ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2011 года N 2809

О КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2012-2014 ГОДЫ"

(в редакции Постановления Законодательного Собрания Пермского края от 01.12.2011 N 3048)

Законодательное Собрание Пермского края постановляет:

1. Принять концепцию долгосрочной целевой программы "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы" (прилагается).

2. Рекомендовать Правительству Пермского края в срок до 30 сентября 2011 года разработать и принять долгосрочную целевую программу "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы".

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
Н.А.ДЕВЯТКИН

     




Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания
Пермского края
от 25.08.2011 N 2809

     

 КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2012-2014 ГОДЫ"

(в ред. Постановления Законодательного Собрания Пермского края от 01.12.2011 N 3048)

Введение


Концепция долгосрочной целевой программы "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы" (далее - Концепция) представляет собой систему принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти Пермского края в сфере повышения профессионализма кадрового состава муниципальных служащих Пермского края.

Основой для разработки Концепции явились:

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации";

Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 20.05.2010 N 2083 "О состоянии местного самоуправления и развития муниципальных образований в Пермском крае - 2009 год".

Концепция разработана в соответствии с требованиями Закона Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края".

Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы" (далее - Программа).

1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задач программно-целевым методом


Успешное решение задач, поставленных перед органами местного самоуправления Пермского края, во многом определяется профессионализмом кадрового состава муниципальных служащих Пермского края.

Министерством регионального развития Пермского края и Советом муниципальных образований Пермского края в 2011 году проведен мониторинг и анализ состояния образовательного уровня муниципальных служащих Пермского края.

По результатам мониторинга были получены следующие данные:

по состоянию на 1 января 2011 года в Пермском крае фактически замещают должности муниципальной службы 8495 муниципальных служащих;

по состоянию на 15 апреля 2011 года 8299 муниципальных служащих в Пермском крае фактически замещают должности муниципальной службы, из них в городских округах - 2533 человека, муниципальных районах - 3222 человека, городских поселениях - 789 человек, сельских поселениях - 1755 человек;

основную часть муниципальных служащих Пермского края (54%) составляют служащие в возрасте от 31 до 50 лет, в возрасте свыше 50 лет - 24% муниципальных служащих, в возрасте до 30 лет - 22%.

Проблема недостатка молодых управленческих кадров является особенно острой для органов местного самоуправления сельских поселений Пермского края.

Характеристика муниципальных служащих Пермского края по уровню образования:

по состоянию на 15 апреля 2011 года в Пермском крае 2081 муниципальный служащий не имеет высшего образования, что составляет 25% от общего числа муниципальных служащих Пермского края;

доля специалистов, имеющих высшее образование, составляет 75% (6218 человек), из них:

юридическое образование - 796 человек;

экономическое образование - 2135 человек;

по специальности "Государственное и муниципальное управление" - 334 человека;

иное высшее - 2953 человека;

доля специалистов, имеющих среднее специальное и среднее образование, - 25% (1889 и 192 человека соответственно).

Классификация специалистов в процентном соотношении по базовому образованию прослеживается в таблице 1:

Таблица 1

 Базовое образование      

 Доля в общем числе

муниципальных служащих, %

Юриспруденция                  

 11            

Экономика                      

 12            

Финансы                        

 7            

Бухгалтерский учет             

 17            

Менеджмент                     

 5            

Государственное и муниципальное

управление                     

 4            

Строительство                  

 4            

Промышленность                 

 6            

Сельское хозяйство, лесное дело

 8            

Педагогика                     

 14            

Прочие                         

 12            


Среди прочих есть специалисты и по градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству, экологии, информационным технологиям, делопроизводству, связям с общественностью. Фактически доля каждой из этих профессий не превышает 1%.

При этом, как правило, указанные специалисты, особенно экономисты, имеют дипломы о среднем специальном образовании.

Муниципальные служащие, имеющие более высокий уровень образования, сосредоточены преимущественно в городских округах и муниципальных районах Пермского края. Городские и сельские поселения Пермского края значительно уступают по данному показателю. Особенно низок процент специалистов с высшим образованием в сельских поселениях Пермского края, что следует из показателей, приведенных в таблице 2.

Таблица 2

Тип муниципального

 образования    

 Высшее и

 неоконченное

 высшее

образование, %

 Среднее и

 начальное

профессиональное

 образование, %

 Среднее и

 неоконченное

 среднее

образование, %

Городской округ    

 90      

 9       

 1       

Муниципальный район

 83      

 15       

 2       

Городское поселение

 73      

 25       

 2       

Сельское поселение

 45      

 49       

 6       


Характеристика муниципальных служащих Пермского края по занимаемым должностям в различных муниципальных образованиях Пермского края представлена в таблице 3.

Таблица 3

Тип муниципального

 образования    

 Высшие

должности,

 %     

 Главные

должности,

 %     

 Ведущие

должности,

 %     

 Старшие

должности,

 %     

 Младшие

должности,

 %     

Городской округ    

 1     

 12    

 31    

 50    

 6    

Муниципальный район

 6     

 11    

 26    

 50    

 7    

Городское поселение

 7     

 9    

 31    

 42    

 11    

Сельское поселение

 1     

 4    

 22    

 51    

 22    


Показатели, приведенные в таблице 3, показывают неравномерное распределение групп должностей по типам муниципальных образований: в сельских поселениях Пермского края удельный вес специалистов, занимающих младшие должности, в два раза больше, чем в городских поселениях. В городских поселениях Пермского края удельный вес муниципальных служащих, занимающих высшие должности, выше, чем в других типах муниципальных образований Пермского края.

По результатам мониторинга органов местного самоуправления Пермского края в 2009 году за счет средств местных бюджетов повысили квалификацию 607 муниципальных служащих муниципальных образований Пермского края, что составляет 7,5% от общего числа муниципальных служащих Пермского края (8041 человек). В 2010 году повысили квалификацию 775 муниципальных служащих муниципальных образований Пермского края, что составляет 9,1% от общего числа муниципальных служащих Пермского края (8495 человек). Потребность в повышении квалификации муниципальных служащих Пермского края по состоянию на январь 2011 года составила 2420 человек.

Ежегодно возникает необходимость ознакомления вновь избранных глав муниципальных образований Пермского края с планами работы Правительства Пермского края, деятельностью Законодательного Собрания Пермского края, администрации губернатора Пермского края, Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. По результатам мониторинга органов местного самоуправления Пермского края потребность в обучении глав муниципальных образований Пермского края по состоянию на январь 2011 года составила 110 человек.

Таким образом, органы местного самоуправления Пермского края испытывают недостаток в квалифицированных кадрах и постоянную потребность ежегодного повышения уровня знаний своих специалистов.

Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" участие в обеспечении повышения квалификации и профессиональной подготовки муниципальных служащих является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым самостоятельно за счет бюджета субъекта.

В целях реализации указанных полномочий необходимо на региональном уровне проведение целенаправленной работы по созданию постоянно действующей системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки муниципальных служащих и вновь избранных глав муниципальных образований Пермского края.

2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края


Программа соответствует основным направлениям социально-экономического развития Пермского края и системе целей и задач по оптимизации системы взаимодействия органов государственной власти Пермского края с органами местного самоуправления, установленной в Указе губернатора Пермского края от 25.07.2007 N 55 "О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2012 годы".

3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения


К вероятным преимуществам реализации Программы следует отнести:

привлечение к участию в образовательном процессе представителей Законодательного Собрания Пермского края, Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, администрации губернатора Пермского края, аппарата Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края с целью освещения основных приоритетных направлений социально-экономического развития Пермского края, а также представителей федеральных органов власти, что позволит информировать муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края о положительном опыте управления, приоритетных проектах федерального и регионального значения;

формирование групп из вновь избранных глав муниципальных образований Пермского края, их направленное обучение, освещение важнейших вопросов юридического, экономического, социального характера, что позволит достигнуть взаимопонимания органов власти региона с органами местного самоуправления Пермского края, проводить единую социально-экономическую политику в Пермском крае и в оптимальные сроки достигнуть положительных результатов;

выбор актуальных образовательных программ с учетом требований к темам и содержанию обучения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»