Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30.03.2006 г. № 104-ПП/3


Об утверждении региональной целевой программы
"Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства
в Мурманской области" на 2006 - 2010 годы

_____________________________________________________________________________
Утратило силу с 04.08.2009 г. на основании
постановления Правительства Мурманской области от 21 октября 2009 года № 484-ПП
_____________________________________________________________________________



В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 №102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", Законом Мурманской области от 10.02.2005 № 594-01-ЗМО "О программе социально-экономического развития Мурманской области на 2004 - 2008 годы", постановлением Правительства Мурманской области от 28.07.2005 №296-ПП/9 "О порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области", распоряжением Губернатора Мурманской области от 27.07.2005 № 103-РЗ "О создании рабочей группы по разработке нормативной правовой базы по ипотечному жилищному кредитованию в Мурманской области", во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 12.01.2006 № 1-ПП "О разработке региональной целевой программы Мурманской области "Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области" на 2006 - 2015 годы", в целях развития эффективного рынка жилья, жилищного строительства и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержки малоимущих граждан в улучшении жилищных условий Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области" на 2006 - 2010 годы (далее - программа).

2. Возложить обязанности государственного заказчика - координатора Программы на департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (Бережной Н.И.).

3. Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (Бережной Н.И.) совместно с департаментом финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) и органами местного самоуправления муниципальных образований согласовать вопросы ресурсного обеспечения программы на 2006 год и последующие годы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области Бережного Н.И.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

      

Первый заместитель
Губернатора Мурманской области
 А.Селин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Мурманской области
от 30.03.2006 № 104-ПП/3

         

Региональная целевая программа
"Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области"
на 2006-2010 годы

Мурманск
2006 г.

ПАСПОРТ
региональной целевой программы

Наименование Программы

"Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области" на 2006-2010 годы

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

постановление  Правительства  Мурманской  области  от  12.01.2006 № 1-ПП "О разработке региональной целевой программы Мурманской области "Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области на 2006-2010 годы"

Государственный заказчик - координатор

департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области

Основные разработчики Программы

департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области;

департамент экономического развития Мурманской области;

департамент финансов Мурманской области

Цели и задачи Программы

Цели:

· создание правовых, финансовых и организационных

предпосылок для обеспечения доступным комфортным жильём отдельных категорий  граждан с использованием различных схем ипотечного жилищного кредитования на основе консолидации бюджетных и внебюджетных средств и средств граждан;

· увеличение жилищного строительства в Мурманской

области с использованием различных источников финансирования, новых технологий, современных строительных отечественных и зарубежных материалов;             

·        преодоление кризиса в строительной отрасли с помощью увеличения объемов жилищного строительства

Задачи:

· формирование рынка доступного жилья через

создание условий для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования и увеличение объемов жилищного строительства;

· разработка нормативной правовой базы в области

ипотечного жилищного кредитования на основе стандартов АИЖК (далее Агентство) применительно к условиям Мурманской области;

· создание организационной инфраструктуры

участников ипотечного жилищного кредитования в Мурманской области;

· консолидация бюджетных и внебюджетных средств,

включая средства населения Мурманской области для обеспечения граждан доступным жильем;

· совершенствование нормативно-правовой базы  в

сфере государственного регулирования строительства жилья на территории Мурманской области;

· укрепление банковской системы, обеспечение ее

ориентации на реальный сектор экономики, увеличение притока капиталов, в том числе, за счет привлечения средств населения;

· создание условий для увеличения объемов жилищного

строительства в Мурманской области

Важнейшие целевые показатели и индикаторы

1. Обеспечение жильем работников бюджетной сферы:
     всего - 2 394 семей,
     в том числе по годам:

Период
Прогноз обеспечения жильем работников бюджетной сферы,
[количество семей]
Целевые индикаторы,
[в процентах к предыдущему году]


2006
124
100,0


2007
303  
244,4


2008
470
155,1


2009
656
116,5


2010
841
128,2



Приобретение 450 квартир на вторичном рынке жилья, исходя из приобретения 50 квартир в 2006 году и  по 100 квартир в последующие годы до 2010 г.

2. Увеличение объемов жилищного строительства.

Строительство 105 тыс. кв. метров нового жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов,

в том числе по годам:                     

Период
Прогноз увеличения общего объема жилищного строительства
[кв. м.]
Целевые индикаторы,
[в процентах к предыдущему году]


2005
5 271
100,0


2006
4 000
175,9


2007
11 000
218,7


2008
20 000
248,0


2009
30 000
139,0


2010
40 000
156,9


Сроки и этапы  реализации
Программы

Первый этап - январь - август 2006 года:

· создание регионального ипотечного оператора;

· подписание соглашения о сотрудничестве между Правительством Мурманской области и Агентством;

· разработка нормативной правовой базы необходимой

для развития ипотечного жилищного кредитования на территории Мурманской области в соответствии с требованиями стандартов Агентства;

· начало формирования списков граждан - участников

Программы

Второй этап - сентябрь - декабрь 2006 года:

· создание инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования (выбор на конкурсной основе уполномоченных банков, страховых и оценочных компаний, строительных организаций и предприятий, оформление договорных отношений)

Третий этап - 2007 год:

· начало строительства первых жилых домов с использованием системы ипотечного жилищного кредитования;

· 2007 - 2010 годы - продолжение строительства жилья и

 выход на объемы, определенные  Программой

Объемы и источники
финансирования











Назначение и источники финансирования

Объем финансовых средств
в  том числе  по  годам




2006
2007
2008
2009
2010


2
3
4
5
6
7
8


Рефинансирование  за счет средств Агентства
(тыс. руб.)                    

2 114 909
68 797
198 121
365 249
595 618
887 124


Областной бюджет
(тыс. руб.)

446 099

16 371

46 728

79 134

118 817
185 049


Местный бюджет
(тыс. руб.)

226 599
7 371
21 228
39 134
63 817
95 049


Внебюджетные источники финансирования

453 198
14 742
42 456
78 268
127 634
190 098


Кредитные средства банков
(тыс. руб.)

2 114 909
68 797
198 121
365 249
595 618
887 124



ИТОГО
(п.п. 2;3;4;5)

3 240 805
107 281
308 533
561 785
905 886
1 357 320



Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

·      строительство 105 тыс. кв. метров нового жилья;

·      приобретение работниками бюджетной сферы 2 394 квартир;

· привлечение в жилищную сферу средств банков и других инвесторов, включая собственные средства граждан;

· способствование развитию предприятий стройиндустрии по производству строительных материалов и конструкций;

· создание дополнительных рабочих мест в производственной и других сферах экономики области;

· решение кадровой политики путем предоставления специалистам государственной поддержки для приобретения жилья

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

1. Анализ ключевых проблем развития жилищного строительства и ипотечного кредитования в Мурманской области


     1.1 Ипотечное кредитование и рынок долгосрочных финансовых обязательств Мурманской области


  

   В настоящее время в Мурманской области строительство нового жилья может производиться в основном за счет привлеченных средств, среди которых первое место занимают средства граждан и кредиты банков. Однако лишь достаточно обеспеченные граждане имеют возможность вкладывать средства в строительство нового жилья или покупать квартиры, построенные с привлечением кредитов банков строительными организациями. Похожая проблема существует и на вторичном рынке жилья, поскольку цены на квартиры превышают покупательную способность большинства жителей области. Это происходит вследствие роста рыночных цен в условиях недостаточного предложения нового жилья и перевода части жилого фонда в нежилой.

Для решения указанных проблем необходимо разрабатывать и использовать современные финансовые инструменты, позволяющие консолидировать средства различных инвесторов, а также развивать ипотечное жилищное кредитование с использованием в качестве залога приобретаемое или уже имеющееся в собственности жильё.

Для развития и последующего широкого внедрения ипотечного жилищного кредитования Правительством Российской Федерации в 1997 году было создано ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", в основную задачу которого входит рефинансирование (выкуп) выданных первичными кредиторами ипотечных жилищных кредитов за счет средств, привлекаемых путем размещения на российском фондовом рынке ценных бумаг. Главной задачей Агентства в период становления рынка долгосрочных финансовых инструментов и развитого рынка ипотечных ценных бумаг является формирование в регионах нашей страны предложения ипотечных кредитов на доступных условиях, наиболее полно отвечающих возможностям и потребностям потенциального заемщика.

Вместе с тем, чтобы привлечь в Мурманскую область средства Агентства, необходимо создать условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования, которые включают:

а) участие Правительства Мурманской области в программе ипотечного

жилищного кредитования;

б) разработку областной законодательной и нормативной правовой базы с

учетом требований стандартов Агентства;

в) создание механизма ипотечного жилищного кредитования путем

гарантирования банкам рефинансирования выданных ипотечных жилищных кредитов;

г) консолидация финансовых средств бюджетов всех уровней с финансовыми

средствами кредитных организаций и других инвесторов.

Средства областного и муниципальных бюджетов, направляемые в виде прямого финансирования на ипотечное кредитование, рекомендуется использовать в первую очередь на субсидирование первоначальных взносов и снижение кредитной ставки по кредитам работников бюджетной сферы, что сделает ипотечные кредиты более доступными для этой категории граждан.

Первоначальный взнос на приобретение жилья должен составлять 30% его стоимости, и должен вноситься либо покупателем, либо предприятием для своих работников.

На сегодняшний день число нуждающихся в жилье, по данным администраций муниципальных образований, составляет 15089 семей. Время ожидания в очереди у значительной части нуждающихся в улучшении жилищных условий превышает пятнадцать лет. При этом, примерно 10000 семей могли бы стать потенциальными участниками ипотеки при условии государственной поддержки.

1.2. Анализ жилищного строительства в Мурманской области

Переход плановой экономики страны в рыночную, уход государства из сферы жилищного строительства и как следствие резкое сокращение инвестиций в строительную отрасль в целом и в строительство жилья в первую очередь привели к обострению проблемы с жильем, в том числе и в Мурманской области. Объемы строительства жилья за прошедшие десять лет сократились в десятки раз. Осуществлять жилищное строительство исключительно за счет средств областного бюджета возможности нет.

Как видно из нижеследующей таблицы, строительство жилья в регионе находится в кризисном состоянии и требует принятия нестандартных решений.

Показатели по вводу в действие жилья в Мурманской области

Показатели  

  

Ед. изм.  

  

отчет  

2000  

  

2001  

  

2002  

  

2003  

  

2004  

  

2005  


Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования

кв. м общей пл.

27947

7784

4465

13263

6474

5271


Помимо этого приближается ситуация, связанная с необходимостью реконструкции жилых домов первых массовых серий, построенных в период 1945 - 1960 годов.

Поэтому, во избежание критического состояния в жилищной сфере, необходимо уже сегодня начинать поэтапно решать обозначенные проблемы посредством нового строительства, реконструкции и капитального ремонта жилищного фонда за счет консолидации различных источников финансовых средств.

Программой социально-экономического развития Мурманской области до 2008 года предусмотрено:

- построить, реконструировать и модернизировать 322.5 тыс. кв. метров жилья; - снести около 350 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья;

- улучшить жилищные условия 3.8 тыс. семьям;

Однако без реализации настоящей Программы указанные задачи будут невыполнимы.


1.3. Основные риски Программы и варианты решения


Основные риски программы:

1.3.1. Законодательный - отсутствие федеральных и региональных законов, устанавливающих все процедуры ипотеки от ипотечного кредитования до использования имеющегося в собственности жилья, в качестве залога, переселения граждан, не возвративших кредит по различным причинам, а также по условиям вторичных финансовых рынков.

Включение строительства жилья в перечень общенациональных проектов, а также внесенные изменения в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" дают основания в уменьшении законодательного риска. В случае, если федеральное законодательство останется неизменным, следует принимать региональные нормативные правовые акты, развивающие систему ипотечного кредитования.

1.3.2. Инфраструктурный - отсутствие инфраструктуры участников в сфере ипотечного жилищного кредитования. Инфраструктурный риск сокращается заключением соглашения и созданием в Мурманской области регионального оператора, а также разработкой и утверждением настоящей Программы.

1.3.3. Финансовый - отсутствие финансовых средств и инструментов для  привлечения достаточного количества участников системы ипотечного кредитования и снижения кредитной ставки до приемлемой.

1.3.4. Социальный - сохранение на сегодняшнем уровне или снижение существующих доходов населения Мурманской области.

Финансовый и социальный риски обеспечиваются теми же нормативными правовыми актами, что и законодательный риск, а также существующими у населения тенденциями к накоплению и возможностью их использования в экономике региона, изложенными в разделе I настоящей Программы.

1.3.5. Кредитный - лежит в значительной мере на региональном ипотечном операторе, так как при не возврате кредита региональный ипотечный оператор обязан выкупить у Агентства кредит, при этом дополнительной гарантией выступают гарантии региональных властей, причем впоследствии, после реализации имущества, находящегося в ипотеке, вероятные убытки делятся в равных долях между Агентством и региональным ипотечным оператором.

1.3.6. Риск ликвидности в данной схеме минимизируется, так как кредиты, выданные банками, рефинансируются Агентством через Регионального оператора;

1.3.7. Риск досрочного погашения кредита - на Агентстве.

Данный риск частично управляется путем установления моратория на досрочные платежи по кредиту сроком на 6 месяцев.

II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы её реализации, целевые индикаторы и показатели


Основными целями Программы являются:

· создание правовых, финансовых и организационных предпосылок для обеспечения доступным комфортным жильём отдельных категорий граждан с использованием различных схем ипотечного жилищного кредитования на основе консолидации бюджетных и внебюджетных средств и средств граждан;

· увеличение жилищного строительства в Мурманской области с использованием различных источников финансирования, новых технологий, современных строительных отечественных и зарубежных материалов;

· преодоление кризиса в строительной отрасли с помощью увеличения объемов жилищного строительства.


     Основными задачами Программы являются:


· формирование рынка доступного жилья через создание условий для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования и увеличения объемов жилищного строительства;

· разработка нормативной правовой базы в области ипотечного жилищного кредитования на основе стандартов Агентства применительно к условиям Мурманской области;

· создание организационной инфраструктуры участников ипотечного жилищного кредитования в Мурманской области;

· консолидация бюджетных и внебюджетных средств, включая средства населения Мурманской области, для обеспечения граждан доступным комфортным жильем;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»