Недействующий

 

ЗАКОН

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

  от 31 декабря 2003 года № 1187-244


О внесении изменений и дополнений
в Закон Пермской области «Об областной
целевой Программе использования, охраны,
защиты лесного фонда и воспроизводства
лесов Пермской области на 2001-2005 годы»

_______________________________________
Документ утратил силу с 02 апреля 2008 года на основании
Закона Пермского края от 02 апреля 2008 года N 217-ПК
_______________________________________

     

Принят
Законодательным Собранием
Пермской области
18 декабря 2003 года

     

Статья 1


Внести в Закон Пермской области от 16.04.2001 № 1444-227 «Об областной целевой Программе использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов Пермской области на 2001 - 2005 годы» (Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области, 04.06.2001, № 3) изменения и дополнения, изложив приложение к Закону в новой редакции (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со его дня официального опубликования.

Губернатор Пермской области
Ю.П. Трутнев



Приложение
к Закону Пермской области
от 31 декабря 2003 года № 1187-244


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ,
ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА
ЛЕСОВ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Областная целевая Программа использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов Пермской области на 2001 - 2005 годы

Основание разработки Программы (наименование, номер и дата соответствующего нормативного акта)

Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 № 22-ФЗ, постановление губернатора области от 31.12.99 № 215 (п.21.15) «О плане действий администрации Пермской области по реализации Программы губернатора области на 1999 год»

Государственный заказчик Программы

Главное управление природопользования Пермской области

Основные разработчики Программы

Главное управление природопользования Пермской области, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области, Федеральное государственное учреждение «Пермское управление сельскими лесами «Пермсельлес»

Руководитель Программы

Заместитель начальника главного управления природопользования Пермской области

Исполнители Программы

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области, Федеральное государственное учреждение «Пермское управление сельскими лесами «Пермсельлес»

Цель и задачи Программы. Важнейшие целевые показатели

Цель: сохранение и воспроизводство лесов как важнейшего природоформирующего компонента и сырьевой базы обеспечения спроса экономики и населения в лесных ресурсах
Задачи: сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда; поддержание санитарного состояния лесов, охрана их от пожаров и защита от болезней и вредителей
Целевые показатели: увеличение объемов работ по воспроизводству лесов; увеличение площадей с преобладанием хвойных пород; улучшение санитарного состояния лесного фонда; увеличение продуктивности и устойчивости  насаждений

Сроки реализации Программы

2001 - 2005 годы

Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования

Общая потребность в финансировании программных мероприятий - 1184,731 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 338,900 млн. рублей; областного бюджета - 489,631 млн. рублей; внебюджетные средства лесхозов - 356,200 млн. рублей
Из них по годам:
2001 год - 228,800 млн. рублей
2002 год - 241,950 млн. рублей
2003 год - 209,981 млн. рублей
2004 год - 251,350 млн. рублей
2005 год - 252,650 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Увеличение площадей лесохозяйственного производства (лесовосстановление) на 96,5 тыс. га; увеличение площадей с преобладанием хвойных пород на 160,5 тыс. га; улучшение санитарного состояния лесного фонда - проведение санитарных рубок с заготовкой (уборкой из леса) 1729,3 тыс. кбм древесины, зараженной вредителями и болезнями; увеличение продуктивности и устойчивости насаждений - отвод 221,0 тыс. га лесного фонда под рубки ухода

Организация контроля за реализацией Программы

Контроль осуществляется Законодательным Собранием Пермской области, Контрольно-счетной палатой Пермской области, главным управлением экономики Пермской области, главным управлением природопользования Пермской области, главным управлением финансов и налоговой политики Пермской области


Введение


Областная целевая Программа использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов Пермской области на 2001 - 2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.97 № 22-ФЗ.

Основание для разработки Программы - постановление губернатора области от 31.12.99 № 215 (п. 21.15) «О плане действий администрации Пермской области по реализации программы губернатора области на 1999 год».

Мероприятия Программы направлены на обеспечение рационального и неистощительного использования, охраны и защиты лесного фонда, а также воспроизводства лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.

Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность.

1. Содержание проблемы


Общая площадь лесного фонда в Пермской области составляет по состоянию на 01 января 2000 г. 9362,0 тыс. га, в том числе покрытых лесной растительностью - 8640,7 тыс. га, из них ценными хвойными породами - 5269,4 тыс. га. Общий запас древесины составляет 1192,6 млн. кбм, в том числе в спелых и перестойных лесах - 564,6 млн. кбм.

Расчетная лесосека по области составляет 12,1 млн. кбм, однако этот потенциал используется недостаточно. По сравнению с началом 90-х годов объем заготовок древесины снизился более чем в 2 раза, что приводит к накоплению перестойных лесов с одновременным снижением его товарного качества. Возросла опасность массовых вспышек болезней леса и лесных пожаров.

Имеет место тенденция сокращения площади, занимаемой хвойными древесными породами.

В лесном хозяйстве области накопились проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов при безусловном сохранении экологической значимости леса. Среди них наиболее значимыми являются:

обеспечение своевременного восстановления не покрытых лесом земель лесного фонда, увеличение лесной площади, покрытой хвойными древесными породами;

обеспечение охраны лесов от пожаров, защита их от вредителей;

повышение показателей использования основного лесного ресурса - древесины.

Решение этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, нового подхода к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством, что может быть реализовано только с использованием программно-целевого метода.

В результате реализации Программы ожидается существенное улучшение состояния лесного фонда, основных лесоводственных показателей, к числу которых относятся лесовосстановление на площади 96,5 тыс. га, увеличение площадей с преобладанием хвойных пород на 160,5 тыс. га, улучшение санитарного состояния лесов, снижение опасности лесных пожаров, обеспечение рационального и неистощительного лесопользования, повышение природоохранной, средообразующей роли лесов и сохранение биологического разнообразия лесных экосистем.

К числу экономических последствий реализации Программы относятся увеличение поступления платежей за пользование лесным фондом за счет увеличения лесопокрытой площади и доли хвойных пород, увеличение предотвращенного экологического ущерба за счет улучшения лесопатологической обстановки в лесах области, снижение ущерба от неблагоприятного воздействия лесных пожаров.

Социальные последствия реализации Программы определяются, прежде всего, комплексом мер, направленных на улучшение условий труда работников лесного хозяйства всех уровней, созданием современных и наполнением новым содержанием традиционных профессий в сфере лесного хозяйства.

Кроме того, к социально-экологическим последствиям реализации Программы, связанным с улучшением состояния лесного фонда области, относятся: улучшение условий проживания населения области, особенно в экологически неблагополучных районах, снижение риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды.

В экологическом плане последствия Программы обусловлены увеличением доли генетически высокоустойчивых к природным и антропогенным нагрузкам насаждений, расширением территорий, на которых будет обеспечено сохранение биоразнообразия и совершенствование организации природопользования.

2. Основная цель и задачи Программы


Основной целью Программы является сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей природной среды на основе рационального и неистощительного лесопользования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

сохранить экологический и ресурсный потенциал лесов, их биологическое разнообразие путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда;

обеспечить охрану лесов от пожаров, защиту их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;

обеспечить устойчивое состояние лесных экосистем в условиях интенсивного антропогенного воздействия.

Для реализации основных задач в условиях ограниченных финансовых ресурсов выделены следующие приоритетные направления:

определение ресурсного потенциала лесов области, совершенствование организационной, технической и технологической базы лесоустроительных работ;

охрана лесов от пожаров путем обеспечения оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров, материально-техническое оснащение лесопожарных служб, проведение предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий;

воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышение их продуктивности и качества путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использование достижений лесной селекции в лесном семеноводстве, применение современных технологий лесовыращивания;

улучшение экологического состояния лесов и сохранение их биоразнообразия путем совершенствования методов ведения лесного хозяйства в лесах, повышение роли биологических мер в борьбе с вредителями и болезнями леса, сохранение лесных экосистем, разнообразия животного мира и среды его обитания;

совершенствование нормативной правовой базы и информационных систем, разработка экономических и экологических обоснований в области управления и ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны и защиты леса.

Выбор программных мероприятий обусловлен необходимостью реализации основных задач Программы в рамках приоритетных направлений.

3. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий представляет собой комплекс взаимоувязанных мер, направленных на решение цели и задач Программы в рамках приоритетных направлений с расчетом необходимых ассигнований для их решения.

Мероприятиями Программы предусматривается:

увеличение площади ценных лесных насаждений;

улучшение санитарного состояния лесов;

выращивание посадочного материала для лесовосстановления и лесоразведения;

техническое перевооружение лесохозяйственных, противопожарных и лесоохранных работ;

разработка новых технологий с целью обеспечения природосберегающего использования лесных ресурсов;

научное обеспечение изучения и воспроизводства лесных ресурсов с целью разработки новых прогрессивных технологий и методов воспроизводства лесных ресурсов;

совершенствование механизмов экономического и правового регулирования лесопользования.

Система программных мероприятий включает в себя следующие мероприятия:

лесоустройство и лесной мониторинг;

охрану и защиту лесов;

воспроизводство лесов;

строительство и капитальный ремонт;

научное обеспечение.

Исполнителями программных мероприятий являются следующие территориальные органы федеральных органов управления лесным хозяйством: Министерства природных ресурсов Российской Федерации - Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области (ГУПР), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Федеральное государственное учреждение «Пермское управление сельскими лесами «Пермсельлес» (ФГУ).

3.1. Лесоустройство и лесной мониторинг

3.1.1. Лесоустройство


Лесоустройство включает в себя систему мероприятий по оценке состояния лесов, проектированию мероприятий по обеспечению рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и повышению эффективности ведения лесного хозяйства.

При лесоустройстве осуществляются:

определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесхозов;

выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда;

инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного составов лесов, их состояния, а также определение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;

определение расчетных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»