Недействующий

УТВЕРЖДЕНА
приказом Банка России
от 31 марта 1997 года N 02-139

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ

от 31 марта 1997 года N 59  

(с изменениями на 26 января 2010 года)


О применении к кредитным организациям мер воздействия*

(в редакции, введенной в действие с 17 января 2002 года

указанием Банка России от 11 января 2002 года N 1098-У, -

см. предыдущую редакцию)
(с изменениями на 23 июля 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратила силу с 4 сентября 2018 года на основании
указания Банка России от 21 июня 2018 года N 4831-У
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

указанием Банка России от 16 января 2004 года N 1378-У (Вестник Банка России, N 11, 11.02.2004) (вступило в силу с 1 апреля 2004 года);

указанием Банка России от 19 марта 2004 года N 1396-У (Вестник Банка России, N 19, 24.03.2004);

указанием Банка России от 23 июля 2004 года N 1480-У (Вестник Банка России, N 44, 28.07.2004);

указанием Банка России от 26 января 2010 года N 2388-У (Вестник Банка России, N 5, 03.02.2010).

____________________________________________________________________

_______________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 8 августа 2004 года указанием Банка России от 23 июля 2004 года N 1480-У, - см. предыдущую редакцию.

     

Преамбула утратила силу с 8 августа 2004 года - указание Банка России от 23 июля 2004 года N 1480-У. - См. предыдущую редакцию.     

Общие положения

1.1. Меры воздействия к кредитным организациям применяются центральным аппаратом и территориальными учреждениями Банка России* в случаях и в порядке, определенных федеральными законами и настоящей Инструкцией.

_______________

* Центральный аппарат и территориальные учреждения Банка России именуются в тексте "надзорные органы".

1.2. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных федеральными законами и настоящей Инструкцией, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи.

1.3. Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:

- предупредительные;

- принудительные.

Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

1.4. Выбор мер воздействия, если это специально не оговорено настоящей Инструкцией, производится надзорными органами самостоятельно исходя из положений федеральных законов "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", настоящей Инструкции, других нормативных актов Банка России с учетом:

- характера допущенных кредитной организацией нарушений;

- причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;

- общего финансового состояния кредитной организации.

Общее финансовое состояние кредитной организации определяется на основании данных отчетности (бухгалтерской, финансовой, статистической), материалов проверок, оценки временной администрации по управлению кредитной организацией и аудиторских заключений, выполнения требований, установленных другими нормативными актами Банка России. Финансовое состояние кредитной организации устанавливается с учетом требований Указания Банка России от 31.03.2000 N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций" (с изменениями и дополнениями);

- положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

1.4.1. Подпункт утратил силу с 8 августа 2004 года - указание Банка России от 23 июля 2004 года N 1480-У. - См. предыдущую редакцию.  



Предупредительные меры воздействия

1.5. Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее учредителями (участниками) соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации.

1.6. Целесообразность применения предупредительных мер воздействия к кредитной организации определяется надзорным органом самостоятельно. В основе принимаемого решения должно лежать требование наиболее эффективного решения надзорными органами задачи, определенной п.1.2 настоящей Инструкции.

1.7. Предупредительные меры воздействия могут применяться главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков.

В частности, предупредительные меры воздействия могут применяться:

- при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;

- если по данным отчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации (например, текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственных средств (капитала), привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов (вкладчиков), средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания в кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и долговых обязательств кредитной организации и другие аналогичные факты);

- при несоблюдении требований федеральных законов и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности, в частности:

а) при нарушении установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России сроков представления в Банк России документов, необходимых для согласования изменений и дополнений в учредительные документы кредитной организации;

б) при нарушении порядка открытия (закрытия) представительств, филиалов, внутренних структурных подразделений кредитной организации;

в) при нарушении порядка представления документов для согласования изменений, вносимых в положение о филиале кредитной организации;

- при несоблюдении кредитной организацией требований Банка России:

а) по разработке Правил построения расчетной системы кредитной организации (далее по тексту - Внутрибанковские правила) в условиях отсутствия на последнюю отчетную дату у филиалов неоплаченных расчетных документов клиентов или при их наличии длительностью не более 3 дней;

б) по своевременному проведению филиалами платежей с корреспондентских субсчетов, открытых им в Банке России, в случае наличия у филиалов на отчетную дату неоплаченных расчетных документов длительностью не более 3 дней.

Примечание. Здесь и далее длительность неоплаченных расчетных документов определяется на основе данных о картотеках к внебалансовым счетам N 90903 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации" и N 90904 "Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации" из отчетности о неоплаченных расчетных документах из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитной организации (формы N 311 и 313).

Применение предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях в деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового состояния. В этом случае применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия.

1.8. Надзорный орган в рамках предоставленных последнему полномочий может ограничиться применением предупредительных мер воздействия в следующих случаях:

1.8.1. Когда характер выявленных в деятельности кредитной организации недостатков не предполагает применения принудительных мер воздействия.

1.8.2. Если в результате анализа деятельности кредитной организации, проведенного в соответствии с п.1.4 настоящей Инструкции, установлено, что от применения принудительных мер воздействия в данном конкретном случае целесообразно воздержаться.

1.9. Содержание предупредительных мер воздействия включает:

- доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;

- изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

- предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);

- установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

1.10. Информация руководящим органам кредитной организации о наличии в ее деятельности недостатков и/или нарушений и необходимости их устранения может быть доведена в следующих формах:

- письменной;

- в ходе деловой встречи (совещания).

1.11. Письменная форма информации представляет собой официальный документ (письмо, телеграмма, телекс, факсимильное сообщение с подтверждением), направляемый надзорным органом кредитной организации и содержащий информацию и требования, предусмотренные п.1.9 настоящей Инструкции.

1.12. Деловая встреча проводится в виде совещания уполномоченных представителей надзорных органов с представителями органов управления кредитной организации в следующих целях:

- обсуждения ситуации, сложившейся в кредитной организации;

- анализа предложенных кредитной организацией, учредителями (участниками) кредитной организации, потенциальными инвесторами или кредиторами путей преодоления финансовых и/или организационных трудностей в ее деятельности.

Результаты совещания оформляются протоколом, который должен содержать:

- констатацию основных замечаний (недостатков) к деятельности кредитной организации;

- перечень основных мероприятий по нормализации положения в кредитной организации с указанием сроков их реализации (мероприятия разрабатываются кредитной организацией и согласуются с уполномоченным представителем надзорного органа);

- механизм контроля за выполнением согласованных мероприятий, в том числе со стороны надзорного органа.

По результатам совещания надзорным органом может быть принято решение о целесообразности принятия кредитной организацией письменных обязательств об устранении допущенных нарушений.

Протокол подписывается лицом, проводившим совещание. Экземпляр протокола направляется кредитной организации (Правлению и Совету).

1.12.1. При решении о целесообразности принятия кредитной организацией письменных обязательств об устранении допущенных нарушений надзорный орган должен учитывать, что письменные обязательства (в дальнейшем - обязательства) представляются кредитной организацией, ее учредителями (участниками), другими заинтересованными лицами в тех случаях, когда в деятельности кредитной организации отмечаются недостатки, устранение которых объективно возможно принятием мер со стороны лиц, берущих на себя соответствующие обязательства.

1.12.2. Представление обязательств может быть достаточной мерой воздействия в тех случаях, когда:

- есть основания полагать, что принявшие на себя соответствующие обязательства лица (юридические и/или физические) намерены и в состоянии обеспечить их выполнение;

- в обязательствах содержатся конкретный состав мер и сроки их осуществления, которые признаются надзорным органом достаточными для устранения нарушений;

- надзорный орган может осуществлять эффективный контроль за соблюдением принятых обязательств.

1.12.3. При выполнении кредитной организацией, ее учредителями (участниками), другими лицами (потенциальными инвесторами) принятых обязательств и наличии реальных признаков устранения допущенных недостатков в деятельности кредитной организации надзорный орган вправе:

- отменить на определенный срок, в том числе частично, ранее примененные к кредитной организации надзорным органом принудительные меры воздействия;

- увеличить установленный настоящей Инструкцией срок доформирования резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги до величины, требуемой Банком России.

Принудительные меры воздействия

1.13. Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. При выборе вида принудительной меры воздействия надзорный орган основывается на результатах анализа, проведенного в соответствии с требованиями п.1.4 настоящей Инструкции.

1.14. Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность нормативных актов (далее - банковское законодательство) и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).

1.15. К принудительным мерам воздействия относятся:

- штрафы;

- требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;

- требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации в соответствие с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

- требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»