• Текст документа
  • Статус
Действующий


Р Е Ш Е Н И Е
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

27.08.98                                                   N 206

О Концепции социальной политики в отношении
женщин Пермской области

Обсудив Концепцию социальной политики в отношении женщин Пермской области, Законодательное Собрание Пермской области

Р Е Ш А Е Т:

Одобрить Концепцию социальной политики в отношении женщин Пермской области (прилагается).

Председатель
Законодательного Собрания
Пермской области                                        Ю.Г.Медведев
N 206 от 27.08.98

Приложение 1. К О Н Ц Е П Ц И Я социальной политики в отношении женщин Пермской области

Приложение 1
к решению Законодательного
Собрания Пермской области
N 206 от 27.08.98


Настоящая Концепция разработана в соответствии со статьей 19 Конституции РФ, с Декларацией и Платформой действий, принятых четвертой Всемирной конференцией по положению женщин (Пекин, сентябрь 1995 года), с Указами Президента РФ от 18.06.96г. N 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года", от 30.06.96г. № 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации", с постановлениями Правительства РФ. Концепция обосновывает направления и приоритеты социальной политики в отношении женщин, является основой для нормотворческой деятельности и разработки программ в важнейших сферах жизнедеятельности женщин.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМ ЖЕНЩИН

На 1 января 1997 года в Пермской области проживало 1487892 женщины (52,5% населения). В составе населения трудоспособного возраста насчитывалось 778004 женщины, т.е. 47,1%. При этом доля женщин в общей численности безработных составляла 61,2%. Основными проблемами положения женщин на рынке труда являются:

-снижение спроса на женский труд в связи с социальными льготами, делающими его невыгодным для работодателя;

-дисбаланс между профессиональной квалификацией женщин и спросом на рынке труда;

-снижение женской занятости из-за ужесточения требований по охране труда;

-низкая конкурентоспособность из-за "двойной" (тройной) нагрузки;

-отсутствие или недостаточное развитие новых сфер приложения женского труда;

-распад сферы бытовых услуг;

-отсутствие начального стартового финансирования в сфере предпринимательства;

-сокращение бюджетной сферы, в которой традиционно занято большое количество женщин;

-низкий уровень механизации на рабочих местах;

-рост профзаболеваний (при наступлении последующей инвалидности в 30% случаев);

-нарушение трудовых прав работающих женщин.

Участие женщин в управлении характеризуется тем, что при общем большом количестве женщин-служащих в органах исполнительной власти Пермской области (69,6%) главные должности занимают только 1,7% женщин, высшие должности - 0%, в органах МСУ - 0,51%. В представительных органах власти женщины составляют соответственно 5% и 11% в Законодательном Собрании области и в городской Думе г. Перми. На положение женщин негативно влияет гендерная дискриминация:

-отсутствие женщин на высших должностях и, как следствие, невозможность оказывать влияние на принимаемые решения;

-отчуждение от политики в масштабах области;

-низкая общественная активность;

-неверие в свои силы.

Ухудшается здоровье женщин в связи со снижением материального достатка в большинстве семей, феминизацией бедности, с ростом потребления некачественных продуктов питания, с удорожанием лекарственных препаратов и медицинских услуг, распространением наркомании, алкоголизма, табакокурения среди женщин.

Здоровье беременных женщин и новорожденных в Пермсокй области характеризуется высоким уровнем патологии беременности и родов, ухудшением репродуктивного здоровья подрастающего поколения, ростом числа венерических заболеваний и бесплодных браков, большим количеством абортов (в т.ч. у девочек-подростков - 8,5% от общего числа). Негативы жизнедеятельности женщин в конечном итоге сказываются:

-на ухудшении положения семьи и, особенно, детей;

-на снижении показателей социально-экономической эффективности предприятий, учреждений и фирм;

-на снижении потенциала политики, экономики и культуры всех территорий Прикамья.

II. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН

Социальная политика в отношении женщин в Пермской области (далее Концепция) заключается в ряде преобразований, имеющих своей целью существенной улучшение положения женщин области в обществе и государстве при достижении гендерного паритета. Приоритеты отдаются тем направлениям, которые практически не требуют затраты бюджетных средств, имеют антидискриминационную составляющую, опираются на трудовую самостоятельность и идеологию "Помоги себе сама", формируют положительные изменения на рынке труда, повышают социальную мобильность и политическую активность женщин, способствуют укреплению семьи, рождению и воспитанию здоровых поколений. В основе формирования и осуществления социальной политики в отношении женщин лежат следующие принципы гендерного паритета:

- равноправия и равных возможностей для женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности;


- свободы индивидуального выбора женщинами в соответствии со своими жизненными интересами преимущественной сферы и направления самореализации, предпочтительных форм занятости и способа совмещения, сочетания различных социальных ролей;

- обеспечения условий для гармоничного сочетания семейных и профессиональных ролей на основе всемерного развития службы быта и перераспределения семейных функций;

- активного участия самих женщин в формировании и реализации эффективной социальной политики в отношении женщин (женщина является не только объектом, но и субъектом социальной политики);

- осуществления комплексного и дифференцированного подхода в отношении женщин в ходе реализации социальной политики (по отношению к неблагополучным группам используется комплекс различных видов социальной помощи и поддержки: от прямой материальной помощи до мер, способствующих повышению их конкурентоспособности, экономической и социальной активности; в отношении благополучных групп социальная политика направлена на устранение препятствий и создание дополнительных условий для проявления активности и полной реализации их собственного потенциала);

- создания условий для повышения конкурентоспособности женщин, степени их самостоятельности, экономической и социальной активности;

- достижения экономической и социальной эффективности социальной политики;

- перспективности и упреждающего характера (политика должна быть направлена на перспективу и предупреждать негативные социальные явления);

III. СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН

Политику в отношении женщин в Пермской области определяет и реализует областная администрация, Законодательное Собрание, органы местного самоуправления, общественные женские организации. Законодательное Собрание, действуя в рамках своих полномочий, принимает решения, необходимые для осуществления Концепции. Администрация Пермской области разрабатывает и реализует направления Концепции, используя нормативную базу, бюджетные и внебюджетные средства, формирует схему управления, расстановку и подготовку кадров для осуществления Концепции. Органы местного самоуправления обеспечивают непосредственное выполнение нормативных актов для проведения в жизнь выработанной политики, координации действий, реализации инвестиционных проектов. Женские общественные организации принимают участие в разработке Концепции и ее реализации через проведение в жизнь программ, мероприятий, непосредственно направленных на улучшение положения женщин в достижении гендерного паритета.

IV. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН

Объектами социальной политики в отношении женщин являются:

группы женщин и типы семей, наиболее неблагополучные по своему положению и тенденциям его изменения, нуждающиеся в поддержании приемлемых условий и уровня жизни:

1. безработные, низкооплачиваемые и малообеспеченные, неконкурентоспособные женщины;

2. беременные женщины (в т.ч. несовершеннолетние), одинокие и многодетные матери, матери детей-инвалидов, несовершеннолетние матери;

3. инвалиды, заключенные, одинокие престарелые, женщины, подвергшиеся насилию;

благополучные группы женщин и типы семей, поддержка которых необходима для стимулирования прогрессивных изменений в положении женщин, для повышения их роли в обществе, расширения возможностей решения проблем усилиями самих женщин:

- женщины с высоким уровнем конкурентоспособности, наиболее адаптированные к рыночным отношениям;

- женщины с высоким уровнем и современным типом культуры, и др..

V. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН

1. Занятость, трудовая самодеятельность, охрана труда женщин

Главный упор должен быть сделан на изменение ориентации безработных (незанятых) женщин с идеологии государственного патернализма на идеологию "Помоги себе сама". Для этого необходимо:

-разработать систему экономических стимулов для сохранения и создания новых рабочих мест для женщин;

-пособствовать развитию надомного труда в качестве основной, дополнительной или временной формы занятости;

-разработать и внедрить новые технологии для замены тяжелого женского труда;

-создать условия для повышения конкурентоспособности женщин:

-разработать программу подготовки женщин к руководящей работе в традиционных и новых структурах;

-в программу развития малого бизнеса включить меры, направленные на развитие женского и семейного предпринимательства, крестьянских и фермерских хозяйств;

-организовать систему подготовки женщин к предпринимательской деятельности, обучения ремеслам и консультативную помощь для женщин-предпринимателей;

-усилить прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав женщин в сфере трудовых отношений;

-ежегодно проводить проверку состояния условий труда женщин, при негативных результатах применять штрафные санкции к руководителям;

-при формировании городских и районных программ предусмотреть приоритеты сохранения рабочих мест в типично женских отраслях экономики, изучить опыт квотирования женских рабочих мест в других субъектах Российской Федерации.

2. Гармоничное сочетание профессиональной и семейной ролей

В настоящее время жизнь большинства женщин подчиняется формуле "3Р": "Работа на работе", "Работа дома", "Работа на дачном (приусадебном) хозяйстве". Домашняя работа занимает у женщины минимум 87 часов в месяц. Бытовые перегрузки отнимают у женщины возможность лучше воспитывать детей, гармонично выстраивать отношение в семье, в достаточной степени повышать конкурентоспособность и заботиться о своем здоровье. Поэтому для создания условий гармоничного сочетания профессиональных и семейных ролей необходимо:

-добиваться на основе заключения трехсторонних соглашений, коллективных договоров, договоров-контрактов предоставления женщинам, особенно имеющим детей дошкольного и младшего школьного возраста, дополнительных отпусков, реальной возможности работать при желании на условиях неполного рабочего времени, дома, или по гибкому графику. Предусмотреть меры стимулирования работодателей при решении этих вопросов;

- оказывать поддержку организациям, объединениям женщин, советам микрорайонов при создании домашних детских садов и других форм присмотра за детьми;

- снижать семейно-бытовые нагрузки за счет специальных программ (приложение 2);

- создать условия для перехода матери к воспитанию детей как общественно-полезному труду.

3. Охрана здоровья женщины, материнства и детства

В условиях падения рождаемости, при том, что репродуктивное здоровье нации находится под угрозой, материнство и детство должны получить всемерную поддержку общества и государства. Размер помощи дифференцируется: минимальный для группы "Здоровая мать, здоровый ребенок", максимальный для группы "Мать-инвалид, ребенок-инвалид". Остальные группы, находящиеся между этими крайними точками, поддержку получают в соответствующих пропорциях. Конкретные виды и размеры помощи должны быть определены в программах, дополняющие действующие, (в частности, в программе "Сбережение народа" приложение 2).

Кроме того, в рамках реализации социальной политики в отношении женщин, необходимо:

- восстановить обязательные профилактические медосмотры для женщин, занятых во всех областях народного хозяйства, усилить пропаганду мер по профилактике женских заболеваний и абортов;

- создавать специальные рабочие места для беременных женщин, занятых на вредных производствах;

- вести просветительскую работу среди женщин о правильном подходе к вынашиванию, воспитанию и уходу за младенцем, обеспечивать нуждающихся беременных женщин антианемичными препаратами и витаминизированными продуктами питания по льготным ценам;

- усилить психологическую работу с малообеспеченными и несовершеннолетними матерями для предотвращения отказов от детей, изыскивать дополнительные и спонсорские средства для оказания им единовременной помощи;

- в дошкольных учреждениях и младшей школе создать благоприятные санитарно-гигиенические и психологические условия формирования личности будущей женщины;

- способствовать разработке и внедрению современных медицинских технологий, обеспечивающих рождений здоровых детей.

4. Равные права и возможность участия женщин в процессе принятия решений

В этом направлении необходимо:

- содействовать становлению общественных женских организаций как основного канала формирования активности женщин, повышению социального статуса в целом. Создать условия для реализации наиболее важных социально значимых проектов, координации деятельности женских организаций, формированию идеологии женского движения;

- организовать с помощью средств массовой информации регулярное информирование женщин о действующих в области женских организациях, направлениях их работы; пропагандировать положительный опыт, разъяснять реальные возможности решения проблем женщин посредством объединения их в собственные организации;

- инициировать введение в практику работы с кадрами госслужащих психотестов, которые показали бы объективный уровень развития личности, квалификации и профпригодности и служили бы основанием для приема на работу или отказа в ней; для создания гендерного паритета в городских Думах, Земских собраниях и в областном Законодательном собрании необходимо сформировать группы из женщин, с приданием им статуса стажеров депутатского корпуса с правом присутствия на всех пленарных заседаниях, участия в работе комитетов с правом совещательного голоса и получения подготовленных к заседанию документов;

- ввести должность заместителя (советника) губернатора по делам женщин.

5. Дифференцированный подход к социальной защите

Все виды социальной поддержки женщинам должны быть строго дифференцированы. Для этого необходимо провести многомерную классификацию по таким параметрам, как:

- доход на члена семьи;

- занятость;

- образование, квалификация;

- семейное положение и наличие детей;

- состояние здоровья матери и ребенка;

- тип территории.

Для женщин с неблагополучными показателями по всем этим признакам* должна быть разработана специальная программа, в которой концентрировались бы усилия разных ведомств. Остальные группы женщин относятся к менее проблемным, поэтому и программы поддержки должны соответственно меняться.

Кроме указанных программ требуется также:

- расширить сферу особых социальных услуг для инвалидов и престарелых, дифференцировать оплату с учетом среднедушевого дохода;

- проводить патронаж одиноких престарелых женщин, включая оказание материальной, медицинской, бытовой помощи, психологической поддержки, культурных услуг;

- морально и материально помогать матерям военнослужащих погибших на военной службе, добиваться разрешения для сыновей одиноких матерей нести военную службу на территории Пермской области;

- создавать особые программы по социальной работе с женщинами "группы риска" (заключенные, инвалиды и т.д.);

- организовывать убежища и приюты для женщин и детей, подвергшихся насилию в семье и обществе;

- создавать разветвленную сеть социальных учреждений, оказывающих комплексную дифференцированную психологическую, педагогическую, юридическую, бытовую, медицинскую помощь в преодолении кризисных и трудных жизненных ситуаций.

VI. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

Концепция является основой программно-организационных мер, проводимых соответствующими подразделениями областной администрации, органами местного самоуправления, городскими Думами, общественными советами самоуправления, женскими общественными организациями.

Разрабатываемые программы должны согласовываться с уже действующими, а также включать в себя разработку конкретных проектов, реализующих поставленные цели и задачи. Концепция может уточняться и развиваться при рассмотрении областных и федеральных законов или при разработке соответствующих программ.

При рассмотрении каждого конкретного закона и программы определяется механизм реализации, включающий определение объектов и источников финансирования, сроков и исполнителей.


1. Программно-законодательное обеспечение Концепции

В развитие данной концепции должны быть разработаны следующие приоритетные программы:

"Женщины села"

"Женщины и быт ("Горячая еда из магазина", "Стирка" и др.)

"Рабочие места" ("Детский дворик", "Служащая дома", "Дачная бригада" и др.)

"Поддержка женского предпринимательства"

"Благоустройство городов и сел: гендерный аспект"

----------------

* безработная мать-одиночка, хроник, с больным ребенком, живущая на депрессивной территории, с низкой квалификацией, с доходом ниже прожиточного минимума.


Помимо программного обеспечения женской политики необходимо дальнейшее развитие законодательной базы, регулирующей жизнедеятельность населения Пермской области с учетом гендерного подхода. В перспективе возможна разработка и принятие Законов Пермской области "Охрана репродуктивного здоровья населения Прикамья", "Основы регулирования жизнедеятельности женщин" ("Сбережение народа").

2. Финансовый механизм реализации Концепции

Базируется на принципе финансового партнерства всех субъектов управления различными сторонами жизнедеятельности женщин. Данный принцип предполагает:

- определение в соответствии с Концепцией сфер финансирования;

- выбор конкурентных объектов финансирования;

- расчет сумм финансирования;

- субординацию субъектов финансового партнерства.

Данный алгоритм целесообразно использовать применительно к будущим программам и законам Пермской области, обеспечивающим реализацию Концепции. Однако в период до их разработки отдельные, самые социально-значимые направления улучшения жизни женщин в составе разделов Концепции, требующие безотлагательных действий, могут также начать проводить в жизнь на основе единовременных финансовых вливаний из бюджетов всех уровней и других средств.

3. Мониторинг и контроль показателей эффективности социальной политики в отношении женщин

Принятие Концепции - это только начало формирования и реализации целенаправленной политики в отношении женщин всеми ветвями власти Прикамья. Следующие шаги в данном направлении предусматривают разработку и принятие специальных целевых программ и законов прямого и косвенного действия. Для выявления очередности женских проблем, которые будут преодолеваться с помощью этих программ и законов, необходим мониторинг следующих показателей жизнедеятельности женщин Пермской области:

- численность женщин;

- численность женщин детородного возраста;

- численность женщин-инвалидов;

- количество безработных женщин;

- количество создаваемых женских рабочих мест;

- число женщин, работающих на вредных производствах (рабочих местах);

- количество женщин ("группы риска"), нуждающихся в первоочередной социальной поддержке на основе комплексного подхода;

- число женщин с доходом ниже прожиточного минимума;

- численность женщин, страдающих хроническими заболеваниями;

- количество женщин с низким\высоким уровнем образования;

- количество женщин, работающих в органах власти и др.

Показатели могут дополняться в соответствии с изменениями, происходящими в положении женщин.

Сбор и обработка сводной информации и ее отслеживание в динамике поручается специалистам информационно-аналитического отдела комитета социальной защиты населения администрации Пермской области. Ими же периодически предоставляются в комитеты Законодательного Собрания необходимые показатели и обобщающие оценки.

Контроль реализации Концепции осуществляется всеми ветвями власти, всеми субъектами хозяйствования, а также общественностью в соответствии с их компетенцией.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА

1. Международные:

1.1. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Принята ГА ООН 20 декабря 1993г.

1.2. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Пекин 4-15 сентября 1995г. (Извлечения)

1.3. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. Принята 26 мая 1995г.

2. Федеральные:

2.1. Конституция Российской Федерации 1993г., ст.19.

2.2. Указ "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" от 18.06.96г. N 932.

2.3. Указ Президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 30.06.96г. N 1005.

2.4. Постановление Правительства Российской Федерации "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации" от 08.01.96г. N 6.

2.5. Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению роли в обществе до 2000 года" от 29.08.96г. N 1032.

3. Документы Пермской области:

3.1. Законы Пермской области:

3.1.1. "Об охране здоровья населения Пермской области" N 467-74 от 23.05.96г.

3.1.2. "Об охране окружающей Среды Пермской области" N 499-79 от 08.07.96г.

3.1.3. "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" N 533-83 от 09.09.96г.

3.1.4. "О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Пермской области" N 700-100 от 20.03.97г.

3.1.5. "О приемной семье" N 771-112 от 05.06.97г.

3.1.6. "Об охране труда в Пермской области" N 814-121 от 25.07.97г.

3.1.7. "Об основах социальной защиты населения на территории Пермской области" N 887-134 от 18.09.97г.

3.2. Областные программы:

3.2.1. Программа "Здоровье населения Прикамья на 1995-1998гг." Утверждена губернатором Пермской области 25.07.95г. N 233.

3.2.2. Программа стабилизации и развития образования Пермской области на период до 2000 года. Утверждена решением Законодательного собрания Пермской области от 22.02.96г. N 441.

3.2.3. Программа "Молодежь Прикамья" на 1996-1997 годы. Утверждена решением Законодательного собрания Пермской области от 18.04.96г. N 454.

3.2.4. Программа развития сферы культуры Пермской области на 1996-2000 годы. Утверждена решением Законодательного собрания области от 23.05.96г. N 468.

3.2.5. Программа реформирования АПК Пермской области и структурной перестройки на селе. Утверждена решением Законодательного собрания области от 17.10.96г. N 605.

3.2.6. Целевая комплексная программа "Дети Прикамья" (региональные меры по выживанию, защите и развитию детей в 1996-1998гг.). Утверждена решением Законодательного собрания Пермской области от 20.02.97г. N 685.

3.2.7. Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 1997г. Утверждена решением Законодательного собрания области от 24.04.97г. N 727.

3.2.8. Основные направления целевой комплексной программы "Здоровье населения Прикамья" на 1997-2000 годы. Утверждена решением Законодательного собрания Пермской области от 19.06.97г. N 786.

3.2.9. Целевая программа содействия занятости населения Пермской области на 1997-1998гг. от 08.09.97г. N 842.

3.2.10. Проект Комплексной программы по созданию и сохранению рабочих мест в Пермской области в 1998-2000гг. Пермь, 1998г.

3.3. Постановления администрации Пермской области:

3.3.1. "Об организации государственной службы медико-социальной экспертизы" N 398 от 06.11.96г.

3.3.2. "О предоставлении социальных услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" N 415 от 22.11.97г.

3.3.3. "О дополнительных мерах по обеспечению прав детей на охрану жизни и здоровья" N 445 от 19.12.96г.

3.3.4. "О погашении задолженности по выплате государственных пенсий жителям области" N 70 от 27.02.97г.

3.4. Постановления губернатора области:

3.4.1. "О неотложных мерах по медико-социальной помощи беременным женщинам" N 227 от 07.12.93г.

3.4.2. "О мерах по развитию учреждений социального обслуживания семей и детей Пермской области" N 12 от 07.01.94г.

3.4.3. "О мерах по организации своевременных выплат пособий на детей" N 129 от 07.05.95г.

3.4.4. "О регулировании цен на продукты детского питания" N 385 от 22.12.95г.

3.4.5. "О плане первоочередных мероприятий по улучшению положения женщин области на 1997г." N 1 от 05.01.97г.

3.4.6. Об оказании адресной помощи социально не защищенным категориям граждан в 1997 году" N 199 от 09.04.97г.

Приложение 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ "ЖЕНСКАЯ ЛИГА" г.Перми

Приложение 2
к решению Законодательного
Собрания Пермской области
N 206 от 27.08.98

"СТИРКА" -снижение нагрузки за счет устройства микропрачечных в домах или микрорайонах, дешевых, с доставкой готового белья, глажением и починкой. Организация новых рабочих мест.

Плюсы: повышение занятости женщин, возможность заработков для подростков, занятых доставкой белья, снижением семейной нагрузки (на 12 часов в месяц, на сумму 50 рублей).

Минусы: трудности легализации, стартовый капитал, налоги, арендная плата, высокие эксплуатационные расходы, отсутствие свободных помещений, психологический барьер, недоверие.

"ГОРЯЧАЯ ЕДА ИЗ МАГАЗИНА" - снижение бытовой нагрузки за счет появления в продуктовых магазинах специального отдела, в котором за короткое время может быть приготовлено мясное или овощное блюдо, пицца и т.п. Для приготовления салатов из овощей в массовом количестве необходима специальная фабрика-кухня на которой овощи полученные из фермерских, дачных, подсобных и т.п. хозяйств, должны быть вымыты, очищены, нарезаны, расфасованы, а затем отправлены в магазины.

Плюсы: повышение занятости женщин, возможность заработка для подростков (доставка заказов), снижение бытовой нагрузки на 36 часов в месяц на сумму 154 рубля, повышение занятости мужчин (обслуживание механизмов на фабрике кухне), повышение спроса на сельхозпродукты местного производства, снижение желудочных заболеваний у студентов при организации таких точек питания в общежитиях при условии доступной цены.

Минусы: финансирование организации производства, налаживание поставок, дороговизна оборудования, упаковки и регулярных медосмотров, высокие тарифы на электроэнер гию, арендная плата, налоги, трудности легализации.

"ГАЗОН" - огораживание газонов штакетником и мощение протоптанных дорожек.

Плюсы: решение социальных и медицинских проблем, т.к. пыль, смешанная с рыхлыми газами, во многих случаях является причиной легочных заболеваний и заставляет женщину тратить свободное время на уборку, мытье полов.

Минусы: психологический барьер, затраты на огораживание и мощение.

"ДЕТСКИЙ ДВОРИК" - временное (почасовое) содержание детей на открытой площадке (или в помещения), пока мать занята покупками или делами.

Плюсы: организация рабочих мест для воспитателей (579 безработных в Перми), высвобождение матери для более эффективных действий.

Минусы: трудности поиска подходящего места, налоги, арендная плата, почасовая оплата для родителей, психологический барьер, медицинские противопоказания.

"ДАЧНАЯ БРИГАДА" - организация специальных небольших бригад смешанного состава для ухода за дачными участками (прополка, вскапывание, полив, уборка урожая, заготовка) на условиях оплаты с целью высвобождения женщин от тяжелого их труда в выходные дни.

Плюсы: освобождение времени для отдыха, с детьми.

Минусы: психологический барьер, недоверие.

"СЛУЖАЩИЕ ДОМА" - перевод женщин, работающих с компьютерами на домашнее пребывание. Выполнение работы, передача данных исполнителю и работодателю по компьютерным сетям.

Плюсы: свободное распределение своего времени для работающей женщины, снижение или исключение затрат времени на дорогу, снижение транспортных расходов, снижение нагрузки на общественный транспорт в часы "пик", контроль по конечному результату.

Минусы: психологический барьер, единовременные затраты на подключение к сети, абонентная плата, интенсификация труда женщины.

Специальная программа "СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА"

Участие в этой программе для женщины означает, что она после окончания отпуска по беременности и родам не возвращается на рабочее место, а продолжает воспитывать ребенка дома до 5 лет. Обоснование формирование интеллекта ребенка на 80% завершается к этому возрасту, основные детские болезни тоже приходятся на этот период. Работающая мать создает тяжелый эмоциональный фон, который разрушает семью, ведет к алкоголизму отца и зачастую к уходу его из семьи. На работе женщина из-за большой нагрузки не может работать в полную силу.

Главные трудности: ухудшение материального положения, угроза безработицы отца, потеря квалификации для матери, утрата дружеских и общественных связей, финансовая зависимость от мужа.

Поэтому необходимо:

-создание условий для перехода матери к воспитанию детей как общественно-полезному труду (оплата не ниже прожиточного минимума и включение в трудовой стаж при начислении пенсии при условии отсутствия судимости, приводов в милицию и т.п., создание школ материнства и центров семьи, организация общеобразовательных и профессиональных курсов с целью сохранения или повышения интеллектуального уровня; за полгода до окончания этого периода женщина должна иметь возможность пройти интенсивные курсы по своей специальности или по любой другой в зависимости от требований рынка);

-продолжение борьбы с уже существующими последствиями социальных решений предыдущего периода (детская преступность, наркомания, токсикомания, детский сифилис, разрушение семьи и т.д.).

Приложение 3. АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Приложение 3
к решению Законодательного
Собрания Пермской области
N 206 от 27.08.98

Бараусова Л.Д. Демб Т.А. Наумова Л.И. Новикова И.Н. Разинская В.Д. Туйсузова Е.В.

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

Алимбаева Е.А., председатель Пермского областного Совета женщин;

Бараусова Л.Д., заместитель председателя комитета социальной защиты населения администрации Пермской области, руководитель рабочей группы по разработке Концепции;

Васильева В.М., начальник отдела статистики социальной сферы облкомстата;

Егорова А.И., зав.кафедрой "Детские болезни N 1" педиатрического факультета;

Ельшина В.В., аспирант ПГУ;

Кадочникова Е.В.аспирант ПГУ;

Катаева В.И., директор Ассоциации социальных педагогов и социальных работников;

Наумова Л.И., ведущий специалист информационно-аналитического отдела комитета социальной защиты населения администрации области;

Новикова И.Н., зав. кафедры политэкономии ПГУ, к.э.н., академик Академии социального образования РФ, член группы "Женская инициатива Прикамья", Пермского областного Совета женщин;

Палкина Г.А., редактор и ведущая Краснокамского радиоцентра, редактор неправительственной женской газеты "Ведунья";

Пашкова Н.И., ведущий специалист областного центра занятости населения;

Петухова В.В., директор Пермского филиала института сравнительных социальных исследований;

Разинская В.Д., старший научный сотрудник ПГТУ, к.ф.н.;

Сакаева Т.А., главный акушер-гинеколог управления здравоохранения области, президент регионального отделения ассоциации "Планирование семьи";

Тимофеева Н.Б., заместитель начальника главного управления, начальник отдела финансирования социально-культурной сферы;

Туйсузова Е.В., зав. организационно-методическим сектором комитета социальной защиты населения администрации области;

Чебыкина Н.Д., председатель Союза женских организаций г.Перми;

Шеходанова Т.К.,ведущий специалист управления труда администрации области.

Проект Концепции обсудили общественные организации Прикамья: Союз женских организаций г.Перми, Пермский областной Совет женщин, Пермское региональное отделение ассоциации "Планирование семьи", Общественное женское движение Прикамья, Пермская общественная организация поддержки индивидуального предпринимательства, Ассоциация женщин-предпринимателей, Пермское отделение "Независимого женского форума", Пермское отделение Пенсионного Фонда России, Совет многодетных семей Свердловского района г.Перми, Ассоциация молодых инвалидов "Равенство", Лига молодых инвалидов "Голубка", Свободный профсоюз "Солидарность", общественная благотворительная организация "Защита" и др.

О Концепции социальной политики в отношении женщин Пермской области

Название документа: О Концепции социальной политики в отношении женщин Пермской области

Номер документа: 206

Вид документа: Решение Законодательного Собрания Пермской области

Принявший орган: Законодательное Собрание Пермской области

Статус: Действующий

Опубликован: Файл-рассылка из ИВЦ Администрации Пермской области.
Дата принятия: 27 августа 1998