Письмо Национального Банка Республики Татарстан
от  22 августа 1997 г. N 55/13-368



Информации коммерческих банков и расчетно-кассовых центров о проверке в хозяйствующих субъектах соблюдения правил работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций показывают что отдельными банками недостаточно принимается мер по усилению контроля за соблюдением указанного порядка.

Количество проверок в 1 полугодии т.г. хотя и возросло против соответствующего периода 1996 года на 1,4%, однако процент охвата проверками снизился на 1,3 пункта, составив 15,7% к числу хозорганов, подлежащих проверке. Подвергнуто проверке в отчетном периоде 3374 предприятия, из которых в 1179 выявлено нарушений на общую сумму 97,1 млрд. рублей.

Это свидетельствует о том, что в сфере налично-денежного обращения продолжают иметь место многочисленные нарушения, такие, как: несвоевременная и неполная сдача выручки, превышение установленной банком нормы ее расходования, расчеты наличными деньгами сверх установленных предельных сумм, превышение лимита остатка кассы, нецелевое использование полученных из банка денежных средств и др.

В этих условиях сократили количество проверок по сравнению с 1 полугодием 1996 года Арское, Апастовское, Буинское, Актанышское, Тетюшское, Нижнекамское, Тюлячинское, Городское отделение Агропромбанка, банки: "Казанский", "Камский", "Спурт", Автоградбанк и др.

Многими учреждениями банков не выполняется рекомендация Национального банка РТ о необходимости ежеквартально проверять не менее, чем 10% от количества хозорганов, подлежащих проверке. Так, Альметьевское, Елабужское, Советское, Верхнеуслонское отделения и отдел банковских операций Агропромбанка, Волжско-Камский банк, филиал Интеркамабанка в г. Казани, филиал "Самараагробанка", филиал Вятского банка в г. Набережные Челны проверили за 1 полугодие т.г. от 3 до 7%; Камско-Устьинское, Кутлубукашское, Бавлинское, Спасское, Мамадышское, Лениногорское, Чистопольское, Уруссинское отделение Агропромбанка, Заинский филиал Промстройбанка, Акибанк, филиал Камского банка в г. Нижнекамске - от 8 до 13%.

Агрызское отделение Агропромбанка в 1 полугодии т.г. проверило всего 1 предприятие из 53 подлежащих проверке.

Вместе с тем активизировали работу по контролю за соблюдением предприятиями кассовой дисциплины Сбербанк "Татарстан" и его филиалы, которыми проверено в 1 полугодии т.г. 28,4 % от количества контролируемых хозорганов, банк "Девон-Кредит" (с филиалами) - 32,2%, причем по каждому филиалу процент охвата проверками выше 20%. Аналогично Базарно-Матакским отделением Агропромбанка проверено 21,6%, Аксубаевским - 35,1%, Высокогорским - 22,2%, Бугульминским - 21%, Мензелинским - 26,4%, Кукморским - 43,6%, Сармановским - 27,7%, Лаишевским - 27,4% отделениями АПБ, Татэкобанком - 27,9%, банками "Аверс" - 28,1% и "Ак Барс" - 25,4% от общего количества контролируемых хозорганов.

Несколько активизировалась работа по выполнению требований Указов Президентов РФ от 23.05.94 г. N 1006 и РТ от 27.07.96 г. N УП-454 (с учетом изменений, изложенных в Указе от 7.05.97 г. N УП-227) в части передачи материалов проверок в налоговые органы. За отчетный период комбанками и РКЦ материалы проверок по 503 хозяйствующим субъектам, допустившим нарушения, переданы в налоговые органы, по 57 - в прокуратуру. В результате Госналогслужбой наложено штрафов на 80 предприятий и 163 руководителей и главных бухгалтеров на общую сумму 327,2 млн. рублей. Взыскано штрафов в 182 случаях в сумме 190,8 млн. рублей.

Так, Высокогорское отделение Агропромбанка, в 1 полугодии т.г. по всем предприятиям, допустившим нарушения, представило сведения налоговым органам. В результате наложено штрафов в 12 случаях на сумму 33,2 млн. рублей, из них взыскано 4,7 млн. рублей.

В то же время многие комбанки и РКЦ такие представления в налоговую инспекцию вообще не направляют или направляют с длительной задержкой, что не позволяет налоговым органам принимать решение о привлечении должностных лиц, виновных в нарушениях.

Вызывает замечание отношение ряда комбанков и расчетно - кассовых центров к оформлению и своевременному представлению сведений в Национальный банк по произведенным проверкам.

Некоторые банки в показатели включают и данные по предпринимателям без образования юридического лица, хотя согласно письму Нацбанка от 2.10.96 г. N 55/13-236 в справке о произведенных проверках они должны указываться отдельной строкой "кроме того".

Учитывая вышеизложенное и необходимость дальнейшего улучшения организации наличного денежного оборота Национальный банк РТ прелагает:

- во взаимодействии с администрациями регионов, органами налоговой службы, налоговой полиции добиваться неукоснительного соблюдения "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условий работы с денежной наличностью;

- активно использовать меры воздействия, предусмотренные в Указах Президентов Российской Федерации от 23.05.94 г. N 1006, от 18.08.96 г. N 1212 и Республики Татарстан от 27.07.96 г. N УП-454, от 7.05.97 г. N УП - 227;

- проводить работу по увеличению проверок на местах, добиваясь охвата проверками ежеквартально не менее 10% от количества хозорганов, подлежащих проверке;

- своевременно и качественно представлять информацию о проделанной работе по указанному вопросу.

Срок представления информации за 9 месяцев и III квартал 1997 г. не позднее 10 октября т.г. Форма справки о произведенных проверках соблюдения правил работы с денежной наличностью и рекомендации по их составлению прилагаются.



Первый заместитель Председателя
Национального Банка Республики Татарстан                      В.М.Петров

                        


СПРАВКА

О произведенных в________________________1997 г. проверках
соблюдения правил работы с денежной наличностью

N

ПОКАЗАТЕЛИ       

Произведено проверок   

В т.ч. по
торговым
организа-
цииям    

Кроме
того
по   
пред-
при-
нима-
телям

  

  

всего

в том числе    

  

  

  

  

  

самостоя-
тельно   

совместно
с другими
орган-ми

  

  

А

Б          

1   

2    

3    

4    

5  

ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПРАВИЛ РАБОТЫ          
С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ                     

1

Количество обслужи-
ваемых в    регионе
предприятий        

  

  

  

  

  

2

Количество предпри-
ятий,  контролируе-
мых по   соблюдению
правил работы с де-
нежной наличностью

  

  

  

  

  

3

Фактически провере-
но      (количество
предприятий)       

  

  

  

  

  

4

Охвачено проверками
(3 : 2 * 100%) (%)

  

  

  

  

  

5

Установлено наруше-
ний     (количество
предприятий)       

  

  

  

  

  

6

% к числу проверен-
ных (5 :  3 * 100%)
(%)                

  

  

  

  

  

7

Общая сумма   выяв-
ленных    нарушений
(млн. руб) - всего

  

  

  

  

  

  

в том числе:       
a) превышение лими-
та остатка кассы   
- количество предп-
риятий             
- сумма (млн. руб.)

  

  

  

  

  

  

b) несоблюдение ус-
тановленных    пре-
дельных сумм расче-
тов наличными день-
гами               
- количество предп-
риятий             
- сумма (млн. руб.)

  

  

  

  

  

  

c)  неоприходование
(неполное оприходо-
вание) денег, полу-
ченных в банке     
- количество предп-
риятий             
- сумма (млн. руб.)

  

  

  

  

  

  

d) превышение уста-
новленных норм рас-
ходования выручки  
- количество предп-
риятий             
- сумма (млн. руб.)

  

  

  

  

  

  

e) нецелевой расход
денежных   средств,
полученных в банке
- количество предп-
риятий             
- сумма (млн. руб.)

  

  

  

  

  

  

f) другие  виды на-
рушений            
- количество предп-
риятий             
- сумма (млн. руб.)

  

  

  

  

  

МЕРЫ, ПРИНЯТЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК            

8

Направлено материа-
лов     (количество
предприятий)       
- налоговым органам
-  правоохранитель-
ным органам        
- другие меры (ука-
зать)              

  

  

  

  

  

  

Наложены штрафы    
- всего            
-  количество      
- сумма (млн. руб.)

  

  

  

  

  

  

в то числе:        
a) на предприятия  
- количество       
- сумма (млн. руб.)

  

  

  

  

  

  

b) на руководителей
предприятий        
- количество       
- сумма (млн. руб.)

  

  

  

  

  

  

Взыскано штрафов   
- всего            
- количество       
- сумма (млн. руб.)

  

  

  

  

  

  

в том числе:       
a) с предприятий   
- количество       
- сумма (млн. руб.)

  

  

  

  

  

  

b) с  руководителей
предприятий        
- количество       
- сумма (млн. руб.)

  

  

  

  

  



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СПРАВКИ
          О ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПРОВЕРКАХ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ
               РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ
               ПО ФОРМЕ ПРИЛОЖЕНИЯ N 1



ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПРАВИЛ
РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ


В данном разделе отражаются сведения о произведенных кредитными организациями, их филиалами и учреждениями Банка России, а также совместно с другими контролирующими органами (налоговой службой, налоговой полицией, финансовыми и органами исполнительной власти всех уровней, др.) проверках соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями установленных правил работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций и меры, принятые по результатам проверок.

При заполнении сведений по данному разделу необходимо учесть следующие моменты.

1. Пункты 3,5 и п. 8 - если предприятие в отчетном периоде проверялось неоднократно, то данное предприятие показывается как одна единица.

2. Пункт 7, п.п. а), Ь), с), d), е) f) - показываются сведения, включая материалы повторных проверок предприятий.

3. Пункт 1.- показывается общее число предприятий, которым в кредитных организациях (филиалах) и РКЦ открыты счета на расчетно-кассовое обслуживание. Если предприятию в одном банке открыто несколько счетов, то данное предприятие показывается как одна единица.

4. Пункт 2.- включаются все предприятия, подпадающие под действие Указов Президента России от 23.05.1994 г. N 1006 и 18.08.1996 г. N 1212 и контролируемые банками, финансовыми и другими органами. Не включаются предприятия, по счетам которых не было операций по списанию либо зачислению средств в течение года, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

5. Пункт 3.- показывается количество предприятий, охваченных проверками из числа контролируемых по соблюдению правил работы с денежной наличностью, отраженных в п.2.

6. Пункт 5. - пункт 7. - приводятся сведения о количестве предприятий, по которым в ходе проверок установлены нарушения п.9 Указа Президента России И 1006 и Указов Президента РТ И УП-454; Б УП-227, и сумме выявленных нарушений правил работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций на основании данных разделов 1,П,1У,У, Справки о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью по форме N 0488028 (далее - Справки).

При этом по п.7- показывается сумма нарушений по видам, указанным в п.п. а), b), с), d), е), f) . А именно:

П.п. а) - сумма данных по предприятиям, у которых установлены эти нарушения, отраженные в п. 6 раздела V Справки.

П.п. b) - сумма данных о произведенных предприятиями платежах с превышением предельных сумм налично-денежных расчетов на основании данных раздела IV Справки.

П.п. с) - неоприходованная сумма по всем обследованным предприятиям на основании данных раздела 1 Справки (п.п. 1.2 - п.п. 1.1).

П.п. b) - сумма превышения норм расходования выручки на основании данных раздела III Справки.

П.п. е) - сумма нецелевого расходования средств, полученных в банке, отраженных в разделе V Справки.



МЕРЫ, ПРИНЯТЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК:


7. Пункт 8 - показывается количество предприятий, по результатам проверок которых банками направлялись сведения (справки, представления) налоговым органам для рассмотрения ими дел об административных нарушениях и наложении штрафов в соответствии с п. 9 Указа Президента России N 1006 и Указов Президента РТ N УП-454, N УП-227, включая материалы совместных проверок.

8. Пункт 10 - приводятся данные о количестве и сумме штрафов, фактически взысканных с предприятий и их руководителей, на основании материалов банков, направленных налоговым органам, включая повторные и совместные проверки. При этом используются как данные банков, так и имеющаяся информация соответствующих налоговых органов.


Примечание: сведения о суммах (в справке) показываются в миллионах рублей без десятичных знаков.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»