Недействующий


КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2003 г. N 830-III ОД



ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ"

__________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Курской областной Думы
от 9 октября 2008 года № 773-IV ОД
__________________________________________

     


Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" и в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Курская областная Дума постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы".

2. Предложить Администрации Курской области при уточнении областного бюджета на 2004 год и при формировании бюджетов на последующие годы предусматривать необходимые средства для реализации областной программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель областной Думы
А.Н.АНПИЛОВ





ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2003 - 2010 ГОДЫ"

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Реформирование и
модернизация жилищно-коммунального комплекса
Курской области на 2003 - 2010 годы"


    Наименование     - областная целевая программа "Реформирование
    Программы        и      модернизация     жилищно-коммунального
                     комплекса   Курской  области  на  2003 - 2010
                     годы" (далее - Программа)

    Основание для    - Постановление    Правительства   Российской
    разработки       Федерации  от  17  ноября  2001  г.  N 797 "О
    Программы        подпрограмме  "Реформирование  и модернизация
                     жилищно-коммунального   комплекса  Российской
                     Федерации"
  федеральной   целевой  программы
                     "Жилище" на 2002 - 2010 годы"

    Государственный - комитет  жилищно-коммунального хозяйства
    заказчик         Курской области
    Программы

    Основные         - комитет   жилищно-коммунального   хозяйства
    разработчики     Курской области, администрации исполнительной
    Программы        государственной    власти   районов,   органы
                     местного самоуправления

    Цели и задачи    - основными    целями    Программы   являются
    Программы        повышение   эффективности,   устойчивости   и
                     надежности     функционирования      жилищно
                     коммунальных     систем      жизнеобеспечения
                     населения,  привлечение инвестиций в жилищно
                     коммунальный   комплекс,  улучшение  качества
                     жилищно-коммунальных  услуг  с  одновременным
                     снижением   нерациональных  затрат,  адресная
                     социальная   защита   населения   при  оплате
                     жилищно-коммунальных услуг.
                     Для  достижения  этих целей необходимо решить
                     следующие задачи:
                     обеспечить  финансовое  оздоровление жилищно
                     коммунальных предприятий;
                     обеспечить  условия  для  снижения издержек и
                     повышение  качества  предоставления  жилищно
                     коммунальных услуг;
                     обеспечить  инвестиционную  привлекательность
                     жилищно-коммунального комплекса;
                     оказать       государственную       поддержку
                     модернизации  жилищно-коммунального комплекса
                     области

    Сроки и этапы    - 2003 - 2010 годы:
    реализации       1-й этап - 2003 - 2004 годы
    Программы        2-й этап - 2005 - 2006 годы
                     3-й этап - 2007 - 2010 годы

    Мероприятия      - программные мероприятия включают в себя:
    Программы        инвентаризацию,  реконструкцию  и  ликвидацию
                     дебиторской   и   кредиторской  задолженности
                     предприятий жилищно-коммунального комплекса;

                     ликвидацию      дотационности        жилищно
                     коммунального   комплекса   и     обеспечение
                     стабильности  и  достаточности финансирования
                     затрат по предоставлению жилищно-коммунальных
                     услуг;

                     обеспечение социальной защиты семей с низкими
                     доходами   при   переходе  на  полную  оплату
                     жилищно-коммунальных услуг;

                     совершенствование  экономических механизмов в
                     жилищно-коммунальной сфере;

                     формирование   благоприятных   условий    для
                     привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный
                     комплекс;

                     обеспечение       эффективного       целевого
                     использования  средств бюджетов всех уровней,
                     выделяемых    на      модернизацию   жилищно
                     коммунального комплекса;

                     создание   механизмов  участия  государства и
                     органов местного самоуправления в привлечении
                     предприятиями жилищно-коммунального комплекса
                     внебюджетных долгосрочных заемных средств

    Объемы и         - объем финансирования Программы составляет
    источники        4365,5 млн. рублей на 2003 - 2010 гг.
    финансирования
    Программы

                     Источники финансирования:
                     предполагаемые средства федерального бюджета,
                     средства областного бюджета, местных бюджетов
                     и     предприятий       жилищно-коммунального
                     комплекса, заемные средства

    Ожидаемые        - в  результате  реализации  Программы  будут
    конечные         обеспечены  повышение эффективности, качества
    результаты       и     стабильности      жилищно-коммунального
    реализации       обслуживания,  надежность  работы  инженерных
    Программы        систем   жизнеобеспечения,   комфортность   и
                     безопасность  условий  проживания, социальная
                     защита   населения   при   оплате    жилищно
                     коммунальных услуг.
                     Снижение   уровня   износа   основных  фондов
                     жилищно-коммунального    комплекса    области
                     с 60% в 2003 году до 30% в 2010 году.
                     Эти цели будут достигнуты за счет финансового
                     оздоровления        предприятий      жилищно
                     коммунального  комплекса,  демонополизации  и
                     развития      конкурентных         отношений,
                     совершенствования   договорных  отношений   и
                     тарифного      регулирования     естественных
                     локальных     монополий,      государственной
                     поддержки  модернизации жилищно-коммунального
                     комплекса

    Исполнители      - комитет   жилищно-коммунального   хозяйства
    Программы        Курской  области,  комитет  финансов  Курской
                     области,     администрации     исполнительной
                     государственной   власти   районов  и  органы
                     местного самоуправления

    Система          - формы   и   методы  организации  управления
    организации      реализацией       программы      определяются
    контроля за      государственным заказчиком.
    исполнением      Органы  исполнительной государственной власти
    Программы        районов  и  органы  местного   самоуправления
                     ежеквартально  представляют комитету жилищно
                     коммунального   хозяйства   Курской   области
                     отчеты  о  ходе реализации Программы. Обобщив
                     указанные    отчеты,    комитет      жилищно
                     коммунального   хозяйства   Курской   области
                     ежегодно в установленном порядке представляет
                     доклад   о   ходе   реализации   Программы  в
                     Правительство   Курской  области  и  Госстрой
                     России

I. Введение


Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.

Программа предусматривает решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрения ресурсосберегающих технологий, разработки и широкого внедрения мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации.

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевыми методами


Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.

В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако, социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2003 года население оплачивало 86,0 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически - с учетом льгот и субсидий - около 73,5 процентов.

В свою очередь, отсутствие должного бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов муниципальных предприятий.

Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.

Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера области превращается в источник угроз для социального и экономического развития области.

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (62 процента) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Аварийность на объектах жилищно-коммунального хозяйства за последний год возросла в 4 раза, соответственно затраты на ремонтные работы - в 2 - 3 раза. Следствием этого стало обострение проблемы снабжения населения области питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и очистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов (приложения NN 1 - 9).

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов и финансовых возможностей к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов. Данные аудиторских проверок тарифов показывают занижение тарифов по сравнению с экономически обоснованным уровнем.

Анализ большинства инвестиционных проектов развития систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков и невыполнению в полном объеме функций. По тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, проводимый Государственной жилищной инспекцией Курской области.

Монополизм коммунальных предприятий, неразвитостью гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Недофинансирование жилищно-коммунальной сферы обусловливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.

Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем, большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы изменить финансовое положение отрасли.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.

III. Экономическая модель реформы
жилищно-коммунального комплекса


Мероприятия Программы в сочетании с мерами по совершенствованию жилищного строительства, развитию институтов жилищного финансирования и созданию инфраструктуры рынка жилья направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.

1. Система экономических взаимоотношений
в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее основные проблемы


Действующая система управления жилищно-коммунальным комплексом области характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество в сочетании с сохранившейся со времен плановой экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов.

Долги бюджетов и бюджетных предприятий обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования (в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении), что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность.

Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. В 2002 г. из 252,4 млн. рублей бюджетных средств, направленных на дотирование жилищно-коммунальных предприятий, адресные жилищные субсидии, предоставленные гражданам с низким доходами, составили только 77,9 млн. рублей. Это, во-первых, приводит к ситуации, в которой конечными получателями субсидии (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами. Сегодня каждая семья, включая высокодоходную, в среднем получает от государства 270 рублей в месяц в виде дотаций, субсидий и льгот. Во-вторых, такая система не гарантирует доведение средств бюджета до граждан - конечных получателей субсидий, и, в-третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный, непрозрачный характер, так как сумма дотаций является не частью цены услуг, а результатом компромисса между региональными и местными властями.

Выход отрасли из финансового кризиса должен быть определен рядом мероприятий по:

погашению имеющейся кредиторской и дебиторской задолженности;

предотвращению последующего нарастания долгов;

обеспечению выполнения бюджетных обязательств;

созданию стимулов повышения эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

В сложившейся ситуации острой нехватки средств для прямого погашения долгов одним из ключевых направлений урегулирования является реструктуризация задолженности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»