Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24.11.2005 г.      № 441-ПП /14


О Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года

_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП
______________________________________________________________________________



Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года и дополнить раздел 2 Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 20.12.2001 № 251-ПП "О Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года", пунктом 2.8 "Стратегия развития строительного комплекса".

2. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти Мурманской области, предприятиям, организациям и другим хозяйствующим субъектам строительной отрасли, независимо от форм собственности, руководствоваться в своей деятельности основными положениями Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года.

3. Контроль за исполнением Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года возложить на руководителя департамента промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области Бережного Н. И.



Губернатор Мурманской области
Ю. ЕВДОКИМОВ


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Мурманской области
от 24.11.2005 № 441-ПП/14


" 2.8. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА



СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА


До 90-х годов развитие строительно-промышленного сектора на территории Мурманской области было жестко плановым. Практически был единый заказчик, немногочисленные мощные подрядные организации и несколько государственных проектных институтов. В рамках проводимой в стране реформы, при переходе к новой экономической системе, основанной на рыночных отношениях, с переходом прав собственности от государственной к частной на здания, сооружения и землю, очевидна необходимость наличия долгосрочных стратегических планов в благоприятных экономических условиях. Новостройки - индикатор экономики, это перспектива, движение капитала, повышение уровня жизни населения.

Строительный комплекс Мурманской области объединяет строительно-монтажные и специализированные организации, предприятия по производству строительных материалов, изделий и конструкций, проектные и изыскательские организации всех форм собственности, а также научные, работающие в сфере исследований и разработок инновационных технологий в области строительства.

В настоящее время в регионе работает более 500 строительных организаций различных форм собственности.

Строительная отрасль является одним из самых значительных работодателей в регионе: численность работников в отрасли достигает около 19 тысяч человек, и цифра эта положительно прогрессирует.


ИНВЕСТИЦИИ


Экономические реформы начала 90-х годов вызвали глубокой кризис в строительной отрасли. В связи с резким сокращением вложения средств в развитие производства и социальной сферы строительная отрасль одна из первых претерпела изменения в ходе осуществления экономических реформ.

Падение объемов строительства продолжалось до 1999 года; лишь после этого наблюдается ежегодный прирост объема инвестиций, и положение дел в строительном комплексе начало стабилизироваться.

Инвестиционная активность:


Наименование показателей


2002 год
(факт)


2003 год
(факт)


2004 год (факт)


2005 год (оценка)

Инвестиции
за счет  всех источников финансирования

(млрд. руб)


9, 98


13, 18


14,24


17,48

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах


83,1


119,1


100,6


109,4


Экономические реформы существенно повлияли на источники финансирования капитальных вложений. Если в 1993 году из бюджетов всех уровней было получено более 40 % средств, направленных на капитальное строительство, то в 2004 году доля бюджетных ассигнований сократилась в 2,6 раза и составила менее 17 % от общего объема инвестиций.

Основными источниками финансирования в настоящее время являются собственные средства предприятий и организаций, активно используются привлеченные средства. Следует отметить возрастающую роль кредитов банка, доля которых в общем объеме инвестиций в 2002 году увеличилась в 2,4 раза против предыдущего года, а в 2003 году возросла еще в 4 раза.

В 2004 году эти темпы роста не наблюдались, что связано, по мнению участников выборочного обследования инвестиционной активности, с высоким процентом коммерческого кредита и сложным механизмом его получения. Вместе с тем роль банковских кредитов на развитие инвестиционных процессов в перспективе должна возрасти.

Основной объем инвестиций осуществляется крупными и средними предприятиями, которыми только в 2003 году на развитие производства направлено около 12 млрд. руб. или 97% от общего объема. Крупнейшими заказчиками являются ОАО "Кольская горнометаллургическая компания", ОАО "Апатит", филиал концерна "Росэнергоатом" "Кольская атомная станция", ГУ "Мурманскавтодор" и ОАО "Мурманское морское пароходство".

В основном, средства направляются на техническое перевооружение и модернизацию производства, обновление оборудования. Доля затрат на эти цели в 2004 году от общего объема капитальных вложений составила 64%, что соответствует технологической структуре инвестиций, сложившейся в последние годы и вызванной высоким уровнем износа производственных фондов. Средний износ основных фондов составляет 75%. Десять последних лет, по данным выборочного обследования, оборудование практически не обновлялось.

В последние годы опережающими темпами развивается транспортный комплекс Мурманской области.

Объем перевозок грузов Мурманским отделением Октябрьской железной дороги филиала ОАО "РЖД" за период с начала года на 3,7% увеличился по сравнению с уровнем 2004 года, благодаря росту объемов перевозок продукции Ковдорского и Оленегорского ГОКов, медноникелевой руды, цветных металлов, промсырья ОАО "Кольская ГМК". В течении 2005 года отделению дороги планирует освоение более 100 млн. рублей капитальных вложений на развитие пропускной способности.

С 1992 года велось строительство уникального не только для области, но и для России сооружения - мостового перехода через Кольский залив, который крайне необходим для жизнеобеспечения области. Официальное открытие I очереди мостового перехода состоялось 11 октября 2005 года при участии Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова.

Динамично развиваются предприятия, предоставляющие услуги связи. Общий объем услуг связи выше аналогичного периода прошлого года на 20,4%. Филиалом "Мурманэлектросвязь" ОАО "Северо-Западный Телеком" осуществлен ввод 5400 номеров телефонов. Телефонная плотность номеров составила 34,9 на 100 человек, что на 21% выше среднего значения по России. Основные инвестиционные мероприятия будут направлены на модернизацию и цифровизацию сети.

Высокими темпами развивается материально-техническая база предприятий торговли и общественного питания. Принято в эксплуатацию более 110 тыс.кв. метров торговых площадей, создано свыше 2 тысяч посадочных мест в предприятиях общественного питания.

Мурманская область участвовала в реализации 36 федеральных целевых программ, по которым в 2000-2003 году освоено 1,8 млрд. руб.

В условиях дефицита финансовых ассигнований Правительство области старается изыскать средства для решения наиболее острых проблем. В последние годы удалось реанимировать строительство ряда "брошенных" объектов, среди них родильный дом и поликлиника в городе Мурманске, больницы и другие объекты здравоохранения в Кировске, Оленегорске и Апатитах. С привлечением федеральных средств ведутся работы на строительстве школ в селе Варзуга и городе Кола, расширении дома-интерната в городе Мончегорске.

В областном центре осуществляется реконструкция Дворца культуры им. Кирова и Ледового дворца спорта.

Ввод в эксплуатацию объектов социально-культурного назначения:

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Больничные учреждения, коек

117

50

137

30

60

Амбулаторно-поликлинические
учреждения,
посещений в смену

650

100

230

46

48

-

687

Санатории, коек

50

Спортивные сооружения с иск.
льдом,
           ед.

кв. м



1

2442



2

3586

     Плоскостные спортивные

сооружения, кв. м

648

1200

1808

     Туристские базы, мест

-

68

21

Общеобразовательные
школы,
ученических мест

1296

1296

1176

489

Дошкольные образовательные
учреждения,
мест

330

140

80

Учреждения культуры клубного
типа,
мест

230

40

484

Библиотеки,
тыс. томов
книжного фонда

30

115

сети, км

6,17

1,00

0,05

3,00

1,67

1,24

2,25

0,42

0,50

водовод, тыс. куб. м воды
в сутки

0,25

сети, км.

0,27

1,19

0,63

0,09

0,10    

коллекторы, тыс. куб. м
сточных вод в сутки

48,00

4,00

0,75

0,06

0,02

148,9

сети, км

1,44

0,7

0,30

2,88

1,25

5,31

2,2

7,47

котельные, Гкал. в час

11,7

2,69

7,75

53,7

0,18

Гостиницы, мест

18

98

11,0

14


Выполняются работы на строительстве объектов коммунального назначения.

В Мурманске не было очистных сооружений. Жидкие продукты жизнедеятельности населения стекали прямиком в морские воды, нанося экологический ущерб природе.

В октябре 2005 года состоялось официальное открытие первого пускового комплекса (100 куб. метров в сутки) канализационных очистных сооружений северного района в г. Мурманске. Необходима реконструкция проекта и последующее строительство южных очистных сооружений (160 куб. метров в сутки). Ведутся работы на строительстве 3-й нитки водовода в городе Оленегорске, КОС в с. Ловозеро, биокотельной в п. Умба, на ряде объектов природоохранного назначения.

Ежегодно выделяются средства на жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера. В текущем году эта сумма составляет 44,7 млн. руб., что недостаточно для нормальной реализации Федеральной целевой программы "Жилище" в Мурманской области.

 ПОДРЯДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Резкое сокращение финансирования в начале 90-х годов привело к существенным изменениям в деятельности подрядных организаций. На базе государственных организаций создавались новые формирования, развивалось предпринимательство. В 1992 году территориальное строительное объединение “Мурманскстрой” перестало выполнять функции основного звена управления. Были реформированы многие крупные тресты, а их первичные подразделения стали самостоятельными негосударственными предприятиями.

В начале 90-х годов строительно-монтажные работы велись в основном крупными трестами, на долю которых приходилось около 60 % работ, пятая часть работ выполнялась спецмонтажными организациями. Небольшие специализированные организации значительной роли в строительном производстве не играли.

Переход плановой экономики в рыночную повлек за собой перемену собственника. При приватизации строительных предприятий наряду с положительными моментами имели место и негативные, особенно в сфере предприятий строительной индустрии. Перестали существовать такие базовые предприятия, как Кильдинский кирпичный завод, Мурманский, Оленегорский и Апатитский ДСК.

В настоящее время строительные организации разукрупнены, более 90% работ приходится на организации численностью до 100 человек. В 2004 году в области работало более 500 строительных организаций, которые освоили 7,2 млрд. руб.

Из года в год растет доля работ, выполняемых частными организациями, если в 1993 году она составляла 11 % от общего объема подрядных работ, то в 2004 году - более 80 %.

                                                                                                                                             
     Структура объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда, составила:

1992

1995

2000

2002

2003

2004

Всего %


100


100


100


100


100


100

     В том числе по формам собственности

Государственная


38,6


25,9


24,4


18,6


17,5


11,5

Муниципальная


0,8


1,4


3,0


2,2


2,2


1,6

Частная


9,9


36,2


61,2


75,2


77,4


80,9

Смешанная российская (без иностранного участия)


50,7


25,8


11,2


3,3


6,9


5,2

Смешанная с  совместным российским и иностранным участием


0,7


0,2


0,7


1,0


0,8



Несмотря на то, что кризис начала 90-х годов преодолен, и объемы подрядных работ растут, средний уровень загрузки производственных мощностей в строительном секторе в 2003 году составил всего 47%. Следует отметить высокий износ оборудования и техники строительных, монтажных и ремонтных организаций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»