ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2013 года N 760


Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Пермском крае в 2013-2015 годах»


В целях стимулирования развития жилищного строительства на территории Пермского края Законодательное Собрание Пермского края постановляет:

1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Пермском крае в 2013-2015 годах».

2. Рекомендовать Правительству Пермского края:

2.1. в срок до 15.04.2013 утвердить долгосрочную целевую программу «Развитие жилищного строительства в Пермском крае в 2013-2015 годах»;

2.2. в срок до 01.06.2013 внести на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края проект концепции «Стимулирование жилищного строительства в Пермском крае в 2014-2016 годах».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
В.А.Сухих


Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 21 марта 2013 года N 760


КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Пермском крае в 2013-2015 годах»

 

Общие положения

Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Пермском крае в 2013-2015 годах» (далее - Концепция) определяет направления и механизмы решения задачи по развитию жилищного строительства в Пермском крае.

Концепция разработана в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пермского края:

Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;

Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»;

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1177 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита»;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

Законом Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края»;

Законом Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 140-ПК «О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы»;

постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. N 3046 «О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года»;

постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ».

При разработке концепции также учтена Программа по стимулированию предоставления кредитов (займов) на цели строительства и приобретения жилья (далее - Программа «Стимул»), утвержденная наблюдательным советом открытого акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (протокол от 30 июня 2010 г. N 14).

Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Пермском крае в 2013-2015 годах» (далее - Программа).

Улучшение жилищных условий было и остается одной из самых приоритетных потребностей населения Пермского края. В настоящее время в числе приоритетных задач социально-экономического развития Пермского края стоит задача формирования рынка доступного жилья. Без решения вопросов обеспечения населения Пермского края жильем невозможны создание комфортных условий для жизни населения, повышение качества жизни, улучшение демографической ситуации в регионе.

Согласно официальным данным статистики, объемы жилищного строительства, как и объемы ввода жилья в эксплуатацию, в Пермском крае восстановили положительную динамику, имевшую место до кризиса, только в 2012 году. Пик ввода жилья за последние 10 лет был зафиксирован в Пермском крае в объеме 884,1 тыс.кв.м.

К основным аспектам, сдерживающим строительство жилья на территории Пермского края, относятся:

низкая инвестиционная активность в строительстве;

низкая покупательская способность населения в сегменте жилой недвижимости;

отсутствие подготовленных для жилищного строительства земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение, в том числе для комплексной жилой застройки;

недостаточная обеспеченность муниципальных образований Пермского края документами территориального планирования и документацией по планировке территории;

длительные сроки оформления разрешительной документации на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию;

низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций;

низкая доля строительства жилья, относящаяся к сегменту экономического класса (далее - эконом-класса).



1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом

Использование программно-целевого метода для решения задачи развития жилищного строительства в Пермском крае целесообразно, поскольку:

относится к приоритетным направлениям социально-экономического развития региона, ее решение позволит обеспечить возможность улучшения жилищных условий и повышение качества жизни населения, повысить эффективность функционирования рынка жилья;

носит межотраслевой и межведомственный характер;

требует организации взаимодействия законодательной и исполнительной власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края;

не может быть решена в пределах одного финансового года и требует значительных бюджетных расходов в течение нескольких лет;

носит комплексный характер.

Реализация задач Программы с использованием программно-целевого метода:

позволит системно и эффективно решать задачу развития жилищного строительства;

окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства в строительной отрасли;

позволит привлечь финансовые ресурсы бюджетов всех уровней, в том числе средства федерального бюджета в рамках реализуемой федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, а также средства внебюджетных источников.



2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края

Направления развития жилищного строительства, предлагаемые в Концепции и принимаемой Программе, соответствуют задачам приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Стратегией социально-экономического развития Пермского края до 2026 года, согласно пункту 2.1.3 «Функционально-целевое направление «Создание комфортной среды проживания», к ключевым задачам отнесены создание комфортного жилья, увеличение объемов строительства жилья.

Программой социально-экономического развития Пермского края предусмотрена разработка долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Пермском крае до 2015 года» (подпункт 4.3.2.1.1 Закона Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 140-ПК «О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы»).

Таким образом, предлагаемая к утверждению на основе настоящей Концепции Программа будет соответствовать приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края, способствуя не только развитию жилищного строительства, но и стабилизации численности населения края и повышению качества его жизни.



3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения

На рынке жилья, как и на рынке любого другого товара, имеется два направления: предложение и спрос. Представителями предложения в сфере жилищного строительства являются строительные организации. На стороне спроса выступают покупатели, в том числе государство.

Формирование рынка доступного жилья станет возможным, когда будут созданы условия для развития одновременно двух процессов: для ускорения темпов жилищного строительства (то есть для увеличения объема предложения) и для повышения платежеспособного спроса населения (то есть для увеличения платежеспособного спроса).

Стимулирование развития только одного из данных направлений неизбежно влечет «перекос» рынка.

На данный момент на строительном рынке Пермского края действует ограниченное количество застройщиков. Возводимый объем жилья реализуется ими по рыночным ценам, которые вновь начали расти в посткризисный период, с 2010 года. Косвенно это говорит о том, что объем предложения нового жилья на рынке региона недостаточен, и под него имеется сформированный спрос.

С экономической точки зрения - в такой ситуации стимулирование предложения позволит увеличить объемы строительства. Среди застройщиков появится конкуренция за покупателя. Для последнего этот факт имеет положительные последствия: стоимость жилья в такой ситуации снижается или хотя бы не растет, улучшаются условия приобретения и качество жилья - становится возможным купить либо дешевле, либо за прежние средства, но большей площади. Границы спроса расширяются, рыночная стоимость жилья стремится к себестоимости строительства. Возможности государственного стимулирования ограничены объемами бюджетных средств и не могут продолжаться длительное время. Через какой-то период финансовой поддержки государства становится недостаточно, после этого включаются негативные факторы: прибыль застройщиков падает. В условиях ограниченности заемных ресурсов это оборачивается обратным падением объемов строительства.

При стимулировании только спроса явно и остро начинает формироваться дефицит жилья. При этом действия государства (как покупателя жилья для выполнения своих обязательств по улучшению жилищных условий перед отдельными категориями граждан) только усугубляют это положение. Резко растет стоимость 1 кв.м, цена квартир на вторичном рынке сравнивается или даже превосходит цену квартир на рынке первичном.

Две эти модели схожи тем, что в итоге объемы строительства жилья сокращаются. Рассмотренные примеры доказывают, что развитие жилищного строительства возможно только при сбалансированной поддержке обоих направлений: и спроса, и предложения. Важно не опустить уровень рентабельности деятельности застройщиков ниже предельного уровня, но при этом для недопущения сокращения спроса необходима поддержка предложения.

По этой причине среди запланированных к реализации Правительством Пермского края в Программе задач имеются мероприятия, стимулирующие как спрос, так и предложение.

Необходимо отметить, что при реализации Программы на достижение ее целей и задач могут повлиять риски, обусловленные:

изменением законодательства в области жилищного строительства;

снижением темпов роста экономики;

снижением уровня инвестиционной активности;

ростом уровня инфляции;

ростом стоимости сырья и строительных материалов;

невыполнением или неполным выполнением застройщиками обязательств по договорам в части срыва сроков реализации инвестиционных проектов.



4. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы

Разработка Программы будет осуществляться ответственным исполнителем в лице Министерства строительства и архитектуры Пермского края при участии исполнителей Программы.

Исполнителями Программы предлагаются:

Министерство строительства и архитектуры Пермского края;

Министерство территориального развития Пермского края;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»