_________________________________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Губернатора Мурманской области от 03.07.00 г. № 282-ПГ
от 21.03.00 г. № 110-ПГ
___________________________________________________________________

АДМИНИСТРАЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17.10.1995 г. Мурманск N 364

Об утверждении региональной комплексной программы
"Дети Кольского Заполярья"

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года N 1696 "О президентской программе "Дети России" и от 01 июня 1992 года N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" Администрация Мурманской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Одобрить комплексную региональную программу "Дети Кольского Заполярья", разработанную комитетами, управлениями и отделами областной Администрации с учетом предложений администраций городов и районов области.

2. Включить в программу "Дети Кольского Заполярья" целевые программы:

"Дети и отдых", "Детское питание", "Дети коренных народов Кольского Севера", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Подростки с девиантным поведением", "Одаренные дети", "Дети и культура", "Дети и спорт", "Дети и труд".

3. Отделам, управлениям и комитетам Администрации области финансирование программы "Дети Кольского Заполярья" производить в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете.

4. Возложить на комитет по социальной защите населения Администрации области (Иванов-Афанасьев) координацию деятельности ведомств по выполнению программы.

5. Учитывая долгосрочность действия программы, быстроменяющуюся социально-экономическую ситуацию, разрешить межведомственному совету по подготовке региональной программы (Закондырин) вносить дополнения, изменения и коррективы в ее содержание.

6. Рекомендовать главам администраций городов и районов области разработать региональные программы по реализации основных направлений программы "Дети Кольского Заполярья".

7. Контроль за выполнением программы "Дети Кольского Заполярья" возложить на межведомственный совет по ее подготовке (Закондырин).


Глава Администрации Мурманской области
Е. КОМАРОВ


КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ"

город  Мурманск
1995 год

ПОЛОЖЕНИЕ  СЕМЬИ  И  ДЕТЕЙ
В  МУРМАНСКОЙ  ОБЛАСТИ

Мурманская область представляет собой сложный комплекс социально-экономических и территориально-климатических условий, отрицательно влияющих на развитие семьи и детей. Почти вся область находится за полярным кругом, где человеческий организм испытывает колебания температуры воздуха с преобладанием низких температур, большие перепады атмосферного давления, частые штормовые ветры, длительные полярные ночи, туманы, магнитные бури, ультрафиолетовую недостаточность. До 5 месяцев в году дети в детских дошкольных учреждениях и школах находятся при искусственном освещении. Как результат отмечается быстрая утомляемость детей, снижение их защитных физиологических функций, рост заболеваний.

Продолжает ухудшаться экономическое положение области и, соответственно, снижение жизненного уровня населения.

Товаров народного потребления выпущено в 1994 году на 19% меньше, чем в 1993 году, в том числе: продовольственных товаров на 19,3 %, непродовольственных товаров - на 40%.

По данным государственной службы занятости на конец 1994 года зарегистрировано 23330 безработных, кроме того, в режиме неполной рабочей недели в отдельных отраслях экономики вынужденно работали более 18 тысяч человек и около 40 тысяч находились в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. По оценке общая безработица составила на конец года 13%, а численность занятого населения снизилась на 8%.

Номинальные денежные доходы населения увеличиваются. Среднемесячная заработная плата в 1994 году была выше, чем в 1993 году, в 3,6 раза. Однако 60% населения области не достигали величины среднедушевого дохода. Около 20% (215 тысяч человек) имели доходы ниже прожиточного минимума, который по данным комитета по труду, занятости и миграции населения, составлял в 1994 году в среднем за месяц на 1 человека 153 тысячи рублей.

Продолжает снижаться покупательская способность населения. В течение всего года по уровню цен на продукты питания г. Мурманск входил в десятку самых "дорогих" городов России. В наибольшей степени подорожали жизненно необходимые продукты питания: крупа и бобовые - в 6 раз, молоко и молочная продукция, макаронные изделия в 5 раз, масло, жиры, яйца, картофель, хлеб, хлебобулочные изделия в 4 раза, мясо и рыбопродукты - в 3 раза. Цены в общественном питании возросли в 3,4 раза, на непродовольственные товары - в 2,9 раза (в 10 раз - на школьные тетради, в 5-8 раз - на медикаменты и перевязочные средства, товары бытовой химии, печатные изделия, хозяйственный инвентарь, в 3 раза - на одежду, обувь, ткани, белье).

В 8,6 раза выросли цены и тарифы на платные услуги населению, это почти в 3 раза превысило рост потребительских цен на товары народного потребления. Товары на жилищно-коммунальные услуги выросли в 41 раз, стоимость жилищных услуг в 80 раз. Плата за горячее водоснабжение увеличилось в 117 раз, за отопление - в 51 раз, за водоснабжение и канализацию - в 36 раз. В 10,7 раза подорожали услуги связи, в 10 раз - проезд на пассажирском транспорте.

Не улучшается демографическая обстановка в области. В 1994 году численность населения сократилась на 17 тысяч человек. Количество выехавших за пределы Кольского полуострова превысило количество прибывших на 13,4 тыс. человек.

Увеличились показатели смертности. В 1994 году умерло на 1,6 тысяч человек (14%) больше , чем в 1993 году. В возрасте до 1 года умерло 133 ребенка. Показатель младенческой смертности составил 15,6 (в 1993 году - 14,6).

Наметилась тенденция роста рождаемости. Число родившихся увеличилось по сравнению с 1993 годом на 1,1 тысячи человек ( на 14%). Однако, естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся) в 1994 году достигла 3,6 тыс. человек (в 1993 году - 3,1 тыс. чел.).

Криминальная обстановка в области улучшилась. В 1994 году зарегистрировано преступлений на 21% меньше, чем в 1993 году.

Правоохранительными органами выявлено 8,5 тысяч лиц, совершивших преступления, 11% из них - женщины, 20% несовершеннолетние, причем, их число учеличилось на 5,2 %. На момент совершения преступлений 3,7 тысячи человек не имели постоянного источника дохода, что на 24% больше, чем в 1993 году.

Постоянно растет число малообеспеченных семей, нуждающихся в социальной поддержке. Однако органы социальной защиты населения, другие ведомства социальной сферы имеют ограниченные возможности для оказания семьям и детям адресной социальной помощи.

Бедны и слабо пополняются фонды социальной поддержки населения. Социальные программы финансируются лишь частично. По причине недостаточного финансирования неполностью выполняются Указы Президента РФ и постановления Администрации области об оказании помощи малоимущим гражданам, в том числе и семьям с детьми.

Проблемы обеспечения детей 1-2 года жизни специальными продуктами и молочными смесями решена только на 30%. В рационе беременных женщин и кормящих матерей не хватает большинства необходимых для жизни ингредиентов. Уровень гиповитаминозов, анемий, заболеваний кишечно-желудочного тракта населения Мурманской области выше, чем в среднем по России.

Медленно развивается сеть учреждений нового типа: центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов и гостиниц для детей, подростков и молодежи, реабилитационных центров для несовершеннолетних, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи.

Не развита сеть профилактических учреждений для детей и подростков с девиантным поведением.

В связи с ростом платы за обучение в музыкальных, художественных, спортивных школах снизилось количество занимающихся в них детей, особенно из малообеспеченных семей.

Не созданы необходимые условия для выпускников из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи со свертыванием в области жилищного строительства с трудом решается их жилищная проблема и связанные с ней другие проблемы (прописка, трудоустройство). Выдаваемых им при выпуске из интернатных учреждений и учебных заведений сумм и имущества крайне недостаточно для обустройства на новом месте. Лишенные родительского попечения и существенной государственной помощи, все они живут за чертой бедности.

Недостаточная помощь оказывается семьям, воспитывающим детей-инвалидов, опекаемым детям, неполным семьям, одиноким матерям.

ЦЕЛИ   И   ЗАДАЧИ   ПРОГРАММЫ

Основной целью разработки и принятия региональной программы "Дети Кольского Заполярья" является создание условий для рождения, развития, жизнедеятельности детей, а также оказание помощи семьям в осуществлении ими своих функций.

ФИНАНСОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

Общие затраты на реализацию региональной программы "Дети Кольского Заполярья" составят 203880,5 млн. рублей, 3 млн. 250 тыс.норв.крон, 18 тыс. фин. марок, 9 млн. 219 тыс. дол. США, в том числе: из областного, ведомств. и местных бюджетов - 65092 млн. рублей; из федеральных источников - 77200 млн. рублей; из средств совета Баренц Евроарктического региона - 3 млн. 250 тыс. норв. крон., 18 тыс. финских марок; из др. источников (фондов, внебюджетных средств, коммерческих структур, средства родителей) 48395,5 млн. рублей, 9 млн. 219 тыс. долл. США.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Осуществление региональной программы позволит привлечь внимание административных органов всех уровней, неправительственных и общественных организаций, коммерческих структур на реализацию государственной семейной политики в Мурманской области.

Добиться улучшения в вопросах защиты прав и интересов детей, охраны их здоровья, полезной занятости. Помочь семье в выполнении ею основных функций, повысить роль родителей в воспитании детей. Реализация программы будет способствовать улучшению положения детей и семей, оказавшихся в особо сложных условиях, сокращению детской безнадзорности и преступности, увеличению числа служб и учреждений, призванных помогать семьям.


АДМИНИСТРАЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ


РЕГИОНАЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

"ДЕТИ  И  ОТДЫХ"

г. Мурманск
1995 г.

Учитывая отрицательное влияние на здоровье и развитие детей климатических факторов Севера, важнейшей задачей в организации летнего отдыха детей и семей с детьми является оздоровление детей за пределами области, в территориях с более благоприятным климатом.

Однако решается эта задача неполностью. Лишь 50% детей, охваченных организованным летним отдыхом (около 20 тыс. человек), вывозится на юг или в среднюю полосу России. Значительно снизилось общее число детей, чей отдых организован в оздоровительных лагерях, санаториях, базах отдыха. Такую возможность имеет лишь каждый четвертый школьник, проживающий на Кольском Севере. Основная масса детей вынуждена проводить летние каникулы в условиях холодного дождливого северного лета.

Наиболее серьезными проблемами в организации летнего оздоровления детей являются:

- резкое сокращение за счет закрытия или перепрофилирования числа стационарных оздоровительных лагерей, принадлежавших предприятиям Мурманской области;

- отсутствие льготного налогообложения для предприятий , имеющих стационарные оздоровительные лагеря, базы отдыха, санатории-профилактории, и дотаций на их содержание;

- непомерный рост расходов на пассажирские перевозки всеми видами транспорта, аренду помещений, питания детей.

В целях координации деятельности ведомств, занимающихся летним отдыхом детей, при Администрации области создан координационный совет по проведению летней оздоровительной компании. Совет также изучает, регулирует и контролирует расходование денежных средств на летний отдых детей, способствует привлечению средств на эти цели из федеральных и других источников.

Меры, предусмотренные целевой региональной программой "Дети и отдых",рассчитаны на поиск новых форм и видов оздоровления детей, развитие на договорной основе летнего отдыха детей в лагерях, санаториях, санаториях-профилакториях за пределами области. На реализацию программы в ценах сентября 1994 года с учетом неудовлетворяемой потребности населения в организованном отдыхе детей, роста числа семей с низкими доходами и неспособными организовать отдых детей без финансовой помощи государства, составляет около 42 млрд. рублей.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------+
  N  ¦  М е р о п р и я т и я     ¦   Сроки   ¦   Исполнители      ¦  Затраты     ¦  Источники             ¦
 п/п ¦                            ¦исполнения ¦                    ¦(в млн. руб.) ¦      финансирования    ¦
 ----+----------------------------+-----------+--------------------+--------------+------------------------¦
  1. ¦ Организация летнего отдыха ¦ постоянно ¦Координационный со- ¦ 41300,0      ¦ Ведомственные бюджеты, ¦
     ¦детей Мурманской области    ¦           ¦вет по организации  ¦ (ежегодно)   ¦Федеральный и областной ¦
     ¦    В этих целях:           ¦           ¦летнего отдыха детей¦              ¦фонды социальной поддерж-
     ¦                            ¦           ¦при Администрации об-              ¦ки населения,региональ- ¦
     ¦                            ¦           ¦ласти, заинетресо-  ¦              ¦фонд социального страхо-¦
     ¦                            ¦           ¦ванные комитеты и уп-              ¦вания,средства предприя-¦
     ¦                            ¦           ¦равления Администра-¦              ¦тий                     ¦
     ¦                            ¦           ¦ции области         ¦              ¦                        ¦
     ¦                            ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
 1.1.¦ Развивать практику заключе-¦           ¦Комитет по социаль- ¦  600,0       ¦Министерство социальной ¦
     ¦ния договоров со здравницами,           ¦ной защите населения¦(ежегодно)    ¦защиты населения РФ,ре- ¦
     ¦санаториями и клиниками Се- ¦ постоянно ¦Администрации области              ¦гиональный фонд социаль-¦
     ¦веро-Кавказских минеральных ¦           ¦                    ¦              ¦ного страхования        ¦
     ¦вод для лечения и реабилита-¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦ции больных детей и детей-  ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦инвалидов,оздоровление детей¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦из малообеспеченных,неполных,           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦многодетных,опекунских семей,           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦детей-сирот и детей, остав- ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦шихся без попечения родителей           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦                            ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
 1.2.¦Изучить возможность создания¦           ¦Комитет по социаль- ¦              ¦                        ¦
     ¦базы для оздоровления, лече-¦  1995 г.  ¦ной защите населения,              ¦                        ¦
     ¦ния и обучения больных детей,           ¦Комитет по здравоох-¦              ¦                        ¦
     ¦имеющих ослабленное здоровье,           ¦ранению, управление ¦              ¦                        ¦
     ¦в первую очередь, детей из  ¦           ¦образования Админист-              ¦                        ¦
     ¦семей, особо нуждающихся в  ¦           ¦рации области, обл- ¦              ¦                        ¦
     ¦социальной защите,в том чис-¦           ¦совпроф             ¦              ¦                        ¦
     ¦ле коренных народов Севера, ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦в других территориях Российс-           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦кой Федерации               ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦                            ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
 1.3.¦ Изучить возможность разития¦1996 г. в  ¦Комитет по социаль- ¦              ¦ Местный бюджет,средства¦
     ¦баз отдыха на юге Мурманской¦дальнейшем ¦ной защите населения,              ¦предприятий,регион.фонд ¦
     ¦области.Выработать предложе-¦постоянно  ¦управление образова-¦              ¦социального страхования ¦
     ¦ния об использовании местных¦           ¦ния Администрации   ¦              ¦                        ¦
     ¦санаториев для оздоровления ¦           ¦области, обловпроф  ¦              ¦                        ¦
     ¦детей                       ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦                            ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
 1.4.¦ Развивать практику оздоров-¦           ¦ Комитет по социаль-¦     100,0    ¦ Областной фонд социаль-¦
     ¦ления и отдыха детей из ма- ¦ постоянно ¦ной защите населения,     ежегодно ¦ной поддержки населения ¦
     ¦лообеспеченных семей и детей¦           ¦комитет по делам ко-¦              ¦                        ¦
     ¦коренных народов Севера в   ¦           ¦ренных народов Севе-¦              ¦                        ¦
     ¦странах Скандинавии         ¦           ¦ра, отдел по связям ¦              ¦                        ¦
     ¦                            ¦           ¦с религиозными объе-¦              ¦                        ¦
     ¦                            ¦           ¦динениями и гумани- ¦              ¦                        ¦
     ¦                            ¦           ¦тарной помощи Адми- ¦              ¦                        ¦
     ¦                            ¦           ¦нистрации области   ¦              ¦                        ¦
     ¦                            ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
 1.5.¦ Обеспечить отбор и направ- ¦           ¦ Комитет по социаль-¦              ¦ Министерство социальной¦
     ¦ление в ВДЦ "Орленок" и МДЦ ¦ постоянно ¦ной защите населения¦              ¦защиты населения РФ, об-¦
     ¦"Артек" детей из малообеспе-¦           ¦Администрации облас-¦              ¦ластной фонд соцподдерж-¦
     ¦ченных семей, имеющих успех ¦           ¦ти                  ¦              ¦ки  населения           ¦
     ¦в учебе и дополнительном об-¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦разовании                   ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦                            ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
 1.6.¦ В целях сохранения и разви-¦           ¦ Комитет по социаль-¦              ¦ Министерство социальной¦
     ¦тия сети стационарных лаге- ¦ постоянно ¦ной защите населения,              ¦защиты населения РФ, Ми-¦
     ¦рей и баз отдыха Мурманской ¦           ¦управление финансов ¦              ¦нистерстов финансов РФ  ¦
     ¦области предусматривать пре-¦           ¦Администрации облас-¦              ¦                        ¦
     ¦приятиям и организациям сис-¦           ¦ти, облсовпроф      ¦              ¦                        ¦
     ¦тему льгот на их содержание ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦при условии целевого исполь-¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦зования                     ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦                            ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
 1.7.¦ Добиваться введения льгот- ¦ 1995 г. и  ¦Комитет по социаль- ¦              ¦ Министерство транспорта¦
     ¦ного тарифа на оплату груп- ¦последующ. ¦ной защите населения,              ¦РФ, Министерство РФ по  ¦
     ¦пового проезда детей Севера ¦годы       ¦управление финансов ¦              ¦делам национальностей и ¦
     ¦на оздоровление и отдых в   ¦           ¦Администрации облас-¦              ¦региональной политике   ¦
     ¦летний период времени       ¦           ¦ти,облсовпроф       ¦              ¦                        ¦
     ¦                            ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
 1.8.¦ Оказывать финансовую помощь¦по мере об-¦ Областной центр за-¦              ¦                        ¦
     ¦безработным гражданам, имею-¦ращения    ¦нятости населения,  ¦              ¦                        ¦
     ¦щим детей в возрасте до 15  ¦           ¦районные (городские)¦              ¦                        ¦
     ¦лет включительно, на оплату ¦           ¦службы занятости    ¦              ¦                        ¦
     ¦путевок в оздоровительные   ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦учреждения и лагеря отдыха, ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦транспортных расходов,связан-           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦ных с проездом детей к месту¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦отдыха и лечения            ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦                            ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
 1.9.¦ Осуществлять возмещение рас-           ¦ Органы социальной  ¦              ¦ Фонды социальной под-  ¦
     ¦ходов на оплату путевок и   ¦           ¦защиты населения    ¦              ¦держки населения        ¦
     ¦транспортных расходов мало- ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦обеспеченным семьям на оздо-¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦ровление и летний отдых де- ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦тей                         ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
     ¦                            ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
  2. ¦ Провести ревизию детских и ¦1995 г.и по-¦Комитет по делам мо-¦              ¦Местный бюджет, регио-  ¦
     ¦подростковых клубов по мес- ¦следующие  ¦лодежи Администрации¦              ¦нальный фонд социального¦
     ¦ту жительства с целью воз-  ¦годы       ¦области, многоотрас-¦              ¦страхования             ¦
     ¦рождения их работы с детьми,¦           ¦левое предприятие   ¦              ¦                        ¦
     ¦не охваченными оздоровитель-¦           ¦"Мурманскжилкомхоз" ¦              ¦                        ¦
     ¦ным отдыхом                 ¦           ¦                    ¦              ¦                        ¦
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                                                          Итого:       41910

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»