• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


ЗАКОН

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


О науке и научно-технической политике
в Пермской области

(с изменениями на 29 декабря 2003 года)
_______________________________________
Документ утратил силу с 20 апреля 2008 года на основании
Закона Пермского края от 02 апреля 2008 года N 220-ПК
_______________________________________

___________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермской области от 29 декабря 2003 года № 1160-235.
___________________________________________________________________



Принят
Законодательным Собранием
Пермской области
24 апреля 1998 года



Настоящий Закон содержит правовые, организационные, экономические и социальные нормы и гарантии, регулирующие отношения субъектов научной и научно-технической деятельности между собой, с органами государственной законодательной и исполнительной власти (далее - органы государственной власти) Пермской области, юридическими и физическими лицами.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Правовые основы Закона

Правовую основу настоящего Закона составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", федеральные и областные нормативные правовые акты в сфере науки и научно-технической политики.

Статья 2. Предмет и сфера действия Закона

1. Предметом действия Закона выступают отношения, возникающие между органами государственной власти Пермской области и субъектами (участниками) научной и научно-технической деятельности, между участниками этих видов деятельности, а также отношения между участниками научной и научно-технической деятельности и потребителями научной продукции (работ, услуг).

2. В случае, если федеральным законом и международным договором Российской Федерации в сфере науки и научно-технической политики предусмотрены иные правила, чем в настоящем Законе, то применяются правила федерального закона и международного договора.

Статья 3. Общие положения о субъектах научной и научно-технической деятельности и понятия, применяемые в Законе


Субъектами научной и научно-технической деятельности являются физические лица (граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, лица без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации, занимающиеся научной деятельностью) и юридические лица при условии, если научная и научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Сфера науки и научно-технической деятельности - сфера профессионального взаимодействия субъектов научной и научно-технической деятельности, органов государственной власти и потребителей научной продукции (работ, услуг).

Статья 4. Основные цели Закона

Основными целями настоящего Закона являются:

закрепление существующих и создание правовых норм и гарантий для научной и научно-технической деятельности и использования ее результатов в материальном производстве и социальной жизни области;

предоставление гарантий невмешательства в творческий процесс и академических свобод ученых;

определение основных положений региональной научно-технической политики;

формирование организационных форм, механизмов управления и финансирования научной и научно-технической деятельности;

определение прав, обязанностей и ответственности субъектов научно-технической политики, субъектов научной и научно-технической деятельности;

создание условий для динамичного социально-экономического развития научно-образовательной базы, подготовки высококвалифицированных научных кадров.

Статья 5. Основные цели и задачи региональной научно-технической политики Пермской области


1. Основными целями региональной научно-технической политики Пермской области являются:

сохранение, развитие и эффективное использование научно-технического и научно-образовательного комплексов для социально-экономического развития региона, повышения уровня жизни населения области, улучшения состояния окружающей природной среды;

создание регионального механизма инвестирования в наукоемкие технологии для подъема производства;

создание экономических условий, стимулов и механизмов работы хозяйственного комплекса области для выпуска конкурентоспособной продукции на основе научных достижений;

усиление экономической самостоятельности области путем использования технологий двойного применения и конверсии;

создание экономических условий для обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия.

2. Региональная научно-техническая политика имеет следующие основные задачи:

реализация на территории Пермской области региональной составляющей государственной научно-технической политики;

привлечение научного сообщества к решению приоритетных для Пермской области проблем на базе научно- технических разработок, способствующих развитию региона;

привлечение дополнительных российских и зарубежных инвестиций и развитие инновационной деятельности;

содействие разработке и освоению конкурентоспособной наукоемкой продукции;

содействие сохранению и развитию научного потенциала области, привлечению молодежи в сферу науки, интеграции научной деятельности и образования, а также распространению и практической реализации научных достижений;

развитие и поддержка межрегиональных связей и международного сотрудничества в сфере научной деятельности;

социальная поддержка научных и научно-технических работников, экономическое стимулирование их труда.

Статья 6. Формирование региональной научно-технической политики Пермской области


1. Основные направления региональной научно-технической политики утверждаются Законодательным Собранием Пермской области на долгосрочный период (10 лет) и содержат: оценку текущего состояния и развития науки и техники в интересах области и их влияния на решение социально-экономических, экологических и иных проблем области; перечень основных направлений региональной научно-технической политики; обоснование приоритетных направлений научной деятельности; объем финансирования и механизм поддержки научных программ и проектов; рекомендации по совершенствованию правового, финансового, материально-технического и иного обеспечения научной деятельности.

2. Принятые основные направления региональной научно-технической политики передаются в органы государственной власти Российской Федерации для включения в основные направления научно-технической политики Российской Федерации.

3. Приоритетные направления научной и научно-технической деятельности в Пермской области определяются на основании концепции комплексного социально-экономического развития Пермской области и формируются ежегодно администрацией области.

Статья 7. Аттестация и аккредитация субъектов научной и научно-технической деятельности


На территории Пермской области действуют единые государственные квалификационные требования к научным работникам и единая процедура государственной аттестации научных работников, утвержденные Правительством Российской Федерации. Аккредитация научных организаций на территории Пермской области осуществляется в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации. Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее 70 процентов общего объема работ и уставом которой предусмотрен учёный совет.

Раздел II. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


Статья 8. Компетенция Законодательного Собрания Пермской области


Законодательное Собрание в области управления наукой и научно-технической деятельностью: осуществляет законодательное и нормативное регулирование научной и научно-технической деятельности и региональной научно- технической политики; утверждает основные направления региональной научно-технической политики и приоритетные направления научной и научно-технической деятельности; утверждает областной бюджет в части средств, направляемых на научную и научно-техническую деятельность; устанавливает налоговые и иные льготы субъектам научной и научно- технической деятельности и порядок их предоставления; осуществляет контроль за исполнением бюджета в части средств, предусматриваемых на научную и научно-техническую деятельность; создает областной фонд поддержки науки и высшего образования, другие фонды научного, научно-технического и технологического развития, включая инновационные; осуществляет иные полномочия, не отнесенные федеральными законами к ведению органов государственной власти Российской Федерации.

Статья 9. Компетенция администрации Пермской области

Администрация в области управления наукой и научно-технической деятельностью: разрабатывает основные положения региональной научно-технической политики, приоритетные направления научной и научно-технической деятельности в Пермской области; обеспечивает эффективное использование и развитие научно-технического потенциала области; разрабатывает и реализует экономический механизм региональной научно-технической политики; обеспечивает формирование, финансирование и экспертизу региональных научно-технических программ; в установленном порядке осуществляет управление собственностью субъектов научной и научно-технической деятельности, включая их создание, реорганизацию и ликвидацию, контроль за управлением собственностью государственных научных организаций и учреждений, переданных в управление Пермской области; поддерживает информационную систему в сфере науки и образования; осуществляет иные полномочия, не отнесенные федеральными законами к ведению органов государственной власти Российской Федерации.

Статья 10. Формы и методы государственного регулирования научной и научно-технической деятельности


Государственное регулирование научной и научно-технической деятельности, проведение научно-технической политики органами, государственной власти Пермской области в пределах их компетенции осуществляется путем:

бюджетного финансирования научной и научно-технической деятельности;

предоставления финансовой помощи в форме целевого бюджетного финансирования; контроля за соблюдением государственных норм и стандартов;

антимонопольных мер;

организации экспертизы;

прямых инвестиций и содействия инновационной деятельности.

Статья 11. Органы управления научной и научно-технической деятельностью


На территории Пермской области действуют государственные федеральные и областной органы управления научной и научно-технической деятельностью. Областным органом управления научной деятельностью является администрация области в лице департамента образования и науки.

Статья 12. Правовые отношения по созданию, передаче и использованию научной и научно-технической продукции


1. Создание, передача и использование научной и научно-технической продукции, а также оказание научных, научно- технических, инженерно-консультационных и иных услуг, оформляются договорами (контрактами) между субъектом научной и научно-технической деятельности и заказчиком или иными потребителями научной и научно-технической продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Проведение исследований по заказу органов государственной власти Пермской области совместно несколькими субъектами научной и научно-технической деятельности или с привлечением иных организаций оформляется договорами о совместной научной деятельности, распределении прибыли и другими договорами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Администрация области вправе устанавливать для аккредитованных субъектов научной и научно-технической деятельности государственный заказ на выполнение научных исследований и опытно-конструкторских работ.

4. Условия владения, пользования и распоряжения научными результатами на любой стадии исследования определяются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Пермской области и договорами (контрактами) сторон.

Раздел III. РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


Статья 13. Региональные научно-технические программы

1. Важнейшим механизмом реализации научно-технической политики Пермской области являются региональные перспективные и текущие научно-технические программы, выполняемые на конкурсной основе.

2. Региональные научно-технические программы, формируемые на базе основных направлений региональной научно-технической политики и на основе приоритетных направлений и прогнозов развития науки и техники с учетом результатов анализа экономического и экологического состояния области и внешнеэкономических условий, увязываются с региональной промышленной и экономической политикой.

3. Перспективные научно-технические программы, принимаемые на срок до 5 лет, имеют целевую ориентацию на

- обеспечение условий для сохранения и развития наиболее продуктивной части региональной науки и системы подготовки научных кадров;

- определение приоритетных направлений в научно-технической сфере и концентрацию на них имеющихся ресурсов;

- создание технологической базы перехода на путь экономического роста и повышения качества жизни населения;

- формирование регионального государственного заказа на научные исследования, выполняемые на контрактной, конкурсной основе.

Текущие программы разрабатываются на один год с уточнением распределения средств по направлениям и определением принципа паритетного финансирования.

4. Условия разработки перспективных и текущих программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ фундаментального и прикладного характера, проведение их анализа и независимой экспертизы, порядок заключения договоров на выполнение конкретных научных проектов, входящих в программы, контроль выполнения договоров и внедрения полученных результатов определяются нормативными правовыми актами губернатора области.

Статья 14. Гарантии приоритетности научной и научно-технической деятельности


1. Основой гарантий приоритетности научной деятельности в Пермской области являются: предоставление налоговых и иных льгот научным и научно-техническим организациям, учреждениям, предприятиям и коллективам; создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего привлечению средств из разных источников для финансирования научной деятельности в области;

поддержка и регулирование инновационной деятельности; формирование научных фондов;

установление областных именных премий и стипендий для поддержки аспирантов, докторантов и научных работников;

информационная поддержка;

организация выставок, ярмарок, конкурсов;

реклама и публикация научных разработок ученых области.

2. Имущество, находящееся в государственной областной собственности, включая производственные площади, сдается аккредитованным в области научным организациям в аренду с понижающим коэффициентом в установленном порядке.

Статья 15. Содействие фундаментальным исследованиям

1. Органы государственной власти области содействуют развитию фундаментальных исследований. Для этого они: поддерживают научную деятельность организаций Российской академии наук, вузов, отраслевых академий, государственных научных центров и организаций по приоритетным направлениям региональных научно-технических программ путем финансирования исследований регионального значения из средств бюджета Пермской области, регионального фонда поддержки научной деятельности и других источников; финансирует региональные программы по поддержке и развитию материально-технической базы государственных научных и научно-технических организаций.

2. Администрация области способствует организации и деятельности на территории области общественных академий наук и других профессиональных объединений научных работников, привлекая их на конкурсной основе к выполнению программ и проектов, проведению независимой экспертизы и т.п.

Статья 16. Интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности


1. Интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности осуществляется на основе участия профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов вузов Пермской области в научных исследованиях и экспериментальных разработках и привлечения высококвалифицированных научных работников к преподавательской деятельности.

2. Приоритетными направлениями в интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности считать: поиск, отбор и целенаправленную подготовку молодежи к научной деятельности путем привлечения студентов и молодых ученых к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях, оказание им государственной поддержки на основе специальных образовательных программ; создание банка данных инновационных проектов; участие в выполнении межотраслевых научных исследований и проектов; издание учебников и учебных пособий для студентов и научных сотрудников, методических рекомендаций на основе новейших достижений науки и педагогики.

3. В Пермской области могут устанавливаться за счет средств областного бюджета областные премии имени выдающихся ученых Прикамья. Порядок установления и присуждения областных премий определяется нормативными правовыми актами области.

4. В целях государственной поддержки наиболее одаренных аспирантов, докторантов и научных работников за счет средств областного бюджета могут устанавливаться областные стипендии. Порядок установления и присуждения областных стипендий определяется нормативными правовыми актами области.

Статья 17. Поддержка конкуренции и предпринимательства в сфере науки и научно-технической деятельности


1. Государственные органы Пермской области поощряют появление и деятельность разных научных школ, осуществляют меры по развитию рынков научной и научно-технической продукции, инновационного предпринимательства, его инфраструктуры.

2. Государственные органы власти Пермской области поддерживают создание разнообразных, в том числе и малых, форм научной и научно-технической деятельности путем целенаправленной кредитно-финансовой, ценовой, налоговой и антимонопольной политики.

Статья 18. Информационное обеспечение научной и научно-технической деятельности

1. Администрация Пермской области содействует созданию информационной инфраструктуры в сфере науки и научно-технической деятельности, формированию областных информационных фондов и систем в сфере науки, изданию научной и научно-технической продукции и приобретению печатных изданий о научных и научно-технических результатах за пределами Пермской области и Российской Федерации, гарантирует субъектам научной и научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение.

2. Аккредитованные субъекты научной и научно-технической деятельности и научные работники имеют право на информационную поддержку органов государственной власти Пермской области в виде бесплатной передачи информации, накопленной на средства областного бюджета, или с оплатой по ценам, не превышающим ее себестоимость. Полученная на этих условиях информация может использоваться только для научных целей.

3. Субъекты научной и научно-технической деятельности имеют право на обмен имеющейся у них информации, если она не содержит сведений, представляющих государственную, служебную или коммерческую тайну.

4. Ограничения на получение информации и обмен ею накладываются только на основании законодательства Российской Федерации.

Статья 19. Организация и проведение экспертизы в научной и научно-технической деятельности


1. Органы государственной власти Пермской области организуют проведение экспертизы научных и научно- технических программ и проектов, финансируемых за счет областного бюджета. Для этого они могут привлекать в качестве независимых экспертов научные и иные организации, научных сотрудников, специалистов при условии, что те не являются разработчиками данных программ и проектов и не имеют личной заинтересованности в ее результатах.

2. Порядок, объем и характер экспертизы определяется администрацией Пермской области.

3. Обязательная экспертиза проводится при:

выборе приоритетных направлений региональной научно-технической политики, приоритетов развития науки и техники в Пермской области;

формировании областных научных и научно-технических программ и проектов;

проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах;

оценке безопасности проведения исследований;

оценке завершенных научных и научно-технических разработок, вы полняемых по заказу органов государственной власти Пермской области;

принятии решений о внедрении полученных результатов.

4. По результатам проведенных экспертиз администрация Пермской области при необходимости заблаговременно информирует население о безопасности, в том числе экологической, об экономической и о социальной значимости мероприятий, проводимых в соответствии с программами и проектами, а также создаваемых производств и объектов, использующих результаты научной деятельности.

Раздел IV. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 20. Организация финансирования научной и научно-технической деятельности


1. Финансирование научной и научно-технической деятельности основывается на множественности источников финансирования и его целевой ориентации и осуществляется из федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов, за счет внебюджетных источников (собственных и привлеченных средств предприятий, банков и других хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), из иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
______________________________________________________
Действие пункта 2. приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 года (в части определения средств на науку - не менее 0,5% от объема доходов консолидированного бюджета) на основании Закона Пермской области от 29 декабря 2003 года № 1160-235
______________________________________________________

2. Финансирование научной и научно-технической деятельности из областного бюджета производится согласно основным направлениям региональной научно-технической политики Пермской области в размере не менее 0,5 % консолидированного бюджета области, в том числе на возвратной основе. Конкретный объем финансирования определяется ежегодно при утверждении бюджета области.

3. На территории области могут создаваться следующие фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности:

- государственный - за счет средств областного бюджета;

- внебюджетный - из отчислений, относимых на себестоимость производимой организациями продукции;

- международный - за счет средств иностранных представителей;

- благотворительный, создаваемый на безвозмездной основе;

- и иные фонды.

4. Контроль расходования средств, выделенных из областного бюджета на научную и научно-техническую деятельность, осуществляют Законодательное Собрание и администрация Пермской области.

Статья 21. Финансирование подготовки кадров
научной и научно-технической деятельности


1. Подготовка, повышение квалификации и переподготовка научных кадров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и поддерживается органами государственной власти Пермской области.

2. Пермская область осуществляет целевое финансирование региональных программ подготовки, переподготовки и индивидуальной поддержки высококвалифицированных научных кадров в интересах развития области.

Раздел V. МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Раздел V. МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Статья 22. Правовые основы международного и межрегионального
сотрудничества и внешнеэкономической деятельности


1. Органы государственной власти Пермской области создают правовые, экономические, материальные, организационные и другие условия для наиболее эффективного международного и межрегионального сотрудничества субъектов научной и научно-технической деятельности, поддерживают свободные контакты научных организаций, научных работников и специалистов области с международным сообществом со странами СНГ, учитывая высокую интеграцию научных организаций и научных работников области с этими странами.

2. Научные работники имеют право заключать контракты с зарубежными организациями на работу за границей, выезжать за рубеж для участия в конференциях, симпозиумах, встречах, в совместных научных исследованиях и других мероприятиях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Ограничение форм и методов международного сотрудничества для субъектов научной и научно-технической деятельности допускается только в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. На территории Пермской области в установленном законом порядке могут создаваться совместные научные организации и фонды с участием иностранных представителей.

5. Международные и зарубежные научные и благотворительные фонды, финансирующие научную и научно- техническую деятельность через открытые конкурсы заявок, проектов или программ, пользуются равными правами с российскими фондами, действующими на территории Пермской области в установленном законом порядке.

6. Международное сотрудничество в сфере научной и научно-технической деятельности и подготовке или переподготовке кадров осуществляется на основе межправительственных соглашений, договоров между отдельными регионами стран-участниц международного сотрудничества, а также по прямым договорам за счет средств, перечисляемых юридическими и физическими лицами или на компенсационной основе.

РАЗДЕЛ VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Пермской области
Г.В. Игумнов


от 14 мая 1998 года
№ 96-2

О науке и научно-технической политике в Пермской области (с изменениями на 29 декабря 2003 года) (утратило силу 20 апреля 2008 года)

Название документа: О науке и научно-технической политике в Пермской области (с изменениями на 29 декабря 2003 года) (утратило силу 20 апреля 2008 года)

Номер документа: 96-2

Вид документа: Закон Пермской области

Принявший орган: Законодательное Собрание Пермской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Файл-рассылка из ИВЦ Администрации Пермской области.
Дата принятия: 14 мая 1998

Дата окончания действия: 20 апреля 2008
Дата редакции: 29 декабря 2003