• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

 
  ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

 от 1 мая 2011 года N 228-п  

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА "РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2011-2012 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

(в ред. Постановления Правительства Пермского края
от 05.07.2011 N 399-п)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Пермского края от 27.11.2013 N 1644-п,
вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования
(опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края,
правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края,
исполнительных органов государственной власти Пермского края" - 02.12.2013).
____________________________________________________________________

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации", Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 437 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042", краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 года N 351-ПК, Правительство Пермского края

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую комплексную программу развития мясного животноводства "Региональная экономически значимая программа "Развитие мясного животноводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года".

2. Настоящее Постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на и.о. заместителя председателя Правительства Пермского края Логачева А.П.

Председатель
Правительства края
В.А.СУХИХ

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА "РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2011-2012 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"


УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства
Пермского края
от 01.05.2011 N 228-п


(в ред. Постановления Правительства Пермского края
от 05.07.2011 N 399-п)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

┌══════════════┬══════════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование  │Комплексная программа развития мясного животноводства     │
│Программы     │"Региональная экономически значимая программа "Развитие   │
│              │мясного животноводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и│
│              │на период до 2020 года" (далее - Программа)               │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основание для │Постановление Правительства Российской Федерации от 14    │
│разработки    │июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития  │
│Программы     │сельского хозяйства и регулирования рынков                │
│              │сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на │
│              │2008-2012 годы";                                          │
│              │Постановление Правительства Российской Федерации от 17    │
│              │декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил             │
│              │распределения и предоставления субсидий из федерального   │
│              │бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на        │
│              │поддержку экономически значимых региональных программ     │
│              │развития сельского хозяйства субъектов Российской         │
│              │Федерации";                                               │
│              │Приказ Минсельхоза России от 17 декабря 2010 года N 437 "О  │
│              │реализации Постановления Правительства Российской         │
│              │Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042";                  │
│              │краевая целевая программа "Развитие сельского хозяйства и │
│              │регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья│
│              │и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы",      │
│              │утвержденная Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. │
│              │N 351-ПК                                                  │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик      │Министерство сельского хозяйства Пермского края           │
│Программы     │                                                          │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные      │Министерство сельского хозяйства Пермского края           │
│разработчики  │                                                          │
│Программы     │                                                          │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Цель Программы│Создание стартовых технологических и экономических условий│
│              │формирования и устойчивого развития отрасли мясного       │
│              │животноводства.                                           │
│              │Создание ежегодно не менее 300 рабочих мест в отрасли     │
│              │мясного животноводства.                                   │
│              │Увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в│
│              │продукции мясного животноводства с 50% в 2009 году до 85% │
│              │в 2012 году.                                              │
│              │Увеличение объемов производства мяса в живом (убойном)    │
│              │весе в 1,5 раза: с 117,5 (77,3 <1>) тыс. тонн в 2009 г. до│
│              │141 (93,4) тыс. тонн в 2012 году и до 217,0 (144,5) тыс.  │
│              │тонн в 2020 году                                          │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные      │Увеличение объемов производства мяса за счет ускоренной   │
│задачи        │реализации инвестиционных проектов.                       │
│              │Стимулирование роста эффективности отрасли за счет выплаты│
│              │дифференцированных субсидий.                              │
│              │Реализация мер по развитию рынка мяса.                    │
│              │Подготовка, переподготовка и повышение квалификации       │
│              │кадров.                                                   │
│              │В том числе по подотраслям мясного животноводства:        │
│              │мясное скотоводство:                                      │
│              │формирование племенной базы мясного скотоводства;         │
│              │увеличение производства конкурентоспособной говядины      │
│              │("мраморного" мяса);                                      │
│              │создание специализированных хозяйств (площадок);          │
│              │свиноводство:                                             │
│              │развитие свиноводства на основе углубления специализации  │
│              │при воспроизводстве поголовья высокопродуктивных и        │
│              │технологичных пород и гибридов;                           │
│              │формирование благоприятных макроэкономических условий для │
│              │деятельности отрасли свиноводства;                        │
│              │птицеводство:                                             │
│              │расширение и модернизация производственных мощностей,     │
│              │мощностей по переработке, транспортировке, хранению и     │
│              │логистике;                                                │
│              │создание условий для устойчивого функционирования         │
│              │птицеводческих предприятий;                               │
│              │развитие кормовой базы для производства птицеводческой    │
│              │продукции;                                                │
│              │развитие кооперативных связей птицеводческих предприятий с│
│              │фермерскими (крестьянскими) хозяйствами и индивидуальными │
│              │приусадебными хозяйствами населения на основе обеспечения │
│              │птицефабриками потребностей этих хозяйств и личных        │
│              │подворий населения в молодняке птицы и кормах;            │
│              │совершенствование глубокой переработки мяса птицы и яиц,  │
│              │расширение производства продуктов, готовых к употреблению │
│              │и в фирменной упаковке;                                   │
│              │создание условий для развития традиционных направлений:   │
│              │утководства, гусеводства, индейководства                  │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Участники     │Органы местного самоуправления муниципальных образований  │
│Программы     │Пермского края; сельскохозяйственные товаропроизводители; │
│              │перерабатывающие предприятия; иные хозяйствующие субъекты │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные      │Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли│
│мероприятия   │мясного животноводства, направленных на достижение        │
│Программы     │поставленных целей:                                       │
│              │1. государственная поддержка реализации инвестиционных    │
│              │проектов в отраслях специализации агропромышленного       │
│              │комплекса;                                                │
│              │2. государственная поддержка увеличения объемов           │
│              │реализованной сельскохозяйственной продукции;             │
│              │3. формирование общих условий функционирования            │
│              │агропромышленного комплекса;                              │
│              │4. кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская│
│              │работа в агропромышленном комплексе;                      │
│              │5. государственная поддержка мероприятий по регулированию │
│              │развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и   │
│              │продовольствия                                            │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки и этапы │2011-2012 годы и период до 2020 года                      │
│реализации    │                                                          │
│Программы     │                                                          │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители   │Министерство сельского хозяйства Пермского края           │
│Программы     │                                                          │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и      │Общая потребность финансового обеспечения Программы на    │
│источники     │2011-2012 годы составит 4590,3 млн. рублей, в том числе   │
│финансирования│851,1 млн. рублей - из бюджета Пермского края             │
│Программы <2> ├═════════════════════┬══════════┬══════════┬══════════════┤
│              │      Источники      │ 2011 год │ 2012 год │   Всего за   │
│              │   финансирования    │          │          │2011-2012 годы│
│              ├═════════════════════┼══════════┼══════════┼══════════════┤
│              │Бюджет Пермского края│     435,2│     415,9│         851,1│
│              ├═════════════════════┼══════════┼══════════┼══════════════┤
│              │Федеральный бюджет   │     253,4│     280,0│         533,4│
│              ├═════════════════════┼══════════┼══════════┼══════════════┤
│              │Внебюджетные средства│    1619,4│    1586,4│        3205,8│
│              ├═════════════════════┼══════════┼══════════┼══════════════┤
│              │Всего                │    2308,0│    2282,3│        4590,3│
├══════════════┼═════════════════════┴══════════┴══════════┴══════════════┤
│Целевые       │Количество вновь созданных рабочих мест.                  │
│индикаторы и  │Увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней.    │
│показатели    │Объемы производства мяса в живом (убойном) весе, в том    │
│Программы     │числе по видам (говядина, птица, свинина).                │
│              │Численность скота специализированных мясных пород.        │
│              │Объемы производства высококачественного мяса крупного     │
│              │рогатого скота специализированных мясных пород            │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые     │1. Повышение занятости населения, создание ежегодно не    │
│результаты    │менее 300 дополнительных рабочих мест, увеличение         │
│реализации    │поступления налогов в бюджеты всех уровней за 2011-2012   │
│Программы     │годы на 354 млн. руб.                                     │
│              │2. Увеличение объемов производства мяса в живом (убойном) │
│              │весе в 1,5 раза: с 117,5 (77,3) тыс. тонн в 2009 г. до    │
│              │141,5 (93,4) тыс. тонн в 2012 году и до 217,0 (144,5) тыс.│
│              │тонн в 2020 году.                                         │
│              │Производство говядины с 39,7 (23,1) тыс. тонн в 2009 г. до│
│              │45,0 (26,1) тыс. тонн в 2012 г. и до 62 (36) тыс. тонн в  │
│              │2020 г.                                                   │
│              │Производство птицы с 37,2 (26,9) тыс. тонн в 2009 г. до   │
│              │50,0 (36,2) тыс. тонн в 2012 г. и до 90,0 (65,1) в 2020 г.│
│              │Производство свинины с 38,1 (26,1) тыс. тонн в 2009 г. до │
│              │42,0 (28,8) тыс. тонн в 2012 г. и 58,0 (39,7) тыс. тонн в │
│              │2020 г.                                                   │
│              │3. Увеличение племенной базы мясного скота с 3 тыс. голов │
│              │в 2009 г. до 9 тыс. голов в 2012 г. и до 53,9 тыс. голов  │
│              │в 2020 г., в том числе коров мясных пород - с 1,2 тыс.    │
│              │голов в 2009 г. до 4 тыс. голов в 2012 г. и до 12,5 тыс.  │
│              │голов в 2020 г.                                           │
│              │4. Увеличение производства высококачественной говядины от │
│              │мясного скота в живом весе с 0,4 тыс. тонн в 2009 г. до   │
│              │1,5 тыс. тонн в 2012 г. и 4,6 тыс. тонн в 2020 г.         │
│(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 05.07.2011 N 399-п)│
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Система       │Общее руководство и контроль реализации Программы         │
│управления и  │осуществляет Министерство сельского хозяйства Пермского   │
│контроля      │края. Финансовый контроль использования средств бюджета   │
│              │Пермского края, направленных на реализацию Программы,     │
│              │осуществляется контролирующими органами в соответствии с  │
│              │действующим законодательством                             │
└══════════════┴══════════════════════════════════════════════════════════…

________________

<1> В скобках указаны объемы производства мяса в убойном весе.

<2> Финансирование мероприятий настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 года N 351-ПК.

<3> В скобках указаны объемы производства мяса в убойном весе.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

1.1. Анализ состояния отрасли мясного животноводства в Пермском крае


Животноводческое направление является приоритетным для сельского хозяйства Пермского края, что подтверждается высокой долей молочного и мясного животноводства в структуре товарной продукции - их удельный вес составляет более 80%. Поэтому мясное животноводство играет значимую роль в развитии сельского хозяйства Пермского края. Потребность населения Пермского края в мясе удовлетворяется как за счет собственного производства, так и за счет ввоза продукции из других регионов. В 2009 году общий объем потребления мяса в крае составил 154,4 тыс. тонн, в то же время в регионе всеми категориями хозяйств произведено 77,3 тыс. тонн мяса, в том числе: 23,1 тыс. тонн говядины, 26,1 тыс. тонн свинины, 26,9 тыс. тонн мяса птицы. Баланс потребления и производства мяса представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Таблица 1

Баланс производства и потребления мяса и мясопродуктов по Пермскому краю, тыс. тонн

Мясо и мясопродукты

2000

2005

2006

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

Остаток на начало года

14,7

13,3

12,5

13,4

12,9

12,4

Производство

97,5

81,3

81,1

83,4

77,2

77,3

Ввоз

44,1

66,6

69,6

77,9

84,1

92,2

в том числе импорт

15,4

18

30,1

31,7

10,6

удельный вес ввозимой продукции
(в фонде потребления), %

31,4

47,4

48,3

51,5

56,3

59,7

Вывоз

1,3

8

5,4

10,2

12,1

14,5

удельный вес вывозимой продукции
(в объеме производства), %

1,3

9,8

6,7

12,2

15,7

18,8

Фонд потребления

140,3

140,4

144,1

151,2

149,5

154,4

в том числе в расчете на душу
населения, кг

47,4

50,9

52,6

55,5

56,5

57,1

Остаток на конец периода

14

12,5

13,4

12,9

12,4

12,7

Коэффициент самообеспечения, %

70,5

57,8

56,2

55,0

50,3

50,0


Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства Пермского края.

В настоящее время мясом собственного производства Пермский край обеспечивает население лишь наполовину. По данным баланса видно, что за период с 2000 по 2010 годы объемы производства мяса и коэффициент самообеспечения Пермского края мясом существенно снизились. За исследуемый период почти в 2 раза увеличились объемы ввозимой на территорию Пермского края мясной продукции, вывоз же произведенной продукции за пределы региона незначителен (порядка 10-15%).

Потребление мяса на душу населения в Пермском крае в 2009 году составило 57,5 кг, что в среднем ниже, чем по Российской Федерации - 66,7 кг (таблица 2) и ниже рекомендуемых медицинских норм питания. Согласно нормам питания среднегодовое потребление мяса и мясопродуктов должно составлять 81 кг на душу населения. Вышеприведенные данные свидетельствуют о потенциале рынка и возможностях увеличения производства и реализации мяса и мясопродуктов в Пермском крае. Поэтому одной из основных задач деятельности Министерства сельского хозяйства Пермского края на среднесрочную перспективу является увеличение доли собственного производства мяса в фонде потребления до 60% к 2012 году и до 85% к 2020 году.

Таблица 2

Среднедушевое потребление мяса по видам в Российской Федерации в 2009 году

Вид мяса

Все виды

Птица

Свинина

Говядина

Потребление на душу населения, кг/год

66,7

25

20

18


Источник: Росстат.

Тенденции в производстве мяса различны по его видам. Динамика производства мяса по видам приведена в таблице 3.

Таблица 3

Производство мяса в хозяйствах всех категорий в Пермском крае (по видам), тыс. тонн

Показатель

1985

1990

2000

2008

2009

2009 к
1985, %

1

2

3

4

5

6

7

Скот и птица в живом весе

187,7

238,9

150,3

115,0

117,5

62,6

Скот и птица в убойном весе

140,6

155,1

97,5

77,2

77,3

60,0

Мясо крупного рогатого скота

79,6

65,3

38,4

24,6

23,1

29,0

Мясо свиней

39,2

56,8

37,6

28,5

26,1

66,6

Мясо птицы

20,2

28,6

19,4

22,7

26,9

133,2


Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства Пермского края.

По данным таблицы 3 видно, что максимальные объемы производства мяса приходились на начало 90-х годов, когда потребности Пермского края полностью покрывались за счет собственного производства. Затем к 2000 году произошло существенное снижение объемов производства, продолжающееся и до настоящего момента. В последние годы наблюдается рост производства мяса птицы, но эта тенденция не перекрывает серьезного снижения производства мяса свиней и крупного рогатого скота (далее - КРС).

Таблица 4

Производство в Пермском крае скота и птицы на убой (в убойном весе), тыс. тонн

Категории хозяйств

2000

2005

2006

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

Хозяйства всех категорий

97,5

81,3

81,1

83,4

77,2

77,3

Сельскохозяйственные организации

56,2

51,8

54,4

56,9

54,8

56,9

Крестьянские (фермерские)
хозяйства и индивидуальные
предприниматели

0,8

0,8

1,2

1,3

1,2

1

Хозяйства населения

40,5

28,7

25,5

25,2

21,2

19,4


Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства Пермского края.

Производство мяса в Пермском крае осуществляется и в сельскохозяйственных организациях, и на личных подворьях (таблица 4). В 2005-2008 годах произошло резкое сокращение объемов производства мяса КРС и мяса свиней в хозяйствах населения, а также в небольших сельскохозяйственных организациях, что в основном было связано с резким ростом цен на зерно. Таким образом, в 2007-2009 годах основными производителями животноводческой продукции в Пермском крае являлись сельскохозяйственные предприятия, ими производилось около 70% мяса. Необходимо также отметить, что большинство мясокомбинатов Пермского края работают на привозном сырье, что приводит к отсутствию спроса на мясо со стороны перерабатывающих предприятий. Отсутствие эффективного забоя существенно ограничивает производство мяса в небольших сельскохозяйственных организациях и в личных подсобных хозяйствах населения. Указанные факторы в настоящее время существенно сдерживают развитие мясного рынка в Пермском крае.

1.2. Мясное скотоводство


В Пермском крае, как и в большинстве регионов России, практически отсутствует поголовье КРС мясных пород, на котором выстроено мясное производство европейских стран, Америки, Австралии, при этом в ряде субъектов России специализированное мясное скотоводство традиционно. Лидеры в данной отрасли - Калмыкия, Челябинск, Тюмень. Пермский край обладает значительными земельными угодьями, возможностью получения дешевых травянистых кормов и емким рынком сбыта, что необходимо использовать для расширения специализированной мясной отрасли.

Инвестиционные проекты по откорму мясного скота имеют довольно длительный период окупаемости и эффективны лишь при достижении определенного масштаба. В противном случае развитие отрасли сталкивается с инфраструктурными ограничениями в племенной работе, забое и переработке.

Таблица 5

Производство в Пермском крае мяса КРС в убойном весе, тыс. тонн

Категории хозяйств

2000

2005

2006

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

Хозяйства всех категорий

38,4

33,1

31,2

27,8

24,6

23,0

Сельскохозяйственные организации

19,3

17,4

16,6

14,7

14,1

12,8

Крестьянские (фермерские)
хозяйства и индивидуальные
предприниматели

0,5

0,6

0,8

0,8

0,7

0,5

Хозяйства населения

18,6

15,1

13,8

12,3

9,8

9,7


Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства Пермского края.

Производство мяса КРС в регионе с 2000 года сократилось на 40%. На 1 января 2010 года во всех категориях хозяйств насчитывается 282 тыс. голов КРС, в том числе сельскохозяйственных организациях Пермского края - 190 тыс. голов, из которых 74,9 тыс. коров. Поголовье животных уменьшилось во всех категориях хозяйств. Основная доля сокращения приходится на хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства. На конец 2009 года специализированного мясного поголовья в Пермском крае насчитывалось не более 3 тыс. голов.

Основные финансово-экономические показатели развития подотрасли мясного скотоводства представлены в таблице 6.

Таблица 6. Анализ состояния мясного скотоводства в регионе

Таблица 6

┌═══════════════════════════════════┬═════┬══════┬══════┬══════┬══════════‰
│            Показатели             │ Ед. │ 2007 │ 2008 │ 2009 │2009 г. к │
│                                   │изм. │ год  │ год  │ год  │2007 г., %│
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│                 1                 │  2  │  3   │  4   │  5   │    6     │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│1. Поголовье КРС в                 │тыс. │ 303  │ 296  │ 282  │   93,1   │
│сельскохозяйственных предприятиях, │голов│      │      │      │          │
│всего                              │     │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│в том числе поголовье              │тыс. │ 2,5  │ 2,9  │ 3,0  │  118,6   │
│специализированного мясного скота в│голов│      │      │      │          │
│сельскохозяйственных предприятиях, │     │      │      │      │          │
│всего                              │     │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│2. Валовое производство говядины в │тыс. │ 47,2 │ 42,7 │ 39,7 │   84,1   │
│живом весе                         │тонн │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│в том числе валовое производство   │тыс. │0,200 │0,276 │0,392 │  196,0   │
│говядины специализированных пород в│тонн │      │      │      │          │
│живом весе                         │     │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│3. Валовое производство говядины в │тыс. │ 27,8 │ 24,6 │ 23,0 │   82,7   │
│убойном весе                       │тонн │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│в том числе валовое производство   │тыс. │ 14,7 │ 14,1 │ 12,8 │   87,1   │
│говядины в убойном весе в          │тонн │      │      │      │          │
│сельскохозяйственных организациях  │     │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│4. Производство на душу населения  │ кг  │ 10,1 │ 9,5  │ 8,5  │   84,2   │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│5. Количество реализованной        │тыс. │ 28,7 │ 27,1 │ 24,6 │   85,5   │
│продукции                          │тонн │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│6. Выручка от реализации           │млн. │1245,0│1207,9│1299,7│  104,4   │
│                                   │руб. │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│7. Себестоимость реализованной     │млн. │1569,7│1718,2│1727,5│  110,0   │
│продукции                          │руб. │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│8. Рентабельность производства мяса│     │      │      │      │          │
│с государственной поддержкой       │  %  │ н/д  │ н/д  │-19,13│    -     │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│без государственной поддержки      │  %  │-20,69│-29,70│-24,76│    -     │
└═══════════════════════════════════┴═════┴══════┴══════┴══════┴══════════…


Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства Пермского края.

Производство высокопродуктивного мясного поголовья КРС, его убой и первичная переработка в Пермском крае развиты крайне слабо. Сокращение поголовья молочного скота обострило ситуацию с производством в Пермском крае говядины. Возникла необходимость наращивания поголовья мясного скота специализированных пород, а также перевода части низкопродуктивного молочного скота на технологию мясного скотоводства.

Для увеличения производства говядины в Пермском крае возможны два пути:

использование малопродуктивного и выранжированного молочного поголовья дойного стада для получения помесного приплода от скрещивания с быками мясных пород и выращивание его на мясо, усовершенствование технологии выращивания молодняка и интенсивного откорма (создание специализированных хозяйств и площадок по откорму). В ряде регионов уже есть примеры, когда из низкопродуктивного молочного скота формировались хорошие мясные стада;

развитие специализированной отрасли мясного скотоводства (разведения скота мясных пород).

Развитие отрасли мясного скотоводства в Пермском крае идет по пути разведения чистопородного мясного скота и формирования племенной базы за счет привлечения лучших отечественных племенных ресурсов. Выращиванием и откормом молодняка КРС молочных пород в Пермском крае занимаются 2 специализированных хозяйства и более 70% сельхозпредприятий, специализирующихся на производстве молока, а также личные подсобные хозяйства. В специализированных хозяйствах, занимающихся интенсивным откормом, содержится 10,8 тысячи голов, среднесуточный привес здесь в 1,5 раза выше аналогичного среднекраевого показателя. Около 8% молодняка поступает на откорм в личные подсобные хозяйства.

Развитием мясного скотоводства с использованием специализированных пород, обладающих высокой энергией роста, качеством и выходом мяса, в Пермском крае занимается 21 хозяйство: 13 сельскохозяйственных предприятий, 4 крестьянских (фермерских) хозяйства и 4 индивидуальных предпринимателя. Общее поголовье чистопородного мясного скота - около 3000 голов, в том числе коров - 1236 голов. В хозяйствах Пермского края разводится специализированная мясная порода - герефордская.

В настоящее время динамичному развитию отрасли и увеличению объемов производства препятствуют основные проблемы:

малочисленность мясного скота, в том числе специализированного;

недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли;

неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий;

низкая экономическая заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в откорме скота и производстве мяса КРС, особенно специализированных пород.

На настоящий момент в Пермском крае остался один племенной репродуктор по разведению КРС герефордской породы, в котором содержится 90 коров. Начинает формироваться еще один репродуктор по разведению герефордской породы, в планах которого доведение маточного поголовья коров до 300 голов и создание дочерних предприятий по откорму мясного скота, а также использование имеющегося молочного скота на технологию мясного производства.

Стратегия в развитии мясного скотоводства - создание рабочих мест за счет увеличения производства высококачественного мяса КРС специализированных мясных пород.

В Пермском крае осуществляется реализация четырех инвестиционных проектов по производству высококачественной говядины. Очевидно, что этого недостаточно для формирования специализированной отрасли.

Сдерживающим фактором в развитии мясного скотоводства является и состояние мясоперерабатывающей базы. Неурегулированность экономических отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с мясоперерабатывающими предприятиями и предприятиями торговли отрицательно влияет на рентабельность мясного скотоводства. Фактором успешного развития отрасли специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины. Крупные мясокомбинаты Пермского края закрыли убойные цеха, работают в основном на завозном сырье.

Потенциал для развития мясного скотоводства обусловлен наличием ряда следующих факторов:

достаточное количество площадей естественных пастбищ и сенокосов;

наличие трудовых ресурсов;

наличие в сельской местности неиспользуемых производственных и социальных инфраструктурных объектов.

Мясной скот более вынослив и неприхотлив в условиях содержания, поэтому требует значительно меньших затрат на строительство помещений: даже в зимний период им достаточно легких, неотапливаемых помещений.

Развитие любой отрасли животноводства зависит от состояния кормовой базы, не исключение и мясное скотоводство. Важнейшей составной частью рентабельного ведения откорма является максимальное использование естественных и улучшенных пастбищ для нагула животных. Для успешного откорма необходим годовой запас качественных кормов, поэтому необходимо применение ресурсосберегающих технологий в производстве и заготовке кормов, включение в рацион полноценных комбикормов.

1.3. Свиноводство


Важную роль в обеспечении населения мясом играет свиноводство. В общем объеме производства мяса в Пермском крае почти треть приходится на свинину. Две трети производимой в Пермском крае свинины приходится на долю сельскохозяйственных организаций, динамика производства мяса в которых стабильна. Сокращение производства свинины в Пермском крае в основном происходит за счет сокращения в хозяйствах населения (с 2000 года объемы производства сократились более чем в 2 раза). Новых инвестиционных проектов по свиноводству за последние годы не реализовано. Структура и динамика производства свинины по категориям хозяйств представлены в таблице 7.

Таблица 7.

Таблица 7


Производство в Пермском крае свинины в убойном весе, тыс. тонн

Категории хозяйств

2000

2005

2006

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

Хозяйства всех категорий

37,6

32,4

31,7

33,6

28,5

26,1

Сельскохозяйственные организации

18,9

17,7

18,2

20,3

18,5

17,8

Крестьянские (фермерские)
хозяйства и индивидуальные
предприниматели

0,3

0,4

0,6

0,6

0,5

0,4

Хозяйства населения

18,4

14,3

12,9

12,7

9,4

7,9


Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства Пермского края.

Основным производителем и поставщиком свинины в Пермском крае является открытое акционерное общество "Пермский свинокомплекс", находящееся в федеральной собственности. Предприятие ежегодно производит 18-24 тыс. тонн свинины в живом весе (в 2008 году произвели 20,2 тыс. тонн, в 2009 году - 22,1 тыс. тонн), увеличивает глубину переработки своей продукции и занимает определенное место на рынке полутуш, крупнокусковых полуфабрикатов и готовых мясных изделий.

Деятельность комплекса направлена на предоставление товарных услуг в виде качественной продукции своего производства: свинины для мясокомбинатов (в живом весе), племенного свинопоголовья, непосредственно свинины, прочей продукции собственного производства.

Производство свинины в регионе в целом можно считать стабильным. Анализ финансово-экономических показателей состояния отрасли свиноводства представлен в таблице 8.

Таблица 8. Анализ состояния свиноводства в регионе

Таблица 8

┌═══════════════════════════════════┬═════┬══════┬══════┬══════┬══════════‰
│            Показатели             │ Ед. │ 2007 │ 2008 │ 2009 │2009 г. к │
│                                   │изм. │  г.  │  г.  │  г.  │2007 году,│
│                                   │     │      │      │      │    %     │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│                 1                 │  2  │  3   │  4   │  5   │    6     │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│1. Поголовье свиней, всего         │тыс. │222,1 │211,84│213,1 │   95,9   │
│                                   │голов│      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│2. Валовое производство свинины в  │тыс. │ 42,8 │ 38,1 │ 38,1 │   89,0   │
│живом весе                         │тонн │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│3. Валовое производство свинины в  │тыс. │ 33,6 │ 28,5 │ 26,1 │   77,7   │
│убойном весе                       │тонн │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│4. Производство на душу населения  │ кг  │ 12,3 │ 10,5 │ 9,7  │   78,9   │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│5. Валовое производство свинины в  │тыс. │ 20,3 │ 18,5 │ 17,8 │   87,7   │
│убойном весе в сельскохозяйственных│тонн │      │      │      │          │
│организациях                       │     │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤ 

│7. Количество реализованной        │тыс. │ 25,6 │ 24,0 │ 24,7 │   96,5   │
│продукции                          │тонн │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│8. Себестоимость реализованной     │млн. │1283,6│1524,6│1556,4│  121,2   │
│продукции                          │руб. │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│9. Выручка от реализации           │млн. │1147,6│1557,9│1696,5│  147,8   │
│                                   │руб. │      │      │      │          │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│10. Рентабельность производства    │     │      │      │      │          │
│мяса                               │     │      │      │      │          │
│с государственной поддержкой       │  %  │ н/д  │ н/д  │ 9,31 │    x     │
├═══════════════════════════════════┼═════┼══════┼══════┼══════┼══════════┤
│без государственной поддержки      │  %  │-10,59│ 2,19 │ 9,0  │    x     │
└═══════════════════════════════════┴═════┴══════┴══════┴══════┴══════════…


Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства Пермского края.

В состав существующего в Пермском крае свинокомплекса входят селекционно-гибридный центр на 1500 свиноматок, два промышленных комплекса для выращивания и откорма свиней общей проектной мощностью 216 тыс. голов в год. В структуру предприятия также входит комбикормовый завод мощностью 100 тыс. тонн комбикормов в год.

Существующие производственные предприятия в свиноводстве нуждаются в модернизации и реконструкции, в результате которых планируется увеличение производительности имеющихся мощностей, снижение себестоимости выпускаемой продукции и за счет этого повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также увеличение объемов производства и рынков сбыта. Основные разводимые породы - крупная белая, ландрас, дюрок.

При выращивании свиней необходима узкая специализация, в побочном или подсобном хозяйстве данное производство невыгодно. Стратегия развития свиноводства возможна в двух направлениях - строительство индустриальных свинокомплексов с поголовьем свыше 60 тыс. голов и строительство небольших автоматизированных модульных свинарников на 3-12 тыс. голов. Так же, как и в производстве КРС, развитие свиноводства зависит от наличия отраслевой инфраструктуры - племенной работы, забоя и переработки.

1.4. Птицеводство


В структуре потребления мяса существенную долю (более 40%) занимает мясо птицы. Практически все его производство в Пермском крае сконцентрировано на птицефабриках индустриального типа. В последние годы в крае наблюдается динамичный рост производства мяса птицы, динамика показателей представлена в таблице 9. Итогом значительного прироста стала реализация инвестиционных проектов в птицеводстве с участием бюджетных средств. Птицеводство характеризуется быстрой оборачиваемостью капитала, обеспечивающей высокую рентабельность и окупаемость капиталовложений.

Таблица 9

Производство в Пермском крае мяса птицы в убойном весе, тыс. тонн

Категории хозяйств

2000

2005

2006

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

Хозяйства всех категорий

19,4

17,7

20,5

22,6

22,7

26,9

Сельскохозяйственные организации

17,8

16,7

19,6

21,9

22,1

26,3

Крестьянские (фермерские)
хозяйства и индивидуальные
предприниматели

0

0

0

0

0

0

Хозяйства населения

1,6

1

0,9

0,7

0,6

0,6


Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства Пермского края.

На территории Пермского края функционирует 6 птицефабрик различных форм собственности и организационно-правовых форм, на которых работает около 5 тыс. человек. Поголовье птицы в сельскохозяйственных организациях возросло за 2009 год на 9,7% и составило 5552,8 тыс. голов. Реализовано мяса птицы на убой в живой массе 36,3 тыс. тонн, или 119,5% от уровня прошлого года. Лидером по производству мяса птицы является открытое акционерное общество "Птицефабрика Пермская", на котором производится 77% мяса бройлеров. В 2009 году здесь было произведено 28 тыс. тонн мяса бройлеров (на 15% больше уровня 2008 года). В настоящее время это предприятие модернизирует мощности для выращивания бройлеров. Реализация инвестиционного проекта "Реконструкция птицеводческого комплекса и строительство убойного цеха с глубокой переработкой мяса птицы" началась также на другом крупном предприятии - ЗАО "Птицефабрика "Чайковская".

На территории Пермского края функционируют 2 племенных репродуктора по разведению мясной птицы высокопродуктивных кроссов росс-308, хаббарт. В 2007 году производственные мощности ОАО "Птицефабрика Калининская" переведены под репродуктор 2-го порядка по производству инкубационного яйца высокопродуктивного кросса росс-308 для бройлерных фабрик зоны Урала и Российской Федерации. Общий размер инвестиционных вложений составил 246,9 млн. рублей. Реализация первого этапа обеспечит производство 21,8 млн. шт. инкубационного яйца в год. Второй этап предполагает производство 25-35 млн. шт. инкубационного яйца, что является основой комплектования птицефабрик Пермского края высокопродуктивным молодняком и инкубационным яйцом. Оба репродуктора имеют потенциальные возможности для увеличения производства племенной продукции.

Анализ финансово-экономических показателей состояния отрасли птицеводства представлен в таблице 10.

Таблица 10. Анализ состояния птицеводства в регионе

Таблица 10

Показатели

Ед.
изм.

2007
г.

2008
г.

2009
г.

2009 г. к
2007 г., %

1

2

3

4

5

6

1. Поголовье птицы

тыс.
голов

4772,9

5404,9

5870,4

123,0

2. Валовое производство мяса птицы
в живом весе

тыс.
тонн

30,5

30,3

36,2

118,7

3. Валовое производство мяса птицы
в убойном весе

тыс.
тонн

22,6

22,7

26,9

119,0

4. Валовое производство мяса птицы
в убойном весе в
сельскохозяйственных организациях

тыс.
тонн

21,9

22,1

26,3

120,1

5. Количество реализованной
продукции

тыс.
тонн

27,7

31,0

32,6

117,7

6. Себестоимость реализованной
продукции

млн.
руб.

1152,6

1709,0

1772,5

153,8

7. Выручка от реализации

млн.
руб.

1388,6

1817,5

1912,3

137,7

8. Рентабельность производства мяса
с государственной поддержкой

%

н/д

н/д

7,88

без государственной поддержки

%

20,48

6,35

7,88


Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства Пермского края.

Согласно нормам питания среднегодовое потребление мяса и мясопродуктов составляет 81 кг убойного веса на душу населения, из которых 30 кг убойного веса - мясо птицы. В 2009 году в Российской Федерации среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов составило 66,7 кг в убойном весе, потребление мяса птицы - 25 кг. Важно отметить, что уровень потребления 1990 года (12,4 кг/чел.) был преодолен еще в 2001 г. Более того, среднедушевое потребление мяса птицы в России превысило уже и среднеевропейский показатель - 20,1 кг на душу населения по 25 странам Евросоюза. Однако при сравнении с США, где потребляют 47,3 кг на душу населения, становится очевиден потенциал для дальнейшего роста потребления мяса птицы.

Постоянно растущий спрос на мясо птицы объясняется как его потребительскими свойствами, так и значительно более низким уровнем цен в сравнении с другими видами мясной продукции. Мясо птицы является диетическим продуктом и отличается большей доступностью для слоев населения с более низкой покупательной способностью.

По классификации Всемирной продовольственной организации (ФАО) мясо птицы относится к числу незаменимых продуктов питания. Благодаря содержанию полного и сбалансированного набора незаменимых аминокислот, жизненно важных жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов мясо птицы входит в состав наиболее ценных видов мяса. Так, в белке мяса цыплят-бройлеров количество незаменимых аминокислот достигает 92%, в белке свинины - 88%, баранины - 73%, говядины - 72%.

Доля мяса птицы в потребительском балансе в развитых странах составляет более 50%, в то время как в России - лишь 38% по внутреннему производству и по мясному балансу с учетом импорта.

Население Пермского края обеспечено мясом птицы собственного производства менее чем наполовину (47%). Стратегию развития птицеводства можно обозначить как сохранение рабочих мест в отрасли путем выхода на уровень 100-процентной самообеспеченности региона по мясу птицы, в том числе за счет роста производительности труда, а также путем увеличения объемов реализации продукции за пределы Пермского края.

II. Основные цели, задачи и направления государственной поддержки мясного животноводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года


2.1. Цель Программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли мясного животноводства, увеличение объемов производства продукции мясного животноводства и повышение конкурентоспособности продукции, увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции мясного животноводства и рост объемов реализации за пределами Пермского края, создание рабочих мест.

2.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

увеличение производства мяса за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением техники и технологического оборудования, племенного поголовья;

стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий, дифференцированных с учетом продуктивности;

ориентация производителей на значительное обновление поголовья КРС, свиней и птицы за счет закупки высокопродуктивного племенного скота новых пород с высоким генетическим потенциалом;

развитие кадрового потенциала, оказание информационно-консультационной поддержки;

реализация мер по развитию рынка мяса, продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта.

2.3. Государственная поддержка будет направлена на развитие следующих процессов в подотраслях мясного животноводства:

2.3.1. мясное скотоводство:

формирование племенной базы мясного скотоводства;

увеличение производства конкурентоспособной говядины ("мраморного" мяса);

создание специализированных хозяйств (площадок);

создание и технологическая модернизация мясных и откормочных ферм и предприятий по первичной переработке скота;

укрепление кормовой базы, в том числе улучшение пастбищ;

2.3.2. свиноводство:

развитие свиноводства на основе углубления специализации при воспроизводстве поголовья высокопродуктивных и технологичных пород и гибридов;

формирование благоприятных макроэкономических условий для развития свиноводства;

комплектация селекционных хозяйств высокопродуктивными и технологичными породами животных;

увеличение объемов и качества кормов;

реализация инновационных технологий и научных разработок;

2.3.3. птицеводство:

расширение и модернизация производственных мощностей, переработки, транспортировки, хранения и логистики;

обеспечение племенным материалом для бройлерного производства (работа репродукторов и товарных хозяйств в составе производственно-научных систем);

обновление технической базы производства и переработки птицеводческой продукции;

создание условий для устойчивого функционирования птицеводческих предприятий;

развитие кормовой базы для производства птицеводческой продукции;

развитие кооперативных связей птицеводческих предприятий с фермерскими (крестьянскими) хозяйствами и индивидуальными приусадебными хозяйствами населения для обеспечения птицефабриками потребностей этих хозяйств и личных подворий населения в молодняке птицы и кормах;

реализация мер по развитию кооперации и интеграции птицеводческих хозяйств с зернопроизводящими, комбикормовыми, перерабатывающими и другими предприятиями, участвующими в общем производственном цикле;

совершенствование глубокой переработки мяса птицы и яиц, расширение производства продуктов, готовых к употреблению и в фирменной упаковке;

создание условий для развития традиционных направлений: утководства, гусеводства, индейководства.

2.4. На решение основных задач направлены следующие мероприятия (подробнее мероприятия описаны в разделе IV Программы):

государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса;

государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции;

формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса;

кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе;

государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

III. Целевые индикаторы, ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность Программы


3.1. Мероприятия Программы приведут к значительному увеличению основных показателей эффективности деятельности отрасли. Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 11. За счет реализации мероприятий планируется к 2012 году увеличить производство мяса в живом весе более чем на 20% от уровня 2009 года, а к 2020 году - на 85%. Достичь указанной цели к 2012 году предполагается за счет кратного увеличения производства высококачественного мяса КРС специализированных пород (в 2012 году более чем в 3 раза от уровня 2009 года и в 25 раз больше к 2020 году) и увеличения к 2020 году на треть производства мяса птицы. Также планируется активное развитие, особенно в малых формах хозяйствования на селе, других направлений мясного животноводства (баранина, индейка, перепела, гуси и пр.).

(п. 3.1 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 05.07.2011 N 399-п)

Таблица 11

Производство мяса в хозяйствах всех категорий в Пермском крае (по видам), тыс. тонн


(в ред. Постановления Правительства Пермского края
от 05.07.2011 N 399-п)

Показатель

2009

2010

2011

2012

2012
к 2009
году

2015

2020

2020
к 2009
году

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Скот и птица в живом
весе, в том числе

117,3

119,6

130,3

141,5

121%

161,1

217,0

185%

говядина

39,7

37,7

42,0

45,0

113%

49,0

62,0

156%

в том числе мясных пород

0,4

0,4

0,6

1,5

375%

4,6

10,0

2551%

свинина

38,1

36,6

40,0

42,0

110%

47,0

58,0

152%

птица

37,2

42,6

45,0

50,0

134%

60,0

90,0

242%

баранина

2,1

2,2

2,7

3,7

176%

3,8

5,0

238%

другие виды

0,2

0,5

0,6

0,8

400%

1,3

2,0

1000%


3.2. Объемы производства и потребления мяса по видам представлены в таблице 12. По данным таблицы видно, что к 2020 году возрастет потребление мяса птицы и других видов мяса (баранина, индейка и пр.).

Таблица 12. Баланс производства и потребления по видам мяса, тыс. тонн

Таблица 12

(в ред. Постановления Правительства Пермского края
от 05.07.2011 N 399-п)

Оценка

Прогноз

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2015 г.

2020 г.

про-
извод-
ство

пот-
реб-
ление

про-
извод-
ство

пот-
реб-
ление

про-
извод-
ство

пот-
реб-
ление

про-
извод-
ство

пот-
реб-
ление

про-
извод-
ство

пот-
реб-
ление

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Всего

79,2

154,5

86

155

93,4

155,5

106,7

165

144,5

170

в том числе

говядина

21,9

44

24,4

44

26,1

44

28,5

47

36

50

свинина

25,1

45

27,4

45

28,8

45

32,2

45

39,7

45

мясо птицы

30,8

62

32,6

62,5

36,2

63

43,4

69

65,1

70

другие виды мяса

1,4

3,5

1,6

3,5

2,3

3,5

2,6

4

3,7

5


3.3. Высокие темпы роста производства мяса в Пермском крае будут обеспечены за счет увеличения поголовья, а также роста продуктивности и эффективности отрасли. Динамика поголовья по видам представлена в таблице 13.

Таблица 13. Динамика поголовья, тыс. голов

Таблица 13

(в ред. Постановления Правительства Пермского края
от 05.07.2011 N 399-п)

Поголовье

2009

2010

2011

2012

2012
к 2009

2015

2020

2020
к 2009

1

2

3

4

5

6

7

8

9

КРС

282,0

265,1

286,8

298,3

106%

297,3

324,5

115%

в том числе мясных
пород

3,0

4,0

6,0

9,0

300%

28,8

53,9

1797%

в том числе коровы
мясных пород

1,2

1,4

2,5

4,0

333%

12,5

23,5

1958%

Свинина

213,1

195,0

206,9

210,9

99%

216,0

229,9

108%

Птица

5870,4

6402,4

6566,1

7083,2

121%

7778,6

10064,8

171%


3.4. В результате реализации Программы увеличится коэффициент самообеспечения Пермского края по производству мяса: с уровня 50% мяса на душу населения в 2009 году до 60% в 2012 году и до уровня 85% к 2020 году. Данная информация представлена в таблице 14.

Таблица 14

Баланс производства и потребления мяса и мясопродуктов в Пермском крае

Показатель

2009

2010

2011

2012

2015

2020

1

2

3

4

5

6

7

Численность населения, тыс. чел.

2701,2

2693

2685

2677

2653

2645

Потребление - всего, тыс. тонн

154,4

154,5

155

155,5

165

170

Потребление на душу населения,
кг

57

57,4

57,7

58,1

62,2

64,3

Производство, тыс. тонн

77,3

79,2

86

93,4

106,7

144,5

Коэффициент самообеспечения, %

50,0

51,3

55,5

60,1

64,7

85,0


3.5. Помимо увеличения племенной базы, производства высококачественной говядины и наполнения внутреннего рынка мясом, реализация Программы обеспечит сохранение рабочих мест на низкопродуктивных предприятиях молочного направления после их перевода на мясное направление и начиная с 2011 года обеспечит ежегодное создание 300 новых рабочих мест в сельских территориях, а также дополнительное поступление налогов. По сравнению с 2009 годом в бюджеты всех уровней за 2011-2012 годы объем налоговых поступлений увеличится на 354 млн. рублей.

Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы и эффективности использования бюджетных средств приведен в таблице 15.

Таблица 15. Социально-экономическая эффективность реализации Программы

Таблица 15

Показатели

2009

2010

2011

2012

2020

2020 г. к
2009 г.

1

2

3

4

5

6

7

1. Объем производства мяса во
всех категориях хозяйств,
тыс. тонн в живой массе

117,3

119,6

130,3

141,5

217,0

185%

2. Выручка (нетто) от продажи
мяса и мясопродуктов
сельскохозяйственных
организаций, млн. руб.

5150

5513

6307

7191

11580

225%

3. Прирост выручки (нетто) от
продажи мяса и мясопродуктов
сельскохозяйственных организаций
от уровня 2009 года, млн. руб.

0

363

1157

2041

6430

4. Начисление налогов, млн. руб.

572

612

700

798

1286

225%

5. Ежегодный прирост налогов
отрасли мясного животноводства к
уровню 2009 года, млн. руб.

0

40

128

226

714

6. Рабочие места, чел.

7300

7400

7700

8000

10400

142%


Достичь указанных результатов Программы планируется за счет реализации программных мероприятий, направленных на создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли мясного животноводства.

IV. Перечень и описание программных мероприятий


4.1. Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса.

Основными проблемами, влияющими на инвестиционную привлекательность мясного животноводства, являются диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, длительная окупаемость инвестиционных проектов, на срок которой влияют величина капитальных вложений и прибыльность инвестиционных проектов.

4.1.1. Цель мероприятия - рост доходов сельского населения за счет развития конкурентных преимуществ приоритетных отраслей путем реализации комплексных инвестиционных проектов в мясном животноводстве и увеличения объемов реализованной продукции. Положительное влияние на рост объемов производства и реализации продукции сельского хозяйства окажет увеличение объема инвестиций в отрасль.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

повышение инвестиционной привлекательности мясного животноводства путем реализации инвестиционных проектов на основе конкурсного отбора;

рост производительности труда;

увеличение объемов реализованной продукции за счет субсидирования части затрат, в том числе инвестиционных.

4.1.2. Механизм реализации - поддержка и реализация инвестиционных проектов предполагает возмещение части затрат при создании новых производств и техническом переоснащении организаций агропромышленного комплекса и субъектов малых форм хозяйствования.

Мероприятие будет осуществляться на основе отбора инвестиционных предложений организаций агропромышленного комплекса и субъектов малых форм хозяйствования по следующим инвестиционным проектам: "Развитие отрасли специализированного мясного скотоводства", "Развитие отрасли птицеводства в Пермском крае" и другие. Отбор инвестиционных проектов и их реализацию планируется осуществлять по принципу развития "точек роста" с учетом территориальных, социальных и инфраструктурных особенностей. Стимулирование увеличения объемов реализованной продукции будет обеспечено поддержкой прироста натуральных показателей и эффективности производства.

4.1.3. В рамках данной региональной программы планируется стимулировать создание принципиально новой инженерно-технической базы мясного животноводства и использование техники и технологий нового поколения.

Прирост производства свинины будет обеспечен в основном за счет реконструкции свиноводческих комплексов индустриального типа.

Прирост производства КРС будет обеспечен реализацией инвестиционных проектов в отрасли специализированных мясных пород.

Прирост производства птицы в основном будет обеспечен за счет реконструкции птицеводческих комплексов индустриального типа и строительства новых высокотехнологичных предприятий.

Инвестиционные проекты будут осуществлены на основе системной технологической модернизации отрасли с применением интенсивных и ресурсосберегающих технологий. В рамках указанных инвестиционных проектов планируется также строительство инфраструктурных объектов.

4.2. Государственная поддержка увеличения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции.

Для ускоренного развития отрасли мясного животноводства необходима государственная поддержка наращивания объемов производства и реализации мяса исходя из приоритетов. Необходимость поддержки обусловлена длительным инвестиционным циклом производства, ценовой диспропорцией между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, сезонным циклом сельскохозяйственного производства.

4.2.1. Цель мероприятия - увеличение объемов производства и реализации мяса за счет возмещения части затрат на его производство.

4.2.2. Механизм реализации:

4.2.2.1. предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство и реализацию:

мяса свиней (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей индустриального типа);

мяса КРС мясных пород;

4.2.2.2. предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, специализирующимся на откорме КРС, на закуп молодняка КРС.

4.2.3. Расчет субсидий производится по ставке за единицу реализованной сельскохозяйственной продукции с учетом специализации сельскохозяйственных организаций. Сельскохозяйственным товаропроизводителям, специализирующимся на откорме КРС, субсидии предоставляются исходя из количества приобретенных голов у сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края.

Субсидии имеют регулирующий характер, учитывают финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей и позволяют стимулировать организации на увеличение объемов реализованной продукции, повышение рентабельности от производственной деятельности. Распределение бюджетных ассигнований между направлениями, определенными механизмом реализации, утверждается приказом Министерства сельского хозяйства Пермского края.

4.3. Формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса.

Отрасль сельского хозяйства, в том числе отрасль мясного животноводства, находится в условиях более низкой инвестиционной привлекательности по причине высокой степени рисков и существенной социальной нагрузки на сельскохозяйственное производство. Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства населения зачастую ограничены в возможностях развития производства за счет собственных ресурсов. Основой конкуренции является техническая и технологическая модернизация организаций агропромышленного комплекса.

4.3.1. Цель мероприятия - стабилизация финансово-экономического состояния сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, малых форм хозяйствования, а также организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку продукции мясного животноводства. Для достижения поставленной цели необходимо стимулировать увеличение объемов привлеченных кредитов и займов.

Реализация мероприятия планируется в целях расширения доступности кредитных ресурсов, прежде всего на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), а также на строительство инфраструктурных объектов.

4.3.2. Механизм реализации - предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с выплатой процентных ставок по краткосрочным кредитам и займам, по инвестиционным кредитам, по кредитам на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, по кредитам (займам) малых форм хозяйствования на селе.

4.4. Кадры, консалтинг, аутсорсинг, научно-исследовательская работа в агропромышленном комплексе.

Важным фактором роста эффективности отрасли мясного животноводства является укомплектованность сельскохозяйственных организаций высококвалифицированным персоналом. Недостаток квалифицированных работников и низкое качество их подготовки не позволяют эффективно использовать высокотехнологичные факторы производства, совершенствовать и развивать отраслевую специализацию. Не решена проблема повышения эффективности менеджмента в отрасли, что усугубляется отсутствием единой системы консалтинга и информационного обеспечения.

4.4.1. Цель мероприятия - привлечение высококвалифицированных специалистов в мясное животноводство, повышение эффективности научно-исследовательских разработок и увеличение их прикладного значения, создание системы эффективного информационно-консультационного обслуживания, аутсорсинга, проведение научно-исследовательских работ, развитие рынка консультационных услуг.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

развитие кадрового потенциала в мясном животноводстве;

оказание информационно-консультативной поддержки;

проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям отрасли;

реализация мероприятий по закреплению кадров в мясном скотоводстве, повышению квалификации менеджеров, технологов, гуртоправов, операторов и др.

4.4.2. В соответствии с поставленной целью необходимо проведение организационных мероприятий по развитию аграрного образования в рамках агропромышленного кластера на территории Пермского края. Данные мероприятия включают:

совершенствование профессионального аграрного образования и развитие системы целевой подготовки специалистов сельского хозяйства из числа сельской молодежи в средних и высших профессиональных учебных заведениях Пермского края;

создание краевого резерва высококвалифицированных специалистов, способных возглавить сельскохозяйственные организации, организация их переподготовки и стажировки;

закрепление сельскохозяйственных организаций в качестве базовых для средних и высших профессиональных учебных заведений Пермского края и создание на отдельных из них научно-производственных центров;

совершенствование законодательства Пермского края в части закрепления молодых специалистов на селе;

создание и развитие отраслевой системы мониторинга кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.

4.4.3. Механизм реализации:

4.4.3.1. финансирование мероприятий, предусмотренных статьей 2 Закона Пермского края от 5 августа 2007 года N 81-ПК "О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Пермского края";

4.4.3.2. предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на оплату по договорам оказания аутсорсинговых услуг.

4.5. Государственная поддержка мероприятий по регулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Развитие рынка мяса и мясопродуктов осуществляется для обеспечения приоритетного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края на продовольственный рынок, снижения их затрат и увеличения доходности от реализации произведенной продукции.

4.5.1. Цель мероприятия - максимально возможное насыщение регионального рынка продовольствия продукцией сельскохозяйственных товаропроизводителей Пермского края и ввоз недостающего количества продовольствия преимущественно в виде сырья с целью дальнейшей его переработки.

4.5.2. Механизм реализации:

4.5.2.1. проведение организационных мероприятий по выстраиванию партнерских взаимоотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями перерабатывающей промышленности в Пермском крае, а также повышение загруженности перерабатывающих мощностей; по привлечению на товарный рынок продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств; по развитию сети фирменной, кооперативной и иной оптовой и розничной торговли;

4.5.2.2. организация мероприятий по созданию и продвижению краевых товарных знаков сельскохозяйственной продукции Пермского края, а также мероприятий в рамках проекта "Покупай пермское!";

4.5.2.3. финансирование проведения на территории Пермского края агропромышленных выставок, выставок-ярмарок, аграрных форумов, а также организация единого выставочного пространства Пермского края на ведущих региональных, всероссийских и некоторых специализированных международных агропродовольственных выставках за счет средств краевого бюджета;

4.5.2.4. предоставление субсидий на возмещение части затрат участникам агропродовольственных выставок.

4.6. Кроме того, с целью ускоренного развития мясного животноводства в Пермском крае реализуются следующие меры поддержки.

Развитие производственной инфраструктуры, а именно строительство дорог, подключение к электросетям, к газовым сетям и т.д. Финансирование развития инфраструктуры осуществляется в рамках регионального фонда софинансирования расходов.

Формирование залоговой базы для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе в рамках ОАО "Пермский центр развития предпринимательства", функционирующего как гарантийный фонд. На территории Пермского края функционирует ОАО "Агентство содействия инвестициям Пермского края", поддерживающее инвестиционные проекты инновационного характера.

В рамках краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 года N 351-ПК, осуществляются мероприятия по государственной поддержке племенного животноводства в целях сохранения и наращивания поголовья, а также противоэпизоотические мероприятия, направленные на диагностику, профилактику и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней в целях предотвращения потерь животноводческой продукции и повышения ее качества.

На сегодняшний день в Пермском крае оптимальный уровень обеспеченности земельными ресурсами и достаточная кормовая база. Площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов составляют 1087,7 и 74,5 тыс. га соответственно.

V. Ресурсное обеспечение Программы


5.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных краевой целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы", утвержденной Законом Пермского края от 10 декабря 2008 года N 351-ПК.

5.2. Объем средств, необходимый для реализации мероприятий Программы, рассчитан с учетом:

средних по региону производственных издержек на производство мяса и племенного материала;

экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование мясных ферм и центров по оказанию сервисных услуг;

средних цен на племенной скот по импорту и внутри страны;

среднерегиональных расходов на содержание поголовья в племенных заводах и племенных репродукторах.

5.3. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2011-2012 годы составит 4590,3 млн. рублей, в том числе 851,1 млн. рублей - из бюджета Пермского края. Данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий Программы приведены в таблице 16.

Таблица 16

Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и источники финансирования, млн. руб.

N
п/п

Мероприятие

Источник

2011 год

2012 год

Всего за
2011-2012
годы

1

2

3

4

5

6

1

Государственная
поддержка реализации
инвестиционных проектов
в отраслях специализации
агропромышленного
комплекса

Бюджет Пермского
края

104,2

78,5

182,7

Внебюджетные
средства

416,6

314,1

730,7

Всего

520,8

392,6

913,4

2

Государственная
поддержка увеличения
объемов реализованной
сельскохозяйственной
продукции

Бюджет Пермского
края

221,6

229,3

450,9

Внебюджетные
средства

1009,4

1044,7

2054,1

Всего

1231,0

1274,0

2505,0

3

Формирование общих
условий функционирования
агропромышленного
комплекса

Бюджет Пермского
края

89,8

88,8

178,6

Федеральный
бюджет

253,4

280

533,4

Внебюджетные
средства

191,6

225,8

417,4

Всего

534,8

594,6

1129,4

4

Кадры, консалтинг,
аутсорсинг, научно-
исследовательская работа
в агропромышленном
комплексе

Бюджет Пермского
края

15,4

15,3

30,7

Внебюджетные
средства

1,8

1,8

3,6

Всего

17,2

17,1

34,3

5

Государственная
поддержка мероприятий по
регулированию развития
рынков
сельскохозяйственной
продукции, сырья и
продовольствия

Бюджет Пермского
края

4,2

4,0

8,2

Внебюджетные
средства

0,0

0,0

0,0

Всего

4,2

4,0

8,2

6

Всего по Программе

Бюджет Пермского
края

435,2

415,9

851,1

Федеральный
бюджет

253,4

280,0

533,4

Внебюджетные
средства

1619,4

1586,4

3205,8

Всего

2308,0

2282,3

4590,3

VI. Система управления реализацией Программы


6.1. Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Пермского края, являющееся координатором и исполнителем Программы.

Министерство сельского хозяйства Пермского края:

обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;

составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;

подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.

6.2. Участниками Программы являются привлекаемые к реализации программных мероприятий органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, а также хозяйствующие субъекты различных форм собственности в соответствии с действующим законодательством (сельскохозяйственные товаропроизводители, перерабатывающие предприятия, иные хозяйствующие субъекты).

6.3. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.4. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.

6.5. Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.

6.6. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденным уполномоченным органом реестром получателей субсидий. Порядок формирования и условия включения в реестр получателей субсидий определяется нормативным правовым актом, утвержденным Правительством Пермского края.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, получившие убыток от реализации сельскохозяйственной продукции в течение последних трех лет, с 2010 года не включаются в реестр бюджетополучателей.

6.7. Оценка рисков реализации Программы.

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:

внешние риски:

недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;

неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;

природно-климатические риски;

внутренние риски:

организационные риски, запаздывание с реализацией мероприятий;

производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).

Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.

Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА "РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2011-2012 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 05.07.2011)

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА "РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2011-2012 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 05.07.2011)

Номер документа: 228-п

Вид документа: Постановление Правительства Пермского края

Принявший орган: Правительство Пермского края

Статус: Недействующий

Опубликован: "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 18 от 9 мая 2011 года
Дата принятия: 01 мая 2011

Дата начала действия: 20 мая 2011
Дата окончания действия: 13 декабря 2013
Дата редакции: 05 июля 2011