• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Действующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2001 года № 1692


О Концепции развития агропромышленного комплекса Пермской области на 2001-2005 годы

Законодательное Собрание Пермской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять Концепцию развития агропромышленного комплекса Пермской области на 2001-2005 годы (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель
Законодательного Собрания
Н.А. Девяткин


Приложение. К О Н Ц Е П Ц И Я РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2005 ГОДЫ

Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермской области
от 16 августа 2001 года
№ 1692

РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001-2005 ГОДЫ



ОГЛАВЛЕНИЕ

3.1. Основные направления развития АПК

3.1.1. Развитие агропромышленного производства

3.1.2. Направления формирования и развития аграрных рынков

3.2. Особенности государственного регулирования АПК в 2001-2005 гг.

3.2.1.Основные направления и средства государственной поддержки и государственного регулирования предприятий АПК

3.2.2. Экономическое регулирование аграрных рынков

3.2.3. Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий

4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

5. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ

6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Введение


Концепция основана на анализе результатов аграрных преобразований в Пермской области за последние годы, современного состояния сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и сферы обслуживания. В ней определены цели, задачи и приоритеты развития агропромышленного комплекса области, важнейшие направления и средства их реализации.

В настоящее время на селе создалась принципиально новая организационно-экономическая основа многоукладной экономики, базирующаяся на различных формах собственности и хозяйствования, возросла самостоятельность товаропроизводителей, формируется экономический механизм рыночных отношений. В то же время усилилась разобщенность интересов предприятий разных сфер агропромышленного комплекса, наблюдается разрыв межхозяйственных, межотраслевых и межрегиональных связей, низкая конкурентоспособность предприятий АПК.

Поэтому назрела необходимость на областном и местном уровнях создать правовые, экономические и организационные условия для эффективной работы всех предприятий АПК на ближайшие 5 лет, обеспечить разработку и осуществление комплекса мер по стабилизации их деятельности. Концепция развития АПК является основой для разработки нормативных правовых актов, целевых программ, систем ведения агропромышленного комплекса области и районов, перспективных планов предприятий.

1. Состояние и проблемы развития агропромышленного комплекса Пермской области


Агропромышленный комплекс Пермской области представлен 643 сельскохозяйственными предприятиями всех форм собственности, 3059 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, 285,9 тыс. личных подсобных хозяйств граждан.

В АПК работает 46 предприятий по переработке молока и мяса, 43 предприятия по агросервисному обслуживанию и материально-техническому обеспечению. Во всех сферах АПК занято более 24% трудоспособного населения.

В 1999 году в области произведено: 457,1 тыс. тонн зерна (в весе после доработки), 834,3 тыс. тонн картофеля, 512,2 тыс. тонн овощей, 634,3 тыс. тонн молока, 144,9 тыс. тонн мяса, 880,9 млн. шт. яиц. На предприятиях перерабатывающей промышленности производится цельномолочной продукции 92 тыс. тонн, масла животного - 4,7 тыс. тонн, сыров - 2,4 тыс. тонн, мяса и субпродуктов - 26,7 тыс. тонн, колбасных изделий - 22 тыс. тонн, мясных полуфабрикатов - 9,7 тыс. тонн.

Потребление продуктов питания в этом же периоде составило: хлеба и хлебобулочных изделий - 377 тыс. тонн, картофеля - 371 тыс. тонн, овощей - 344 тыс. тонн, мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо - 145 тыс. тонн, молока и молокопродуктов - 670 тыс. тонн, яиц - 712 млн. шт. В общем объеме спроса на территории области доля ввозимых и импортируемых продуктов питания составляет: мука - 4,6% (импорт - 0,9%), мясо и мясопродукты - 32,0% (импорт - 1,8%), молоко и молокопродукты - 10,6%, масло животное - 24,6%, яйца и яйцепродукты - 0,9%.

В настоящее время земельный, кадровый, производственный и природно-климатический потенциал Пермской области дает возможность полностью или в значительной степени обеспечить потребности местного населения в мясе, молоке, яйце, картофеле и овощах собственного производства, насытить областной рынок продуктами их переработки.

Агропромышленный комплекс области, как и страны в целом, находится в состоянии кризиса, обусловленного общим социально-экономическим кризисом в стране, последствиями проводимых реформ в АПК, накопленными проблемами в этом комплексе и субъективными ошибками в ходе аграрной реформы.

Произошел общий спад объемов производства по основным видам продукции: в 1999 году производство зерна составило 40,5% к уровню 1990 года, молока и мяса - 74,0% и 60,7% соответственно.


Таблица 1

Объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции, тыс. тонн

Виды продукции

1990 год

1999 год

1999г. в % к 1990г.

Зерно

1129,4

457,1

40,5

Картофель

615,5

834,3

135,6

Овощи

182,7

512,2

280,4

Молоко

857,6

634,3

74,0

Скот и птица (в живом весе)

238,9

144,9

60,7

Яйцо, млн. штук

834,5

880,9

105,6


Кризис 1998 года и девальвация рубля вызвали ряд временных позитивных изменений в продовольственном секторе. Среди них - улучшение условий импортозамещения по основным группам продовольственных товаров, продукции отечественного производства; активизация использования сохранившегося производственного потенциала сельскохозяйственных, перерабатывающих и фондопроизводящих предприятий для обеспечения возросшего внутреннего спроса на отечественную продукцию. Однако в целом это не переломило кризисную ситуацию в АПК.

Сокращение сельскохозяйственного производства в значительной степени связано со снижением уровня доходов населения, резким сокращением спроса и изменением структуры потребления продовольствия в сторону формирования менее рационального питания населения. Среднедушевое потребление мяса и мясных продуктов сократилось с 66 кг в 1990 году до 49 кг в 1999 году, т.е. на 26%. Среднедушевое потребление молока сократилось на 35%, вместе с этим увеличилось потребление хлеба и хлебобулочных изделий на 1%, картофеля на 42% (см. приложение 1).

Идет значительное сокращение производственного потенциала. Причинами этого является как ухудшение материально-технической базы хозяйств, так и структурные изменения в отрасли в целом и на отдельных предприятиях.

За последние годы не удалось решить вопросы технического перевооружения села, общего ослабления производственного потенциала АПК области, что привело к серьезному разрушению материально-технической базы АПК. Практически прекратилось строительство новых объектов производственного назначения. Ежегодно снижается энерговооруженность села. Из-за ухудшения финансового состояния не остается возможности не только для модернизации, но и для простого восполнения выбывающей техники, оборудования, средств механизации и т.д. Из-за дефицита техники, ее физического и морального износа остается устойчивой тенденция сокращения посевных площадей, перехода на упрощенные, примитивные технологии сельскохозяйственного производства.

В 1999 году посевные площади всех категорий хозяйств области сократились по сравнению с 1995 годом на 15,2%, по зерновым культурам сокращение площадей составило 16,5%. Продолжается снижение почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий. Работы по восстановлению и поддержанию почвенного плодородия в области сведены до минимума. С урожаем из почвы выносится с 1 га 52 кг питательных веществ, а вносится лишь 14,8 кг. В 1999 году только под 32% посевных площадей внесены минеральные удобрения, под 2% - органические удобрения. Практически не проводятся мелиоративные и культуртехнические работы, известкование и фосфоритование земель.

Сокращение продуктивности пашни и плачевное состояние материально-технической базы в итоге резко снизили кормовую базу - основу ведения животноводства. Каждая вторая тонна мяса, произведенная в области, обеспечивается зернофуражом и белковыми добавками, завозимыми из-за ее пределов. В 1999 году, по сравнению со среднегодовым уровнем 1995-1998 годов, уменьшилось поголовье крупного рогатого скота на 79,4 тыс. голов, в том числе коров - на 32,1 тыс. голов, свиней - на 5,2 тыс. голов. Резкое уменьшение поголовья скота привело к снижению производства мяса, а уменьшение поголовья коров подорвало основы воспроизводства областного стада крупного рогатого скота.

Разрушение крупных сельскохозяйственных предприятий стало основной причиной структурного сдвига в АПК в сторону мелкотоварного производства. Снижение объемов производства сельскохозяйственными предприятиями в какой-то мере компенсировалось в последние годы ростом его в личных подсобных хозяйствах населения. Однако личные подсобные хозяйства, как и мелкий агробизнес, хотя и обладают гибкостью и высокой скоростью адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, в то же время отличаются очень небольшой финансовой устойчивостью, слабой материально-технической базой. Они могут обеспечить одновременно необходимую гибкость и финансовую устойчивость агропромышленного сектора только в сочетании с крупнотоварным производством.

Кроме изменений в отраслевой структуре производства, в подавляющем большинстве сельскохозяйственных предприятий произошло разрушение ранее созданных внутрихозяйственных экономических отношений. Между тем, до 30% успеха нормального функционирования крупных сельскохозяйственных предприятий зависит от включения в действие внутрихозяйственных факторов. Лучших результатов добиваются те сельскохозяйственные предприятия, которые сохранили созданные ранее в них внутрихозяйственные отношения (систему управления, хозрасчета, материального стимулирования и т.д.).

Предприятия АПК области, в основной массе, еще не могут мобильно ориентироваться на требования рынка, что не позволяет им принимать соответствующие организационно-экономические меры по развитию собственной базы переработки и торговли, изменению структуры посевных площадей и поголовья скота, внедрению высокоэффективных научно-обоснованных технологий, сортов, пород скота.

Уровень доходов, в том числе и заработной платы, занятых в сельском хозяйстве крайне низок и составляет 30,9% от уровня заработной платы в промышленности. Низкий уровень заработной платы, постоянная задержка ее выплаты существенно снизили роль материального стимулирования, породили негативное отношение к труду со всеми вытекающими последствиями. Заработная плата перестала выполнять свою основную функцию - роль экономического рычага роста производительности труда.

Отсутствие соответствующей рыночной инфраструктуры усилило противоречия между предприятиями сфер переработки и торговли и производителями сельхозпродукции, что также обусловило сокращение производства сельскохозяйственной продукции. Нормализация, пастеризация и расфасовка молока требуют значительно меньше затрат, чем его производство. В то же время на практике доля переработки и торговли в конечной цене на молочную продукцию составляет 50-60%. Переработчики сельскохозяйственного сырья все свои издержки включают в цену продукции и получают прибыль даже при небольшом уровне загруженности своих производственных мощностей. Усиливающийся в результате диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и потребляемую агропромышленным комплексом промышленную продукцию и услуги делает производство многих, ранее прибыльных, видов продукции нерентабельным. В качестве ответной меры сельскохозяйственные товаропроизводители начали развивать у себя параллельно переработку собственной продукции, лишая тем самым перерабатывающие предприятия части сырья.

Экономическое состояние аграрного сектора осложняется несовершенством финансово-кредитного механизма. Исчезли бюджетные дотации потребителей продовольствия, составлявщие в условиях социалистической системы хозяйствования до 80% розничной цены. Бюджетные ресурсы, выделяемые на развитие АПК, ограниченны. Кроме того, действующий механизм бюджетного финансирования основан на старой, распределительной, идеологии и не отвечает требованиям рыночной экономики.

В силу сезонного характера сельское хозяйство не может обойтись без привлечения заемных средств для пополнения своих оборотных фондов. Большинство предприятий не имеет возможности брать кредиты под действующие высокие коммерческие проценты, так как это ведет к росту себестоимости сельскохозяйственной продукции, к еще большему ее превышению над ценой реализации, к дальнейшему росту убытков, усложнению проблем со сбытом продукции. В результате во многих хозяйствах образовался недостаток собственных оборотных средств, для покрытия которого на многие месяцы задерживается заработная плата, растет кредиторская задолженность.

Таким образом, для большинства предприятий АПК характерно сохранение и углубление многих проблем:

неумение предприятий работать в рыночных условиях, сохранение иждивенческой психологии работников и руководителей;

низкий уровень урожайности, продуктивности и качества продукции, неконкурентоспособность продукции;

сокращение производственного потенциала, малоэффективность собственной кормовой базы;

отсутствие экономического механизма внутрихозяйственных отношений;

отсутствие взаимовыгодных отношений между сельскохозяйственными предприятиями сфер переработки и торговли;

выручка от реализации продукции не покрывает производственных затрат;

уровень оплаты труда в сельском хозяйстве отстает от уровня заработной платы в промышленности и другие проблемы.

Одним из факторов, тормозящих развитие АПК, является отсутствие эффективного и комплексного правового обеспечения. Аграрное законодательство отстает от потребностей практики.

Накопившиеся проблемы в развитии АПК требуют комплексного подхода к их решению, государственного регулирования и мобилизации всех внутренних ресурсов предприятий АПК.

Для ускоренного развития агропромышленного комплекса, способного гарантировать продовольственную безопасность области, необходимо дальнейшее совершенствование самой системы государственного регулирования агропромышленного производства области, финансово-кредитной, налоговой и страховой политики, условий предоставления бюджетных ссуд, инвестиций, лизинга сельскохозяйственным предприятиям, восстановления платежеспособности товаропроизводителей и др.


2. Цели и задачи развития агропромышленного комплекса Пермской области


Целью развития агропромышленного комплекса является выход из кризиса и формирование в Пермской области эффективного и конкурентоспособного агропромышленного производства, способного полностью удовлетворять спрос населения в продуктах питания, производимых местными сельскохозяйственными товаропроизводителями.

     Наиболее важными задачами развития агропромышленного комплекса являются:


формирование эффективного собственника;

совершенствование организационно-экономической структуры АПК;

развитие отраслевой и территориальной структуры агропромышленного производства;

развитие материально-технического потенциала, повышение технологического уровня аграрного производства;

развитие межхозяйственной кооперации и вертикальной интеграции в АПК, повышение инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала предприятий АПК;

создание эффективной системы рыночных отношений в АПК, развитие рыночной инфраструктуры;

развитие социальной инфраструктуры сельских территорий.

Основными показателями развития АПК станут не только рост объемов производства и стабильное удовлетворение внутреннего спроса населения области на продукты питания, производимые АПК области, но и устойчивое увеличение доходов и прибылей комплекса в целом, его отраслей, предприятий и работников.

3. Основные направления развития АПК и особенности его государственного
 регулирования в 2001-2005 гг.

3.1. Основные направления развития АПК

3.1.1. Развитие агропромышленного производства


Улучшение продовольственного снабжения населения области можно обеспечить только на основе комплексного решения проблем повышения эффективности производства, хранения и переработки сельхозпродукции, за счет реализации конкретных мер по развитию АПК области.

Целевая установка развития АПК предполагает, прежде всего, ориентацию АПК на стабилизацию производства и постепенный переход к увеличению выпуска тех видов продукции и сельскохозяйственного сырья, производство которых наиболее целесообразно в природно-климатических условиях Пермской области. Изменение отраслевой структуры АПК должно быть связано с:

сосредоточением ограниченных технических и финансовых ресурсов для восстановления семеноводства и племенного дела,

стабилизацией и в дальнейшем увеличением производства фуражного зерна как основы кормопроизводства,

стабилизацией и ростом продукции птицеводства, молочного и мясного животноводства, рыбоводство,

формированием структуры производства, обеспечивающей лучшие условия для устойчивого функционирования АПК с учетом региональной специфики природных условий производства.

Учитывая нынешнее кризисное положение аграрного сектора, производство отдельных видов продукции будет концентрироваться в хозяйствах с относительно лучшими показателями себестоимости и конкурентоспособности. В дальнейшем размещение производства во все большей мере будет ориентироваться на природно-климатические и экономические преимущества выводимых из кризиса сельскохозяйственных предприятий.

В современных условиях возрастает актуальность специализации как способа повышения эффективности производства. В настоящее время невозможно силами отдельного региона, только за счет его внутренних ресурсов, удовлетворять все потребности проживающего в нем населения.

Продукты питания, производство которых на территории области является экономически неэффективным, следует не производить, а налаживать их бесперебойные поставки из других регионов через развитие межрегиональной кооперации. В свою очередь, Пермская область будет в состоянии осуществлять поставки тех продуктов питания, на производстве которых она будет специализироваться, в другие регионы, неспособные обеспечить их эффективное производство.

Основой устойчивого развития производства сельскохозяйственной продукции является рациональное использование и рост ресурсного потенциала и технологического уровня агропромышленных предприятий.

Современное состояние АПК области обусловливает, в первую очередь, необходимость ускоренного освоения малозатратных систем ведения хозяйства, использующих эффект биологизации земледелия. Особое внимание должно быть уделено освоению гибких систем ведения сельского хозяйства, позволяющих адекватно реагировать на ожидаемые колебания рыночной конъюнктуры и метеоусловия сельскохозяйственного производства, а в дальнейшем - внедрению прогрессивных и ресурсосберегающих технологий.

Совершенствование технологий производства требует:

соответствующих изменений в структуре материально-технической базы АПК;

наращивания и эффективного использования трудовых, материальных и энергетических ресурсов;

более эффективного использования техники на межхозяйственном и межрайонных уровнях;

более полного использования биологического потенциала продуктивности современных сортов и агроэкологических ресурсов;

совершенствования племенной работы, сортоиспытания и сортообновления.

Перестройка отраслевой структуры АПК включает в себя как важнейший момент существенное повышение удельного веса отраслей хранения, переработки и реализации конечной продукции. Поскольку большая часть агропромышленных предприятий вынуждена сегодня продавать свою продукцию в непереработанном виде, недополучая при этом огромные суммы денежных средств, важное значение приобретает поставка хозяйствами продукции в торговлю после собственной (малой) переработки.

Основными направлениями деятельности в перерабатывающей промышленности на предстоящий период, наряду с перевооружением действующих предприятий, будут являться:

более полное использование наличных мощностей отрасли, техническое перевооружение крупных производств;

внедрение центрозавоза продукции перерабатывающими предприятиями;

формирование собственной сырьевой базы перерабатывающих предприятий;

объединение деятельности смежников (вертикальная и горизонтальная интеграция);

создание межотраслевых кооперативов.

Основой эффективной деятельности перерабатывающей промышленности является развитие ее материальной базы, внедрение передовых технологий с полным использованием вторичного сырья; а также увеличение производства продуктов повышенной пищевой и биологической ценности, расширение производства полуфабрикатов.

Организационно-экономические преобразования в АПК связаны, прежде всего, с переносом центра тяжести с реформы земельных отношений и институциональных преобразований на формирование эффективного собственника.

Приоритетами формирования эффективного механизма хозяйствования являются:

формирование у сельских тружеников рыночного мировоззрения и мышления собственника как определяющего условия эффективного хозяйствования, стимулирующего формирование наиболее рациональной организации производства самим собственником;

передача имущества и земель разорившихся предприятий эффективным собственникам на условиях выкупа, кооперации, аренды и т.п. Возрастет значение аренды как механизма перехода земли к наиболее эффективным землепользователям. Необходима подготовка правовой базы и экономических условий для концентрации земли и капитала в руках эффективных сельскохозяйственных производителей;

финансовое оздоровление предприятий, использование противозатратного механизма хозяйствования;

внедрение прогрессивных моделей внутрихозяйственных отношений, форм организации производства и труда. Важны повсеместная практика разработки и реализации бизнес-планов, стимулирование достижений высоких производственных и экономических результатов, совершенствование методов внутрихозяйственного ценообразования, учета и контроля;

привлечение квалифицированных руководителей и специалистов на село;

организация агропромышленного производства на основе современных научных методов, широкое внедрение передовых технологий ведения агропромышленного производства;

изменение структуры производства в соответствии с рыночной и общеэкономической конъюнктурой.

В системе мероприятий по повышению эффективности агропромышленного производства предстоит завершить приведение организационно-правовых форм хозяйствования в соответствие действующему законодательству. Форму хозяйствования собственник выбирает самостоятельно с учетом конкретных условий: формы собственности, размеров производства, его специализации, рассредоточенности земельных угодий и населенных пунктов, сложившейся формы хозяйствования и др.

С учетом отечественного и зарубежного опыта, совершенствование организационной структуры АПК должно быть ориентировано на многоукладную экономику, сочетание различных форм собственности и хозяйствования, в том числе - крупнотоварного, мелкотоварного производства и личных подсобных хозяйств (ЛПХ).

Учитывая сравнительную капиталоемкость производства в мелких и крупных сельскохозяйственных предприятиях, ведущее место в сельском хозяйстве сохранится за крупными предприятиями различных форм собственности. Крупные компании обладают большей устойчивостью при неблагоприятных изменениях рыночной конъюнктуры за счет большей финансовой прочности. Благодаря экономии на масштабах производства, они способны добиваться снижения производственных издержек и тем самым повышать конкурентоспособность собственной продукции. Однако крупные компании не обладают достаточной гибкостью, не способны к быстрому реагированию на изменение рынка. Поэтому следует укреплять их сотрудничество с фермерскими и личными подсобными хозяйствами, дающими крупнотоварным предприятиям возможность использования сильных сторон обоих способов агропромышленного производства.

На базе тех крупных предприятий, которые в совершенстве освоили хозрасчетные отношения, а их подразделения готовы к выходу на самостоятельное существование в рыночных условиях, возможно создание холдинговых структур, объединений картельного и синдикатного типов, являющихся более высокой ступенью организации производства.

Фермерские хозяйства поддерживаются и развиваются там, где коллективное производство социально недееспособно, либо неприемлемо для отдельных работников, обладающих значительным собственным капиталом. На основе ассоциаций фермерские хозяйства должны использовать преимущества кооперации с другими фермерами, с крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Развитие личных подсобных хозяйств (ЛПХ) должно идти одновременно с развитием крупнотоварного производства таким образом, чтобы крупнотоварные производители формировали центры агропромышленного производства, обеспечивая личным подсобным хозяйствам возможность пользования своими техническими ресурсами. В то же время, достоинство личных подсобных хозяйств заключается в высокой скорости адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, поэтому сотрудничество их с крупнотоварным производством будет давать наиболее эффективные результаты.

Государственная собственность АПК ограничивается, в основном, предприятиями высоких технологий, выполняющими стратегически значимые функции: экологические, исследовательские, селекционные, выращивание высококлассного скота и др. Возрастет доля государственной собственности, представленной акциями предприятий, особенно в сфере хранения, переработки и реализации продукции.

Важно обеспечить равные условия деятельности для всех сельскохозяйственных предприятий, независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы и размера. Преимущественное развитие должны получить те предприятия, которые являются экономически наиболее эффективными.

Структуризация сельскохозяйственного производства вызывает необходимость ускорения кооперирования частных товаропроизводителей в сфере производства, переработки и сбыта продукции, агросервиса, взаимного кредитования. Приоритетными направлениями развития кооперации в Пермской области являются:

сельскохозяйственная производственная кооперация, в том числе кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств, которая базируется на объединении имущественных, земельных паев для производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции;

кооперация для переработки сельскохозяйственной продукции;

снабженческая, сбытовая кооперация;

кредитная и страховая кооперация;

потребительская кооперация, создающая возможности для повышения занятости сельского населения и улучшения его торгового обслуживания, сбыта сельскохозяйственной продукции, оказания помощи ЛПХ, садоводческим и огородническим товариществам;

иные формы кооперации.


Получит развитие горизонтальная и вертикальная интеграция при жестком соблюдении антимонопольного законодательства. Перспектива развития экономических отношений в АПК заключается в развитии разнообразных агропромышленных формирований, объединяющих эффективное производство, закупку, транспортировку, переработку и реализацию продукции на основе взаимовыгодных отношений.

Агропромышленная интеграция будет осуществляться путем организации деятельности концернов, агрокомбинатов, агрофирм, иных объединений по производству, переработке, хранению и продаже сельскохозяйственной продукции.

Важнейшим направлением развития АПК станет повышение инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала предприятий АПК. Основными источниками инвестиционных ресурсов на уровне предприятия должны стать:

прирост доходов на основе увеличения объемов производства и улучшения условий сбыта продукции, улучшения качества и снижения себестоимости продукции;

формирование и накопление средств в фондах - амортизации, инвестиционном, страховом, резервном;

выручка от реализации имущества, эмиссии акций, использования векселей, от аренды, залога;

кредиты, займы, бюджетные дотации, налоговые льготы.

3.1.2. Направления формирования и развития аграрных рынков


Развитие рыночных отношений особенно важно для предприятий АПК, поскольку аграрные рынки обеспечивают не только возможность сбыта продукции, но и являются источником ресурсного обеспечения аграрного производства. Развитие аграрных рынков должно ориентироваться не только на внутриобластной рынок, но и на межрегиональные рынки АПК. Наряду с импортом из других регионов недостающих ресурсов и продуктов питания необходимо развивать экспортоориентированные производства, выпускающие продукцию, конкурентоспособную по качеству и цене на межрегиональных агропромышленных рынках.

Аграрные рынки условно можно разделить на рынки ресурсов и продовольственные рынки. К ресурсам в данном случае относятся не только сырье или оборудование, но и земля как основное средство производства, и научно-технические разработки как фактор, влияющий на способность АПК производить необходимый объем продукции.

Таким образом, рынки ресурсов включают в себя земельный рынок, рынки материальных и научно-технических ресурсов, кормовых ресурсов и удобрений.

Без создания земельного рынка невозможно формирование эффективно функционирующего собственника. Собственность на землю является важнейшей основой заинтересованности аграрного предприятия в результатах своей деятельности, кроме того, земля может являться залоговым ресурсом, который обеспечивает высокую инвестиционную привлекательность аграрного сектора в странах с развитой экономикой. Поэтому необходимо сформировать и развивать рынок земли, позволяющий перераспределять земельные ресурсы в пользу эффективных собственников и создающий значительную долю экономического потенциала агропромышленных предприятий (в рамках законодательства).

Формирование эффективного рынка материальных и научно-технических ресурсов области во многом связано с развитием регионального сельскохозяйственного машиностроения, сотрудничеством в этом направлении с компаниями, находящимися в других регионах страны и за рубежом, созданием на этой основе совместных предприятий.

Необходимо также развивать рынки кормов и минеральных удобрений. Слабость кормовой базы приводит к ухудшению результатов работы предприятий животноводства и птицеводства. Необходимо не только обеспечить бесперебойную поставку кормовых ресурсов для этих предприятий, но и формировать собственное производство кормов на основе имеющихся в области ресурсов. Минеральные удобрения являются одним из основных средств сохранения плодородия почв, от их доступности для предприятий растениеводства зависит не только объем произведенной продукции, но и способность почв сохранять плодородие на прежнем уровне. Необходимо развивать имеющиеся производственные мощности, в том числе - за счет инвестиционных проектов и кредитных ресурсов.

Продовольственные рынки обеспечат возможность для предприятий АПК реализовывать свою продукцию, создавая условия для конкуренции и повышения доходов агропромышленных предприятий. В настоящее время важна четкая идентификация продовольственных рынков.

Рынок зерна является важнейшим по значению не только для обеспечения населения хлебом и хлебобулочными изделиями, но и для снабжения зернопродуктами местного животноводства. При этом обязательным условием является обеспечение конкурентоспособности продукции местных зернопроизводящих предприятий по сравнению с продукцией, импортируемой из других регионов.

Развитие мясного рынка должно базироваться на том, что практически во всех районах области имеются благоприятные условия для развития скотоводства (в т.ч. мясного) и свиноводства. Продукция этих отраслей обладает потенциальной конкурентоспособностью, как на внутреннем, так и на межрегиональных рынках.

Рынок молочных продуктов является наиболее динамичным среди других рынков сельскохозяйственной продукции. Это определяется спецификой продукции - устойчивостью спроса на нее, высокими требованиями по качеству товара, ассортименту, уровню цены, качеству обслуживания и т.п.

Основными производителями, обеспечивающими предложение на рынке картофеля и овощей, являются личные подсобные хозяйства. АПК области способен полностью удовлетворять внутренний спрос на данные виды продукции.

Основным недостатком существующей системы продовольственного товародвижения является несбалансированность экономики, поэтому основными приоритетами развития этой системы будут являться:

совершенствование системы расчетов за продукцию между участниками рынков (исключение при расчетах векселей, взаимозачетов, бартера и прочих неденежных форм расчета);

расширение рыночных сегментов для предприятий АПК области за счет системы прямых хозяйственных связей и повышения конкурентоспособности конечной продукции АПК. Налаживание прямых связей без посредников необходимо, прежде всего, при реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями продукции организациям и учреждениям социальной сферы;

формирование устойчивых цепочек продвижения продукции от производителя к конечному потребителю за счет горизонтальной и вертикальной интеграции производства и сбыта;

создание рыночной инфраструктуры, в том числе - формирование на территории области системы оптовых продовольственных рынков, оптовых баз, снабженных необходимым оборудованием для хранения продуктов питания;

создание условий для цивилизованного продвижения продукции ЛПХ на рынок, уменьшение ее теневого оборота;

развитие системы ценовой и конъюнктурной информации, которая ускорит вовлечение сельскохозяйственных товаропроизводителей в рыночные отношения. Должна произойти активизация рекламы и информационной поддержки продвижения продукции на рынке, постепенное внедрение компьютерных систем оперативной рыночной информации;

развитие биржевой торговли, восстановление и развитие системы срочных (форвардных) контрактов, поэтапный переход к системе электронной торговли по отдельным продуктам;

страхование финансовых рисков при заключении срочных контрактов, возможных рисков недопоставок;

организация потребительских закупочных кооперативов, повышение роли потребкооперации.

Важной задачей при формировании продовольственных рынков является развитие межрегиональной кооперации и торговых отношений. Формирование совокупного предложения на продовольственных рынках области должно осуществляться за счет продуктов питания собственного производства по направлениям, реализация которых в Пермской области является эффективной, и за счет закупки за пределами области тех продуктов питания, производство которых по климатическим либо другим условиям на территории Пермской области является недостаточно эффективным по сравнению с другими регионами.

В то же время необходимо оказывать поддержку тем агропромышленным предприятиям, которые стремятся реализовать излишки своей продукции на внешних рынках области, при условии удовлетворения потребности области в данной продукции. Эффективная система экспорта и импорта продуктов питания позволит предприятиям АПК более гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка и обеспечивать большую устойчивость продуктовых рынков области в целом.


3.2. Особенности государственного регулирования АПК в 2001-2005 годах.

3.2.1. Основные направления государственной поддержки и государственного
 регулирования предприятий АПК


В настоящее время требуется обеспечить новый подход к решению проблем АПК, который соединит проведение рыночных реформ с мерами государственной поддержки и государственного регулирования. Наряду с повышением экономической самостоятельности аграрного сектора необходимо обеспечить достаточный объем государственной поддержки, позволяющий предприятиям развивать материально-техническую базу, повышать научно-технического потенциал, расширять производство.

В целях реализации приоритетных направлений развития АПК используются различные средства государственного регулирования. Использование этих средств характеризуется рядом особенностей, обусловленных состоянием АПК и задачами, стоящими перед органами государственной власти Пермской области.

Проведение бюджетной политики в АПК в 2001-2005 годах, определение конкретных направлений финансирования и прямых бюджетополучателей осуществляется органами государственной власти Пермской области на основании выбранных приоритетов развития АПК. При этом существующая система прямой государственной поддержки нуждается в значительном реформировании.

Необходимо осуществить поэтапный переход от отраслевого принципа бюджетного финансирования к целевому. Финансовые ресурсы должны направляться на решение конкретных задач развития АПК. Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей должна вестись на основе долгосрочных целевых программ.

Важен максимальный отказ от прямых дотаций и компенсаций, должен произойти переход к экономически обоснованной поддержке, стимулирующей рост эффективности производства. Исключением на ближайшие годы явится поддержка племенного животноводства и элитного семеноводства. Необходимо постепенно исключить вложения бюджетных средств на безвозмездной основе в предприятия негосударственной и немуниципальной форм собственности, перейти к более гибкой системе бюджетного финансирования.

Необходимо обеспечить повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов. На уровне областной и районных администраций оценка эффективности использования финансовых ресурсов должна осуществляться с учетом межхозяйственного, межотраслевого и межрайонного эффекта (мультипликативного эффекта). В связи с этим, при расходовании средств затраты во внутриобластной оборот считать приоритетными.

Доля бюджетных ресурсов, направляемая на поддержку предприятий, порядок и форма получения бюджетных ресурсов ежегодно определяются и корректируются соответствующими структурными подразделениями администрации Пермской области с учетом сложившейся производственной ситуации, а также условиями на рынке. Предпочтение отдается предприятиям, успешно реализующим полученные бюджетные средства, расширяющим производство и осуществляющим поставку продуктов питания в областной продовольственный фонд.

Общий объем бюджетной поддержки АПК Пермской области определяется согласно действующему законодательству, приоритетные направления финансирования могут уточняться и корректироваться администрацией области в течение года в порядке, установленном бюджетным законодательством Пермской области.

По вопросам, отнесенным к предметам ведения субъектов Российской Федерации, налоговая политика в АПК в 2001-2005 гг. будет характеризоваться следующими особенностями:

поэтапный переход от преимущественно фискальной к стимулирующей системе налогообложения (в рамках федерального законодательства);

поощрение инвестиционной активности, установление налоговых льгот и гарантий для инвесторов, вкладывающих свои средства на развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;

проведение реструктуризации долгов на основе долговременных планов развития сельскохозяйственного производства.

Особенностями кредитной политики в АПК в 2001-2005 годах будут являться:

поддержка эффективных производств и ресурсосберегающих технологий;

первоочередное финансирование целевых программ, предусматривающих повышение плодородия земель, улучшение племенного дела и семеноводства, внедрение новых технологий, социальное переустройство села;

увеличение доли лизинговых фондов и товарного кредита в структуре финансирования АПК;

расширение поставок техники и оборудования на основе лизинга при финансовой поддержке федерального и местных бюджетов;

создание доступных и привлекательных для предприятий АПК источников и форм кредитования (система сельской кредитной кооперации и т.п.) по мере совершенствования действующего законодательства.

Инвестиционная политика в АПК в 2001-2005 годах будет строиться на основе следующих принципов:

формирование благоприятного инвестиционного климата в АПК области и развитие предприятий на базе привлеченных инвестиций и новых технологий;

концентрация государственных инвестиционных и кредитных ресурсов на приоритетных направлениях развития агропромышленного производства;

повышение доли собственных вложений товаропроизводителей;

создание целевых инвестиционных фондов;

введение конкурсного способа выделения бюджетных инвестиционных ресурсов производственного назначения и средств на непроизводственное строительство.

Страховая политика в АПК будет строиться с учетом возможностей федерального бюджета. В 2001-2005 годах страховая политика в АПК будет иметь следующие особенности:

формирование системы государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур (ст.16 Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства»);

расширение системы страхования на селе;

определение органами государственной власти тарифов и других условий страхования, проводимого с участием средств бюджета, с учетом интересов агропромышленных предприятий и страховщиков;

заключение договоров страхования на добровольных началах не менее чем на 5 лет;

осуществление других видов страхования в соответствии с действующим законодательством.

Научно-техническая и инновационная политика в АПК будет характеризоваться следующими особенностями:

развитие ценового мониторинга, изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка важнейших продуктов сельского хозяйства и продовольствия;

расширение системы информационно-консультационных служб как института распространения научно-технических достижений;

обучение руководителей и специалистов агропромышленных предприятий перспективным технологиям и методам ведения хозяйства;

выявление и обобщение организационно-экономических, материально-технических и других методов работы, внедрение которых позволит передовым хозяйствам всех форм собственности адаптироваться к условиям рынка и добиваться высоких экономических и социальных показателей;

создание системы информационно-консультационного обслуживания АПК, зональных научно-технические центров, где бы апробировались и распространялись передовые научные разработки и рекомендации;

создание фонда стимулирования аграрной науки.

Основные усилия ученых должны быть направлены на формирование гибких наборов технологий применительно к различным уровням интенсификации производства, масштабов деятельности агропромышленных предприятий. При этом важным является участие в инновационном процессе государства и заинтересованных коммерческих фирм.

В качестве особо важных направлений научных исследований рекомендуется стимулировать разработку проблем: повышение устойчивости воспроизводства в АПК области; повышение рентабельности производства в предприятиях АПК; совершенствование системы межотраслевых, межрегиональных и межхозяйственных связей в АПК; оперативное и прогностическое обеспечение управления АПК области; определение приоритетов в выборе источников и направлений инвестиционной деятельности; освоение гибких систем ведения хозяйства в АПК.

Особенностями структурной и территориальной политики в АПК в части размещения агропромышленного производства являются:

осуществление органами государственной власти области дифференцированной в территориальном отношении аграрной политики, опирающейся на научно разработанную типологию агропромышленных предприятий по почвенно-климатическим и эколого-экономическим критериям;

приоритетное стимулирование товарного сельскохозяйственного производства по видам сельскохозяйственной продукции в районах с наибольшим экономическим эффектом производства данного вида продукции;

оптимальное сочетание сельскохозяйственной, промышленной, природоохранной, лесовосстановительной и рекреационной деятельности в сельской местности с учетом сложившейся и перспективной системы расселения населения в каждой конкретной местности;

разработка областной, районных и на уровне предприятий систем ведения агропромышленного производства;

совершенствование межотраслевых экономических отношений, интеграция сельских товаропроизводителей с перерабатывающими предприятиями, торговыми организациями и предприятиями машиностроения;

кооперация и интеграция сельскохозяйственных предприятий с высокодоходными производствами и предприятиями других отраслей экономики;

создание вертикально интегрированных продовольственных формирований (ассоциаций, холдингов, промышленно-финансовых групп и т.д.), что является не только российской, но и мировой тенденцией;

использование механизмов банкротства и перераспределения собственности при проведении структурных преобразований в АПК;

стимулирование в районах с неблагоприятными для сельскохозяйственного производства природными условиями заготовок сырья для консервирования (грибов, ягод и пр.) с созданием необходимых условий для реализации данного вида сельскохозяйственной продукции;

развитие в сельской местности народных промыслов, способствующих повышению занятости сельского населения.

Основными приоритетами кадровой политики в АПК на современном этапе являются:

повышение мобильности структуры подготовки кадров высшей, средней квалификации путем насыщения учебных программ самой актуальной проблематикой;

подбор, подготовка и переподготовка высококвалифицированных менеджеров, способных работать в условиях рынка;

совершенствование системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих для сельского хозяйства, предприятий переработки и агросервисного обслуживания;

оказание помощи сельскохозяйственным учебным заведениям в организации проведения практик студентов и учащихся в условиях производства;

предоставление льгот учебным заведениям агропромышленного профиля в размерах платы за коммунальные услуги;

проведение комплекса мероприятий по закреплению на селе работников и подрастающего поколения.

Нормативно-правовое обеспечение и программно-целевое планирование АПК будет осуществляться с учетом следующих задач:

внедрение повсеместной практики прогнозирования развития АПК;

перевод государственного управления АПК на программно-целевые методы с учетом кооперации и интеграции предприятий и доверительного управления;

создание нормативной правовой базы формирования цивилизованного, регулируемого государством рынка земли сельскохозяйственного назначения, что создаст возможности привлечения инвестиций в АПК;

формирование системы экономических нормативных актов по регулированию агропромышленного производства и продовольственного рынка в интересах потребителей и производителей продукции.

Оказание государственной поддержки и осуществление государственного регулирования должно основываться на качественно новом уровне управления государственными структурами, регулирующими деятельность АПК. В этой связи, будет осуществляться совершенствование системы управления АПК. В 2001-2005 гг. систему управления АПК планируется строить на основе следующих принципов:

создание правовых, организационных, информационных инфраструктур для осуществления хозяйственной деятельности;

эффективность производства как критерий управления предприятиями АПК, находящимися в государственной собственности;

взаимодействие с федеральными органами государственной власти в целях получения предприятиями АПК Пермской области государственных заказов на поставку продовольствия в федеральный продовольственный фонд, реструктуризации задолженности агропромышленных предприятий;

создание равных экономических условий хозяйствования для предприятий всех организационно-правовых форм;

контроль за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения в рамках действующего законодательства.


3.2.2. Экономическое регулирование аграрных рынков


Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием платежеспособного спроса и предложения. В этих условиях экономическое регулирование аграрных рынков позволяет снижать степень воздействия негативных факторов современной экономики на сельскохозяйственное производство.

Приоритетными направлениями
в области регулирования рынка сельскохозяйственной продукции являются:

рационализация взаимодействия участников рынка;

развитие инфраструктуры рынка сельхозпродукции и продовольствия;

стимулирование спроса на сельскохозяйственную продукцию.

Органы государственной власти используют при этом широкий арсенал средств, среди которых наиболее актуальными на предстоящий период являются:

применение целевых цен для расчета объемов финансовой и иных форм поддержки агропромышленных предприятий, обеспечение равных прав и возможностей для всех покупателей сельскохозяйственной продукции;

развитие рыночной инфраструктуры в сельских территориях;

формирование и конкурсное размещение государственного заказа на поставку продовольствия в областной продовольственный фонд;

восстановление и развитие системы форвардных контрактов на поставку сельскохозяйственной продукции на основе создания агропродовольственных бирж;

государственная поддержка агропромышленных предприятий, осуществляющих экспортные поставки продукции в другие регионы;

повышение платежеспособного спроса населения;

ежегодное проведение конкурсного отбора организаций, которые становятся операторами на рынке научно-технических и материальных ресурсов;

для решения задач наиболее рационального обеспечения предприятий АПК материальными и научно-техническими ресурсами, современной техникой и новыми технологиями будет поддерживаться деятельность соответствующих организаций в рамках программ, реализуемых администрацией области.

3.2.3. Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий


Стабилизация и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса невозможны без активного развития социальной инфраструктуры.

Сельские территории следует рассматривать не только как агропромышленную сферу, но и как социально-территориальную подсистему, выполняющую широкий спектр народно-хозяйственных функций (демографическую, культурную, природоохранную и другие). Поэтому в сельской местности должны быть созданы достойные условия жизни населения.

Главными принципами развития социальной инфраструктуры сельских территорий являются:

равнодоступность объектов социальной инфраструктуры и одинаковые условия социального обеспечения для всех групп населения, независимо от их занятия и места жительства;

социальная защита малообеспеченных категорий населения;

решение проблем инженерного обустройства сельских территорий;

передача объектов социальной инфраструктуры органам местного самоуправления.

Решение этих проблем в области будет обеспечиваться за счет реализации областных и федеральных целевых программ по жилищному строительству, газификации, электрификации, водоснабжению, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещанию и телевидению.

4. Этапы реализации Концепции

Преодоление аграрного кризиса будет осуществлено в два этапа, позволяющих последовательно, опираясь преимущественно на внутренние резервы, сначала остановить углубление кризиса, затем обеспечить высокие темпы восстановления экономики АПК и создать условия развития устойчиво конкурентоспособного производства основных видов продовольствия.

Первый этап реализации Концепции характеризуется, прежде всего, отсталостью материальной базы и научно-технического уровня аграрного комплекса, слабыми финансово-экономическими связями между участниками аграрного рынка. Поэтому основными задачами первого этапа являются:

укрепление существующего производственного потенциала АПК за счет сокращения дефицита оборотных средств, введения в действие малозатратных резервов восстановления плодородия почв, роста производства, повышения качества продукции, увеличения глубины ее переработки, привлечения дополнительных ресурсов для восстановления и обновления машинно-тракторного парка;

радикальная структурная перестройка производства и соответствующее увеличение затрат, по преимуществу, в активную часть основных фондов земледелия, животноводства, перерабатывающей промышленности, в освоение адаптивных и гибких систем ведения хозяйства.

На этой основе будет происходить рост объемов и повышение эффективности агропромышленного производства, восстановление финансово-экономических и производственных связей, формирование и развитие эффективного аграрного рынка.

На данном этапе основной задачей органов государственной власти будет являться оказание предприятиям АПК государственной поддержки с одновременным внедрением косвенных методов государственного регулирования.

Формирование и развитие аграрного рынка осуществляется с целью обеспечения необходимого спроса на производимые в настоящее время продовольственные товары и создания экономической базы для расширения спроса и увеличения производства продукции АПК. Ориентировочная продолжительность первого этапа - 2001-2003 гг., при этом основным критерием окончания первого этапа является не окончание указанного временного периода, а достижение агропромышленным комплексом определенных социально-экономических показателей. На данном этапе предприятия в целом имеют более высокую экономическую эффективность хозяйственной деятельности, тем не менее, большинство из них еще не полностью отвечает требованиям современного аграрного рынка.

Решение поставленных задач должно производиться как на уровне региона в целом, так и на уровне отдельных предприятий, что обеспечит необходимую комплексность и взаимоувязанность социально-экономических преобразований во всем агропромышленном комплексе.

На втором этапе, используя ресурсы, накопленные на первом этапе, должны быть осуществлены необходимые вложения в частичное обновление пассивных элементов основных производственных фондов, а также в объекты межхозяйственной и социальной инфраструктуры, продолжены работы по воспроизводству плодородия почв как основного средства производства в сельском хозяйстве.

За счет наращивания предприятиями АПК производственного и финансового потенциала создаются условия, позволяющие:

выйти на объемы и структуру валовой продукции АПК области, учитывающие ожидаемую динамику покупательского спроса;

повысить устойчивость производства и рыночного обращения, осуществить ведение эффективного агропромышленного производства;

осуществлять увеличение потребления продовольственных товаров;

привлечь в АПК квалифицированных руководителей и специалистов за счет улучшения социальной инфраструктуры.

В то же время, должны быть созданы предпосылки для увеличения потребительского спроса на продукцию АПК, сформирована необходимая социальная и экономическая инфраструктура. Основной задачей органов государственной власти становится постепенный переход от прямых мер поддержки и регулирования агропромышленного комплекса к косвенным, позволяющим собственникам более активно участвовать в агропромышленном производстве и формировать экономику АПК.

Одновременно с формированием эффективного собственника необходимо развивать рыночную инфраструктуру, которая обеспечит возможность сбыта сельскохозяйственной продукции при увеличении ее производства, как на внутренних, так и на внешних рынках области. Также необходимо продолжать деятельность по социальному обустройству сельских территорий, что будет способствовать дальнейшему привлечению квалифицированных специалистов в агропромышленный сектор экономики.


5. Нормативно-правовое обеспечение Концепции


Реализация основных идей Концепции предполагает разработку и принятие комплексной программы стабилизации и развития АПК Пермской области на 2001-2005 гг. и иных нормативных правовых актов.

Залогом успешной реализации настоящей концепции является согласованная и целенаправленная деятельность Законодательного Собрания Пермской области, администрации Пермской области, органов местного самоуправления. Агропромышленные предприятия участвуют в реализации конкретных программ и проектов на договорной основе.

Неотъемлемым элементом механизма реализации Концепции должна стать система социально-экономического мониторинга. На основе анализа результатов экономической и социальной ситуации на селе в Концепцию могут вноситься необходимые коррективы.


6. Социально-экономические результаты реализации Концепции


Реализация Концепции развития агропромышленного комплекса Пермской области на 2001-2005 гг. позволит обеспечить существенный прирост производства продуктов питания, повысить эффективность работы АПК и конкурентоспособность его продукции, улучшить экономическое положение агропромышленных предприятий.

Социально-экономические результаты Концепции будут проявляться в повышении доходов работников, занятых в АПК, развитии социальной инфраструктуры села, совершенствовании организационного устройства аграрного производства и экономических отношений, в повышении эффективности сельскохозяйственного производства и его устойчивости.

Возобновление роста агропромышленного производства будет содействовать развитию других отраслей народного хозяйства, повышению инвестиционной активности в АПК, занятости сельского населения, увеличению накопления капитала и расширению налоговой базы для бюджетов всех уровней.

Научно-техническая модернизация АПК повысит и ускорит отдачу на вложенный капитал.

Решение задач, определенных Концепцией, станет важным фактором продовольственной безопасности области, развития экономики в целом, роста реального уровня жизни всех слоев населения.


О Концепции развития агропромышленного комплекса Пермской области на 2001-2005 годы

Название документа: О Концепции развития агропромышленного комплекса Пермской области на 2001-2005 годы

Номер документа: 1692

Вид документа: Постановление Законодательного Собрания Пермской области

Принявший орган: Законодательное Собрание Пермской области

Статус: Действующий

Дата принятия: 16 августа 2001