от 01 марта 1999 года № 19-ПП
О введении в действие на территории Мурманской области Положения о государственной лаборатории
ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от 10.02.2009 г. № 56-ПП
____________________________________________________________________
В целях охраны здоровья населения от некачественного и опасного продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых на продовольственных рынках области, обеспечения ветеринарно-санитарного контроля за качеством продуктов питания, организации и проведения мероприятий по предупреждению распространения зоонозных и зооантропонозных болезней и в соответствие с Законом РФ "О ветеринарии" от 14.05.93 г. N 4979-1, постановлением Правительства РФ от 19.06.94 г. N 706 "Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации ", постановлением Правительства РФ от 29.09.97 г. N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественного и опасного продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении" Правительство Мурманской области п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить Положение о государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках Мурманской области (далее Лаборатории ВСЭ) (прилагается).
2. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления городов и районов области:
2.1. Запретить продажу продукции животного и растительного происхождения на постоянно действующих продовольственных рынках, где не организованы лаборатории ВСЭ.
2.2. Производить финансирование Лабораторий ВСЭ из средств владельцев рынков на основании заключения договоров с управлением ветеринарии Мурманской области.
3. Главному государственному санитарному врачу области (Погорелый), начальнику управления ветеринарии администрации Мурманской области (Должанов), начальнику управления Росхлебинспекции по Мурманской области (Косолапова) для исключения дублирования в деятельности органов государственного санитарного, ветеринарного и хлебного надзора в части проведения контроля за работой продовольственных рынков, в месячный срок разработать и утвердить положение о порядке взаимодействии служб.
4. Начальнику УВД администрации Мурманской области (Плугин) оказывать содействие органам госветнадзора в исполнении данного постановления.
5. Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Мясникова Ю.Н.
Председатель Правительства
Мурманской области А.Малинин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства
Мурманской области
от 01.03.99 N 19-ПП
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛАБОРАТОРИИ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКАХ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "О ветеринарии" от 14 мая 1993 г. N 4979-1, "Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994. N 706, и "Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 года N 1263.
1.2. Государственная лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках (далее - Лаборатория) является органом госветнадзора, организуется на постоянно действующем рынке, специализирующимся на торговле животными, птицей, рыбой, пчелами, продукцией животного и растительного происхождения.
Понятие продовольственный рынок включает в себя специально отведенную территорию для торговли, расположенную в специально отведенных зданиях, помещениях , сооружениях со специально оборудованными местами для осуществления торговли .
Рынок является торговым предприятием , в своей деятельности руководствуется законами РФ , постановлениями Правительства РФ, Губернатора и Правительства области, глав администраций городов и районов области. Режим работы устанавливается по согласованию с органами местного самоуправления города (района ).
Дислокация рынков определяется органами местного самоуправления. Размещение рынка в соответствии с требованиями к ним согласовывается с территориальными органами государственного санитарного и ветеринарного надзора.
1.3. Лаборатория находится в составе районного (городского) государственного ветеринарного учреждения (районной, городской станции по борьбе с болезнями животных или межрайонной, районной, городской ветеринарной лаборатории) по месту расположения рынка.
В штат Лаборатории входят ветеринарные врачи, ветеринарные фельдшеры (лаборанты), трихинеллоскописты и ветеринарные санитары (а на территориях, пострадавших от радиационных аварий, ветврач-радиолог и техник-дозиметрист), численность которых устанавливается в зависимости от количества экспертиз продукции, проводимых в среднем за рабочий день, а также исходя из объема работ по государственному ветеринарному контролю за поднадзорными объектами, расположенными на территории рынка (приложение N 1).
1.4. Производственная деятельность Лаборатории, финансирование и материально техническое обеспечение осуществляется за счет средств владельцев рынков, а также средств, поступающих в установленном порядке за проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и других вспомогательных исследований продукции животного и растительного происхождения.
1.5. Лабораторию возглавляет заведующий - ветеринарный врач, имеющий стаж работы по ветеринарно-санитарной экспертизе не менее трех лет, прошедший специальную подготовку и аттестацию.
1.6. Заведующий Лабораторией, специалисты и другие работники Лаборатории подчиняются, а также назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности руководителем вышестоящего государственного ветеринарного учреждения, в ведении которого состоит Лаборатория.
1.7. Государственное ветеринарное учреждение, в состав которого входит Лаборатория, обеспечивает ее снабжение необходимым специальным лабораторным оборудованием, приборами, инструментами, красками, реактивами и химикатами, моющими и дезинфицирующими средствами, лабораторной посудой, спецодеждой, мебелью, инвентарем и другими вспомогательными материалами для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы согласно прилагаемому перечню (приложение N 2).
При неполном оснащении Лаборатории оборудованием запрещается проведение ветеринарно-санитарной экспертизы тех видов продукции, для исследования которых данное оборудование предназначено.
1.8. Администрация (владелец) рынка (согласно статье 10 Закона РФ " О ветеринарии") обязана предоставлять безвозмездно в пользование Лаборатории служебное помещение, необходимое оборудование и средства связи, а также компенсировать затраты на их эксплуатацию.
1.9. Лаборатория в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации "О ветеринарии", "Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации" и другими нормативными документами по вопросам ветеринарии, ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного и растительного происхождения, реализуемой на рынках, приказами и указаниями Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России, Главного госветинспектора субъекта Российской Федерации, главного госветинспектора района (города) и настоящим Положением.
1.10. Лаборатория имеет штамп с изображением своего наименования, клейма и штампы для клеймения мяса, журналы и бланки ветеринарных документов установленной формы, бланки заключения ветсанэкспертизы (талоны, этикетки) на право реализации пищевых продуктов на рынке.
1.11. В своей деятельности Лаборатория является независимой от администрации (владельца) рынка, торгующих граждан, потребителя продукции.
При выполнении своих обязанностей ее работники находятся под защитой государства.
1.12. Размещают Лабораторию непосредственно в здании павильона рынка (на рынках, построенных по старым проектам, допускается размещение Лаборатории в помещениях , расположенных вблизи павильонов мясной и молочной торговли).
Не допускается размещать Лабораторию во дворах, рядом со складами химических и других вредных веществ, в помещениях жилых домов, а также в помещениях с выходом на проезжую часть улицы с интенсивным движением транспорта и пешеходов.
1.13. Лаборатория независимо от объема работы и места расположения в районе (городе) должна иметь необходимое количество помещений:
- отделение ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и рыбы;
- отделение ветеринарно-санитарной экспертизы молока и молочных продуктов;
- отделение для экспертизы продукции растительного происхождения и меда;
- отделение для радиологических исследований;
- комнату для персонала и моечную с кладовой для мелкого инвентаря;
- холодильник (изолированную холодильную камеру) для временного хранения мясных туш, мясопродуктов (субпродуктов) и других продуктов, от которых отобраны пробы для лабораторных исследований;
- помещение для обеззараживания мяса и мясопродуктов (субпродуктов), оборудованное варочными котлами, автоклавами или специальными аппаратами - стерилизаторами;
- кабинет заведующего Лабораторией.
1.14. Помещения Лаборатории должны быть оборудованы отоплением, освещением и вентиляцией, водопроводом с горячей водой, канализацией.
Прием от администрации рынка в эксплуатацию помещений, предназначенных для размещения Лаборатории, осуществляет главный государственный ветеринарный инспектор района (города).
1.15.Запрещается продажа продукции животного и растительного происхождения на постоянно действующем продовольственном рынке, где не организована Лаборатория.
1.16. Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат: вся животноводческая, птицеводческая продукция, рыба и рыбопродукция, продукция пчеловодства, растениеводства ( реализуемая на рынках).
Понятие экспертиза включает : определение соответствия сопроводительной документации на пищевую продукцию требованиям нормативно-технической документации, проведение внешнего осмотра ( состояние упаковки, наличие маркировки).
Понятие ветеринарно-санитарная экспертиза включает в себя методы санитарно-гигиенических исследований, ветеринарно санитарную оценку продуктов животноводства их свойства, способы обработки , хранения, сортировки и транспортировки.
В процессе экспертизы ветеринарный врач - эксперт выясняет условия производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции , при необходимости проводит лабораторные исследования ( испытания ) качества и безопасности.
Запрещение использования пищевой продукции для употребления в пищу или уничтожение осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ.
Ответственность за передачу пищевой продукции, запрещенной для употребления в пищу, для дальнейшего использования или ее уничтожение возлагается на владельца продукции.
Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса и мясопродуктов, реализуемых на рынках, проводится в соответствии с Правилами ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов.
Не разрешается продажа и не подлежат экспертизе: готовые мясные изделия домашнего приготовления, мясо, разрубленное на куски, фарш домашнего приготовления.
Импортное мясо и мясопродукты должны сопровождаться ветеринарным свидетельством ф.2 (подлинником), в котором должны быть отметка о направлении его для свободной реализации и номер разрешения Департамента ветеринарии на его ввоз в РФ.
Сертифицированная продукция должна быть промаркирована знаком соответствия.
Ветсанэкспертиза рыбы и рыбопродукции проводится в соответствии с Правилами ветсанэкспертизы. Ветсанэксперт обязан проводить ветсанэкспертизу на показатели паразитарной безопасности.
Ветсанэкспертиза молочных продуктов проводится в установленном порядке.
2. ЗАДАЧИ
2.1. Организация и проведение мероприятий по предупреждению распространения зооантропозных болезней при торговле животными, птицей.
2.2. Обеспечение благополучия в ветеринарно-санитарном отношении реализуемой на рынке продукции животного и растительного происхождения.
2.3. Организация мероприятий по предупреждению распространения заразных болезней животных через продукцию, подлежащую ветеринарно-санитарной экспертизе.
3. ФУНКЦИИ
3.1. Государственный ветеринарный надзор за соблюдением правил торговли животными, птицей, мясом, мясопродуктами, рыбой, раками, молоком, молочными продуктами, яйцами, медом, растительными и другими пищевыми продуктами на продовольственном рынке.
3.2. Проведение проверок на наличие и правильность оформления ветеринарных сопроводительных документов на животных, птицу, продукцию животного и растительного происхождения, реализуемых на рынке.
3.3. Осуществление постоянного контроля за поступлением, хранением и реализацией мяса и мясопродуктов торгово-закупочными предприятиями, расположенными на территории рынка.
3.4. Проведение клинических и других обследований животных (птицы), поступающих для продажи на рынок, а при установлении болезни - направление их в государственные лечебные ветеринарные учреждения.
3.5. Организация и проведение радиологического контроля продукции животного и растительного происхождения в соответствии с "Положением о ветеринарном радиологическом контроле".
3.6. Проведение осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и других продуктов убоя всех видов сельскохозяйственных и промысловых животных, битой домашней птицы и пернатой дичи, рыбы, молока, молочных продуктов, меда, яиц и других разрешенных к реализации пищевых продуктов, в том числе растительного происхождения, согласно порядку, установленному действующими правилами ветеринарно-санитарной экспертизы и другими нормативными документами.
3.7. Организация и проведение обязательной трихинеллоскопии свиных туш, кабанов, барсуков, медведей, нутрий и других животных, подверженных заболеванию трихинеллезом, а так же частей их туш (полутуш, четвертин), шпига, независимо от результатов проведенных исследований, до поступления продуктов на рынок.
3.8 Проведение, при наличии показаний, отбора проб на бактериологические, биохимические, гистологические, радиологические и другие исследования мяса, мясопродуктов, рыбы, молока, молочных продуктов, меда и других пищевых продуктов и направление их в ветеринарную лабораторию района (города), в необходимых случаях в республиканскую, краевую, областную ветеринарные лаборатории.
3.9. Клеймение туш (полутуш, четвертин, тушек птиц и др.) и субпродуктов в соответствии с инструкцией по ветеринарному клеймению мяса.
1.10. Выдача заключения и других ветеринарных документов установленной формы (талоны, этикетки, квитанции), удостоверяющих ветеринарно-санитарное благополучие выпускаемой продукции и разрешающих продажу ее на рынке.
3.11. Денатурация и уничтожение отобранных и отработанных проб сырья и продуктов после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, необходимых испытаний (исследований) и составления соответствующего акта.
Организация и контроль за утилизацией или уничтожением мяса и других продуктов, признанных после проведения ветеринарно санитарной экспертизы непригодными в пищу. Оформление заключений и составление актов на забракованные продукты.