• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


Р Е Ш Е Н И Е
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

Принято 16.04.98

30.04.98                                                   N 94

О Программе государственной поддержки
малого предпринимательства в Пермской
области на 1998-1999 годы

На основании Закона Пермской области от 28.03.97 N 700-100 "О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Пермской области" и Закона Пермской области от 18.12.97 N 943-143 "О бюджете Пермской области на 1998 год" Законодательное Собрание Пермской области Р Е Ш А Е Т:

1. Утвердить Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 1998-1999 годы (четвертую программу) и объем ее финансирования за счет средств фонда развития областного бюджета на 1998 год в размере 3 млн.рублей (программа прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Пермской области                                         Г.В.Игумнов

Приложение. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-1999 ГОДЫ (четвертая программа)

Приложение к решению
Законодательного Собрания
Пермской области
от 30.04.98 N 94

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

ГНИ по Пермской области - Государственная налоговая инспекция по Пермской области;

Прикамское территориальное управление ГАК России - Прикамское территориальное управление Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации;

УФПМП - Уральский фонд поддержки малого предпринимательства;

КФО - кредитно-финансовые организации;

Уральское агентство поддержки МСП - Уральское агентство поддержки малых и средних предприятий;

ЕС - Европейский союз;

ЦЗН - центр(ы) занятости населения;

"Молодежь Прикамья" - областная целевая программа "Молодежь Прикамья";

ФЗН - Фонд занятости населения;

СМП - субъекты малого предпринимательства;

Центр "Ратник" - Западно-Уральский региональный центр переподготовки и социальной адаптации военнослужащих "Ратник";

РКУБ - целевая программа реструктуризации Кизеловского угольного бассейна;

Уральский центр ПНПиР - Уральский центр поддержки народных промыслов и ремесел.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 1998-1999 годы (четвертая программа)

            Главный  разработчик-координатор  программы
     Главное управление экономики администрации области
                            Исполнители     Главное управление экономики администрации области

Уральский фонд поддержки малого предпринимательства

Управления и комитеты администрации области

Координационный совет по развитию малого предпринимательства Пермской области

Пермский областной центр занятости населения

Прикамское территориальное управление Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации

Органы местного самоуправления городов и районов Пермской области

Уральское агентство поддержки малых и средних предприятий

Уральский бизнес-инкубатор

Уральский центр поддержки народных промыслов и ремесел

Пермское отделение Российской ассоциации развития малых предприятий

Ассоциация малых предприятий Пермской области

Общественная организация поддержки индивидуальных предпринимателей

Другие некоммерческие объединения субъектов малого предпринимательства

                          Цель  программы     Создание  условий  для  развития конкурентноспособных субъектов
малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровне.

                         Задачи  программы     Совершенствование правовых условий для устойчивой хозяйственной
деятельности  субъектов малого предпринимательства на региональном и
муниципальном уровнях.

Развитие механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к кредитно-инвестиционным, информационным и иным ресурсам на региональном и муниципальном уровнях.

Повышение качества и эффективности работы организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, создание организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях.

Срок реализации программы

     1998 - 1999 годы
          Объем и источники финансирования в 1998 году
     Средства областного бюджета - 3 000 тыс. руб.

Собственные средства Уральского фонда поддержки малого предпринимательства - 1320 тыс. руб. Другие источники, в том числе плановое финансирование из Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, областного государственного фонда занятости населения, международных финансовых организаций и фондов, - более 4 000 тыс.руб.

Планируемые результаты

Рост доли малого предпринимательства в валовом региональном продукте.

Развитие конкурентной среды на товарных рынках области.

Стабильные налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в областной и местные бюджеты на уровне 10% налоговых доходов областного бюджета.

Снижение социальной напряженности посредством создания новых рабочих мест и условий для самозанятости, в том числе в городах Кизеловского угольного бассейна.

КОНТРОЛЬ за эффективным использованием средств на мероприятия программы осуществляют:

Главное управление экономики администрации области

Координационный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе области

Правление и попечительский совет Уральского фонда поддержки малого предпринимательства

Законодательное Собрание Пермской области

Введение

Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 1998-1999 годы (далее - Программа) разработана администрацией области в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 N 88-ФЗ, Законом Пермской области "О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Пермской области" от 28.03.97 N700-100 и распоряжением губернатора области от 15.08.97 № 252-р.

Программа разработана в рамках стратегии социально-экономического развития Пермской области, сохраняет преемственность с предыдущими программами государственной поддержки малого предпринимательства. Программа представляет собой укрупненный план действий, координирующий проведение совместных мероприятий организациями, участвующими в ее реализации. Отличительной особенностью данной Программы является стимулирование развития малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики области и формирование системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.

При разработке Программы использована информация главного управления экономики администрации области, органов местного самоуправления, Пермского областного комитета государственной статистики, Государственной налоговой службы по Пермской области.

Основные положения Программы изложены в соответствии с предложениями структурных подразделений администрации области, органов местного самоуправления городов и районов области, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, индивидуальных предпринимателей и малых предприятий; анализа результатов реализации предыдущих программ государственной поддержки малого предпринимательства при соблюдении государственных интересов Пермской области и соблюдении требований действующего законодательства.

При формировании плана основных мероприятий Программы учтены: потребности муниципалитетов в консультационном и методическом сопровождении создания необходимых нормативных актов на их территориях, точечной финансовой поддержке приоритетных мероприятий межрайонных и муниципальных программ , создании базовых модельных объектов инфраструктуры;

потребности отдельных отраслей экономики области в расширении использования возможностей малого предпринимательства при решении важных отраслевых задач;

потребности органов государственной и муниципальной власти и управления разных уровней в обеспечении мониторинга и экономического анализа развития малого предпринимательства.

Реализация Программы позволит разрешить первоочередные проблемы малого предпринимательства области. В то же время возможности Программы ограничены необходимостью совершенствования федерального законодательства, самостоятельностью органов местного самоуправления, напряженностью бюджета и требованиями к первоочередным выплатам государства.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Анализ социально-экономического развития Пермской области

В 1997 году развитие экономики Пермской области обеспечило стабилизацию и рост многих макроэкономических показателей. Основным достижением прошедшего года является преодолении кризисного периода и начало роста по основным направлениям социально-экономического развития, в том числе в базовых отраслях народного хозяйства области. Индекс физического объема (ИФО) произведенной продукции по всей промышленности составил 107% к уровню прошлого года. Это наилучший результат на Урале.

С ростом к прошлому году работали предприятия газовой, химической и нефтехимической отраслей, лесной, пищевой промышленности, цветной металлургии, машиностроения и металлообработки.

Увеличение ИФО производства к соответствующему периоду прошлого года наблюдалось в 30 городах и районах области.

Валовая продукция сельского хозяйства области в сопоставимых ценах увеличилась по сравнению с 1996 года на 3%. При этом производство зерна увеличилось на 12,7%.

Общий объем инвестиций в основной капитал, направленных в минувшем году на социально-экономическое развитие области, составил (по оценке) 7 млрд. руб.

Более 80% всех инвестиций использовано на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов.

Ежемесячные денежные доходы на душу населения составили в 1997 году 940 руб. и увеличились по сравнению с 1996 годом на 29% при росте потребительских цен на 15%. В результате рост реальных доходов достиг 12%.

Значительное увеличение денежных доходов населения способствовало росту объемов товарооборота. За год продажа потребительских товаров увеличилась в сопоставимых ценах на 9,8%.

Таким образом, социально-экономическое развитие Пермской области в 1997 году характеризовалось формированием факторов, способных оказать позитивное воздействие на динамику экономического роста.

Анализ развития малого предпринимательства в Пермской области

На территории Пермской области, по экспертным оценкам, действует около 20 тысяч малых предприятий и 78 тысяч индивидуальных предпринимателей. В среднем на 1000 жителей Пермской области приходится 7 малых предприятий и 26 индивидуальных предпринимателей. В малом предпринимательстве занято около 20% экономически активного населения области.

Наибольшее количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сосредоточено в Перми, Березниках, Чайковском, Краснокамске, Лысьве, Соликамске, Нытвенском, Октябрьском и Чернушинском районах (см. табл. 1).

В настоящее время в Пермской области насчитывается около 50 тысяч безработных граждан. Наиболее критическая ситуация с безработицей (уровень безработицы свыше 10%) наблюдается в Оханском, Гремячинском и Чердынском районах. По данным администрации области, эти районы относятся к районам с наиболее низким уровнем развития малого предпринимательства. В то же время в городах и районах, где развитию малого предпринимательства уделяется особое значение (например, Березники, Чайковский, Чусовой, Кунгур, Соликамск), уровень безработицы составляет менее 5%.

Выборочным обследованием Пермского областного комитета государственной статистики было охвачено 9 148 малых предприятий, на которых в январе-июне 1997 года было занято 117,8 тыс. чел., из них 84,5% работают на постоянной основе. В течение соответствующего периода 1996 года на постоянной основе было занято 82,9% работников малых предприятий. В целом, среднесписочная численность работников малых предприятий (без совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) в первом полугодии 1997 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросла на 2%. В то же время в первом полугодии 1996 года по сравнению с соответствующим периодом 1995 года темпы роста среднесписочной численности работников составили 122%. Приведенные данные свидетельствуют о замедлении темпов роста численности работников малых предприятий и сокращении численности работающих в расчете на одно малое предприятие. Данный факт ,с одной стороны, характеризует рост эффективности деятельности малых предприятий, с другой стороны, обозначает стремление субъектов малого предпринимательства уменьшить налоговые платежи и отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды.

Таблица 1. Основные показатели развития малого предпринимательства в ряде городов и районов Пермской области

Таблица 1

-------------------------------------------------------------------------+
Города и районы  ¦Количество малых ¦Количество индиви- ¦Число работающих ¦
Пермской области ¦предприятий, ед. ¦дуальных предприни-¦на малых предприя¦
                 ¦                 ¦мателей, чел.      ¦тиях, чел.       ¦
-----------------+-----------------+-------------------+-----------------¦
                 ¦                 ¦                   ¦                 ¦
Березники        ¦     450         ¦     3000          ¦     6970        ¦
Добрянка         ¦     173         ¦     1850          ¦     2500        ¦
Краснокамск      ¦      70         ¦     3550          ¦     1170        ¦
Лысьва           ¦     215         ¦     3400          ¦     2375        ¦
Пермь            ¦    6304         ¦    47541          ¦    60900        ¦
Соликамск        ¦     230         ¦     1800          ¦     2660        ¦
Чайковский       ¦     274         ¦     3402          ¦     2672        ¦
Чусовой          ¦     226         ¦     1034          ¦     4200        ¦
Горнозаводский   ¦                 ¦                   ¦                 ¦
район            ¦     182         ¦      587          ¦      895        ¦
Карагайский      ¦                 ¦                   ¦                 ¦
район            ¦     116         ¦      362          ¦      500        ¦
Кунгурский район ¦     105         ¦      400          ¦      750        ¦
Нытвенский район ¦     190         ¦     1800          ¦     1100        ¦
Октябрьский район¦     232         ¦      380          ¦      590        ¦
Пермский район   ¦      97         ¦     1964          ¦     2300        ¦
Чернушинский     ¦                 ¦                   ¦                 ¦
район            ¦     128         ¦     1500          ¦     2500        ¦
-------------------------------------------------------------------------+

В 1997 году наблюдалось снижение темпов роста фонда оплаты труда работников малых предприятий. Если в январе-июне 1996 по сравнению с соответствующим периодом 1995 года фонд оплаты труда вырос более чем в два раза, то за январь-июнь 1997 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года данный показатель вырос только на 39 процентов. Указанное замедление роста фонда оплаты труда вызвано в первую очередь сокращением инфляции.

Происходят изменения и в отраслевой структуре малых предприятий. Если в 1995 году в общем объеме продукции, производимой малыми предприятиями области, доля промышленных предприятий составила 18,7%, торговых - 57,4%, строительных - 17,4%, то на начало 1997 года данный показатель составил соответственно 13,5%, 70,7% и 9,7%. Доля малых предприятий ЖКХ в общем объеме производимой малыми предприятиями продукции на 01.01.97 составила соответственно 0,3%. Данный показатель в сельском хозяйстве увеличился с 0,3 до 0,8 процента.

Претерпело изменение и распределение работающих на малых предприятиях по отраслям экономики. Если в 1995 году в промышленности было занято 26,4% работающих на малых предприятиях, в торговле - 27,4%, в строительстве - 33,1%, то на начало 1997 года доли перераспределились следующим образом: в промышленности - 23,2%, в торговле - 30,1%, в строительстве - 29,5%. В 1996 году увеличилась доля занятых в сельском хозяйстве с 2,4% до 4,2% и ЖКХ с 1,6 до 1,8%.

Темпы роста объемов производства продукции в первом полугодии 1997 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составили 122%. В то же время аналогичный показатель в первом полугодии 1996 года по сравнению с первым полугодием 1995 года вырос более чем в три раза. При этом рост объема произведенной малыми предприятиями продукции в 1996 году лишь на 47% обусловлен инфляционными процессами, а в 1997 году - на 96%.

Следует обратить особое внимание и на рост прибыльности малых предприятий. В январе-июне 1996 года по сравнению с соответствующим периодом 1995 года прирост прибыли малых предприятий составил 71%, при этом определяющим фактором роста была инфляция. В первом полугодии 1997 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года прибыль малых предприятий возросла на 36%, из которых только 17% обеспечены инфляционными процессами. Основную массу прибыли малых предприятий приносят предприятия торговли (51,8%), промышленности (34%), строительства (6,1%) и финансов (2,8%). По-прежнему убыточны малые предприятия сельского хозяйства, при этом наблюдается увеличение убыточности в расчете на одно предприятие.

Малое предпринимательство области является сферой инвестиционной привлекательности. Об этом свидетельствует значительный рост капитальных вложений малых предприятий, наблюдавшийся в первом полугодии 1997 года. Данный показатель по сравнению с первым полугодием 1996 года вырос в 1,9 раза и составил 253,3 млн. руб.(темпы роста капитальных вложений малых предприятий в первом полугодии 1996 по сравнению с аналогичным периодом 1995 года составили 114%). Рост капитальных вложений малых предприятий только на 2% обусловлен влиянием фактора инфляции.

Малые предприятия и индивидуальные предприниматели области обеспечивают стабильные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. По состоянию на 01.07.97 субъектами малого предпринимательства уплачено налогов и других платежей 454,4 млн. руб., в том числе 191,2 млн. руб. в федеральный бюджет. Таким образом, в первом полугодии 1997 года 9,1% налоговых доходов областного консолидированного бюджета было сформировано за счет отчислений субъектов малого предпринимательства (см. рис.2). По состоянию на 01.07.97 по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности действует 307 малых предприятий и 1276 индивидуальных предпринимателей.

Итоги реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 1997 год (третьей программы)

В 1997 году областная региональная политика по развитию малого предпринимательства реализовывалась в рамках Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 1997 год (третьей программы).

Из запланированных в областном бюджете на реализацию третьей программы 4млн. руб. фактически выделено 500 тыс. руб. В связи с этим мероприятия программы выполнялись преимущественно за счет собственных средств Уральского фонда поддержки малого предпринимательства (далее - Уральский фонд). Мероприятий третьей программы профинансировано на общую сумму 1802 тыс. руб., из них на финансирование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства направлено 689 тыс. руб., на формирование гарантийного фонда - 800 тыс. руб. В 1997 году Уральским агентством поддержки малых и средних предприятий было привлечено программ Европейского союза по поддержке малого предпринимательства на общую сумму 29 тыс. долл. США.

Из 42 мероприятий третьей программы выполнено 30, исполнение 8 мероприятий будет продолжено в 1998 году.

В 1997 году вступил в силу Закон Пермской области "О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Пермской области" от 28.03.97 N 700-100, который определил основные принципы и направления региональной государственной поддержки малого предпринимательства, а также ввел систему налоговых и неналоговых льгот для субъектов малого предпринимательства.

В 1997 году начал функционировать механизм финансирования программ поддержки малого предпринимательства и инвестиционных проектов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей через Уральский фонд поддержки малого предпринимательства.

Формируется система поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. Созданы муниципальные агентства подержки малого предпринимательства (Чусовой, Чернушка). Во многих городах и районах области разрабатываются муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

Создан и активно функционирует Уральский центр поддержки народных промыслов и ремесел.

В 1997 году организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства было проведено около 3 тыс. консультаций, из них 1,5 тысячи - Уральским агентством поддержки малых и средних предприятий.

Начато формирование системы информационного обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства: разрабатывается концепция информационного обслуживания субъектов малого предпринимательства Пермской области, проведена подготовительная работа по организации центра информационного обслуживания субъектов малого предпринимательства в г.Перми, открыта web-страница о системе поддержки малого предпринимательства в Пермской области, издан бюллетень нормативных актов Пермской области по вопросам малого предпринимательства.

В 1997 году особенно активно развивалась выставочно-ярмарочная деятельность субъектов малого предпринимательства. В феврале и ноябре прошли традиционные межрегиональные выставки продукции малых предприятий и индивидуальных предпринимателей "Предпринимательство Урала 97". Представители малого бизнеса Прикамья получили возможность продемонстрировать свою продукцию на Всероссийской выставке-ярмарке "Предпринимательство. Ремесла. Занятость", прошедшей в Нижнем Новгороде, и на "Днях малого бизнеса Москвы". Уральское агентство поддержки малых и средних предприятий организовало участие 40 пермских компаний в международных форумах делового партнерства "СНГ-Партенариат.Москва.1997" (февраль 1997 года), "Европартенариат. Греция.1997" (июнь 1997 года) и "Европартенариат. Франция.1997".

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Малое предпринимательство как структурный и функциональный элемент национальной экономики обладает определенными стратегическими преимуществами, реализация которых способствует достижению целей государственной социально-экономической политики, обеспечению внутренней устойчивости и саморазвития этого сектора:

социально - политический потенциал - возросшее значение малого предпринимательства в процессе социальной реструктуризации общества и формирования "среднего класса", его активная роль в смягчении ситуации на рынке труда, предупреждении тенденций поляризации общества, проявлении деловых и профессиональных способностей человека и реализации его гражданских прав, росте реальных доходов населения;

адаптационный потенциал - приспособляемость субъектов малого предпринимательства к жестким и часто меняющимся условиям внешней среды, способность быстро перестраиваться исходя из запросов конкретных групп потребителей, быстро осваивать новые рыночные ниши, создавать конкурентоспособные производства при относительно низких капитальных и текущих затратах;

потенциал регионального развития - вклад малого бизнеса в реструктуризацию региональной экономики и выравнивание уровней экономического развития территорий, обеспечение роста доходов занятого населения соответствующих территорий и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней при ориентации деятельности субъектов малого предпринимательства на локальные рынки;

инновационный потенциал - способность, к самостоятельному продуцированию и освоению научно-технических, технологических, организационно-экономических нововведений и их коммерческому использованию при сравнительно низких стартовых затратах;

интеграционный потенциал - возможность субъектов малого предпринимательства преодолевать политические, административные и экономические барьеры, воссоздавать утраченные и формировать новые кооперационные связи, встраиваясь в целостные производственнотехнологические кооперационные системы с участием более крупных хозяйствующих субъектов, в том числе в рамках финансово-промышленных групп;

     мультипликативный     потенциал     -     способность    малого
предпринимательства  обеспечивать  формирование  спроса на продукцию
других    секторов   экономики,   стимулируя   тем   самым   процесс
воспроизводства,    рост    загрузки   производственных   мощностей,
прогрессивные структурные сдвиги в смежных отраслях;

финансово-инвестиционный потенциал - способность к ускоренному освоению инвестиций, ускорению оборачиваемости капитала;

кадровый потенциал - активный приток в сферу малого предпринимательства специалистов высокой квалификации.

Потенциал малого предпринимательства представляет собой дополнительный ресурс государственной социально-экономической политики, полное использование которого обеспечивает решение перспективных программных задач развития.

С помощью малого предпринимательства государство может более эффективно решить ряд задач своей социально-экономической политики. Но для этого государство должно сформировать условия для саморазвития малого предпринимательства, ускоренного накопления его потенциала. Развитие малого бизнеса в России вообще, и в Пермской области в частности, является одним из инструментов решения комплекса первоочередных проблем политической, экономической и социальной жизни современного российского общества.

Развитие малого предпринимательства - это:

наименее затратные для государства способы создания новых рабочих мест, инвестирования в развитие производства;

один из самых существенных источников насыщения рынка товарами и услугами;

наиболее стабильная база налоговых поступлений;

самонастраивающийся механизм перераспределения технологических, сырьевых, финансовых, информационных и трудовых ресурсов;

единственно успешная мировая практика разрешения проблем депрессивных экономических районов и градообразующих предприятий;

процесс, затрагивающий большую часть населения России. По данным официальной статистики, с малым бизнесом связано 15-18 процентов населения России и около 20 процентов экономически активного населения Пермской области;

формирование слоя частных собственников и на этой основе среднего класса.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Основной целью Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 1998-1999 годы является создание условий для развития конкурентоспособных субъектов малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровне.

Задачи программы государственной поддержки малого предпринимательства:

1. Совершенствование правовых условий для устойчивой хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.

2. Развитие механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к кредитно-инвестиционным, информационным и иным ресурсам;

3. Повышение качества и эффективности работы организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, создание организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях, выделение в инфраструктурной сети центров вынужденных убытков (например, при поддержке малого предпринимательства в депрессивных районах, реализации "пилотных" проектов и т.п.).

Сроки реализации программы : 1998 -1999 годы.

В связи со спецификой бюджетного процесса план основных мероприятий программы утверждается Законодательным Собранием области ежегодно одновременно с утверждением областного бюджета на очередной год.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приоритетными для области в целом являются следующие виды деятельности:

производство, транспортировка и переработка сельскохозяйственной продукции;

производство продовольственных товаров;

производство товаров народного потребления и строительных материалов;

переработка техногенных образований;

разработка конструкторской и технологической документации, производство опытных образцов для производства товаров народного потребления;

производство медицинской техники;

производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

производство технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;

строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы );

выполнение дорожных работ; оказание бытовых услуг населению;

инновационная (внедренческая) деятельность;

деятельность лизинговых компаний, получивших лицензии в порядке, установленном законодательством РФ;

предоставление жилищно-коммунальных услуг;

производство изделий народных промыслов и ремесел.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Нормативно-правовое обеспечение предусматривает:

1) разработку правовых актов Пермской области, которые позволят максимально учесть особенности малого предпринимательства, в том числе разработку законов о налогообложении субъектов малого предпринимательства и внесение изменений в Закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" с учетом практики его реализации;

2) разработку нормативных документов, позволяющих создать механизмы реализации льгот, предусмотренных для субъектов малого предпринимательства действующим законодательством, в т.ч. разработку нормативно-методических документов по проведению открытых конкурсов и тендеров на получение государственного и муниципального заказа, формированию фонда нежилых помещений для передачи в пользование субъектам малого предпринимательства, по использованию производственных помещений предприятий-банкротов или реструктуризированных предприятий и т.д.

Финансово-имущественная поддержка предусматривает:

1) льготное кредитование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства;

2) предоставление гарантий кредитно-финансовым организациям на всю сумму кредита или на ее часть в случае предоставления залогового обеспечения субъектами малого предпринимательства Уральскому фонду поддержки малого предпринимательства;

3) совместное финансирование проектов субъектов малого предпринимательства с кредитно-финансовыми организациями.

Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предполагает:

1) развитие инфраструктуры - создание специализированных объектов инфраструктуры в муниципальных образованиях;

2) информационное обеспечение, в том числе:

разработку системы статистического учета и мониторинга состояния малого предпринимательства на территории области;

создание баз данных для малых предприятий (помещения, оборудование, государственные и муниципальные заказы, финансирующие организации, инвестиционные проекты, технологическая кооперация и пр.);

создание муниципальных звеньев системы информационного обмена для субъектов малого предпринимательства;

разработку системы доступа к информации субъектов малого предпринимательства, в т.ч. через средства массовой информации;

3) обучение кадров, в том числе:

обучение квалифицированных кадров консультантов и преподавателей для муниципальных структур поддержки предпринимательства;

создание специализированных программ для обучения социально-незащищенных слоев населения, начинающих предпринимателей в депрессивных районах и сельской местности;

создание современного методического обеспечения подготовки кадров для сферы малого предпринимательства.

4) выставочно-ярмарочную деятельность, в т.ч. проведение конференций, конкурсов, съездов и др. массовых мероприятий.

Содействие интеграции субъектов малого предпринимательства в рамках СНГ и их международному сотрудничеству на территории Пермской области имеет следующие цели:

привлечение в Пермскую область международных, в т.ч. донорских, программ поддержки и развития малого предпринимательства и их эффективная реализация;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства на территории Пермской области.

Основными задачами в сфере государственной поддержки международных программ для российского малого бизнеса и внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства являются:

содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, исследовательских и информационных связей с зарубежными партнерами, участию в международных конгрессах, совещаниях, семинарах, выставках и ярмарках и других формах контактов предпринимательских кругов;

привлечение зарубежной технической и иной безвозмездной помощи, иностранных инвестиций и кредитов в малый бизнес; развитие международного финансового лизинга;

создание условий по предоставлению консультационных, информационных и других услуг субъектам малого предпринимательства для реализации программ и проектов с привлечением иностранной технической и финансовой помощи;

организация взаимодействия с зарубежными организациями, фондами, агентствами в области поддержки и развития малого предпринимательства в России;

оказание конкретной помощи зарубежным странам и партнерам в наиболее эффективной реализации этих программ и проектов на территории Пермской области;

изучение и обобщение опыта зарубежных стран в области развития и поддержки малого предпринимательства с целью его практического использования в условиях Пермской области.

В Программу включены специальные подпрограммы по развитию малого предпринимательства в процессе реформирования вооруженных сил и реструктуризации шахт Кизеловского угольного бассейна, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве, в сфере народных промыслов и ремесел.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В 1998 году:

средства областного бюджета - 3 000 тыс. руб.;

собственные средства Уральского фонда поддержки малого предпринимательства - 1320 тыс. руб.;

другие источники, в том числе плановое финансирование из Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, областного государственного фонда занятости населения, международных финансовых организаций и фондов, - более 4 000 тыс.руб.

В связи со спецификой бюджетного процесса план основных мероприятий и объем финансирования Программы на 1999 год утверждается Законодательным Собранием области одновременно с утверждением областного бюджета на 1999 год.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Заказчиком Программы является главное управление экономики администрации Пермской области.

Главное управление экономики администрации области:

координирует деятельность государственных органов исполнительной власти по реализации Программы в части обеспечения многоуровневой системы поддержки предпринимательства, целостной системы инфраструктуры поддержки предпринимательства, проведения мониторингов и комплексных исследований состояния малого предпринимательства, разработок правовых актов, развития системы подготовки кадров, оказания консультативной и информационной поддержки, других направлений поддержки малого предпринимательства;

содействует организации системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне посредством: 1) нормативно-методической помощи и проведения семинаров, 2) включения мероприятий , предложенных органами местного самоуправления городов и районов области в областную Программу; 3) долевого участия в финансировании реализации муниципальных программ поддержки малого предпринимательства;

координирует действия исполнителей реализации Программы, определяет первоочередность выполнения мероприятий Программы с учетом единой социально-экономической политики и результатов мониторинга состояния предпринимательства в Пермской области, приоритетных направлений Программы и объема финансовых ресурсов, выделенных из областного бюджета.

Расходы на управление Уральского фонда за счет средств областного бюджета для реализации Программы устанавливаются в размере не более 5% от объема финансирования Программы из областного бюджета.

Выбор исполнителей мероприятий Программы и определение размера финансирования данных мероприятий осуществляется по итогам конкурса, проводимого Уральским фондом, при согласовании с главным управлением экономики администрации области. Принятие решений о финансировании мероприятий осуществляется в порядке, установленном внутренними положениями Уральского фонда.

Уральский фонд заключает договоры гражданско-правового характера с исполнителями мероприятий Программы.

Финансирование муниципальных программ поддержки предпринимательства осуществляется Уральским фондом на долевых началах при выделении из соответствующих бюджетов средств на их реализацию.

В ходе реализации Программы может быть осуществлена корректировка объемов финансирования конкретных мероприятий в соответствии со сметами, предъявляемыми исполнителями по каждому конкретному мероприятию, с учетом фактического поступления средств из областного бюджета и других источников.

В случае экономии средств, предусмотренных на реализацию конкретного мероприятия Программы, Уральский фонд направляет их на финансирование и гарантирование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства либо реализацию других мероприятий в соответствии с откорректированным объемом финансирования Программы.

Контроль за реализацией Программы возлагается на Главное управление экономики администрации области, координационный совет по развитию малого предпринимательства Пермской области, Правление и Попечительский совет Уральского фонда.

Ход реализации Программы рассматривается на заседаниях координационного совета по развитию малого предпринимательства Пермской области не реже одного раза в полугодие.

Информация о выполнении мероприятий Программы распространяется главным управлением экономики, Уральским фондом, ответственными исполнителями мероприятий Программы через средства массовой информации.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Результаты реализации Программы можно объединить в следующие две группы.

Формирование многоуровневой комплексной системы поддержки малого предпринимательства в Пермской области, которая обеспечит доступ субъектов малого предпринимательства к производственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам, в том числе :

создание 2-3 муниципальных или межрайонных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных;

создание в качестве комплексных объектов межрегиональной и муниципальной инфраструктуры агентств поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторов, консультационных пунктов и т.п.;

консультирование и обучение около 1,5 тыс.чел., в том числе из числа военнослужащих.

Положительные изменения в количественных, качественных и структурных показателях малого предпринимательства в Пермской области, в том числе: рост доли малого предпринимательства в валовом региональном продукте;

развитие конкурентной среды на товарных рынках области;

стабильные налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в областной и местные бюджеты на уровне 10% налоговых доходов областного бюджета;

снижение социальной напряженности посредством создания новых рабочих мест и условий для самозанятости, в том числе в городах Кизеловского угольного бассейна.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С помощью малого предпринимательства государство может более эффективно - с большей вероятностью успеха, в меньшие сроки, с разумными затратами - решить ряд задач своей социально экономической политики. Но для этого государство должно сформировать условия для саморазвития малого предпринимательства, ускоренного накопления его потенциала и проявления его позитивных черт, минимизации негативных внешних воздействий, зависимость от которых малого предпринимательства крайне велика.

Для эффективности реализации этих задач необходимы не только изменения основных макроэкономических параметров, но и применение специальных мер государственной поддержки малого предпринимательства, создание специфических условий и инфраструктурных механизмов, ускоряющих его развитие, стимулирующих увеличение числа "здоровых" малых предприятий и рост деловой активности, облегчающих их доступ к ресурсам производства. Именно таким образом могут быть решены антикризисные задачи увеличения объемов производства, создания новых рабочих мест, освоения новых товаров и услуг, роста налоговых поступлений, а через них - задачи экономического роста, обеспечения национальной безопасности, регионального развития, социальной стабильности.

О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 1998-1999 годы

Название документа: О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 1998-1999 годы

Номер документа: 94

Вид документа: Решение Законодательного Собрания Пермской области

Принявший орган: Законодательное Собрание Пермской области

Статус: Действующий

Опубликован: Файл-рассылка из ИВЦ Администрации Пермской области.
Дата принятия: 30 апреля 1998

Дата начала действия: 30 апреля 1998