплата текущих платежей. Аналогично федеральному порядку в 1999 году не требовалось обеспечения залогом имущества должника в пределах его задолженности.

Иным путем проводилась сама реструктуризация. Так, если по федеральному бюджету она проводилась путем рассрочки по налогам на 6 лет, по пеням и штрафам - в течение последующих 4 лет. По республиканским условиям - путем отсрочки задолженности на год и далее рассрочки по уплате задолженности в течении последующих 3 лет равными долями.

По республиканскому порядку отсутствуют дополнительные стимулы к досрочному гашению задолженности: так при досрочном гашении половины задолженности перед федеральным бюджетом и своевременной и полной уплате текущих платежей списывается половина долга по пеням и штрафам, а при погашении реструктурированной задолженности в течении 4 лет и полном и своевременном внесении текущих платежей долг по пеням и штрафам списывается полностью.

По республиканскому же порядку таких льгот нет: задолженность по пеням и штрафам списывается пропорционально погашенной сумме основного долга. По результатам работы за 1999 г. 125 организаций обратились в соответствующие органы за правом проведения реструктуризации задолженности в республиканский бюджет, задолженность этих организаций перед бюджетом составила около 900,0 млн.руб. Принято решений на проведение реструктуризации по 121 предприятию на общую сумму задолженности 866,7 млн.руб. Однако, 2 организации не выдержали условий ее проведения и потеряли право на отсрочку платежей в республиканский бюджет.

В целях поддержки товаропроизводителей, обеспечения роста объемов производства и реализации продукции собственного производства ежегодно (1998 и 1999 гг.) принимаются меры налогового стимулирования. Промышленные предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость в доле зачисляемой в республиканский бюджет и местный бюджеты, налогов на пользователей дорог, реализацию ГСМ и отчислений в фонд НИОКР в части приходящейся на прирост объемов продукции произведенной и реализованной сверх прогнозных показателей, учтенных при формировании бюджета. Указанные льготы предоставляются при безусловном выполнении определенных обязательств, принимаемых на себя предприятиями, одним из которых является своевременная и полная уплата текущих налоговых платежей. Яркий пример результатов подобного стимулирования - ОАО "Нижнекамскнефтехим". При взятых на себя обязательствах обеспечить в 1999 г. прирост объемов производства и реализации продукции относительно предыдущего года не менее 2,4% и достижение рентабельности товарной продукции не менее 8% (льготируется сверх 12%), предприятие обеспечило прирост объемов производства по результатам 9 мес. 1999 г. на уровне 12,8% и рентабельность продукции достигнута в размере 23%. При этом ОАО "Нижнекамскнефтехим" обеспечивает текущие платежи в республиканский бюджет, Пенсионный фонд, обеспечивает своевременную выдачу заработной платы, сохраняет численность работающих. Сумма полученных льгот составила 167,0 млн.руб.

Основной проблемой в работе по принудительному взысканию недоимки в 2000 г. является взыскание налога за счет имущества организации-недоимщика по решению налогового органа через систему судебных приставов. Передача функций взыскания арестованного имущества судебным приставам, которые будут осуществлять эти функции за вознаграждение, ляжет дополнительным бременем на предприятия, которые не могут рассчитаться с бюджетом.

При этом, при недостаточности имущества для погашения задолженности перед бюджетом и оплаты услуг судебных приставов, при взыскании и реализации имущества через судебных приставов бюджет недополучит полностью ту сумму налогов, которые она могла получить при реализации имущества по прежней схеме. Учитывая, что формирование системы налоговых приставов еще не завершено, а также отсутствие практики и опыта по взысканию арестованного имущества у организаций-должников, все это скажется на результатах работы с недоимкой.

Статьей 77 Налогового Кодекса РФ в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается возможность действия налоговых органов по аресту имущества с санкции прокурора. В целях реализации указанной меры необходима правовая проработка этих мероприятий и методика действий налоговых органов.

Начальник отдела по работе с крупными
налогоплательщиками Управления Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по
Республике Татарстан                                      Н.С.Мельникова

 
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»