Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении общественного порядка на территории Пермского края

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пермского края от 09.07.2015 N 511-ПК, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 10.07.2015).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 29 ноября 2011 года)
(редакция, действующая с 16 декабря 2011 года)

____________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пермской области от 30 ноября 2004 года N 1863-400 ("Российская газета" от 10 декабря 2004 года);

Законом Пермской области от 31 марта 2005 года N 2123-464 ("Российская газета" от 6 апреля 2005 года N 69 (3738));

Законом Пермской области от 28 марта 2006 года N 2938-660 ("Российская газета" от 4 апреля 2006 года N 68 (4034));

Законом Пермского края от 27 апреля 2010 года N 611-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 17 от 4 мая 2010 года) (вступает в силу с 15 мая 2010 года);

Законом Пермского края от 29 ноября 2011 года N 882-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, сполнительных органов государственной власти Пермского края" N 48 от 5 декабря 2011 года) (вступает в силу с 16 декабря 2011 года).

____________________________________________________          

Принят Законодательным Собранием
Пермской области 21 ноября 2002 года


Настоящий Закон определяет правовые основы участия граждан Российской Федерации в обеспечении общественного порядка на территории Пермского края.


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан Российской Федерации в обеспечении общественного порядка на территории Пермского края.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением специальных видов деятельности  правоохранительных органов, а также с частной детективной и охранной деятельностью.

Статья 2. Правовые основы и принципы участия граждан Российской Федерации в обеспечении общественного порядка на территории Пермского края


1. Правовую основу участия граждан в обеспечении общественного порядка на территории Пермского края составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Пермского края, законы Пермского края и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления Пермского края.

2. Участие граждан по обеспечению общественного порядка основывается на принципах  законности, добровольности, гуманизма, гласности, уважения личности и соблюдения прав и свобод человека,  морального и материального стимулирования.  

______________________________________________________

Часть 3 статьи 2  исключена Законом Пермской области от 28 марта 2006 года N 2938-660   

______________________________________________________          


Статья 3. Формы участия граждан в обеспечении общественного порядка


1. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в обеспечении общественного порядка на территории Пермского края. Участие граждан в обеспечении общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

2. Участие граждан в обеспечении общественного порядка осуществляется путем:

а) пропаганды правовых знаний;

б)  оказания содействия правоохранительным органам;

в) содействия в профилактической работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) участия в общественных объединениях, уставные цели которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам;

д) участия в дружинах охраны общественного порядка;

е) участия в деятельности общественных пунктов охраны порядка; (в редакции Закона Пермской области от 31 марта 2005 года N 2123-464)

ж) иного, не противоречащего законодательству, участия в обеспечении общественного порядка. (подпункт дополнен Законом Пермской области от 31 марта 2005 года N 2123-464)

3. Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законом.

4. Участие граждан в обеспечении общественного порядка в иных формах осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 3.1. Общественные пункты охраны порядка

___________________________________________________

Статья 3.1 дополнена Законом Пермской области от 31 марта 2005 года N 2123-464     

___________________________________________________     

1. Общественные пункты охраны порядка - организационные центры, создаваемые по решению органов местного самоуправления с целью привлечения всех заинтересованных лиц к участию в обеспечении общественного порядка на территориях, закрепляемых за общественными пунктами охраны порядка.

Необходимость создания общественных пунктов охраны порядка определяется органами местного самоуправления самостоятельно исходя из анализа криминогенной обстановки на соответствующей территории.

2. Порядок создания и ликвидации общественных пунктов охраны порядка, их структура, задачи и функции, права и обязанности лиц, добровольно изъявивших желание участвовать в деятельности общественных пунктов охраны порядка, определяются органами местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

3. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности общественных пунктов охраны порядка осуществляется за счет собственных средств местных бюджетов, а также за счет других источников, если это не противоречит действующему законодательству.          


Статья 4. Организационно-правовой статус и порядок создания дружин охраны общественного порядка


1. Дружина охраны общественного порядка представляет собой добровольное формирование граждан, создаваемое в целях охраны общественного порядка населением территории, в пределах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, непосредственно либо через органы (выборных лиц) действующих от его имени.

2. Дружина охраны общественного порядка формируется на основе выборности или индивидуального отбора граждан, изъявивших желание стать  членами соответствующей дружины.    

Порядок создания и деятельности дружин определяется положением, утверждаемым представительным органом местного самоуправления. Типовое положение о дружинах охраны общественного порядка утверждаетсяПравительством Пермского края. (в редакции Закона Пермского края от 27 апреля 2010 года N 611-ПК)

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пермского края, организации и учреждения, независимо от форм собственности, в целях обеспечения общественной безопасности вправе содействовать созданию дружин охраны общественного порядка в соответствии с требованиями федерального и краевого законодательства.

Органы полиции по охране общественного порядка вправе оказывать организационно-методическую помощь дружинам охраны общественного порядка. (в редакции Закона Пермского края от 29 ноября 2011 года N 882-ПК)      


Статья 5. Штаб дружин охраны общественного порядка


Для координации деятельности дружин и улучшения их взаимодействия с правоохранительными органами при органе местного самоуправления  может создаваться штаб дружин охраны общественного порядка.

Состав, порядок создания и принципы деятельности штаба дружин охраны общественного порядка определяется положением, утверждаемым органом местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.     


Статья 6. Основные направления деятельности дружин охраны общественного порядка


Дружины охраны общественного порядка вправе:

а) участвовать непосредственно или совместно с органами внутренних дел в обеспечении общественного порядка на улицах, площадях, транспортных магистралях, вокзалах и иных общественных местах;   

б) содействовать правоохранительным органам в их деятельности по укреплению общественного порядка и борьбе с правонарушениями;  

в) оказывать неотложную помощь лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии;

г) участвовать в спасении людей и в обеспечении общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций;

д) осуществлять мероприятия по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

е) участвовать в проведении природоохранных мероприятий;

ж) проводить воспитательную работу с гражданами, склонными к нарушению общественного порядка;

з) осуществлять иное не противоречащее законодательству участие в охране общественного порядка.     


Статья 7. Права дружинника при выполнении обязанностей по охране общественного порядка. Условия применения оружия самообороны и физической силы


Граждане, участвующие в деятельности дружин охраны общественного порядка (дружинники), вправе:

а) требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений;

б) применять физическую силу в случаях пресечения преступлений и административных правонарушений и преодоления противодействия законным требованиям дружинника, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения обязанностей, возложенных на дружинника;

в) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка применять оружие самообороны в порядке, установленном федеральным законодательством;

г) осуществлять иные права в соответствии с законодательством.

2. При применении оружия самообороны и физической силы, дружинники обязаны предупредить о намерении их использовать, предоставить достаточное время для выполнения требований дружинников, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия самообороны или физической силы создает непосредственную опасность жизни и здоровью дружинников или граждан либо может повлечь иные тяжкие последствия.

Дружинникам запрещается применять оружие самообороны и физическую силу в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.     


Статья 8. Обязанности дружинника по охране общественного порядка


Дружинник обязан:

а) в своих действиях строго руководствоваться законодательством Российской Федерации и Пермского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

б) активно участвовать в охране общественного порядка и профилактике правонарушений, четко и добросовестно выполнять указания руководителя дружины, а также сотрудников полиции при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка; (в редакции Закона Пермского края от 29 ноября 2011 года N 882-ПК)      

в) использовать и применять предоставленные законом права по пресечению и предупреждению правонарушений, защищать честь и достоинство граждан от преступных и других антиобщественных действий;

г) повышать правовые знания, хорошо знать обязанности и права дружинника;

д) быть тактичным, вежливым и внимательным в обращении с гражданами, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;

е) во всех случаях ограничения прав и свобод граждан разъяснять им основания и поводы для такого ограничения;

ж) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или уполномоченных должностных лиц удостоверение дружинника установленного образца;

з) исполнять иные обязанности, устанавливаемые законодательством, положением о дружине охраны общественного порядка.       


Статья 9. Гарантии правовой и социальной  защиты и формы поощрения граждан, участвующих  в обеспечении общественного порядка


1. Граждане, осуществляющие охрану общественного порядка, находятся под защитой государства.

Законные требования дружинников, находящихся при исполнении своих обязанностей, обязательны для лиц, нарушающих общественный порядок.

Действия, связанные с неповиновением законному требованию, оказанием сопротивления, посягательством на жизнь и здоровье либо оскорблением, совершенные в отношении лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка, влекут за собой административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в редакции Закона Пермского края от 27 апреля 2010 года N 611-ПК)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»