• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

Письмо Национального Банка Республики Татарстан
от  18 мая 1998 г. N 55/15-103



Рассмотрев результаты работы коммерческих банков и расчетно-кассовых центров по организации проверок соблюдения порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью за 1 квартал 1998 года, Национальный банк Республики Татарстан отмечает недостаточный уровень организации этой работы.
Так, за 1 квартал т.г. из 23048 организаций, контролируемых по соблюдению порядка работы с денежной наличностью, проверено лишь 1845 хозяйствующих субъектов или 8%, что явно недостаточно в условиях постоянно увеличивающегося объема денежной массы, находящейся в обороте.
Нарушение требований указанного порядка и Указа Президента Республики Татарстан от 27.07.96 г. N УП-454 (с учетом изменений и дополнений, изложенных в Указе от 07.05.97 г. N УП-227) установлены в 508 хозорганах или почти в каждой четвертой организации на общую сумму 24,7 млн. рублей.
По-прежнему характерными нарушениями являются: превышение нормы расходования из выручки на сумму 16,9 млн. рублей, превышение лимита остатка кассы - на З,9 млн. рублей, нецелевой расход денежных средств, полученных в банке, - 1,8 млн. рублей, несоблюдение предельных сумм расчетов наличными деньгами - 1,5 млн. рублей.
В этих условиях у целого ряда банков процент охвата проверками значительно ниже, чем в целом по республике, что не способствует своевременному устранению имеющихся нарушений, укреплению денежного обращения.
Так, Волжско-Камский акционерный банк проверил за 1 квартал всего 1,8%, Акибанк - 4,2%, филиал Татэкобанка "Универсал" - 3,3%, Татфондбанк - 5,8%, Казанский филиал Интеркамабанка - 4,5%, Челныбанк - 1,5%, дополнительные офисы ТРФ АКБ "СбС-АГРО": Азнакаевский - 3,3%, Актанышский - 5,3%, Алексеевский - 4,9%, Апастовский - 5,6%, Альметьевский - 2,5%, Нижнекамский - 1,5%, Камско-Устьинский - 2,2%, Буинский - 3,9%, Мамадышский - 1,3%, Уруссинский - 2,2%.
А такие дополнительные офисы, как Агрызский, Кутлубукашский, Бавлинский, Вахитовский, Елабужский, Дрожжановский, проверки порядка ведения кассовых операций в 1 квартале т.г. на предприятиях не производили.
Не в должной мере исполняются банками требования Центрального банка и Указа Президента РТ в части направления в налоговые органы материалов проверок для определения мер ответственности.
В 1 квартале т.г. всего по 189 предприятиям материалы проверок переданы в налоговые службы, что составляет 37,2% от количества хозорганов, допустивших нарушения, тогда как этот показатель за 1 квартал 1997 г. составил 45,9%.
Учитывая необходимость дальнейшего улучшения организации наличного денежного оборота, Национальный банк предлагает:
- обеспечить неукоснительное выполнение рекомендаций Центрального банка России, Национального банка РТ по проведению систематических проверок соблюдения порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;
- обеспечить ежеквартальный охват количества проводимых проверок не менее 12% обслуживаемой клиентуры;
- при установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью, материалы передавать органам налоговой службы;
- своевременно и качественно представлять в Национальный банк информацию о проделанной работе по указанному вопросу.
Срок представления информации за II квартал и 1 полугодие 1998 года не позднее 13 июля т.г. по форме приложения к письму Национального банка от 22.08.97 г. N 55/13- 368 (в тыс. рублей) с текстовой информацией.
Одновременно разъясняем отдельные вопросы, возникающие в практической работе на участке по денежному обращению:
- предприятиям и организациям устанавливается один лимит остатка кассы. По предприятиям, работающим в субботу и воскресенье, превышение лимита остатка кассы в выходные дни, образовавшегося за счет поступлений выручки в эти дни, не считается нарушением;
- лимиты остатка кассы устанавливаются всем предприятиям и организациям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе предприятиям Минобороны МВД и т.п., религиозным организациям. В то же время проверки в перечисленных организациях банками не производятся;
- расчеты физических лиц с предприятиями (организациями) за оказанные услуги осуществляются только через кассу предприятия с применением кассового аппарата, взнос наличных на расчетный счет предприятия через банк не допускается;
- использование выручки предприятиями и организациями на закупку товарно-материальных ценностей для производственных целей не разрешается (выручку можно расходовать только на цели, предусмотренные письмами Национального банка от 16.04.97 г. N 55/13-107 и от 03.06.97 г. N 55/13-167);
- страховые компании имеют право рассчитываться по страховым возмещениям наличными деньгами только с физическими лицами; с юридическими лицами эти расчеты производятся только перечислениями.


Первый заместитель Председателя
Национального Банка Республики Татарстан                      В.М.Петров

О результатах работы коммерческих банков и РКЦ по контролю за соблюдением обслуживаемыми предприятиями порядка ведения кассовых операций за 1 квартал 1998г.

Название документа: О результатах работы коммерческих банков и РКЦ по контролю за соблюдением обслуживаемыми предприятиями порядка ведения кассовых операций за 1 квартал 1998г.

Номер документа: 55/15-103

Вид документа: Письмо Национального банка Республики Татарстан

Принявший орган: Национальный банк Республики Татарстан

Статус: Действующий

Дата принятия: 18 мая 1998

Дата начала действия: 18 мая 1998