• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ЗАКОН
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ


О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2008 ГОДЫ



Принят Мурманской областной Думой
26 января 2005 года

Статья 1


Утвердить Программу социально-экономического развития Мурманской области на 2004 - 2008 годы.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Мурманской области
Ю.А.ЕВДОКИМОВ



10 февраля 2005 года
N 594-01-ЗМО
г. Мурманск

Программа социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы

ПАСПОРТ Программы социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы


Наименование Программы

Программа социально-экономического развития
Мурманской области на 2004-2008 годы

Основание для разработки Программы

Распоряжение Губернатора Мурманской области от 21 октября 2003 г. № 203-РГ "О разработке программы социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 гг.";
Постановление Правительства Мурманской области от 13 ноября 2003 г. № 304-ПП "О разработке программы социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 гг.".

Государственный заказчик Программы

Правительство Мурманской области

Основные разработчики Программы

Координатор-разработчик Программы - департамент экономического развития Мурманской области.
Разработчики Программы:
институт экономических проблем Кольского научного центра РАН
департамент финансов Мурманской области
департамент промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области
департамент продовольствия, рыбного и сельского хозяйства Мурманской области
департамент имущественных отношений Мурманской области
комитет по труду и социальному развитию Мурманской области
комитет по здравоохранению Мурманской области
комитет по образованию Мурманской области
комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области
комитет по культуре и искусству Мурманской области
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Мурманской области
администрации городов и районов области

Основная цель Программы

Повышение уровня и качества жизни населения области:

- повышение реальных доходов населения к уровню 2003 года на 20-22 процента;

- снижение уровня бедности с 22.3 процента до 12-14 процентов;

- сокращение уровня регистрируемой безработицы с 4.4 процента до 3.2-2.8 процента.

Основные задачи Программы

Создание условий для экономического развития, роста валового регионального продукта, увеличения налоговых поступлений за счет:
- улучшения предпринимательского климата, реализации инвестиционных проектов по организации новых производств;

- воспроизводства и комплексного использования природных ресурсов, вовлечения в производство новых, нетрадиционных видов минерального сырья, модернизации и технического перевооружения горнопромышленного и металлургического комплексов;

- увеличения потенциала прибрежного рыболовства, обновления рыбопромыслового флота, организации новых производств по использованию нетрадиционных видов биоресурсов;

- комплексного развития Мурманского транспортного узла, включая техническое перевооружение имеющихся грузоперерабатывающих, нефтеперегрузочных комплек-сов;

- развития малого бизнеса, туризма, использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала области.

Решение экологических, социальных проблем, удовлетворение потребностей населения области в доступном и качественном жилье.

Максимально полное использование научного и инновационного потенциала.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа осуществляется в 2004-2008 годах и реализуется в 2 этапа:
2004 - 2005 годы - первый этап: разрабатываются и принимаются необходимые нормативные и правовые акты, обеспечивающие в дальнейшем выполнение целей и задач Программы, увеличение расходов областного бюджета на укрепление материальной базы социальной сферы;
2006 - 2008 годы - второй этап: осуществляются основные инвестиционные проекты и социальные мероприятия, обеспечивающие устойчивый экономический рост и последовательное повышение уровня жизни населения.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Промышленность:

- создание новых и реконструкция действующих производств в горнопромышленном и металлургическом комплексах;

- организация использования биологических морских ресурсов и вовлечение в производство нетрадиционных объектов промысла.
Развитие транспортной инфраструктуры.
Поддержка материально-технической базы сельского хозяйства области.
Развитие науки и инновационных технологий.
Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Социальные услуги - жилищно-коммунальный комплекс.
Развитие и укрепление материально-технической базы, техническое переоснащение и модернизация объектов образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта.

Исполнители основных мероприятий

Органы исполнительной власти области и муниципальных образований, предприятия, организации и учреждения Мурманской области.

Объемы и источники финансирования Программы

Суммарный объем финансирования Программы в 2004 - 2008 годах (в среднегодовых ценах 2004 года) составляет 87.87(*) млрд. рублей, в том числе:
- собственные средства участников Программы - 64.14 млрд. рублей (72.99%);
- средства федерального бюджета - 6.15 млрд. рублей (6.99%);
- средства Российского банка развития - 0.010 млрд. рублей (0.01%);
- средства регионального бюджета - 4.26 млрд. рублей (4.85%);
_________________________
(*) Уточняется ежегодно исходя из возможностей федерального бюджета, бюджетов области и муниципальных образований.

- средства муниципальных бюджетов - 3.03 млрд. рублей (3.45%);
- кредиты коммерческих банков и средства инвесторов - 5.42 млрд. рублей (6.17%);
- средства других внебюджетных источников - 4.86 млрд. рублей (5.53%).

Система организации контроля за выполнением Программы

Правительство Мурманской области контролирует реализацию проектов и мероприятий Программы.
Мурманская областная Дума контролирует предоставление и использование ресурсов областного бюджета в сроки и в объемах, утвержденных Программой.
Правительство области ежегодно предоставляет в Минэкономразвития России доклады о ходе выполнения мероприятий Программы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В результате реализации Программы ожидается:

- рост ВРП в 2008 году по отношению к 2003 году -
119.2 процента;

- обеспечение дополнительных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в сумме 8878.1 млн.рублей;

- рост промышленного производства в 2008 году по отношению к 2003 году - 117.3 процента;

- создание 20 тысяч новых рабочих мест, сохранение 16.9 тысячи рабочих мест;

- сокращение уровня регистрируемой безработицы с 4.4 процента до 3.2 - 2.8 процента;

- снижение числа рабочих мест с опасными и вредными условиями труда на 10 процентов;

- повышение реальных доходов населения к уровню 2003 года на 20 - 22 процента;

- снижение уровня бедности с 22.3 процента до 12-14 процентов.


Программа социально-экономического развития Мурманской области на 2004 - 2008 годы разработана в соответствии с основными положениями Программы экономического и социального развития Российской Федерации на среднесрочный период, требованиями "Макета программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17.06.2002 г. № 170.

1. Социально - экономическое положение и основные направления развития Мурманской области

1.1. Социально-экономическое положение Мурманской области


Мурманская область - индустриальный и экономически развитый регион европейского Севера России.

Площадь области - 144.9 тыс. кв. км (0.8% площади России), протяженность с запада на восток - около 550 км, с севера на юг - 400 км. Область занимает Кольский полуостров и прилегающую часть материка. С севера Мурманская область омывается водами Баренцева моря, попадающего под влияние ветви теплого течения Гольфстрим, с юга - Белого моря. На западе область граничит с Норвегией и Финляндией (отрезок прямого соприкосновения территорий России и стран Европейского Союза и НАТО), на юго-западе - с Республикой Карелия.

Наиболее крупные города: Мурманск - областной центр (329.1 тыс. чел.), Апатиты (63.7 тыс. чел.), Североморск (54.4 тыс. чел.), Мончегорск (51.4 тыс. чел.).

Национальная структура населения (по предварительным данным переписи населения 2002 года): русские (85.2%), украинцы (6.4%), белорусы (2.3%), татары (0.9%), всего представлено около 100 национальностей.

Три административных района (Ловозерский, Кольский, Ковдорский (Енский сельский Совет)) являются районами компактного проживания малочисленных народов Севера - саамов.

В области: 16 городов, 5 районов, 16 поселков городского типа, 7 поселковых и 15 сельских администраций (территориальных округов), 135 сельских населенных пунктов.

Мурманская область - один из развитых горнорудных регионов России. Запасы большинства полезных ископаемых имеют общероссийское, а по апатитонефелиновым, кианитовым рудам, редким металлам - мировое значение. Характерной особенностью минерального сырья региона является его комплексный состав. Горнопромышленный комплекс области обеспечивает значительную часть потребности страны: в фосфатных рудах, бадделеите и нефелине (100%), флогопите, вермикулите (80-90%), железорудном концентрате (9%), в никеле, меди, кобальте, ниобии, тантале, керамическом сырье, редкоземельных металлах.

Минерально-сырьевая база Кольского полуострова, биологические ресурсы Баренцева моря, потребности экономики и обороны страны предопределили характер, особенности размещения производительных сил и специфику народнохозяйственного комплекса области. Основу экономики региона составляет промышленность. В структуре промышленного производства максимальная доля приходится на горнопромышленный комплекс (53.7%), энергетику (22.6%), рыбную отрасль (14.2%). Область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий РФ. На ее долю приходится 2 процента электроэнергии, вырабатываемой в стране. Рыбопромышленный комплекс области даёт 16 процентов товарной пищевой рыбной продукции, вырабатываемой в России.

Транспортная система в области представлена железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным и наземным электрическим транспортом. Значительная и возрастающая роль транспорта в экономике связана с преобладанием отраслей, ориентированных на производство и поставку за пределы региона больших объемов сырья, металлов и рыбопродукции, выгодным географическим положением, наличием транзитных транспортных сообщений, незамерзающего порта в Кольском заливе и возможностью круглогодичной навигации с прямым выходом на международные морские торговые пути.

В Мурманске базируется атомный ледокольный флот, позволивший сделать навигацию в Арктике круглогодичной. Суда транспортного флота области обеспечивают четверть всех общероссийских морских перевозок грузов, почти 70 процентов перевозок грузов в Арктике. Автомобильная и железнодорожная магистрали соединяют Мурманск и Санкт-Петербург. Мурманский транспортный узел становится важным звеном в системе международных транспортных коридоров и Северного морского пути по освоению новых грузопотоков и рынков сбыта.

1.1.2. Анализ социально - экономического положения региона за 2000-2003 годы.
Демографическая ситуация


Демографическая ситуация в области характеризуется устойчивой тенденцией снижения численности населения. За период с 2000 года численность постоянного населения сократилась на 108.5 тыс. человек и на 01 января 2004 года составила 880.0 тысяч человек. По сравнению с другими регионами страны область наиболее урбанизирована - 92.0 процента населения проживает в городах.

Мурманская область в сравнении с другими регионами Северо-Западного федерального округа занимает первое место по сокращению численности постоянного населения между двумя последними переписями.

Демографическая ситуация находится в прямой зависимости от процессов естественного воспроизводства и естественной убыли.

В 2003 году, по сравнению с 2000 годом, коэффициент естественной убыли в расчете на 1000 населения увеличился с 2.9 до 4, или в 1.4 раза.

Продолжает сохраняться высокий уровень смертности - коэффициент смертности в 2003 году на 1000 населения составил 13.9 (по России в 2002 году - 16.3). По уровню смертности область занимает 15 место среди 89 регионов России.

Происходят изменения в половозрастной структуре населения, больше становится лиц пожилого возраста. На конец 2003 года в области насчитывалось детей и подростков до 16 лет - 17.2 процента от общей численности населения, лиц трудоспособного возраста - 69.2 процента, лиц старше трудоспособного возраста - 13.6 процента (2000 год соответственно 17.8%; 67.8%; 14.4%). Преодолен порог (7%) демографического старения населения - доля пожилых и старых людей (65 лет и старше) составляет 7.6 процента.

Доля населения трудоспособного возраста на 7 процентных пунктов выше, чем в среднем по России. Снизился показатель демографической нагрузки - соотношение численности нетрудоспособного и трудоспособного населения. На конец 2003 года на тысячу лиц рабочего возраста приходилось 445 нетрудоспособных человека против 475 в 2000 году.

По-прежнему основной причиной уменьшения численности населения остается миграционная убыль, наблюдаемая в области с 1990 года. В 2000 году коэффициент миграционной убыли составил 10.1 промилле, в 2003 году - 7.0 промилле (в целом по России в 2001-2002 годах коэффициент миграционного прироста - 0.5 промилле).

Основные демографические показатели приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Основные демографические показатели

Таблица 1.1.

2000

2001

2002

2003

Численность постоянного населения на конец соответствующего года, тыс. человек

(1))

988 .5

977.6

889.8

880.0

Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. человек

(1))

994.9

983.1

933.7

884.9

Убыль населения - всего, тыс. человек

-12.7

-10.9

-11.3

-9.8

в том числе:

естественная убыль

-2.8

-2.9

-3.1

-3.6

миграционная убыль

-9.9

-8

-8.2

-6.2

Родившихся, тыс. человек

8

8.3

8.8

8.7

Умерших, тыс. человек

10.8

11.2

11.8

12.3

Коэффициент естественной убыли, человек на 1 тыс. населения

-2.9

-3

-3.2

-4.0

Коэффициент миграционной убыли, человек на 1 тыс. населения

-10.1

-8.3

-8.6

-7.0

Продолжительность жизни, лет

66.1

65.9

65.6

63.2

(1)) С 2002 года - с учетом итогов переписи населения.

Здравоохранение


В Мурманской области имеется 49 больниц на 9980 коек, 135 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений мощностью 22.2 тыс.посещений в смену.

Показатели заболеваемости населения Мурманской области превышают средние по России величины в течение многолетнего периода статистических наблюдений. Такая ситуация наиболее выражена при сравнении показателей заболеваемости детского населения. В структуре заболеваемости детского населения первое место занимают болезни органов дыхания, на втором - болезни органов пищеварения, на третьем месте - болезни глаза. В структуре заболеваемости взрослого населения на первом месте находятся также болезни органов дыхания, на втором - болезни системы кровообращения, на третьем - болезни костно-мышечной системы.

Ухудшение здоровья, высокий уровень заболеваемости и смертности, изменения демографической ситуации и социальной структуры населения предъявляют повышенные требования к укреплению материально-технической базы здравоохранения, улучшению качества и своевременности медицинской помощи населению.

Характеристика системы здравоохранения области представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2 Основные показатели здравоохранения за 2000 - 2003 годы

Таблица 1.2.

2000

2001

2002

2003

Россия,
2002

Численность постоянного населения на конец года, тыс. человек

988.5

977.6

889.8

880.0

145200

Родившихся на 1000 населения(1))

8.2

8.6

9.2

9.9

9.8

Умерших на 1000 населения(1))

11.1

11.6

12.4

13.9

16.3

Младенческая смертность, на 1000 родившихся

12.5

14.7

12.3

8.9

13.3

Обеспеченность на 10 тыс. населения:

больничными койками

107.7

108.3

113.6

113.4

113.7

амбулаторно-
поликлиническими учреждениями

222.6

225.9

246.5

251.8

249.2

врачами

44.8

44.3

48.4

48.6

47.9

средним медперсоналом

124.7

124.2

136.7

135.6

109.3

(1) )2003 год - население с учетом итогов Всероссийской переписи 2002 года


Образование


Сеть образовательных учреждений Мурманской области позволяет обеспечить права граждан на получение бесплатного общего среднего, начального профессионального образования и, на конкурсной основе, высшего и среднего профессионального образования. На начало 2003/2004 учебного года в области функционировало 754 образовательных учреждения всех форм собственности. Каждый пятый житель области воспитывается или обучается в образовательном учреждении от детсада до аспирантуры, количество работающих в системе образования составило 39.8 тыс. человек (табл.1.3).

База учреждений начального профессионального образования насчитывает 84 здания, из них соответствуют требованиям СНиП менее трети зданий, 48 зданий (более половины) нуждаются в капитальном ремонте (табл.1.4).

Таблица 1.3 Общеобразовательные школы

Таблица 1.3.

2000

2001

2002

2003

Количество обучающихся, человек

141939

132662

122978

112720

% сокращения

6.3

6.5

7.3

8.3

Число учебных мест, единиц

170739

169561

168454

164778

% сокращения

0.6

0.6

0.6

2.2

Количество школ, единиц

265

263

259

254

в том числе имеют:

типовые здания

75%

74%

74%

73%

отопление:
- центральное


256


255


249


244

- котельные

2

2

водопровод

255

253

247

242

канализацию

254

252

246

242

Таблица 1.4 Характеристика профессионального образования (2003 г.)

Таблица 1.4.

Образование

Высшее

Среднее

Начальное

Число учебных заведений, единиц

30

29

24

в том числе:

государственные

16

19

20

муниципальные

-

1

4

негосударственные

14

9

-

Число учебных направлений, единиц

20

16

18

Число специальностей, единиц

105

59

58

Численность студентов, тыс. человек

36.4

13.9

10.3

в том числе дневной формы обучения

14.8

9.5

10.3

На 10000 населения области
приходится студентов(1))

408

156

115

То же - по России (2001 г.)

334

168

+

Прием, тыс. человек

9.4

5.5

6.6

в том числе дневной формы обучения

4.1

3.7

4.4

Из числа принятых - по договорам, тыс.чел.

6.5

3.5

2.2

Выпуск специалистов, тыс. человек

4.5

3.9

5.6

в том числе дневной формы обучения

1.76

2.5

3.5

Книжный фонд, тыс. экз.

1132.5

371

116.7

Обеспеченность учебниками на
одного студента (норматив - 0.5)

0.72

0.65

0.65

(1) ) С учетом численности населения по данным Всероссийской переписи 2002 года

Сравнение по отдельным показателям сферы образования по регионам Северного экономического района в 2003 году представлено в таблице 1.5.

Таблица 1.5 Отдельные показатели сферы образования по России и регионам Северного экономического района в 2003 году

Таблица 1.5.

Мурман-ская
область

Респуб-лика
Карелия

Респуб-лика
Коми

Архан-гельская область

Вологод-ская
область

Россия

Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей)

74

82

88

98

83

88

Удельный вес дневных государственных общеобразовательных учреждений, ведущих занятия в две и три смены, в %

40.6

21

22.3

16.9

16

28.5

Удельный вес обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях, занимавшихся во вторую и третью смены, в %

13.9

9.1

12.5

7.9

14

17.5

Численность студентов средних специальных учебных заведений на 10000 населения, человек

государственных

153.5

194.6

167

171.3

177.3

176

негосударственных

4.6

-

8

21.6

9.7

8

Выпущено специалистов из средних специальных учебных заведений на 10000 населения, человек

государственных

44.5

54.6

44

46.3

46.6

47

негосударственных

0.9

-

2.5

4.4

3.7

2

Численность студентов высших учебных заведений на 10000 населения, человек

государственных

296.9

304.7

291

326.6

322.5

393

негосударственных

52.6

14.5

49

20.6

7.8

60

Выпущено специалистов из высших учебных заведений на 10000 населения, человек

государственных

35.3

50.7

36

45.1

49.6

60

негосударственных

7.3

1.3

3

4.5

1

8

     
Наука


Мурманская область располагает крупным научным потенциалом. Научными исследованиями и разработками (НИР) заняты 30 научных организаций и два государственных университета - технический и педагогический. Ядром научного комплекса области является Кольский научный центр Российской академии наук, 11 научных организаций которого (в том числе 10 институтов) имеют геофизические обсерватории, биостанции и экспериментальные полигоны на Шпицбергене, Земле Франца Иосифа, на побережье и по всей территории Кольского полуострова. Ведущая роль в рыбохозяйственных исследованиях принадлежит ПИНРО.

В числе организаций, занятых исследованиями и разработками, преобладают организации государственной формы собственности (в 2003 году их удельный вес составлял 87%). Общая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, составляет 2604 человека и характеризуется следующими данными (табл. 1.6.):

Таблица 1.6 Численность персонала, занятого НИР (на конец года, человек)

Таблица 1.6.

2000

2001

2002

2003

Всего

2765

2815

2720

2604

исследователи

1197

1184

1164

1134

доктора наук

94

102

107

105

кандидаты наук

358

355

358

374

техники

378

416

386

372

вспомогательные школы

719

749

721

673

Из строки "Всего" - в организациях системы академии наук


1611


1644


1644


1650


Основной кадровый потенциал сосредоточен в области естественных и технических наук: здесь занято соответственно 66 и 24 процента исследователей. В области действует 3 аспирантуры, численность аспирантов по сравнению с 2000 годом возросла и составила 494 человека. Подготовкой научных и научно-педагогических кадров занято 204 руководителя, из которых каждый третий имеет ученое звание академика, члена-корреспондента или профессора.

В 2003 году выполненный объем научно-технических работ, которые включают исследования и разработки, а также научно-технические услуги, составил 1607.8 млн. рублей. На долю исследований и разработок приходилось 1565.5 млн. рублей или 98.3 процента работ, выполненных собственными силами. Общие затраты на научные исследования и разработки составили в 2003 году 1309.6 млн. рублей (в 1998 году - 134.5 млн. рублей).

В структуре затрат на научные исследования и разработки по социально-экономическим целям в 2003 году доминировало рыболовство, а также исследования и использование Земли и атмосферы.

Изменилась структура источников финансирования на научные исследования и разработки: в 1998 году более 56 процентов финансировалось из государственного сектора, в 2003 году 55 процентов - из средств предпринимательского сектора.


Культура


В Мурманской области работают 368 государственных и муниципальных учреждения культуры, искусства и дополнительного образования детей, в том числе: 2 областных театра, областная филармония с филармоническим оркестром, 2 областных и 8 муниципальных музеев, фонды которых насчитывают более 180 тысяч единиц хранения, 1 выставочный зал. В трех областных и 201 муниципальной библиотеке насчитывается более 9 млн. книг.

В области находится одно среднее специальное учебное заведение культуры -музыкальное училище, 62 муниципальных учреждения дополнительного образования детей.

Для населения работает 83 государственных и муниципальных клубных учреждений, в том числе парк культуры и отдыха. Область занимает 86-е место среди субъектов РФ по количеству клубных учреждений, но по числу клубных формирований - 3-е место, по числу культурно-досуговых мероприятий - 27-е место. Процент охвата школьников области эстетическим образованием в 2003 году - 12% (в РФ в 2003 г. 6.9%). Творчество юных мурманчан хорошо известно за пределами области. Среди учащихся музыкальных, художественных школ и школ искусств - лауреаты и дипломанты международных и всероссийских фестивалей, конкурсов, выставок, участники Дельфийских Игр.

В настоящее время в области действуют 4 организации творческих союзов России, их силами готовятся художественные выставки, издается литературно-художественный журнал. На территории области имеется более 400 объектов культурного наследия (памятники истории и культуры), 97 из которых подлежат государственной охране, в их числе 10 являются памятниками федерального значения. Наиболее важные из них - памятники деревянного зодчества и археологии.

Кроме государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, в области функционируют учреждения культуры других ведомств: драматический театр Северного флота, ансамбль песни и пляски Северного флота, концертный духовой оркестр штаба Северного флота, концертный ансамбль Кольской флотилии, а также музеи, библиотеки и клубные учреждения.

Спорт


В Мурманской области функционирует 855 спортивных сооружений различной ведомственной подчиненности, в том числе: 12 стадионов, 7 Дворцов спорта и 333 спортзала. Действует 35 детско-юношеских спортивных школ и 18 клубов физической подготовки, в которых занимается 33 тыс. детей и подростков (29% от общего количества школьников). Всего же в секциях и группах по различным видам спорта в области занимаются более 85 тыс. человек.

По числу занимающихся физической культурой и спортом (общая доля составляет 13.7%) область находится на третьем месте среди регионов Северо-Запада России.

За 2000 - 2003 годы в области введен в строй Ледовый дворец в городе Полярные Зори, в гарнизоне подводников - Видяево - современный спортивно-оздоровительный комплекс, в котором разместились бассейн с элементами аквапарка, многофункциональный спортивный зал, массажные кабинеты, тренажерный зал. Введено 3 новых спортивных хоккейных корта в г.г. Кировске, Североморске, Полярных Зорях.

Занятость населения. Условия и охрана труда.


Численность трудовых ресурсов области в 2003 году составила 76.1 процента от общей численности населения (673.5 тыс.человек).

В 2003 году численность занятого в экономике населения составила 440.6 тыс.человек, из которых 25.3 процента работали в промышленности, 15.6 процента - в торговле и общественном питании, 8.6 процента - на транспорте, 9.6 процента - в образовании. В материальной сфере растет занятость, в основном, в торговле, некоторый рост наблюдается в строительстве. Сокращается доля занятых в жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве. Доля занятых в непроизводственной сфере практически не меняется.

Ежегодно наблюдается снижение уровня общей безработицы в среднегодовом исчислении, рассчитываемого по методологии МОТ - с 21.3 процента в 1998 году до 11.5 процента в 2003 году.

Уровень официально зарегистрированной безработицы (в среднегодовом исчислении) составлял: в 2000 году - 3.8, в 2003 году - 4.4 (по России - 2.2% и 2.2% соответственно), что является одним из худших показателей по Северо-Западному федеральному округу. Во многом это объясняется существующими диспропорциями в профессиональной структуре спроса и предложений на рынке труда, низкой заработной платой по заявленным работодателями вакансиям. Остаётся высокой дифференциация территорий региона по уровню безработицы: в Ловозерском, Терском и некоторых других городах и населённых пунктах безработица превышает среднеобластной уровень в 2-3 раза.

Коэффициент напряженности на рынке труда области более чем в 2.5 раза превышает среднероссийский показатель. Средняя продолжительность безработицы по области колеблется в пределах 6 месяцев.

Удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет в общем числе обратившихся в службу занятости колеблется в пределах 40-45 процентов (по Северо-Западу России - 31%), женщин - 50-52 процентов. Ежегодно региональная служба занятости регистрирует 3.5-4.0 тыс. выпускников учреждений образования. Как правило, трудоустраиваются 41-45 процентов молодежи, 40-43 процента женщин.

Данные о занятости и безработице приведены в таблице 1.7., структуре занятости населения - в таблице 1.8.

Таблица 1.7 Занятость и безработица

Таблица 1.7.

2000

2001

2002

2003

Численность экономически активного населения, тыс. человек

507.6

507.2

496.0

498.0

из них:

занято в экономике

432.9

433.5

436.8

440.6

безработные

74.7

73.7

59.2

57.4

Численность официально зарегистрированных безработных (в среднем за год), тыс. человек

19.5

19.7

21.9

21.8

Уровень общей безработицы, %

14.7

14.5

11.9

11.5

Уровень зарегистрированной безработицы, %

3.8

3.9

4.4

4.4


Таблица 1.8 Структура занятости населения, в % к общей численности занятых в экономике

Таблица 1.8.

2000

2001

2002

2003

Занято в экономике, всего

100

100

100

100

в том числе:

промышленность

26.9

26.6

26.6

25.3

сельское хозяйство

2

1.9

1.8

1.7

строительство

4.6

4.6

4.9

5

транспорт и связь

10.1

10.4

10.5

10.4

торговля и общественное питание

15.2

15.5

15.5

15.9

ЖКХ

7

7

6.7

6.6

здравоохранение и физическая культура

8.9

8.7

8.7

8.9

образование, культура и искусство

11.1

11

11.1

11.6

прочие отрасли

14.2

14.3

14.2

14.6



Рынок труда области в сравнении с российским и регионов, входящих в Северный район, выглядит следующим образом (по состоянию на 01.01.2004):

Таблица 1.9.

Мурманская
область

Вологодская
область

Архангельская
область

Ненецкий АО

Республика Карелия

Республика Коми

РФ

Численность официально зарегистрирован-ных безработных, тыс. человек





22.9





12.3





17.9





1.0





12.1





15.8





1638.0

Уровень регистрируемой безработицы, в %



4.6



1.9



2.3



4.1



3.0



2.6



2.3

Нагрузка на 1 вакансию, человек

5.3

2.1

3.4

10.3

2.9

4.8

+



Затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда по предприятиям и организациям области составили в 2003 году 856.8 млн. рублей, в расчете на одного работающего - 4341 рубль.


Социальная защита населения


Совершенствование системы социальной поддержки семьи и детей - одно из важных направлений в сфере социальной защиты населения области. Сеть детских социальных учреждений развивается (табл. 1.10.), однако норматив, в соответствии с которым на 5-10 тысяч детей, проживающих в городе (районе), может создаваться одно учреждение, в области не достигнут (в области 24 муниципальных образования и 183.1 тыс. детей).

Динамика развития сети детских социальных учреждений системы социальной защиты населения:

Таблица 1.10.

2000

2001

2002

2003

Учреждения социального обслуживания семьи и детей, единиц

8

8

10

13

в них мест

375

391

380

435

Обслужено за год:
несовершеннолетних

13375

7986

9981

9531

количество семей

10395

5284

5381

5789

Количество социальных услуг

63025

63335

77308

122090


В системе социальной защиты населения функционируют 4 областных государственных стационарных учреждения социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов, а также муниципальные стационарные учреждения: Мурманский, Кандалакшский, Апатитский и Ковдорский дома-интернаты для престарелых и инвалидов, Апатитский и Кировский психоневрологические интернаты, Мончегорский дом милосердия.

Жилая площадь на одного проживающего в Мурманском и Кандалакшском домах-интернатах для престарелых и инвалидов составляет соответственно 8.2 кв. м и 10 кв. м, в Апатитском и Кировском психоневрологических интернатах, соответственно - 5.5 кв. м и 5.9 кв. м. Такая переуплотненность затрудняет медико-санитарное обслуживание и может привести к увеличению числа случаев инфекционных заболеваний, в том числе туберкулеза легких.

В связи с увеличением доли лиц старших возрастов в структуре населения области потребность в стационарном социальном обслуживании возрастает. Значительное количество заявлений нуждающихся граждан не удовлетворяются. Очередность для помещения в учреждения составляет 522 человека. Особенно велика нуждаемость в получении социально - медицинской помощи в домах-интернатах психоневрологического профиля - 360 человек.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-Р норматив обеспеченности домами-интернатами для престарелых и инвалидов составляет 30 мест на 10 тысяч жителей. Для Мурманской области при численности 880 тыс. человек этот показатель составляет 19.2 места на 10 тысяч жителей. Процент обеспеченности от установленного норматива - 64.

Численность инвалидов в Мурманской области на конец 2003 года составила 39.9 тыс. человек. С принятием федеральных нормативных актов появилось новое понятие об инвалидности, изменились процедура и технология проведения медико-социальной экспертизы, что внесло определенные коррективы в показатели первичной инвалидности и формирование контингента инвалидов в целом. По сравнению с предыдущими годами абсолютные и относительные показатели первичной инвалидности несколько снизились:

О программе социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы

Название документа: О программе социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы

Номер документа: 594-01-ЗМО

Вид документа: Закон Мурманской области

Принявший орган: Мурманская областная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: газета "Мурманский вестник" от 18.02.05г. № 29 (3422)
Дата принятия: 10 февраля 2005

Дата начала действия: 18 февраля 2005