Недействующий


КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2008 г. N 627-IV ОД



О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КУРСКОЙ
ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ "ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ
И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (2005 - 2010 ГОДЫ)"

__________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Курской областной Думы
от 7 мая 2009 года № 960-IV ОД
__________________________________________



Курская областная Дума постановляет:

1. Внести в постановление Курской областной Думы от 10 июня 2004 года N 912-III ОД "Об областной целевой программе "Экология и природные ресурсы Курской области (2005 - 2010 годы)" следующие изменения и дополнения:

изложить областную целевую программу "Экология и природные ресурсы Курской области (2005 - 2010 годы)" в новой редакции согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель областной Думы
А.А.КИЧИГИН





Утверждена
постановлением
Курской областной Думы
от 30 апреля 2008 г. N 627-IV ОД

     
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
(2005 - 2010 годы)"


ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Экология и природные ресурсы Курской области
(2005 - 2010 годы)"

     
    Наименование Программы    - областная  целевая  программа  "Экология  и
                                природные     ресурсы     Курской   области
                                (2005 - 2010 годы)" (далее - Программа)

    Основание для разработки  - Постановление    Правительства   Российской
    Программы                   Федерации    от    07.12.2001     N     860
                                "О федеральной целевой  программе "Экология
                                и природные  ресурсы  России   (2002 - 2010
                                годы)"
,     постановление     Правительства
                                Курской   области   от    23.08.2001  N 553
                                "О   корректировке   комплексной  программы
                                "Экологическая   безопасность   и    охрана
                                природных ресурсов Курской области"


    Государственный заказчик  - департамент  экологической  безопасности  и
                                природопользования Курской области

    Исполнители подпрограмм и - департамент  экологической  безопасности  и
    основных мероприятий        природопользования Курской области

    Основные разработчики     - департамент  экологической  безопасности  и
    Программы                   природопользования Курской области;
                                ОГУ "Экологический центр";
                                Территориальный    Центр   государственного
                                мониторинга  геологической  среды и  водных
                                объектов      Курской       области     (ТЦ
                                "Курскгеомониторинг");
                                ФГУ                 "Центрально-Черноземный
                                государственный    природный     биосферный
                                заповедник им. проф. В.В. Алехина";
                                управление     по     технологическому    и
                                экологическому   надзору  Ростехнадзора  по
                                Курской области;
                                отдел геологии и лицензирования  по Курской
                                области  департамента  по  недропользованию
                                по ЦФО ("Курскнедра");
                                отдел водных  ресурсов по  Курской  области
                                Донского  бассейнового  водного  управления
                                Федерального агентства водных ресурсов

    Цель и основные задачи    - цель     Программы      -       обеспечение
    Программы                   конституционных     прав     граждан     на
                                благоприятную      окружающую        среду,
                                сбалансированное                   развитие
                                минерально-сырьевой      базы           для
                                удовлетворения    потребностей    экономики
                                области      в     топливно-энергетических,
                                минеральных,   водных   и     биологических
                                ресурсах.
                                Основные задачи:
                                - стабилизация  экологической обстановки  и
                                ее   улучшение  в  районах   и   населенных
                                пунктах области;  обеспечение  потребностей
                                экономики   области   в   различных   видах
                                природных   ресурсов    на   принципах   их
                                комплексного       и          рационального
                                использования;
                                - осуществление    мер     по    охране   и
                                воспроизводству   природных   ресурсов  как
                                компонентов  окружающей   природной  среды;
                                предотвращение   деградации  и   сохранение
                                природных комплексов;
                                - развитие сети особо охраняемых  природных
                                территорий  и   территорий  с   уникальными
                                природными       условиями,      сохранение
                                биоразнообразия;
                                - формирование   территориальной    системы
                                комплексного     мониторинга      природных
                                ресурсов и состояния окружающей среды;
                                - научное     и     технико-технологическое
                                обеспечение  развития   природно-ресурсного
                                потенциала  и  системы  охраны   окружающей
                                среды;
                                - формирование   экономических   механизмов
                                государственного   регулирования   в  сфере
                                изучения,  воспроизводства,   использования
                                природных  ресурсов  и   охраны  окружающей
                                среды

    Сроки и этапы реализации  - 2005 - 2010 годы:
    Программы                   1-й этап - 2005 - 2006 годы;
                                2-й этап - 2007 - 2008 годы;
                                3-й этап - 2009 - 2010 годы

    Объемы и источники        - общий  объем  финансирования Программы   на
    финансирования Программы    2005 - 2010  гг.  всего  за   счет  средств
                                областного бюджета - 83,480 млн. рублей.
                                По годам:
                                2005 г. - 23,744 млн. рублей;
                                2006 г. - 19,444 млн. рублей;
                                2007 г. -  6,812 млн. рублей;
                                2008 г. - 11,160 млн. рублей;
                                2009 г. - 11,160 млн. рублей;
                                2010 г. - 11,160 млн. рублей

    Перечень подпрограмм      - "Минерально-сырьевые ресурсы";
                                "Водные ресурсы и водные объекты";
                                "Отходы";
                                "Регулирование качества окружающей среды";
                                "Поддержка   особо  охраняемых    природных
                                территорий регионального значения";
                                "Сохранение  редких   и   исчезающих  видов
                                животных и растений"

    Ожидаемые результаты      - по минерально-сырьевым ресурсам:
    реализации Программы        - увеличение  поисково-разведочного  задела
                                  для    обеспечения    прироста   ресурсов
                                  полезных  ископаемых  на  5%;   повышение
                                  обеспеченности     экономики      области
                                  основными минерально-сырьевыми ресурсами,
                                  запасами  подземных вод;
                                - внедрение         рациональных          и
                                  природосберегающих             технологий
                                  недропользования;
                                по водным ресурсам:
                                - очистка русел рек;
                                - восстановление        условий         для
                                  рыбохозяйственного    и    рекреационного
                                  использования водотоков;
                                - снижение   негативного   воздействия   на
                                  окружающую природную среду и оздоровление
                                  водных          объектов,      источников
                                  водоснабжения,      водопользования     и
                                  рекреации;  снижение  развития   процесса
                                  подтопления на территории области;
                                - достижение    устойчивой     стабилизации
                                  уровней     подземных    вод,    снижение
                                  загрязненности подземных вод;
                                - обеспечение                  безопасности
                                  гидротехнических сооружений;
                                в   области  охраны   окружающей  природной
                                среды:
                                - снижение   выбросов   вредных  веществ  в
                                  атмосферный воздух и сбросов загрязненных
                                  сточных вод в водные объекты;
                                - оздоровление  экологической обстановки  в
                                  городах  и населенных  пунктах с наиболее
                                  высоким  уровнем  загрязнения  окружающей
                                  среды;
                                - развитие системы  мониторинга  окружающей
                                  среды;
                                - сохранение   и    развитие    сети  особо
                                  охраняемых    территорий    регионального
                                  значения;
                                - формирование  системы кадастровых  оценок
                                  редких  и   находящихся     под   угрозой
                                  исчезновения  видов  животных  и растений
                                  Курской области;
                                - разработка     и     реализация    планов
                                  мероприятий   по   сохранению   отдельных
                                  редких   и    находящихся  под    угрозой
                                  исчезновении видов или их групп;
                                - ведение   и   обновление  Красной   книги
                                  Курской области

    Система организации         - контроль  за  выполнением   Программы   в
    контроля за исполнением       пределах    компетенции,    установленной
    Программы                     федеральным        и            областным
                                  законодательством,  осуществляют  Курская
                                  областная   Дума,  органы  исполнительной
                                  власти   Курской   области,   Контрольно-
                                  счетная палата Курской области

     

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ РЕШЕНИЯ


Основой экономического, промышленного и социального развития страны и ее субъектов является наличие и рациональное использование природных ресурсов (недра, вода, атмосфера и т.д.).

Курская область является одним из субъектов Российской Федерации, обладающим уникальными по объемам и разнообразию природными ресурсами, способными обеспечить нужды Курской области, а также, по некоторым видам сырья, и другие регионы.

В настоящее время наиболее важной задачей является обеспечение аграрного и строительного комплексов области запасами сырья (песок, глина, суглинки, мел, мергель, трепел, фосфориты, цеолиты и т.п.) для устойчивого развития указанных отраслей путем проведения прогнозно-поисковых, поисково-оценочных и геолого-разведочных работ. Не менее важной проблемой является обеспечение запасами подземных вод для водоснабжения населения в ряде районов области. Выявленные в процессе поисково-оценочных работ проявления и ресурсы глинистого, цементного, карбонатного сырья и других полезных ископаемых при продолжении работ с целью оценки возможности их промышленного использования и последующего предоставления для разведки и добычи предприятиям и организациям, безусловно, будут способствовать экономическому развитию Курской области.

ОАО "Михайловский ГОК", разрабатывающий с 1960 г. Михайловское месторождение железных руд, является одним из крупнейших предприятий черной металлургии.

Разработка полезных ископаемых открытым способом оказывает типичное отрицательное влияние на окружающую среду: изъятие сельскохозяйственных угодий, снижение уровня грунтовых вод, заиливание поверхностных водотоков, загрязнение воздушного бассейна при ветровой эрозии отвалов, дроблении полезного ископаемого и его дальнейшей переработке. Площадь нарушенных земель при добыче железной руды составила 6343,3 га; рекультивация ведется недостаточными темпами.

Воздействие на окружающую среду мелких карьеров общераспространенных полезных ископаемых значительно меньше. Как правило, они не затрагивают водоносных горизонтов. Однако, наличие более 100 заброшенных карьеров, не имеющих в настоящее время владельцев и часто являющихся территориями несанкционированных свалок, требуют проведения горнотехнической и биологической рекультивации. Частичной рекультивации требуют почти все действующие карьеры кирпичного сырья, песка и мела.

Источником покрытия потребности в воде в Курской области являются поверхностные и подземные воды. Хозяйственно-питьевое водоснабжение Курской области осуществляется исключительно из подземных горизонтов. Для водоснабжения промышленности используется также поверхностный сток рек.

Из 54 объектов-водопользователей, осуществлявших сброс сточных вод в водные объекты, только 29 имеют очистные сооружения, 25 предприятий-водопользователей вообще не имеют очистных сооружений. Остальные водопользователи осуществляют сброс нормативно чистых вод.

В последнее время стали интенсивно проявляться процессы подтопления, переувлажнения и заболачивания почв. Особенно наглядно это заметно в поймах и на надпойменных террасах рек. Развитие таких негативных процессов связано с изменением гидрологического режима (строительство плотин, нерегулируемое жилищное строительство, создание прудов и водохранилищ) и другими антропогенными и природными воздействиями (заиление рек и ручьев в результате эрозии почв). Смываемая почва, с вносимыми удобрениями и ядохимикатами, выносится паводковыми и ливневыми водами в лощины, долины, балки, поймы рек. Происходит заиление и загрязнение ручьев, прудов и рек, снижается скорость течения в них, что приводит к повышению уровня стояния поверхностных и грунтовых вод, подтоплению жилых поселков, переувлажнению и заболачиванию прилегающих сельскохозяйственных угодий.

Анализ экологической ситуации, сложившейся в Курской области за последние годы, свидетельствует о том, что загрязнение природной среды остается достаточно высоким, несмотря на спад производства на большинстве предприятий и связанное с этим уменьшение отрицательного воздействия на природную среду. Технологическое и очистное оборудование физически и морально изнашивается, при этом оно модернизируется и обновляется недостаточными темпами. В атмосферный воздух области выбрасывается более 300 наименований загрязняющих веществ, связанных с деятельностью человека.

По данным инвентаризации мест размещения отходов, проведенной в 2000 - 2001 гг., (а положение с тех пор изменилось ненамного) в эксплуатации муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства области находится 38 организованных мест размещения отходов, при этом изъято из сельскохозяйственного оборота 116 га земель.

Территории свалок частично обвалованы, огорожены и обсажены древесно-кустарниковой растительностью, только к 12 свалкам имеются подъездные автодороги с твердым покрытием.

Эксплуатация большинства организованных районных свалок твердых бытовых отходов (ТБО) не отвечает санитарно-гигиеническим и природоохранным требованиям, предъявляемым к местам размещения и хранения отходов.

Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики России является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без существования эффективной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

На территории Курской области существует несколько категорий ООПТ, к которым относятся: "Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. проф. В.В. Алехина" - объект федерального значения; памятники природы, государственные природные заказники, лечебно-оздоровительная местность и дендрологический парк, которые являются объектами регионального значения.

Из 58 памятников природы двадцать девять относятся к лесам и лесным культурам. Общая площадь этих особо ценных по своим характеристикам насаждений превышает 2,5 тысячи гектаров.

В восточных районах области особо охраняемыми природными территориями объявлены растительные сообщества, которые сформировались несколько тысяч лет тому назад. Многие из обитающих здесь видов растений занесены в Красные книги России и Курской области и нуждаются в особой охране. Очень живописны в Курской области озера, являющиеся старицами реки Сейм - Лезвино, Малино, Маковье.

Особо охраняемыми природными территориями объявлены выходы палеогеновых песчаников с отпечатками теплолюбивых растений. В мире известно всего шесть подобных природных объектов, два из которых расположены на территории нашей области.

В настоящее время в разряд особо охраняемых природных территорий Курской области можно отнести 58 памятников природы, 16 зоологических заказников, 3 ботанических заказника, лечебно-оздоровительную местность и дендрологический парк.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»