• Текст документа
  • Статус
Действующий

Письмо Национального Банка Республики Татарстан
от  22 августа 1997 г. N 55/13-368



Информации коммерческих банков и расчетно-кассовых центров о проверке в хозяйствующих субъектах соблюдения правил работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций показывают что отдельными банками недостаточно принимается мер по усилению контроля за соблюдением указанного порядка.
Количество проверок в 1 полугодии т.г. хотя и возросло против соответствующего периода 1996 года на 1,4%, однако процент охвата проверками снизился на 1,3 пункта, составив 15,7% к числу хозорганов, подлежащих проверке. Подвергнуто проверке в отчетном периоде 3374 предприятия, из которых в 1179 выявлено нарушений на общую сумму 97,1 млрд. рублей.
Это свидетельствует о том, что в сфере налично-денежного обращения продолжают иметь место многочисленные нарушения, такие, как: несвоевременная и неполная сдача выручки, превышение установленной банком нормы ее расходования, расчеты наличными деньгами сверх установленных предельных сумм, превышение лимита остатка кассы, нецелевое использование полученных из банка денежных средств и др.
В этих условиях сократили количество проверок по сравнению с 1 полугодием 1996 года Арское, Апастовское, Буинское, Актанышское, Тетюшское, Нижнекамское, Тюлячинское, Городское отделение Агропромбанка, банки: "Казанский", "Камский", "Спурт", Автоградбанк и др.
Многими учреждениями банков не выполняется рекомендация Национального банка РТ о необходимости ежеквартально проверять не менее, чем 10% от количества хозорганов, подлежащих проверке. Так, Альметьевское, Елабужское, Советское, Верхнеуслонское отделения и отдел банковских операций Агропромбанка, Волжско-Камский банк, филиал Интеркамабанка в г. Казани, филиал "Самараагробанка", филиал Вятского банка в г. Набережные Челны проверили за 1 полугодие т.г. от 3 до 7%; Камско-Устьинское, Кутлубукашское, Бавлинское, Спасское, Мамадышское, Лениногорское, Чистопольское, Уруссинское отделение Агропромбанка, Заинский филиал Промстройбанка, Акибанк, филиал Камского банка в г. Нижнекамске - от 8 до 13%.
Агрызское отделение Агропромбанка в 1 полугодии т.г. проверило всего 1 предприятие из 53 подлежащих проверке.
Вместе с тем активизировали работу по контролю за соблюдением предприятиями кассовой дисциплины Сбербанк "Татарстан" и его филиалы, которыми проверено в 1 полугодии т.г. 28,4 % от количества контролируемых хозорганов, банк "Девон-Кредит" (с филиалами) - 32,2%, причем по каждому филиалу процент охвата проверками выше 20%. Аналогично Базарно-Матакским отделением Агропромбанка проверено 21,6%, Аксубаевским - 35,1%, Высокогорским - 22,2%, Бугульминским - 21%, Мензелинским - 26,4%, Кукморским - 43,6%, Сармановским - 27,7%, Лаишевским - 27,4% отделениями АПБ, Татэкобанком - 27,9%, банками "Аверс" - 28,1% и "Ак Барс" - 25,4% от общего количества контролируемых хозорганов.
Несколько активизировалась работа по выполнению требований Указов Президентов РФ от 23.05.94 г. N 1006 и РТ от 27.07.96 г. N УП-454 (с учетом изменений, изложенных в Указе от 7.05.97 г. N УП-227) в части передачи материалов проверок в налоговые органы. За отчетный период комбанками и РКЦ материалы проверок по 503 хозяйствующим субъектам, допустившим нарушения, переданы в налоговые органы, по 57 - в прокуратуру. В результате Госналогслужбой наложено штрафов на 80 предприятий и 163 руководителей и главных бухгалтеров на общую сумму 327,2 млн. рублей. Взыскано штрафов в 182 случаях в сумме 190,8 млн. рублей.
Так, Высокогорское отделение Агропромбанка, в 1 полугодии т.г. по всем предприятиям, допустившим нарушения, представило сведения налоговым органам. В результате наложено штрафов в 12 случаях на сумму 33,2 млн. рублей, из них взыскано 4,7 млн. рублей.
В то же время многие комбанки и РКЦ такие представления в налоговую инспекцию вообще не направляют или направляют с длительной задержкой, что не позволяет налоговым органам принимать решение о привлечении должностных лиц, виновных в нарушениях.
Вызывает замечание отношение ряда комбанков и расчетно - кассовых центров к оформлению и своевременному представлению сведений в Национальный банк по произведенным проверкам.
Некоторые банки в показатели включают и данные по предпринимателям без образования юридического лица, хотя согласно письму Нацбанка от 2.10.96 г. N 55/13-236 в справке о произведенных проверках они должны указываться отдельной строкой "кроме того".
Учитывая вышеизложенное и необходимость дальнейшего улучшения организации наличного денежного оборота Национальный банк РТ прелагает:
- во взаимодействии с администрациями регионов, органами налоговой службы, налоговой полиции добиваться неукоснительного соблюдения "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условий работы с денежной наличностью;
- активно использовать меры воздействия, предусмотренные в Указах Президентов Российской Федерации от 23.05.94 г. N 1006, от 18.08.96 г. N 1212 и Республики Татарстан от 27.07.96 г. N УП-454, от 7.05.97 г. N УП - 227;
- проводить работу по увеличению проверок на местах, добиваясь охвата проверками ежеквартально не менее 10% от количества хозорганов, подлежащих проверке;
- своевременно и качественно представлять информацию о проделанной работе по указанному вопросу.
Срок представления информации за 9 месяцев и III квартал 1997 г. не позднее 10 октября т.г. Форма справки о произведенных проверках соблюдения правил работы с денежной наличностью и рекомендации по их составлению прилагаются.


Первый заместитель Председателя
Национального Банка Республики Татарстан                      В.М.Петров


СПРАВКА

О произведенных в________________________1997 г. проверках соблюдения правил работы с денежной наличностью

N

ПОКАЗАТЕЛИ

Произведено проверок

В т.ч. по
торговым
организа-
цииям

Кроме
того
по
пред-
при-
нима-
телям

всего

в том числе

самостоя-
тельно

совместно
с другими
орган-ми

А

Б

1

2

3

4

5

ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПРАВИЛ РАБОТЫ
С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ

1

Количество обслужи-
ваемых в регионе
предприятий

2

Количество предпри-
ятий, контролируе-
мых по соблюдению
правил работы с де-
нежной наличностью

3

Фактически провере-
но (количество
предприятий)

4

Охвачено проверками
(3 : 2 * 100%) (%)

5

Установлено наруше-
ний (количество
предприятий)

6

% к числу проверен-
ных (5 : 3 * 100%)
(%)

7

Общая сумма выяв-
ленных нарушений
(млн. руб) - всего

в том числе:
a) превышение лими-
та остатка кассы
- количество предп-
риятий
- сумма (млн. руб.)

b) несоблюдение ус-
тановленных пре-
дельных сумм расче-
тов наличными день-
гами
- количество предп-
риятий
- сумма (млн. руб.)

c) неоприходование
(неполное оприходо-
вание) денег, полу-
ченных в банке
- количество предп-
риятий
- сумма (млн. руб.)

d) превышение уста-
новленных норм рас-
ходования выручки
- количество предп-
риятий
- сумма (млн. руб.)

e) нецелевой расход
денежных средств,
полученных в банке
- количество предп-
риятий
- сумма (млн. руб.)

f) другие виды на-
рушений
- количество предп-
риятий
- сумма (млн. руб.)

МЕРЫ, ПРИНЯТЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК

8

Направлено материа-
лов (количество
предприятий)
- налоговым органам
- правоохранитель-
ным органам
- другие меры (ука-
зать)

Наложены штрафы
- всего
- количество
- сумма (млн. руб.)

в то числе:
a) на предприятия
- количество
- сумма (млн. руб.)

b) на руководителей
предприятий
- количество
- сумма (млн. руб.)

Взыскано штрафов
- всего
- количество
- сумма (млн. руб.)

в том числе:
a) с предприятий
- количество
- сумма (млн. руб.)

b) с руководителей
предприятий
- количество
- сумма (млн. руб.)


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СПРАВКИ
О ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПРОВЕРКАХ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ
РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ
ПО ФОРМЕ ПРИЛОЖЕНИЯ N 1


ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПРАВИЛ РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ


В данном разделе отражаются сведения о произведенных кредитными организациями, их филиалами и учреждениями Банка России, а также совместно с другими контролирующими органами (налоговой службой, налоговой полицией, финансовыми и органами исполнительной власти всех уровней, др.) проверках соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями установленных правил работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций и меры, принятые по результатам проверок.
При заполнении сведений по данному разделу необходимо учесть следующие моменты.
1. Пункты 3,5 и п. 8 - если предприятие в отчетном периоде проверялось неоднократно, то данное предприятие показывается как одна единица.
2. Пункт 7, п.п. а), Ь), с), d), е) f) - показываются сведения, включая материалы повторных проверок предприятий.
3. Пункт 1.- показывается общее число предприятий, которым в кредитных организациях (филиалах) и РКЦ открыты счета на расчетно-кассовое обслуживание. Если предприятию в одном банке открыто несколько счетов, то данное предприятие показывается как одна единица.
4. Пункт 2.- включаются все предприятия, подпадающие под действие Указов Президента России от 23.05.1994 г. N 1006 и 18.08.1996 г. N 1212 и контролируемые банками, финансовыми и другими органами. Не включаются предприятия, по счетам которых не было операций по списанию либо зачислению средств в течение года, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
5. Пункт 3.- показывается количество предприятий, охваченных проверками из числа контролируемых по соблюдению правил работы с денежной наличностью, отраженных в п.2.
6. Пункт 5. - пункт 7. - приводятся сведения о количестве предприятий, по которым в ходе проверок установлены нарушения п.9 Указа Президента России И 1006 и Указов Президента РТ И УП-454; Б УП-227, и сумме выявленных нарушений правил работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций на основании данных разделов 1,П,1У,У, Справки о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью по форме N 0488028 (далее - Справки).
При этом по п.7- показывается сумма нарушений по видам, указанным в п.п. а), b), с), d), е), f) . А именно:
П.п. а) - сумма данных по предприятиям, у которых установлены эти нарушения, отраженные в п. 6 раздела V Справки.
П.п. b) - сумма данных о произведенных предприятиями платежах с превышением предельных сумм налично-денежных расчетов на основании данных раздела IV Справки.
П.п. с) - неоприходованная сумма по всем обследованным предприятиям на основании данных раздела 1 Справки (п.п. 1.2 - п.п. 1.1).
П.п. b) - сумма превышения норм расходования выручки на основании данных раздела III Справки.
П.п. е) - сумма нецелевого расходования средств, полученных в банке, отраженных в разделе V Справки.


МЕРЫ, ПРИНЯТЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК:


7. Пункт 8 - показывается количество предприятий, по результатам проверок которых банками направлялись сведения (справки, представления) налоговым органам для рассмотрения ими дел об административных нарушениях и наложении штрафов в соответствии с п. 9 Указа Президента России N 1006 и Указов Президента РТ N УП-454, N УП-227, включая материалы совместных проверок.
8. Пункт 10 - приводятся данные о количестве и сумме штрафов, фактически взысканных с предприятий и их руководителей, на основании материалов банков, направленных налоговым органам, включая повторные и совместные проверки. При этом используются как данные банков, так и имеющаяся информация соответствующих налоговых органов.


Примечание: сведения о суммах (в справке) показываются в миллионах рублей без десятичных знаков.

О результатах выполнения указаний банка России и Национального банка РТ, изданных воисполнение указов президентов РФ и РТ о работе с денежной наличностью...

Название документа: О результатах выполнения указаний банка России и Национального банка РТ, изданных воисполнение указов президентов РФ и РТ о работе с денежной наличностью...

Номер документа: 55/13-368

Вид документа: Письмо Национального банка Республики Татарстан

Принявший орган: Национальный банк Республики Татарстан

Статус: Действующий

Дата принятия: 22 августа 1997

Дата начала действия: 22 августа 1997