Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2006 года N 48-ПП/2

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006-2008 ГОДЫ

{в редакции постановлений Правительства Мурманской области:

от 27.10.2006 N 414-ПП,

от 15.02.2007 N 79-ПП,

от 10.04.2007 N 178-ПП,

от 19.10.2007 N 490-ПП,

от 29.12.2007 N 654-ПП,

от 13.11.2008 N 538-ПП,

от 19.01.2008 N 17-ПП}

В целях создания условий для реализации семьей своих функций, обеспечения охраны здоровья матери и ребёнка, профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и детской безнадзорности, решения задач, определённых в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год по улучшению демографической ситуации, усилению помощи семье в воспитании детей, укреплению семейных связей и традиций, повышению престижа материнства и отцовства, во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 25.08.2005 N 330-ПП "О разработке региональной целевой программы "Поддержка семьи в Мурманской области" на 2006-2008 годы" Правительство Мурманской области постановляет :

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Поддержка семьи в Мурманской области" на 2006-2008 годы.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области разработать аналогичные муниципальные программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Л.А. Чистову.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Губернатор

Мурманской области

Ю. Евдокимов

Утверждена
постановлением Правительства
Мурманской области
от 27.02.2006 N 48-ПП/2
{в редакции постановлений
Правительства Мурманской области
от 27.10.2006 N 414-ПП,
от 15.02.2007 N 79-ПП,
от 10.04.2007 N 178-ПП,
от 19.10.2007 N 490-ПП,
от 29.12.2007 N 654-ПП,
от 19.01.2008 N 17-ПП}

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006-2008 ГОДЫ Мурманск, 2006


ПАСПОРТ

региональной целевой программы

"Поддержка семьи в Мурманской области"

на 2006-2008 годы

{паспорт программы в редакции постановлений Правительства Мурманской области

от 27.10.2006 N 414-ПП, от 19.10.2007 N 490-ПП, от 19.01.2008 N 17-ПП}

Наименование программы

- Поддержка семьи в Мурманской области на 2006-2008 годы

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения

- постановление Правительства Мурманской области от 25.08.2005 N 330-ПП "О разработке региональной целевой программы "Поддержка семьи в Мурманской области" на 2006-2008 годы"

Государственные заказчики

- комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

 - департамент законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления;

 - комитет по здравоохранению Мурманской области;

 - комитет по образованию Мурманской области;

 - комитет по культуре и искусству Мурманской области;

 - комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области;

 - управление по делам молодежи Мурманской области;

 - управление федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области

Государственный заказчик-координатор

комитет по труду и социальному развитию Мурманской области

Основные разработчики программы

- комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

 - департамент законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления;

 - комитет по здравоохранению Мурманской области;

 - комитет по образованию Мурманской области;

 - комитет по культуре и искусству Мурманской области;

 - комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области;

 - управление по делам молодежи Мурманской области;

 - управление федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области

Цели и задачи программы

основные цели:
 - создание условий для реализации семьей своих функций, укрепление семейных традиций, обеспечение охраны здоровья матери и ребенка, улучшение демографической ситуации, профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и детской безнадзорности
 основные задачи:
 - проведение социальной диагностики семей на основе социологических исследований;

 - поддержка социально уязвимых, многодетных, молодых семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов;

 - введение дополнительных мер материальной поддержки семей, имеющих детей;

 - расширение сети и совершенствование деятельности учреждений социальной помощи семье и детям;

 - оснащение учреждений, оказывающих услуги семьям и детям, технологическим, реабилитационным, бытовым оборудованием;

 - проведение мероприятий, направленных на нравственное и духовное развитие детей и семей в целом;

 - совершенствование профессиональной подготовки специалистов, работающих с семьями и детьми;

 - расширение участия общественных объединений в сфере оказания социальных услуг населению

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

- увеличение количества учреждений (отделений), оказывающих услуги семьям и детям, на 5 единиц (2007 г. - 3;
2008 г. - 2);

 - укрепление материально-технической базы 5 учреждений (отделений), оказывающих услуги семьям и детям (2007 г. - 4, 2008 г. - 1);

 - увеличение количества специалистов, работающих с семьями и детьми, повысивших квалификацию, на 180 человек (2006 г. - 60 чел., 2007 г. - 60 чел., 2008 г. - 60 чел.);

 - введение новых форм поддержки семей (2007 г. - 4, 2008 г. - 1);

 - обновление фондов областных библиотек на 1000 экземпляров (2006 г. - 300, 2007 г. - 300, 2008 г. - 400);

 - увеличение в культурно-досуговых учреждениях числа семейных клубов, творческих коллективов, любительских объединений не менее, чем на 15 единиц (2006 г. - 5 единиц, 2007 г. - 5 единиц, 2008 г. - 5 единиц);

 - ежегодная оплата проезда 5600 детям и 2000 беременным женщинам на обследование и лечение в медицинские учреждения г. Мурманска

Сроки реализации программы

2006-2008 годы

Объемы и источники финансирования

общие затраты на реализацию программы за счет всех источников финансирования составят 39241 ,5 тыс. руб., в том числе за счет средств:
 федерального бюджета - 100,0 тыс. руб., в том числе в 2008 г. - 100,0 тыс. руб.;

 областногобюджета - 37316,0 тыс. руб., в том числе:
 в 2007 г. - 17807,0 тыс. руб.;

 в 2008 г. - 19509,0 тыс. руб.;

 внебюджетныхисточников-1825,5 тыс. руб., в том числе:
 в 2006 г. - 905,5 тыс. руб.;

 в 2007 г. - 460,0 тыс. руб.;

 в 2008 г. - 460,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

- осуществление социальной диагностики семей на основе социологических исследований;

 - поддержка социально уязвимых, многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов;

 - введение дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей;

 - увеличение сети учреждений помощи семье и детям и укрепление их материально-технической базы;

 - расширение спектра и улучшение качества услуг, оказываемых семье и детям;

 - повышение уровня квалификации специалистов, работающих с семьями и детьми

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Социально-экономические преобразования, проводимые в Российской Федерации, повлекли за собой резкое снижение уровня жизни значительной части населения, особенно семей с детьми, обусловили их деструктивность, ухудшение психологического климата, привели к ослаблению воспитательной функции, усилению агрессии по отношению к детям, разрыву семейных связей; многие семьи, лишившись экономической подпитки, стали социально дезадаптированными. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материально-психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок не могли не отразиться на степени удовлетворенности браком. Следствием этих негативных явлений явилось увеличение количества абортов, отказов от новорожденных, "омоложение" проституции, алкоголизма и наркомании.

В Мурманской области предпринимаются меры по стабилизации и улучшению социально-экономического положения: увеличились доходы населения, уменьшился удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума, улучшилась ситуация на рынке труда, ликвидирована задолженность по детским пособиям и пособию по безработице, обеспечивается адресная социальная помощь населению, с 1 января 2005 года увеличился на 42,8% размер ежемесячного пособия на ребенка, установлен повышенный размер пособия на детей в многодетных семьях, сохранена доступность получения образования, в том числе дополнительного, медицинского обслуживания, учреждений культуры и досуга, увеличилась более, чем вдвое по сравнению с 2002 годом сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей и т.д.

Однако предпринимаемые в области в интересах семьи меры недостаточно эффективны. Региональная целевая программа "Поддержка семьи в Мурманской области" на 2006-2008 годы направлена на предоставление дополнительных мер по стабилизации и улучшению социально-экономического положения семьи в Мурманской области.

Демографическая характеристика семьи (домохозяйства) в Мурманской области. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения Мурманской области составляла 892,5 тысячи человек.

В общей численности населения области (по состоянию на 9 октября 2002 года) мужчин насчитывалось 435,1 тысячи, женщин - 457,4 тысячи. По сравнению с переписью населения 1989 года доля мужчин сократилась с 49,8 до 48,8 процента, а доля женщин увеличилась с 50,2 до 51,2 процента. Соотношение мужчин и женщин ухудшилось: в 1989 году на каждую 1000 мужчин приходилось 1008 женщин, в 2002 году - уже 1051.

Перепись населения 2002 года отметила, что по сравнению с общероссийской возрастная структура населения области является молодой, образовательный уровень жителей региона высоким. Доля лиц моложе трудоспособного возраста составила 18 процентов, лиц трудоспособного возраста - 68,3 процента, старше трудоспособного возраста - 13,5 процента (в целом по России, соответственно, 18,1%, 61,3%, 20,5%). Средний возраст жителей Мурманской области составил 35,1 года (по России в целом 37,1 года) - это на 4,9 года больше, чем при переписи населения 1989 года. Средний возраст мужчин - 32,5 года, женщин - 37,6 года.

Перепись населения 2002 года показала, что самыми распространенными в области являются домохозяйства(, состоящие из одной брачной пары с детьми или без детей. На 1000 всех домохозяйств приходилось 464 домохозяйства этого типа. Четвертую часть (253 домохозяйства на 1000 всех домохозяйств) составляли домохозяйства, состоящие из одного лица. Больше половины (58,6%) лиц этого типа домохозяйств составляли одинокие женщины.

На домохозяйства, состоящие из матери (отца) с детьми, приходилось 73 домохозяйства на 1000 всех домохозяйств. Основную часть из них (93,2%) составляли матери с детьми. Возникновение таких домохозяйств вызвано нестабильностью браков, появлением внебрачных детей, а также смертью одного из супругов.

В целом по области на одно домохозяйство в 2002 году приходилось 0,7 детей в возрасте до 18 лет (без учета домохозяйств, состоящих из одного лица), в 1989 году на одну семью приходилось 1,1 ребенка.

Уменьшение в домохозяйствах числа детей моложе 18 лет говорит о современной ситуации с рождаемостью.

В 2005 году в Мурманской области родилось 8,5 тысяч человек (2004 г. - 8,9 тыс.). Смертность превысила рождаемость в 1,4 раза (в 2004 г. - в 1,3 раза).

Высокая смертность характерна, прежде всего, для экономически активных слоев населения, из жизни уходят трудоспособные люди (в 2005 году - 5,4 тыс. человек или 46,3% от общего числа умерших), причем мужчин в этом возрасте умирает в 3,7 раза больше, чем женщин.

Общий коэффициент рождаемости в 2005 году по сравнению с 2004 годом снизился на 4,9% и составил 9,7 родившихся на 1000 населения (в 2004 г. - 10,2 родившихся на 1000 населения).

Определенное влияние на ситуацию с рождаемостью оказывает состояние с брачностью. В 2005 году зарегистрировано 7,3 тысячи браков, что это на 11,5% больше, чем в 2004 году. Число разводов в 2005 году составило 5,6 тысяч, что на 0,6% больше, чем в 2004 году.

Брачность в последние годы отличается нестабильностью. Откладывание вступления в брак сопровождается распространением добрачных сожительств и неоформленных юридически браков. Остается высоким уровень разводимости.

Общие показатели брачности и разводимости, 2003-2005 гг.

Годы

Браки

Разводы

На 1000 населения1)

браков

разводов

2003

7690

6462

8,7

7,3

2004

6520

5604

7,4

6,4

2005

7269

5640

8,3

6,5

1). При расчете относительных показателей естественного движения, брачности и разводимости за 2003 год использована численность с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 года, данные за 2005 год являются предварительными.

Не становится препятствием для развода и наличие детей: в 2003 году 4,3 тысячи детей вследствие развода остались без одного из родителей, в 2004 году - 3,6 тысяч детей. За период с 1989 по 2003 годы в области распалось 59,6 тысячи семей, имевших в своем составе 77 тысяч несовершеннолетних детей. В эти же годы у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, родилось 27,9 тысячи детей. Число внебрачных рождений постоянно растет, что свидетельствует о неблагоприятных тенденциях в развитии брачных и семейных отношений: в 2000 году вне зарегистрированного брака родилось 2,1 тысяч детей, или 26,4% от общего числа родившихся, в 2004 году - 2,6 тысяч детей, или 29% от общего числа родившихся.

Родившиеся по брачному состоянию и возрасту матери, 2004 год

Всего родив-шихся, человек

в том числе родилось у матерей

в % к общему числу
 родившихся

не состоящих в зарегистри-рованном браке

из них зарегистриро-вано по совместному заявлению родителей

в возрасте до 17 лет

родилось у матерей, не состоящих в зарегистри-рованном браке

родилось у матерей в возрасте
 до 17 лет

8928

2592

1314

182

29,0

2,0

Для решения вышеуказанных проблем необходимо развивать услуги по индивидуальному и семейному консультированию, супружеской терапии, необходима социальная диагностика семей на основе социологических исследований, выработка технологий по социальной терапии, осуществление программ планирования семьи, предоставление молодым людям комплекса информации, необходимой для вступления в брак и функционирования семьи, проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета семьи и ее социального статуса, организация просветительской работы по вопросам сохранения семейных ценностей, гуманизации отношений между полами, разработка и внедрение проектов, направленных на профилактику абортов, на формирование сознательного родительства у юношей и девушек через СМИ, центры молодой семьи.

Показатели уровня жизни семей.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в области насчитывалось 349,1 тыс. домохозяйств. Средний размер домохозяйства составил 2,5 человека. Наибольший удельный вес приходился на домохозяйства с детьми в возрасте до 18 лет - 41% (143,2 тыс. домохозяйств). Почти три четверти домохозяйств данной категории (73,3%) имели одного ребенка, 24,2% - двух детей, 2,5% - трех детей.

По данным за 2004 год 21,6% населения имеют среднедушевой доход, не достигающий физиологического прожиточного минимума в среднем на человека (2003 г. - 21,2%, 2002 г. - 24,1%).

Одной из самых тревожных характеристик положения семей остается широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними детьми. Эти семьи - основная группа бедного населения со среднедушевым доходом, не превышающем величины прожиточного минимума.

По данным бюджетного обследования, в 2004 году среднедушевые денежные доходы в домохозяйствах с 1 ребенком были выше величины прожиточного минимума в 1,6 раза, в то же время в домохозяйствах с тремя детьми составили 76,2% от величины прожиточного минимума.

Число домохозяйств, имеющих в своем составе получателей дотаций и льгот, увеличилось в 2004 году до 79,1% (в 2003 году - 76,7%). В домохозяйствах, имеющих детей, доля льготополучателей, как правило, увеличивается пропорционально росту количества детей. В домохозяйствах с одним ребенком в 2004 году она составила 77,9%, с двумя детьми - 80,1%, с тремя - 86,2%. Это свидетельствует как о наиболее тяжелом положении многодетных домохозяйств, так и о том, что социальная поддержка становится более адресной.

Наиболее распространенной формой государственной поддержки семей с детьми являются государственные пособия семьям, имеющим детей. На конец 2004 года выплата ежемесячного пособия на ребенка была произведена на 75,2 тыс. детей из малообеспеченных семей (т.е. со среднедушевым доходом, не превышающем величины прожиточного минимума), в том числе на 9,7 тыс. детей одиноких матерей, 21 ребенка военнослужащих по призыву, 319 детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов).

С 2005 года полномочия по выплате ежемесячного пособия на ребенка переданы с федерального на региональный уровень. Законом Мурманской области от 23.12.2004 N 549-01-ЗМО "О государственной социальной помощи в Мурманской области" установлены правовые и организационные основы предоставления социальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей. С 1 января 2005 года с учетом районного коэффициента размер ежемесячного пособия на ребенка составляет 140 рублей (было 98 рублей), на детей одиноких матерей - 280 (было 196 рублей), на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву, и детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов - 210 рублей (было 147 рублей). Принципиально новым в законе является установление повышенного размера пособия на детей в многодетных малоимущих семьях, т.е. в семьях, имеющих трех и более детей: ранее пособие выплачивалось в обычном размере - 98 рублей, а с 1 января 2005 года его размер составил 280 рублей на каждого ребенка. Указанная норма введена в качестве частичной компенсации льгот, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Кроме того, сохранены льготы многодетным малоимущим семьям по оплате коммунальных услуг, оплате питания детей из многодетных семей в областных и муниципальных образовательных учреждениях.

Однако введение документального подтверждения доходов привело к сокращению количества получателей ежемесячного пособия на ребенка. По состоянию на 01.01.2006 их количество составило 29348 человека (на 38063 ребенка).

Среднедушевые денежные расходы в домашних хозяйствах в 2004 году составили 6246 рублей в месяц (в 2003 году - 4798,1 рублей), в том числе в домохозяйствах с одним ребенком - 6260 рублей, с двумя детьми - 4937 рублей, с тремя детьми - 2482 рубля.

Потребительские расходы, используемые на приобретение товаров и услуг, в структуре денежных расходов занимали 80,1%. Наиболее высокий уровень потребительских расходов в 2004 году наблюдался в домохозяйствах с одним ребенком - 4734 рубля в среднем на человека в месяц или 94,7% от потребительских расходов среднестатистического домохозяйства, в домохозяйствах с двумя и тремя детьми - соответственно 84,3% и 41,2%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»