Р Е Ш Е Н И Е

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

18.04.96                                                   N 454

Об областной Программе "Молодежь
Прикамья" на 1996-1997 годы


Обсудив проект Программы "Молодежь Прикамья" на 1996-1997 годы, Законодательное Собрание Пермской области Р Е Ш А Е Т:

1. Утвердить областную Программу "Молодежь Прикамья" на 1996-1997 годы (прилагается).

2. Решение вступает в силу с момента его официального опубликования.

Губернатор
Пермской области                                         Г.В.Игумнов

Приложение
к решению Законодательного
Собрания Пермской области
от 18.04.96  N 454


ОБЛАСТНАЯ  ПРОГРАММА
"МОЛОДЕЖЬ  ПРИКАМЬЯ"

Введение

Программа разработана в соответствии с федеральной программой "Молодежь России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.94 N 1279.

Характеристика проблемы

В Пермской области молодежь в возрасте от 15 до 29 лет составляет 22,7% (703808 человек), что составляет в настоящее время около 40% всего трудоспособного населения области.

Основными проблемами, характерными для молодежи Пермской области, являются:

ухудшение материального положения молодежи, в группу малообеспеченных (не считая школьников) попали учащиеся ПТУ, студенты техникумов и вузов, молодежь сельских районов. Согласно опросу 50% молодежи "денег обычно не хватает" или "хватает только на питание", 43% "хватает только на самое необходимое", только 4,5% живут в свое удовольствие. За чертой официального прожиточного минимума находится 69% молодых семей;

отсутствие информации о правах и возможностях отмечает 75% молодежи;

первоочередному увольнению при сокращении рабочих мест на предприятиях всех форм собственности, как правило, подлежат женщины и молодежь. Среди общего числа безработных 37% молодежи. Резко обострилась ситуация с трудоустройством выпускников всех форм обучения, особенно окончивших высшие и средние учебные заведения;

жильем молодежь обеспечена в 2 раза хуже, чем в среднем по республике. По статистическим данным Госкомстата России, 43% молодых людей имеют комнату в квартире родителей, 20% - муниципальную квартиру, 2% - кооперативную, 5% - комнату в коммуналке, 6% - свой дом, 6% живут в общей комнате с родителями, остальные - в общежитии;

в системе ценностей призывников патриотизм и гражданственность занимают последние места. По данным опроса в Приволжском округе, 70% призывников не желают служить, 36% - хотят покинуть Родину, каждый второй считает, что такие понятия, как "воинская честь" и "воинская доблесть" ушли в прошлое и лишены смысла;

всего около 14% детей практически здоровы, 50% имеют отклонения в здоровье, 20% - хронически больны;

число разводов приближается к 50% из-за распада семей, тысячи детей остаются с одним из родителей. В области смертность превысила рождаемость. По данным социологического исследования "Молодежь и наше время", только 13% из опрошенных молодых семей хотели бы иметь ребенка в ближайшие 5-10 лет.

Продолжается рост преступности среди молодежи и несовершеннолетних. За 7 месяцев 1995 года рост числа правонарушений составил 8,9%, до 7,1% преступлений совершается в группах, растет рецидив. Большинство из совершивших преступления не работает и не учится.

Пьянство и наркомания начинают превращаться во всеобщее зло. Если в 1994 г. среди несовершеннолетних было зарегистрировано 99 наркоманов, то в 1995 г.- уже 302 за 1-е полугодие, а токсикоманов соответственно 315 и 698.

Резко упала политическая активность молодежи, растет социальная апатия.

В ходе опросов установлено, что молодежь перестает стремиться к духовному, творческому, спортивному развитию, появляется стремление к использованию алкоголя, наркотиков, чтобы как-то компенсировать эмоциональные нагрузки, связанные с сегодняшней социально-экономической ситуацией. К сожалению, в области наметилась тенденция на сокращение расходов, связанных с деятельностью культурно-досуговых, спортивных, творческих служб. Все это в сочетании с ростом уровня безработицы, снижением материальных доходов может привести к всплескам негативных явлений в молодежной среде.

В настоящее время в области около 35 зарегистрированных молодежных и детских организаций, осуществляющих социальные программы и остро нуждающихся в государственной поддержке.

Подходы к формированию программы

Структура программы формировалась на основе статистических данных и результатах социологических исследований;

в программу не вошли мероприятия, относящиеся к области государственной молодежной политики, если они включены в иные программы ("Дети Прикамья", образования, занятости и т.п.);

предусмотренные программой мероприятия осуществляются городами и районами области;

на уровне области должны быть сформированы правовые механизмы реализации программы, основы кадрового и методического обеспечения;

планируемые на реализацию программы средства областного бюджета выступают как стимулирующий фактор государственной молодежной политики, проводимой территориями, изыскивающими для этого как бюджетные, так и внебюджетные средства;

реализация программы предусматривает участие молодежных организаций.

Цели и задачи областной программы "Молодежь Прикамья"

Целью программы является создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики на территории области.

В этой связи программа предусматривает решение следующих задач:

обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере творческого гармоничного развития, предпринимательства, международного сотрудничества;

содействие в решении проблем занятости молодежи, жилищной проблемы молодых семей и социально-ущемленных категорий молодых граждан;

внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ.

В программе "Молодежь Прикамья" предусмотрены следующие виды подпрограмм:

1 Создание системы информационного обеспечения молодежи.

2 Пути решения жилищной проблемы молодежи.

3 Поддержка молодой семьи.

4 Поддержка молодежного предпринимательства.

5 Решение вопросов занятости молодежи.

6 Развитие гражданственности и патриотизма у российской молодежи.

7 Поддержка талантливой молодежи.

8 Развитие художественного творчества молодежи.

9 Развитие массовой физической культуры и спорта среди детей и молодежи.

10 Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи.

11 Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха.

12 Международное молодежное сотрудничество.

13 Система подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью.

14 Государственная поддержка деятельности детских и молодежных объединений.

15 Система контроля за реализацией программы.

1 Создание системы информационного обеспечения молодежи

Формирование государственной молодежной политики предусматривает создание системы информационного обеспечения молодежи, которая позволит обеспечить сбор, оперативную обработку и анализ информации о состоянии в молодежной среде, потребностях, интересах и ценностных ориентирах молодежи.

Механизм реализации (приложение 1).

Структура информационной сети формируется как 2-уровневая в соответствии с распределением по зонам действия и объемам баз данных.

Первый уровень - областной центр информации, который обеспечивает сбор, хранение, анализ, обработку и прием информации, а также связь с федеральным центром; создание условий для получения каждым молодым человеком бесплатно информации о правах и способах решения его проблем.

Областной центр - центральное звено системы центров.

Второй уровень - центры информации и документации в территориях. Эти центры осуществляют сбор, хранение и обработку информации и в пределах района, города ведут прием и передают информацию непосредственно потребителям, осуществляют прием и консультирование молодежи.

Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществлять за счет следующих источников:

средств областного бюджета в рамках финансирования программы (затраты на разработку методических документов, программного обеспечения, разработку и внедрение систем статистической отчетности, сбора и корректировки баз данных, техническое обеспечение и формирование баз областного центра, подготовку и переподготовку специалистов и персонала системных центров информации и документации, материально-техническое оснащение центров в информации, организационное оформление системы информационного обеспечения молодежи);

бюджетов территорий (затраты на обучение специалистов, техническое оснащение центров, аренду и оборудование помещений, подключение и аренду информационных и компьютерных сетей, разработку и внедрение систем сбора, пополнения и корректировки баз данных, обслуживание абонентов и систем взаимодействия с потребителями, формирование территориальных баз данных и справочно-информационных фондов.

Социальный эффект реализации данного направления: удовлетворение потребности молодежи в информации, необходимой ей для социальной защищенности в период гражданского становления.

2 Пути решения жилищной проблемы молодежи

Механизм реализации (приложение 2). Базовой основой улучшения жилищных условий молодых семей является создание финансово-кредитного механизма работающего в настоящих условиях.

Предусматриваются 2 основные системы финансирования жилья для молодежи:

кредитование жилищного строительства путем использования ценных бумаг и долговых обязательств (облигаций, векселей, сертификатов и т.д.);

ипотечное кредитование на гарантиях и поддержке со стороны государства.

Финансово-экономическое обеспечение реализации данного направления программы предусмотрено осуществить за счет следующих источников финансирования:

средств федерального бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем военнослужащих, лиц, уволенных из Вооруженных Сил, пострадавших от чернобыльской катастрофы, очередников инвалидов и других, имеющих право жилищных условий на льготных условиях;

средств областного бюджета;

средств территорий;

средств внебюджетных фондов;

средств предприятий и организаций всех форм собственности, привлекаемые для строительства жилья;

средств молодежи, приобретающей жилье на льготных условиях по договорным ценам, единовременно или в рассрочку;

поступлений от свободной или аукционной продажи жилья;

государственных кредитов и кредитов коммерческих банков.

Социальный эффект:

улучшение демографической ситуации в области;

отработка рыночных финансово-кредитных механизмов и новых организационных форм строительства жилья применительно к молодым и малообеспеченным семьям;

внедрение ресурсосберегающих и экономических технологий и материалов.

3 Поддержка молодой семьи

Данное направление программы имеет целью поддержку молодой семьи, адаптацию ее в условиях рыночной экономики, улучшение ее нравственного и духовного состояния.

Механизм реализации (приложение 3) этого направления предусматривает:

создание условий, позволяющих оказывать поддержку молодым семьям с детьми;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»