ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2001 года № 1692


О Концепции развития агропромышленного комплекса Пермской области на 2001-2005 годы

Законодательное  Собрание  Пермской  области  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять Концепцию развития агропромышленного комплекса Пермской области на 2001-2005 годы (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель
Законодательного Собрания
                Н.А. Девяткин



Приложение
     к постановлению Законодательного
     Собрания Пермской области
     от 16 августа 2001 года
      № 1692



К О Н Ц Е П Ц И Я

РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001-2005 ГОДЫ

     

ОГЛАВЛЕНИЕ     

3.1. Основные направления развития АПК      

3.1.1. Развитие агропромышленного производства     

3.1.2. Направления формирования и развития аграрных рынков      

3.2. Особенности государственного регулирования АПК в 2001-2005 гг.      

3.2.1.Основные направления и средства государственной поддержки и государственного регулирования предприятий АПК      

3.2.2. Экономическое регулирование аграрных рынков      

3.2.3. Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий       

4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ     

5. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ     

6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Введение


Концепция основана на анализе результатов аграрных преобразований в Пермской области за последние годы, современного состояния сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и сферы обслуживания. В ней определены цели, задачи и приоритеты развития агропромышленного комплекса области, важнейшие направления и средства их реализации.

В настоящее время на селе создалась принципиально новая организационно-экономическая основа многоукладной экономики, базирующаяся на различных формах собственности и хозяйствования, возросла самостоятельность товаропроизводителей, формируется экономический механизм рыночных отношений. В то же время усилилась разобщенность интересов предприятий разных сфер агропромышленного комплекса, наблюдается разрыв межхозяйственных, межотраслевых и межрегиональных связей, низкая конкурентоспособность предприятий АПК.

Поэтому назрела необходимость на областном и местном уровнях создать правовые, экономические и организационные условия для эффективной работы всех предприятий АПК на ближайшие 5 лет, обеспечить разработку и осуществление комплекса мер по стабилизации их деятельности. Концепция развития АПК является основой для разработки нормативных правовых актов, целевых программ, систем ведения агропромышленного комплекса области и районов, перспективных планов предприятий.

1. Состояние и проблемы развития агропромышленного комплекса Пермской области


Агропромышленный комплекс Пермской области представлен 643 сельскохозяйственными предприятиями всех форм собственности, 3059 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, 285,9 тыс. личных подсобных хозяйств граждан.

В АПК работает 46 предприятий по переработке молока и мяса, 43 предприятия по агросервисному обслуживанию и материально-техническому обеспечению. Во всех сферах АПК занято более 24% трудоспособного населения.

В 1999 году в области произведено: 457,1 тыс. тонн зерна (в весе после доработки), 834,3 тыс. тонн картофеля, 512,2 тыс. тонн овощей, 634,3 тыс. тонн молока, 144,9 тыс. тонн мяса, 880,9 млн. шт. яиц. На предприятиях перерабатывающей промышленности производится цельномолочной продукции 92 тыс. тонн, масла животного - 4,7 тыс. тонн, сыров - 2,4 тыс. тонн, мяса и субпродуктов - 26,7 тыс. тонн, колбасных изделий - 22 тыс. тонн, мясных полуфабрикатов - 9,7 тыс. тонн.

Потребление продуктов питания в этом же периоде составило: хлеба и хлебобулочных изделий - 377 тыс. тонн, картофеля - 371 тыс. тонн, овощей - 344 тыс. тонн, мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо - 145 тыс. тонн, молока и молокопродуктов - 670 тыс. тонн, яиц - 712 млн. шт. В общем объеме спроса на территории области доля ввозимых и импортируемых продуктов питания составляет: мука - 4,6% (импорт - 0,9%), мясо и мясопродукты - 32,0% (импорт - 1,8%), молоко и молокопродукты - 10,6%, масло животное - 24,6%, яйца и яйцепродукты - 0,9%.

В настоящее время земельный, кадровый, производственный и природно-климатический потенциал Пермской области дает возможность полностью или в значительной степени обеспечить потребности местного населения в мясе, молоке, яйце, картофеле и овощах собственного производства, насытить областной рынок продуктами их переработки.

Агропромышленный комплекс области, как и страны в целом, находится в состоянии кризиса, обусловленного общим социально-экономическим кризисом в стране, последствиями проводимых реформ в АПК, накопленными проблемами в этом комплексе и субъективными ошибками в ходе аграрной реформы.

Произошел общий спад объемов производства по основным видам продукции: в 1999 году производство зерна составило 40,5% к уровню 1990 года, молока и мяса - 74,0% и 60,7% соответственно.


Таблица 1

Объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции, тыс. тонн

Виды продукции

1990 год

     1999 год

     1999г. в % к 1990г.

     Зерно

1129,4

457,1

40,5

     Картофель

615,5

834,3

135,6

     Овощи

182,7

512,2

280,4

     Молоко

857,6

634,3

74,0

     Скот и птица (в живом весе)

238,9

144,9

60,7

     Яйцо, млн. штук

834,5

880,9

105,6


Кризис 1998 года и девальвация рубля вызвали ряд временных позитивных изменений в продовольственном секторе. Среди них - улучшение условий импортозамещения по основным группам продовольственных товаров, продукции отечественного производства; активизация использования сохранившегося производственного потенциала сельскохозяйственных, перерабатывающих и фондопроизводящих предприятий для обеспечения возросшего внутреннего спроса на отечественную продукцию. Однако в целом это не переломило кризисную ситуацию в АПК.

Сокращение сельскохозяйственного производства в значительной степени связано со снижением уровня доходов населения, резким сокращением спроса и изменением структуры потребления продовольствия в сторону формирования менее рационального питания населения. Среднедушевое потребление мяса и мясных продуктов сократилось с 66 кг в 1990 году до 49 кг в 1999 году, т.е. на 26%. Среднедушевое потребление молока сократилось на 35%, вместе с этим увеличилось потребление хлеба и хлебобулочных изделий на 1%, картофеля на 42% (см. приложение 1).

Идет значительное сокращение производственного потенциала. Причинами этого является как ухудшение материально-технической базы хозяйств, так и структурные изменения в отрасли в целом и на отдельных предприятиях.

За последние годы не удалось решить вопросы технического перевооружения села, общего ослабления производственного потенциала АПК области, что привело к серьезному разрушению материально-технической базы АПК. Практически прекратилось строительство новых объектов производственного назначения. Ежегодно снижается энерговооруженность села. Из-за ухудшения финансового состояния не остается возможности не только для модернизации, но и для простого восполнения выбывающей техники, оборудования, средств механизации и т.д. Из-за дефицита техники, ее физического и морального износа остается устойчивой тенденция сокращения посевных площадей, перехода на упрощенные, примитивные технологии сельскохозяйственного производства.

В 1999 году посевные площади всех категорий хозяйств области сократились по сравнению с 1995 годом на 15,2%, по зерновым культурам сокращение площадей составило 16,5%. Продолжается снижение почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий. Работы по восстановлению и поддержанию почвенного плодородия в области сведены до минимума. С урожаем из почвы выносится с 1 га 52 кг питательных веществ, а вносится лишь 14,8 кг. В 1999 году только под 32% посевных площадей внесены минеральные удобрения, под 2% - органические удобрения. Практически не проводятся мелиоративные и культуртехнические работы, известкование и фосфоритование земель.

Сокращение продуктивности пашни и плачевное состояние материально-технической базы в итоге резко снизили кормовую базу - основу ведения животноводства. Каждая вторая тонна мяса, произведенная в области, обеспечивается зернофуражом и белковыми добавками, завозимыми из-за ее пределов. В 1999 году, по сравнению со среднегодовым уровнем 1995-1998 годов, уменьшилось поголовье крупного рогатого скота на 79,4 тыс. голов, в том числе коров - на 32,1 тыс. голов, свиней - на 5,2 тыс. голов. Резкое уменьшение поголовья скота привело к снижению производства мяса, а уменьшение поголовья коров подорвало основы воспроизводства областного стада крупного рогатого скота.

Разрушение крупных сельскохозяйственных предприятий стало основной причиной структурного сдвига в АПК в сторону мелкотоварного производства. Снижение объемов производства сельскохозяйственными предприятиями в какой-то мере компенсировалось в последние годы ростом его в личных подсобных хозяйствах населения. Однако личные подсобные хозяйства, как и мелкий агробизнес, хотя и обладают гибкостью и высокой скоростью адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, в то же время отличаются очень небольшой финансовой устойчивостью, слабой материально-технической базой. Они могут обеспечить одновременно необходимую гибкость и финансовую устойчивость агропромышленного сектора только в сочетании с крупнотоварным производством.

Кроме изменений в отраслевой структуре производства, в подавляющем большинстве сельскохозяйственных предприятий произошло разрушение ранее созданных внутрихозяйственных экономических отношений. Между тем, до 30% успеха нормального функционирования крупных сельскохозяйственных предприятий зависит от включения в действие внутрихозяйственных факторов. Лучших результатов добиваются те сельскохозяйственные предприятия, которые сохранили созданные ранее в них внутрихозяйственные отношения (систему управления, хозрасчета, материального стимулирования и т.д.).

Предприятия АПК области, в основной массе, еще не могут мобильно ориентироваться на требования рынка, что не позволяет им принимать соответствующие организационно-экономические меры по развитию собственной базы переработки и торговли, изменению структуры посевных площадей и поголовья скота, внедрению высокоэффективных научно-обоснованных технологий, сортов, пород скота.

Уровень доходов, в том числе и заработной платы, занятых в сельском хозяйстве крайне низок и составляет 30,9% от уровня заработной платы в промышленности. Низкий уровень заработной платы, постоянная задержка ее выплаты существенно снизили роль материального стимулирования, породили негативное отношение к труду со всеми вытекающими последствиями. Заработная плата перестала выполнять свою основную функцию - роль экономического рычага роста производительности труда.

Отсутствие соответствующей рыночной инфраструктуры усилило противоречия между предприятиями сфер переработки и торговли и производителями сельхозпродукции, что также обусловило сокращение производства сельскохозяйственной продукции. Нормализация, пастеризация и расфасовка молока требуют значительно меньше затрат, чем его производство. В то же время на практике доля переработки и торговли в конечной цене на молочную продукцию составляет 50-60%. Переработчики сельскохозяйственного сырья все свои издержки включают в цену продукции и получают прибыль даже при небольшом уровне загруженности своих производственных мощностей. Усиливающийся в результате диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и потребляемую агропромышленным комплексом промышленную продукцию и услуги делает производство многих, ранее прибыльных, видов продукции нерентабельным. В качестве ответной меры сельскохозяйственные товаропроизводители начали развивать у себя параллельно переработку собственной продукции, лишая тем самым перерабатывающие предприятия части сырья.

Экономическое состояние аграрного сектора осложняется несовершенством финансово-кредитного механизма. Исчезли бюджетные дотации потребителей продовольствия, составлявщие в условиях социалистической системы хозяйствования до 80% розничной цены. Бюджетные ресурсы, выделяемые на развитие АПК, ограниченны. Кроме того, действующий механизм бюджетного финансирования основан на старой,  распределительной,  идеологии и не отвечает требованиям рыночной экономики.

В силу сезонного характера сельское хозяйство не может обойтись без привлечения заемных средств для пополнения своих оборотных фондов. Большинство предприятий не имеет возможности брать кредиты под действующие высокие коммерческие проценты, так как это ведет к росту себестоимости сельскохозяйственной продукции, к еще большему ее превышению над ценой реализации, к дальнейшему росту убытков, усложнению проблем со сбытом продукции. В результате во многих хозяйствах образовался недостаток собственных оборотных средств, для покрытия которого на многие месяцы задерживается заработная плата, растет кредиторская задолженность.

Таким образом, для большинства предприятий АПК характерно сохранение и углубление многих проблем:

неумение предприятий работать в рыночных условиях, сохранение иждивенческой психологии работников и руководителей;

низкий уровень урожайности, продуктивности и качества продукции,  неконкурентоспособность продукции;

сокращение производственного потенциала, малоэффективность собственной кормовой базы;

отсутствие экономического механизма внутрихозяйственных отношений;

отсутствие взаимовыгодных отношений между сельскохозяйственными предприятиями сфер переработки и торговли;

выручка от реализации продукции не покрывает производственных затрат;

уровень оплаты труда в сельском хозяйстве отстает от уровня заработной платы в промышленности и другие проблемы.

Одним из факторов, тормозящих развитие АПК, является отсутствие эффективного и комплексного правового обеспечения. Аграрное законодательство отстает от потребностей практики.

Накопившиеся проблемы в развитии АПК требуют комплексного подхода к их решению, государственного регулирования и мобилизации всех внутренних ресурсов предприятий АПК.

Для ускоренного развития агропромышленного комплекса, способного гарантировать продовольственную безопасность области, необходимо дальнейшее совершенствование самой системы государственного регулирования агропромышленного производства области, финансово-кредитной, налоговой и страховой политики, условий предоставления бюджетных ссуд, инвестиций, лизинга сельскохозяйственным предприятиям, восстановления платежеспособности товаропроизводителей и др.


2. Цели и задачи развития агропромышленного комплекса Пермской области


Целью развития агропромышленного комплекса является выход из кризиса и формирование в Пермской области эффективного и конкурентоспособного агропромышленного производства, способного полностью удовлетворять спрос населения в продуктах питания, производимых местными сельскохозяйственными товаропроизводителями.

     Наиболее важными задачами развития агропромышленного комплекса являются:


формирование эффективного собственника;

совершенствование организационно-экономической структуры АПК;

развитие отраслевой и территориальной структуры агропромышленного производства;

развитие материально-технического потенциала, повышение технологического уровня аграрного производства;

развитие межхозяйственной кооперации и вертикальной интеграции в АПК, повышение инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала предприятий АПК;

создание эффективной системы рыночных отношений в АПК, развитие рыночной инфраструктуры;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»