Недействующий

Закон Республики Татарстан от 19 июня 1997 г. N 1211
"О нефти и газе"

Нефть и газ - основное богатство недр Республики Татарстан являются достоянием ее народа. Добыча, транспортировка и переработка нефти и газа являются важнейшими составляющими промышленности, определяющей экономическую самостоятельность республики и влияющей на стабильность социально-экономического положения в Республике Татарстан. Законодательное регулирование вопросов разведки, добычи, транспортировки, потребления и реализации нефти и газа является важной государственной задачей.

Закон регулирует отношения, возникающие при разработке нефтегазовых месторождений, добыче нефти и газа, обеспечивает рациональную эксплуатацию и безопасность работ, защищает интересы населения Республики Татарстан и охраняет права собственника и пользователя недр.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

Нефть, добываемая в Республике Татарстан, представляет собой природную многокомпонентную смесь взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом углеводородов (алкановых, ароматических, нафтеновых), кислородных, сернистых и металлосодержащих соединений. Близкими по химическому составу, но имеющими большую вязкость, являются тяжелые, высоковязкие нефти и природные битумы.

Газ природный - газ, добываемый в Республике Татарстан из газовых месторождений; газ попутный - газ, полученный в Республике Татарстан сепарированием из добытой нефти.

Роялти - регулярные платежи за пользование нефтегазоносными недрами в течение всего срока действия лицензионного соглашения. Роялти исчисляются в процентах от стоимости продаж продукции.

Соглашение о разделе продукции - договор (контракт), в соответствии с которым Кабинет Министров Республики Татарстан предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу нефти и газа на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Объекты магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа совокупность трубопроводов, осуществляющих поставку нефти и газа потребителям.

Транспортные услуги - типовые производственные операции по приемке, сливу, перемещению, смешению, хранению, сдаче и наливу нефти на объектах, специально предназначенных для нефтепроводного транспорта, налива (слива) на борт (с борта) судна и в железнодорожные цистерны (из железнодорожных цистерн).

Единая система газоснабжения - совокупность предприятий, организационно и функционально

связанных между собой при добыче, транспортировке, хранении, переработке и распределении газа.

  Статья 2. Законодательное регулирование отношений, возникающих в процессе поиска, разведки и добычи нефти и газа, их транспортировки и хранения

Отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и добычи нефти и газа, их хранения, транспортировки по территории Республики Татарстан, регулируются Конституцией Республики Татарстан, настоящим Законом и иным законодательством, действующим на территории Республики Татарстан.  

Статья 3. Распоряжение ресурсами нефти и газа

Нефть и газ, находящиеся в недрах в естественном состоянии, являются государственной собственностью Республики Татарстан. Нефть и газ, извлеченные из недр, могут находиться в государственной, частной и другой, в том числе совместной с иностранными юридическими лицами и гражданами, собственности. Нефть и газ, ивлеченные из недр владельцем лицензии по условиям лицензии и возвращенные в недра для хранения, повышения дебита скважины и нефтеотдачи, рассматриваются как нефть и газ, поднятые на поверхность.

        Статья 4. Республиканский фонд резервных месторождений нефти и газа

В целях создания стратегических запасов нефти и газа Кабинет Министров Республики Татарстан формирует Республиканский фонд резервных месторождений нефти и газа, утверждаемый Государственным Советом Республики Татарстан. В состав Республиканского фонда резервных месторождений нефти и газа включаются разведанные и подготовленные к эксплуатации месторождения нефти и газа.

Глава II. Заключение и исполнение соглашений о разделе продукции

Статья 5. Соглашение о разделе продукции

Отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и добычи нефти и газа, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, могут регулироваться соглашением о разделе продукции (далее соглашение). Права и обязанности сторон соглашения о разделе продукции определяются в соответствии с настоящим Законом, а также законодательством Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции Республики Татарстан и Договору о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Кабинет Министров Республики Татарстан предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее -инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу нефти и газа на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Лицензия на пользование участком недр, удостоверяющая право его пользования, указанное в соглашении, выдается инвестору уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан республиканским органом управления государственным фондом недр в течение 30 дней с даты подписания соглашения. Лицензия выдается на срок действия соглашения и подлежит продлению или переоформлению, либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения.

Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции предоставляется в соответствии с законодательством, устанавливаются Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Кабинета Министров Республики Татарстан.

Статья 6. Стороны соглашения

Сторонами соглашения являются Республика Татарстан, от имени которой в соглашении выступает Кабинет Министров Республики Татарстан;

инвесторы -  граждане Российской Федерации, в том числе граждане Республики Татарстан, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу нефти и газа и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения. Срок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии с законодательством.   

Статья 7. Налоги и платежи при исполнении соглашений

За исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами, инвестор в течение срока действия соглашения освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей, зачисляемых в соответствии с законодательством в Республиканский бюджет Республики Татарстан. Взимание указанных налогов, сборов и иных обязательных платежей заменяется разделом продукции на условиях соглашения. Порядок заключения и исполнения соглашений устанавливается положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Глава III. Плата за пользование нефтегазоносными недрами

Статья 8. Виды платежей за пользование нефтегазоносными недрами

Пользование нефтегазоносными недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей 10 настоящего Закона.

За пользование нефтегазоносными недрами производятся следующие виды платежей:

а) сбор за участие в конкурсе (аукционе);

б) сбор за выдачу лицензий;

в) платежи за пользование нефтегазоносными недрами;

г) отчисления на воспроизводство запасов нефти и газа и повышение нефтеотдачи пластов;

д) акцизы.

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством. Пользователям недр могут предоставляться скидки с платежей за истощение недр в соответствии со статьей 12 настоящего Закона. (К истощенным недрам относятся месторождение или его часть, находящиеся на поздней стадии разработки с низкой эффективностью, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования запасов. При определении платежей за разработку истощенных недр применяется скидка.)

Взимание с пользователя нефтегазоносных недр платежей, не предусмотренных законодательством, не допускается.

При заключении соглашений на условиях раздела продукции между Кабинетом Министров Республики Татарстан и пользователем недр предусматривается раздел добытых нефти и газа. По условиям таких соглашений пользователь недр может освобождаться от уплаты налогов и других платежей в соответствии с законодательством.

Статья 9. Платежи за пользование нефтегазоносными недрами

С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений нефти и газа, за их добычу и пользование нефтегазоносными недрами в иных целях.

Платежи за проведение поисковых и разведочных работ, а также за добычу нефти и газа определяются в зависимости от количества и качества запасов залежей нефти и газа, глубин залегания основных нефтегазоносных пластов, начального дебита скважин, степени риска (доли запасов категории С2), расстояния до ближайших магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть и газ, других экономико-географических условий.

Платежи за добычу нефти и газа включаются в себестоимость их добычи и определяются как доля от стоимости реализованного сырья.

Величина роялти и распределение отчислений в Республиканский бюджет Республики Татарстан и местные бюджеты устанавливаются Государственным Советом Республики Татарстан при утверждении Республиканского бюджета Республики Татарстан.

Статья 10. Освобождение от платежей при пользовании нефтегазоносными недрами

От платы за добытые нефть и газ могут освобождаться пользователи участков недр:

ведущие добычу нефти на основе физических, химических, физико-химических, газовых, тепловых, микробиологических и гидродинамических методов на участках разработки;

при реализации компонентов, попутно извлекаемых при добыче нефти, газа и воды, если их добыча не оговорена в лицензии;

с продукции, получаемой за счет сокращения потерь нефти и газа при внедрении новых технологий;

при освоении новых месторождений в начальной стадии на срок окупаемости капитальных вложений, определенный технико-экономическим обоснованием или проектными документами на разработку этих месторождений;

ведущие добычу нефти при опытно-промышленных работах по отработке новых технологий;

ведущие добычу попутного нефтяного газа.

Решение об освобождении от платежей в соответствии с настоящей статьей принимается при утверждении Республиканского бюджета Республики Татарстан.

Статья 11. Отчисления на воспроизводство запасов нефти и газа и повышение нефтеотдачи пластов

Ставка отчислений на воспроизводство запасов нефти и газа и повышение нефтеотдачи пластов устанавливается как доля от стоимости реализованных нефти и газа и включается в себестоимость продукции.

Отчисления на воспроизводство запасов нефти и газа и повышение нефтеотдачи пластов аккумулируются в государственном внебюджетном фонде воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых Республики Татарстан.

С целью поддержания сырьевой базы углеводорододобывающих предприятий часть отчислений, предусмотренных настоящей статьей, может оставаться в распоряжении пользователей недр, ведущих добычу углеводородного сырья, и использоваться ими для воспроизводства запасов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых. Размер отчислений, остающихся у пользователей недр, устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Геологоразведочные работы и работы по повышению нефтеотдачи пластов могут самостоятельно финансироваться владельцем лицензии за счет части отчислений на воспроизводство запасов нефти и газа и повышение нефтеотдачи пластов, остающихся у пользователей недр.

Отчисления на воспроизводство запасов нефти и газа не производятся при добыче нефти за счет методов увеличения нефтеотдачи, трудноизвлекаемых, некондиционных, забалансовых, ранее списанных запасов нефти, при освоении новых месторождений на начальной стадии на срок окупаемости капитальных вложений, определенный технико-экономическим обоснованием или проектными документами на разработку этих месторождений.

В случае, если пользователем недр за счет применения новых технологий произведена экономия средств, выделенных на геологоразведочные работы и работы по повышению нефтеотдачи пластов, при превышении объективно сложившейся (за последние 5 лет) эффективности соответствующего вида работ для конкретного участка недр сэкономленные средства переводятся в прибыль предприятия - пользователя недр и облагаются налогом на прибыль по установленной ставке.

Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов, могут освобождаться от отчислений на воспроизводство запасов нефти и газа и повышение нефтеотдачи пластов при разработке этих месторождений. Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан, часть суммы отчислений на воспроизводство запасов направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку месторождений нефти и газа.

Статья 12. Скидки по плате за пользование недрами

Скидки по плате за пользование недрами могут предоставляться за добытые нефть и газ пользователю недр, осуществляющему добычу нефти и газа при объективно обусловленной низкой экономической эффективности разработки месторождений (в случае истощения запасов пластов нефтяных месторождений с обводненностью более 85 процентов и месторождений высоковязких нефтей, залежей с низкими коллекторскими свойствами, в случае добычи полезных ископаемых из остаточных запасов пониженного качества и в случае добычи нефти из малодебитного убыточного фонда скважин).

Порядок предоставления скидок по плате за пользование недрами устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан. Величина ставок платы за пользование недрами устанавливается Государственным Советом Республики Татарстан.

Статья 13. Акцизы

Ставки акцизов на нефть и газ, добываемые из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, могут устанавливаться Кабинетом Министров Республики Татарстан в соответствии с законодательством.

Акцизы не могут вводиться на нефть и газ, добытые при объективно обусловленной низкой экономической эффективности добычи (истощенные запасы пластов нефтяных месторождений с обводненностью более 85 процентов, залежи с низкими коллекторскими свойствами, в случае добычи нефти и газа из остаточных запасов пониженного качества, в случае добычи нефти из малодебитных убыточных скважин, при добыче нефти на основе третичных методов разработки).

Статья 14. Стимулирование увеличения добычи нефти

Акцизы в части, уплачиваемой за нефть, добытую сверх государственного задания, установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан, при условии сохранения достигнутого уровня добычи нефти в целом по республике зачисляются в Республиканский бюджет Республики Татарстан, в местные бюджеты районов добычи нефти, на счет нефтедобывающего производственного подразделения (организации).

Роялти в части, уплачиваемой за нефть, добытую сверх государственного задания, установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан, при условии сохранения достигнутого уровня добычи нефти в целом по республике зачисляются в Республиканский бюджет Республики Татарстан, в местные бюджеты районов добычи нефти, на счет нефтедобывающего производственного подразделения (организации).

Соотношение распределения средств между Республиканским бюджетом Республики Татарстан, местными бюджетами, нефтедобывающим производственным подразделением (организацией) устанавливается при утверждении Республиканского бюджета Республики Татарстан.

Глава IV. Особенности лицензирования пользования недрами
в целях поиска, оценки и добычи нефти и газа

Статья 15. Лицензия. Лицензионное соглашение

Лицензия должна содержать следующие положения:

Обязательные условия:

- данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

- привязку пространственных границ участка недр, представляемого в пользование, и земельного отвода, необходимого для ведения работ;

- сроки действия лицензии.

Условия, определяемые соглашением сторон:

- порядок и сроки составления технологических схем и проектов обустройства и разработки месторождения нефти и газа, общей и годовых программ этих работ, а также порядок и сроки финансирования указанных схем, проектов и программ;

- согласованные уровни добычи нефти и газа, которые в установленные сроки уточняются в соответствии с технологической схемой или с проектом разработки, либо обязательства по минимальным объемам работ по обустройству месторождения нефти и газа, сроки начала добычи нефти и газа, ввода скважин в эксплуатацию и другие;

- обязательства по использованию попутного газа;

- условия транспортировки нефти и газа;

- право собственности на имущество, созданное и используемое в связи с исполнением лицензионного соглашения, условия и порядок ликвидации имущества после окончания срока действия лицензии;

- права и обязанности сторон по предмету соглашения;

- порядок координации действий пользователей недр при выдаче лицензии группе пользователей недр;

- право собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

- объемы и виды сбрасываемых в недра отходов производства, пластовых и сточных вод и условия осуществления этих работ;

- обязательства по обеспечению безопасности промышленных объектов, охране окружающей природной среды и проведению природовосстановительных работ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»