• Текст документа
  • Статус
Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24.11.2005 г.      № 441-ПП /14


О Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года

_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП
______________________________________________________________________________



Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года и дополнить раздел 2 Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 20.12.2001 № 251-ПП "О Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года", пунктом 2.8 "Стратегия развития строительного комплекса".

2. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти Мурманской области, предприятиям, организациям и другим хозяйствующим субъектам строительной отрасли, независимо от форм собственности, руководствоваться в своей деятельности основными положениями Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года.

3. Контроль за исполнением Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года возложить на руководителя департамента промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области Бережного Н. И.



Губернатор Мурманской области
Ю. ЕВДОКИМОВ


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Мурманской области
от 24.11.2005 № 441-ПП/14



СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА


До 90-х годов развитие строительно-промышленного сектора на территории Мурманской области было жестко плановым. Практически был единый заказчик, немногочисленные мощные подрядные организации и несколько государственных проектных институтов. В рамках проводимой в стране реформы, при переходе к новой экономической системе, основанной на рыночных отношениях, с переходом прав собственности от государственной к частной на здания, сооружения и землю, очевидна необходимость наличия долгосрочных стратегических планов в благоприятных экономических условиях. Новостройки - индикатор экономики, это перспектива, движение капитала, повышение уровня жизни населения.

Строительный комплекс Мурманской области объединяет строительно-монтажные и специализированные организации, предприятия по производству строительных материалов, изделий и конструкций, проектные и изыскательские организации всех форм собственности, а также научные, работающие в сфере исследований и разработок инновационных технологий в области строительства.

В настоящее время в регионе работает более 500 строительных организаций различных форм собственности.

Строительная отрасль является одним из самых значительных работодателей в регионе: численность работников в отрасли достигает около 19 тысяч человек, и цифра эта положительно прогрессирует.


ИНВЕСТИЦИИ


Экономические реформы начала 90-х годов вызвали глубокой кризис в строительной отрасли. В связи с резким сокращением вложения средств в развитие производства и социальной сферы строительная отрасль одна из первых претерпела изменения в ходе осуществления экономических реформ.

Падение объемов строительства продолжалось до 1999 года; лишь после этого наблюдается ежегодный прирост объема инвестиций, и положение дел в строительном комплексе начало стабилизироваться.

Инвестиционная активность:


Наименование показателей


2002 год
(факт)


2003 год
(факт)


2004 год (факт)


2005 год (оценка)

Инвестиции
за счет всех источников финансирования

(млрд. руб)


9, 98


13, 18


14,24


17,48

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах


83,1


119,1


100,6


109,4


Экономические реформы существенно повлияли на источники финансирования капитальных вложений. Если в 1993 году из бюджетов всех уровней было получено более 40 % средств, направленных на капитальное строительство, то в 2004 году доля бюджетных ассигнований сократилась в 2,6 раза и составила менее 17 % от общего объема инвестиций.

Основными источниками финансирования в настоящее время являются собственные средства предприятий и организаций, активно используются привлеченные средства. Следует отметить возрастающую роль кредитов банка, доля которых в общем объеме инвестиций в 2002 году увеличилась в 2,4 раза против предыдущего года, а в 2003 году возросла еще в 4 раза.

В 2004 году эти темпы роста не наблюдались, что связано, по мнению участников выборочного обследования инвестиционной активности, с высоким процентом коммерческого кредита и сложным механизмом его получения. Вместе с тем роль банковских кредитов на развитие инвестиционных процессов в перспективе должна возрасти.

Основной объем инвестиций осуществляется крупными и средними предприятиями, которыми только в 2003 году на развитие производства направлено около 12 млрд. руб. или 97% от общего объема. Крупнейшими заказчиками являются ОАО "Кольская горнометаллургическая компания", ОАО "Апатит", филиал концерна "Росэнергоатом" "Кольская атомная станция", ГУ "Мурманскавтодор" и ОАО "Мурманское морское пароходство".

В основном, средства направляются на техническое перевооружение и модернизацию производства, обновление оборудования. Доля затрат на эти цели в 2004 году от общего объема капитальных вложений составила 64%, что соответствует технологической структуре инвестиций, сложившейся в последние годы и вызванной высоким уровнем износа производственных фондов. Средний износ основных фондов составляет 75%. Десять последних лет, по данным выборочного обследования, оборудование практически не обновлялось.

В последние годы опережающими темпами развивается транспортный комплекс Мурманской области.

Объем перевозок грузов Мурманским отделением Октябрьской железной дороги филиала ОАО "РЖД" за период с начала года на 3,7% увеличился по сравнению с уровнем 2004 года, благодаря росту объемов перевозок продукции Ковдорского и Оленегорского ГОКов, медноникелевой руды, цветных металлов, промсырья ОАО "Кольская ГМК". В течении 2005 года отделению дороги планирует освоение более 100 млн. рублей капитальных вложений на развитие пропускной способности.

С 1992 года велось строительство уникального не только для области, но и для России сооружения - мостового перехода через Кольский залив, который крайне необходим для жизнеобеспечения области. Официальное открытие I очереди мостового перехода состоялось 11 октября 2005 года при участии Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова.

Динамично развиваются предприятия, предоставляющие услуги связи. Общий объем услуг связи выше аналогичного периода прошлого года на 20,4%. Филиалом "Мурманэлектросвязь" ОАО "Северо-Западный Телеком" осуществлен ввод 5400 номеров телефонов. Телефонная плотность номеров составила 34,9 на 100 человек, что на 21% выше среднего значения по России. Основные инвестиционные мероприятия будут направлены на модернизацию и цифровизацию сети.

Высокими темпами развивается материально-техническая база предприятий торговли и общественного питания. Принято в эксплуатацию более 110 тыс.кв. метров торговых площадей, создано свыше 2 тысяч посадочных мест в предприятиях общественного питания.

Мурманская область участвовала в реализации 36 федеральных целевых программ, по которым в 2000-2003 году освоено 1,8 млрд. руб.

В условиях дефицита финансовых ассигнований Правительство области старается изыскать средства для решения наиболее острых проблем. В последние годы удалось реанимировать строительство ряда "брошенных" объектов, среди них родильный дом и поликлиника в городе Мурманске, больницы и другие объекты здравоохранения в Кировске, Оленегорске и Апатитах. С привлечением федеральных средств ведутся работы на строительстве школ в селе Варзуга и городе Кола, расширении дома-интерната в городе Мончегорске.

В областном центре осуществляется реконструкция Дворца культуры им. Кирова и Ледового дворца спорта.

Ввод в эксплуатацию объектов социально-культурного назначения:

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Больничные учреждения, коек

117

50

137

30

60

Амбулаторно-поликлинические
учреждения,
посещений в смену

650

100

230

46

48

-

687

Санатории, коек

50

Спортивные сооружения с иск.
льдом,
ед.

кв. м



1

2442



2

3586

Плоскостные спортивные

сооружения, кв. м

648

1200

1808

Туристские базы, мест

-

68

21

Общеобразовательные
школы,
ученических мест

1296

1296

1176

489

Дошкольные образовательные
учреждения,
мест

330

140

80

Учреждения культуры клубного
типа,
мест

230

40

484

Библиотеки,
тыс. томов
книжного фонда

30

115

сети, км

6,17

1,00

0,05

3,00

1,67

1,24

2,25

0,42

0,50

водовод, тыс. куб. м воды
в сутки

0,25

сети, км.

0,27

1,19

0,63

0,09

0,10

коллекторы, тыс. куб. м
сточных вод в сутки

48,00

4,00

0,75

0,06

0,02

148,9

сети, км

1,44

0,7

0,30

2,88

1,25

5,31

2,2

7,47

котельные, Гкал. в час

11,7

2,69

7,75

53,7

0,18

Гостиницы, мест

18

98

11,0

14


Выполняются работы на строительстве объектов коммунального назначения.

В Мурманске не было очистных сооружений. Жидкие продукты жизнедеятельности населения стекали прямиком в морские воды, нанося экологический ущерб природе.

В октябре 2005 года состоялось официальное открытие первого пускового комплекса (100 куб. метров в сутки) канализационных очистных сооружений северного района в г. Мурманске. Необходима реконструкция проекта и последующее строительство южных очистных сооружений (160 куб. метров в сутки). Ведутся работы на строительстве 3-й нитки водовода в городе Оленегорске, КОС в с. Ловозеро, биокотельной в п. Умба, на ряде объектов природоохранного назначения.

Ежегодно выделяются средства на жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера. В текущем году эта сумма составляет 44,7 млн. руб., что недостаточно для нормальной реализации Федеральной целевой программы "Жилище" в Мурманской области.

 ПОДРЯДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Резкое сокращение финансирования в начале 90-х годов привело к существенным изменениям в деятельности подрядных организаций. На базе государственных организаций создавались новые формирования, развивалось предпринимательство. В 1992 году территориальное строительное объединение “Мурманскстрой” перестало выполнять функции основного звена управления. Были реформированы многие крупные тресты, а их первичные подразделения стали самостоятельными негосударственными предприятиями.

В начале 90-х годов строительно-монтажные работы велись в основном крупными трестами, на долю которых приходилось около 60 % работ, пятая часть работ выполнялась спецмонтажными организациями. Небольшие специализированные организации значительной роли в строительном производстве не играли.

Переход плановой экономики в рыночную повлек за собой перемену собственника. При приватизации строительных предприятий наряду с положительными моментами имели место и негативные, особенно в сфере предприятий строительной индустрии. Перестали существовать такие базовые предприятия, как Кильдинский кирпичный завод, Мурманский, Оленегорский и Апатитский ДСК.

В настоящее время строительные организации разукрупнены, более 90% работ приходится на организации численностью до 100 человек. В 2004 году в области работало более 500 строительных организаций, которые освоили 7,2 млрд. руб.

Из года в год растет доля работ, выполняемых частными организациями, если в 1993 году она составляла 11 % от общего объема подрядных работ, то в 2004 году - более 80 %.


Структура объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда, составила:

1992

1995

2000

2002

2003

2004

Всего %


100


100


100


100


100


100

В том числе по формам собственности

Государственная


38,6


25,9


24,4


18,6


17,5


11,5

Муниципальная


0,8


1,4


3,0


2,2


2,2


1,6

Частная


9,9


36,2


61,2


75,2


77,4


80,9

Смешанная российская (без иностранного участия)


50,7


25,8


11,2


3,3


6,9


5,2

Смешанная с совместным российским и иностранным участием


0,7


0,2


0,7


1,0


0,8



Несмотря на то, что кризис начала 90-х годов преодолен, и объемы подрядных работ растут, средний уровень загрузки производственных мощностей в строительном секторе в 2003 году составил всего 47%. Следует отметить высокий износ оборудования и техники строительных, монтажных и ремонтных организаций.

Коэффициент износа основных средств организаций всех форм собственности составил 38%. По данным выборочного обследования инвестиционной активности промышленных предприятий средний возраст основной части машин и оборудования составляет 12 лет; половина из них приобретена до 1995 г.

Из крупных строительных организаций на территории области работают ОАО "Мурманскморсторй", ОАО "Строительная компания АСМ" (Агростроймонтаж"), ОАО "Мурманскпромстрой", ООО "Квадрат", ЗАО "М-Строй", ОАО "Апатитстрой" ООО ПО "Металлургпрокатмонтаж", ОАО "Севертрансстрой", ОАО "Севзапстальконструкция", ОАО "Энергоспецмонтаж" (МСУ №10), ОАО "Печенгастрой", ОАО "Оленегорский завод силикатного кирпича" и другие.


Численность работников в сфере строительства за 2002-2005 годы:


2002 год
(факт)

2003 год
(факт)

2004 год

(факт)

2005 год
(прогноз)

Численность работников

тыс.
человек


15,3


15,98


18,76


19,50

Объем подрядных работ

млрд. руб.
в текущих ценах

4,86

5,76

7,3


8,70



Динамика среднемесячной заработной платы в строительстве:


1999
год

2000 год

2001 год

2002 год

2004 год

Среднемесячная начисленная заработная плата (без соцвыплат), руб.


2763


4242


5283


6263

9690

В % к среднемесячной начисленной заработной плате:

в промышленности
во всей экономике



84,9
102,8



94,6
113,2



73,1
98,1



72,2
89,1

87,4
94,2


Доля строительной отрасли в экономике области:

2000

2001

2002

2003

2004

Удельный вес в валовой добавленной стоимости, в %

3,8

6,3

5,2

6,0

6,1

Удельный вес в общей среднегодовой численности, занятых в экономике, в %



4,6



4,6



5,0



5,0

5,1


Индексы производства (услуг), в % к предыдущему году

Объем работ, выполненных
по договорам строительного
подряда

(в сопоставимых ценах)

116,8

109,3

91,7

99,9

112,5


ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА

В результате реформ из-за отсутствия заказов и финансирования практически полностью утрачены мощности по жилищному строительству.

За 1999-2004 годы введено в эксплуатацию 74,5 тыс.кв. метров жилья против 400 тыс.кв. метров, ежегодно вводимых в конце 90-х годов.

Потребности населения не обеспечены даже с учетом жилья, возводимого в регионах средней полосы России с 1996 года, после утверждения федеральной целевой программы "Строительство на территории РФ жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".


Объемы по вводу в эксплуатацию жилья:

(тыс.кв. метров общей площади)

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 г.
прогноз


Построено всего


98,5


114,7


69,3


59,1


71,8


59,3


47,0

в том числе:

в Мурманской области


14,4


27,9


7,8


4,5


13,3


6,5


12,0


за пределами области


84,1


86,8


61,5


54,6


58,5


52,8


35,0


Жилищный фонд области насчитывает около 20 млн.кв. метров, на 1 жителя приходится 22.3 кв. метров, (по г. Мурманску 20.8), что на 10 % превышает среднероссийский показатель.


Площадь жилищного фонда, число квартир по Мурманской области на 01.01.2005 года:

Весь жилищный фонд

В том числе в:

В том числе ветхий и аварийный

Из него- ветхий

городских поселениях

сельской
местности

Площадь жилищного фонда, тыс. кв.м.


19 488,8


17895,5


1 593,3


321,6


281,5

Площадь жилья, приходящаяся на 1 жителя, кв.м.


22,3


22,3


22,2


Число жилых зданий (домов), единиц


12 321




1600


1538



В настоящее время жилищная проблема не теряет своей актуальности, несмотря на снижение численности населения в области. Около 20 тысяч семей нуждаются в улучшении жилищных условий, т.е. 70 тыс. человек не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий. По самым скромным подсчетам потребность для очередников составляет 600 тыс. кв. метров.

Вместе с тем темпы жилищного строительства в последние годы не только не соответствуют потребности, но и не решают самых неотложных нужд северян, среди которых первоочередной является обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде.

В жилищном фонде области 3,2 % приходится на долю ветхого и аварийного жилья. В таких домах проживает около 13 тыс. семей или почти 30 тысяч человек. Значительная часть ветхого жилфонда расположена в населенных пунктах, строительство жилья в которых осуществлялось до 1950 годов (Терский, Ловозерский и Кольский районы, г. Кандалакша с прилегающей территорией, г. Кировск и т.д.).

Учитывая важность данной проблемы, Правительством Мурманской области была одобрена, разработанная департаментом региональная целевая программа "Переселение граждан Мурманской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы".

Основные цели программы - обеспечение жильем граждан, проживающих в непригодных для проживания домах, поэтапная ликвидация аварийного жилищного фонда и реконструкция жилых домов.

Программой намечено ликвидировать 508 тыс.кв. метров непригодного для проживания жилья, обеспечить реконструкцию домов общей площадью 91 тыс.кв. метров, осуществить строительство 97 тыс.кв. метров жилья.

Решение намеченных задач требует, в первую очередь, изыскания необходимых источников финансирования, потребность в которых на момент подготовки программы составляла 3,6 млрд. руб., а с учетом роста цен достигла 5 млрд. руб.

Следует отметить, что темпы выполнения программы за прошедшие годы крайне малы. Это напрямую связано с отсутствием финансирования.

В настоящее время в Мурманской области строительство нового жилья может производиться в основном за счет средств граждан и кредитов банков. Однако лишь достаточно обеспеченные граждане имеют возможность вкладывать средства в строительство нового жилья.

Впервые на территории Мурманской области началось комплексное строительство малоэтажных жилых домов. Получают развитие предприятия, которые возводят коттеджи под ключ. Они берут на себя комплексное проектирование микрорайонов, необходимые согласования, строительство и возведение жилых домов (ООО "Мурманмебель", ООО "Огни Мурманска" и др.).

Перспективным направлением в жилищном хозяйстве, является реконструкция и модернизация жилых домов, построенных в 50-60-х годах. За годы эксплуатации этот жилищный фонд физически и морально устарел.

Одним из направлений реконструкции типовых жилых домов является освоение поверхности покрытий и пространств чердачных крыш. Этот ресурс, практически не освоенный на территории Мурманской области, представляется экономически и экологически эффективным, градостроительно оправданным. Включение эксплуатируемых крыш в застройку значительно снижает потери энергоресурсов (до 10 %), повышает долговечность зданий.

Реконструкция позволит решить не только социальные, но и архитектурные задачи, появляется возможность сосредоточить усилия по гармонизации существующей застройки, улучшить внешний облик микрорайонов.

По данным органов местного самоуправления, в Мурманской области эксплуатируется более 2 тысяч типовых панельных и кирпичных жилых зданий общей площадью более 7,2 млн. кв. метров. Значительную часть этого жилищного фонда составляют дома, построенные из панелей и кирпича по типовым проектам первого поколения. Это дома с так называемым "узким" шагом поперечных и продольных несущих стен (серия 1-464, 1-447 и другие). Основными проблемами являются несоответствие современным требованиям теплоизоляции зданий, невентилируемые кровли, изношенность внутренних коммуникаций и малогабаритность квартир.

При этом особого внимания требует реконструкция как внутренних, так и магистральных инженерных сетей и систем, особенно тепловых, в которых теряется значительный процент тепловой энергии, что недопустимо, особенно в природно-климатических условиях нашего северного региона.

С 1 марта 2005 года открывается новый этап работы в жилищной сфере, связанный с вступлением в силу "Жилищного кодекса Российской Федерации".

Стратегическая цель федеральной жилищной политики - формирование рынка доступного жилья путем снижения себестоимости строительства жилья и государственной поддержки малоимущих слоев населения (работников бюджетной сферы, молодежи)

Доступность приобретения жилья обеспечивается через развитие банковского сектора, предоставляющего гражданам долгосрочные кредиты под залог жилья, т.е. ипотеку. Создано Федеральное агентство по ипотечному кредитованию, задачей которого является разработка механизма рефинансирования ипотечных кредитов.

В условиях крайнего севера, учитывая стремление выезда в более комфортные природно-климатические условия, в последние годы проблема приобретения жилья решалась на вторичном рынке, за счет выезжающих северян. В связи с появившейся тенденцией экономического роста в области прекратился отток населения. Появилась заинтересованность в строительстве жилья. Цель ипотечного кредитования - улучшение инвестиционного климата, демографической стабильности.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих устанавливаются в соответствии с Федеральным Законом от 20.08.2004 года №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

Принимаемые государством меры позволят осуществить наращивание объемов жилищного строительства и обеспечить реализацию прав граждан на достойное жилище.

За последнее время обострились проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве области. ЖКХ это важнейшая социально-экономическая сфера народного хозяйства Мурманской области - сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. Особое значение для его нормального функционирования имеет бесперебойная работа инженерных сетей и всех элементов жилых зданий. Износ основных фондов здесь составляет более 50 %. Интенсивное старение сетей, приводящее к росту потерь тепловой и электроэнергии, требует значительных затрат на замену изношенных сетей с учетом новых требований по ресурсосберегающим технологиям.

Рост оплаты жилищно-коммунальных услуг населением пока не сопровождается структурными изменениями в отрасли, повышением качества предоставляемых услуг и существенным обновлением основных фондов. Продолжают действовать затратные механизмы ресурсопотребления и ценообразования. Энергоэффективные и ресурсосберегающие модели внедряются медленно; необходимы мероприятия по созданию конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Решение важнейшего комплекса проблем по повышению надежности и устойчивому функционированию систем жизнеобеспечения нашло отражение в региональной целевой программе "Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы", одобренной Правительством Мурманской области и утвержденной областной Думой.

Предполагается провести реконструкцию и модернизацию коммунальной инфраструктуры, осуществить работы по достройке ряда объектов. Среди них отопительные котельные и тепловые сети на сумму 1 млрд. рублей, водопроводно-канализационные сети в объёме 2,5 млрд. рублей, сети электроснабжения и электрокотельные.

Некоторые вопросы модернизации и реконструкции ЖКХ будут решаться в соответствии с федеральными стратегиями, включая и международное сотрудничество с Европейским Банком Реконструкции и Развития, Северным инвестиционным банком (NIB), шведским агентством международного развития (SIDA).

ПРОИЗВОДСТВО СТРОЙМАТЕРИАЛОВ


Мурманская область - регион со слабо развитым производством стройматериалов. Значительное количество материалов, используемых в строительстве, завозится из других регионов России.

В производстве строительных материалов работает около 20 предприятий и организаций.

Основные из них: ОАО "Стройдеталь", г. Оленегорск - производство нерудных строительных материалов, конструкций и изделий из бетона и сборного железобетона, ЗАО "Печенгастрой", г. Заполярный; ОАО "Комбинат Стройконструкция", г. Мурманск - конструкции и изделия из бетона и сборного железобетона, "Оленегорский щебёночный завод"; Мурманский филиал ОАО "Евро ТИИВИ", г. Кола - производство столярных изделий, ОАО "Оленегорский завод силикатного кирпича", ОАО "Ковдорслюда" и ряд других предприятий.


Объемы производства основных строительных материалов:

Щебня

тыс. куб.м.


Ж/Б конструкций
тыс.куб.м

Строитель-ного кирпича

Строитель-ного кирпича
млн.шт.

Гравия
тыс.куб.м.

Бетон-
ных смесей

тыс.куб.м

Строитель-ных раство-ров
т
ыс куб.м.

Крупных стеновых
блоков


млн.усл.шт.

2002 г.

2516,3

16,8

3,8

9,1

26.34

11,1

1,3

2003 г.

2392,0

16,2

4,2

17,2

32,7

13,2

2,9

2004 г.

2508,1

17,4

3,6

16,7

46,7

17,4

1,4

2005 г.*

2 623,2

18,0

3,8

17,5

48,6

18,0

1,58

*2005 год - прогнозируемые цифры



Финансовое состояние средних и крупных предприятий свидетельствует о зависимости их от внешних источников, низкой обеспеченности собственными средствами и слабой платежеспособности.

Мурманская область располагает практически неограниченными запасами каменных и песчано-гравийных материалов, уникальными месторождениями облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. Балансовые запасы строительного камня для производства щебня составляют - 125,2 млн. куб. метров, а валунно-гравийно-песчаного материала - 82,9 млн. куб. метров.

Происходящее в последние годы разрушение технологических и экономических связей строительных предприятий, сокращение объемов производства, постоянный рост затрат на энергоносители и транспортные перевозки в сочетании с инфляционными процессами обусловили интенсивное увеличение себестоимости строительного производства и снижение производительности труда.

При значительном подтвержденном потенциале производства продукции, имеющей реальные возможности по своим физико-химическим и экологическим качествам составить конкуренцию на рынках России и за ее пределами, многими предприятиями не налажена возможность рентабельного вывоза их за пределы региона.

Объем производства в Мурманской области щебня на IV квартал 2004 года составлял более 2392,0 тыс. куб. метров, без учета имеющегося потенциала предприятий, которые обладают реальными возможностями производить 3600,0 тыс. куб. метров в год. В последние годы объемы производства щебня из вскрышных пород Оленегорского ГОКа достигли 2 млн. куб. метров( )в год (процент утилизации достигает 17%, при среднем показателе по области 4%).

Организовано производство стеновых камней из шунгизитобетона (ОАО "Блокстрой", ОАО "Колэнергоспецремонт"). В регионе организовано производство огнезащитных плит из ковдорского вермикулита (ОАО "Вермиплит") для теплоизоляции нагревательного оборудования (водогрейные котлы в ОАО "Апатит").

В области имеется достаточное для промышленного освоения количество сырьевых ресурсов для производства строительных материалов, слюды, керамического сырья и облицовочного камня.

"Оленегорский завод силикатного кирпича" имеет мощности по выпуску 6,0 млн. шт. кирпича в год. Потребность в нем составляет 3,6 млн. шт. в год, в основном, на ремонтные работы и реконструкцию.

Проведенные геологоразведочные работы и испытания по оценке качества глинистого сырья, выполненные в разные годы Мурманской геологоразведочной экспедицией, Геологическим институтом и Институтом химии КНЦ РАН показали, что на территории Мурманской области имеется ряд месторождений, запасы которых утверждены и пригодны для производства керамического кирпича (Кильдинское, Шонгуйское, Урагубское, Мончегорское и др.).

Постоянно растет спрос на бетон, связанный с применением монолитных и каркасно-монолитных конструкций зданий. В настоящее время на территории Мурманской области необходимо, даже под строительство небольших объектов, строительство мини - бетонных заводов.

Решение проблем рационального использования местных природных ресурсов, сокращение транспортных издержек в производстве строительных материалов, является одним из приоритетных направлений строительного комплекса Мурманской области.

ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО


За 1999-2005 годы введено в действие более 100 км новых и реконструированных автомобильных дорог.

В Мурманской области только 20% сети автомобильных дорог общего пользования соответствует современным требованиям по осевой нагрузке, каждый четвёртый мост нуждается в увеличении габаритов и ремонте. Из 145 сельских населенных пунктов 39 не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с автодорогами общего пользования и, соответственно, надёжных транспортных коммуникаций с областным и районными центрами.

Общая протяжённость сети автодорог общего пользования по состоянию на 1 января 2005 года составляет 2673 км. По видам покрытий:

- c твёрдым покрытием - 1934 км,

- с гравийным покрытием - 643 км,

- грунтовые дороги - 96 км.

В составе автомобильных дорог общего пользования насчитывается:

- 150 мостовых сооружения общей длиной 6173 погонных метра;

- 2604 шт. / 48151 погонных метра водопропускных труб.

11 октября принята в эксплуатацию I очередь строительства мостового перехода через Кольский залив протяженностью 2,5 км / 1611,6 п.м.

Расходование средств целевого бюджетного территориального дорожного фонда Мурманской области (с 2005 года средства областного бюджета):


Наименование статей

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.
оценка

Расходная часть - ВСЕГО:

1 337 816

1 216 178

1 095 696

1 146 593

1 226 160

Реконструкция и строительство автомобильных дорог и сооружений на них

586 410

539 709

595 445

733 067

726 818

Ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог и сооружений на них

593 448

606 120

427 220

350 404

429 622

Расходы на обеспечение текущей деятельности и содержание органов управления

48 745

49 709

47 244

47 205

49 720

Прочие расходы в соответствии с Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации"

109 213

20 640

25 787

15 917

20 000

Всего за счет субсидий из ФБ

237 370

242 933

449 389

405 000

535 000

(тыс. рублей)

Содержанием, ремонтом и строительством автомобильных дорог занимается около ста различных подрядных организаций: 2 дорожные строительные, 5 дорожных ремонтно-строительных предприятия, одно мостовое ремонтно-строительное предприятие, акционерные общества, частные предприятия, другие подрядные организации. В предприятиях дорожного хозяйства области на выполнении работ занято 1700 человек. В подрядных организациях для выполнения комплекса дорожных работ имеются асфальтобетонные заводы, дробильно-сортировочные комплексы по приготовлению щебня, базы по приготовлению черного щебня, битумно-сланцевой эмульсии, тёплые стоянки и ремонтные боксы.

Головное и координирующее предприятие по ремонту, строительству и содержанию дорог в Мурманской области является Государственное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области - "Мурманскавтодор".


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Проектно-изыскательские работы в области осуществляют более 30 организаций (в том числе 17 малых).


Основные показатели проектной деятельности:

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Число организаций, ед.

24

39

30

28

30

33

Объем проектно-изыскательских работ (в факт. ценах,) млн. руб.


35,9


52,3


55,1


109,0


133,6


120,3

По формам собственности,

в % к итогу


100


100


100


100


100


100

Государственная

35,5

36,8

46,3

48,9

52,0

45,1

Муниципальная

0,6

2,2

5,9

6,1

7,1

5,0

Частная

63,9

61,0

43,7

43,3

40,9

49,8

Общественные объединения

4,1

1,7



В Мурманске расположены базовые изыскательская организация ОАО "Мурманск ТИСИЗ" и ОАО "Мурманское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие".

Проектные организации испытывают острый дефицит в инженерно-технических и архитектурных кадрах. Средний возраст проектировщиков 55-65 лет. Уходящих на пенсию специалистов заменить некем, что в свою очередь не может не влиять на качество и сроки разработки проектов. По этой причине падает качественный уровень проектирования, и крупные проекты уходят за пределы области.

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В области имеются достаточные для промышленного освоения сырьевые ресурсы для производства различных строительных материалов и изделий: вермикулито-слюдяного, керамического и огнеупорного сырья, строительного и облицовочного камня, вспучивающихся сланцев.

Крупнейшее в Европе Ковдорское месторождение вермикулита обеспечено балансовыми запасами в количестве 21 млн. тонн, которые составляют более 80% общероссийских запасов.
В Мурманской области учтено 27 месторождений строительного камня (суммарные запасы 195,116 млн. куб. метров), 16 месторождений облицовочного камня (запасы 10,531 млн. куб. метров), 37 месторождений песчано-гравийных материалов (запасы 47,585 млн. куб. метров), разрабатывается 9 притрассовых карьеров.

Проведенные геологоразведочные работы и испытания по оценке качества глинистого сырья, выполненные в разные годы Мурманской геологоразведочной экспедицией, Геологическим институтом и Институтом химии КНЦ РАН показали, что на территории Мурманской области имеется ряд месторождений, с утвержденными запасами, которые пригодны для производства кирпича. Балансом запасов глин и суглинков учтено 8 месторождений, суммарные запасы которых составляют 17 млн. куб. метров.
На Кольском полуострове расположены крупные месторождения огнеупорного сырья: циркониевого, алюмосиликатного, магнийсодержащего и хромитового, включая Ковдорское и Хабозерское месторождения оливинитов.

Геологами ОАО "Центрально-Кольская экспедиция" за последние годы выявлены крупные залежи вспучивающихся сланцев на полуостровах Средний и Рыбачий, прогнозные ресурсы которых превышают 400 млн. куб. метров.

Крупномасштабным сырьевым источником для строительной отрасли должны стать различные побочные продукты, вырабатываемые предприятиями Кольского горнопромышленного комплекса: вскрышные породы, отходы обогащения, граншлаки, золоотходы местных ТЭЦ, технологические пыли уноса.

К настоящему времени объемы заскладированных на территории области горнопромышленных отходов, по данным Управления природных ресурсов, достигли 6,4 млрд. тонн. Ежегодно отвалы и хвостохранилища пополняются десятками миллионов тонн отходов, наносящими вред окружающей среде.

В Мурманской области большое внимание уделялось проблемам рационального комплексного использования местного природного сырья и утилизации промышленных отходов. Это касается производства силикатного кирпича из хвостов обогащения Оленегорского ГОКа, красного кирпича из глин Кильдинского месторождения, теплоизоляционных плит из шлаковых расплавов комбината "Североникель", закладочных смесей для подземных рудников с использованием граншлаков комбината "Печенганикель", облицовочных изделий из природного камня.

Однако необходимость решения проблемы более полного, комплексного использования местного природного и техногенного сырья остается весьма актуальной. Резко возросшие тарифы на грузовые перевозки делают экономически невыгодной транспортировку на дальние расстояния относительно дешевого нерудного сырья, строительных материалов и изделий. Вместе с тем требуется развитие местной сырьевой базы для удовлетворения потребностей народного хозяйства региона в строительных материалах.

В настоящее время, несмотря на наличие собственной минерально-сырьевой базы, в Мурманскую область завозится керамический кирпич, шунгизитовый щебень для производства пористых заполнителей, различные виды теплоизоляционных материалов, плотных и легковесных огнеупоров, тротуарная плитка и целый ряд других строительных материалов, производство которых целесообразно организовать из местного сырья непосредственно в регионе.
С 1 по 4 апреля 2003 года в городе Апатиты в Институте химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И. В. Тананаева Кольского научного центра РАН состоялась международная научная конференция по решению проблемы комплексного использования природного и техногенного сырья региона в технологии строительных материалов. В работе конференции участвовали представители 47 организаций и предприятий Российской Федерации, Норвегии, Швеции, Эстонии, Казахстана.

По результатам конференции подготовлена и выпущена монография "Строительные и технические материалы из минерального сырья Кольского полуострова". В ней обобщены основные результаты исследований, выполненных сотрудниками отдела технологии строительных материалов ИХТРЭМС КНЦ РАН по проблемам изучения природного и техногенного сырья Кольского полуострова, показаны пути рационального использования неметаллорудных полезных ископаемых Мурманской области, на основе или с применением которых возможно производство разнообразных строительных материалов требуемого или повышенного качества: вяжущих, тяжелых, мелкозернистых, легких, ячеистых, огне - и жаростойких, декоративных и радиационно-защитных бетонов, теплоизоляционных, облицовочных, керамических, стеклокристаллических и абразивных материалов.

Рациональное использование местных природных ресурсов, утилизации промышленных отходов для получения строительных материалов является одним из приоритетных направлений строительного комплекса и охраны окружающей среды Баренцева региона.

КАДРЫ


Трудовой потенциал Мурманской области отличается повышенным образовательным уровнем. Удельный вес лиц с высшим и средним специальным образованием в регионе значительно превосходит средние показатели Российской Федерации.
Область располагает развитым научным потенциалом. Здесь расположен Кольский научный центр Российской академии наук, объединяющий 11 исследовательских институтов, которые обеспечивают фундаментальные и прикладные исследования в Западной Арктике и Баренц-регионе. Кроме того, более 15 институтов и инженерно-технических центров осуществляют прикладные разработки. ВУЗы и средние технические учебные заведения способны удовлетворить основные потребности региона в высокопрофессиональных специалистах.

Кризисное состояние строительной отрасли 90-х годов, снижение объёмов строительно-монтажных работ вызвало сокращение работников, занятых в строительной отрасли. Невостребованность строителей послужила их оттоку в другие отрасли экономики, заставила искать применение своим профессиональным навыкам в других регионах; при этом нельзя не учитывать и естественное старение кадрового состава. По данным 2005 года, 50% опрошенных строительных организаций констатируют факт роста дефицита в строительной отрасли квалифицированных рабочих и линейных работников среднего звена. Наибольшую тревогу вызывает положение с профессиональными училищами, финансирование которых из федерального бюджета практически прекратилось. Подготовка квалифицированных рабочих кадров ежегодно сокращается.

Среди строительных специальностей наиболее дефицитны кровельщики, монтажники металлоконструкций, сварщики, каменщики, плиточники, отделочники.

Проектные организации также испытывают большой дефицит специалистов-проектировщиков всех специальностей, особенно конструкторов-расчётчиков, архитекторов-градостроителей.

Сегодня подготовкой специалистов строительного профиля занимаются 6 профессиональных училищ, Мончегорский политехнический колледж, филиал Петрозаводского университета в г. Апатиты, Мурманский филиал Санкт-Петербургского Государственного Университета водных коммуникаций по специальности "Гидротехническое строительство" (110 студентов и 144 студента на заочном отделении).

В 2003 году, под патронажем Департамента промышленности, строительства и ЖКХ Мурманской области был открыт Мурманский строительный техникум (72 учащихся). На базе Мурманского Государственного Технического Университета открыто отделение "Водоснабжение и водоотведение" (131 студент); в 2004 году открылось отделение "Промышленное и гражданское строительство".
Планируется подготовка специалистов с высшим образованием по специальности "Строительные и дорожные машины", "Автомобильные дороги", "Технология строительных изделий и конструкций".

Работа по подготовке кадров для строительной отрасли требует серьезного изучения, анализа и постоянного контроля. В апреле 2005 года принято Постановление правительства Мурманской области о создании координационного совета по кадровому обеспечению региона. Рассматриваются вопросы сотрудничества в области подготовки кадров совместно с Директоратом труда Норвегии.

В регионе сохранилось ядро квалифицированных кадров, есть неплохие команды управленцев, прошедших школу выживания и способных при благоприятной экономической ситуации отдать все силы возрождению строительно-промышленного комплекса Мурманской области.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ


"Стратегия развития строительного комплекса МО" является документом, определяющим целесообразные и конкретные действия по формированию экономики строительной отрасли. Эти действия ориентированы на решение основных социально-экономических задач и достижение целей в общем объеме Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.

Стратегическая цель жилищной политики региона: формирование рынка доступного жилья путём создания эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах, обеспечивающих, с одной стороны, строительство жилья по ценам, соответствующим платёжеспособному спросу населения, с другой стороны, участие государства для обеспечения жильём определённых групп населения, нуждающихся в государственной поддержке (малоимущие граждане, молодые семьи, инвалиды).

Доступность приобретения жилья обеспечивается через развитие банковского сектора, предоставляющего гражданам долгосрочные кредиты под залог жилья, т. е. ипотека.

Готовится пакет документов по внедрению ипотечного кредитования, которые должны обеспечить разработку закона Мурманской области "Об ипотеке" и привлечь средства населения и банков на строительство жилья, т. е. увеличить объёмы жилищного строительства.

Принимаемые Государством и Правительством Мурманской области меры позволят осуществить наращивание объёмов строительства и обеспечить реализацию прав граждан на достойное жилище.

Решение намеченных масштабных задач направлено на обеспечение роста уровня благосостояния населения и на улучшение стандартов проживания, удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального хозяйства и социального назначения, что требует привлечения значительных финансовых ресурсов для реализации федеральных и региональных инвестиционных программ.

В целях обеспечения устойчивого развития территорий и в связи с возможностью техногенных, экологических катастроф и угрозой терроризма, необходимо уделять особое внимание защищенности транспортной и инженерной инфраструктур.

Развитие транспортного узла является стратегической задачей государственного значения. Оценка грузопотоков, освоение западного берега Кольского залива, с выносом угольного и строительством нефтяного терминалов и прокладки железной дороги, масштабное расширение морского порта Мурманск за счет увеличения портовой застройки и объединения портов, экологическая безопасность. Утверждение Правительством РФ генеральной схемы транспортного узла будет являться одним из главных направлений развития строительного комплекса Мурманской области.

Прогнозируемый ежегодный грузооборот Мурманского транспортного узла к 2010 году составит 57 млн. тонн (с учетом дополнительного объема угля - 15 млн. тонн и нефтепродуктов - 27 млн. тонн) и 75 млн. тонн к 2015 году. Это, по сути, несколько новых мощных портовых сооружений, создание которых не возможно без участия современного и динамичного строительного комплекса.

· Реконструкция взлетно-посадочной полосы и замена светосигнального оборудования международного аэропорта "Мурманск". Общая стоимость реконструкции объекта в действующих ценах ориентировочно 500 млн. рублей. В 2003 году за счет средств федерального бюджета профинансированы проектно-изыскательские работы в размере 3 млн. рублей. В настоящее время ведется работа по дополнительному выделению финансовых средств из федерального бюджета для решения этой задачи.

§ Объем перевозок грузов Мурманским отделением Октябрьской железной дороги филиала ОАО "РЖД" за период с начала года на 3,7% увеличился по сравнению с уровнем 2004 года, благодаря росту объемов перевозок продукции Ковдорского и Оленегорского ГОКов, медноникелевой руды, цветных металлов, промсырья ОАО "Кольская горно-металлургическая компания". В течении 2005 года отделение железной дороги планирует освоение более 100 млн. рублей капитальных вложений на развитие пропускной способности.

§ Увеличение грузооборота ОАО "Мурманский морской торговый порт" связано с увеличением переработки на экспорт каменного угля и нефтепродуктов. В текущем году продолжается предпроектная проработка строительства в порту угольного терминала на причалах №13,14 и строительства нефтеналивного комплекса и нового железнодорожного пути №7 в тылу причала №13.

§ С начала года в ЗАО "Кандалакшский морской торговый порт" перегружено более чем в два раза больше грузов, чем в прошлом году. Рост обусловлен увеличением перегрузки кокса и угля на экспорт. Планируется развитие порта, направленное на увеличение объемов грузооборота.

По отрасли "Дорожное строительство" на период до 2015 года необходимо реконструировать около 300 км автодорог, возвести мосты общей протяжённостью более 2 км.

С введением в эксплуатацию I очередь строительства мостового перехода через Кольский залив необходима проработка II очереди строительства, которая предусматривает строительство многоуровневой развязки от мостового перехода с выездом на магистраль общегородского грузового движения улицу Прибрежную, затем вдоль Фадеева ручья, кольцевой развязки проспекта Кольский - на федеральную автомобильную дорогу Мурманск - Санкт Петербург. Сроки строительства 2007 - 2020 годы, ориентировочная стоимость - 6, 6 млрд. рублей.

Устойчивое обеспечение углеводородным сырьем является необходимым условием текущей жизни и устойчивого развития любого региона. Недра Мурманской области не имеют ресурсов нефти и газа. Здесь также отсутствуют предприятия по переработке этого сырья. Поэтому котельные для отопления, бытовой газ, автотранспорт, некоторые технологические процессы обеспечиваются лишь за счет привоза из других областей нефти, газа, мазута и нефтепродуктов. Программа стратегических действий по обеспечению устойчивого развития Мурманской области должна иметь четкий план обеспечения углеводородным сырьем.

Одним из крупнейших проектов является Штокмановское газоконденсатное месторождение (ШГКМ). Месторождение является одним из крупнейших в мире, его объем составляет 3,2 трлн. куб. метров газа, что является гарантией обеспеченности газом производственных мощностей завода по производству СПГ. Его освоение дает возможность транспортировки газа на побережье Кольского полуострова в объеме 22,5 млрд. куб метров в год. Все рассматриваемые до настоящего времени способы его обустройства предусматривали прокладку газопроводов по территории области для перекачки конденсата в центральные регионы страны. В последнее время владелец лицензии на разработку ШГКМ, прорабатывает вариант строительства завода на побережье Кольского полуострова.

Проектной организацией ОАО "ГИПРОСПЕЦГАЗ" по заданию Департамента стратегического развития ОАО "Газпром" подготовлена Декларация о намерениях инвестирования в строительство объектов обустройства Штокмановского ГКМ с учетом применения технологии сжижения газа, с выполнением многофакторного анализа по выбору площадки размещения завода сжижения. Цель работы - определить целесообразность дальнейшего инвестирования в проект, получение решения местных органов исполнительной власти о возможности реализации намерений инвестирования в строительство предприятия, зданий и сооружений, выдачи и получения предварительных технических условий, предварительного согласования размещения объектов обустройства ШГКМ и транспорта газа.

Начальной точкой рассматриваемой системы морской транспортировки сжиженного газа - загрузочный терминал - является терминал завода по производству сжиженного газа в районе п. Видяево или п. Териберка.

Освоение ШГКМ позволит газифицировать Мурманскую область. Институтом ОАО "ГИПРОСПЕЦГАЗ" разработан проект ТЭО газификации нашего региона, предусматривающий строительство целого ряда газопроводов, которые позволили бы газифицировать все крупные населенные пункты области, перевести на этот вид топлива отопительные и промышленные котельные.

Наряду с развитием транспортной и энергетической системами не менее важное значение имеет развитие промышленного потенциала области.

В целях сохранения и развития производственного потенциала промышленные предприятия Мурманской области осуществляют работы по следующим направлениям:

· в ОАО "Олкон" разрабатывается стратегическая программа развития комбината на перспективу и определяется оптимальный вариант ввода в эксплуатацию подземных рудников на базе разрабатываемых месторождений. Главным фактором, определившим производственную стратегию комбината на долгосрочную перспективу, является высокий спрос на железорудное сырье. Будущее предприятия будет связано только с подземными горными работами. Имеющиеся запасы руды для подземной отработки при реализации планов строительства ряда подземных рудников обеспечат работу предприятия на долгосрочную перспективу с объемом производства концентрата 4,5 - 4,7 млн. тонн в год. Выход на проектную мощность планируется в 2009 году;

· в ОАО "Ковдорский ГОК" реализуется программа производства, позволяющая значительно сократить себестоимость продукции и освоить выпуск новых ее видов. Ведутся работы по строительству мощностей по переработки техногенных отходов и апатит-штафеллитовых руд нового месторождения. Реализация данного проекта позволит увеличить объемы производства апатитового концентрата к 2007 году до 2,5 млн. тонн в год. Создаются мощности по переработке техногенного месторождения апатита и бадделеита (отходов железорудного производства прошлых лет) с последующим развитием мощностей по производству апатитового концентрата;

· в ОАО "Кольская ГМК" реализуется международный проект реконструкции обогатительно-металлургического производства на комбинате "Печенганикель" стоимостью 103 млн. долларов США, реконструкцию производства планируется завершить в 2008 году. Она позволит повысить извлечение металлов в товарную продукцию, значительно сократить выбросы в атмосферу пыли, металлов и диоксида серы в атмосферу. Интенсивно ведутся разведочные и оценочные работы на ильменит-титаномагнетитовом месторождении "Юго-Восточная Гремяха" с целью организации титанового производства и создания около 600 рабочих мест. Планируемый объем финансирования в 2005 году по данному объекту 58 млн. рублей собственных средств. Прорабатывается вопрос организации на базе Сопчеозерского месторождения хромитовых руд производства хромитовых продуктов. В настоящее время это месторождение находится в опытно-промышленной отработке. Сдан в эксплуатацию первый пусковой комплекс подземного рудника "Северный - Глубокий". Объем добычи медно-никелевой руды на руднике возрастет с 200 тыс. тонн в 2004 году до 600 тыс. тонн в 2005 году;

· Кандалакшский алюминиевый завод (Филиал ОАО "СУАЛ" "КАЗ-СУАЛ") в августе 2005 года завершил строительство комплекса сухой газоочистки стоимостью 20 млн. долларов США. Это крупнейшая в России и СНГ подобная установка, позволяющая 99% промышленных выбросов возвратить в производственный процесс, снизить расходы сырья и повысить эффективность производства. Завод стал в 2 раза безопаснее для окружающей среды. Одним из приоритетных проектов Стратегии экономического развития Мурманской области является строительство нового алюминиевого завода по производству 230 тыс. тонн товарного алюминия;

· в течение ряда последних лет в ОАО "Апатит" прослеживается рост капитальных вложений. В 2005 году их объем составит 2,4 млрд. рублей. Значительная доля направлена на капитальное строительство и модернизацию оборудования в связи с переходом на более прогрессивные и эффективные технологии. Развитие ОАО "Апатит" осуществляется в соответствии со Стратегией развития компании "ФосАгро", разработанной с учетом фундаментального труда группы ученых КНЦ РАН "Разработка перспектив развития минерально-сырьевой базы ОАО "Апатит" на основе фосфатного и других видов стратегически важного сырья" на период до 2020 года";

· планируется строительство на Кольском полуострове нефтеперерабатывающего завода мощностью до 3 млн. тонн в год, обеспечивающего потребности области в топливе. Однако строительство такого завода целесообразно в случае прихода к нам "большой нефти". Данная перспектива возможна после реализации проекта накопительного терминала или строительства в регионе перевалочного комплекса для транспортировки нефти Тимано-Печерской провинции, а в дальнейшем и нефти месторождений Арктического шельфа;

· проводится модернизация по повышению безопасности 2-го энергоблока Кольской АЭС до современных норм. 3-й и 4-й блоки отвечают современным требованиям по безопасности, их эксплуатация предполагается до 2010-2011 годов. Помимо повышения энергоэффективности, необходимо дальнейшее развитие атомной энергетики на территории Мурманской области - строительство Кольской АЭС-2;

· технический потенциал ветра на северном побережье Кольского полуострова оценивается в 125 млрд. кВт.ч в год при суммарной мощности ветроэнергетических установок (ВЭУ) свыше 40 тыс. МВт. Состоялись очередные совместные встречи представителей ОАО "Колэнерго", ИФТПЭС Кольского НЦ РАН с испанской компанией "Ибдрола" по развитию ветроэнергетики на территории Мурманской области. В ходе совместных встреч были рассмотрены вопросы строительства ветропарка мощностью 100 МВт и разработки совместного технико-экономического обоснования проекта;

· готовится к реконструкции ООО "Кандалакшский опытный машиностроительный завод", на котором намечается производить запчасти для судовой, железнодорожной и автомобильной техники.

Особую значимость для развития строительного комплекса Мурманской области имеет реализация ряда объектов, находящихся на стадии инвестиционных предложений или в стадии строительства различной степени таких как:

· завод по выпуску минерального порошка из кварцевых железосодержащих отходов ОАО "Олкон", активированных таловым маслом, применяемого для производства пористого и высокопористого асфальтобетона для дорожных работ;

· изготовление на производственных площадях завода ОАО "Оленегорский завод силикатного кирпича" тротуарной плитки и стеновых блоков из отходов производства ОАО "Олкон";

· организация производства специальных мелкозернистых бетонов и вяжущих на основе шлаков цветной металлургии состоящих на 90% из гранулированного медно-никелевого шлака комбината "Печенганикель". Эти бетоны испытаны применительно к требованиям, предъявляемым к строительству временных хранилищ (радиоактивных отходов) РАО;

· создание в г. Мурманске на базе ОАО "ТЭКОС" высокоэффективного предприятия по производству теплогидроизолированных пенополиуританом стальных труб для систем отопления и горячего водоснабжения. С учетом спроса в регионе планируется ежегодно производить 100 км труб диаметром 57 - 325 мм, из них 90 км в полиэтиленовой и 10 км в оцинкованной оболочке. Использование продукции предприятия только для замены сетей "ТЭКОС" (388 км) позволит добиться экономии денежных средств около 30000 тыс. рублей в год;

· строительство пункта длительного наземного хранения реакторных отсеков на береговой площадке губы Сайда, рассчитанного на хранение 120 реакторных отсеков в течение 70-100 лет;

· инвестирование производства изделий из ячеистого бетона (мелкие стеновые блоки, теплоизоляционные материалы для утепления кровель, полов, стен, а также скорлупы для горячих трубопроводов теплотрасс), из газобетона с использованием отходов промышленности (золотоотходов Апатитской ТЭЦ) или кварцевых отходов ОАО "Олкон" на производственных площадях и оборудовании ООО "Стройдеталь" (г. Апатиты);

· на базе производства ОАО "Ковдорслюда" начато изготовление вермикулитовых теплоизоляционных несгораемых огнезащитных плит. В основу технологии положено использование вермикулитового концентрата. При необходимости прочностные характеристики плит могут быть увеличены путем армирования стеклосеткой. Плиты монтируются на защищаемые конструкции на месте. Применяются для противопожарной защиты несущих конструкций и перекрытий.

Первоочередные и текущие задачи, обеспечивающие реализацию Стратегии на территории Мурманской области:


Градостроительство и архитектура

· формирование и осуществление государственной градостроительной политики, учитывающей систему социальных, экономических, экологических и индустриальных факторов и обеспечивающей устойчивое и гармоничное развитие муниципалитетов, Мурманской области и региона в целом;

· развитие и совершенствование градостроительного и жилищного законодательства и нормативно-технического обеспечения деятельности по градостроительству, архитектуре, строительству и эксплуатации жилья; принятие законов и нормативно правовых актов во исполнение Градостроительного и Жилищного кодексов РФ.

· разработка, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектов схем территориального планирования Мурманской области, документов территориального планирования муниципальных образований, правил землепользования и застройки, нормативов градостроительного проектирования;

· создание системы обеспечения населения информацией о градостроительной деятельности;

· развитие рынка недвижимости, повышение качества городской среды путем комплексной реконструкции существующей застройки и домов первых массовых серий, сноса и замены ветхих зданий современными; кварталов и микрорайонов, застроенных крупнопанельными домами всех серий, выноса или уплотнения промышленной застройки, модернизации объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов социального назначения, восстановления природных компонентов городской среды.

· создание типологии и утверждение рекомендательных параметров комфортного и экономичного в эксплуатации жилища, учитывающего степень ценовой доступности его различными слоями и группами населения и соответствующего государственным социальным стандартам;

· развитие малоэтажного строительства в двух перспективных направлениях: малоэтажная высокоплотная застройка и строительство одноквартирных жилых домов;

· формирование среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Социальное строительство


· завершение начатого в 1991 году строительства детского дома-интерната для умственно-отсталых детей (расширение на 210 мест) в г. Мончегорске;

· реконструкция здания Апатитского психоневрологического интерната на 605 мест с открытием нового спального отделения на 100 койко-мест и нового пищеблока на 200 посадочных мест;

· создание на базе существующих зданий (с необходимой реконструкцией и оснащением оборудованием) психоневрологического интерната на 105 мест;

· завершение строительства и ввод в эксплуатацию начатых строительством в конце 80-х и в 90-х годах родильного дома на 130 коек в г. Мурманске, лечебного корпуса детского специализированного дома ребенка в г. Апатиты, детского реабилитационного центра на 200 посещений в смену для подростков, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата в г. Мурманске, больницы на 240 коек (I очередь) в г. Апатиты; завершение реконструкции здания родильного отделения городской больницы в г. Оленегорске;

· реконструкция отделения областного противотуберкулезного диспансера в г. Мурманске и Мурманской клинической областной больницы;

· ввод в эксплуатацию пристройки к патологоанатомическому отделению Мурманской областной клинической больницы, а также современного медицинского центра для подростков-наркоманов площадью 2865 кв. метров;

· строительство инфекционного корпуса на 40 коек с отделением для больных СПИДом в г. Кандалакша;

· поэтапная реконструкция и переоснащение отделений областного онкологического центра в г. Мурманске;

· ввод в эксплуатацию школы-сада с интернатом в с. Варзуга Терского района, реконструкция школы №2 на 600 мест в г. Кола, окончание ремонта школы в п. Протоки (г. Оленегорск);

· реконструкция и капитальный ремонт школ, школ-интернатов, профтехучилищ и общежитий;

· капитальный ремонт и частичная реконструкция зданий и сооружений Областного центра психо-медико-социального сопровождения и областного загородного стационарного лагеря круглосуточного действия "Гандвиг";

· реконструкция здания педагогического колледжа в г. Мурманске;

· завершение консервационных и реставрационных работ на двух памятниках деревянного зодчества: в с. Варзуга Терского района и с. Ковда Кандалакшского района;

· ремонт фасадов, кровель, реконструкция внутренних помещений с заменой инженерных сетей и модернизацией специального оборудования зданий 5-ти учреждений культуры: музыкального училища, областной научной библиотеки, областного драматического театра, Дома культуры моряков в г. Мурманске и музея цветного камня им. В. Н. Дава в г. Мончегорске;

· завершение полной реконструкции и капитального ремонта Дворца культуры им. С. М. Кирова в г. Мурманске;

· строительство легкоатлетического манежа в г. Мурманске, в районе Долины Уюта;

· выполнение работ по достройке и реконструкции учебно-тренировочной базы лыжного двоеборья на Окуневом озере в г. Мурманске;

· строительство крытого катка с искусственным льдом на 1200 мест в г. Апатиты;

· модернизация горнолыжных трасс в г. Кировске;

· реконструкция и переоснащение оборудованием Ледового Дворца Спорта на 1500 мест и спортивного комплекса с двумя спортзалами и плавательным бассейном в г. Оленегорске;

· завершение строительства здания детского сада на ст. Лопарская Кольского района, начатого в 1990 году в соответствии с программой "Экономическое и социальное развития коренных малочисленных народов Севера до 2011 года". В здании разместятся детский сад на 15 мест, начальная школа на 28 мест (два класса) и фельдшерско-акушерский пункт, что позволит повысить уровень дошкольного и школьного образования и обеспечить нормальное медицинское обслуживание населения поселка;

· завершение строительства учебного корпуса профтехучилища №26 в селе Ловозеро, что позволит повысить уровень подготовки специалистов по специальностям, связанным с традиционными видами деятельности, народными промыслами и ремеслами;

· завершение строительства детского сада на 95 мест в с. Краснощелье, Ловозерского района, законсервированного в начале 90-х годов;

· строительство и реконструкция гостиниц с повышением качества и расширением спектра предоставляемых услуг;

· переоборудование атомного ледокола "Ленин" в музей истории и развития отечественного атомного флота, освоения Арктики и Северного Морского пути.

Сельское строительство


· реконструкция и строительство в сельской местности жилых домов, объектов образования, здравоохранения, культуры, электро- и водоснабжения, сельских дорог общего пользования;

· реконструкция комплекса крупного рогатого скота ГОУСП "Тулома".

· реконструкция теплиц площадью 2.7 га ГОУСП "Тепличный комбинат "Мурманский", что обеспечит внедрение в производство современных энергосберегающих технологий, рост урожайности овощных культур и доходность от их реализации, увеличение объема производства овощной продукции на 420 тонн в год;

· реконструкция молочнотоварной и птицеводческой ферм СХПК "Полярная Звезда";

· ремонт животноводческих помещений ОАО "Агрофирма "Индустрия", что обеспечит увеличение объемов производства молока путем улучшения условий содержания крупного рогатого скота; замена оборудования систем поения и кормораздачи;

· реконструкция оленеводческой базы СХПК "Оленевод" и СХПК "Тундра", что создаст оптимальные производственно-бытовые условия для ведения оленеводства и увеличения производства мяса оленей на 1500 тонн в год;

· реконструкция пивоваренного завода ОАО "Арктик-Рус";

· расширение очистных сооружений ГОУСП "Тулома", что увеличит объем переработки сточных вод с 200 до 600 кубометров в сутки.

Жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство


· строительство за пределами Мурманской области 183.3 тыс. м2 жилья для граждан, получивших жилищные сертификаты, семей военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и выезжающих в регионы с более благоприятными природно-климатическими условиями. Предполагается переселение около 4 тыс. семей. Высвободившееся в городах и поселках жилье будет использовано для повторного заселения семьями, стоящими в очереди на получение социального жилья или проживающими в ветхом и аварийном жилом фонде;

· строительство, реконструкция и приобретение 97 тыс. кв. метров общей площади жилых домов в городах и районах области для переселения более 2.6 тыс. семей в соответствии с региональной целевой программой "Переселение граждан Мурманской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы";

· организация и значительное увеличение строительства (660.3 тыс. м2) социального жилья и домов повышенной комфортности с целью удовлетворения имеющегося спроса. Создание доступной системы ипотечного кредитования жилищного строительства.

· реализация программы "Реконструкция и капитальный ремонт жилых зданий первых массовых серий". Намечено 1,5 млн. кв. метров для различных видов реконструкции жилья в домах 50-70 годов постройки;

· модернизация внутриквартальных и внутридомовых инженерных сетей, замена лифтов, установка приборов поквартирного учета потребления коммунальных услуг для экономии расходования тепла, газа, воды и электричества, снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг, повышения надежности эксплуатации жилищного фонда;

· модернизация коммунальных котельных, центральных тепловых пунктов, магистральных, уличных и квартальных тепловых сетей, что позволит повысить надежность теплоснабжения, снизить затраты на производство тепла, сократить потери на пути к потребителю, улучшить экологическую ситуацию;

· обеспечение строительства автономных источников тепла (крышные, пристроенные и встроенные котельные) под объем нового строительства жилья с учетом поквартирного теплоснабжения;

· строительство и модернизация водозаборов поверхностных вод, водоочистных сооружений, водоводов и уличной водопроводной сети; обустройство зон санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений, что повысит надежность водоснабжения населения, улучшит качество воды по химическим и бактериологическим показателям, продлит срок службы водопроводов, значительно уменьшит расходы энергоресурсов, обеспечит санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и улучшение качества жилищно-коммунальных услуг.

· проведение мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических и эстетических качеств городского озеленения.


Производство строительных материалов


· обеспечение строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией;

· обновление основных фондов предприятий промышленности строительных материалов с переходом на более высокий уровень их технического оснащения; привлечение необходимых инвестиций для модернизации действующих производств, ввода новых мощностей и их эффективной эксплуатации;

· снижение ресурсоёмкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление строительных материалов;

· повышение производительности труда за счёт максимальной механизации и автоматизации производственных процессов;

· обеспечение рационального использования минеральных природных ресурсов и вовлечение в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности.

· создание завода и выпуск керамических материалов (кирпич и облицовочная плитка); наиболее предпочтительный вариант, исходя из качества сырья и запасов, из глины Урагубского месторождения;

· развитие камнедобычи и камнеобработки с расширением номенклатуры выпускаемых облицовочных изделий;

· производство декоративных заполнителей (щебень, песок) различной цветовой гаммы из отходов камнедобычи, камнеобработки, бетонов на их основе и мелкоблочного сырья;

· выпуск строительного щебня высшей категории качества из метогаббродиабазов Прихибинского месторождения;

· увеличение объемов использования вскрышных пород горнообогатительных комбинатов для крупномасштабного обеспечения потребности строительной отрасли в щебне на перспективу (7,9 млн. м(3) к 2015 году);

· разработка технологии и создание опытного производства цветной мозаичной стеклоплитки из вторичного горнопромышленного сырья;

· производство огне- и жаростойких материалов и изделий на основе вермикулита Ковдорского месторождения;

· производство огнеупоров из оливинитов Кольского региона для металлургических процессов;


· производство стеновых и теплоизоляционных изделий из полистиролгазобетона на основе промышленных отходов местных производств;


· освоение производства пористых заполнителей из местных вспучивающихся сланцев (проявление Цыпнаволок, п-в Рыбачий);


· производство кровельных и гидроизоляционных материалов на основе атмосферостойких каучуков, полимерных мастичных составов, увеличивающих в 2 - 3 раза их долговечность и морозостойкость, керамическую, цементно-песчаную и металлическую черепицу улучшенного качества;

Для перспективного развития промышленности строительных материалов, осуществления стратегического планирования в области расширения номенклатуры и увеличения объемов производства продукции целесообразна разработка территориальной программы развития минерально-сырьевой базы Мурманской области на расчетный период до 2015 года. Она должна включать в себя оценку наличия запасов полезных ископаемых, пригодных для применения в строительном комплексе, принципы технического перевооружения и реконструкции предприятий горнодобывающей промышленности, порядок использования отходов горнопромышленного комплекса, пригодных для использования при производстве строительных материалов.

Развитие предприятий стройиндустрии Мурманской области предполагает сокращение доли неэффективных производств и создание рентабельных предприятий, способных на основе новых технологий производить высокотехнологичные виды продукции, обладающие конкурентоспособностью на мировом рынке.


Прогноз производства некоторых строительных материалов до 2015 г.:


Год


Щебень


тыс.м3.


Железо-бетонные конструкции

тыс.м3.


Силикат-ный кирпич

млн.шт.


Шунгизи-товый гравий
тыс.м3.


Бетонные смеси

тыс.м3.


Строитель-ные

растворы


тыс.м3.


Шунгизито-бетонные блоки тыс.шт.

2004

2498.3

23.07

5.78

2.16

28.15

14.8

26.52

2005

2623.2

23.9

6.07

2.27

29.28

15.39

27.58

2006

2754.4

25.17

6.38

2.38

30.71

16.16

28.96

2007

2892.1

26.43

6.7

2.5

32.25

16.97

30.41

2008

3036.7

27.75

7.1

2.63

33.86

17.82

31.93

2009

3216.5

28.97

8.04

3.6

34.38

18.41

32.43

2010

3425.8

29.41

9.15

4.02

35.79

19.54

33.89

2015

7896.3

34.92

12.23

5.77

42.3

23.04

40.12



Реализация намеченных задач требует значительных инвестиций. Уже в ближайшие годы необходимо вкладывать в строительство области более 20 млрд.рублей в год, что выше текущего уровня в 1,2 раза.

Перед строительными организациями поставлена задача наращивать объемы подрядных работ ежегодно на 10-15 % и обеспечить к 2010 году рост в 2,4 раза, к 2015 - в 2,8 раза по сравнению с текущим годом.

Воплощение в жизнь этих проектов даст мощный импульс дальнейшему развитию региона в целом и строительной индустрии, в частности, создаст дополнительные рабочие места и увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней.


      Расчётные данные перспективы развития отрасли до 2015 г.



О Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года



Расчётные объёмы работ по договорам строительного подряда

млн. руб. в сопоставимых ценах

О Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года

Приложение №1: предполагаемые объёмы строительства жилья до 2015 г.

Приложение №2: предполагаемые объёмы реконструкции и капитального ремонта жилых домов первых массовых серий до 2015 г."


Приложение 1 к стратегии. СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ 2004 - 2015 ГОДЫ

Приложение № 1
к Стратегии развития
строительного комплекса
Мурманской области
до 2015 года

Объёмы и источники финансирования
(млн. рублей в ценах 2004 года)

Год

Объем финансирова-ния- всего

В том числе по источникам:

Гарантии администрации субъекта РФ

федераль-ный бюджет - безвозврат-ная основа

средства Российско-го Банка Развития

бюджет субъек-та РФ

муниципаль-ные бюджеты

собствен-ные средства предприя-тия

кредиты коммерчес-ких банков

иностран-ные кредиты

другие источники финансирова-ния

гарантии Правительства РФ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Строительство нового социального и коммерческого жилья в городах и районах области

Итого

8016,8

282,9

156,2

1666,9

2713,0

1413,8

1784,0

2004 год

217,0

145,0

25,0

47,0

2005 год

227,0

40,0

90,0

28,0

69,0

2006 год

374,0

30,0

60,0

155,0

60,0

69,0

2007 год

471,0

30,0

88,0

214,0

70,0

69,0

2008 год

749,0

30,0

172,0

349,0

104,0

94,0

2009 год

870,0

30,0

12,0

180,0

378,0

126,0

144,0

2010 год

894,1

29,8

17,0

195,0

326,3

142,3

183,7

2011 год

931,3

29,3

20,0

203,0

307,0

170,0

202,0

2012 год

970,1

27,4

27,0

218,9

257,0

175,5

264,3

2013 год

772,4

26,5

27,0

170,0

163,9

171,0

214,0

2014 год

770,9

25,0

27,0

170,0

163,9

171,0

214,0

2015 год

770,0

24,9

26,2

170,0

163,9

171,0

214,0

Стоимость 1 м.2. строительства жилья на IV квартал 2005 года - 15864,81 руб.


Руководитель Департамента
Н. Бережной




Приложение 2 к стратегии. Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов первых массовых серий на 2004 - 2015 годы

Приложение №2
к Стратегии развития
строительного комплекса
Мурманской области
до 2015 года


Объемы и источники финансирования
(млн.рублей в ценах 2004 года)

год

Объем финансирова-ния- всего

В том числе по источникам:

Гарантии Правительства РФ

Гарантии администра-ции субъекта РФ

федераль-ный бюджет - безвозврат-ная основа

средства Российского Банка Развития

бюджет субъек-та РФ

муниципаль-ные бюджеты

собствен-ные средства предприя-тия

кредиты коммерчес-ких банков

иностран-ные кредиты

другие источники финансирова-ния

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итого

12787,2

3136,8

638,3

2343,5

2865,7

2791,3

1011,6

2004 год

27,6

5,0

14,5

1,2

6,9

2005 год

18,2

6,1

7,9

1,2

3,0

2006 год

69,3

31,2

2,6

7,8

18,0

2,8

6,9

2007 год

104,4

41,8

3,1

9,4

27,6

7,5

15,0

2008 год

154,0

53,9

4,6

13,9

40,8

13,9

26,9

2009 год

284,2

88,1

6,2

32,5

95,0

25,4

37,0

2010 год

677,0

203,1

17,8

78,8

185,9

115,8

75,6

2011 год

1147,0

321,0

66,0

182,0

258,0

180,0

140,0

2012 год

1300,0

351,0

89,0

245,0

248,0

219,0

148,0

2013 год

2240,0

560,0

110,0

427,0

528,0

455,0

160,0

2014 год

3315,5

762,7

164,0

686,0

678,0

829,5

195,3

2015 год

3450,0

724,0

175,0

650,0

764,0

940,0

197,0

Стоимость 1 м2 реконструкции и капремонта (усредненно), на III квартал 2005 года - 11000 руб.



Руководитель Департамента
Н. Бережной


Текст документа сверен по:

газета "Мурманский вестник"
от 08.12.05 г. № 234 (3627)

О Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года

Название документа: О Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года

Номер документа: 441-ПП/14

Вид документа: Постановление Правительства Мурманской области

Принявший орган: Правительство Мурманской области

Статус: Недействующий

Опубликован: газета "Мурманский вестник" от 08.12.05г. № 234 (3627)
Дата принятия: 24 ноября 2005

Дата начала действия: 24 ноября 2005
Дата окончания действия: 26 августа 2010