ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2006 года № 459-ПП/13


Об основных направлениях и плане мероприятий
по преодолению бедности в Мурманской области на 2006-2008 годы



В целях реализации социально-экономической политики по повышению уровня жизни и благосостояния населения Мурманской области Правительство Мурманской области

постановляет:

1. Одобрить Основные направления преодоления бедности в Мурманской области в 2006-2008 годах согласно приложению.

2. Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации основных направлений преодоления бедности в Мурманской области на 2006-2008 годы.

3. Утвердить прилагаемый Перечень показателей мониторинга бедности в Мурманской области на 2006-2008 годы.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области. Мурманскому областному совету профсоюзов (Первухин А. Л.), Союзу промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области (Куля О. А.) разработать в пределах своей компетенции меры по преодолению бедности в соответствии с Основными направлениями преодоления бедности в Мурманской области в 2006-2008 годах.

5. Департаменту экономического развития Мурманской области (Семенов С. А.), комитету по труду и социальному развитию Мурманской области (Палькин В. М.) организовать мониторинг бедности в Мурманской области.

6. Комитету по труду и социальному развитию Мурманской области (Палькин В. М.), комитету по образованию Мурманской области (Костюкевич В. Ф.), комитету по здравоохранению Мурманской области (Ковалев И. В.), комитету по культуре и искусству Мурманской области (Ершов С. Б.) ежеквартально, до 25 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным, предоставлять для обобщения в департамент экономического развития Мурманской области показатели мониторинга бедности за истекший квартал текущего года, соответствующий квартал предыдущего года и аналитическую записку с оценкой произошедших изменений.

7. Просить государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Мурманской области (Чернышева Г. А.), управление федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области (Артамонов B. C.) предоставлять для обобщения в департамент экономического развития Мурманской области показатели мониторинга бедности ежеквартально в сроки, указанные в пункте 6 настоящего постановления.

8. Департаменту экономического развития Мурманской области (Семенов С. А.) ежегодно в феврале и августе информировать Правительство Мурманской области о состоянии уровня жизни населения и ситуации с бедностью.

9. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области организовать мониторинг бедности в муниципальных образованиях в соответствии с утвержденными показателями.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А. и первого заместителя руководителя департамента экономического развития Мурманской области Семенова С. А.

Губернатор
Мурманской области
Ю. ЕВДОКИМОВ

Приложение
     к постановлению Правительства
     Мурманской области
от 29.11.2006 № 459-ПП/13

 


Основные направления преодоления бедности в Мурманской области в 2006-2008 годах



Основные направления преодоления бедности в Мурманской области в 2006-2008 годах (далее - Основные направления) представляют собой содержание деятельности органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления, объединений предпринимателей, профсоюзов, работодателей, некоммерческих организаций в целях повышения благосостояния населения с наиболее низким уровнем доходов.


Состояние и уровень бедности в Мурманской области


Бедность - социально-экономическое явление, при котором отдельные группы населения испытывают трудности с удовлетворением своих первоочередных потребностей.

По данным Росстата в 2005 году Мурманская область занимала 39 место среди субъектов РФ по доле "бедного" населения. В первом полугодии 2006 года 20,1 % жителей области имеют доходы ниже прожиточного минимума. Это примерно на 2 процентных пункта больше, чем в среднем по России.

В целом, как показал анализ, ситуация с бедностью в Мурманской области мало чем отличается от ситуации в целом по России.

Характерной особенностью нашей российской бедности является то, что в числе бедных высока доля трудоспособных граждан, что определяется низким уровнем оплаты труда, прежде всего в бюджетной сфере.

Бедность неразрывно связана с образованием и здравоохранением. Дети из бедных семей имеют значительно меньшие возможности на получение высшего и среднего профессионального образования, что в дальнейшем способствует воспроизводству хронических зон бедности.

Вероятность оказаться за чертой бедности на 50 % выше для лиц с начальным образованием, что ведет к недостаточной успешности бедных граждан на рынке труда.

Отсутствие доступа к качественному здравоохранению является проблемой для бедного населения и предопределяет низкие показатели здоровья по сравнению с людьми с более высокими доходами.

В Мурманской области, как и в России в целом, присутствуют различные виды бедности населения, в том числе возрастная, территориальная, застойная и временная бедность. Экономическая бедность обусловлена безработицей среди трудоспособного населения и низким уровнем заработной платы значительной части занятого населения.

Социальная бедность обусловлена наличием социально уязвимых групп населения. Повсеместно в зоне бедности остаются одинокие престарелые люди, многодетные и неполные семьи, инвалиды.

Более высокий уровень и качество жизни имеют городские жители, проживающие в муниципальных образованиях со стабильно работающими промышленными предприятиями и развитой инфраструктурой, и наименее обеспечены жители небольших сельских населенных пунктов.

Вместе с тем, имеются особенности, которые присущи только Крайнему Северу. Основная часть наших жителей не имеет возможности вырастить на земле овощи и фрукты, держать скот и птицу и получать дополнительный доход, как это принято в регионах с благоприятными климатическими условиями. Жителям Крайнего Севера для поддержания жизнедеятельности нужно более калорийно питаться, необходимо больше теплой одежды и обуви.

Больших затрат требует жилищно-коммунальная сфера. Среди территорий Северного экономического района у нас одни из самых высоких тарифы на услуги ЖКХ, что обусловлено высокой затратной составляющей стоимости топлива и его доставки, а также длительностью отопительного сезона.

Общеизвестно, что проведение экономических реформ, сопровождающихся либерализацией цен и высокими темпами инфляции, негативно повлияло на уровень жизни населения.

В Мурманской области реальные денежные доходы населения, заработная плата и пенсии в 1995 году по сравнению с 1990 годом упали более чем наполовину. Восстановить отставание не удалось до настоящего времени.

По оценке, в текущем году реальные доходы населения хотя и превысят уровень 1995 года на 6.3 %, реальная заработная плата - на 41.1 %, пенсия - на 2.8 %, но уровень 1990 года не достигнут соответственно на 56 %, 52 % и 67 %.

Денежные доходы, полученные населением за 9 месяцев 2006 года, выросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 16.1 %, их реальное содержание превысило уровень соответствующего периода 2005 года на 7.2 %.

В структуре доходов, полученных населением, увеличилась доля оплаты труда, социальных трансфертов и предпринимательских доходов, сократились расходы на покупку товаров, увеличилась доля сбережений. Повысилась покупательная способность заработной платы и пенсии.

Среднемесячные денежные доходы на одного жителя области в январе-сентябре 2006 года составили 11342 рубля, по сравнению с соответствующим периодом 2005 года выросли на 17.2 %, их реальное наполнение увеличилось на 8.2 %. По величине среднедушевых доходов Мурманская область среди территорий Северного экономического района России занимает третье место, уступая Ненецкому автономному округу и Республике Коми.

Одним из главных факторов социальной напряженности в обществе является высокая дифференциация населения по доходам.

Степень социального расслоения населения (соотношение между уровнями доходов 10% населения с самыми высокими и самыми низкими доходами) в области, хотя и меньше чем в среднем по России, но остается высокой (в первом полугодии 2006 года составила 12.2 раза, РФ - 14.9 раза). Почти 28 % всех доходов, получаемых населением, приходится на наиболее высокодоходные группы населения.

Как положительную тенденцию можно отметить сохранение сокращения доли населения с небольшими доходами (от 1000 до 6000 рублей) с 40.4 % в первом полугодии 2005 года до 26.4 % в первом полугодии 2006 года.

Повысилась доля населения, имеющего доходы свыше 10 тысяч рублей, до 46 %, это самый высокий уровень среди территорий Северного экономического района, сложившийся в первом полугодии 2006 года.

Заработная плата остается основным источником доходов для большей части населения.

Среднемесячная заработная плата в январе-августе увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1.2 раза, составила 14292.5 рубля, ее реальное наполнение повысилось на 8.9 %. По величине средней заработной платы в первом полугодии 2006 года Мурманская область занимала 2 место среди регионов Северного района России, уступая Ненецкому автономному округу.

Дифференциация доходов населения во многом вызвана межотраслевыми различиями в уровне заработных плат. В текущем году межотраслевая дифференциация заработной платы в области несколько усилилась. Соотношение размеров средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников по данным выборочного обследования организаций, проведенного за апрель 2006 года, составило 13.7 раза (соответственно 40152 рубля и 2924 рубля), в апреле 2005 года разрыв составлял 12.2 раза. Наибольший разрыв в уровнях заработной платы наблюдался в организациях оптовой и розничной торговли, по ремонту автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования - 17.4 раза, наименьший - в организациях гостиничного и ресторанного комплекса (4.5 раза).

Несмотря на неоднократное в последние годы повышение заработной платы работников бюджетной сферы, оплата труда работников здравоохранения, образования, культуры в первом полугодии 2006 года отстает от оплаты труда в промышленности на 37.3, 44.1 и 45.8 % соответственно (в первом полугодии 2005 года - на 39.1,45.5 и 46.7).

Размеры тарифных ставок и окладов в бюджетных организациях по-прежнему не достигают уровня, необходимого для нормального жизнеобеспечения граждан. Такие категории квалифицированных работников, как врачи, учителя, работники учреждений культуры и социального обслуживания, нередко имеют более низкие доходы, чем рабочий средней квалификации.

Если покупательная способность средней заработной платы постепенно растет и в январе-августе 2006 года достигла 2.6 прожиточных минимума трудоспособного населения, то уровень заработной платы работников здравоохранения, образования и культуры обеспечивал лишь 1.9 прожиточных минимума, а у работников с 1 по 6 разряд зачастую не дотягивал до прожиточного минимума.

Из-за низкого уровня оплаты труда многие работники образования и здравоохранения вынуждены трудиться с повышенной нагрузкой, в полторы - две смены, нередко в ущерб качеству обслуживания населения. Особенно тяжело приходится молодым специалистам, не успевшим заработать надбавки за стаж работы и высокий разряд ETC.

Наряду с межотраслевой дифференциацией номинальной среднемесячной заработной платы сохраняются существенные различия в оплате труда в территориальном разрезе.

Среднемесячная заработная плата в январе-августе 2006 года (в крупных и средних организациях) ниже, чем в среднем по области во всех муниципальных образованиях, кроме МО Полярные Зори (173.2 %), Мурманск (108.8 %) и Мончегорск (101.8 %). Наиболее низкая заработная плата в Терском (64.3 %), Печенгском (76.2 %) и Ловозерском (69.9 %) районах.

Население области "стареет", почти каждый четвертый житель - пенсионер. Общая численность пенсионеров по состоянию на 1 июля 2006 года составила 241.9 тыс. человек (на 1 июля 2005 года- 238.8 тыс. человек).

Установленная величина средней пенсии не обеспечивает надлежащий уровень жизни пенсионера. По этим причинам каждый третий пенсионер вынужден продолжать трудиться. Удельный вес работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров вырос с 40.2 % в июне 2005 года до 42 % в июне 2006 года.

Размер назначенной пенсии за девять месяцев 2006 года сложился в сумме около 3618 рублей, однако покупательная способность ее остается низкой и не превышает одного прожиточного минимума пенсионера.

Уровень благосостояния жителей области во многом зависит от стабильности на рынке труда и занятости. В последние годы в сфере занятости сохраняются положительные тенденции, увеличивается число занятых и свободных вакансий, снижается уровень безработицы.

Уровень официально зарегистрированной безработицы сократился до 3.1 % к экономически-активному населению (2005 год - 3.5 %). Коэффициент напряженности на рынке труда уменьшился до 1.7 ищущих работу, в расчете на 1 вакансию (на начало октября 2005 года - 2.3 человека).

Из общего числа безработных 78 % получают пособие по безработице в минимальном размере (1095 рублей), в том числе в городах Кировск, Мончегорск, Оленегорск, Скалистый, Печенгском, Терском и Ловозерском районах удельный вес таких безработных выше, чем в среднем по области, и составляет 81-85 %.

К сожалению, существующие методики статистических наблюдений не позволяют сделать достаточно полную оценку состояния бедности в разрезе муниципальных образований. Отсутствуют статистические данные об уровне доходов населения в целом, степени расслоения населения по уровню доходов, остроте и глубине бедности и другие показатели.

Состояние и уровень бедности требуют принятия дополнительных мер и комплексного подхода к решению этой острой проблемы, которая Президентом Российской Федерации Путаным В.В. определена в качестве одной из первоочередных общенациональных задач социально-экономического развития страны.

Цель и основные задачи по преодолению бедности


Одной из основных целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области является преодоление бедности.

Программой социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы предусмотрено:

- повышение реальных доходов населения в 2008 году по сравнению с 2003 годом на 20-22 %;

- уменьшение числа бедных в 2008 году до 12-14 % от общей численности населения Мурманской области.

С учетом реализации мер, предусмотренных программой, и итогов социально-экономического развития Мурманской области в 2004-2006 годах, должны быть решены следующие задачи:

- ежегодное повышение реальной заработной платы работников бюджетной сферы в размерах, обеспечивающих ее рост в 2008 году в 1.5 раза по сравнению с 2004 годом;

- обеспечение условий, при которых государственная социальная помощь будет поступать гражданам адресно, в зависимости от фактического уровня их доходов и социального благополучия;

- выравнивание относительных показателей бедности между территориями;

- выделение проблемы бедности в качестве самостоятельного предмета управления, определение целевых показателей и разработка планов мероприятий по преодолению бедности.

Обеспечение макроэкономической стабильности, экономический рост и увеличение доходов консолидированного бюджета области являются главными и необходимыми условиями для сокращения бедности. Однако этого недостаточно и для решения проблемы бедности необходимы целенаправленные действия, основанные на следующих принципах:

- ответственности государства, органов местного самоуправления, бизнеса и населения за преодоление бедности;

- комплексного подхода и совместных усилий и действий власти, предпринимательских объединений и профсоюзов по реализации региональных и муниципальных программ и планов мероприятий по преодолению бедности, повышения уровня оплаты труда по мере роста качества трудовых ресурсов и эффективности труда, снижении дифференциации в уровне оплаты труда;

- повышения эффективности мер по обеспечению адресной помощи для преодоления социальной бедности.

Обеспечение макроэкономической стабильности, экономический рост и увеличение доходов консолидированного бюджета области являются главными и необходимыми условиями для сокращения бедности. Однако этого недостаточно и для решения пр

блемы бедности необходимы целенаправленные действия, основанные на следующих принципах:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»