ЗАКОН
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2008 ГОДЫ
Принят Мурманской областной Думой
26 января 2005 года
Статья 1
Утвердить Программу социально-экономического развития Мурманской области на 2004 - 2008 годы.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Мурманской области
Ю.А.ЕВДОКИМОВ
10 февраля 2005 года
N 594-01-ЗМО
г. Мурманск
Наименование Программы |
Программа социально-экономического развития |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Губернатора Мурманской области от 21 октября 2003 г. № 203-РГ "О разработке программы социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 гг."; |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Мурманской области |
Основные разработчики Программы |
Координатор-разработчик Программы - департамент экономического развития Мурманской области. |
Основная цель Программы |
Повышение уровня и качества жизни населения области: - повышение реальных доходов населения к уровню 2003 года на 20-22 процента; - снижение уровня бедности с 22.3 процента до 12-14 процентов; - сокращение уровня регистрируемой безработицы с 4.4 процента до 3.2-2.8 процента. |
Основные задачи Программы |
Создание условий для экономического развития, роста валового регионального продукта, увеличения налоговых поступлений за счет: - воспроизводства и комплексного использования природных ресурсов, вовлечения в производство новых, нетрадиционных видов минерального сырья, модернизации и технического перевооружения горнопромышленного и металлургического комплексов; - увеличения потенциала прибрежного рыболовства, обновления рыбопромыслового флота, организации новых производств по использованию нетрадиционных видов биоресурсов; - комплексного развития Мурманского транспортного узла, включая техническое перевооружение имеющихся грузоперерабатывающих, нефтеперегрузочных комплек-сов; - развития малого бизнеса, туризма, использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала области. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа осуществляется в 2004-2008 годах и реализуется в 2 этапа: |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Промышленность: - создание новых и реконструкция действующих производств в горнопромышленном и металлургическом комплексах; - организация использования биологических морских ресурсов и вовлечение в производство нетрадиционных объектов промысла. |
Исполнители основных мероприятий |
Органы исполнительной власти области и муниципальных образований, предприятия, организации и учреждения Мурманской области. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Суммарный объем финансирования Программы в 2004 - 2008 годах (в среднегодовых ценах 2004 года) составляет 87.87(*) млрд. рублей, в том числе: |
Система организации контроля за выполнением Программы |
Правительство Мурманской области контролирует реализацию проектов и мероприятий Программы. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы ожидается: - рост ВРП в 2008 году по отношению к 2003 году - - обеспечение дополнительных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в сумме 8878.1 млн.рублей; - рост промышленного производства в 2008 году по отношению к 2003 году - 117.3 процента; - создание 20 тысяч новых рабочих мест, сохранение 16.9 тысячи рабочих мест; - сокращение уровня регистрируемой безработицы с 4.4 процента до 3.2 - 2.8 процента; - снижение числа рабочих мест с опасными и вредными условиями труда на 10 процентов; - повышение реальных доходов населения к уровню 2003 года на 20 - 22 процента; - снижение уровня бедности с 22.3 процента до 12-14 процентов. |
Программа социально-экономического развития Мурманской области на 2004 - 2008 годы разработана в соответствии с основными положениями Программы экономического и социального развития Российской Федерации на среднесрочный период, требованиями "Макета программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17.06.2002 г. № 170.
Мурманская область - индустриальный и экономически развитый регион европейского Севера России.
Площадь области - 144.9 тыс. кв. км (0.8% площади России), протяженность с запада на восток - около 550 км, с севера на юг - 400 км. Область занимает Кольский полуостров и прилегающую часть материка. С севера Мурманская область омывается водами Баренцева моря, попадающего под влияние ветви теплого течения Гольфстрим, с юга - Белого моря. На западе область граничит с Норвегией и Финляндией (отрезок прямого соприкосновения территорий России и стран Европейского Союза и НАТО), на юго-западе - с Республикой Карелия.
Наиболее крупные города: Мурманск - областной центр (329.1 тыс. чел.), Апатиты (63.7 тыс. чел.), Североморск (54.4 тыс. чел.), Мончегорск (51.4 тыс. чел.).
Национальная структура населения (по предварительным данным переписи населения 2002 года): русские (85.2%), украинцы (6.4%), белорусы (2.3%), татары (0.9%), всего представлено около 100 национальностей.
Три административных района (Ловозерский, Кольский, Ковдорский (Енский сельский Совет)) являются районами компактного проживания малочисленных народов Севера - саамов.
В области: 16 городов, 5 районов, 16 поселков городского типа, 7 поселковых и 15 сельских администраций (территориальных округов), 135 сельских населенных пунктов.
Мурманская область - один из развитых горнорудных регионов России. Запасы большинства полезных ископаемых имеют общероссийское, а по апатитонефелиновым, кианитовым рудам, редким металлам - мировое значение. Характерной особенностью минерального сырья региона является его комплексный состав. Горнопромышленный комплекс области обеспечивает значительную часть потребности страны: в фосфатных рудах, бадделеите и нефелине (100%), флогопите, вермикулите (80-90%), железорудном концентрате (9%), в никеле, меди, кобальте, ниобии, тантале, керамическом сырье, редкоземельных металлах.
Минерально-сырьевая база Кольского полуострова, биологические ресурсы Баренцева моря, потребности экономики и обороны страны предопределили характер, особенности размещения производительных сил и специфику народнохозяйственного комплекса области. Основу экономики региона составляет промышленность. В структуре промышленного производства максимальная доля приходится на горнопромышленный комплекс (53.7%), энергетику (22.6%), рыбную отрасль (14.2%). Область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий РФ. На ее долю приходится 2 процента электроэнергии, вырабатываемой в стране. Рыбопромышленный комплекс области даёт 16 процентов товарной пищевой рыбной продукции, вырабатываемой в России.
Транспортная система в области представлена железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным и наземным электрическим транспортом. Значительная и возрастающая роль транспорта в экономике связана с преобладанием отраслей, ориентированных на производство и поставку за пределы региона больших объемов сырья, металлов и рыбопродукции, выгодным географическим положением, наличием транзитных транспортных сообщений, незамерзающего порта в Кольском заливе и возможностью круглогодичной навигации с прямым выходом на международные морские торговые пути.
В Мурманске базируется атомный ледокольный флот, позволивший сделать навигацию в Арктике круглогодичной. Суда транспортного флота области обеспечивают четверть всех общероссийских морских перевозок грузов, почти 70 процентов перевозок грузов в Арктике. Автомобильная и железнодорожная магистрали соединяют Мурманск и Санкт-Петербург. Мурманский транспортный узел становится важным звеном в системе международных транспортных коридоров и Северного морского пути по освоению новых грузопотоков и рынков сбыта.
1.1.2. Анализ социально - экономического положения региона за 2000-2003 годы.
Демографическая ситуация
Демографическая ситуация в области характеризуется устойчивой тенденцией снижения численности населения. За период с 2000 года численность постоянного населения сократилась на 108.5 тыс. человек и на 01 января 2004 года составила 880.0 тысяч человек. По сравнению с другими регионами страны область наиболее урбанизирована - 92.0 процента населения проживает в городах.
Мурманская область в сравнении с другими регионами Северо-Западного федерального округа занимает первое место по сокращению численности постоянного населения между двумя последними переписями.
Демографическая ситуация находится в прямой зависимости от процессов естественного воспроизводства и естественной убыли.
В 2003 году, по сравнению с 2000 годом, коэффициент естественной убыли в расчете на 1000 населения увеличился с 2.9 до 4, или в 1.4 раза.
Продолжает сохраняться высокий уровень смертности - коэффициент смертности в 2003 году на 1000 населения составил 13.9 (по России в 2002 году - 16.3). По уровню смертности область занимает 15 место среди 89 регионов России.
Происходят изменения в половозрастной структуре населения, больше становится лиц пожилого возраста. На конец 2003 года в области насчитывалось детей и подростков до 16 лет - 17.2 процента от общей численности населения, лиц трудоспособного возраста - 69.2 процента, лиц старше трудоспособного возраста - 13.6 процента (2000 год соответственно 17.8%; 67.8%; 14.4%). Преодолен порог (7%) демографического старения населения - доля пожилых и старых людей (65 лет и старше) составляет 7.6 процента.
Доля населения трудоспособного возраста на 7 процентных пунктов выше, чем в среднем по России. Снизился показатель демографической нагрузки - соотношение численности нетрудоспособного и трудоспособного населения. На конец 2003 года на тысячу лиц рабочего возраста приходилось 445 нетрудоспособных человека против 475 в 2000 году.
По-прежнему основной причиной уменьшения численности населения остается миграционная убыль, наблюдаемая в области с 1990 года. В 2000 году коэффициент миграционной убыли составил 10.1 промилле, в 2003 году - 7.0 промилле (в целом по России в 2001-2002 годах коэффициент миграционного прироста - 0.5 промилле).
Основные демографические показатели приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Численность постоянного населения на конец соответствующего года, тыс. человек |
(1)) 988 .5 |
977.6 |
889.8 |
880.0 |
Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. человек |
(1)) 994.9 |
983.1 |
933.7 |
884.9 |
Убыль населения - всего, тыс. человек |
-12.7 |
-10.9 |
-11.3 |
-9.8 |
в том числе: |
||||
естественная убыль |
-2.8 |
-2.9 |
-3.1 |
-3.6 |
миграционная убыль |
-9.9 |
-8 |
-8.2 |
-6.2 |
Родившихся, тыс. человек |
8 |
8.3 |
8.8 |
8.7 |
Умерших, тыс. человек |
10.8 |
11.2 |
11.8 |
12.3 |
Коэффициент естественной убыли, человек на 1 тыс. населения |
-2.9 |
-3 |
-3.2 |
-4.0 |
Коэффициент миграционной убыли, человек на 1 тыс. населения |
-10.1 |
-8.3 |
-8.6 |
-7.0 |
Продолжительность жизни, лет |
66.1 |
65.9 |
65.6 |
63.2 |
(1)) С 2002 года - с учетом итогов переписи населения.
Здравоохранение
В Мурманской области имеется 49 больниц на 9980 коек, 135 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений мощностью 22.2 тыс.посещений в смену.
Показатели заболеваемости населения Мурманской области превышают средние по России величины в течение многолетнего периода статистических наблюдений. Такая ситуация наиболее выражена при сравнении показателей заболеваемости детского населения. В структуре заболеваемости детского населения первое место занимают болезни органов дыхания, на втором - болезни органов пищеварения, на третьем месте - болезни глаза. В структуре заболеваемости взрослого населения на первом месте находятся также болезни органов дыхания, на втором - болезни системы кровообращения, на третьем - болезни костно-мышечной системы.
Ухудшение здоровья, высокий уровень заболеваемости и смертности, изменения демографической ситуации и социальной структуры населения предъявляют повышенные требования к укреплению материально-технической базы здравоохранения, улучшению качества и своевременности медицинской помощи населению.
Характеристика системы здравоохранения области представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Россия, |
|
Численность постоянного населения на конец года, тыс. человек |
988.5 |
977.6 |
889.8 |
880.0 |
145200 |
Родившихся на 1000 населения(1)) |
8.2 |
8.6 |
9.2 |
9.9 |
9.8 |
Умерших на 1000 населения(1)) |
11.1 |
11.6 |
12.4 |
13.9 |
16.3 |
Младенческая смертность, на 1000 родившихся |
12.5 |
14.7 |
12.3 |
8.9 |
13.3 |
Обеспеченность на 10 тыс. населения: |
|||||
больничными койками |
107.7 |
108.3 |
113.6 |
113.4 |
113.7 |
амбулаторно- |
222.6 |
225.9 |
246.5 |
251.8 |
249.2 |
врачами |
44.8 |
44.3 |
48.4 |
48.6 |
47.9 |
средним медперсоналом |
124.7 |
124.2 |
136.7 |
135.6 |
109.3 |
(1) )2003 год - население с учетом итогов Всероссийской переписи 2002 года
Образование
Сеть образовательных учреждений Мурманской области позволяет обеспечить права граждан на получение бесплатного общего среднего, начального профессионального образования и, на конкурсной основе, высшего и среднего профессионального образования. На начало 2003/2004 учебного года в области функционировало 754 образовательных учреждения всех форм собственности. Каждый пятый житель области воспитывается или обучается в образовательном учреждении от детсада до аспирантуры, количество работающих в системе образования составило 39.8 тыс. человек (табл.1.3).
База учреждений начального профессионального образования насчитывает 84 здания, из них соответствуют требованиям СНиП менее трети зданий, 48 зданий (более половины) нуждаются в капитальном ремонте (табл.1.4).
Таблица 1.3.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Количество обучающихся, человек |
141939 |
132662 |
122978 |
112720 |
% сокращения |
6.3 |
6.5 |
7.3 |
8.3 |
Число учебных мест, единиц |
170739 |
169561 |
168454 |
164778 |
% сокращения |
0.6 |
0.6 |
0.6 |
2.2 |
Количество школ, единиц |
265 |
263 |
259 |
254 |
в том числе имеют: |
||||
типовые здания |
75% |
74% |
74% |
73% |
отопление: |
|
|
|
|
- котельные |
2 |
2 |
||
водопровод |
255 |
253 |
247 |
242 |
канализацию |
254 |
252 |
246 |
242 |
Таблица 1.4.
Образование |
Высшее |
Среднее |
Начальное |
Число учебных заведений, единиц |
30 |
29 |
24 |
в том числе: |
|||
государственные |
16 |
19 |
20 |
муниципальные |
- |
1 |
4 |
негосударственные |
14 |
9 |
- |
Число учебных направлений, единиц |
20 |
16 |
18 |
Число специальностей, единиц |
105 |
59 |
58 |
Численность студентов, тыс. человек |
36.4 |
13.9 |
10.3 |
в том числе дневной формы обучения |
14.8 |
9.5 |
10.3 |
На 10000 населения области |
408 |
156 |
115 |
То же - по России (2001 г.) |
334 |
168 |
+ |
Прием, тыс. человек |
9.4 |
5.5 |
6.6 |
в том числе дневной формы обучения |
4.1 |
3.7 |
4.4 |
Из числа принятых - по договорам, тыс.чел. |
6.5 |
3.5 |
2.2 |
Выпуск специалистов, тыс. человек |
4.5 |
3.9 |
5.6 |
в том числе дневной формы обучения |
1.76 |
2.5 |
3.5 |
Книжный фонд, тыс. экз. |
1132.5 |
371 |
116.7 |
Обеспеченность учебниками на |
0.72 |
0.65 |
0.65 |
(1) ) С учетом численности населения по данным Всероссийской переписи 2002 года
Сравнение по отдельным показателям сферы образования по регионам Северного экономического района в 2003 году представлено в таблице 1.5.
Таблица 1.5.
Мурман-ская |
Респуб-лика |
Респуб-лика |
Архан-гельская область |
Вологод-ская |
Россия |
|
Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей) |
74 |
82 |
88 |
98 |
83 |
88 |
Удельный вес дневных государственных общеобразовательных учреждений, ведущих занятия в две и три смены, в % |
40.6 |
21 |
22.3 |
16.9 |
16 |
28.5 |
Удельный вес обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях, занимавшихся во вторую и третью смены, в % |
13.9 |
9.1 |
12.5 |
7.9 |
14 |
17.5 |
Численность студентов средних специальных учебных заведений на 10000 населения, человек |
||||||
государственных |
153.5 |
194.6 |
167 |
171.3 |
177.3 |
176 |
негосударственных |
4.6 |
- |
8 |
21.6 |
9.7 |
8 |
Выпущено специалистов из средних специальных учебных заведений на 10000 населения, человек |
||||||
государственных |
44.5 |
54.6 |
44 |
46.3 |
46.6 |
47 |
негосударственных |
0.9 |
- |
2.5 |
4.4 |
3.7 |
2 |
Численность студентов высших учебных заведений на 10000 населения, человек |
||||||
государственных |
296.9 |
304.7 |
291 |
326.6 |
322.5 |
393 |
негосударственных |
52.6 |
14.5 |
49 |
20.6 |
7.8 |
60 |
Выпущено специалистов из высших учебных заведений на 10000 населения, человек |
||||||
государственных |
35.3 |
50.7 |
36 |
45.1 |
49.6 |
60 |
негосударственных |
7.3 |
1.3 |
3 |
4.5 |
1 |
8 |
Наука
Мурманская область располагает крупным научным потенциалом. Научными исследованиями и разработками (НИР) заняты 30 научных организаций и два государственных университета - технический и педагогический. Ядром научного комплекса области является Кольский научный центр Российской академии наук, 11 научных организаций которого (в том числе 10 институтов) имеют геофизические обсерватории, биостанции и экспериментальные полигоны на Шпицбергене, Земле Франца Иосифа, на побережье и по всей территории Кольского полуострова. Ведущая роль в рыбохозяйственных исследованиях принадлежит ПИНРО.
В числе организаций, занятых исследованиями и разработками, преобладают организации государственной формы собственности (в 2003 году их удельный вес составлял 87%). Общая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, составляет 2604 человека и характеризуется следующими данными (табл. 1.6.):
Таблица 1.6.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Всего |
2765 |
2815 |
2720 |
2604 |
исследователи |
1197 |
1184 |
1164 |
1134 |
доктора наук |
94 |
102 |
107 |
105 |
кандидаты наук |
358 |
355 |
358 |
374 |
техники |
378 |
416 |
386 |
372 |
вспомогательные школы |
719 |
749 |
721 |
673 |
Из строки "Всего" - в организациях системы академии наук |
|
|
|
|
Основной кадровый потенциал сосредоточен в области естественных и технических наук: здесь занято соответственно 66 и 24 процента исследователей. В области действует 3 аспирантуры, численность аспирантов по сравнению с 2000 годом возросла и составила 494 человека. Подготовкой научных и научно-педагогических кадров занято 204 руководителя, из которых каждый третий имеет ученое звание академика, члена-корреспондента или профессора.
В 2003 году выполненный объем научно-технических работ, которые включают исследования и разработки, а также научно-технические услуги, составил 1607.8 млн. рублей. На долю исследований и разработок приходилось 1565.5 млн. рублей или 98.3 процента работ, выполненных собственными силами. Общие затраты на научные исследования и разработки составили в 2003 году 1309.6 млн. рублей (в 1998 году - 134.5 млн. рублей).
В структуре затрат на научные исследования и разработки по социально-экономическим целям в 2003 году доминировало рыболовство, а также исследования и использование Земли и атмосферы.
Изменилась структура источников финансирования на научные исследования и разработки: в 1998 году более 56 процентов финансировалось из государственного сектора, в 2003 году 55 процентов - из средств предпринимательского сектора.
Культура
В Мурманской области работают 368 государственных и муниципальных учреждения культуры, искусства и дополнительного образования детей, в том числе: 2 областных театра, областная филармония с филармоническим оркестром, 2 областных и 8 муниципальных музеев, фонды которых насчитывают более 180 тысяч единиц хранения, 1 выставочный зал. В трех областных и 201 муниципальной библиотеке насчитывается более 9 млн. книг.
В области находится одно среднее специальное учебное заведение культуры -музыкальное училище, 62 муниципальных учреждения дополнительного образования детей.
Для населения работает 83 государственных и муниципальных клубных учреждений, в том числе парк культуры и отдыха. Область занимает 86-е место среди субъектов РФ по количеству клубных учреждений, но по числу клубных формирований - 3-е место, по числу культурно-досуговых мероприятий - 27-е место. Процент охвата школьников области эстетическим образованием в 2003 году - 12% (в РФ в 2003 г. 6.9%). Творчество юных мурманчан хорошо известно за пределами области. Среди учащихся музыкальных, художественных школ и школ искусств - лауреаты и дипломанты международных и всероссийских фестивалей, конкурсов, выставок, участники Дельфийских Игр.
В настоящее время в области действуют 4 организации творческих союзов России, их силами готовятся художественные выставки, издается литературно-художественный журнал. На территории области имеется более 400 объектов культурного наследия (памятники истории и культуры), 97 из которых подлежат государственной охране, в их числе 10 являются памятниками федерального значения. Наиболее важные из них - памятники деревянного зодчества и археологии.
Кроме государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, в области функционируют учреждения культуры других ведомств: драматический театр Северного флота, ансамбль песни и пляски Северного флота, концертный духовой оркестр штаба Северного флота, концертный ансамбль Кольской флотилии, а также музеи, библиотеки и клубные учреждения.
Спорт
В Мурманской области функционирует 855 спортивных сооружений различной ведомственной подчиненности, в том числе: 12 стадионов, 7 Дворцов спорта и 333 спортзала. Действует 35 детско-юношеских спортивных школ и 18 клубов физической подготовки, в которых занимается 33 тыс. детей и подростков (29% от общего количества школьников). Всего же в секциях и группах по различным видам спорта в области занимаются более 85 тыс. человек.
По числу занимающихся физической культурой и спортом (общая доля составляет 13.7%) область находится на третьем месте среди регионов Северо-Запада России.
За 2000 - 2003 годы в области введен в строй Ледовый дворец в городе Полярные Зори, в гарнизоне подводников - Видяево - современный спортивно-оздоровительный комплекс, в котором разместились бассейн с элементами аквапарка, многофункциональный спортивный зал, массажные кабинеты, тренажерный зал. Введено 3 новых спортивных хоккейных корта в г.г. Кировске, Североморске, Полярных Зорях.
Занятость населения. Условия и охрана труда.
Численность трудовых ресурсов области в 2003 году составила 76.1 процента от общей численности населения (673.5 тыс.человек).
В 2003 году численность занятого в экономике населения составила 440.6 тыс.человек, из которых 25.3 процента работали в промышленности, 15.6 процента - в торговле и общественном питании, 8.6 процента - на транспорте, 9.6 процента - в образовании. В материальной сфере растет занятость, в основном, в торговле, некоторый рост наблюдается в строительстве. Сокращается доля занятых в жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве. Доля занятых в непроизводственной сфере практически не меняется.
Ежегодно наблюдается снижение уровня общей безработицы в среднегодовом исчислении, рассчитываемого по методологии МОТ - с 21.3 процента в 1998 году до 11.5 процента в 2003 году.
Уровень официально зарегистрированной безработицы (в среднегодовом исчислении) составлял: в 2000 году - 3.8, в 2003 году - 4.4 (по России - 2.2% и 2.2% соответственно), что является одним из худших показателей по Северо-Западному федеральному округу. Во многом это объясняется существующими диспропорциями в профессиональной структуре спроса и предложений на рынке труда, низкой заработной платой по заявленным работодателями вакансиям. Остаётся высокой дифференциация территорий региона по уровню безработицы: в Ловозерском, Терском и некоторых других городах и населённых пунктах безработица превышает среднеобластной уровень в 2-3 раза.
Коэффициент напряженности на рынке труда области более чем в 2.5 раза превышает среднероссийский показатель. Средняя продолжительность безработицы по области колеблется в пределах 6 месяцев.
Удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет в общем числе обратившихся в службу занятости колеблется в пределах 40-45 процентов (по Северо-Западу России - 31%), женщин - 50-52 процентов. Ежегодно региональная служба занятости регистрирует 3.5-4.0 тыс. выпускников учреждений образования. Как правило, трудоустраиваются 41-45 процентов молодежи, 40-43 процента женщин.
Данные о занятости и безработице приведены в таблице 1.7., структуре занятости населения - в таблице 1.8.
Таблица 1.7.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Численность экономически активного населения, тыс. человек |
507.6 |
507.2 |
496.0 |
498.0 |
из них: |
||||
занято в экономике |
432.9 |
433.5 |
436.8 |
440.6 |
безработные |
74.7 |
73.7 |
59.2 |
57.4 |
Численность официально зарегистрированных безработных (в среднем за год), тыс. человек |
19.5 |
19.7 |
21.9 |
21.8 |
Уровень общей безработицы, % |
14.7 |
14.5 |
11.9 |
11.5 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
3.8 |
3.9 |
4.4 |
4.4 |
Таблица 1.8.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Занято в экономике, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||
промышленность |
26.9 |
26.6 |
26.6 |
25.3 |
сельское хозяйство |
2 |
1.9 |
1.8 |
1.7 |
строительство |
4.6 |
4.6 |
4.9 |
5 |
транспорт и связь |
10.1 |
10.4 |
10.5 |
10.4 |
торговля и общественное питание |
15.2 |
15.5 |
15.5 |
15.9 |
ЖКХ |
7 |
7 |
6.7 |
6.6 |
здравоохранение и физическая культура |
8.9 |
8.7 |
8.7 |
8.9 |
образование, культура и искусство |
11.1 |
11 |
11.1 |
11.6 |
прочие отрасли |
14.2 |
14.3 |
14.2 |
14.6 |
Рынок труда области в сравнении с российским и регионов, входящих в Северный район, выглядит следующим образом (по состоянию на 01.01.2004):
Таблица 1.9.
Мурманская |
Вологодская |
Архангельская |
Ненецкий АО |
Республика Карелия |
Республика Коми |
РФ |
|
Численность официально зарегистрирован-ных безработных, тыс. человек |
|
|
|
|
|
|
|
Уровень регистрируемой безработицы, в % |
|
|
|
|
|
|
|
Нагрузка на 1 вакансию, человек |
5.3 |
2.1 |
3.4 |
10.3 |
2.9 |
4.8 |
+ |
Затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда по предприятиям и организациям области составили в 2003 году 856.8 млн. рублей, в расчете на одного работающего - 4341 рубль.
Социальная защита населения
Совершенствование системы социальной поддержки семьи и детей - одно из важных направлений в сфере социальной защиты населения области. Сеть детских социальных учреждений развивается (табл. 1.10.), однако норматив, в соответствии с которым на 5-10 тысяч детей, проживающих в городе (районе), может создаваться одно учреждение, в области не достигнут (в области 24 муниципальных образования и 183.1 тыс. детей).
Динамика развития сети детских социальных учреждений системы социальной защиты населения:
Таблица 1.10.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Учреждения социального обслуживания семьи и детей, единиц |
8 |
8 |
10 |
13 |
в них мест |
375 |
391 |
380 |
435 |
Обслужено за год: |
13375 |
7986 |
9981 |
9531 |
количество семей |
10395 |
5284 |
5381 |
5789 |
Количество социальных услуг |
63025 |
63335 |
77308 |
122090 |
В системе социальной защиты населения функционируют 4 областных государственных стационарных учреждения социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов, а также муниципальные стационарные учреждения: Мурманский, Кандалакшский, Апатитский и Ковдорский дома-интернаты для престарелых и инвалидов, Апатитский и Кировский психоневрологические интернаты, Мончегорский дом милосердия.
Жилая площадь на одного проживающего в Мурманском и Кандалакшском домах-интернатах для престарелых и инвалидов составляет соответственно 8.2 кв. м и 10 кв. м, в Апатитском и Кировском психоневрологических интернатах, соответственно - 5.5 кв. м и 5.9 кв. м. Такая переуплотненность затрудняет медико-санитарное обслуживание и может привести к увеличению числа случаев инфекционных заболеваний, в том числе туберкулеза легких.
В связи с увеличением доли лиц старших возрастов в структуре населения области потребность в стационарном социальном обслуживании возрастает. Значительное количество заявлений нуждающихся граждан не удовлетворяются. Очередность для помещения в учреждения составляет 522 человека. Особенно велика нуждаемость в получении социально - медицинской помощи в домах-интернатах психоневрологического профиля - 360 человек.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-Р норматив обеспеченности домами-интернатами для престарелых и инвалидов составляет 30 мест на 10 тысяч жителей. Для Мурманской области при численности 880 тыс. человек этот показатель составляет 19.2 места на 10 тысяч жителей. Процент обеспеченности от установленного норматива - 64.
Численность инвалидов в Мурманской области на конец 2003 года составила 39.9 тыс. человек. С принятием федеральных нормативных актов появилось новое понятие об инвалидности, изменились процедура и технология проведения медико-социальной экспертизы, что внесло определенные коррективы в показатели первичной инвалидности и формирование контингента инвалидов в целом. По сравнению с предыдущими годами абсолютные и относительные показатели первичной инвалидности несколько снизились:
Название документа: |
О программе социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы |
Номер документа: | 594-01-ЗМО |
Вид документа: |
Закон Мурманской области |
Принявший орган: |
Мурманская областная Дума |
Статус: |
Действующий |
Опубликован: | газета "Мурманский вестник" от 18.02.05г. № 29 (3422) |
Дата принятия: |
10 февраля 2005 |
Дата начала действия: | 18 февраля 2005 |