АДМИНИСТРАЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 29.05.97 г.Мурманск N 255
О региональной Программе первоочередных мер
по улучшению условий и охраны труда на территории
Мурманской области в 1997-1999 годах .
В целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 года N 468 " О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ ", постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года N 843 " О мерах по улучшению условий и охраны труда" и реализации на территории Мурманской области мер по предупреждению и профилактике производственного травматизма, сохранению жизни и здоровья человека в процессе труда ПОСТАНОВЛЯЮ :
1. Утвердить региональную программу первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на территории Мурманской области в 1997-1999 годах (прилагается).
2. Управлению финансов администрации области по согласованию с комитетом по экономике и инвестициям и комитетом по труду, занятости и миграции населения предусмотреть в проектах бюджета области на 1998 - 1999 годы ассигнования для финансирования мероприятий Программы в установленном объеме .
3. Рекомендовать:
- Главам муниципальных образований, главам администраций городов и районов Мурманской области принять соответствующие территориальные программы и возложить на своих заместителей или специалистов функции по проведению государственной политики в области охраны труда ;
- руководителям предприятий, организаций и учреждений области любых организационно-правовых форм и форм собственности приступить к разработке мероприятий по охране труда на 1998 год, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, улучшение условий и охраны труда, санитарно-бытовое обеспечение работников в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации " Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда " от 27 февраля 1995 года N 11 .
4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Главы администрации Мурманской области Лунцевича В.В.
Глава администрации
Мурманской области Ю. ЕВДОКИМОВ
У Т В Е Р Ж Д Е Н А
постановлением главы администрации
(Губернатора) Мурманской области
N 255 от 29.05.97
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР
ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА
ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в 1997 - 1999 годах
г.Мурманск
1997 год
П А С П О Р Т
Региональной программы первоочередных мер по улучшению
условий и охраны труда на 1997-1999 годы
Наименование Региональная программа первоочередных мер
Программы по улучшению условий и охраны труда на
территории Мурманской области в 1997-1999 годах.
Наименование, Постановление Правительства РФ N 843 от 26.08.955 г.номер и дата
принятия решения
разработки
Программы
Заказчик
Программы Администрация Мурманской области .
Разработчик Комитет по труду , занятости и миграции
Программы населения Администрации Мурманской области .
Исполнители и Государственная инспекция труда по
соисполнители Мурманской области . Мурманский областной
разработки Центр санитарно-эпидемиологического надзора .
Программы. Энергонадзор АО "Колэнерго ".
Госпожнадзор УВД Мурманской области. Управление
финансово - экономических реформ Комитета по
экономике и инвестициям Администрации Мурманской
области . Управление финансов Администрации
Мурманской области . Комитет по здравоохранению
населения Администрации Мурманской области .
Техническая инспекция Мурманского областного
Совета профсоюзов . Мурманское региональное
отделение фонда социального страхования .
Сроки реализации
Программы 1997 - 1999 годы
Основные Правовое и нормативное обеспечение
программные охраны труда .
мероприятия Организационное и техническое обеспечение
охраны труда .
Обучение работников, подготовка специалистов по
охране труда , информационное обеспечение в
области охраны труда .
Лечебно - профилактические и реабилитационные
мероприятия.
Научное обеспечение охраны труда .
Международное сотрудничество.
Контроль за Комитет по труду , занятости и миграции
реализацией населения Администрации Мурманской
Программы области.
Управление финансов Администрации Мурманской
области.
Мурманское региональное отделение фонда
социального страхования .
Ожидаемые Снижение производственного травматизма,
конечные профессиональной и общей заболеваемости ,
результаты сокращение на этой основе государственных
Программы расходов и улучшение социального положения
работников.
Председатель комитета
по труду, занятости и
миграции населения Палькин В.М.
В В Е Д Е Н И Е
Основание для разработки Региональной Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на территории Мурманской области на 1997- 1999 годы ( далее именуется Программа ) - Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 года N 468 " О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации " , постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года N 843 " О мерах по улучшению условий и охраны труда " ,постановление Министерства труда Российской Федерации от 6 декабря 1995 года N 68 "Об утверждении Рекомендаций по разработке программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда".
Цель Программы - разработка и принятие первоочередных мер по предупреждению и профилактике производственного травматизма , сохранения жизни и здоровья человека в процессе труда .
Состояние проблемы .В Мурманской области на протяжении ряда лет усугубляется неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда в организациях и на предприятиях различных форм собственности и ведомственной принадлежности .
О неблагополучном положении дел в области условий и охраны труда Мурманского региона свидетельствуют данные о численности работников, пользующихся льготами и компенсациями за работу в неблагоприятных условиях, ( в обследованных отраслях численность 95,1 тыс. человек ).
На предприятиях промышленности , строительства , транспорта и связи численность работников , занятых на рабочих местах , не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и нормам , составила - 50,2 тыс. человек ( 57,5 % общей численности работающих обследуемых отраслей ) .
На предприятиях и в организациях области от травм на производстве пострадало 1237 человек ( 3,2 человека на 1000 работающих ), 48 человек из которых погибли , 62 человека стали инвалидами .
Из общего числа пострадавших 306 человек ( 24,8% ) женщины , 4 (0,3 % ) - подростки до 18 лет .
Уровень производственного травматизма в среднем по России составляет 5,5 человек на 1000 работающих .
В отдельных отраслях экономики Мурманской области уровень производственного травматизма выше чем в среднем по области.
В их числе отрасли :
- сельское хозяйство
( 7,2 человека на 1000 работающих );
- строительство
( 5,0 человек на 1000 работающих ) ;
- транспорт
( 4,7 человек на 1000 работающих ) ;
- материально-техническое снабжение и сбыт
( 4,6 человек на 1000 работающих ) ;
- промышленность
( 3,7 человека на 1000 работающих ) .
Среди отраслей промышленности наиболее высокий уровень производственного травматизма в лесозаготовительной промышленности ( в 5,5 раза выше среднеобластного уровня ),в деревообрабатывающей промышленности ( в 3,2 раза ).
Из общего числа травм - 14 % приходится на муниципальные предприятия, 16% - на предприятия с частной формой собственности, 26 % - на государственные предприятия и 42 % - на предприятия со смешанной российской собственностью без иностранного участия .
Сохраняется рост уровня тяжести последствий производственного травматизма , особенно со смертельным исходом. Так, в Печенгском районе частота смертельных случаев на 1000 работающих составила 0,217 при среднем показателе по области 0,113 , в г.Кировске - 0,196, в Кольском районе 0,182.
По данным областного центра Госсанэпиднадзора в организациях (без учреждений Минобороны) количество больных с профессиональными заболеваниями увеличилось по сравнению с 1993 годом на 60 %.
Критическое положение с охраной труда в регионе, как и по всей стране , обусловлено прежде всего низким уровнем технической оснащенности многих производств , применением устаревших технологий , изношенностью машин, механизмов, оборудования и низкой эффективностью средств индивидуальной и коллективной защиты работающих .
Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства , соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных систем предупреждения и локализации аварий , к своевременному обучению специалистов нормам и правилам по охране труда .
До сих пор не отработан экономический механизм , побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда .
Действующая система компенсаций и льгот за работу с тяжелыми вредными и опасными условиями труда , а также система социальной защиты пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не стимулирует работников производства к созданию здоровых и безопасных условий труда .
Решение многих проблем также сдерживается недостатками законодательной и нормативной базы в области улучшения условий и охраны труда .
1.ПРАВОВОЕ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА.
Главной целью мероприятий данного раздела являются :
- проведение работы по совершенствованию правовой и нормативной базы для обеспечения реализации Основ законодательства РФ об охране труда ;
- разработка и применение экономических санкций к работодателям в целях соблюдения предприятиями и организациями нормативных требований по охране труда ;
- разработка Положения о порядке согласования, утверждения и финансирования нормативных правовых актов по охране труда , необходимых для принятия в дополнение к существующим Федеральным актам в целях успешной реализации Программы на территории Мурманской области.
Запланированы мероприятия по обеспечению организаций и предприятий области действующими и вновь разрабатываемыми нормами и правилами по охране труда , гигиеническими нормативами, санитарными нормами и правилами .
Финансовое обеспечение раздела не предусматривается .
Социальный эффект реализации мероприятий раздела усиление защиты прав и интересов работников в условиях рыночных отношений за счет внедрения правовой и нормативной базы ,закрепляющей функции и ответственность работодателя за обеспечение надлежащих условий и охраны труда .
2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Главной целью мероприятий , предусмотренных разделом , является организация работы по управлению охраной труда на территории Мурманской области , создание служб охраны труда в муниципальных образованиях области, восстановление отделов охраны труда на предприятиях и в организациях региона, применение высокоэффективных средств индивидуальной и коллективной защиты ,экспертиза условий труда при получении лицензий на различные виды деятельности , проведение работы по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда .
Финансовое обеспечение предусмотрено осуществить за счет средств , выделяемых из бюджета Мурманской области , фонда охраны труда предприятий.
Социально-экономический эффект реализации мероприятий данного раздела - защита от воздействия производственной среды , создание условий для снижения профессионального риска , сокращение потерь , связанных с производственно обусловленной заболеваемостью , уменьшение расходов по возмещению вреда работникам от несчастных случаев и профессиональных заболеваний , а также для повышения эффективности производства .
3. ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ , ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА , ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В
ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Главная цель мероприятий раздела - повышение уровня знаний по охране труда всех участников производств.
Предусматривается :
- создание постоянно - действующей системы непрерывного обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов всех организаций , учреждений и предприятий области;