Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН

от 2 апреля 1997 года N 704-104


О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера

(с изменениями на 9 августа 2005 года)
______________________________________
Документ утратил силу с 31 марта 2007 года на основании
Закона Пермского края от 12 марта 2007 года N 12-ПК
______________________________________

______________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Пермской области от 27 июля 1999 года N 595-88;
     Законом Пермской области от 05 ноября 2002 года N 449-82;
     Законом Пермской области от 23 декабря 2004 года N 1994-438;
     Законом Пермской области от 09 августа 2005 года N 2392-529;
______________________________________________________

Принят Законодательным Собранием
 Пермской области 20 марта 1997 года

Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации в развитие законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях реализации правомочий Пермской области как субъекта Российской Федерации.

Настоящий Закон определяет общие для Пермской области организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Пермской области (далее - населения), земельного, водного, пространства Пермской области, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее чрезвычайных ситуаций). (с изменениями Закона Пермской области от 5 ноября 2002 года N 449-82 )

Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Пермской области, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций любой организационно-правовой формы (далее организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


Глава I. Общие положения


Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. (в редакции Закона Пермской области от 27 июля 1999 года N 595-88)

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Авария - событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

Катастрофа - авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и иные тяжкие последствия.

Стихийное или иное бедствие - природное явление или процесс, вызвавшее человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, иные тяжкие последствия.

Опасное природное явление - событие природного происхождения, могущее вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно, и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций, и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, на локализацию зон чрезвычайных ситуаций и прекращение действия характерных для них опасных факторов вплоть до ликвидации чрезвычайной ситуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по поиску и спасению людей, оказанию пострадавшим экстренной медицинской помощи, эвакуации пострадавших, работы по прекращению или снижению степени опасности действия факторов, угрожающих жизни и здоровью людей, а также восстановление объектов жизнеобеспечения населения.


Статья 2. Законодательство в области защиты населения
 и территорий от чрезвычайных ситуаций


Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", настоящего Закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и Пермской области.


Статья 3. Цели настоящего Закона


Целями настоящего закона являются:

создание правовой основы деятельности государственных органов, а также организаций и населения на территории Пермской области для предупреждения возникновения и (или) развития чрезвычайных ситуаций;

создание правовой основы деятельности государственных органов, организаций и населения на территории Пермской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.

Деятельность, не связанная с перечисленной в части первой настоящей статьи, и иные правоотношения, возникающие при восстановлении территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.


Статья 4. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе Классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация.


Статья 5. Гласность и информация в области защиты населения
 и территорий от чрезвычайных ситуаций


Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, границах зон чрезвычайных ситуаций, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности на территории Пермской области.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, за исключением сведений, составляющих в соответствии с законодательством государственную тайну.

Органы государственной власти Пермской области, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о способах и приемах защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должностными лицами влечет за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.     


Статья 6. Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти Пермской области, органов местного самоуправления
и организаций информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций


В случае возникновения чрезвычайной ситуации население информируется немедленно через средства массовой информации и по иным каналам. Об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации население информируется заблаговременно. О приемах и способах защиты от опасных и поражающих факторов при возникших и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях население информируется одновременно с передачей информации о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Решение о передаче информации, указанной в части первой настоящей статьи, принимает орган, уполномоченный на решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации. Средства массовой информации обязаны передавать (публиковать) информацию, указанную в части первой настоящей статьи, незамедлительно. Иной информацией в соответствии со ст. 5 настоящего Закона население обеспечивается через средства массовой информации регулярно, но не реже одного раза в месяц. Средства массовой информации обязаны передавать (публиковать) такую информацию в сроки, согласованные с органом, уполномоченным на решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Передача (публикация) информации, указанной в настоящей статье, осуществляется средствами массовой информации бесплатно. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Пермской области и органы местного самоуправления получают информацию об угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций в установленном порядке.


Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются законность, гласность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба в случае их возникновения, ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти Пермской области и других субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, входят в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действующую в соответствии с задачами, возложенными на нее законодательством.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, проводятся заблаговременно органами и организациями, входящими в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Пермской области, в чьем ведении находится территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством порядке привлекаются силы и средства федеральных органов.

Глава II.  Права и обязанности органов государственной власти Пермской области,
органов местного самоуправления, населения и организаций в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Статья 8. Полномочия органов государственной власти Пермской области

Органы государственной власти Пермской области имеют право в пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в развитие федерального законодательства и в соответствии с ним.

Органы государственной власти Пермской области имеют право и обязаны:

а) осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обучать население способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

б) принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивать их проведение;

в) осуществлять в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивать своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживать общественный порядок в ходе их проведения;

д) при недостаточности собственных сил и средств в ходе ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций обращаться в федеральные органы государственной власти за помощью;

е) осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для использования их при ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

з) содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

и) назначать руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) согласовывать с руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций границы зон чрезвычайных ситуаций не позднее 24 часов с момента возникновения последних.


Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления имеют право в пределах своей компетенции принимать нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в развитие федерального, областного законодательства и в соответствии с ним.

Органы местного самоуправления имеют право и обязаны:

а) осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обучать население способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

б) принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивать их проведение;

в) осуществлять в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивать своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживать общественный порядок в ходе их проведения;

д) при недостаточности собственных сил и средств в ходе ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций обращаться в органы государственной власти Пермской области за помощью;

е) осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для использования их при ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

з) содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

и) назначать руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) согласовывать с руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций границы зон чрезвычайных ситуаций не позднее 24 часов с момента возникновения последних.   


Статья 10. Права и обязанности населения Пермской области
 в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Население Пермской области имеет право:

на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»