Действующий

О Концепции закона Пермской области «Об образовании»


     Приложение
     к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
     от 4 ноября 2000 года
     № 1237

КОНЦЕПЦИЯ
ЗАКОНА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКОНОПРОЕКТА

В системе образования Пермской области действуют  около трех тысяч образовательных учреждений, работают более 100 тысяч человек, воспитываются и обучаются более 650 тысяч дошкольников, школьников и студентов. Но не только эти три четверти миллиона граждан области, непосредственно действующих в образовании, заинтересованы в эффективности и результативности системы. Работники практически всех профессий и специальностей нуждаются в регулярном повышении квалификации, всем отраслям необходим приток качественно подготовленных специалистов, все родители обеспокоены будущим своих детей.

Состояние системы образования области, способность системы удовлетворить образовательные потребности граждан, роль системы образования в социализации, воспитании и развитии подрастающего поколения, в сохранении здоровья населения - все эти проблемы приобретают особую остроту и значимость на пороге нового тысячелетия. Их решение наряду с финансово-экономическими трудностями сталкивается с неполнотой и противоречивостью существующей нормативно-правовой базы. Добиться результата  возможно при учете региональных условий и особенностей системы образования. Вот почему разработкой собственных законопроектов по вопросам образования занимаются многие субъекты Российской Федерации.

Изменение роли субъектов Федерации в государственном управлении требует выработки собственной региональной политики, то есть идеологии и способов социального управления, наиболее полно учитывающих состояние, возможности, особенности, традиции региона.

Контуры региональной образовательной политики были намечены в «Программе стабилизации и развития образования Пермской области на период до 2000 года», а конкретное ее воплощение стало разрабатываться уже в других финансово-экономических реалиях, в условиях децентрализации управления, разрушения традиционной ведомственной вертикали, развития регионализации и муниципализации образования.

Региональная образовательная политика предполагает преодоление ведомственной ограниченности, согласованную деятельность учреждений образования, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм; систему мер и мероприятий региональных и муниципальных органов власти, направленных на поддержку образования; информированность общественности, властных и хозяйственных структур об образовательной деятельности по решению актуальных проблем; формирование образовательного сообщества, заинтересованного  в образовании и региональном развитии.

Системообразующим фактором государственной (региональной) образовательной политики Пермской области является качество образования на всех уровнях  системы образования -  региональном, муниципальном (города и районы), институциональном (образовательные учреждения), локальном (педагоги, учителя).

Закон Пермской области «Об образовании» является одним из нормативно правовых актов, необходимых для реализации Концепции социальной политики в Пермской области.

2. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ЗАКОНА

Цель законопроекта - обеспечить правовую основу реализации региональной образовательной политики.


Принципы проекта:

актуальность - положения закона направлены на правовую поддержку решения самых острых проблем сегодняшнего образования;

перспективность - закон обеспечивает правовую основу развития системы образования региона;

дополнительность  ликвидация в рамках региональной компетенции неполноты и противоречивости действующих нормативных актов;

приоритетность - закрепление приоритетности образования в социокультурном развитии региона и определение приоритетов в самом образовании;

ответственность - определение компетенции и ответственности всех уровней управления за конечные результаты деятельности системы;

региональность - наиболее полный учет специфики системы образования Пермской области.

Задачи закона:

закрепление приоритетности образования как важнейшего фактора социально-экономического развития региона;

утверждение приоритета воспитания перед обучением в системе образования, направленности воспитания на нравственное развитие подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни;

обеспечение общедоступности и бесплатности качественного образования для всех жителей области в соответствии с их склонностями и способностями в образовательных учреждениях различных типов;

обеспечение охраны и укрепления здоровья детей и подростков;

усиление внимания к наиболее незащищенным слоям населения, к образованию детей с различными нуждами и особенностями;

поддержка деятельности особо социально значимых образовательных учреждений (специальных (коррекционных), для детей-сирот, национальных, сельских);