• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

 
ЗАКОН
 
 ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
 
от 11 октября 2004 года N 1622-329
 
 
О социальном партнерстве в Пермском крае

(в редакции Законов Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК, от 03.09.2009 N 488-ПК, от 06.02.2014 N 297-ПК, от 02.09.2014 N 360-ПК, от 10.03.2017 N 66-ПК, от 03.04.2018 N 209-ПК)




Принят
Законодательным Собранием
Пермской области
23 сентября 2004 года



Настоящий Закон определяет правовые основы организации, функционирования и развития системы социального партнерства в сфере труда в Пермском крае в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и Уставом Пермского края.


(в ред. Законов Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК, от 06.02.2014 N 297-ПК)



Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования


Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения в сфере социального партнерства на территории Пермского края, направленные на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, возникающих между участниками социального партнерства.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)

Статья 2. Правовая основа социального партнерства


1. Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Пермского края и акты органов местного самоуправления по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


2. Правовую основу социального партнерства составляют также Генеральное соглашение, краевое, территориальные, отраслевые (межотраслевые), тарифные и иные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


3. Если международными договорами Российской Федерации, в том числе конвенциями Международной организации труда (МОТ), ратифицированными Российской Федерацией, а также федеральными законами установлены иные нормы, устанавливающие более благоприятные для работников условия, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются нормы международных договоров и федеральных законов.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона


Действие настоящего Закона распространяется на работодателей (объединения, ассоциации работодателей), осуществляющих деятельность на территории Пермского края, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, на работников всех организаций в Пермском крае и работников, заключивших трудовые договоры с работодателями - физическими лицами, а также на действующие в Пермском крае территориальные и первичные профсоюзные организации, краевые объединения профсоюзов, органы государственной власти Пермского края, а также органы местного самоуправления.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


На государственных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, учреждений и органов безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств действие настоящего Закона распространяется с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


Социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


Система социального партнерства в Пермском крае - стороны и участники социального партнерства, действующие органы социального партнерства, а также принятые ими договоры и соглашения по взаимодействию в сфере социального партнерства на краевом, отраслевом, территориальном уровнях и уровне организации.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


Стороны социального партнерства - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления Пермского края в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.


(в ред. Закона Пермского края от 06.02.2014 N 297-ПК)


Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.


Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.


Объединение работодателей - вид ассоциации (союза), основанной на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей. Объединение работодателей является социально ориентированной некоммерческой организацией. Уставом объединения работодателей может предусматриваться вхождение в него иных некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности.


(в ред. Закона Пермского края от 10.03.2017 N 66-ПК)


Представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации (отраслевые, территориальные, первичные профсоюзные организации профсоюзных организаций), предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


Представители работодателей - руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пермского края, органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами, а также объединения работодателей.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


Участники (субъекты) социального партнерства - стороны социального партнерства, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и лица.


Соглашение в сфере социального партнерства (краевое, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные) - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на краевом, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


Краевое трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне края, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей с участием исполнительных органов государственной власти Пермского края.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


Территориальное соглашение - правовой акт, устанавливающий общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей с участием органов местного самоуправления.


(в ред. Закона Пермского края от 06.02.2014 N 297-ПК)


Отраслевое (межотраслевое) соглашение - правовой акт, определяющий общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей), заключаемый на краевом и территориальном уровнях.


(в ред. Закона Пермского края от 06.02.2014 N 297-ПК)


Соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае - правовой акт, устанавливающий размер минимальной заработной платы в Пермском крае, разрабатываемый и заключаемый трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае.


(абзац введен Законом Пермского края от 06.02.2014 N 297-ПК)


Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.


Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Статья 5. Принципы социального партнерства


Участники социального партнерства строят свои отношения на принципах, установленных статьей 24 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статья 6. Цели социального партнерства


Целями социального партнерства на территории Пермского края являются:


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


создание благоприятного социального климата и обеспечение общественного согласия;


обеспечение стабильности в обществе на основе объективного учета интересов всех слоев населения;


содействие решению социально значимых проблем в крае и развитию человеческого потенциала;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований;


обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;


предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению конфликтов;


совершенствование организации и функционирования социального партнерства в Пермском крае;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


усиление роли сторон социального партнерства в решении социально-трудовых проблем на уровне края;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


обеспечение дополнительных гарантий работникам по сравнению с действующим законодательством.

Статья 7. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в системе социального партнерства


1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.


2. В иных случаях органы государственной власти и органы местного самоуправления являются участниками социального партнерства и способствуют развитию социального партнерства на всех уровнях, участвуя в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений, а также осуществляя функции по организации, координации и руководству совместных действий сторон социального партнерства и защиты общественных интересов.

Статья 8. Формы социального партнерства


1. Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:


коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;


взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;


участие работников, их представителей в управлении организацией;


участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.


2. Основанием для взаимодействия сторон социального партнерства является инициатива одной из сторон, оформленная в письменной форме.

Глава II. Система социального партнерства

Статья 9. Органы социального партнерства в Пермском крае


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


1. Для реализации целей и задач социального партнерства в Пермском крае могут создаваться:


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях края;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


отраслевые трехсторонние (двусторонние) комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения;


комиссии по ведению коллективных переговоров, подготовке проекта коллективного договора и его заключения;


примирительные комиссии для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров;


иные органы социального партнерства, создаваемые по соглашению между участниками социального партнерства;


орган по урегулированию коллективных трудовых споров.


(абзац введен Законом Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


2. Трехсторонние (двусторонние) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются постоянно действующими органами социального партнерства и формируются по инициативе одной из сторон социального партнерства в соответствии с законодательством. Представительство в составе сторон определяется каждой из сторон самостоятельно.

Статья 10. Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


1. Для реализации целей и задач социального партнерства в Пермском крае сторонами создается трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае (далее - Комиссия), которая является постоянно действующим органом.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


2. Комиссия в своей деятельности руководствуется международными нормами, Конституцией Российской Федерации, федеральным и краевым законодательством, настоящим Законом, а также положением о Комиссии.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


3. Комиссия формируется из числа представителей сторон социального партнерства на принципах паритетности и полномочности представительства, равноправия и взаимной ответственности сторон с участием представителей исполнительных органов государственной власти Пермского края. Состав Комиссии формируется по предложениям сторон и утверждается актом губернатора края.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


4. Для координации деятельности Комиссии с учетом предложений сторон актом губернатора края утверждается кандидатура координатора Комиссии.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


5. Порядок формирования и деятельности Комиссии, полномочия координатора Комиссии, права и обязанности координаторов сторон, членов Комиссии и секретариата Комиссии определяются Положением, которое согласовывается сторонами социального партнерства и утверждается актом губернатора края.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


6. Регламент работы Комиссии разрабатывается совместно сторонами социального партнерства и утверждается на заседании Комиссии.


7. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Правительством края.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)

Статья 11. Цели и задачи трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


1. Целью работы Комиссии является достижение равноправия интересов сторон и участников социального партнерства в Пермском крае.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


2. Задачами Комиссии являются:


подготовка проекта и заключение краевого соглашения между профессиональными союзами, работодателями и Правительством Пермского края, осуществление контроля за ходом его выполнения;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


разрешение разногласий, возникающих в процессе подготовки, заключения и реализации краевого соглашения путем переговорного процесса;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


осуществление мер по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий;


проведение предварительных трехсторонних консультаций, участие в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти Пермского края в сфере труда;


(в ред. Законов Пермского края от 06.02.2014 N 297-ПК, от 03.04.2018 N 209-ПК)


оказание методической помощи территориальным и отраслевым комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе и при заключении территориальных и отраслевых соглашений;


изучение и распространение опыта работы, подготовка и участие в мероприятиях по вопросам социального партнерства;


содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства;


ведение коллективных переговоров, разработка проекта и заключение соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае.


(абзац введен Законом Пермского края от 06.02.2014 N 297-ПК)

Статья 12. Права трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


Комиссия для реализации возложенных на нее задач имеет право:


принимать решения по входящим в ее компетенцию вопросам и направлять их для обязательного рассмотрения исполнительным органам государственной власти Пермского края, органам местного самоуправления, краевым организациям профсоюзов, их объединениям (ассоциациям) и объединениям работодателей, представленным в Комиссии, а также другим участникам социального партнерства, делегировавшим им свои полномочия или присоединившимся к краевому трехстороннему соглашению, а также осуществлять контроль за выполнением своих решений;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


разрабатывать и вносить предложения о принятии законодательных и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений субъектам права законодательной инициативы в установленном законом порядке;


создавать рабочие органы Комиссии для подготовки решений по важнейшим социально-трудовым вопросам, осуществления контроля за выполнением обязательств по краевому трехстороннему соглашению, решений Комиссии, а также для разработки краевого трехстороннего соглашения на очередной период;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


направлять в установленном законодательством порядке своих членов и экспертов в организации, учреждения и на предприятия для изучения социально-экономического положения, а также для ознакомления с ходом выполнения решений Комиссии и обязательств по краевому трехстороннему соглашению;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнение решений Комиссии и обязательств по краевому трехстороннему соглашению, в соответствии с законодательством;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


проводить консультации с губернатором края, комитетами и депутатскими группами Законодательного Собрания Пермского края;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


рассматривать обращения работодателей (объединений работодателей), профсоюзов (объединений профсоюзов), не представленных в Комиссии и не присоединившихся к краевому трехстороннему соглашению, при возникновении социальных и трудовых конфликтов;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


осуществлять взаимодействие с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, территориальными, отраслевыми комиссиями и иными органами социального партнерства;


вносить предложения о приостановлении или отмене действий, решений профсоюзов, руководителей предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, связанных с возможностью возникновения коллективных трудовых споров;


запрашивать у представителей сторон социального партнерства, исполнительных органов государственной власти края информацию, в том числе о заключаемых и заключенных коллективных договорах и соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта краевого трехстороннего соглашения, контроля за выполнением указанного соглашения;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


принимать по согласованию с органами государственной власти края участие в подготовке проектов нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, а также по согласованию с комитетами Законодательного Собрания Пермского края принимать участие в предварительном рассмотрении ими законопроектов в области социально-трудовых отношений;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


приглашать для участия в своей деятельности представителей профсоюзов (объединений профсоюзов), работодателей (объединений работодателей) и органов государственной власти края и местного самоуправления, не являющихся членами краевой трехсторонней комиссии, а также ученых и специалистов;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


рассматривать направленные ей проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Пермского края в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, и принимать по ним решения, обязательные для рассмотрения органами государственной власти Пермского края, принимающими указанные акты.


(абзац введен Законом Пермского края от 03.04.2018 N 209-ПК)

Статья 13. Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений


1. В муниципальных образованиях Пермского края в целях обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, а также для взаимодействия с краевой трехсторонней комиссией могут создаваться трехсторонние территориальные комиссии (далее - комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


2. Комиссии в своей деятельности руководствуются международными нормами, Конституцией Российской Федерации, федеральным и краевым законодательством, настоящим Законом, а также Положением о комиссии.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


3. Комиссии формируются из числа представителей сторон социального партнерства на принципах паритетности и полномочности представительства, равноправия и взаимной ответственности сторон с участием представителей органов местного самоуправления. Состав комиссий формируется по предложению сторон и утверждается представительным органом местного самоуправления.


4. Для координации деятельности комиссий с учетом предложений сторон представительными органами местного самоуправления утверждаются кандидатуры координаторов комиссий.


5. Порядок формирования и деятельности комиссий, полномочия координаторов комиссий, права и обязанности координаторов сторон, членов комиссий и секретариата комиссий определяются Положением, которое согласовывается сторонами социального партнерства и утверждается представительным органом местного самоуправления.


6. Регламент работы комиссий разрабатывается совместно сторонами социального партнерства и утверждается на заседаниях комиссий.


7. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий осуществляется органами местного самоуправления.

Статья 14. Полномочия территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений


В полномочия территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений входит:


ведение коллективных переговоров, подготовка проекта и заключение территориального соглашения;


разрешение разногласий, возникающих в процессе подготовки и заключения территориального соглашения, а также рассмотрение вопросов, возникших в ходе реализации соглашения;


осуществление мер по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий;


содействие коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений на уровне соответствующего муниципального образования;


проведение предварительных трехсторонних консультаций, участие в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов местного самоуправления в сфере труда;


(абзац введен Законом Пермского края от 06.02.2014 N 297-ПК)


рассмотрение направленных им проектов муниципальных правовых актов и иных актов органов местного самоуправления в сфере труда, а также документов и материалов, необходимых для их обсуждения, и принятие по ним решений, обязательных для рассмотрения органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.


(абзац введен Законом Пермского края от 03.04.2018 N 209-ПК)


Для реализации возложенных полномочий территориальные комиссии вправе:


запрашивать у представителей сторон социального партнерства, органов местного самоуправления информацию, в том числе о заключаемых и заключенных коллективных договорах и соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта территориального соглашения, контроля за выполнением указанного соглашения;


приглашать для участия в своей деятельности представителей профсоюзов (объединений профсоюзов), работодателей (объединений работодателей) и органов местного самоуправления, не являющихся членами территориальной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также ученых и специалистов;


создавать рабочие органы для подготовки решений по важнейшим социально-трудовым вопросам, для разработки территориального соглашения на очередной период, а также для осуществления контроля за выполнением указанного соглашения и решений комиссии;


принимать к рассмотрению иные вопросы по решению возложенных на территориальные комиссии задач в сфере социального партнерства, определяемые сторонами.

Статья 15. Отраслевые (межотраслевые) комиссии


1. Для взаимодействия и сотрудничества субъектов социального партнерства на отраслевом (межотраслевом) уровне в целях решения проблем социально-экономического развития отрасли (отраслей), улучшения условий и совершенствования форм оплаты труда, обеспечения социальных гарантий работников отрасли, а также для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов краевых или территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения могут образовываться постоянно действующие трехсторонние (двусторонние) отраслевые (межотраслевые) комиссии.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


2. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на краевом, так и на территориальном уровнях. Для координации деятельности краевых или территориальных отраслевых комиссий сторонами утверждаются кандидатуры координаторов отраслевых комиссий.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


3. Отраслевые (межотраслевые) комиссии формируются из числа представителей отраслевого профсоюза, соответствующего объединения работодателей на принципах паритетности и полномочности представительства, равноправия и взаимной ответственности сторон с участием отраслевых (межотраслевых) исполнительных органов государственной власти края или органов местного самоуправления. Состав комиссий формируется по предложению сторон и утверждается координатором комиссии.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


4. Отраслевые (межотраслевые) комиссии, руководствуясь принципами социального партнерства, осуществляют свою деятельность на основании положений об отраслевых (межотраслевых) комиссиях, утверждаемых координаторами комиссий.


5. Регламент работы отраслевых (межотраслевых) комиссий разрабатывается совместно сторонами социального партнерства и утверждается на заседаниях комиссий.


6. Организационно-техническое обеспечение деятельности отраслевых (межотраслевых) комиссий осуществляется сторонами на паритетной основе в соответствии с положениями об отраслевых (межотраслевых) комиссиях.

Статья 16. Полномочия отраслевых (межотраслевых) комиссий


В полномочия отраслевых (межотраслевых) комиссий входит:


ведение коллективных переговоров, подготовка проекта и заключение отраслевого (межотраслевого) соглашения;


разрешение разногласий, возникающих в процессе подготовки и заключения отраслевого (межотраслевого) соглашения, а также рассмотрение вопросов, возникших в ходе реализации соглашения;


осуществление мер по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров в соответствующих отраслях в пределах своих полномочий;


содействие коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений на уровне соответствующей отрасли (отраслей).


Для реализации возложенных полномочий отраслевые (межотраслевые) комиссии вправе:


запрашивать у представителей сторон социального партнерства, отраслевых (межотраслевых) исполнительных органов государственной власти края, органов местного самоуправления информацию, в том числе о заключаемых и заключенных коллективных договорах, регулирующих социально-трудовые отношения в соответствующих отраслях, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта отраслевого (межотраслевого) соглашения, контроля за выполнением указанного соглашения;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


приглашать для участия в своей деятельности представителей профсоюзов (объединений профсоюзов), работодателей (объединений работодателей) и органов государственной власти края, не являющихся членами отраслевой (межотраслевой) комиссии, а также ученых и специалистов;


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


создавать рабочие органы для подготовки решений по важнейшим социально-трудовым вопросам, разработки отраслевого (межотраслевого) соглашения на очередной период, а также для осуществления контроля за выполнением указанного соглашения и решений комиссии;


принимать к рассмотрению иные вопросы по решению возложенных на отраслевые (межотраслевые) комиссии задач в сфере социального партнерства, определяемые сторонами.

Статья 17. Краевое трехстороннее соглашение


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


1. Краевое трехстороннее соглашение разрабатывается в ходе коллективных переговоров и заключается между сторонами социального партнерства с участием Правительства края и иных исполнительных органов государственной власти Пермского края.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


2. Краевое трехстороннее соглашение, требующее бюджетного финансирования, заключается до внесения проекта закона о краевом бюджете на соответствующий финансовый год на рассмотрение Законодательным Собранием Пермского края.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


3. Принятые в краевом трехстороннем соглашении взаимные обязательства сторон (льготы, гарантии) являются минимальными и не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


4. Условия, содержащиеся в краевом трехстороннем соглашении, рассматриваются при подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере, а также при подготовке проекта закона о краевом бюджете.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


5. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении краевого трехстороннего соглашения осуществляется в соответствии с законодательством.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


6. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются краевой трехсторонней комиссией.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


7. Подписанное сторонами соглашение подлежит уведомительной регистрации в исполнительном органе государственной власти Пермского края, участвующем в урегулировании коллективных трудовых споров на территории Пермского края, в соответствии с законодательством.


(в ред. Законов Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК, от 03.09.2009 N 488-ПК)


8. Краевое трехстороннее соглашение подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Порядок опубликования определяется сторонами соглашения.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


9. Срок действия краевого трехстороннего соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)

Статья 18. Территориальное соглашение


1. Территориальное соглашение заключается в ходе коллективных переговоров между сторонами социального партнерства с участием органов местного самоуправления.


2. Территориальные соглашения, требующие бюджетного финансирования, заключаются до внесения проектов местных бюджетов на соответствующий финансовый год на рассмотрение представительных органов местного самоуправления.


3. Условия, содержащиеся в территориальном соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством и краевым трехсторонним соглашением.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


4. Условия, содержащиеся в территориальном соглашении, рассматриваются при подготовке органами местного самоуправления проектов нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере, а также при подготовке проекта местного бюджета.


5. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении территориальных соглашений осуществляется в соответствии с законодательством.


6. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются территориальной комиссией.


7. Подписанное сторонами соглашение подлежит уведомительной регистрации в исполнительном органе государственной власти Пермского края, участвующем в урегулировании коллективных трудовых споров на территории Пермского края, в соответствии с законодательством.


(в ред. Законов Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК, от 03.09.2009 N 488-ПК)


8. Территориальное соглашение подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Порядок опубликования соглашения определяется сторонами соглашения.


9. Срок действия территориального соглашения определяется сторонами соглашения, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Статья 19. Отраслевое (межотраслевое) соглашение


1. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться как на краевом, так и на территориальном уровнях социального партнерства между сторонами социального партнерства с участием отраслевых (межотраслевых) исполнительных органов государственной власти края или соответственно органов местного самоуправления.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


2. Условия, содержащиеся в отраслевом (межотраслевом) соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, краевым трехсторонним соглашением или соответствующим территориальным соглашением.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


3. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении отраслевых (межотраслевых) соглашений осуществляется в соответствии с законодательством.


4. Порядок, сроки разработки проекта отраслевого (межотраслевого) соглашения и его заключения определяются отраслевой комиссией.


5. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, требующие бюджетного финансирования, заключаются до внесения проектов краевого или местных бюджетов на соответствующий финансовый год на рассмотрение представительного органа края либо местного самоуправления.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


6. Подписанное сторонами соглашение подлежит уведомительной регистрации в исполнительном органе государственной власти Пермского края, участвующем в урегулировании коллективных трудовых споров на территории Пермского края, в соответствии с порядком, установленным законодательством.


(в ред. Законов Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК, от 03.09.2009 N 488-ПК)


7. Отраслевое (межотраслевое) соглашение подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Порядок опубликования соглашения определяется сторонами соглашения.


8. Срок действия соглашения определяется сторонами соглашения, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Статья 20. Присоединение к соглашению


(в ред. Закона Пермского края от 06.02.2014 N 297-ПК)


1. Работники и работодатели, не участвовавшие в заключении соглашения (краевого, территориального, отраслевого (межотраслевого) и соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае, вправе присоединиться к соглашению с согласия сторон путем направления сторонам соглашения письменного уведомления о намерении принять на себя обязательства соответствующей стороны.


2. По предложению сторон, заключивших краевое трехстороннее соглашение, руководитель исполнительного органа государственной власти Пермского края в сфере труда после опубликования краевого трехстороннего соглашения предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории Пермского края и не участвовавшим в заключении указанного соглашения, присоединиться к нему. Предложение о присоединении к краевому трехстороннему соглашению подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации вместе с текстом указанного соглашения и должно содержать сведения о регистрации указанного соглашения и об источнике его опубликования.


Исполнительный орган государственной власти Пермского края в сфере труда ведет реестр работодателей, на которых не распространяется действие краевого трехстороннего соглашения.


3. По предложению сторон, заключивших территориальное соглашение, глава муниципального образования Пермского края, подписавший территориальное соглашение, после опубликования территориального соглашения предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования Пермского края и не участвовавшим в заключении указанного соглашения, присоединиться к нему.


Предложение о присоединении к территориальному соглашению подлежит опубликованию в официальном издании муниципального образования Пермского края и должно содержать сведения о регистрации указанного соглашения и об источнике его опубликования.


Администрация муниципального образования Пермского края ведет реестр работодателей, на которых не распространяется действие территориального соглашения.


4. По предложению сторон, заключивших отраслевое (межотраслевое) соглашение краевого или территориального уровня, руководитель отраслевого (межотраслевого) исполнительного органа государственной власти Пермского края, подписавший отраслевое (межотраслевое) соглашение, или соответственно глава муниципального образования Пермского края, подписавший отраслевое (межотраслевое) соглашение, после его опубликования предлагает работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли на территории Пермского края или на территории муниципального образования Пермского края и не участвовавшим в заключении указанного соглашения, присоединиться к нему. Предложение о присоединении к отраслевому (межотраслевому) соглашению краевого или территориального уровня подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации, официальном издании муниципального образования Пермского края и должно содержать сведения о регистрации указанного соглашения и об источнике его опубликования.


5. Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории Пермского края, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению (краевому, территориальному, отраслевому (межотраслевому) не представят в исполнительный орган государственной власти Пермского края, руководитель которого направил предложение о присоединении к соглашению, либо соответственно в органы местного самоуправления мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения о присоединении к нему и подлежит обязательному исполнению ими. К мотивированному письменному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников указанного работодателя.


(в ред. Закона Пермского края от 02.09.2014 N 360-ПК)


В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель исполнительного органа государственной власти Пермского края, направивший предложение о присоединении к соглашению, либо глава муниципального образования Пермского края, подписавший соглашение, имеет право пригласить представителей указанного работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон социального партнерства, заключивших соответствующее соглашение. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и представители сторон социального партнерства обязаны принимать участие в указанных консультациях.


6. Соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории Пермского края, присоединившихся к данному соглашению в порядке, предусмотренном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.


7. В отношении работодателей - государственных учреждений Пермского края, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из краевого и местных бюджетов, соглашение (краевое, территориальное, отраслевое (межотраслевое) действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим исполнительным органом государственной власти Пермского края либо органом местного самоуправления Пермского края.

Статья 21. Коллективный договор


1. Стороны социального партнерства на уровне организации согласовывают свои интересы, а также устанавливают взаимные обязательства путем заключения коллективного договора.


2. Порядок разработки проекта коллективного договора, его заключения, а также внесения изменений и дополнений в него определяется сторонами в соответствии с трудовым законодательством.


3. Коллективный договор подлежит уведомительной регистрации в исполнительном органе государственной власти Пермского края, участвующем в урегулировании коллективных трудовых споров на территории Пермского края, в соответствии с порядком, установленным законодательством.


(в ред. Законов Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК, от 03.09.2009 N 488-ПК)

Статья 22. Контроль за выполнением соглашения, коллективного договора


1. Выполнение соглашения, коллективного договора и контроль за их выполнением обеспечивают стороны социального партнерства и их представители.


2. Формы контроля и сроки отчета по выполнению соглашения, коллективного договора определяются и устанавливаются сторонами социального партнерства непосредственно в соглашении, коллективном договоре.


3. В случае нарушения или невыполнения положений соглашения, коллективного договора любая из сторон вправе обратиться в орган по урегулированию коллективных трудовых споров, государственные контрольно-надзорные и судебные органы в соответствии с порядком, установленным законодательством.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)

Глава III. Права и обязанности сторон в сфере социального партнерства

Статья 23. Ведение коллективных переговоров


1. Каждая сторона социального партнерства имеет равные права на ведение коллективных переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров в соответствии с порядком, установленным законодательством.


2. Инициатором переговоров по разработке и заключению краевого трехстороннего, территориального, отраслевого (межотраслевого) и иного соглашения, а также коллективного договора вправе выступить любая сторона.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


3. Деятельность по проведению (процедура проведения) коллективных переговоров осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 24. Предоставление информации


1. Стороны соглашений, коллективных договоров вправе получать и предоставлять полную и достоверную информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, а также для осуществления контроля за выполнением соглашений и коллективных договоров в порядке, предусмотренном законодательством.


2. Порядок предоставления и получения необходимой информации определяется сторонами в заключаемых соглашениях и коллективных договорах.


3. Стороны социального партнерства обязаны своевременно предоставлять друг другу необходимую информацию, позволяющую предотвращать возникновение конфликтных ситуаций в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Статья 25. Распространение информации


Стороны, а также участники социального партнерства через своих представителей имеют право в установленном законом порядке на распространение информации через средства массовой информации по социально-трудовым и связанными с ними экономическим вопросам, вопросам социального партнерства.

Статья 26. Рассмотрение обращений сторон


Стороны и участники социального партнерства обязаны рассматривать взаимные обращения по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, разрабатывать планы и принимать решения, направленные на своевременное исполнение достигнутых договоренностей.

Статья 27. Посещение организаций


1. Представители сторон социального партнерства имеют право беспрепятственно посещать организации, на которые распространяется сфера действия соглашения или коллективного договора, подписанного ими.


2. Порядок посещения организаций, на которые распространяется сфера действия соглашения или коллективного договора, устанавливается сторонами по согласованию в соответствии с законодательством.

Статья 28. Взаимные консультации


1. Стороны социального партнерства в лице своих представителей вправе проводить взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, ведения коллективных переговоров, заключения соглашений и коллективных договоров, а также контроля за ходом их исполнения.


2. Инициатором проведения консультаций может выступать каждая из сторон. Проведение консультаций осуществляется в соответствии с законодательством.


3. Взаимные консультации на краевом, территориальном и отраслевом (межотраслевом) уровнях проводятся в соответствующих комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.


(в ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК)


4. Взаимные консультации на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией.

Статья 29. Ответственность сторон социального партнерства


1. Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению соглашений, коллективных договоров или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, а также виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за их соблюдением, в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, несут ответственность в соответствии с федеральным законом.


2. Привлечение к ответственности не освобождает сторону (стороны) от выполнения взятых на себя обязательств по соглашению или коллективному договору.

Глава IV. Заключительные положения

Статья 30. О признании утратившим силу


Признать утратившим силу Закон Пермской области от 07.04.99 N 457-65 "О социальном партнерстве в Пермской области".

Статья 31. Вступление настоящего Закона в силу


Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.



И.о. губернатора
Пермской области
О.А.ЧИРКУНОВ


11.10.2004 N 1622-329

О социальном партнерстве в Пермском крае (с изменениями на 3 апреля 2018 года)

Название документа: О социальном партнерстве в Пермском крае (с изменениями на 3 апреля 2018 года)

Номер документа: 1622-329

Вид документа: Закон Пермской области

Принявший орган: Законодательное Собрание Пермской области

Статус: Действующий

Дата принятия: 11 октября 2004

Дата редакции: 03 апреля 2018