ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 сентября 2010 г. N 446-рп



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИВНОГО ДЕЛА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Сохранение и развитие архивного дела в Курской области на 2011 - 2015 годы".

2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Сохранение и развитие архивного дела в Курской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) архивное управление Курской области.

3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 165,822 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Архивному управлению Курской области (В.Л. Богданов) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Курской области обеспечить до 08.10.2010 разработку проекта Программы и внесение его в Правительство Курской области в установленном порядке.

Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ

     



Утверждена
распоряжением
Правительства Курской области
от 28 сентября 2010 г. N 446-рп

     
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
АРХИВНОГО ДЕЛА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

     

I. Анализ проблемы и причины ее возникновения


Архивный фонд Курской области как один из важнейших историко-культурных, информационных и интеллектуальных достояний, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющий историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, насчитывает около 2 млн. дел, образовавшихся за период с 1626 г. по 2009 г. и находящихся на постоянном и временном хранении в архивах Курской области.

Архивная инфраструктура Курской области представлена архивным управлением Курской области, 3 государственными архивами (областные учреждения), 32 муниципальными архивами (структурные подразделения администраций муниципальных образований Курской области), 1457 архивами организаций - источников комплектования государственных и муниципальных архивов Курской области. Государственные и муниципальные архивы Курской области призваны обеспечивать сохранность огромного массива документной информации, пополнять Архивный фонд Курской области и удовлетворять информационные потребности пользователей информационными ресурсами.

В условиях модернизации экономики и социальной сферы, глобальной информатизации общества отмечается рост обращений граждан России, жителей ближнего и дальнего зарубежья в архивы Курской области за получением информации социально-правового, тематического и генеалогического характера. Так, в 2009 г. исполнено более 60 тысяч запросов граждан, что в 3 раза превысило аналогичные показатели предыдущего года. На 10% по сравнению с данными 2008 г. увеличилась посещаемость читальных залов областных архивных учреждений (200 человек за 2009 г.). Отмеченная тенденция увеличения доступа к архивной информации будет в дальнейшем только прогрессировать.

Основные направления областной целевой программы "Сохранение и развитие архивного дела на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа), изложенные в Концепции, сформированы с учетом результатов реализации областных целевых программ "Сохранение и развитие архивного дела в Курской области на 2003 - 2005 годы" и "Сохранение и развитие архивного дела в Курской области на 2007 - 2010 годы".

В рамках реализации указанных программ областным бюджетом для нужд архивного управления Курской области и областных государственных архивных учреждений было выделено 17,696 млн. руб. вместо запрашиваемых при утверждении первоначальных редакций программ 116 млн. руб. Несмотря на низкий уровень финансовой обеспеченности программных мероприятий, за 2005 - 2009 гг. удалось осуществить такие масштабные проекты по улучшению условий сохранности документов, как: замену оконных блоков и витражей, модернизацию лифтового оборудования, текущие ремонты архивохранилищ и рабочих помещений в зданиях государственного архива Курской области и Государственного архива общественно-политической истории Курской области, замену кровли, систем холодного водоснабжения, установку охранной сигнализации в здании Государственного архива общественно-политической истории Курской области.

Вместе с тем, не все приоритетные задачи совершенствования современной материальной базы областных государственных архивных учреждений, соответствующей нормативным требованиям, в ходе указанных мероприятий удалось решить.

В нарушение Специальных правил пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.01.2009 N 3, здания, в которых размещены архивные учреждения, не оснащены автоматическими установками пожаротушения, электрическое оборудование и электропроводка крайне изношены, требуют замены первичные средства пожаротушения, что, в целом, создает угрозу безопасности сохранения областного имущества, закрепленного за архивными учреждениями, архивных документов и жизни работников.

За весь период эксплуатации зданий Государственного архива Курской области (сдано в эксплуатацию в 1984 году) и Государственного архива общественно-политической истории Курской области (сдано в эксплуатацию в 1971 году) не осуществлялся капитальный ремонт внутренних систем инженерного оборудования, что привело к нарушению функционирования системы отопления, полному выходу из строя системы приточной вентиляции и несоблюдению температурного режима в архивохранилищах (в период с 2009 - 2010 годы температура в архивохранилищах государственных архивов Курской области колебалась от -10°С зимой до +30°С летом). Наличие указанных обстоятельств негативно отражается на физическом состоянии архивных документов и влечет за собой угрозу их утраты.

Среди документов Архивного фонда Курской области повышенной заботы требуют уникальные (64 документа) и особо ценные документы (ревизские сказки, метрические, разборные, отказные книги). Отсутствие страхового фонда на эти документы, их постоянная востребованность исследователями, работающими в читальных залах архивных учреждений, не гарантируют их сохранность. Кроме этого, обеспечивая доступ к иным архивным документам путем предоставления их оригиналов вследствие отсутствия фонда пользования, архивы не могут в полной мере обеспечить физическую целостность и сохранность принятых на хранение документов. Решить вопрос по созданию страхового фонда на уникальные и особо ценные документы Архивного фонда Курской области и фонда пользования на все хранящиеся в государственных архивах документы путем приобретения и использования дорогостоящего микрофильмирующего и сканирующего оборудования предполагалось в рамках предыдущих целевых программ, однако финансирование указанных мероприятий не было произведено.

В обстановке быстрого распространения современных технологий возникают дополнительные задачи, связанные с развитием систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей. Недостаточное обеспечение архивных учреждений оргтехникой, лицензионным программным обеспечением, специализированными программными продуктами не позволяет решать указанные задачи.

Реализация федеральной целевой программы "Электронная Россия", интеграция государственных архивов Курской области в электронную систему федеральных и региональных государственных архивов Российской Федерации посредством обеспечения наполнения информацией общероссийского интернет-портала "Архивы России", актуальность вопроса предоставления государственных услуг в электронном виде диктуют необходимость проведения архивами Курской области работы по переводу архивных документов и научно-справочного аппарата к ним (описей, каталогов, путеводителей и др.) на цифровые носители.

Кроме этого, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года, предусматривает перевод к 2015 году не менее 20% документов Архивного фонда Российской Федерации (включая фонды аудио- и видеоархивов) в электронную форму. Для решения задач Стратегии, к указанному периоду на региональном уровне планируется перевести в электронную форму около 400 тыс. дел (100 млн. листов). Провести эту масштабную работу можно только при условии бюджетного финансирования приобретения и внедрения в практику работы архивных учреждений таких технических средств, как цифровые фотоаппараты, комплексы планетарного сканирования, роботизированные архивные накопители, специальные программные продукты.

Указанная проблематика свидетельствует о необходимости продолжения работы по модернизации материально-технической базы областных государственных архивных учреждений программными методами.

Новая Программа должна обеспечить преемственность в работе по решению задач архивной сферы посредством реализации программных мероприятий и, вместе с тем, способствовать развитию отрасли в русле повышения эффективности использования информационных ресурсов Курской области, сохранения документов Архивного фонда и иных архивных документов, обеспечения условий для нормального функционирования архивных учреждений региона.

II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития области и стратегии развития области


Соответствие решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации и Курской области определено и неоднократно подтверждено документами как федерального, так и регионального уровня.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, определили в качестве приоритетных направлений в развитии культурной политики России, касающихся вопросов архивного дела, обеспечение условий для функционирования и развития архивных фондов, сохранение и пополнение архивных фондов, их популяризация, перевод в электронный вид архивных документов, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети "Интернет". Указанные направления были отражены и в Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Курской областной Думы от 25 мая 2007 года N 381-IV ОД, в рамках решения задач сохранения и развития культурного наследия региона.

Система программных мероприятий, взаимоувязанных по срокам, исполнителям и финансовым ресурсам, позволит решить задачи, направленные на достижение поставленных целей с учетом сложившихся в Курской области экономических условий.

С помощью Программы необходимо обеспечить увеличение уровня финансового обеспечения архивной отрасли, приведение в соответствие с нормативными требованиями ресурсного оснащения государственных архивных учреждений, что имеет первостепенное значение для реализации таких целей региональной государственной политики в области архивного дела, как создание условий для вечного сохранения и развития информационного потенциала Архивного фонда Курской области как важной составной части государственных информационных ресурсов и историко-культурного наследия, и обеспечения доступа к архивной информации с соблюдением требований к удобству и комфорту предоставления государственных услуг.

Долгосрочная целевая программа "Сохранение и развитие архивного дела в Курской области на 2011 - 2015 годы" будет направлена на решение существующих проблем и достижение приоритетов, имеющихся в архивной отрасли Курской области на современном этапе. При этом Программа нацелена на проекты и мероприятия, реализовать которые внепрограммными методами невозможно.

Проведенный анализ структуры рисков реализации Программы выявил наибольшую вероятность их появления в организационной сфере, к которым относятся:

административный фактор, т.е. возможность изменений в системе органов исполнительной власти области вследствие ликвидации уполномоченного органа исполнительной власти в области архивного дела;

финансовый фактор, т.е. невозможность получения запланированных результатов либо из-за неполного финансирования Программы, либо вследствие резкого роста цен на рынке товаров, работ и услуг.

Все другие основные группы рисков - ресурсный (кадровый состав), технологические (технология, стандартизация, требования качества), внешние (поставщики, рыночная конъюнктура, окружающая среда) и управленческие (планирование, контроль, коммуникации) - имеют достаточно слабое воздействие на Программу.

III. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым методом


Жесткие условия развития рыночных отношений, к которым архивная отрасль не адаптирована, социальная направленность проводимых реформ, необходимость эффективного и целевого использования бюджетных средств обуславливают применение программно-целевого подхода в решении задач архивной сферы.

Сложившаяся за период с 2000 г. по 2009 г. практика бюджетного финансирования областных государственных архивных учреждений позволяла производить выплату заработной платы работникам архивов (с учетом единого социального налога), оплату коммунальных услуг, услуг по охране зданий, выполнение обязательств по уплате налога на имущество организаций, земельного налога (с 2009 г.). Финансовые средства, полученные областными государственными архивными учреждениями от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности за приведенный выше период, направлялись на оплату услуг, которые не покрывались за счет средств областного бюджета. Учитывая кризисную экономическую ситуацию, изменение объема сметного финансирования не предполагается, что лишний раз подтверждает целесообразность применения программно-целевого метода в решении проблем архивной отрасли.

IV. Ориентировочные сроки и этапы решения
проблемы программно-целевым методом


Концепцией предполагается определить сроки реализации Программы: 2011 - 2015 годы. Сроки реализации конкретных программных мероприятий могут быть различны - от краткосрочных до длительных, продолжающихся в течение всего времени действия Программы.

Программа предусматривает достижение стратегических целей к концу 2015 года. Поскольку мероприятия Программы являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации, целесообразно отдельными этапами Программы считать календарный год.

V. Предложения по целям и задачам Программы, основным
целевым индикаторам (показателям) и критериям, позволяющим
оценивать эффективность и результативность предлагаемого
варианта решения проблемы


Программные мероприятия направлены на решение задач, сориентированных на достижение трех целей.

Первая цель - обеспечение нормального функционирования областных архивных учреждений в соответствии с установленными требованиями - предполагает решение задачи сохранения Архивного фонда Курской области как культурного и исторического наследия региона и иных архивных документов.

Решение задачи предусматривает проведение следующих мероприятий:

осуществление текущего и капитального ремонта, модернизации зданий, сооружений, помещений и оборудования;

оснащение областных государственных архивных учреждений системами автоматического пожаротушения и первичными средствами пожаротушения;

оборудование хранилищ и иных помещений в зданиях областных государственных архивных учреждений в соответствии с нормативными требованиями режимов хранения архивных документов;

осуществление мероприятий по обеспечению сохранности документов Архивного фонда Курской области и иных архивных документов при чрезвычайных ситуациях.

Вторая цель - обеспечение прав граждан на доступ к документам Архивного фонда Курской области и иным архивным документам, в том числе с использованием сети "Интернет", - предполагает решение задачи внедрения информационных продуктов и технологий в архивную отрасль с целью повышения качества предоставляемых услуг и интеграции архивов области в общероссийское информационное пространство, а также удовлетворения информационных потребностей граждан в условиях информатизации общества.

Решение задачи предусматривает проведение следующих мероприятий:

создание страхового фонда на уникальные и особо ценные документы Архивного фонда Курской области и фонда пользования на иные архивные документы областных государственных архивных учреждений;

оснащение областных государственных архивных учреждений современными техническими средствами, вычислительной техникой, лицензионным программным обеспечением, специальным оборудованием (сканирующим и иным оборудованием, необходимым для перевода документов в электронный вид);

создание автоматизированной информационной системы по документам Архивного фонда Курской области и иным архивным документам;

перевод архивных документов в электронный вид;

организация каналов связи и информационного обмена, создание информационно-технологической структуры взаимодействия архивной отрасли Курской области и обеспечение доступа к подсистемам электронной информационной системы;

совершенствование процессов и технологий, связанных с развитием локальных и глобальных информационных сетей;

подготовка, издание и переиздание сборников архивных документов;

приобретение научной, методической и другой литературы, периодических изданий, книжной продукции.

Третья цель - создание условий для внедрения инновационных методов работы в архивной отрасли - предполагает решение задачи по укреплению кадрового потенциала, повышению профессионального уровня работников архивной отрасли, их творческой активности.

Решение задачи предусматривает проведение следующих мероприятий:

проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации работников;

организация и проведение конкурсов профессионального мастерства.

Комплекс мероприятий Программы позволит сохранить накопленный архивами Курской области потенциал и ускорить процессы их развития на современном уровне, будет способствовать внедрению новых информационных технологий, на качественно новом уровне предоставлять услуги пользователям информационными ресурсами.

Разрабатываемая Программа охватывает важнейшие направления архивного дела, нацелена на достижение социально значимых результатов и эффективности использования бюджетных средств.

Главным результатом реализации разрабатываемой Программы будет достижение поставленных целей, предоставление гарантированных Конституцией Российской Федерации услуг в архивной сфере. Разработанные показатели и индикаторы позволят оценить эффективность реализации Программы.

Следует отметить, что во время действия Программы прогнозируется совершенствование и развитие нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы архивного дела, и другие мероприятия, опосредованно влияющие на эффективность выполнения настоящей Программы.

Прогнозные значения целевых индикаторов и показателей Программы, позволяющие оценить эффективность реализации Программы по годам, указаны в приложении N 1 к настоящей Концепции.

VI. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы


Финансирование Программы предлагается осуществлять за счет средств областного бюджета.

Предполагается определить общий объем финансирования Программы в размере 165,822 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 78,675 млн. рублей, 2012 год - 2,975 млн. рублей, 2013 год - 2,975 млн. рублей, 2014 год - 73,620 млн. рублей, 2015 год - 7,577 млн. рублей.

Объемы финансирования мероприятий Программы по годам и их виды предполагается уточнять ежегодно.

Основные направления финансирования мероприятий, предполагаемых к включению в Программу, и прогнозные объемы финансирования по источникам и направлениям расходов представлены в приложении N 2 к настоящей Концепции.

VII. Предложения по государственным заказчикам,
исполнителям и разработчикам мероприятий Программы


Государственным заказчиком и разработчиком Программы является архивное управление Курской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»