Недействующий


ГУБЕРНАТОР ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 31 декабря 1999 года № 222


Об Основных направлениях действий по сохранению
и созданию рабочих мест в социально-экономическом комплексе
Пермской области на период 2000-2005 гг.

______________________________________________
Документ утратил силу с 30 ноября 2004 года на основании
указа губернатора Пермской области от 16 ноября 2004 года № 169
(Газета "Звезда" от 20 ноября 2004 года № 194 (30711))
______________________________________________

В целях эффективного использования трудовых ресурсов и регулирования рынка труда в соответствии со структурной перестройкой экономики области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления действий по сохранению и созданию рабочих мест в социально - экономическом комплексе Пермской области на период 2000-2005 гг. (далее - Основные направления).

2. Руководителям департамента агропромышленного комплекса и продовольствия, департамента образования и науки, комитета по промышленной политике, главного управления экономики, главного управления природопользования, управления здравоохранения, управления жилищно-коммунального хозяйства, главного управления финансов и налоговой политики администрации области учитывать Основные направления при разработке и согласовании отраслевых, территориальных целевых и комплексных программ социально-экономического развития.

3. Рекомендовать главам местного самоуправления, департаменту Федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области при разработке целевых программ содействия занятости населения предусмотреть меры по сохранению и созданию рабочих мест.

4. Управлению труда администрации области:

4.1. Ежегодно формировать информационный доклад об итогах реализации Основных направлений действий по сохранению и созданию рабочих мест в социально-экономическом комплексе Пермской области на период 2000-2005 гг.

4.2. На основании итогов реализации Основных направлений за текущий год вносить в установленном порядке с участием подразделений администрации области изменения и дополнения на предстоящий период.

4.3. Оказать содействие органам местного самоуправления городов и районов области в разработке территориальных программ сохранения и создания рабочих мест на основе имеющихся пилотных проектов.

4.4. Организовать совместно с учеными Пермского государственного университета разработку методических рекомендаций по реализации Основных направлений.

4.5. В соответствии с Основными направлениями подготовить и направить в Минтруд России предложения по модернизации механизма стимулирования создания рабочих мест в регионах.

5. Контроль за исполнением указа возложить на заместителя губернатора области Самойлова Д.И.

Губернатор области                  101                  Г.В.Игумнов

Приложение
к указу
губернатора области
от 31.12.99 № 222


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ
И СОЗДАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ
КОМПЛЕКСЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ  НА ПЕРИОД 2000-2005 гг.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные направления действий по сохранению и созданию рабочих мест в социально-экономическом комплексе Пермской области на период 2000-2005 гг. (далее - Основные направления) разработаны с целью утверждения стратегии области по формированию политики сохранения рабочих мест в приоритетных отраслях экономики, создания новых рабочих мест в соответствии со структурными изменениями в территориях, происходящими вследствие становления рыночных отношений, ориентированных на глубокие преобразования в экономике и обществе в целом.

В социальном аспекте реализация Основных направлений позволит субъектам управления и хозяйствования более рационально использовать трудовые ресурсы, а гражданам - более эффективно реализовать свои права в сфере труда и занятости.

В настоящее время, по данным Пермского областного комитета государственной статистики (облкомстата), численность экономически активного населения (ЭАН) области составляет около 1,4 млн.человек.

Основными направлениями предусматриваются следующие общерегиональные пропорции формирования рабочих мест (далее - РМ):

          1. Ежегодное сохранение       - 1,0 млн. РМ
          2. Ежегодное создание                 - 0,1 млн. РМ
          3. Учебные РМ                         - 0,158 млн.
          4. Перемена РМ                - 0,072 млн.

Разница между спросом и предложением РМ - 70 тысяч безработных в среднем за год.

Объемы и источники финансирования

  Консолидация средств    Расчетные про-  Суммы на сохра-  Суммы на созда-
                          порции в %      нение РМ,        ние РМ,
                          к итогу         млн.рублей       млн.рублей

 Бюджетные, федеральные,
 областные, местные
 программы                   10           400 -  500        100 -  500
 Средства предприятий
 и фирм,                     75           3000 - 3700       750 - 3750
 в том числе кредиты         7,5          300 -   370

 Поступления из
 государственного фонда
 занятости населения  и
 других внебюджетных
 фондов                         5          200 -  250        50 - 250
 Средства частных
 предпринимателей               5          200 -  250        50 - 250
 Ассигнования по
 межрегиональным
 соглашениям                    3          120 -  150        30 - 150
 Иноинвестиции                  2           80 -  100        20 - 100

 Всего в 1999 г.              100          4000 - 5000     1000 - 5000
       в 2000 г.              105          4200 - 5250     1050 - 5250

Главные реализаторы Основных направлений - субъекты управления и хозяйствования. Контроль реализации, мониторинг Основных направлений осуществляют управление труда администрации области, департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области (ДФГСЗН), Пермский областной совет профсоюзов (облсовпроф).

1. КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ
ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Основные направления разработаны впервые, поэтому прогноз базируется на ранее сложившихся и динамично изменяющихся современных пропорциях их формирования. Учитываются также региональные, национальные и общемировые тенденции реструктуризации РМ на рубеже столетий, которые определяют следующие концептуальные подходы:

I - приоритет сохранения и модернизации РМ по сравнению с их созданием, что обусловлено финансовым кризисом профилирующих отраслей и предприятий Пермской области;

II - адекватность направлений реструктуризации и переструктуризации РМ кратко- , средне- и долгосрочным стратегиям экономического развития отраслей и территорий в составе народно-хозяйственного комплекса (НХК) Западного Урала;

III - сочетание политики субъектов рыночной экономики по саморегулированию и самофинансированию процессов формирования РМ с государственно-муниципальной поддержкой социально значимых секторов их сохранения и создания;

IV - первоочередность стратегии формирования РМ и вторичность политики социальной защиты безработных (чем больше первых, тем меньше вторых);

V - различие целей программирования РМ в краткосрочном и среднесрочном периодах:

1) 1999-2000 гг. - приоритет сохранения, модернизации и реструктуризации РМ;

2) 2001-2005 гг. - приоритет переструктуризации и создания РМ на качественно новой основе.

В результате использования в трудовой сфере данных концептуальных подходов должна постепенно сформироваться инновационная и трудосберегающая модель воспроизводства РМ, которая призвана обеспечить гибкое обновление их структуры и оптимизацию численности в соответствии с технологическими прорывами в производстве и сфере услуг. Реализация Основных направлений предназначена создавать предпосылки формирования такой модели рынка РМ, которая отвечала бы постиндустриальному этапу развития общества.

Методы разработки Основных направлений:

ситуационный анализ - оценка состояния РМ в системе субъектов хозяйствования, включенных в данный документ;

локально-очаговый подход - выявление территорий критического социального напряжения с РМ;

метод альтернатив - определение ядер экономического оживления территорий и создания РМ;

метод мультипликатора - определение объектов генерации РМ в смежных и обеспечивающих отраслях, а также на предприятиях конкретных городов и поселков;

метод экстраполяции - анализ динамики РМ для расчета прогнозных показателей;

метод социологических опросов - оценка интересов населения, учет мнений специалистов;

метод социального партнерства - консолидация действий всех ветвей власти, субъектов хозяйствования и профсоюзов в процессе реализации Основных направлений.

Расчетные индикаторы (экспертная оценка)

Коэффициент сменности использования РМ равен 1 (фактическое состояние).

Естественный уровень безработицы по общемировым ориентирам 4,55%.

Уровень регистрируемой безработицы в Пермской области в 2000 г. - 2%. Естественный годовой темп инфляции - 5% с корректировкой на текущие изменения.

Расчетная межотраслевая цена сохранения РМ - 5-7 тыс.рублей, создания - 10-50 тыс.рублей с учетом специфики отраслей и сфер экономики Пермской области.

Среднемесячная зарплатоемкость одного рабочего места - 1-1,4 тыс.рублей (на уровне прожиточного минимума одного работника).

Среднегодовой темп прироста капиталовложений на формирование РМ (капиталоемкость) в малом и среднем бизнесе - 17% (экстраполяция тенденций 1995-1998 гг.).

Социальное и экономическое значение Основных направлений

От наличия достаточного количества и качества действующих рабочих мест зависят: доходы и расходы работников и их семей; доходы и расходы предприятий и фирм; доходы и расходы бюджетов всех уровней; устойчивое развитие и благосостояние всех территорий Пермской области. По своей идеологической значимости Основные направления являются одним из первоочередных документов, который призван способствовать укреплению уверенности населения в завтрашнем дне. Главные термины

Рабочее место - нормативное пространство с набором средств труда и приспособлений для создания товаров, осуществления работ и услуг, пользующихся спросом на рынке. Эффективное РМ:

а) социально значимое;

б) обеспечивающее рост производительности труда работника;

в) требующее минимальных затрат;

г) гибкое к инновациям и дающее растущий предельный доход;

д) пользующееся длительным спросом;

е) безопасное для здоровья работника и состояния окружающей среды.

Аттестация РМ - определение их соответствия ГОСТ по нормативным показателям условий и охраны труда.

Инвентаризация РМ - единовременная или периодическая оценка их состояния при помощи системы уровневых показателей, применяемых к единичным, ко всем РМ или к их аналогам.

Реструктуризация РМ - изменение структуры рабочих мест без изменения их количества.

Переструктуризация РМ - радикальное обновление структуры и оптимизация количества РМ.

Качество РМ - интегральное сочетание экстенсивных и интенсивных параметров использования РМ.

Доходность РМ (для предприятия, фирмы) - сумма прибыли в расчете к издержкам создания, сохранения и модернизации РМ или к стоимости основных производственных фондов и оборотных средств в расчете на одно рабочее место. Доходность РМ (для работника) - сумма заработной платы и социальных выплат в расчете на одно РМ.

Инвестиционная привлекательность РМ - система параметров окупаемости капитальных затрат при минимальном риске вложения средств в процессе создания РМ.

Ядра мультипликации - объекты хозяйствования, динамика состояния которых существенным образом влияет на создание (сохранение) РМ в смежных организациях и отраслях.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧИХ
МЕСТ В НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000 г.

2.1. Рабочие места в отраслях материального производства Структура РМ в реальном секторе экономики Пермской области в краткосрочном периоде (1999-2000гг.) определяется следующими тенденциями:

первая - поддержание прогрессивных соотношений в развитии межотраслевого комплекса профилирующих, дополняющих и обеспечивающих отраслей:

      +-----------------------------------------------------+
      ¦   Народно-хозяйственный комплекс Пермской области   ¦
      ¦                  более 60 отраслей                  ¦
      +-----------------------------------------------------+
          ¦                    ¦                     ¦
+-------------------+ +-------------------+ +------------------------+
¦ профилирующие     ¦ ¦Дополняющие        ¦ ¦ Обеспечивающие         ¦
¦ ТЭК,              ¦ ¦черная и цветная   ¦ ¦ пищевая промышленность,¦
¦химия и нефтехимия,¦ ¦металлургия, лесная¦ ¦ стройиндустрия,        ¦
¦машиностроение     ¦ ¦промышленность,    ¦ ¦ транспорт, связь,      ¦
+-------------------+ ¦сельское хозяйство ¦ ¦  легкая промышленность ¦
                      +-------------------+ +------------------------+

вторая - переструктуризация РМ в народно-хозяйственном комплексе Пермской области с 90-х гг.: поворот всех отраслей к приоритету производства гражданской продукции с сохранением наукоемких производств, в т. ч. оборонного профиля стратегического назначения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»