• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 1997 года N 28


Об организации учета энергоресурсов и воды
в городском хозяйстве

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 26 мая 2011 года N 664

____________________________________________________________________

Правительство Санкт-Петербурга отмечает, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" за истекший период осуществлен ряд организационных и технических мероприятий, направленных на внедрение приборов учета расхода энергоресурсов и воды в городском хозяйстве Санкт-Петербурга.

Введены и реализуются мероприятия по установке:

- приборов учета энергоресурсов во вновь строящихся и реконструируемых зданиях;

- приборов учета расхода холодной воды в жилых и общественных зданиях.

По состоянию на 01.06.97 установлено 9800 узлов учета расхода холодной воды, в том числе в жилых зданиях 9500, что составляет около 45% от необходимого количества.

В настоящее время в Санкт-Петербурге организовано производство по изготовлению приборов учета потребления энергоресурсов фирмами "Логика", "Взлет", "Теплоком", "Водомер" и др.

У основных теплоснабжающих организаций города АО "Ленэнерго", ГП "ТЭК СПб" учетом тепловой энергии охвачены в основном промышленные потребители. В то же время жилищно-эксплуатационные организации, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья имеют по состоянию на 01.05.97 98 установленных пунктов узлов учета тепла.

В квартирах существующего жилищного фонда установлено около 300 приборов учета холодной, горячей воды и газа.

Имеющиеся темпы работ по установке приборов учета энергоресурсов у потребителей в Санкт-Петербурге явно недостаточны.

Основными причинами такого положения дел по внедрению узлов учета в городском хозяйстве являются:

- отсутствие средств целевого финансирования в бюджете и у потребителей;

- несовершенная нормативно-правовая база на рынке продаж энергоресурсов;

- отсутствие Фонда энергосбережения;

- недостаточное развитие нетрадиционных форм финансирования: кредит, лизинг, создание энергосервисных компаний ЭСКО.

В целях выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению", Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и экономии бюджетных средств Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Считать одним из главных направлений реализации реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве Санкт-Петербурга внедрение приборов учета энергоресурсов и воды.

2. Одобрить План мероприятий "Организация учета расхода энергоресурсов в городском хозяйстве" (приложение).

3. Считать целесообразным:

3.1. При формировании бюджета Санкт-Петербурга на 1998 год и последующие годы выделять отдельной строкой финансовые средства на цели энергосбережения и организации учета энергоресурсов и воды в счет лимитов, предусматриваемых на обеспечение коммунальными услугами предприятий и организаций бюджетной сферы.

3.2. Осуществлять установку приборов учета энергоресурсов и воды у потребителей за счет финансовых средств, получаемых поставщиками энергоресурсов и воды от снижения себестоимости отпускаемых энергоресурсов и воды.

3.3. Получаемую организациями бюджетной сферы экономию затрат за счет осуществления мероприятий по энергосбережению оставлять в течение двух лет в распоряжении данных организаций для выполнения дальнейших работ по энергосбережению.

3.4. Обеспечить доработку и согласование с заинтересованными организациями Временной инструкции по организации и учету тепловой энергии у потребителей Санкт-Петербурга в качестве проекта региональных правил.

3.5. Подготовить методические указания по применению в городском хозяйстве расходомеров и вычислителей тепловой энергии, отвечающих требованиям эксплуатации систем теплоснабжения Санкт-Петербурга.

4. Предложить:

4.1. Вице-губернатору Антонову Ю.В., Председателю Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Трегубову А.И. до 01.09.97 подготовить и представить в установленном порядке проект распоряжения губернатора Санкт-Петербурга "Об основных направлениях по энергосбережению в городском хозяйстве Санкт-Петербурга".

4.2. Руководителям отраслевых органов Санкт-Петербурга разработать и представить до 01.08.97 в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению и Комитет по экономике и промышленной политике проект плана основных мероприятий по экономии энергоресурсов и воды в организациях и предприятиях, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга.

4.3. Председателю Комитета по энергетике и инженерному обеспечению А.И.Трегубову совместно с председателем Комитета по экономике и промышленной политике Д.В.Сергеевым разработать и представить на рассмотрение Правительству Санкт-Петербурга до 01.09.97 проект Закона "О внебюджетном фонде энергосбережения Санкт-Петербурга".

5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Ю.В.Антонова.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев


Приложение к постановлению. План мероприятий "Организация учета расхода энергоресурсов в городском хозяйстве"

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 30.06.97 N 28


Пояснительная записка

1. Существующее положение и проблемы в энергоучете в Санкт-Петербурге

В настоящее время энергоучет (тепла, горячей и холодной воды, газа) в Санкт-Петербурге находится в начальной стадии его внедрения. Существующее положение с учетом энергоресурсов в Санкт-Петербурге можно охарактеризовать следующим образом.

Приборами учета потребления топливно-энергетических ресурсов оснащены котельные и теплоэлектроцентрали. Значительная часть зданий, принадлежащих коммерческим организациям, имеет приборы учета тепловой энергии и холодной воды, а в случае теплоснабжения от находящихся на их балансе газовых котельных - счетчики расхода газа.

Здания муниципального жилого фонда (за исключением нескольких демонстрационных объектов) приборов теплового учета не имеют. Приборы учета потребления холодной воды в большинстве жилых зданий демонтированы. Приборы учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, а также газа в жилых квартирах отсутствуют.

Однако следует указать, что в 60-е годы приборы учета газа и холодной воды имелись практически в каждом доме, а газовые счетчики - в большинстве квартир, но низкие цены на энергоносители не способствовали в то время поддержанию парка приборов учета в работоспособном состоянии и не окупали затрат на их техническое обслуживание. Следствием падения спроса на приборы энергоучета явилось значительное отставание данной отрасли от мирового уровня.

Формирование в последние годы рыночных отношений и как следствие рост цен на энергоносители способствовали появлению на отечественном рынке значительного количества различных типов приборов учета, в том числе поставляемых из-за рубежа.

На основе зарубежного опыта и результатов эксплуатации ряда объектов в нашей стране можно сделать вывод, что внедрение коммерческого учета тепловой энергии в тепловых пунктах и абонентских вводах позволит снизить потребление энергии и соответственно размер ее оплаты до 20%. При значительном недоотпуске тепловой энергии, имеющем место последние годы, размер экономии может составлять меньшую величину (10-15%). Однако введение коммерческого учета, предусматривающее при определении размеров оплаты не только количество, но и качество отпускаемой энергии, будет способствовать улучшению качественных показателей теплоснабжения, а следовательно - повышению теплового комфорта в отапливаемых помещениях.

Еще большую экономию энергоресурсов (до 30-40%) дает поквартирный учет горячей и холодной воды, газа и тепла. Кроме того, осуществление коммерческого учета является необходимым предварительным условием реализации всего комплекса энергосберегающих мероприятий.

Массовое применение приборов коммерческого учета энергоносителей сдерживается из-за несовершенства нормативно-правовой базы, отсутствия эффективного экономического механизма, стимулирующего как производителей, так и потребителей энергии осуществлять энергоучет, а также из-за сложностей технического характера.

До сих пор на федеральном и региональном уровнях не утверждены "Правила пользования тепловой энергией", жестко регламентирующие взаимоотношения производителей, перепродавцов и потребителей тепловой энергии при ее отпуске, распределении и потреблении в системе теплоснабжения.

Не работает экономический механизм, стимулирующий производителей и массовых потребителей тепловой энергии к реализации мероприятий по ее экономичному использованию.

Не создан внебюджетный фонд, за счет средств которого было бы возможно планомерно осуществлять комплекс работ по внедрению энергосберегающих технологий.

Технические решения существующих инженерных систем и архитектурно-планировочные решения зданий затрудняют, а в отдельных случаях исключают возможность (без проведения комплекса работ по реконструкции систем) установки и нормальной эксплуатации подобных приборов.

Установка счетчиков поквартирного учета в существующем жилом фонде сопряжена с целым комплексом осложняющих факторов:

сложность выделения легкодоступных мест для установки счетчиков в плотно заставленной квартире;

необходимость частичной перекладки трубопроводов холодного и горячего водоснабжения и почти полной перекладки внутриквартирных газопроводов;

незаинтересованность жильцов в установке приборов в связи с низкими тарифами на отпускаемые энергоресурсы и воду.

Энергоснабжение современного благоустроенного жилого фонда складывается из следующих компонентов (цифры усредненные):

отопление - 50%;

горячее водоснабжение - 30%;

электроснабжение - 10%;

газоснабжение - 10%.

В настоящее время поквартирный учет потребляемой энергии осуществляется только в системах электроснабжения, т.е. охватывает примерно десятую часть расходуемой энергии.

Не без труда, но все же можно наладить поквартирный учет расхода газа, холодной и горячей воды. Возникает также ряд сложностей, связанных с выполнением требований по условиям эксплуатации и сохранности приборов коммерческого учета тепла при установке их на местных (абонентских) тепловых вводах, групповых и центральных тепловых пунктах. Подавляющее большинство тепловых пунктов расположено в подвальных помещениях, не отвечающих условиям хранения и технического обслуживания приборов, что потребует дополнительных затрат на благоустройство этих помещений.

При разработке новых технических решений систем инженерного оборудования вновь возводимых и капитально реконструируемых зданий необходимо предусматривать возможность установки узлов поквартирного учета всех видов энергоносителей, в том числе расходов тепла на отопление согласно распоряжению губернатора Санкт-Петербурга от 17.09.96 N 217.

2. Планируемые мероприятия организационного и нормативно-правового характера

Мероприятия организационного и нормативно-правового характера предусматривают создание условий, позволяющих упорядочить и целенаправленно проводить все действия по выполнению Плана с минимизацией капитальных вложений при достижении планируемого экономического эффекта.

С целью исключения распыления средств на приобретение, монтаж и обслуживание приборов учета энергоносителей, определения рациональной очередности и объемов внедрения приборов, разработки экономического механизма, стимулирующего коммерческий энергоучет, предлагается создать Фонд энергосбережения и Агентство по энергосбережению как координирующие органы в структуре Администрации города по выполнению Плана организации учета тепловой энергии в городском хозяйстве.

В задачи координирующего органа должны входить:

разработка ежегодных мероприятий по внедрению приборов энергоучета;

организация и участие в разработке региональных "Правил пользования тепловой энергией";

подготовка предложений для Региональной энергетической комиссии по стимулированию установки приборов энергоучета;

проведение тендеров с целью выбора типов устанавливаемых приборов, а также определение специализированных организаций, которым поручается монтаж и сервисное обслуживание приборов учета;

организация совместного с зарекомендовавшими себя зарубежными фирмами производства приборов, поставки запасных частей, ремонтной базы;

организация работ по проведению аудитов теплопотребления и составление энергетических паспортов зданий, теплоисточников, инженерных сетей и сооружений;

подготовка технико-экономических обоснований и смет расходов на установку и обслуживание приборов учета;

организация системы метрологических поверок приборов и создание необходимой для этого производственной базы.

3. Финансовое обеспечение

В настоящее время в городском хозяйстве Санкт-Петербурга большинство потребителей энергоресурсов находится в государственной (федеральной или городской) собственности. Все издержки, вызванные потерями тепловой энергии при ее производстве, транспортировке, распределении и потреблении, покрываются частично потребителями и бюджетом. В жилищно-коммунальном хозяйстве города при этом наиболее массовые потребители тепла - граждане, проживающие в муниципальном жилом фонде - оплачивают только 30% от его фактической стоимости. Остальное оплачивают предприятия Комитета по содержанию жилищного фонда из средств, выделяемых из городского бюджета. Это исключает заинтересованность жилищно-эксплуатационных организаций, ГП ТЭК СПб и многих других потребителей и поставщиков тепловой энергии в ее экономном использовании.

Существующая в настоящее время в городском хозяйстве Санкт-Петербурга схема финансовых потоков между поставщиками, перепродавцами и потребителями тепловой энергии не стимулирует осуществление энергосберегающих мероприятий с целью ее экономного расходования и требует коренного пересмотра данной схемы.

Однако, учитывая огромные размеры взаимной задолженности и рост неплатежей у всех основных участников единого технологического процесса: производство - транспортировка - распределение потребление тепловой энергии, на ближайший период представляется необходимым сохранить в основном существующую систему.

Вместе с тем для успешной реализации Плана мероприятий необходимо разработать экономический механизм, стимулирующий как производителей, так и потребителей тепловой энергии (независимо от форм собственности), устанавливать приборы учета энергоносителей.

Финансовое обеспечение Плана мероприятий предусматривается из следующих источников: бюджета, собственных средств юридических и физических лиц, кредитов и инвестиций (в том числе от зарубежных партнеров, международных программ (межправительственных, научно-технических и коммерческих), средств, полученных от экономии энергоресурсов, которые планируется аккумулировать в Фонде энергосбережения, создаваемого при Администрации города. При этом доля средств, получаемых кредитованием на выполнение Плана мероприятий, должна уменьшаться по мере роста средств, полученных от экономии в указанном Фонде.

Установка приборов учета энергоносителей в квартирах будет в дальнейшем полностью оплачиваться населением.

При этом у социально незащищенных групп населения приборы учета должны устанавливаться бесплатно за счет городского бюджета.

Энергоснабжающие предприятия за счет сэкономленной энергии получают возможность подключать к своим тепловым сетям дополнительных потребителей и, следовательно, получать дополнительные средства от продажи энергии.

Основные направления стимулирования установки приборов учета энергоресурсов, кроме того, включают:

налоговые льготы инвесторам по установке теплосчетчиков;

приоритетное финансирование комплексного ремонта инженерных систем зданий с установкой теплосчетчиков и приборов автоматики.

4. Ожидаемые результаты от внедрения приборов учета энергоресурсов в городском хозяйстве

Внедрение приборов учета энергоресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) в городском хозяйстве приводит к существенной экономии этих ресурсов, так как создает материальные стимулы для сокращения их потребления, а также для снижения непроизводительных затрат при производстве и транспортировке энергоносителей.

Установка приборов учета на границах балансовой принадлежности объектов продавца, перепродавца и покупателя энергоресурсов является необходимой предпосылкой для создания нормальных рыночных отношений в структурах инженерного обеспечения городского хозяйства и реализации комплекса мероприятий по энергосбережению.

Затраты по внедрению приборов учета включают:

единовременные затраты на проектирование узлов учета, приобретение оборудования, монтаж узлов учета (приборов, трубопроводной обвязки, информационной сети - при соответствующем обосновании), настройку, метрологическую поверку и приемку, переоборудование помещений, необходимых для размещения и обслуживания приборов;

эксплуатационные затраты на обслуживание и ремонт приборов, сбор, обработку и передачу информации, периодическую поверку;

амортизационные отчисления, определяемые в зависимости от гарантийного срока службы оборудования.

Ежегодная экономия денежных средств после установки узлов учета складывается из экономии, достигаемой за счет упорядочения механизма оплаты, рационального использования энергоресурсов и поступлений от штрафных санкций, предъявленных поставщику в случаях отклонения качественных и количественных показателей энергоносителей от нормируемых Договором.

В таблицах приведены данные по количеству устанавливаемых узлов учета на период с 1997 по 2005 годы, по затратам на их установку и по экономическому эффекту, достигаемому в результате введения коммерческого учета энергоносителей. На основе анализа опыта установки и эксплуатации подобных приборов при определении указанных затрат и при оценке экономического эффекта приняты следующие значения расчетных показателей.

Характеристика
объекта

Стоимость узла
учета, млн.руб.

Экономия за счет
учета, %%
(на 1 узел)

Сроки
окупаемости, год

Узлы учета тепловой энергии в абонентских вводах


30,0


10


1,5-2

Узлы учета горячей и холодной воды в квартирах


0,8


30


около 5 лет

Узлы учета расхода газа
в квартирах


0,6


20


6-7

Затраты по оборудованию приборами учета абонентских тепловых вводов окупаются в течение 2-х лет.

Для финансирования этих работ будут привлечены средства бюджета Санкт-Петербурга и Фонда энергосбережения, накапливаемые в нем за счет реализации Плана первоочередных мероприятий.

Установка квартирных приборов учета энергоносителей окупится в течение 5 лет с момента установки приборов.

Оснащению квартир приборами учета воды должна в обязательном порядке предшествовать установка домовых водомерных узлов. Всего планируется смонтировать 18 тыс. домовых узлов учета общей стоимостью 68,0 млрд. руб., из них на сегодня смонтировано - 8065 узлов.

Выполнение Плана мероприятий позволит обеспечить удельное снижение расхода холодной воды:

- при фактическом водопотреблении на 1 чел. в сутки около 300 л планируемый расход воды составит до 150 литров, что составит около 50%;

- при норме расхода горячей воды в сутки на 1 чел. 180 л потребление составит около 130 л, что составляет 40%;

- установка приборов учета тепла у абонентов позволит сэкономить от 30 до 50% потребляемой энергии, снизить финансовые затраты жилищно-эксплуатационных организаций на теплоснабжение на 10-15%.

Приборы учета тепловой энергии и теплоносителя, внесенные в Государственный реестр

В настоящее время в Государственный реестр внесено более 70 типов теплосчетчиков как отечественного, так и зарубежного производства. При этом, учитывая, что цены на строительно-монтажные работы выравнялись, основными факторами при выборе приборов учета является их надежность, стоимость и конкурентоспособность.

При большом количестве выпускаемых и поставляемых фирмами средств измерения водопотребления и теплопотребления право выбора того или иного типа прибора относится к компетенции специализированных организаций для исключения неоправданных затрат при внедрении приборного учета Покупатель (Заказчик) должен руководствоваться основными принципами: надежность, наличие сертификата о включении средства измерения в Гос. Реестр РФ, стоимость прибора и услуг, их конкурентоспособность на принципе тендера среди поставщиков и Положением (Правилом) о порядке установки приборов учета во вновь вводимых и существующих зданиях, объектах.

Мероприятия нормативно-правового и организационного характера

N
п/п

Мероприятие

Сроки
выполнения

Ответственный






Разработать и утвердить "Временное положение о порядке установки приборов во вновь вводимых и существующих жилых зданиях
Санкт-Петербурга"

III квартал
1997 г.

Комитет по энергетике и
инженерному обеспечению.
Комитет по содержанию
жилищного фонда

2.



Разработать и утвердить "Производственную инструкцию по установке бытовых газовых счетчиков
существующих объектов"

III квартал
1997 г.

Комитет по энергетике и
инженерному обеспечению.
Комитет по содержанию
жилищного фонда

3.


Разработать и утвердить "Временную инструкцию по организации и учету тепловой энергии"

IV квартал
1997 г.

Комитет по энергетике и
инженерному обеспечению

4.


Разработать формы "Типового договора на снабжение и потребление энергоресурсов и воды в Санкт-Петербурге"

III квартал
1997 г.

Комитет по содержанию
жилищного фонда.
Комитет по энергетике и
инженерному обеспечению

5.




Разработать механизм экономического стимулирования
установки п риборов учета энергоносителей

IV квартал
1997 г.



Комитет по энергетике и
инженерному обеспечению.
Комитет экономики и промышленной политики.
Комитет по содержанию
жилищного фонда

6.





Подготовить и представить в Региональную энергетическую комиссию предложения по внедрению дифференцированных тарифов на пот-
ребление энергоресурсов и воды

IV квартал
1997 г.



Комитет по энергетике и
инженерному обеспечению.
Комитет экономики и промышленной политики.
Комитет по содержанию
жилищного фонда

7.



Организовать проведение
тендеров среди строительно-монтажных организаций
по установке приборов учета

Постоянно

КЭ и ИО.
Комитет по содержанию
жилищного фонда


                     

Установка узлов учета в абонентских вводах

Наименование показателя

Ед.
изм.

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Количество устанавливаемых узлов учета


шт.


300


1000


1700


2500


2500


4000


3000


3000

То же нарастающим итогом

шт.

300

1300

3000

5500

8000

12000

15000

18000

Стоимость устанавливаемых узлов (один узел - 30 млн. руб.)


млн.руб.


9000


30000


51000


75000


75000


120000


90000


90000

То же нарастающим итогом

млн.руб.

9000

39000

90000

165000

240000

360000

450000

540000

Стоимость сэкономленных
ресурсов. (Один узел - 22 млн.руб.)



млн.руб.



3300



17600



47300



93500



148500



220000



297000



363000

То же нарастающим итогом

млн.руб.

3300

20900

68200

161700

310200

530200

827200

1190200


Установка счетчиков холодной и горячей воды в квартирах

Наименование показателя

Ед.
изм.

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Количество устанавливаемых узлов учета


шт.


2000


4000


14000


230000


340000


340000


340000


280000

То же нарастающим итогом

шт.

2000

6000

20000

250000

590000

930 000

1270000

1550000

Стоимость устанавливаемых узлов учета (один узел - 0,8 млн. руб.)



млн.руб.



1600



3200



11200



184000



272000



272000



272000



224000

То же нарастающимитогом

млн.руб.

1600

4800

16000

200000

472000

744000

1016000

1240000

Из них затрат наустановку

млн.руб.

1520

2880

7840

36800

54400

54400

54400

44800

То же нарастающим итогом

млн.руб.

1520

4400

12240

49040

102440

157840

212240

257040

Затраты населения

млн.руб.

80

320

3360

147200

217600

217600

217600

179200

То же нарастающим итогом

млн.руб.

80

400

3760

150960

368560

586160

803760

982960


Установка газовых счетчиков в квартирах

Наименование показателя

Ед.
изм.

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Количество устанавливаемых в квартирах счетчиков


шт.


100


300


3200


10000


150500


200700


250000


250000


250000

То же нарастающим итогом

шт.

100

400

3600

13600

249300

450000

700000

950000

1200000

Стоимость устанавливаемых счетчиков (один счетчик - 0,6 млн.руб.)



млн.руб.



60



240



1920



6000



90300



120420



150000



150000

То же нарастающим итогом

млн.руб.

60

300

2220

8160

149580

270000

420000

570000

720000

Стоимость сэкономленных
ресурсов (0,088 млн. руб. на один счетчик)



млн.руб.



4,4



13,2



140,8



757



15316



30769



50600



72600



94600

То же нарастающим итогом

млн.руб.

4,4

17,6

158,4

915

21177

51946

102546

175146

269746

                   

Сводная таблица необходимых финансовых средств и экономической эффективности от внедрения приборов учета к 2005 году

N
п/п

Мероприятие

Количество
шт.

Затраты
млн.руб.

Экономический эффект
млн.руб.

1

2

3

4

5

1.

Установка узлов учета в абонентских вводах


18000


540000


488950

2.

Установка счетчиков холодной и горячей воды в квартирах


1550000


1240000


384300

3.

Установка газовых счетчиков в квартирах


1200000


720000


269746

Итого:

2768000

2500000

1142996


Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"



Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Об организации учета энергоресурсов и воды в городском хозяйстве (утратило силу на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2011 N 664)

Название документа: Об организации учета энергоресурсов и воды в городском хозяйстве (утратило силу на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2011 N 664)

Номер документа: 28

Вид документа: Постановление Правительства Санкт-Петербурга

Принявший орган: Правительство Санкт-Петербурга

Статус: Недействующий

Опубликован: N 31, 06.08.97

Кодекс-INFO - Информационный бюллетень текущего законодательства

Дата принятия: 30 июня 1997

Дата начала действия: 06 августа 1997
Дата окончания действия: 26 мая 2011