• Текст документа
  • Статус
Действующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2000 года № 1237


О Концепции закона Пермской области «Об образовании»

Законодательное Собрание Пермской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять Концепцию закона Пермской области «Об образовании» (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.



Председатель
Законодательного Собрания
Н.А.Девяткин

Приложение. КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»


Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 4 ноября 2000 года
№ 1237

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКОНОПРОЕКТА

В системе образования Пермской области действуют около трех тысяч образовательных учреждений, работают более 100 тысяч человек, воспитываются и обучаются более 650 тысяч дошкольников, школьников и студентов. Но не только эти три четверти миллиона граждан области, непосредственно действующих в образовании, заинтересованы в эффективности и результативности системы. Работники практически всех профессий и специальностей нуждаются в регулярном повышении квалификации, всем отраслям необходим приток качественно подготовленных специалистов, все родители обеспокоены будущим своих детей.

Состояние системы образования области, способность системы удовлетворить образовательные потребности граждан, роль системы образования в социализации, воспитании и развитии подрастающего поколения, в сохранении здоровья населения - все эти проблемы приобретают особую остроту и значимость на пороге нового тысячелетия. Их решение наряду с финансово-экономическими трудностями сталкивается с неполнотой и противоречивостью существующей нормативно-правовой базы. Добиться результата возможно при учете региональных условий и особенностей системы образования. Вот почему разработкой собственных законопроектов по вопросам образования занимаются многие субъекты Российской Федерации.

Изменение роли субъектов Федерации в государственном управлении требует выработки собственной региональной политики, то есть идеологии и способов социального управления, наиболее полно учитывающих состояние, возможности, особенности, традиции региона.

Контуры региональной образовательной политики были намечены в «Программе стабилизации и развития образования Пермской области на период до 2000 года», а конкретное ее воплощение стало разрабатываться уже в других финансово-экономических реалиях, в условиях децентрализации управления, разрушения традиционной ведомственной вертикали, развития регионализации и муниципализации образования.

Региональная образовательная политика предполагает преодоление ведомственной ограниченности, согласованную деятельность учреждений образования, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм; систему мер и мероприятий региональных и муниципальных органов власти, направленных на поддержку образования; информированность общественности, властных и хозяйственных структур об образовательной деятельности по решению актуальных проблем; формирование образовательного сообщества, заинтересованного в образовании и региональном развитии.

Системообразующим фактором государственной (региональной) образовательной политики Пермской области является качество образования на всех уровнях системы образования - региональном, муниципальном (города и районы), институциональном (образовательные учреждения), локальном (педагоги, учителя).

Закон Пермской области «Об образовании» является одним из нормативно правовых актов, необходимых для реализации Концепции социальной политики в Пермской области.

2. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ЗАКОНА

Цель законопроекта - обеспечить правовую основу реализации региональной образовательной политики.


Принципы проекта:

актуальность - положения закона направлены на правовую поддержку решения самых острых проблем сегодняшнего образования;

перспективность - закон обеспечивает правовую основу развития системы образования региона;

дополнительность ликвидация в рамках региональной компетенции неполноты и противоречивости действующих нормативных актов;

приоритетность - закрепление приоритетности образования в социокультурном развитии региона и определение приоритетов в самом образовании;

ответственность - определение компетенции и ответственности всех уровней управления за конечные результаты деятельности системы;

региональность - наиболее полный учет специфики системы образования Пермской области.

Задачи закона:

закрепление приоритетности образования как важнейшего фактора социально-экономического развития региона;

утверждение приоритета воспитания перед обучением в системе образования, направленности воспитания на нравственное развитие подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни;

обеспечение общедоступности и бесплатности качественного образования для всех жителей области в соответствии с их склонностями и способностями в образовательных учреждениях различных типов;

обеспечение охраны и укрепления здоровья детей и подростков;

усиление внимания к наиболее незащищенным слоям населения, к образованию детей с различными нуждами и особенностями;

поддержка деятельности особо социально значимых образовательных учреждений (специальных (коррекционных), для детей-сирот, национальных, сельских);

закрепление прав и полномочий общественных структур в управлении образованием (советов ректоров, директоров учреждений начального и среднего профессионального образования, руководителей муниципальных органов управления образованием, попечительских советов и др.);

повышение ответственности всех органов управления образованием и образовательных учреждений за результаты своей деятельности;

социальная поддержка педагогических работников.

3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

За основу проекта взята общая структура Закона Российской Федерации «Об образовании».

Глава 1.

В тексте регионального закона отражены такие принципы региональной образовательной политики, как:

обновление содержания образования на основе его фундаментализации, гуманитаризации и интеграции;

свобода творчества образовательных учреждений и педагогов в организации образовательного процесса на основе ответственности за его результаты;

стимулирование различных форм работы с одаренными учащимися и студентами, с детьми с особыми образовательными нуждами, с детьми «группы риска»;

развитие системы образования как приоритетного социального института охраны здоровья подрастающего поколения, становления здорового образа жизни;

открытость системы образования всем заинтересованным субъектам производственной, научной, культурной, социальной, общественной сфер жизни Прикамья, создание в регионе непрерывной образовательной среды;

содействие социально-экономическому и культурному развитию Пермской области средствами образования.

Глава 2. Система образования

1. В структуре системы образования нашли отражение существующие государственно-общественные организации - такие, как советы ректоров, директоров, руководителей муниципальных органов управления образованием и другие.

2. В проекте дано определение образовательной программы образовательного учреждения, чего нет в федеральном законе.


3. Модифицирована статья о государственных образовательных стандартах, в области разработана концепция региональных образовательных стандартов для общего образования.


4. Предусмотрено развитие различных форм получения дошкольного образования; для детей старшего дошкольного возраста - на основе соответствующей образовательной программы за счет средств муниципальных бюджетов.


5. Право общеобразовательных учреждений на исключение обучающихся отодвигается до 15 лет (в федеральном законе - 14 лет).


6. Предложено ввести категорийность общеобразовательных учреждений, связанную с уровнем реализуемого качества образования.


7. В статьях проекта раскрываются положения о специальном (коррекционном) образовании, дополнительном образовании детей, защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таких статей нет в федеральном законе.


8. В документ введена статья о национальном образовании. Для нашего многонационального региона законодательное закрепление статуса соответствующих образовательных учреждений представляется необходимым.


9. Специальная статья закона посвящена сельским образовательным учреждениям, сохранение и развитие которых является одним из важнейших направлений социальной политики области.


10. Статьи о профессиональном образовании конкретизированы по сравнению с аналогичными федеральными. В них закреплены основы целевого приема и контрактной подготовки специалистов в регионе.

Глава 3. Управление системой образования


1. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» зафиксирована компетенция Законодательного Собрания и администрации области в сфере образования.


2. Определена компетенция всех уровней управления образованием, в т.ч. муниципальных органов управления образованием.


3. Принципиально новыми являются статьи о компетенции учредителя и договоре между учредителем и образовательным учреждением. В действующих административных и экономических реалиях правовое регулирование этих отношений совершенно необходимо.


4. Дана региональная трактовка системы контроля качества образования в области.


5. На основе опыта других территорий и в соответствии с пожеланиями профсоюзов в закон введена статья об образовательном округе.


6. Предусмотрена деятельность служб обеспечения образовательного процесса: методической, психологической, информационной, социально-педагогической. Без такого сопровождения собственно педагогической деятельности реальное повышение качества образования невозможно.


7. Принципиально важной представляется введение статьи об инфраструктуре системы образования Пермской области.

Вопросы по обеспечению образовательных учреждений не могут решаться при современном уровне информационных, полиграфических организаций, системы общественного питания, бытовых услуг и т.п.

Глава 4. Экономическое обеспечение и социальные гарантии в системе
образования Пермской области

1. В финансовых гарантиях приоритетности образования заложен подход, основанный на нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и на соответствующей методике расчета, утвержденной Законодательным Собранием Пермской области.


2. Предлагается осуществление централизации средств в областных фондах для тех или иных целей обеспечения образовательного процесса.


3. Материальное обеспечение педагогических работников и льготы определены в соответствии с п.14 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании», с учетом опыта других субъектов Российской Федерации, а также городов и районов Пермской области.

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА

Введение в действие данного законодательного акта обеспечивается соответствующими финансовыми средствами. Все планируемые затраты связаны с социальной поддержкой самых незащищенных групп населения:

с организацией подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения по причине неплатежеспособности родителей;

с материальной помощью молодым специалистам _ выпускникам профессиональных учебных заведений, имеющим заработную плату существенно ниже прожиточного минимума;

с поддержкой педагогов, достигающих качественных результатов образования, при введении категорийности общеобразовательных учреждений.

В настоящее время возможность осуществления подобных затрат представляется реальной благодаря следующим факторам:

1. Наполнение бюджета последних 2 лет позволяет делать достаточно оптимистичные прогнозы на будущее.

2. Введение подушевого финансирования в образовании при уменьшении контингента обучаемых (вследствие демографических особенностей) позволяет выделять определенные объемы финансовых средств на предполагаемые затраты.

3. Отдельные затратные статьи данного проекта предполагается вводить поэтапно.

5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЗАКОНЕ

ОБРАЗОВАНИЕ - под образованием в настоящем Законе (в соответствии с трактовкой Закона Российской Федерации «Об образовании») понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (цензов).

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - понятие носит динамичный характер: оно изменчиво во времени, различно по уровням управления и уровням образования, по типам и видам образовательных учреждений, по-разному трактуется субъектами образовательной деятельности, потребителями и заказчиками образовательных услуг. Качество образования характеризуется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития человека. Государственный и муниципальные органы управления образованием осуществляют контроль качества условий, качества организации, содержания и качества результатов образовательного процесса.

ПРИОРИТЕТ ВОСПИТАНИЯ - обусловлен гуманистической направленностью образовательного процесса, где человек, его развитие и нравственное становление является целью, а обучение - средством достижения цели. Определяющим при этом является не число воспитательных мероприятий, а общая направленность образовательного процесса и его практическая реализация каждым педагогом.

ИНФРАСТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ _ организации, выполняющие по отношению к образовательным учреждениям и органам управления образованием обслуживающие функции и обеспечивающие их образовательную и управленческую деятельность (сюда могут входить: транспортные, ремонтно-строительные организации, комбинаты питания, общежития, гостиницы, жилищный фонд, дома и базы отдыха, спортивно-оздоровительные и санаторно-курортные организации, спортивные сооружения, издательские и полиграфические предприятия и учреждения и другие организации).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - может создаваться в системе образования Пермской области на одной или нескольких территориях по инициативе органов местного самоуправления, доверяющих финансирование согласованных статей бюджета образовательных учреждений государственному органу управления образованием или решающих вопросы объединения образовательных систем в целях снижения затрат и повышения качества управления. Все вопросы деятельности образовательных округов регулируются региональным положением об образовательном округе.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ _ учреждение, реализующее образовательные программы, основанные на принципе приобщения обучающихся к родной этнокультурной среде и национальным традициям, включающие углубленное изучение родного языка или учебных предметов на родном языке.

СЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - учреждение, расположенное в сельской местности, осуществляющее образовательный процесс в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и законом Пермской области «Об образовании». Выделение таких учреждений в Законе связано со спецификой социокультурной ситуации в сельской местности и необходимостью обеспечения качественного образования для всех жителей независимо от места проживания. Администрация Пермской области, государственный орган управления образованием, органы местного самоуправления осуществляют дополнительные меры по оптимизации сети образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования детей, начального профессионального образования, их развитию, укреплению учебно-материальной базы и комплектованию педагогическими кадрами, созданию транспортной инфраструктуры.

КАТЕГОРИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ-вводятся в целях стимулирования повышения качества образовательной деятельности. Категории присваиваются в ходе государственной аккредитации по результатам аттестации, на основе региональных требований, разработанных государственным органом управления образованием Пермской области.

ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ НУЖДАМИ - дети беженцы, переселенцы, инвалиды, имеющие особенности физического, психического и социального развития.

О Концепции закона Пермской области «Об образовании»

Название документа: О Концепции закона Пермской области «Об образовании»

Номер документа: 1237

Вид документа: Постановление Законодательного Собрания Пермской области

Принявший орган: Законодательное Собрание Пермской области

Статус: Действующий

Дата принятия: 24 ноября 2000

Дата начала действия: 24 ноября 2000