Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 1994 года № 144


О начальном профессиональном
образовании в Пермской области

__________________________________________
Утратило силу с 28 июня 2002 года на основании:
указа губернатора Пермской области от 28 июня 2002 года № 131.
__________________________________________

Учреждения начального профессионального образования (профессионально-технические училища и профессиональные лицеи) выполняют важнейшую роль по подготовке и переподготовке работников квалифицированного труда, переобучению высвобождаемого и незанятого населения, социальной защите молодежи в условиях перехода к рыночным отношениям. В области сформировалась развитая сеть профессионально-технических учебных заведений.

Вместе с тем обозначилась тенденция недооценки некоторыми местными органами исполнительной власти, предприятиями и организациями значения и необходимости дальнейшего совершенствования начального профессионального образования и профессиональной подготовки.

Ухудшается состояние учебно-материальной базы. Наблюдается отток инженерно-педагогических кадров, что отрицательно влияет на эффективность работы, трудоустройство выпускников профессионально-технических училищ и профессиональных лицеев, способствует росту безработицы среди молодежи, обострению криминогенной обстановки.

Правительством Российской Федерации не разработаны положения о типах и видах образовательных учреждений, в том числе об учреждениях начального профессионального образования.

В целях сохранения целостности системы начального профессионального образования и ее дальнейшего совершенствования, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"

постановляю:

1. Главам администраций Коми-Пермяцкого автономного округа, городов и районов области:

1.1. Ежегодно рассматривать расчетные показатели по подготовке и переподготовке квалифицированных рабочих и служащих в учреждениях начального профессионального образования с учетом областной и районных (городских) потребностей с последующим их утверждением главным управлением образования.

1.2. Оказывать практическую помощь в укреплении учебно-производственной базы профессионально-техническим училищам и профессиональным лицеям с привлечением средств учреждений, предприятий, местного бюджета и фонда занятости.

1.3. Не допускать изъятия или изменения назначения зданий и сооружений профессионально-технических училищ и профессиональных лицеев, создание, реорганизацию, перепрофилирование и ликвидацию их без согласования с главным управлением образования.

2. Главному управлению образования совместно с областными комитетами по управлению имуществом, земельным ресурсам и землеустройству и администрациями городов и районов завершить в 1994 году закрепление объектов недвижимости, в том числе земельных участков за учреждениями начального профессионального образования, и определить их организационно- правовой статус.

3. Главному управлению образования:

3.1. Продолжить работу по координации с органами занятости, районными и городскими органами управления образованием объемов обучения выпускников общеобразовательных школ, получивших основное общее образование, в профессионально- технических училищах и профессиональных лицеях.

3.2. Продолжить работу по изменению профиля и специализаций профессионально-технических училищ и профессиональных лицеев, сроков обучения учащихся, содержания образования в соответствии со спросом на рынке труда и по предложениям служб занятости, районных, городских органов управления образованием.

3.3. Совместно с администрациями городов и районов области организовать на договорной основе на базе школ, ПТУ, УПК учебно-производственные комплексы для выпускников профессионально-технических училищ и профессиональных лицеев, а также старшеклассников школ для получения рабочих мест до их трудоустройства или призыва в Вооруженные Силы России.

3.4. Создавать на базе ПТУ и лицеев в необходимых случаях условия для получения профессиональной подготовки молодежи, не имеющей основного общего образования.

3.5. Сформировать совместно с областным управлением сельского хозяйства и продовольствия сеть учебно-консультационных пунктов для фермеров.

3.6. Обеспечить условия для расширения профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения на базе действующих профессионально-технических училищ и профессиональных лицеев по договорам со службой занятости.

3.7. Совместно с заинтересованными учреждениями и организациями в течение 1994 года разработать целевую комплексную программу развития начального профессионального образования.

4. Утвердить Временное положение об учреждении начального профессионального образования в Пермской области (прилагается) и считать его действующим до выхода соответствующего федерального положения.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области Боева В.С.

Глава администрации
Пермской области
Б.Ю. Кузнецов



Приложение
к постановлению главы администрации Пермской области
от 30 мая 1994 года № 144


ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об учреждении начального профессионального образования
в Пермской области


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Учреждение начального профессионального образования в Пермской области является государственным, муниципальным или негосударственным образовательным учреждением и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Советом Министров - Правительством Российской Федерации.

1.2. Главной задачей учреждения начального профессионального образования является создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

1.3. Начальное профессиональное образование может быть получено в учреждениях начального профессионального образования следующих видов:

профессионально-техническое училище;

профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования;

учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования.

Профессионально-техническое училище (строительное, швейное, электротехническое, сельское и т.п.) реализует образовательные программы начального профессионального образования, обеспечивающие приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессионально-техническое училище является основным видом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих. На базе профессионально-технического училища может осуществляться разработка и внедрение передовых методик в области начального профессионального образования по соответствующему профилю подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающих высоких уровень профессионального образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих запросы личности и производства.

Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.), в котором реализуются интегрированные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, обеспечивающие приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего профессионального образования. Данный вид учреждения начального профессионального образования является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающие подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

1.4. Учреждения начального профессионального образования по договорам с органами по труду и службами занятости, предприятиями, учреждениями, фирмами и другими организациями могут осуществлять профессиональную подготовку, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися трудовых навыков выполнения определенной работы или группы работ и не сопровождается повышением образовательного уровня.

При учреждении начального профессионального образования могут быть организованы курсы (группы) профессиональной подготовки отдельных лиц за счет их средств или средств предприятий, учреждений, фирм и других организаций, направивших их на обучение.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих (служащих), а также граждан, не занятых в народном хозяйстве, и высвобождаемых работников осуществляется по дневной, вечерней (сменной) формам обучения, с отрывом и без отрыва от производства.

1.5. Учреждение начального профессионального образования создается учредителем по собственной инициативе, регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами местного самоуправления в заявительном порядке и с момента регистрации является юридическим лицом в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием без изображения Государственного герба Российской Федерации.

1.6. Учреждение начального профессионального образования получает право на образовательную деятельность и льготы, предоставленные законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему главным управлением образования лицензии (разрешения), в которой фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся и срок ее действия.

1.7. Лицензия может быть изъята у учреждения начального профессионального образования главным управлением образования, выдавшим ее, в случае нарушения требований и нормативов, содержащихся в лицензии.

1.8. Учреждение начального профессионального образования получает право на выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного финансирования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации после государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством (вступает в силу по мере развертывания государственной аттестационной службы).

1.9. Аттестация учреждения начального профессионального образования проводится по его заявлению государственной аттестационной службой в установленном порядке один раз в пять лет.

Учреждение начального профессионального образования может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.

1.10. В учреждении начального профессионального образования могут создаваться вечерние (сменные) отделения (группы), а также филиалы, которые проходят регистрацию по месту нахождения, лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации.

1.11. Учреждения начального профессионального образования могут образовывать ассоциации, комплексы, союзы и иные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций в целях развития и совершенствования образования.

1.12. Государственное, муниципальное учреждение начального профессионального образования может быть реорганизовано, перепрофилировано, ликвидировано по решению учредителя.

1.13. Передача государственных учреждений начального профессионального образования в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.

1.14. Учреждение начального профессионального образования разрабатывает на основе Закона Российской Федерации "Об образовании" и настоящего Временного положения свой Устав.

II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Содержание образования и организация образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования регламентируется учебными планами, программами, графиком учебного процесса, расписанием занятий, разрабатываемыми учебным заведением самостоятельно с учетом содержания примерных учебных планов, программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов и рекомендуемых Министерством образования.

Образовательный процесс включает теоретическое обучение, производственное обучение, производственную практику, воспитательную работу с обучающимися.

2.2. Учебная нагрузка обучающихся не должна превышать 36 часов в неделю. Время работы на производственной практике не должно превышать продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде для соответствующих категорий работников. Общая продолжительность каникул составляет 11 недель в год при сроке обучения более одного года. Продолжительность уроков по теоретическому и производственному обучению, длительность перемен, режим занятий определяются Уставом образовательного учреждения.

2.3. Производственное обучение осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах учреждений начального профессионального образования, а также в цехах предприятий, на учебных участках, полях, фермах, строительных и других объектах.

Производственная практика, как правило, проводится на предприятиях, в организациях, колхозах, совхозах, фермерских хозяйствах, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров и специалистов. Порядок организации практики определяется двухсторонним договором.

2.4. Обучающиеся в учреждениях начального профессионального образования объединяются по профессиям (специальностям) в учебные группы. При расчете нормативов бюджетного финансирования на одного обучающегося предусматривается, что количество обучающихся в группе на занятиях теоретического обучения должно быть, как правило, не менее 25 человек.

В сельских профессиональных училищах (лицеях) малой наполняемости и их филиалах и в учебных заведениях. ведущих подготовку профессиональных работников для сельского хозяйства, допускается по согласованию с главным управлением образования с привлечением других внебюджетных средств комплектование учебных групп меньшей численности, но не менее 10 человек.

При финансировании подготовки и переподготовки рабочих и специалистов средствами заказчиков как в государственных, так и негосударственных учреждениях начального профессионального образования комплектование учебных групп учащимися численностью не ограничивается.

Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в группах по 12-15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ, - 10 человек.

На теоретических и лабораторно-практических занятиях по отдельным дисциплинам, в том числе по физическому воспитанию, учебные группы могут делиться на две подгруппы. Перечень дисциплин определяется главным управлением образования в рамках Государственного стандарта начального профессионального образования.

2.5. Освоение профессиональных образовательных программ может осуществляться на ступенчатой основе. Число ступеней обучения зависит от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и оканчивается обязательной итоговой аттестацией с присвоением выпускнику соответствующей квалификации по профессии (специальности) и выдачей соответствующего документа.

2.6. Прием на обучение в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе, в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения.

При приеме на обучение образовательное учреждение обязано ознакомить поступающего, его родителей или лиц, их заменяющих, с Уставом, условиями приема и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

2.7. Учреждение начального профессионального образования может реализовывать дополнительные профессиональные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, а также осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовку к военной службе и на факультативной основе военную подготовку.

2.8. Учреждения начального профессионального образования могут, в том числе в кооперации с другими образовательными учреждениями, предприятиями, организациями, фирмами создавать учебно-производственные, учебно-торгово- производственные структуры, являющиеся их подразделениями без права юридического лица и обеспечивающие реализацию профессиональных образовательных программ. В процессе производственного обучения и во внеучебное время обучающиеся могут оказывать различные услуги населению, производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления.

2.9. Учреждения начального профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию и реализующие профессиональные и образовательные программы, выдают выпускникам, прошедшим аттестацию, документ государственного образца об уровне образования и квалификации по профессиям (специальностям), а выпускникам, прошедшим аттестацию только по профессии (специальности), выдают документ об уровне квалификации, форма которого устанавливается Министерством образования Российской Федерации.

2.10. Неаккредитованные негосударственные учреждения начального профессионального образования выдают по завершении обучения лицам, прошедшим аттестацию, документ об уровне квалификации (в соответствии с лицензией), заверенный печатью образовательного учреждения. Форма документа определяется самим образовательным учреждением.

III. ОБУЧАЮЩИЕСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Права и обязанности обучающихся в учреждении начального профессионального образования определяются Законом Российской Федерации "Об образовании", Уставом, а также индивидуальными договорами, заключенными образовательными учреждениями с обучающимися, и настоящим Положением.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»