• Текст документа
  • Статус
Действующий

Письмо Министерства социального обеспечения Республики Татарстан
от 20 октября 1998 г. N 02-07/1971
"О порядке установления по свидетельским показаниям
стажа работы для назначения и исчисления государственных пенсий"

Всем управлениям, отделам и комитетам,
социального обеспечения Республики Татарстан

В связи с замечаниями к управлениям, отделам и комитетам социального обеспечения по вопросам установления стажа работы по свидетельским показаниям и увеличением числа граждан, обращающихся в Министерство по данному вопросу разъясняем:
Статья 97 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.90 г. N 340-1 предусматривает возможность установления трудового стажа по свидетельским показаниям в случаях когда документы о трудовой деятельности утрачены и восстановить их невозможно.
В соответствии со статьей 117 Закона от 20.11.90 г. N 340-1 правила подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров РФ.
Во исполнение вышеназванного Закона, а также в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от О6.09.91 г. N 986-р Министерство социального обеспечения РСФСР приказом от 04.10.91 г. за N 190 по согласованию с ПФР, Министерством юстиции РФ и Министерством труда РФ утвердило "Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР".
Кроме того, постановлением Минтруда РФ N 50 от 24.06.94 г. в связи с поручением Правительства РФ от 10.05.94 г. утвержден "Порядок установления стажа paботы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций".
Названными документами установлены два порядка подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям в зависимости от причин несохранности архивных документов.

Первый порядок установления трудового стажа по свидетельским показаниям при утрате архива в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий

При утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий трудовой стаж работников предприятий, учреждений, организаций, колхозов устанавливается Комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ (администрациями районов и городов). В состав Комиссии включаются представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работников представительных органов и других заинтересованных организаций. Установление факта работы, профессии (должности) и периода работы на данном предприятии, в учреждении, организации осуществляется Комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справки, профсоюзные билеты, учетные карточки членов профсоюза, расчетные книжки и т.п.). В случае отсутствия у работника документов подтверждающих профессию (должность), либо период работы, либо сам факт работы, эти обстоятельства устанавливаются Комиссией на основании показаний двух или более свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии, в учреждении, организации или в одной системе за весь подтверждаемый период.
В тех случаях, когда один из свидетелей показывает о работе заявителя за больший период, чем другой, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями. При этом не требуется, чтобы у свидетелей, подтверждающих стаж работы заявителя, имелись документы освоей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя.
Комиссия по установлению стажа по результатам работы составляет акт, в котором указывает периоды работы, профессию (должность), и продолжительность трудового стажа каждого работника. Например, "Иванов проработал в колхозе "Заря" с 1965 г. по 1971 г. трактористом, с 1972 г. по 1984 г. шофером, с 1984 г. по 1989 г. разнорабочим, всего 24 года".
На основании акта Комиссии по установлению стажа администрация предприятия учреждения, организации, колхоза оформляет работникам дубликаты трудовых книжек. При этом в графе 4 дубликатов трудовых книжек указывается дата и номер акта Комиссии, на основании которого произведены соответствующие записи.
Установленные в вышеизложенном порядке периоды трудовой деятельности учитываются в трудовой и специальный стаж, дающий право на пенсию на общих или льготных основаниях, как время подтвержденное документами. При исчислении размеров государственных пенсий трудовой стаж, установленный Комиссиями, учитывается полностью, то есть без ограничения половиной стажа, требуемого для назначения пенсии.
В отдельных случаях, когда в трудовой книжке работника отсутствует запись о периоде трудовой деятельности на предприятии, в учреждении, организации или колхозе, архивные документы которого утрачены в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, а само предприятие, учреждение, организация или колхоз впоследствии ликвидированы, установление трудового стажа по свидетельским показаниям обратившемуся за пенсией осуществляется не комиссией по установлению трудового стажа, создаваемой органом исполнительной власти, а комиссией по назначению пенсий. При этом факт утраты документов в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, а также факт ликвидации предприятия, учреждения, организации или колхоза, где работал заявитель, подтверждаются справками вышестоящих организаций и архивных органов.
В таком же порядке свидетельскими показаниями подтверждается время работы граждан в колхозе до 1965 г. в случаях, когда невозможно получить документы об имеющемся стаже работы независимо от причин отсутствия архивных документов. Вместе с тем, установление стажа работы в колхозе осуществляется не Комиссией по установлению стажа, создаваемой органом исполнительной власти, а Комиссией по назначению пенсий.
В соответствии с Примерным Уставом сельскохозяйственной артели, утвержденным СНК и ЦИК ВКП(б) 17.02.35 г., в члены артели (т.е. на постоянную работу) могли быть приняты лица, достигшие 14-летнего возраста. Лица, не достигшие 14-летнего возраста, в том числе бывшие учащиеся школ, не могли работать в колхозе постоянно в качестве членов колхозов. Поэтому такие граждане, а также бывшие учащиеся училищ и техникумов и студенты институтов в возрасте старше 14 лет, осуществлявшие кратковременные, случайные или мелкие работы без соответствующего оформления, не относились к кругу лиц, на которых распространялось социальное страхование. Поскольку доказательство стажа по свидетельским показаниям в соответствии со ст. 97 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" допускается лишь в отношении постоянной работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или иной работы, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, то для подтверждения свидетелями деятельности, носящей иной характер и выполнявшейся на иных условиях, законных оснований не имеется. Поэтому периоды привлечения школьников, учащихся и студентов к сельскохозяйственным работам в колхозе, совхозе или иной организации во время летних каникул по свидетельским показаниям не устанавливаются.
Однако следует иметь в виду, что реально сложившаяся ситуация в годы военного лихолетья способствовала привлечению к работе несовершеннолетних, достигших 12 - 13 лет. Мобилизация школьников на сельскохозяйственные работы осуществлялась только в периоды летнихшкольных каникул. Поэтому для рассмотрения вопроса о возможности установления за годы войны стажа постоянной работы определенной продолжительности, но не ранее чем с 12 лет, необходимо требовать представления в органы социального обеспечения любых документов, которыми подтверждается время окончания обучения в школе. Бывшим учащимся школ стаж работы в годы войны устанавливается по свидетельским показаниям только за периоды летних школьных каникул. В Государственном архиве Республики Татарстан имеются документы, свидетельствующие о передвижении начала учебного года в 1941 и в 1943 годах на 1 октября. Поэтому стаж работы школьников в колхозах нашей республики можно устанавливать за периоды летних школьных каникул (но не ранее чем с 12 лет):
с 22.06.41 г. по 30.09.41 г.;
с 01.06.43 г. по 30.09.43 г.
За 1942, 1944 годы документов, свидетельствующих о передвижении начала учебного года не имеется. Поэтому за эти годы стаж работы устанавливается школьникам за время с 1 июня по 31 августа.
Лицам, получившим в школе начальное образование, то есть закончившим только 4 класса, стаж работы за годы войны может устанавливаться и за время учебного года. При этом следует помнить, что в соответствии с указаниями Наркома Просвещения РСФСР от 5 мая 1942 г. и Наркома Просвещения ТАССР от 01.07.41 г. "0 порядке мобилизации школьников на сельхоз. работы" отделами народного образования обеспечилось участие в указанных работах учащихся 6-10 классов. В связи с этим, стаж работы за годы войны следует устанавливать не ранее, чем со дня достижения 12-летнего возраста.

Особенности установления стажа работы в колхозе, впоследствии реорганизованном в совхоз.

В соответствии с Положением "О порядке передачи совхозам земель и общественного имущества колхозов при преобразовании их в совхозы и о порядке расчетов с колхозниками", утвержденным постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 3 мая 1957 г. N 495, все вопросы, связанные с установлением трудового стажа бывших колхозников, перешедших на постоянную работу в совхозы в связи с реорганизацией, решались комиссиями, организовывавшимися в составе представителей администраций совхозов, профсоюзных организаций, и председателя или секретаря сельского Совета. В трудовой стаж бывших колхозников указанными комиссиями засчитывалось время непрерывной работы в колхозе, начиная с 1939 г. Периоды работы, установленные комиссией, учитываются как время работы, подтвержденное документами.
Если бывший колхозник ранее работал в другом колхозе, комиссия устанавливала и этот стаж его работы.
В тех случаях, когда при реорганизации колхоза в совхоз комиссия по установлению трудового стажа бывшим колхозникам по каким-либо причинам не установила или неправильно установила период работы того или иного колхозника, перешедшего на работу в совхоз, вопрос о возможности принятия свидетельских показаний комиссией по назначению пенсий не может рассматриваться, поскольку:
во-первых, такое право предоставлялось только вышеуказанным комиссиям по установлению стажа, организованным исполкомами;
во-вторых, периоды работы устанавливались указанными комиссиями по имеющимся в колхозе документам, которых в настоящее время не имеется;
в третьих, стаж по свидетельским показаниям устанавливается при отсутствии документов о работе, а записи, внесенные в трудовые книжки на основании протокола комиссии по установлению стажа работы при реорганизации колхоза в совхоз, являются документальным подтверждением стажа работы. Уточнение дат начала или окончания работы в имеющихся документах на основании свидетельских показаний не производится,поскольку это не предусмотрено Инструкцией "О порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях".
В связи с этим оснований для пересмотра ранее вынесенных решений в настоящее время на основании свидетельских показаний не имеется.
Периоды работы граждан, перешедших при реорганизации колхоза в совхоз, за время до 01.01.39 г., а также стаж работы в колхозе граждан, которые ко времени преобразования колхоза в совхоз уже не являлись членами данного колхоза, а работали в качестве рабочих или служащих (в там числе в других совхозax), комиссиями по установлению стажа не устанавливался. Поэтому стаж их работы в колхозе может устанавливаться по свидетельским показаниям комиссиями по назначению пенсий на общих основаниях. (Комментарий к п. 109 Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий" стр. 304 - 308).

Особенности установления стажа работы в колхозе, по которому

в 70-е годы стаж работы колхозников устанавливался колхозным Советом социального обеспечения.

В 1972 - 1974 годы и позднее в трудовые книжки колхозников единой записью вносились сведения о стаже работы колхозников, установленном по свидетельским показаниям колхозным Советом социального обеспечения, со дня организации данного колхоза до 1965 г. Такие записи о стаже работы колхозников учитываются в трудовой стаж, дающий право на пенсию на общих основаниях, как подтвержденные документами. В соответствии с Инструкциями ЦСУ от 12 марта 1965 г. и Министерства сельского хозяйства СССР, Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦСУ СССР от августа 1975 г., исправление неправильных или неточных записей в трудовой книжке производится колхозом, внесшим эту запись и только на основании документов. Исправление записей в трудовых книжках колхозников по свидетельским показаниям указанной Инструкцией не допускается. В связи с этим в настоящее время комиссия по назначению пенсий пересматривать решения колхозных Советов социального обеспечения не вправе.
Гражданам, которые на дату установления стажа работы колхозным Советом социального обеспечения членами данного колхоза не являлись, стаж работы в колхозе не устанавливался. Поэтому при отсутствии архивных документов колхоза комиссией по назначению пенсий могут приниматься решения об установлении стажа работы в колхозе таких граждан по свидетельским показаниям.

Второй порядок установления трудового стажа по свидетельским показаниям при утрате архива вследствие небрежного хранения или по иным причинам

При отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения, организации или колхоза; вследствие небрежного хранения архивных документов; умышленного их уничтожения или их отсутствия по иным неизвестным причинам трудовой стаж, в том числе за время работы в колхозе после 1965 г., устанавливается Комиссиями по назначению пенсий на основании показаний двух или более свидетелей не только знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе или одной системе, но и располагающих документами о своей работе за все время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя.
В тех случаях, когда один из свидетелей показывает о работе заявителя за больший период, чем другой, либо когда один свидетель имеет документы о своей работе на данном предприятии, в учреждении, колхозе за больший период, чем другой, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями, имеющими документы о своей работе за весь подтверждаемый период. Показания свидетеля, подтверждающего стаж работы заявителя, не принимается во внимание:
- за периоды, когда свидетель совместно с заявителем не работал на данном предприятии, в учреждении, организации, колхозе, или данной системе,
- за периоды, за которые свидетель не имеет документов о своей работе на данном предприятии, в учреждении, организации, колхозе или данной системе.
В соответствии с "Примерным Уставом колхоза", утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.11.69 г. N 910 членами колхоза могли быть граждане, достигшие 16-летнего возраста и изъявившие своим трудом участвовать в общественном хозяйстве колхоза. Поэтому периоды постоянной работы в колхозе после 28.11.69 г. устанавливаются не ранее, чем со дня достижения 16-летнего возраста. (стр. 206 Комментария к Положению о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов).
Лица, не достигшие 16-летнего возраста, в том числе бывшие учащиеся школ, не могли работать в колхозе постоянно в качестве членов колхозов. Поэтому такие граждане, а также бывшие учащиеся училищ и техникумов и студенты институтов в возрасте старше 16 лет, осуществлявшие кратковременные, случайные или мелкие работы без соответствующего оформления, не относились к кругу лиц, на которых распространялось социальное страхование. Поскольку доказательство стажа по свидетельским показаниям в соответствии со ст. 97 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" допускается лишь в отношении постоянной работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или иной работы, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, то для подтверждения свидетелями деятельности, носящей иной характер и выполнявшейся на иных условиях, законных оснований не имеется. Поэтому периоды привлечения школьников, учащихся и студентов к сельскохозяйственным работам в колхозе, совхозе или иной организации во время летних каникул по свидетельским показаниям не устанавливаются.
Продолжительность трудового стажа, установленного по свидетельским показаниям в соответствии со вторым порядком, не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии.
1. Пример. Петрова имеет 3О лет трудового стажа, подтвержденного документами. Свидетели подтверждают еще 15 лет работы Петровой в колхозе "Красное Знамя" с 1970 г. по 1985 г.
Решение. Комиссия по назначению пенсий вправе установить по свидетельским показаниям только 10 лет работы Петровой (половину стажа от требуемого для назначения пенсии, то есть от 20 лет). Всего трудовой стаж Петровой составит 40 лет.
2. Пример. Мужчина 60-ти лет имеет 8 лет трудового стажа, подтвержденного документами; претендует на установление стажа работы в колхозе по свидетельским показаниям за период с 1960 г. по 198O г. Архивные документы колхоза не сохранились по неизвестным причинам.
Решение. Период стажа работы в колхозе с 1960 г. по 31.12.65 г. устанавливается по свидетельским показаниям без каких-либо ограничений. Период работы с 1966 г. по 1980 г. ограничивается половиной трудового стажа, требуемого для назначения пенсии, то есть 12 годами б месяцами. Таким образом, трудовой стаж заявителя составит:
8 лет по документам + 5 лет 6 месяцев по свидетельским показаниям с 01.07.60 г. по 31.12.65 г. + 12 лет 6 месяцев по свидетельским показаниям с 01.01.66 г. до 01.07.78 г., - всего 26 лет.
Обратите внимание: при установлении стажа с 1966 г. по 1980 г. оба свидетеля должны иметь документы о совместной работе за весь подтверждаемый период.
3. Пример. Многодетная мать 50-ти лет имеет стаж с учетом времени ухода за детьми 14 лет, подтвержденный документами; претендует на установление стажа работы в совхозе по свидетельским показаниям с 1959 г. по 1972 г. Архивные документы совхоза не сохранились по неизвестным причинам, оба свидетеля имеют документы о совместной работе в период с 1959 г. по 1972 г.
Решение. Период стажа работы в совхозе с 1959 г. по 1972 г. ограничивается половиной трудового стажа, требуемого для назначения пенсии, то есть 7 годами 6 месяцами. Таким образом, трудовой стаж заявительницы составит: 14 лет по документам + 7 лет 6 месяцев с 01.07.59 г. до 01.01.67 г., всего 21 год 6 месяцев.
Трудовой стаж, установленный по свидетельским показаниям с учетом ограничения половиной требуемого стажа в этих случаях учитывается как для определения права на пенсию, так и для исчисления размера пенсии.
Во всех случаях, когда свидетели проживают не в том же районе (городе), где живет заявитель, которому устанавливается трудовой стаж по свидетельским показаниям, отдел социального обеспечения по месту жительства свидетелей заполняет в протоколе страницы опроса свидетелей. Установляющая часть протокола всегда заполняется отделом социального обеспечения по месту жительства заявителя, а не свидетелей.
В тех случаях, когда свидетельскими показаниями подтверждаются только годы работы без обозначения точных дат, за дату, с которой (или до которой) считается установленным период работы, принимается 1 июля соответствующего года, а если подтверждаются месяцы работы без обозначения дат, то таковой считается 15 число соответствующего месяца.
При наличии документов об общем трудовом стаже характер работы, дающий право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, по свидетельским показаниям не устанавливается. (п. 2.4. Положения "О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР").
В порядке уточнения имеющиеся в документах об общем трудовом стаже сведения о периодах трудовой деятельности, профессии (должности), месте работы и т.п. по свидетельским показаниям не устанавливаются, исправления и дописки со слов заявителей и свидетелей в имеющихся документах не производятся.
Комиссия по назначению пенсий по своему усмотрению вправе либо вызывать свидетелей для дачи личных показаний, либо ограничиться рассмотрением письменных показаний свидетелей при условии, если подлинность их подписей засвидетельствована в нотариальном порядке.
В отдельных случаях по просьбе заявителя или представителя предприятия по месту последней работы заявителя Комиссия по назначению пенсий вправе установить стаж работы, не подтвержденный документами, по свидетельским показаниям до наступления условий, дающих право на пенсию.

Документы, необходимые для рассмотрения вопроса об установлении трудового стажа по свидетельским показаниям

1. Справка о несохранности архива.
При рассмотрении вопросов о возможности установления трудового стажа по свидетельским показаниям в первоочередном порядке отделами социального обеспечения должны использоваться материалы наблюдательных дел о предприятиях, учреждениях, организациях, колхозах, совхозах, в которых в обязательном порядке должны храниться сведения и о сохранности и о несохранности архивных документов. Если указанные наблюдательные дела не содержат таких сведений, рекомендуем их запросить от руководителей всех предприятий, учреждений, организаций, колхозов и совхозов, находящихся на территории района (города), и использовать в дальнейшей работе. В случаях наступления обстоятельств, повлекших изменение состояния архивов предприятий, учреждений, организаций, колхозов, совхозов, (например, вследствие произошедшего пожара), рекомендуем производить дооформление наблюдательных дел с учетом таких обстоятельств.
Основным документом, представляемым заявителями для рассмотрения соответствующей комиссией вопроса о возможности установления трудовогостажа по свидетельским показаниям является справка о несохранности архивных документов предприятия, учреждения, организации, колхоза. Если такая справка выдается администрацией существующего предприятия, учреждения, организации, колхоза, то в ней должны указываться:
- причина утраты архива;
- период времени, за который архив не сохранился;
- и то обстоятельство, что архивные документы в районный и центральный государственные архивные органы не сдавались.
Если предприятие, учреждение, организация, колхоз реорганизованы, переименованы, объединены с другим(и) предприятием(ми), учреждением(и), организацией(ми), колхозом(и), и выдача справки о несохранности архива производится правопреемником, то в справке должны отражаться обстоятельства правопреемства, например, колхоз "Россия" является правопреемником колхоза "Заветы Ильича".
Если причина утраты архива неизвестна или не указана в справке, то применяется второй порядок установления трудового стажа по свидетельским показаниям, когда оба свидетеля должны иметь документы о своей работе за весь подтверждаемый заявителю период работы.

2. Документы, свидетельствующие об образовании.
В каждом конкретном случае необходимо истребование самых разных документов, свидетельствующих об образовании обратившегося. В первоочередном порядке необходимо обращать внимание на отметку об образовании на титульном листе трудовой книжки:
если подчеркнуто слово "начальное", это свидетельствует об окончании 4-х классов школы;
Вместе с тем, в этом случае необходимо по записям трудовой книжки о последующих периодах работы определить не был ли занят заявитель трудом, требующим специальной квалификации. Например, судя по отметке на титульном листе трудовой книжки заявителя, 1931 года рождения, он закончил только 4 класса. В то же время с 01.06.46 г. он принят на работу в качестве помощника бухгалтера в колхоз "Рассвет". В этом случае стаж постоянной работы в колхозе с 12 лет за годы войны станет возможным устанавливать только при наличии архивной справки из школы о вечерней либо заочной учебе. В случае, если архивными документами школы такие обстоятельства обучения в школе подтвердить невозможно стаж работы в колхозе по свидетельским показаниям устанавливается только за периоды летних школьных каникул (но не ранее чем с 12-ти лет).
- если подчеркнуто слово "среднее" или "высшее", всегда требуются дополнительные документы об образовании;
Например, судя по отметке на титульном листе трудовой книжки заявителя, 1934 года рождения, он имеет "среднее" образование. Вместе с тем, заявитель утверждает, что закончил 7 классов школы и с 1948 г. по 1952 г. работал в колхозе, а затем был призван на военную службу в Советскую Армию. В то же время с 15 декабря 1954 г. заявитель принят на работу учителем по труду в школу колхоза "Путь Ильича". В этом случае справка об окончании только 7-ми классов школы обязательна.
Справки школ, районных отделов народного образования о периодах обучения в школах подлежат обязательному актированию специалистами органов социального обеспечения и принимаются во внимание только при наличии требуемых сведений в архивных документах.
Подтверждением рода занятий заявителя могут служить также записи, имеющиеся в похозяйственных книгах сельских советов. Например, если в похозяйственной книге указано "колхозник", это свидетельствует о работе заявителя в колхозе. Если заявитель в похозяйственной книге значится, но нет никаких отметок о роде его занятий, то такая запись подтверждает лишь его проживание на территории данного сельсовета. Если же в похозяйственной книге напротив фамилии, имени, отчества заявителя произведена отметка "школьник", это свидетельствует об учебе в школе и т. д. В конфликтных ситуациях подтверждение факта учебы может осуществляться на основании сведений личных дел, хранящихся в архивах предприятий, на которых заявитель работал впоследствии. Например, в трудовой книжке отметка об образовании заявителя, 15 апреля 1932 года рождения, не произведена. С учетом его утверждения о том, что он закончил только 4 класса школы отделом социального обеспечения по месту проживания свидетелей протокол опроса свидетельских показаний преждевременно заполнен за период с 15 апреля 1944 г. (с 12 лет) по 9 мая 1945 г. Однако, отделом социального обеспечения по месту жительства заявителя в установлении трудового стажа пенсионеру было правильно отказано. Хотя по записям трудовой книжки обратившийся значится учеником рабочего с 14.09.46 г., в его личном деле на Зеленодольском заводе им. Серго найдена автобиография, заполненная лично заявителем при поступлении на работу, в которой отмечено, что он в 1945 - 1946 учебный год закончил 7-ой класс Кайбицкой средней школы.

3. Документы о работе свидетелей.
При опросе свидетелей для рассмотрения вопроса об установлении трудового стажа в соответствии с первым порядком установления, когда архивные документы утрачены вследствие чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, комиссия по назначению пенсий, либо комиссия по установлению трудового стажа, созданная органом исполнительной власти, не вправе требовать от свидетелей документы о их работе на предприятии, в учреждении, организации или колхозе, где по утверждению обратившегося он работал за весь подтверждаемый заявителю период работы. Вместе с тем, когда опрос свидетелей производится отделом социального обеспечения по месту жительства свидетелей комиссия вправе определить по документам пенсионных дел свидетелей работали ли они в заявляемый обратившимся период времени на данном предприятии, в учреждении, организации, колхозе. В тех случаях, когда выявляются факты пребывания свидетелей на другой работе (или на службе в рядах Советской Армии) в подтверждаемый заявителю период времени, необходимо опрашивать сразу же других свидетелей, работавших вместе с заявителем весь подтверждаемый период (в том числе можно опрашивать и тех свидетелей, которые за подтверждаемый заявителю период работы, документов о своей работе не имеют совсем).
При опросе свидетелей для рассмотрения вопроса об установлении трудового стажа в соответствии со вторым порядком установления, когда архивные документы утрачены вследствие небрежного хранения или их отсутствия по иным неизвестным причинам, комиссия по назначению пенсий, в обязательном порядке должна требовать от свидетелей документы о их работе совместно с заявителем за весь подтверждаемый период работы. Документами, свидетельствующими о работе свидетелей являются записи в их трудовых книжках; архивные справки, содержащие сведения о периодах работы, и выданные на основании документов; решения колхозных Советов социального обеспечения об установлении трудового стажа свидетелей; решения комиссий по установлению трудового стажа при реорганизации колхоза в совхоз; протоколы опроса по установлению трудового стажа свидетелей и т.п., то есть любые документы, которые приняты во внимание при исчислении общего трудового стажа свидетелей. В тех случаях, когда один из двух свидетелей имеет документы о своей работе на том же предприятии, в учреждении, организации, колхозе, где работал заявитель, но за меньший период, чем нужно подтвердить заявителю, в обязательном порядке обратившемуся дается разъяснение о необходимости розыска другого свидетеля, имеющего документы о своей работе за весь подтверждаемый заявителю период работы.

Начальник отдела                                            Д.М.Нафикова

О порядке установления по свидетельским показаниям стажа работы для назначения и исчисления государственных пенсий

Название документа: О порядке установления по свидетельским показаниям стажа работы для назначения и исчисления государственных пенсий

Номер документа: 02-07/1971

Вид документа: Письмо Министерства социальной защиты Республики Татарстан

Принявший орган: Министерство социальной защиты Республики Татарстан

Статус: Действующий

Дата принятия: 20 октября 1998

Дата начала действия: 20 октября 1998