Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2012 года N 548-п


О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 28 марта 2011 г. N 151-п «Об утверждении Программы модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы»  

____________________________________________________________________
Утратило силу с 8 августа 2012 года на основании
постановления Правительства Пермского края от 8 августа 2012 года N 639-п

____________________________________________________________________

     

  

В целях реализации дополнительного соглашения к Соглашению между Правительством Пермского края, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования о финансовом обеспечении Программы модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы от 4 апреля 2011 г. б/н

Правительство Пермского края постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Пермского края от 28 марта 2011 г. N 151-п «Об утверждении Программы модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы» (в редакции постановления Правительства Пермского края от 14 сентября 2011 г. N 662-п) следующие изменения:

1.1. в пункте 2 слова «Пермским краевым фондом обязательного медицинского страхования» заменить словами «Территориальным фондом обязательного медицинского страхования по Пермскому краю»;

1.2. в пункте 4 слова «Бербер Е.В.» заменить словами «Кочурову Н.Г.»;

1.3. Программу модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 4 апреля 2011 г.

Губернатор Пермского края
В.Ф.Басаргин

     

Приложение
к постановлению
Правительства Пермского края
от 26 июля 2012 года N 548-п

«УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Пермского края
от 28 марта 2011 года N 151-п

     

ПРОГРАММА
модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы

I. Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края

Министерство здравоохранения Пермского края (далее - Министерство)

Основание для разработки
Программы

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 85 «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования»

Участники Программы

Исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Пермского края (далее - учреждения здравоохранения Пермского края)

Срок реализации Программы

2011-2012 годы

Этапы Программы

1 этап - январь-март 2011 г. - подготовка к реализации мероприятий Программы;
2 этап - апрель 2011 г. - декабрь 2012 г. - реализация мероприятий Программы

Цель Программы

Улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Пермского края

Задачи Программы

1. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Пермского края.

2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.

3. Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами

Основные мероприятия Программы

Приведение существующей материально-технической базы учреждений здравоохранения Пермского края (включая завершение строительства ранее начатых объектов, проведение капитального ремонта) в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи.
 Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.
 Поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
 Поэтапный переход к 2013 году к включению в тарифы на оплату медицинской помощи за счет обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу.
Проведение диспансеризации 14-летних подростков и создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - Программа государственных гарантий).
Повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансового обеспечения Программы в 2011-2012 годах составит до 11 012 601,5 тыс. рублей, в том числе:
средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 5540160,0 тыс. рублей, из них:
в 2011 году* - 2 112 269,8 тыс. рублей, в 2012 году**- 3 427 890,2 тыс. рублей;
средства консолидированного бюджета Пермского края - 1 600 305,2 тыс. рублей, из них:
в 2011 году *-  1 085 184,5 тыс. рублей, в 2012 году**- 515 120,7 тыс. рублей;
средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Пермскому краю - 3 872 136,3 тыс. рублей, из них:
в 2011 году*- 1 651 821,2 тыс. рублей, в 2012 году**- 2 220 315,1 тыс. рублей       

Индикаторы результативности Программы

I. Индикаторы медицинской результативности:
1. Младенческая смертность - снижение с уровня 8,5 в 2009 г. до 8,4 на 1 тыс. родившихся живыми в 2012 г.
2. Смертность населения в трудоспособном возрасте - снижение с уровня 737 в 2009 г. до 650,3 на 100 тыс. населения в 2012 г.:
от болезней системы кровообращения - снижение с уровня от 226,1 в 2009 г. до 220,0 в 2012 г. на 100 тыс. населения;
 от злокачественных новообразований - снижение с уровня с 85,7 на 100 тыс. населения в 2009 г. до 79,0 на 100 тыс. населения в 2012 г.;
от травм - снижение с уровня 272,6 на 100 тыс. населения в 2009 г. до 260,8 на 100 тыс. населения в 2012 г.
3. Доля детей первой и второй групп здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, - увеличение с уровня 71,4 % до 73 %.
4. Пятилетняя выживаемость больных со злокачественными новообразованиями с момента установления диагноза - увеличение доли выживших лиц с 50,8 % в 2009 г. до 54 % в 2012 г.
5. Пятилетняя выживаемость лиц, перенесших острый инфаркт миокарда, с момента установления диагноза - увеличение доли выживших лиц с 52 % в 2009 г. до 70 % в 2012 г.
6. Удовлетворенность населения медицинской помощью - повышение с уровня 40,9 % в 2009 г. до 53,2 % в 2012 г.
7. Удовлетворенность потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи - повышение с уровня 70,40 % в 2009 г. до 72 % в 2012 г.
II. Показатели доступности медицинской помощи и эффективности использования ресурсов здравоохранения:
1. Среднегодовая занятость койки в учреждениях здравоохранения Пермского края - повышение уровня с 337,5 дней в 2009 г. до 337,8 в 2012 г.
2. Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения - увеличение с 2807,46 в 2009 г. до 3568,16 рублей в расчете на 1 человека в 2012 г.
3. Размер дефицита территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи - снижение с 33,4 % в 2009 г. до 23,0 % в 2012 г.
4. Размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь, - увеличение с уровня 22,1 % в 2009 г. до 28 % в 2012 г.
5. Размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими стационарную медицинскую помощь, - с уровня 22,3 % в 2009 г. до 17,8 % в 2012 г.
6. Размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими скорую медицинскую помощь, - снижение с уровня 46,7 % в 2009 г. до уровня 38,7% в 2012 г.
7. Среднемесячная номинальная заработная плата медицинских работников - увеличение с 16440,0 руб. в 2009 г. до 21891,0 руб. в 2012 г.
8. Фондовооруженность учреждений здравоохранения Пермского края - увеличение с 1 748 812 руб. на одного врача до 2 080 584,84 руб. в 2012 г.
9. Фондооснащенность учреждений здравоохранения Пермского края - увеличение на один квадратный метр площади зданий и сооружений с 17 963 руб. до 21 061 руб. в 2012 г.
10. Количество зданий учреждений здравоохранения Пермского края, прошедших капитальный ремонт, из числа нуждающихся в нем - увеличение доли с 72,8 % в 2009 г. до 85,3 % в 2012 г.
11. Количество учреждений здравоохранения Пермского края, материально-техническое оснащение которых приведено в соответствие с порядками оказания медицинской помощи, в 2012 г. - 20 единиц.
12. Количество пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты, - до 90 % в 2012 г.
13. Количество учреждений здравоохранения Пермского края, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов), к общему количеству учреждений здравоохранения Пермского края - увеличение уровня с 40 % в 2009 г. до 99 % в 2012 г.
14. Количество учреждений здравоохранения Пермского края, использующих электронный документооборот при обмене медицинской информацией, от общего количества государственных (муниципальных) учреждений - увеличение уровня с 82,6 % в 2009 г. до 99 % в 2012 г.
15. Количество врачей-специалистов, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, которым были осуществлены денежные выплаты стимулирующего характера, - до 100 % в 2012 г.
16. Количество среднего медицинского персонала, работающего с врачами-специалистами либо оказывающего амбулаторную медицинскую помощь самостоятельно, которым были осуществлены денежные выплаты стимулирующего характера, - до 100 % в 2012 г.

Система организации управления и контроль заисполнением Программы

Управление реализацией мероприятий Программы осуществляет Координационный совет.
Правовым актом Правительства Пермского края утверждается положение о Координационном совете, содержащее функции, порядок работы Координационного совета, а также состав Координационного совета.
Ответственный за реализацию мероприятий Программы - Министерство.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на модернизацию здравоохранения, осуществляется в пределах выделенных средств Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС), предоставляемых в форме субсидий бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования по Пермскому краю (далее - ТФОМС) на реализацию Программы, а также в рамках бюджетных ассигнований бюджета Пермского края и бюджета ТФОМС, выделенных на эти цели.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Пермского края

          

* с учетом остатков средств на уплату задолженности по заключенным контрактам и счетам на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы государственных гарантий в 2011 году;

** с учетом остатков средств, образовавшихся на 1 января 2012 г.

в результате их неполного расходования в 2011 году, за исключением заключенных контрактов и счетов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы государственных гарантий в 2011 году.


II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

     

2.1. Анализ медико-демографической ситуации в Пермском крае и ее динамика за период 2005-2010 годов

  

На 1 января 2010 года число жителей Пермского края составляло 2 701,2 тыс. человек.

Начиная с 2005 года в Пермском крае наблюдается устойчивая тенденция улучшения демографической ситуации, выражающаяся в сохранении темпов уменьшения показателя смертности населения на 2-4 % в год, в том числе смертности населения в трудоспособном возрасте на 3-4 % в год; увеличения показателя рождаемости на 2-3 % ежегодно; при сокращении разрыва между показателями смертности и рождаемости, т.е. естественной убыли населения, которая в 2009 году стала наименьшей за все годы демографического кризиса и составила (-)1,7 на 1000 населения. Это в свою очередь привело к положительному изменению показателя ожидаемой продолжительности жизни за период с 2006 по 2009 год - увеличению на 4 года. В 2009 году ожидаемая продолжительность жизни в Пермском крае составила 67 лет.

Демографические показатели в значительной степени отражают состояние здоровья населения в целом Пермского края и отдельно сельского населения. За предшествующие 5 лет в сельской местности отмечается улучшение демографической ситуации, показатель рождаемости в указанной местности вырос в сравнении с 2005 г. более чем на 23 %. Рост рождаемости продолжился и в текущем году. В сельской местности с 2005 г. отмечается последовательное снижение уровня как общей, так и преждевременной смертности. За период 2005-2008 годов общая смертность в сельской местности снизилась на 6,4 % .

Существенный вклад в улучшение демографической ситуации в Пермском крае внесли системные изменения отрасли здравоохранения, проводимые с 2006 года и ориентированные в своей стратегической составляющей на реформирование структуры здравоохранения в соответствии с численностью и составом населения, со структурой заболеваемости и смертности; укрепление и обновление материально-технической базы; а также на управление мотивацией медицинского персонала к сохранению и укреплению здоровья населения Пермского края.

За период 2005-2010 годов произошло улучшение основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения Пермского края.

Общая смертность снизилась на 16 % (в том числе в трудоспособном возрасте - на 28 %).

По уровню смертности Пермский край занимает девятое место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО), но по темпам ее снижения находится на третьей позиции. В 2009 году сокращение показателя смертности составило 4 % по отношению к 2008 году, при этом в ПФО - 2 %, младенческая смертность снизилась на 24 %.

С 2006 года отмечается рост рождаемости в Пермском крае. В 2009 году родилось на 2,3 % детей больше, чем в 2008 году, в 2010 году - на 3,3 % больше. Высокие темпы снижения младенческой смертности были обусловлены проведением системного мониторинга здоровья женщин и детей, а также оптимизацией потоков рожениц в родильные отделения, оснащенные современным оборудованием и имеющие соответствующий кадровый потенциал.

По состоянию на 1 января 2010 г. детское население Пермского края в возрасте от 0 до 17 лет составляло 529, 8 тыс. человек (19,6 % от общей численности населения); женщин фертильного возраста - 758,9 тыс. человек (51,4 % от всего женского населения). В городской местности проживает 2004,3 тыс. человек (74,2 % населения), в сельской - 696,9 тыс. человек (25,8 %).

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» (далее - ПНП «Здоровье») в Пермском крае младенческая смертность снизилась на 24 %, перинатальная смертность снизилась на 28,92 % (показатель в 2005 году - 10,27 на 1000 родившихся живыми и мертвыми, в 2009 году - 7,3), материнская смертность уменьшилась на 49,5 % (показатель в 2005 году - 20,0 на 100000 родившихся живыми, в 2009 году - 10,1).

Структура основных причин смертности не претерпела существенных изменений за данный период времени. Болезни системы кровообращения лидируют среди причин общей смертности населения (55,5 %), на втором месте - травмы и отравления (15,4 %), на третьем - новообразования (13,3 %).

Структура смертности в трудоспособном возрасте несколько отличается: первое место занимают травмы, отравления и несчастные случаи (37,1 %), второе - болезни системы кровообращения (30,6 %), на третьем - новообразования (11,6 %).

Показатели смертности по основным классам заболеваний за 2010 год (по сравнению с 2009 годом):

общая смертность населения Пермского края, оставаясь выше среднероссийской (15,0 на 1000 населения), не изменилась (в Российской Федерации смертность возросла на 0,7 %);

смертность от новообразований снизилась на 3,2 % (в Российской Федерации - снижение на 0,3 %);

смертность от болезней системы кровообращения возросла на 1,3 % (в Российской Федерации - рост на 0,4 %);

смертность от транспортных травм снизилась на 7,3 % (в Российской Федерации - снижение на 5,2 %);

смертность от болезней системы пищеварения возросла на 3,8 %;

смертность от болезней органов дыхания возросла на 0,7 %.

Число умерших от внешних причин за прошедшие 5 лет уменьшилось на 27,3 %, в том числе в трудоспособном возрасте на 27,6 %. Это стало результатом реализации мероприятий ПНП «Здоровье», направленных на совершенствование медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий на федеральной автомобильной дороге «Подъезд к г. Пермь от магистрали М-7 «Волга»; результатом работы первичного звена по формированию здорового образа жизни, активной разъяснительной работы среди населения.

Основные причины неестественной смерти в трудоспособном возрасте - самоубийства, дорожно-транспортные происшествия, убийства, чрезвычайные ситуации, пожары и происшествия на водных объектах, алкогольные отравления. Ежегодно по этим причинам погибают около трех тысяч трудоспособных граждан.

В структуре смертности от внешних причин трудоспособного населения преобладают самоубийства -20,3%, (738 случаев за 2011 год), их количество уменьшилось на 208 человек.

Тем не менее уровень самоубийств в Пермском крае в 2,1 раза превышает критический уровень, определенный Всемирной организацией здравоохранения (20,0 на 100 тыс. населения), 1,3 раза уровень по ПФО; 1,7 раза - среднероссийский показатель за 2009 год.

В возрастной структуре самоубийств в настоящее время выделяются два пика, отражающие смертность от самоубийств в возрасте 25-29 лет и старше 60 лет. Наличие пиков определяется смертностью среди мужчин. Соотношение мужчин и женщин среди самоубийц составляет 6,4:1; а по трудоспособным возрастам 6,9:1. Причем присутствие этих возрастных пиков в структуре суицидов отмечается и на самых благополучных территориях - г. Пермь и самых неблагополучных - Кочевский район.

Анализ распространенности суицидов в разрезе муниципальных образований показывает низкие показатели уровня суицидов на достаточно развитых в социально-экономическом аспекте территориях - города Пермь, Березники, Горнозаводск, Краснокамск, Кунгур, Чайковский.

В Пермском крае соотношение самоубийц среди сельских жителей в сравнении с городскими жителями составляет 1,9:1.

Результаты ранжирования распространенности суицидов по территориям Пермского края показывают значимость в этиологии суицида социальной дезадаптации сельского населения, безработицы, распространенности алкоголизма. Неблагополучие ситуации в условиях массового психологического стресса связано с масштабными социально-экономическими преобразованиями в стране и во многом определяется степенью социально-психологической адаптивности населения.

Кроме того, «лидерство» территорий с компактным проживанием представителей финно-угорской этнической группы (коми-пермяки) доказывает роль этнокультурных особенностей (по данным мировой литературы, отличаются высокой распространенностью суицидального реагирования). Смертность по причине самоубийства в Коми-Пермяцком округе Пермского края более чем в 2 раза превышает средний показатель по Пермскому краю.

За последние пять лет существенно уменьшилось число умерших по причине сердечно-сосудистых заболеваний - на 13,6 %, в трудоспособном возрасте - на 31,3 %.

Общая заболеваемость болезнями системы кровообращения среди взрослого населения Пермского края составила в 2009 году 293,1 на 1000 человек, что значительно выше, чем в 2005 году (271,9), но ниже, чем в Российской Федерации и ПФО.

Смертность по причине новообразований за последние 2 года имеет небольшую тенденцию к росту - на 1,6 %, в том числе в трудоспособном возрасте - на 1,5 %. Отчасти это связано с тем, что за период реализации ПНП «Здоровье» было выявлено значительное количество лиц с запущенными стадиями новообразований, в отношении которых проводилась поддерживающая терапия высокоактивными современными препаратами, что позволило продлить жизнь таким больным. Об этом свидетельствует показатель пятилетней выживаемости онкологических больных, который в Пермском крае за последние четыре года достиг среднероссийского уровня. В рамках ПНП «Здоровье» прошли обследование 380 тысяч человек. В результате наметилась тенденция к снижению количества трудоспособных людей, впервые признанных инвалидами по причине новообразований, на 1,5 % в год.

Показатели запущенности заболеваний и одногодичной летальности в Пермском крае значительно ниже средних российских значений. Уровень запущенных злокачественных новообразований в крае составляет 20,1 (в Российской Федерации - 23,3);

уровень одногодичной летальности в Пермском крае - 24,5 (в Российской Федерации - 31); пятилетняя выживаемость больных в Пермском крае составляет 50,8 % (в Российской Федерации - 50 %).

Благодаря национальному и региональному приоритетным проектам в регионе создан единый регистр онкобольных, признанный лучшим в ПФО.

Особую значимость для Пермского края как ранее угледобывающего региона имеют показатели заболеваемости болезнями органов дыхания. Общая заболеваемость по этому классу остается выше российских показателей в среднем более чем на 15 %.

Ситуация, связанная с употреблением алкоголя и наркотиков, в Пермском крае характеризуется сложностью и напряженностью. По итогам 2009 года Пермский край занимал 25 место в Российской Федерации по числу зарегистрированных больных психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ. Вместе с тем в течение последних трех лет наметились позитивные сдвиги в состоянии заболеваемости наркологическими расстройствами, причем сокращение числа вновь зарегистрированных случаев наркологических заболеваний произошло по всем нозологическим формам. Средний краевой показатель заболеваемости наркологическими расстройствами (без групп риска) в 2010 году составил 182,1 случая на 100 тыс. населения, сократившись по сравнению с предыдущим годом на 7,7 % (2006 г. - 288,0, 2007 г. - 229,9, 2008 г. - 215,8, 2009 г. - 197,2 случая на 100 тыс. населения). Распространенность наркологических расстройств стабильно высока, однако и этот показатель обнаруживает тенденцию к снижению (2006 г. - 2575,1, 2007 г. - 2502,5, 2008 г. - 2467,9, 2009 г. - 2369,5, 2010 г. - 2318,7 случая на 100 тыс. населения).

Проблемы, связанные с алкогольной зависимостью, имеют традиционно приоритетное значение для Пермского края. В 2010 г. показатель заболеваемости алкогольными психозами снизился в сравнении предыдущим годом на 2 %, составив 50,2 случая на 100 тыс. населения (2006 г. - 75,5, 2007 г. - 59,6, 2008 г. - 59,6, 2009 г. - 51,2 случая на 100 тыс. населения). Заболеваемость алкоголизмом также имеет положительную динамику - показатель на 100 тыс. населения в 2010 г. сократился на 6,7 % по сравнению с предыдущим годом. Число впервые выявленных больных наркоманией в 2010 году составило 28,3 на 100 тыс. населения и сократилось по сравнению с предыдущим годом на 17,9 % (2006 г. - 44,4, 2007 г. - 42,5, 2008 г. - 35,7, 2009 г. - 34,5 случая на 100 тыс. населения). Тем не менее, несмотря на позитивную динамику, показатели заболеваемости наркологическими заболеваниями в Пермском крае остаются высокими.

Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Пермском крае остается напряженной. Уровень заболеваемости постоянного населения Пермского края выше среднероссийского. Вместе с тем величина превышения сократилась в 2009 году по сравнению с 2006 годом на всей территории Пермского края с 41,3% до 23,0% или в 1,8 раза, среди постоянного населения - с 35,8 % до 21,3 % или в 1,7 раза. Уровень заболеваемости постоянного населения Пермского края сократился в 2010 году на 3,0 % с 81,0 до 78,6 на 100 тысяч.

Опережающими темпами снижается заболеваемость несвоевременно выявленными, деструктивными формами туберкулеза: за тот же период ее показатель сократился с 39,6 до 29,8 на 100 тысяч или на 24,7 %. Одновременно с этим с 55,0 % до 60,0 % увеличился удельный вес своевременно выявленных больных и с 57,7 % до 62,4 % больных, выявленных активно.

Заболеваемость взрослых снизилась с 2006 года на 16,7 % (с 112,9 до 94,1 на 100 тысяч), в том числе на 3,7 % в 2010 году (с 97,7 до 94,1 на 100 тысяч). Максимальный уровень заболеваемости взрослых ежегодно регистрируется в возрасте 25-34 лет, это в 1,4-1,5 раза выше среднего, а также 35-44 лет, что выше среднего в 1,2-1,3 раза. Лица этих возрастных категорий составляют более половины выявляемых больных.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»