Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

ПИСЬМО

от 25 декабря 1998 года N 17-06/16225


[О методических указаниях о проверках банков
по вопросу своевременности исполнения
платежных поручений налогоплательщиков
и инкассовых поручений налоговых органов
по перечислению платежей в бюджет
и внебюджетные фонды]


Государственная налоговая инспекция по Санкт-Петербургу направляет для использования в работе "Методические указания о проверках банков по вопросу своевременности исполнения платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов по перечислению платежей в бюджет и внебюджетные фонды".

По результатам практического применения в проверочной работе настоящих указаний просим направить свои предложения и замечания в срок до 10 февраля 1999 года в отдел по принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам.

Первый заместитель
 начальника Госналогинспекции,
 государственный советник
 налоговой службы II ранга
 А.О.Гуркович

 

     

     

Методические указания
о проверках банков по вопросу своевременности исполнения
платежных поручений налогоплательщиков
и инкассовых поручений налоговых органов по перечислению
платежей в бюджет и внебюджетные фонды

     

I. Общие положения


В настоящих методических указаниях изложены вопросы по организации и проведению проверок соблюдения очередности и своевременности зачисления банками и другими кредитными организациями платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, контролируемых налоговыми органами.

Цель проверки: осуществление контроля за полнотой и своевременностью исполнения банками платежных документов на перечисление средств в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Проверками должны быть охвачены все банки и другие кредитные организации (включая филиалы и отделения), закрепленные за районной налоговой инспекцией (Приложение N 1). При этом в каждом банке проверке подвергаются счета налогоплательщиков-клиентов банков независимо от того, в какой налоговой инспекции они состоят на учете.

Проверка производится на основании ст.ст.31, 45, 46, 60, 132-136 Налогового кодекса РФ, а также статей 845-860 Гражданского кодекса РФ.     

При проведении проверки необходимо учесть следующее:

Юридические лица могут иметь расчетные (текущие), бюджетные, депозитные, ссудные, валютные и другие счета в банках. Расчетные (текущие) счета предназначены и используются для зачисления выручки от реализации продукции (работ и услуг), учета своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным кредитам и процентам по ним (письмо Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и Центробанка РФ от 2/5 июня 1995 г. N ВГ-4-13/23Н, 46, 171, зарегистрированное Минюстом РФ 15.06.95 N 873).

Кредитные организации обязаны обеспечить право клиента беспрепятственно распоряжаться средствами, хранящимися на его счете, и своевременность осуществления платежей по поручениям клиентов в пределах имеющихся на их счетах средств.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, в соответствии с письмом Центробанка РФ от 5 июля 1996 г. N 298 "О внесении изменений в Инструкцию Госбанка СССР от 26.11.84 N 27 "По кассовому исполнению Государственного бюджета СССР" обязаны не позднее дня, предшествующего наступлению срока платежа, если иное не предусмотрено Законом, сдать в кредитную организацию или учреждения Центрального банка РФ по месту нахождения их расчетного (текущего) или другого счета платежные поручения на перечисление платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды по форме N 0401002, заполненные в соответствии с требованиями ЦБ РФ. При представлении в кредитную организацию платежного поручения на перечисление платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды (включая суммы пени, штрафов, финансовых санкций) при отсутствии или недостаточности средств на счете в правой стороне в специально отведенной графе плательщик проставляет третью очередь платежа в соответствии с очередностью, установленной законодательством.

При приеме денежно-расчетных документов ответственный исполнитель банка (бухгалтер, контролер) обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты, правильность указания банковских реквизитов (в случае отсутствия - могут проставляться работниками банка), соответствует ли печать и подписи распорядителя счетом представленным банку образцам. Платежные (расчетные) документы, принятые кредитной организацией к исполнению, должны оформляться подписью бухгалтерского работника, осуществившего их прием и проверку, с указанием даты приема. Указанные платежные поручения принимаются от плательщика кредитными организациями и учреждениями ЦБ РФ независимо от состояния расчетного (текущего), бюджетного или другого счета, а также корреспондентского счета кредитной организации.

При наличии на счете плательщика денежных средств, сумма которых достаточна для оплаты всех платежных документов, предъявленных к счету, списание средств со счета в бюджет и государственные внебюджетные фонды осуществляется кредитными организациями и учреждениями ЦБ РФ в порядке поступления платежных поручений плательщика (календарная очередность), если иное не предусмотрено Законом. Причем, платежные документы исполняются не позднее дня, следующего за днем их поступления в кредитную организацию или учреждение ЦБ РФ, независимо от заполнения графы "срок платежа" (письмо ЦБ РФ от 05.07.96 N 298). При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п.2.3 письма ЦБ РФ от 25.11.97 N 5-П "Положения о проведении безналичных расчетов кредитными организациями в РФ" кредитная организация (филиал) списывает средства со счета клиента и перечисляет их со своего корреспондентского счета не позднее следующего дня, если иное не предусмотрено в договоре банковского счета. Следовательно, во время проверки следует также руководствоваться договором банковского счета между кредитной организацией и налогоплательщиком (клиентом банка).

Первый экземпляр платежного документа клиента, оформленный в установленном порядке, остается в банке-отправителе платежа и помещается в документы дня в качестве основания для списания средств со счета клиента.

По перечню документов за определенный операционный день можно определить платежи в бюджет и внебюджетные фонды по счету получателя.

Первые 5 цирф в двадцатизначном  номере счета получателя обозначают:

- 40101 - налоги, распределяемые отделением федерального казначейства.

- 40102 - средства федерального бюджета.

- 40201 - средства бюджетов субъектов РФ.

- 40204 - средства местных бюджетов муниципальных образований.

- 40407 - платежи в федеральный дорожный фонд (ФДФ).

- 40408 - платежи в территориальный дорожный фонд (ТДФ).

- 40702 - расчеты между клиентами.

- 40401 - Пенсионный фонд.

- 40402 - фонд социального страхования.

- 40403 - российский фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

- 40404 - Территориальный ФОМС.

- 40405 - Фонд занятости.

В документах дня необходимо рассматривать платежные документы, предъявленные к счетам клиентов для оплаты платежей в бюджет и во внебюджетные фонды (ФДФ, ТДФ).

II. Подготовка к проверке      

При подготовке к проверке необходимо:

1. Составить программу проверки банка или кредитного учреждения и утвердить у руководства.

2. Выписать поручение на проведение проверки в установленном порядке.

3. Просмотреть имеющиеся материалы предыдущих проверок, а также сведения о незачислении средств в бюджет по данным лицевых счетов плательщиков и учесть поступившую информацию от налогоплательщиков о неисполнении банком платежных поручений.

4. Использовать при подготовке к проверке информацию, поступившую от других налоговых инспекций. Для этого при поступлении информации от налогоплательщиков о задержке исполнения платежных поручений кредитными организациями налоговая инспекция информирует ту РНИ, где данная кредитная организация состоит в списке для проверки (по Приложению N 1).

III. Порядок проведения проверки


Оформив поручение на проверку банка, инспектор прибывает в проверяемый банк и предъявляет управляющему банком и главному бухгалтеру банка поручение на проверку и служебное удостоверение. Руководство банка ставит свою подпись и дату на поручении, что является датой начала проверки банка.

Проверка проводится сплошным методом. В ходе проверки используются следующие документы:

- книга регистрации открытых лицевых счетов;

- документы дня (платежные поручения налогоплательщиков, мемориальные ордера, инкассовые поручения налоговых органов и т.п.);

- выписки лицевых счетов клиентов (налогоплательщиков);

- картотека внебалансовых счетов N 90902, 90903, 90904;

- ежедневный баланс, оборотная ведомость;

- выписки по корреспондентскому счету банка и расшифровки к ним;

- другие бухгалтерские документы.

Порядок проверки исполнения платежных поручений
и инкассовых распоряжений при недостаточности
денежных средств на счете плательщика      

Налогоплательщикам следует представлять в кредитную организацию расчетно-платежные документы накануне наступления срока платежа. Если срок платежа на документе не проставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа от клиента.

При несовпадении даты приема документа банком с датой его исполнения необходимо по выпискам лицевых счетов налогоплательщиков определить, были ли денежные средства на счете со дня поступления платежного документа в банк по день его оплаты, достаточно ли их для полной или частичной оплаты (итоговое сальдо на предыдущую дату является начальным на следующую дату).

При недостаточности денежных средств на счете плательщика для оплаты всех платежных документов, предъявленных к счету, оплата производится в очередности, предусмотренной действующим законодательством (на 1998 г. и 1999 г. очередность установлена ст.17 Закона РФ "О федеральном бюджете на 1998 г." от 26.03.98 N 42-ФЗ). При этом может производиться частичная оплата документов.

Частично оплаченные и неоплаченные платежные документы помещаются банком в картотеку к внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" (К-2).

Платежные поручения по перечислению средств в бюджеты, находящиеся в картотеке к внебалансовому счету N 90902, могут быть отозваны плательщиками только по письменному разрешению налогового органа, а в случаях, предусмотренных законодательством - таможенными органами, органами Пенсионного фонда Российской Федерации и другими органами, если они были ими предъявлены к расчетному счету плательщика (письмо ЦБ России от 05.07.96 N 298).

Необходимо обратить особое внимание на списание средств банком по платежным документам с отметкой "К-2". Для этого по выпискам лицевого счета плательщика следует проследить движение денежных средств по лицевому счету за период с момента поступления документа в банк до его полной оплаты.

При наличии картотеки к внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" по выпискам лицевых счетов налогоплательщиков следует выявить возможность полной или частичной оплаты денежных документов, находящихся в картотеке.

При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производится в порядке календарной очередности поступления документов после перечисления платежей, отнесенных статьей 855 ГК РФ к первой и второй очереди.

В случае обнаружения фактов несоблюдения банком очередности оплаты платежных документов в бюджет, нарушения сроков списания средств со счета плательщика проверяющий должен начислить пени банку.

В связи с многочисленными нарушениями юридическими лицами и банками п.2 Порядка применения положений Указа Президента РФ от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" при проверке картотеки 2 необходимо проверять в банках порядок гашения клиентами ссудной задолженности и процентов по ней.

Погашение задолженности по ссудам банка и уплата процентов по ним должны производиться только путем перечисления денежных средств с расчетных (текущих) счетов налогоплательщиков (ст.17 ФЗ "О бюджете на 1998 год", письмо Госналогслужбы РФ от 02.06.95 N ВГ-4-13/23н, Минфина РФ от 02.06.95 N 46 и ЦБ РФ 05.06.95 N 171) и с учетом очередности, предусмотренной ст.855 ГК РФ.

Нарушение этого порядка является основанием для применения к банкам мер воздействия, вплоть до отзыва лицензии, а к иным юридическим лицам - соответствующих санкций, предусмотренных за нарушение правил совершения операций с денежной наличностью.

В целях выявления случаев направления денежных средств на погашение ссудной задолженности и процентов по ней, минуя расчетный счет плательщика, необходимо:

- в коммерческом банке по ежедневным балансам банка за проверяемый период установить факты погашения ссудной (срочной и просроченной) задолженности юридическими лицами (балансовые счета 451-454, бал.счет N 458 "кредиты, не погашенные в срок"), по книге открытых счетов определить список этих лиц. Затем по выпискам ссудных счетов клиентов и выпискам банка балансового счета 70101 (лицевой счет - проценты, полученные за предоставленные кредиты) выбрать дни, в которые происходило погашение.

В документах дня банка найти платежные документы, по которым организация (предприятие) произвело погашение задолженности и процентов по ней.

При установлении фактов зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг) и иных поступлений на ссудные счета в погашение кредитов банка и процентов по ним, минуя расчетный счет, и при наличии картотеки К-2, согласно ст.15 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" от 27.12.91 N 2118-1, банку начисляются пени за задержку перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

По указанному вопросу имеется арбитражная практика, в частности: Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 03.09.96 N 7107/95; Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 26.11.96 N 8341/95 ("Вестник Высшего Арбитражного суда РФ" N 3/97). Что касается погашения ссудной задолженности организации перед банком по выданным ранее кредитам путем заключения с ними соглашения в порядке ст.409 ГК РФ о прекращении обязательств по возврату задолженности предоставлением отступного (передача векселей, акций), то указанные действия банка не рассматриваются Президиумом ВАС РФ как направленные на неисполнение (задержку исполнения) платежных поручений налогоплательщика на перечисление налогов в бюджет (Постановления Президиума ВАС РФ от 29.07.97 N 2353/97, от 14.10.97 N 3724/97, от 21.10.97 N 2600/97).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»