• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

Письмо Национального Банка Республики Татарстан
от  8 апреля 1996 г. N 55/17-73



Национальный банк Республики Татарстан проанализировал данные Госкомстата республики, сведения коммерческих банков и расчетных кассовых центров о результатах расходования предприятиями, организациями и учреждениями средств на потребление за 1995 год и отмечает следующее:
В течение 1995 года в республике наблюдался рост средств, направляемых предприятиями, организациями, учреждениями на потребление. Против предшествующего года сумма средств, направленных на эти цели возросла в 2,4 раза. Увеличение фонда потребления по кварталам происходило в основном равномерно: 1 квартал - 2,1 раза, 1 полугодие и 9 месяцев - в 2,3 раза. В общей сумме доходов фонд потребления составляет около 59% или 8,5 трлн. рублей.
По состоянию на 1.01.96 г. за получением средств на потребление в обслуживающие банки обратилось 11638 предприятий, организаций и учреждений или 42,8% от общего числа, имеющих расчетный (текущий) счет в банке. Сумма начисленных ими средств (без учета не расшифровывающих денежный чек, фермерских хозяйств, предпринимателей без образования юридического лица) за 1995 год составила 5,2 трлн. рублей, из которых наличными получено 3,1 трлн. рублей, перечислениями с фонда потребления - 1,0 трлн. рублей. Кроме того, на 1.01.96 г. 1965 предприятий и организаций республики имели право направлять постоянную денежную выручку на выплату заработной платы и приравненных к ней платежей, что составило 6% от общего количества хозорганов.
Начисление средств на потребление в среднем на 1 работника за 1995 год по республике возросло в 2,4 раза, составив 437,5 тыс. рублей. В 1 квартале среднемесячная заработная плата увеличилась в 2,2 раза, в II и III кварталах также как и в целом за год в 2,4 раза.
Однако сводный индекс потребительских цен превысил рост средней заработной платы на 0,5 пункта.
По-прежнему сохраняется диспропорция в промышленности между выпуском продукции и средней заработной платой: объем производства в сопоставимых ценах превысил уровень 1994 года на 2% при росте среднемесячной заработной платы в 2,6 раза.
Увеличение суммы средств, предназначенных на оплату труда и приравненных к ней платежей на фоне более низкого роста объема производства, обусловленного разрывом ранее установленных производственных связей между предприятиями, привело к ухудшению состояния расчетов и отсутствию денежных средств на счетах.
С убытком завершили 1995 год 28,2% всех предприятий республики. Неплатежеспособность предприятий, не позволяя своевременно выплатить средства на заработную плату приводит к образованию просроченной задолженности по выплате заработной платы.
За отчетный год по причине отсутствия средств на расчетном счете не получили средства на потребление в установленный срок: в первом квартале - 1241 предприятие, во втором - 2752, в третьем - 1767, в четвертом - 3555. Сумма неполученных в связи с этим средств по кругу предприятий, открывших расчетный счет в банке или РКЦ, составила соответственно - 141,6 млрд. рублей, 338,4 млрд. рублей, 461,4 млрд. рублей и 694,5 млрд. рублей.
Просроченная задолженность по выплате заработной платы предприятий, организаций и учреждений республики имело место на протяжении всего 1995 года.
Однако в данной ситуации банками и расчетно-кассовыми центрами недостаточно уделяется внимания достоверности сведений, представляемых предприятиями о наличии просроченной задолженности по выплате заработной платы, о чем свидетельствовали выборочно произведенные в бюджетных организациях проверки.
Данные банковской отчетности (ф. 775) за III и IV квартал 1995 года свидетельствуют, что банками и расчетно-кассовыми центрами допускаются ошибки при ее составлении.
В частности, многие расчетно-кассовые центры вопреки письму Национального банка РТ от 9.10.95 г. N 55/17-258, отражали бюджетные организации и учреждения по символу 13 в разрезе всех балансовых счетов, на которых открыты их бюджетные счета. Следовало же учесть их наличие лишь по 2 строкам: содержащиеся за счет средств Федерального бюджета и средств прочих бюджетов (районных, сельских, республиканских).
Не всеми коммерческими банками приняты к сведению разъяснения письма от 1.08.95 г. N 55/17-202 о сообщении сведений по предприятиям, имеющим несколько расчетных счетов.
Недостаточно уделяется внимания правильному отражению в отчете балансовых счетов по символам.
Отдельными коммерческими банками (Синдикатбанк, Каминбанк, Казанский) неправильно подведены контрольные итоги.
На низком уровне находится работа коммерческих банков по проведению анализа результатов расходования предприятиями, организациями средств на заработную плату и приравненных к ней платежей. Так, из представленных отчетов по итогам 1995 года подробный анализ имелся лишь у Татпромстройбанка. Татагропромбанком отчет не представлен.
Учитывая важность решения задач, связанных со стабилизацией денежного обращения, основную долю в котором составляют средства населения, полученные в виде заработной платы и выплат социального характера, рекомендуем:
- глубоко анализировать результаты расходования средств на потребление обслуживаемыми предприятиями, организациями, учреждениями в увязке с основными производственными показателями, информируя местные органы управления о положении дел в этой сфере для принятия мер по укреплению покупательской способности рубля;
- особое внимание уделить правильности ведения карточек учета средств, выданных на заработную плату и выплаты социального характера, являющихся основой составления данных цифровой информации по форме 775 банковской отчетности, а также в использовании ее при анализе финансового состояния предприятий и решения вопросов целесообразности представления им кредитных ресурсов;
- обеспечить полноту и достоверность показателей банковского статистического отчета "О результатах расходования предприятиями, организациями средств на потребление", в соответствии с указаниями Банка России от 24 июля 1995 года N 02-14-5/293 о представлении цифровой информации, необходимой для анализа факторов, влияющих на состояние денежного обращения;
- при систематическом наличии у предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, картотеки не оплаченных в срок расчетных документов, рассматривать вопрос о прекращении расходования выручки на выплату заработной платы.


Первый заместитель Председателя
Национального Банка Республики Татарстан                      В.М.Петров

О расходовании средств на потребление по итогам работы за 1995г.

Название документа: О расходовании средств на потребление по итогам работы за 1995г.

Номер документа: 55/17-73

Вид документа: Письмо Национального банка Республики Татарстан

Принявший орган: Национальный банк Республики Татарстан

Статус: Действующий

Дата принятия: 08 апреля 1996

Дата начала действия: 08 апреля 1996