ЗАКОН

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

 от 6 октября 2000 года № 1129-164


О патронатном воспитании

(с изменениями на 6 мая 2004 года)

________________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:

Законом Пермской области от 2 июля 2003 года № 878-169;

Законом Пермской области от 6 мая 2004 года № 1374-279;

Законом Пермского края от 28 ноября 2006 года N 29-КЗ;

________________________________________________________    

________________________________________________________     

     Действие закона распространяется на территорию Пермского края с 1 января 2007 года на основании Закона Пермского края от 28 ноября 2006 года N 29-КЗ  
________________________________________________________     

Принят Законодательным Собранием
                                                                                                                                                                         Пермской области 21 сентября 2000 года



Глава 1. Общие положения

          

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящий закон регулирует отношения органов государственной власти Пермской области, органов местного самоуправления, учреждений, граждан по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на патронатное воспитание.

       

Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем Законе


     
Патронатное воспитание - это форма устройства ребенка (детей), находящегося на попечении органа опеки и попечительства, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства.

Ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в государственной защите, - ребенок в возрасте до 18 лет, находящийся на учете органа опеки и попечительства.

Патронатный воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка, при сохранении функций законного представителя ребенка у органов опеки и попечительства (уполномоченный службы);

Учреждение, передающее ребенка (детей) на патронатное воспитание, -учреждение, осуществляющее содержание, воспитание и подготовку детей к помещению на воспитание в семьи, а также поиск, отбор патронатных воспитателей, реабилитационную работу с детьми, переданными в семьи патронатных воспитателей;


     
Уполномоченная служба - служба, осуществляющая функции по охране прав несовершеннолетних на основании настоящего Закона, устава муниципального образования;

Социальный патронат - помощь органов опеки и попечительства, уполномоченной службы, учреждения семье по обеспечению прав и законных интересов ребенка (детей), нуждающегося в государственной защите.

       

Статья 3. Правовые основы деятельности органов опеки и попечительства,
уполномоченных служб, учреждений по передаче ребенка (детей)
на патронатное воспитание

Правовую основу деятельности органов опеки и попечительства, уполномоченных служб, учреждений по устройству ребенка (детей) в семью патронатного воспитателя составляют Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, федеральные и областные законы, настоящий Закон, уставы муниципальных образований, иные нормативные акты органов местного самоуправления.

           

 

Статья 4. Уполномоченная служба, основные направления деятельности

 

1. Уполномоченная служба может создаваться в составе органа опеки и попечительства, в качестве самостоятельного учреждения, а также на базе учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Создание и деятельность уполномоченных служб регулируется нормативно-правовыми актами муниципальных образований.

3. К направлениям деятельности уполномоченной службы относится:

а) оказание помощи детям, нуждающимся в государственной защите:

координация этой работы с другими органами, учреждениями;

осуществление комплексной диагностики, реабилитации и социальной адаптации ребенка с целью подготовки его к устройству на воспитание;

оказание экстренной помощи детям, пострадавшим от насилия в семье.

б) профилактика социального сиротства:

реабилитационная помощь выявленным детям, нуждающимся в государственной защите, в том числе проживающим в семьях кровных родителей;

работа с лицами, желающими взять ребенка (детей) в семью под опеку, в приемную семью, семью патронатных воспитателей;

проведение поиска родственников детей, способных принять ребенка в семью на патронатное воспитание (абзац дополнен Законом Пермской области от 2 июля 2003 года № 878-169);

подготовка и обучение патронатных воспитателей.

в) защита прав и законных интересов детей:

подготовка и утверждение плана по защите прав ребенка, внесение в него изменений и дополнений;

осуществление мер, предусмотренных планом по защите прав ребенка.

г) информационно-правовое обеспечение:

рассмотрение обращений граждан по вопросам охраны прав несовершеннолетних;

информирование детей, их родителей (законных представителей) о видах предоставляемой помощи государственными и негосударственными службами помощи  семье и детям;

консультирование граждан по вопросам охраны прав несовершеннолетних детей.

иные направления деятельности, не противоречащие законодательству.

4. Компетенция уполномоченной службы, созданной в составе органа опеки и попечительства, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 5. Категории детей, нуждающихся в государственной защите


1. К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети:

родители которых неизвестны;

утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;

отобранные у родителей;

родители которых ограничены в родительских правах;

родители которых лишены родительских прав;

не имеющие связи с родителями либо утратившие ее;

родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими осуществлять надлежащее воспитание и содержание детей;

родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными);

родители которых объявлены безвестно отсутствующими (умершими);

родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления;

находящиеся в условиях, угрожающих их развитию, здоровью и благосостоянию;

из семьи беженцев или вынужденных переселенцев;

другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.

2. Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае, если в отношении обоих или единственного родителя (законного представителя) ребенка, органом опеки и попечительства установлены основания, указанные в части первой настоящей статьи.

           

Статья 6. Социальный патронат


Социальный патронат над семьей может устанавливаться муниципальным органом опеки и попечительства при отсутствии условий для развития, здоровья и благосостояния детей, неспособности родителей осуществлять надлежащим образом воспитание и содержание детей в семье.

           

Статья 7. Финансовая основа деятельности уполномоченной службы


Расходы по организации деятельности уполномоченной службы рассчитываются в соответствии с Методикой формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области.

Глава 2. Основы взаимоотношений органов опеки и попечительства,
учреждений, передающих ребенка (детей) на патронатное воспитание,
патронатных воспитателей

Статья 8. Организация и порядок передачи ребенка (детей)
на патронатное воспитание

1. На патронатное воспитание в семью патронатного воспитателя помещается ребенок (дети), нуждающийся в государственной защите и переданный на попечение органа опеки и попечительства.

2. Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

кровных родителей;

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;

лиц, которые по состоянию здоровья, в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

3. Общее число детей, передаваемых на воспитание патронатному воспитателю, не должно превышать трех человек в возрасте до 18 лет, за исключением случаев устройства братьев и сестер, если это не противоречит их интересам.

4. Передача ребенка в семью патронатного воспитателя производится учреждением на основе:

договора об устройстве ребенка в семью патронатного воспитателя, заключаемого органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем;

трудового договора (контракта), заключаемого патронатным воспитателем и учреждением, предоставляющим патронатное воспитание.

5. Патронатный воспитатель является сотрудником учреждения, осуществившего устройство ребенка в его семью. Ребенок (дети) числится в контингенте данного учреждения. (пункт 5 с изменениями, внесенными Законом Пермской области от 2 июля 2003 года № 878-169);

          

 Статья 9. Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание
без заключения трудового договора

1. Воспитанники домов ребенка, приютов, образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений социальной защиты населения, могут быть переданы на патронатное воспитание на каникулы, выходные и праздничные дни. (пункт 1 с дополнениями, внесенными Законом Пермской области от 2 июля 2003 года № 878-169);

Основанием для передачи ребенка являются следующие документы:

заявление лица (лиц),

акт обследования жилищно-бытовых условий;

приказ, постановление.

______________________________________________________________

Пункт 1. в редакции Закона Пермской области от 6 мая 2004 года № 1374-279

______________________________________________________________  

2. В случае передачи ребенка (детей) на период до 30-ти дней издается приказ органа управления образованием (иного органа), выполняющего функции органа опеки и попечительства, при передаче ребенка (детей) на период свыше 30-ти дней издается постановление органа местного самоуправления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»