Недействующий

ГУБЕРНАТОР ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 декабря 2000 года № 709-р


Об утверждении Основных направлений развития информатизации
системы образования и науки Пермской области на 2001-2005 годы

______________________________________________________________
Утратило силу с 9 сентября 2011 года на основании
распоряжения Правительства Пермского края от 9 сентября 2011 года N 179-рп

______________________________________________________________

В целях реализации государственной политики в сфере информатизации и обеспечения рационального подхода к формированию и развитию единого информационного пространства Пермской области, для обеспечения интегрированного подхода к информатизации образования и науки на различных ступенях региональной научно-образовательной системы:


1. Утвердить прилагаемые Основные направления развития информатизации системы образования и науки Пермской области на 2001-2005 годы.


2. Департаменту образования и науки администрации области обеспечить до 1 июля 2001 г. разработку Программы развития информатизации системы образования и науки Пермской области - составного элемента Программы развития системы образования Пермской области на период до 2005 года.


3. Рекомендовать совету ректоров вузов, совету директоров учреждений среднего профессионального образования области, президиуму Пермского научного центра Уральского отделения Российской академии наук (далее - ПНЦ УрО РАН) учитывать Основные направления развития информатизации системы образования и науки Пермской области при решении вопросов информатизации в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, учреждениях ПНЦ УрО РАН.


4. Рекомендовать исполнительным органам местного самоуправления в решении вопросов информатизации образования руководствоваться Основными направлениями развития информатизации системы образования и науки Пермской области.


5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя губернатора области Морозова В.Г.



     Губернатор области
       Г.В.Игумнов


     Приложение
     к распоряжению губернатора области
     от 5 декабря 2000 года
         № 709-р


Основные направления развития
информатизации системы образования и науки
Пермской области на 2001-2005 годы


1. Состояние и предпосылки развития информатизации
образования и науки

В настоящее время системой образования и науки Пермской области накоплен значительный опыт в решении проблем информатизации.

Подготовку специалистов по информатике, информационным технологиям и телекоммуникациям успешно ведут 7 высших (по 17 специальностям) и 13 средних профессиональных учебных заведений (по 6 специальностям). Учреждения профессионального образования обладают значительным потенциалом вычислительной и телекоммуникационной техники. Созданные спутниковые каналы до Москвы (Пермский государственный университет), до Санкт-Петербурга (Пермский государственный технический университет), высокоскоростной канал передачи данных до Екатеринбурга (Институт механики сплошных сред УрО РАН) обеспечивают опорную связь с различными телекоммуникационными сетями и системами России и зарубежных стран. До 90% средних (полных) школ региона оснащено компьютерными классами.

В области разработана и реализуется целевая комплексная программа информатизации общего образования, создан региональный образовательный стандарт Пермской области по информатике, издан ряд учебников пермских авторов по информатизации для высших учебных заведений и общеобразовательных школ, получивших гриф Минобразования Российской Федерации.

В области отлажена система распространения педагогической информации. Функционирует телекоммуникационная сеть областного центра педагогической информации, создан электронный банк педагогической информации. С 1997 года работает областное высшее учебное заведение - Пермский региональный институт педагогических информационных технологий.

Комплексному решению вопросов способствует деятельность координационного совета по информатизации образования и науки при департаменте образования и науки и совете ректоров вузов Пермской области.

2. Общие положения и принципы

Основной целью развития информатизации системы образования и науки Пермской области является создание и обеспечение функционирования единого регионального информационного научно-образовательного пространства (далее - ЕРИНОП), ориентированного на интеграцию имеющихся в регионе средств  информатизации в системе образования и науки. Базовый элемент информационного пространства составляет региональная распределенная информационная система образования и науки.

В качестве основных научно-методических принципов при создании и функционировании ЕРИНОП используются:

1. Принцип комплексного подхода к проблеме информатизации образования и науки региона:

научно обоснованное определение исходного состояния процесса информатизации образования и науки региона;

управление этим процессом на основе программно-целевого подхода, предусматривающим этапность в реализации поставленных задач;

кооперация всех лиц (ученых, работников органов управления образованием, педагогов-практиков и т.д.), заинтересованных в проблеме информатизации образования и науки региона.

2. Принцип приоритета государственности при построении ЕРИНОП:

обеспечение, в первую очередь, интересов государственных и муниципальных учреждений образования и науки региона и государственных, муниципальных и государственно-общественных органов управления образованием и наукой области;

обеспечение рационального подхода к формированию и развитию единого информационного пространства Пермской области с учетом создания и развития телекоммуникационной сети органов государственной власти области;

осуществление возможности взаимодействия телекоммуникационной сети системы образования и науки с телекоммуникационной сетью органов государственной власти региона.

3. Принцип обеспечение равных условий объединения существующих локальных вычислительных сетей и информационных ресурсов системы образования и науки региона.

4. Принцип системного построения ЕРИНОП:

создание на уровне региона новых организационных структур, обеспечивающих организацию и функционирование ЕРИНОП как минимум на трех уровнях: региональном, субрегиональном, уровне образовательного (научного) учреждения; обеспечение их связей и взаимодействия;

открытость, наличие информационных обменов и возможность органичного вхождения ЕРИНОП в информационное пространство России и мирового сообщества.

5. Принцип гуманистической направленности ЕРИНОП:

оперативность и достоверность информации, доступность необходимой информации пользователю любого уровня на любом удобном пользователю виде носителей;

образовательно-воспитательная направленность информационных массивов;

возможность респондентов ЕРИНОП не только потреблять информацию, но и поставлять ее;

возможность образовательного, профессионального, культурного, научного роста респондентов ЕРИНОП.

6. Принцип соответствия уровня запросов к информационной системе содержанию и глубине ответов на них:

наличие в ЕРИНОП механизмов, способных максимально удовлетворить информационную потребность пользователя;

периодический контроль за состоянием и обновлением информационных массивов, имеющихся в банках данных;

постоянное внедрение в деятельность организационных структур, обеспечивающих ЕРИНОП, новых средств работы с различными источниками и носителями информации.

7. Принцип непрерывности в функционировании ЕРИНОП:

наличие запасных (дублирующих) вариантов деятельности органов, ответственных за функционирование ЕРИНОП;

возможность получения необходимой (утраченной) информации из других источников (в том числе и за пределами региона).

Развитие информатизации образования и науки в области предполагает объединение усилий всей системы общего и профессионального образования и системы учреждений Пермского научного центра Уральского отделения Российской академии наук.

3. Региональная распределенная информационная система
образования и науки (РРИСОН)

Целью создания региональной распределенной информационной системы образования и науки (далее - РРИСОН) является объединение разрозненных и разнородных фрагментов информационного поля системы образования и науки региона в единое общедоступное информационное поле. Для этого необходимо решить следующие вопросы:

1. Выработать стратегию информационного наполнения РРИСОН.

2. Разработать последовательные программы развития информатизации системы образования и науки региона на двух - трехлетние периоды, содержащие основные направления реализации программ:

разработка научно-методических основ;

техническое оснащение и обслуживание;

подготовка и переподготовка кадров;

программно-методическое обеспечение;

информационное обеспечение;

организационное обеспечение;

создание экспериментальных площадок по проблемам информатизации образования и науки;

финансовое обеспечение.

3. Обеспечить координацию всех работ по информатизации образования и науки.

4. Разработать системы стандартов для разных классов документов, существующих в системе образования и науки региона.

5. Определить технические решения, рассчитанные на длительное существование РРИСОН, с возможностью развития аппаратно-программного обеспечения без существенного изменения транспортной основы.

6. Обеспечить целостность РРИСОН, возможность ее дальнейшего эволюционного развития и способность к реструктуризации.

7. Обеспечить распределенный характер РРИСОН (т.е. наряду с центральным ядром системы, осуществляющим интегрирующие, объединяющие функции, должны действовать самостоятельные локальные и корпоративные информационные системы отдельных учреждений образования и науки со своими базами данных).

8. Разработать и создать механизмы поощрения для участников РРИСОН, обеспечивающих ее дальнейшее развитие и эффективное функционирование.

9. Способствовать разработке и созданию юридических, организационных и технических средств и методов защиты авторских прав информационных ресурсов.

4. Создание прототипа РРИСОН (этап I : 2001 - 2002 годы)

На первом этапе создается охватывающий всю Пермскую область прототип РРИСОН с минимальным набором разнонаполненных функций, что не исключает неравномерности по насыщенности информационных услуг для отдельных городов и районов области.

Основные направления информатизации образования и науки региона на первом этапе включают в себя решение следующих задач:

1. Создание региональной компьютерной сети образования и науки (далее - компьютерная сеть) как основы РРИСОН:

в основу компьютерной сети положены современные технологии;

транспортный уровень компьютерной сети обеспечивается программно-техническими средствами существующих телекоммуникационных узлов, предусматриваются точки сопряжения сети с сетями общего пользования;

ядром компьютерной сети являются создаваемые оптоволоконные линии связи, объединяющие вузы г. Перми и учреждения Пермского научного центра Уральского отделения Российской академии наук;

компьютерная сеть ориентирована на преимущественное использование высокоскоростных цифровых каналов;

прикладные системы, используемые в компьютерной сети, основываются на принципах Intranet-технологии;

компьютерная сеть ориентирована на использование многопротокольных аппаратных маршрутизаторов, реализующих различные протоколы транспортного и сетевого уровня.

2. Интеграция неоднородных баз данных:

интеграция неоднородных баз данных осуществляется путем создания единой системы управления распределенными научно-образовательными ресурсами.

3. Создание полнотекстовых баз данных по вопросам образования и науки, заключение соглашений по использованию внерегиональных баз данных.

4. Разработка электронных учебников.

5. Разработка методических и программно-технических средств дистанционного обучения.

6. Создание электронных библиотек.

7. Проработка экономических и юридических вопросов создания и использования РРИСОН, решение организационных вопросов создания РРИСОН, выработка соглашений по региональной стандартизации технических, программных средств и технологических подходов при реализации РРИСОН.

5. Создание открытой, развивающейся РРИСОН
(этап II: 2003 - 2005 годы)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»