Р Е Ш Е Н И Е
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


Принято 16.04.98

30.04.98                                                   N 94

О Программе государственной поддержки
малого предпринимательства в Пермской
области на 1998-1999 годы

На основании Закона Пермской области от 28.03.97 N 700-100 "О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Пермской области" и Закона Пермской области от 18.12.97 N 943-143 "О бюджете Пермской области на 1998 год" Законодательное Собрание Пермской области Р Е Ш А Е Т:

1. Утвердить Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 1998-1999 годы (четвертую программу) и объем ее финансирования за счет средств фонда развития областного бюджета на 1998 год в размере 3 млн.рублей (программа прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Пермской области                                         Г.В.Игумнов

Приложение к решению
Законодательного Собрания
Пермской области
от 30.04.98 N 94

ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1998-1999 ГОДЫ
(четвертая программа)


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

ГНИ по Пермской области - Государственная налоговая инспекция по Пермской области;

Прикамское территориальное управление ГАК России - Прикамское территориальное управление Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации;

УФПМП - Уральский фонд поддержки малого предпринимательства;

КФО - кредитно-финансовые организации;

Уральское агентство поддержки МСП - Уральское агентство поддержки малых и средних предприятий;

ЕС - Европейский союз;

ЦЗН - центр(ы) занятости населения;

"Молодежь Прикамья" - областная целевая программа "Молодежь Прикамья";

ФЗН - Фонд занятости населения;

СМП - субъекты малого предпринимательства;

Центр "Ратник" - Западно-Уральский региональный центр переподготовки и социальной адаптации военнослужащих "Ратник";

РКУБ - целевая программа реструктуризации Кизеловского угольного бассейна;

Уральский центр ПНПиР - Уральский центр поддержки народных промыслов и ремесел.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа государственной  поддержки
малого  предпринимательства
в  Пермской области
на 1998-1999 годы
(четвертая программа)

            Главный  разработчик-координатор  программы
     Главное управление экономики администрации области
                            Исполнители     Главное управление экономики администрации области

Уральский фонд поддержки малого предпринимательства

Управления и комитеты администрации области

Координационный совет по развитию малого предпринимательства Пермской области

Пермский областной центр занятости населения

Прикамское территориальное управление Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации

Органы местного самоуправления городов и районов Пермской области

Уральское агентство поддержки малых и средних предприятий

Уральский бизнес-инкубатор

Уральский центр поддержки народных промыслов и ремесел

Пермское отделение Российской ассоциации развития малых предприятий

Ассоциация малых предприятий Пермской области

Общественная организация поддержки индивидуальных предпринимателей

Другие некоммерческие объединения субъектов малого предпринимательства

                          Цель  программы     Создание  условий  для  развития конкурентноспособных субъектов
малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровне.

                         Задачи  программы     Совершенствование правовых условий для устойчивой хозяйственной
деятельности  субъектов малого предпринимательства на региональном и
муниципальном уровнях.

Развитие механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к кредитно-инвестиционным, информационным и иным ресурсам на региональном и муниципальном уровнях.

Повышение качества и эффективности работы организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, создание организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях.

Срок реализации программы

     1998 - 1999 годы
          Объем и источники финансирования в 1998 году
     Средства областного бюджета - 3 000 тыс. руб.

Собственные средства Уральского фонда поддержки малого предпринимательства - 1320 тыс. руб. Другие источники, в том числе плановое финансирование из Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, областного государственного фонда занятости населения, международных финансовых организаций и фондов, - более 4 000 тыс.руб.

Планируемые результаты

Рост доли малого предпринимательства в валовом региональном продукте.

Развитие конкурентной среды на товарных рынках области.

Стабильные налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в областной и местные бюджеты на уровне 10% налоговых доходов областного бюджета.

Снижение социальной напряженности посредством создания новых рабочих мест и условий для самозанятости, в том числе в городах Кизеловского угольного бассейна.

КОНТРОЛЬ за эффективным использованием средств на мероприятия программы осуществляют:

Главное управление экономики администрации области

Координационный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе области

Правление и попечительский совет Уральского фонда поддержки малого предпринимательства

Законодательное Собрание Пермской области

Введение

Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области на 1998-1999 годы (далее - Программа) разработана администрацией области в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 N 88-ФЗ, Законом Пермской области "О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Пермской области" от 28.03.97 N700-100 и распоряжением губернатора области от 15.08.97 № 252-р.

Программа разработана в рамках стратегии социально-экономического развития Пермской области, сохраняет преемственность с предыдущими программами государственной поддержки малого предпринимательства. Программа представляет собой укрупненный план действий, координирующий проведение совместных мероприятий организациями, участвующими в ее реализации. Отличительной особенностью данной Программы является стимулирование развития малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики области и формирование системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.

При разработке Программы использована информация главного управления экономики администрации области, органов местного самоуправления, Пермского областного комитета государственной статистики, Государственной налоговой службы по Пермской области.

Основные положения Программы изложены в соответствии с предложениями структурных подразделений администрации области, органов местного самоуправления городов и районов области, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, индивидуальных предпринимателей и малых предприятий; анализа результатов реализации предыдущих программ государственной поддержки малого предпринимательства при соблюдении государственных интересов Пермской области и соблюдении требований действующего законодательства.

При формировании плана основных мероприятий Программы учтены: потребности муниципалитетов в консультационном и методическом сопровождении создания необходимых нормативных актов на их территориях, точечной финансовой поддержке приоритетных мероприятий межрайонных и муниципальных программ , создании базовых модельных объектов инфраструктуры;

потребности отдельных отраслей экономики области в расширении использования возможностей малого предпринимательства при решении важных отраслевых задач;

потребности органов государственной и муниципальной власти и управления разных уровней в обеспечении мониторинга и экономического анализа развития малого предпринимательства.

Реализация Программы позволит разрешить первоочередные проблемы малого предпринимательства области. В то же время возможности Программы ограничены необходимостью совершенствования федерального законодательства, самостоятельностью органов местного самоуправления, напряженностью бюджета и требованиями к первоочередным выплатам государства.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Анализ социально-экономического развития Пермской области

В 1997 году развитие экономики Пермской области обеспечило стабилизацию и рост многих макроэкономических показателей. Основным достижением прошедшего года является преодолении кризисного периода и начало роста по основным направлениям социально-экономического развития, в том числе в базовых отраслях народного хозяйства области. Индекс физического объема (ИФО) произведенной продукции по всей промышленности составил 107% к уровню прошлого года. Это наилучший результат на Урале.

С ростом к прошлому году работали предприятия газовой, химической и нефтехимической отраслей, лесной, пищевой промышленности, цветной металлургии, машиностроения и металлообработки.

Увеличение ИФО производства к соответствующему периоду прошлого года наблюдалось в 30 городах и районах области.

Валовая продукция сельского хозяйства области в сопоставимых ценах увеличилась по сравнению с 1996 года на 3%. При этом производство зерна увеличилось на 12,7%.

Общий объем инвестиций в основной капитал, направленных в минувшем году на социально-экономическое развитие области, составил (по оценке) 7 млрд. руб.

Более 80% всех инвестиций использовано на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов.

Ежемесячные денежные доходы на душу населения составили в 1997 году 940 руб. и увеличились по сравнению с 1996 годом на 29% при росте потребительских цен на 15%. В результате рост реальных доходов достиг 12%.

Значительное увеличение денежных доходов населения способствовало росту объемов товарооборота. За год продажа потребительских товаров увеличилась в сопоставимых ценах на 9,8%.

Таким образом, социально-экономическое развитие Пермской области в 1997 году характеризовалось формированием факторов, способных оказать позитивное воздействие на динамику экономического роста.

Анализ развития малого предпринимательства в Пермской области

На территории Пермской области, по экспертным оценкам, действует около 20 тысяч малых предприятий и 78 тысяч индивидуальных предпринимателей. В среднем на 1000 жителей Пермской области приходится 7 малых предприятий и 26 индивидуальных предпринимателей. В малом предпринимательстве занято около 20% экономически активного населения области.

Наибольшее количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сосредоточено в Перми, Березниках, Чайковском, Краснокамске, Лысьве, Соликамске, Нытвенском, Октябрьском и Чернушинском районах (см. табл. 1).

В настоящее время в Пермской области насчитывается около 50 тысяч безработных граждан. Наиболее критическая ситуация с безработицей (уровень безработицы свыше 10%) наблюдается в Оханском, Гремячинском и Чердынском районах. По данным администрации области, эти районы относятся к районам с наиболее низким уровнем развития малого предпринимательства. В то же время в городах и районах, где развитию малого предпринимательства уделяется особое значение (например, Березники, Чайковский, Чусовой, Кунгур, Соликамск), уровень безработицы составляет менее 5%.

Выборочным обследованием Пермского областного комитета государственной статистики было охвачено 9 148 малых предприятий, на которых в январе-июне 1997 года было занято 117,8 тыс. чел., из них 84,5% работают на постоянной основе. В течение соответствующего периода 1996 года на постоянной основе было занято 82,9% работников малых предприятий. В целом, среднесписочная численность работников малых предприятий (без совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) в первом полугодии 1997 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросла на 2%. В то же время в первом полугодии 1996 года по сравнению с соответствующим периодом 1995 года темпы роста среднесписочной численности работников составили 122%. Приведенные данные свидетельствуют о замедлении темпов роста численности работников малых предприятий и сокращении численности работающих в расчете на одно малое предприятие. Данный факт ,с одной стороны, характеризует рост эффективности деятельности малых предприятий, с другой стороны, обозначает стремление субъектов малого предпринимательства уменьшить налоговые платежи и отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды.

Таблица 1

Основные показатели развития малого предпринимательства
в ряде городов и районов Пермской области

-------------------------------------------------------------------------+
Города и районы  ¦Количество малых ¦Количество индиви- ¦Число работающих ¦
Пермской области ¦предприятий, ед. ¦дуальных предприни-¦на малых предприя¦
                 ¦                 ¦мателей, чел.      ¦тиях, чел.       ¦
-----------------+-----------------+-------------------+-----------------¦
                 ¦                 ¦                   ¦                 ¦
Березники        ¦     450         ¦     3000          ¦     6970        ¦
Добрянка         ¦     173         ¦     1850          ¦     2500        ¦
Краснокамск      ¦      70         ¦     3550          ¦     1170        ¦
Лысьва           ¦     215         ¦     3400          ¦     2375        ¦
Пермь            ¦    6304         ¦    47541          ¦    60900        ¦
Соликамск        ¦     230         ¦     1800          ¦     2660        ¦
Чайковский       ¦     274         ¦     3402          ¦     2672        ¦
Чусовой          ¦     226         ¦     1034          ¦     4200        ¦
Горнозаводский   ¦                 ¦                   ¦                 ¦
район            ¦     182         ¦      587          ¦      895        ¦
Карагайский      ¦                 ¦                   ¦                 ¦
район            ¦     116         ¦      362          ¦      500        ¦
Кунгурский район ¦     105         ¦      400          ¦      750        ¦
Нытвенский район ¦     190         ¦     1800          ¦     1100        ¦
Октябрьский район¦     232         ¦      380          ¦      590        ¦
Пермский район   ¦      97         ¦     1964          ¦     2300        ¦
Чернушинский     ¦                 ¦                   ¦                 ¦
район            ¦     128         ¦     1500          ¦     2500        ¦
-------------------------------------------------------------------------+

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»