ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2004 года N 64-ПП

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции постановления Правительства Мурманской области от 23.06.2016 N 307-ПП)


В соответствии с Законом Мурманской области от 09.11.2001 N 303-01-ЗМО "Об управлении государственной собственностью Мурманской области", статьей 70 Устава Мурманской области, во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 18.11.2002 N 394-ПП/12 "О Концепции управления государственной собственностью Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления государственной собственностью Мурманской области.

2. Органам исполнительной власти Мурманской области в срок до 01.07.2004 разработать и представить в комитет имущественных отношений Мурманской области мероприятия по реализации Концепции управления государственной собственностью Мурманской области.

3. Комитету имущественных отношений Мурманской области (Мельниченко) в срок до 01.09.2004 представить в Правительство Мурманской области для утверждения мероприятия по реализации Концепции управления государственной собственностью Мурманской области.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А.А.СЕЛИН






Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 9 марта 2004 года N 64-ПП

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции постановления Правительства Мурманской области от 23.06.2016 N 307-ПП)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Разработка Концепции управления государственной собственностью Мурманской области (далее по тексту - Концепция) вызвана необходимостью конкретизации задач по управлению государственной собственностью, сформулированных в "Основных положениях стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года", и приведения основных принципов и механизмов управления государственной собственностью Мурманской области в соответствие с разработанной Министерством имущественных отношений Российской Федерации новой моделью реализации государственной политики в области имущественных и земельных отношений (далее по тексту - Новая модель). Основные положения этой модели отражены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 года N 1163-Р, и предусматривают:

- разработку основных принципов и механизмов формирования программы управления федеральным имуществом, ее увязку с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прогнозным финансовым планом и федеральным бюджетом на очередной год;

- определение критериев оценки эффективности управления федеральным имуществом (активами);

- переход к управлению федеральным имуществом на основе 3-летних программ с детализацией показателей на очередной финансовый год и прогнозом на два последующих;

- совершенствование и разработку новых механизмов управления федеральной собственностью, включая привлечение профессиональных управляющих компаний, передачу государственного имущества в концессию;

- формирование механизма опубликования информации о приватизируемом имуществе и имуществе, которое может быть передано в аренду, доверительное управление или концессию, включая как объекты казны, так и имущество, находящееся в ведении государственных предприятий и учреждений (в том числе объекты, не завершенные строительством).

В Концепции сформулированы принципиальные подходы и показаны механизмы реформирования системы управления государственной собственностью Мурманской области. Вопросы управления объектами муниципальной, акционерной и частной собственности рассмотрены в той мере, в какой это необходимо для реализации системного подхода к управлению государственной собственностью в рамках действующего законодательства Российской Федерации и только в части, относящейся к компетенции органов государственной власти Мурманской области с позиций достижения максимальной эффективности управления указанными объектами.

Вопросы управления государственной собственностью в работе рассмотрены исходя из необходимости создания благоприятных условий для развития гражданского оборота недвижимости и формирования связанной с ним инфраструктуры, обеспечения эффективного функционирования отдельных регионов и страны в целом, регулирования органами власти имущественных отношений с учетом интересов субъектов всех форм собственности.

Управление государственной собственностью Мурманской области заключается, во-первых, в сознательной и целенаправленной реализации правомочий Мурманской области как собственника имущества и, во-вторых, осуществлении по поручению органов федеральной и муниципальной властей функций управления расположенными на территории области объектами федеральной и муниципальной собственности для реализации генеральной цели - обеспечения устойчивого эффективного функционирования базовых отраслей Мурманской области. Это позволит повысить качество жизни населения Мурманской области и существенно улучшить состояние окружающей среды на Кольском полуострове и в акваториях Белого и Баренцева морей.

Особое геополитическое, военно-стратегическое и природно-климатическое положение, наличие достаточных для промышленного освоения минерально-сырьевых ресурсов предопределило в структуре экономики Мурманской области преобладание объектов государственной собственности.

По состоянию на 01.10.2003 в реестре государственного имущества Мурманской области учтено:

1. Всего организаций - 178, в том числе,

46 государственных областных унитарных предприятий;

93 государственных областных учреждения;

16 хозяйственных обществ, имеющих в уставном капитале долю областной собственности или закрепленное за ними областное имущество;

23 федеральных учреждения, имеющих закрепленное за ними областное имущество.

2. Всего объектов недвижимого имущества - 10757, в том числе на балансе:

областных унитарных предприятий - 9933 объектов;

областных учреждений - 786 объектов;

федеральных учреждений - 25 объектов;

акционерных обществ - 13 объектов.

3. Балансовая стоимость основных средств - 11606 млн. руб.

4. Балансовая стоимость объектов недвижимого имущества (с учетом объектов незавершенного строительства) - 12480 млн. руб.

По состоянию на 01.10.2003 в реестре федерального имущества учтено:

1. Всего организаций - 462;

2. Всего объектов недвижимого имущества - 16195.

Доходы консолидированного бюджета Мурманской области от управления и распоряжения государственной собственностью по состоянию на 01.10.2003 составили 450401 тыс. руб., в том числе:

473 тыс. руб. - дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности;

302094 тыс. руб. - арендная плата за земли;

128907 тыс. руб. - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Мурманской области и муниципальной собственности;

18927 тыс. руб. - прочие доходы от управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом.

Постоянно меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране и области, недостаточно четкое разграничение функций федеральных, региональных и муниципальных органов власти по управлению соответствующими объектами собственности на территории области, а также необходимость вовлечения в процесс управления таких важнейших объектов государственной собственности, как земля и интеллектуальная собственность, обусловили необходимость совершенствования процессов управления государственной собственностью Мурманской области. В этой связи потребуется приведение нормативных правовых актов Мурманской области в сфере управления государственной собственностью в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации и иными федеральными законами, а также принципами новой модели. Помимо этого предстоит оптимизировать систему контроля органами государственной власти Мурманской области соблюдения собственниками и иными лицами действующего законодательства в процессе использования имущества в различных его формах.

Для эффективного управления государственной собственностью органам власти Мурманской области потребуется разработать и реализовать комплекс законодательных, нормативных правовых, административных актов и экономических мер, объединенных единой политикой и направленных на ее сбалансированное функционирование в соответствии с интересами государства и области.

Для обоснования оптимальных решений по управлению государственной собственностью на территории области и, в частности, преобразованию ее структуры, возникнет необходимость проведения постоянного мониторинга рынка труда, выявления профессионально-квалификационной потребности в рабочей силе и дополнительных рабочих местах.

Сложность и многогранность проблем управления таким капиталоемким, экономически и социально значимым ресурсом, как государственное имущество, обусловливает необходимость рассматривать его как стратегический ресурс, эффективное управление которым может быть обеспечено только при использовании принципов и механизмов стратегического планирования и управления. Стратегический подход предполагает анализ и разработку областных программ управления государственной собственностью Мурманской области на долгосрочный период в прямой увязке с Основными положениями стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.

На территории Мурманской области преобладают федеральные объекты управления - транспорт, в том числе ледокольный флот, пути сообщения, оборонное производство, граница, континентальный шельф и т.д. До настоящего времени еще не разграничены надлежащим образом полномочия по управлению федеральной собственностью между Правительством Российской Федерации и Правительством Мурманской области. Для надлежащего оформления названных правоотношений уже существует соответствующая законодательная база. Это Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ. В этом законе, вступающем в силу с 01.01.2005, устранена неопределенность содержания ст. 72 Конституции и перечислены конкретные полномочия, которые вправе и обязаны осуществлять органы власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 26.3). Этой же статьей предусмотрена возможность наделения отдельными указанными в п. 2 государственными полномочиями органов местного самоуправления с передачей им необходимых материальных и финансовых ресурсов. В законе конкретизированы не только полномочия субъекта Российской Федерации, но и виды имущества, необходимые для их осуществления (ст. 26.11).

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им реализацию части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам (ст. 26.5). Соглашения заключают в случае, если осуществление этих полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти Российской Федерации. При этом обязательна передача необходимых материальных и финансовых ресурсов. Соглашения вступают в силу после их утверждения Правительством Российской Федерации.

Разграничение полномочий может быть установлено также и на основании договора между Российской Федерацией и ее субъектом, который утверждается федеральным законом. Такой договор заключают в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъектов Российской Федерации. В договоре устанавливают перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производят иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, определяют порядок и условия осуществления этих полномочий, срок действия договора, основания и порядок досрочного расторжения.

Закон вступает в действие поэтапно, поэтому настоятельно необходимо определить подлежащее разграничению имущество и, с учетом особенностей экономики и географического положения Мурманской области, заключить соответствующее соглашение с федеральными органами исполнительной власти.

Концепция социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 г. обозначила проблемы развития области на основе реализации принципа федерализма с учетом федеральных и региональных интересов. Их надо решать не на основании договора о разграничении предметов ведения, которые могут быть изменены только Конституцией, а путем разграничения полномочий между федеральным центром и Мурманской областью. Для этого необходимо уточнить объекты управления и финансовую составляющую процессов управления, и на этой основе начать работу над корректировкой упомянутой Концепции социально-экономического развития области на базе новой модели.

Новая модель управления государственной собственностью, одобренная Правительством Российской Федерации, базируется на следующих двух основополагающих принципах:

Первый принцип - соответствие состава государственного имущества функциям государства:

- обеспечения деятельности, возложенной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами исключительно на государство и местное самоуправление, в том числе роли общественного регулятора.

Второй принцип - владение, пользование и распоряжение государственной собственностью на плановой основе.

В этой связи на базе новой модели целесообразно предусматривать разработку и ежегодное утверждение Программы управления государственным имуществом Мурманской области, которая должна состоять из трех частей: планов приобретения, использования и выбытия имущества Мурманской области. Ежегодно утверждаемая Программа управления государственным имуществом Мурманской области должна быть дополнена прогнозами на ближайшие два года и согласована с действующим порядком бюджетного и инвестиционного планирования в стране.

Порядок планирования, использования и распоряжения государственным имуществом Мурманской области приведен в приложении N 1.

Раздел 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ


 1.1. Цели и задачи управления государственной собственностью Мурманской области


Для достижения генеральной цели Концепции необходимо предусмотреть решение следующих основных задач:

- завершение приватизации государственного имущества, которое не будет использовано для реализации государственных функций Мурманской области;

- существенное повышение доходности имущества, которое остается в собственности Мурманской области;

- завершение формирования системы управления государственным имуществом Мурманской области;

- поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора, которая не обеспечивает выполнение государственных функций Мурманской области;

- внедрение новой модели управления государственной собственностью Мурманской области, основанной на принципе строгого соответствия состава государственного имущества государственным функциям на уровне Мурманской области;

- увеличение доходов от использования имущества, утратившего значение для обеспечения государственных функций и предусмотренного к приватизации.

Решение названных задач необходимо осуществлять с учетом специфики отдельных видов областной собственности: государственных областных унитарных предприятий и учреждений, акций акционерных обществ, находящихся в государственной собственности Мурманской области, земельных участков, находящихся в собственности Мурманской области.

(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 23.06.2016 N 307-ПП)


1.2. Принципы организации процессов управления государственной собственностью Мурманской области


 1.2.1. Управление государственными областными унитарными предприятиями и государственными областными учреждениями


Структурные преобразования государственных областных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (далее - унитарные предприятия), путем реорганизации, приватизации либо ликвидации должны стать приоритетными. Сохранение действующих унитарных предприятий, основанных на собственности Мурманской области, допустимо лишь в случаях, когда цели и задачи их деятельности не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»