АДМИНИСТРАЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11.04.1994 г. г.Мурманск N 147


Об утверждении Программы содействия занятости
населения Мурманской области на 1994 год

В целях обеспечения занятости населения Мурманской области и социальной защиты безработных в 1994 году ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Программу содействия занятости населения Мурманской области на 1994 год.

2. Главам администраций городов и районов области оказывать содействие службам занятости в ходе реализации данной программы.


     Глава администрации области                          Е.КОМАРОВ




Федеральная  служба занятости России
Мурманский областной центр занятости

П Р О Г Р А М М А

СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 1994 ГОД

Одобрена на заседании областного
координационного комитета содействия занятости населения
28 февраля 1994 года

1994 год

г.Мурманск


Ч А С Т Ь I

В В Е Д Е Н И Е

Программа содействия занятости населения Мурманской области разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", законодательными актами правительства с целью максимального предупреждения безработицы, обеспечения социальной защиты населения в области занятости.

В Программе предусмотрены меры по содействию в создании дополнительных рабочих мест, развитию самозанятости населения, организации общественных работ, обучению и переобучению высвобождаемых граждан и незанятого населения, определены затраты, необходимые для выполнения Программы.

Аналитический материал для Программы занятости разработан при участии сотрудников Института экономических проблем Кольского научного центра Российской академии наук под руководством кандидата экономических наук Лазарева Е.Е.

             СОСТОЯНИЕ РЫНКА   ТРУДА   МУРМАНСКОЙ  ОБЛАСТИ  И  ИТОГИ
     РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ
                            В 1993 ГОДУ

На 01.01.93 в службе занятости Мурманской области состояли на учете 14779 чел. незанятого населения.

За 1993 год в центры занятости по вопросам трудоустройства обратилось 28981 человек, в т.ч. незанятого населения 24842.

Таким образом, фиксированный рынок труда Мурманской области за 1993 год составил 43760 чел., в т.ч. незанятого населения 39621 чел. Распределение рабочей силы производилось следующим образом:

- трудоустроено - 11669 чел., в т.ч. нез.насел.- 9214;

- направлено на переобучение - 1240 чел., с 1992 года продолжали обучение 207 чел., из них приобрели новую профессию 807 человек, продолжают обучаться 564 чел., прервали обучение по различным причинам 76 чел.;

- снято с учета по различным причинам - 14083 чел.;

- направлено на досрочную пенсию - 185 чел.;

- приняли участие в общественных работах - 592 чел.;

- статус безработного в течении года имели 30177 чел.;

- пособие по безработице было назначено - 16850 чел.;

- с учетом лиц, оставшихся на учете с 1992 г. право на пособие имели 21039 чел.

На 01.01.94 на учете остались 16139 чел. незанятого населения, из них статус безработного имеют 12490 чел., пособие по безработице получают 7269 чел., 564 - проходят переобучение по направлению службы занятости, 96 принимают участие в общественных работах.

Удельный вес безработных в численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте на 01.01.94 составил 1,8 % .

Обострение экономической и политической ситуации в стране привело к тому, что ряд градообразующих предприятий Мурманской области в прошедшем году остановились либо находились на грани остановки, в результате чего в регионе появились очаги локальной и потенциальной безработицы - рудники "Ена" и "Риколатва" в Ковдорском р-не, Ловозерский ГОК, Кольская АЭС, ПО "Апатит", предприятия лесной и рыбной промышленности.

Наряду с предпринимаемыми администрацией и руководством предприятий мерами служба занятости Мурманской области проводила работу по предотвращению социальной напряженности и урегулированию обстановки на рынке труда.

В соответствии с Программой занятости населения на 1993 год центрами занятости оказана финансовая помощь в размере 456619,4 тыс. руб. предприятиям и предпринимателям на содействие созданию 887 рабочих мест и сохранение 312.

Так, Мурманский центр занятости перечислил муниципальному предприятию "Интарзия" 5 млн. на создание 25 рабочих мест, ТОО "Саша" - 6 млн.руб. - на 70 рабочих мест, ПКФ "Колизей-сервис" - 6 млн. руб. - на 30 рабочих мест, АО "Штат" - 30 млн. руб. - на 70 рабочих мест, центром занятости г.Кировска выделено из средств фонда занятости 45 млн.руб. на содействие созданию 25 рабочих мест, заключены договора с АО "Нордбалт" и АООТ "Североподземстрой" о предоставлении 210 рабочих мест на период строительства железной дороги Ручьи Карельские - Аллакурти - Салла и реконструкции морского порта в п.Белое Море и др.

В целях обеспечения занятости слабозащищенных категорий населения службой занятости проведена работа по квотированию 1152 рабочих мест на предприятиях области для трудоустройства этих граждан, оказано содействие в организации дополнительных на базе действующих и создаваемых предприятиях:

- Мончегорским центром занятости перечисленно 15 млн.руб. ТОО "СИД" на создание рабочих мест, Фонду социальной защиты - 600,0 тыс. руб., во втором квартале 1993 года была оказана возвратная финансовая помощь муниципальным предприятиям "Надюша" и "Вера" в размере 3 млн.рублей каждому с целью сохранения 49 рабочих мест для женщин.

- Североморским центром занятости выдана ссуда в размере 1,0 млн. руб. ТОО "Польза" на развитие производства и создание рабочих мест;

- Печенгским центром занятости выданы кредиты ИЧП "ИР" в размере 1,0 млн. руб, ТОО "Коллаж" - 5,0 млн.;

- Кандалакшским центром занятости выдана ссуда в размере 50 млн.руб. ТОО "Вирма" на создание в 1994 году 36 рабочих мест;

- Кировский центр занятости совместно с администрацией организовал курсы операторов-контролеров в количестве 20 человек, в финансово-кредитный отдел администрации трудоустроены 15 человек и 3 человека направлены на предприятия торговли;

- Кольским центром занятости оказано содействие в создании женского клуба "Колянка", одним из направлений деятельности которого является организация рабочих мест на дому.

- Мурманский центр занятости выдал ссуду в размере 30 млн.руб. Фонду социальной поддержки населения для организации 18 рабочих мест для женщин, кредит в размере 5 млн.руб. заводу "Салма" для организации 15 рабочих мест для молодежи, заключил договор с АОЗТ "Делин" о создании 20 рабочих мест для инвалидов и выдал ссуду в размере 2 млн.руб., оказал финансовую помощь в размере 10 млн.руб. правлению общества инвалидов Ленинского р-на г. Мурманска.

На выделенные средства в 1993 году создано 387 рабочих мест, из них 318 - для слабозащищенных категорий населения (60 - для инвалидов, 111 - для молодежи, 137 - для женщин и 10 - для лиц предпенсионного возраста).

Для обеспечения временной занятости граждан заключены договора с 52 организациями на проведение общественных работ, в которых в течение 1993 года приняли участие 592 чел.

Центрами занятости проведена работа по организации труда подростков в летнее время, на эти цели из фонда занятости было выделено 10 млн. руб., на предприятиях области создано 1093 временных рабочих мест.

В течение летних каникул за помощью в трудоустройстве обратился 3251 подросток, из них трудоустроено 2759 , израсходовано из Фонда занятости 7,78 млн. руб.

С целью организации профессионального обучения незанятого населения выявлены приоритетные направления обучения и возможного перепрофилирования учебных заведений, заключен договор о сотрудничестве управления народного образования с областным центром занятости, разработан совместный план мероприятий по организации профобучения, принято постановление администрации г. Мурманска "О мерах по созданию условий деятельности учреждений образования в 1992-94 г. г."

В 1993 году службой занятости направлены на обучение 1240 чел., из них приобрели профессию 807 чел. и продолжают обучаться 564. Обучение проводилось на базе 17 - ти ПТУ, 6 - ти ВУЗов и СУЗов, 18 ти учебных подразделений.

Финансирование мероприятий, предусмотренных Программой занятости, производилось за счет средств Фонда занятости.

В течение года средства расходовались на:

- подготовку и переобучение незанятого населения 175413,437

тыс.руб.

- из них на выплату стипендий 22299,091 тыс.руб.

- выплату пособий по безработице 561165,469 тыс.руб.

- оказание мат. помощи безработным 1239,701 тыс.руб.

- организацию общественных работ 11374,34 тыс.руб.

- содействие созданию дополнительных рабочих мест 456619,414

тыс.руб.

- выплату досрочных пенсий 21056,7 тыс.руб.

- единовременное пособие беженцам 11796,09 тыс.руб.


1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ

Мурманская область относится к числу наиболее обжитых территорий Крайнего Севера с отлаженными хозяйственными связями, хорошо развитыми социальной и производственными инфраструктурами, конкурентноспособной по качеству сырьевой продукцией значительной долей постоянного населения и высоким уровнем трудового потенциала, связана с Центром хорошими транспортными коммуникациями. Основная продукция горнопромышленного комплекса - цветные металлы, апатитовый и железный концентраты, пользовалась высоким спросом на мировом рынке.

Развитие общего кризиса, охватившего экономику после распада СССР, сокращение расходов на содержание военно-промышленного комплекса привели к снижению объемов выпуска продукции во всех отраслях материального производства. За два прошедших после либерализации цен года объем производства снизился на 30 % и к концу 1993 года составил не более 82-84 % от уровня 1992 года. Наибольшее сокращение (свыше 20 %) произошло в горно-химической, лесной, промышленности стройматериалов. Основная часть продукции таких предприятий как ГОК "Ковдорслюда", Ловозерский ГОК, к-т "Североникель" потреблялась заводами ВПК; в связи с конверсией и резким уменьшением инвестиций они практически отказались от некоторых разновидностей слюды и лопаритового концентрата, в результате чего рудники в пос. Слюда и Риколатва закрываются, а Ловозерский ГОК в прошедшем году, не найдя рынков сбыта, работал на склад.

Стремительный спад объемов производства апатитового, железорудного концентратов, никеля и другой продукции не повлек снижения заработной платы и численности работающих. Основным источником высоких доходов при низких объемах производства были повышение цен на продукцию и валютный сбыт на экспорт. К настоящему времени эти источники практически исчерпаны, поскольку цены достигли мировых, а спрос на кольское сырье упал. К концу 1993 года стоимость продукции в действующих ценах возросла по сравнению с 1992 годом не менее, чем в 8 раз.

В результате перед многими ведущими предприятиями Мурманской области встала задача значительного сокращения рабочей силы. К черте банкротства вплотную подошли по этой причине такие промышленные гиганты, как ПО "Апатит", концерн "Никель", предприятия лесной и перерабатывающей промышленности.

В условиях роста цен из-за цепочки неплатежей в экономике в 1993 году использовано около 200 млд. руб. капитальных вложений, что на 18 % меньше, чем в 1992 году. Не сданы мощности по добыче апатито-нефелиновой руды, производству апатито-нефелинового концентрата в ПО "Апатит", гормолзавод ГМК "Печенганикель", комплекс по выращиванию семги в АО "Мурманрыбпром", а также объекты социальной сферы, на 3,7 % снизились объемы грузовых перевозок транспортом общего пользования. В связи с ростом тарифов на услуги воздушного транспорта почти на половину сократился об"ем перевозок пассажиров и грузов.

Выпуск товаров народного потребления сократился по сравнению с 1992 годом на 19 %. В связи с высокими ценами упал спрос на бытовые услуги и общественное питание, что привело к дальнейшему закрытию и перепрофилированию предприятий общепита и снижению объемов бытовых услуг на 30-40 % по сравнению с 1992 годом.

Вместе с тем, в условиях продолжающегося спада производства, высоких темпов инфляции в 1993 году можно отметить восстановление потребительского рынка, который к началу 1992 года был почти полностью разрушен.

Увеличился физический объем торговли, расширилось товарное предложение, хотя и по высоким ценам. Начали формироваться взаимоотношения между предприятиями на экономической основе, вытесняя бартер.

В 1993 году в сельском хозяйстве увеличилось поголовье свиней и птицы, выросли объемы их закупок, увеличился объем выпускаемой продукции в мукомольной и полиграфической промышленности.

Сложившаяся ситуация в экономике области свидетельствует о том, что наряду с общим кризисом наблюдаются и положительные тенденции, создаются условия перехода к рыночным отношениям.

Эффективность антиинфляционных мер будет определяться тем, насколько удастся удержать от дальнейшего значительного спада материальное производство, стабилизировать отрасли, имеющие определяющее значение для экономики области.

2. АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Хозяйственное освоение и заселение в Мурманской области происходило под воздействием двух составляющих производственной специализации: развития рыбной промышленности и разработки недр, богатых полезными ископаемыми. Как и в большинстве региональных систем, процесс расселения в Мурманской области протекает в двух формах: городской и сельской, причем темпы и уровень развития городской формы расселения значительно выше, что обусловленно промышленным характером освоения территории и суровыми природно-климатическими условиями.

В городах и поселках городского типа проживает 92,4 % всего населения области, около одной трети жителей - в городах и поселках, специализированных на горно-металлургической промышленности.

Ретроспективный взгляд на демографическое развитие Мурманской области свидетельствует о том, что с момента первой переписи (1926 год) численность жителей выросла в 36 раз, однако в связи с изменением социально-политической обстановки в стране в конце 80-х годов наметилась устойчивая тенденция к ее снижению.

За период с 1989 года численность населения области уменьшилась более, чем на 60,0 тыс.чел. и по предварительным данным облстатуправления составила на 01.01.94 1086,5 тыс.чел.

Продолжающееся ухудшение социально-экономической обстановки привело к тому, что впервые за послевоенные годы в 1 полугодии 1993 года зафиксирована естественная убыль населения. В первую очередь это обусловлено падением уровня рождаемости, связанного со снижением уровня жизни населения и увеличением коэффициента смертности в связи с изменением возрастной структуры населения в сторону роста удельного веса пожилых людей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»