ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2011 года N 322-ПП

О Положении о народной дружине

В целях привлечения граждан к охране общественного порядка Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о народной дружине.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 7 сентября 2002 года N 391 "Об утверждении Положения о народных дружинах".

И.о. Председателя Правительства

Кабардино-Балкарской Республики

А. Абрегов

     Утверждено
     постановлением Правительства
     Кабардино-Балкарской Республики
     от 28 октября 2011 года N 322-ПП

ПОЛОЖЕНИЕ о народной дружине

1. Общие положения


Народная дружина представляют собой добровольное формирование граждан, создаваемое по решению органов внутренних дел для участия населения в осуществлении мер по охране общественного порядка, и действует в соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики "Об участии граждан в осуществлении охраны общественного порядка" и другими нормативно-правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.

Общее руководство народной дружиной осуществляют органы внутренних дел.

Для непосредственного руководства деятельностью народной дружины по решению органов внутренних дел образуются штабы народных дружин. Общим собранием народных дружинников избирается начальник штаба дружины сроком на три года.

В состав штаба могут входить должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, представители трудовых коллективов, находящихся на соответствующей территории.

Численный состав штаба устанавливается с учетом криминогенной обстановки и местных условий.

Правовую основу участия граждан в осуществлении охраны общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Кабардино-Балкарской Республики, иные нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики, нормативные правовые акты муниципальных образований.

В своей деятельности штаб народной дружины руководствуется Законом Кабардино-Балкарской Республики "Об участии граждан в осуществлении охраны общественного порядка" и настоящим Положением.

2. Цели, задачи, виды деятельности народной дружины


Основной целью деятельности народной дружины является обеспечение общественного порядка, охрана прав и законных интересов граждан, активное участие населения в предупреждении и пресечении правонарушений, обеспечение охраны природных ресурсов и окружающей среды.

Народная дружина:

а) принимает участие в охране общественного порядка на улицах, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах и других общественных местах, а также в поддержании порядка во время проведения различных массовых мероприятий, пресечении антиобщественных проявлений и беспорядков;

б) оказывает содействие правоохранительным органам в воспитательной работе с населением по соблюдению законности и предупреждению антиобщественных поступков, обеспечении общественной безопасности, сохранности собственности физических и юридических лиц;

в) участвует в мероприятиях:

по предупреждению и раскрытию преступлений, пресечению административных правонарушений;

по проведению неотложных аварийно спасательных и карантинных работ во время стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии и иных чрезвычайных ситуациях (участие в спасении людей и имущества, ликвидации последствий стихийных бедствий);

по обеспечению охраны природных ресурсов и окружающей среды (борьба с браконьерством, незаконной вырубкой лесов, нарушениями правил охоты и рыболовства);

по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью;

совместно с сотрудниками полиции в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов, в предупреждении дорожно-транспортных происшествий;

по оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в общественных местах в беспомощном состоянии.

3. Структура народной дружины и порядок ее формирования. Условия и порядок приема в народную дружину и отчисления из нее


1. Народная дружина создается в городах и населенных пунктах по решению органов внутренних дел по согласованию с органами местного самоуправления из расчета 10-40 человек на 1000 - 4000 жителей.

Упразднение или реорганизация отдельной народной дружины производится по решению органов внутренних дел.

В целях эффективной организации работы народной дружины по отдельным видам правонарушений решением штаба дружины могут создаваться специализированные группы в составе дружины по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, по организации дорожного движения и другим направлениям деятельности.

2. В народную дружину принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим деловым и моральным качествам исполнять обязанности народного дружинника.

Прием в народную дружину и отчисление из нее осуществляются по решению штаба народной дружины.

Гражданам, принятым в народную дружину, разъясняются цели и задачи народной дружины, для них организуется изучение настоящего Положения, законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями.

3. Дружинникам вручаются удостоверения установленного образца и внешние атрибуты народного дружинника.

Удостоверение народного дружинника - бланк красного цвета с надписью "Удостоверение". Вкладыш удостоверения оформлен надписью "Народная дружина", номером удостоверения, Ф.И.О. дружинника, местом для фотографии и личной подписи дружинника, перечнем прав народного дружинника, обозначен срок действия. Удостоверение заверяется печатью И подписью руководителя соответствующего органа внутренних дел.

Внешний атрибут дружинника - нарукавная повязка красного цвета с надписью "Дружинник".

4. В народную дружину не могут быть приняты граждане:

а) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

б) состоящие на учете в лечебно-профилактических учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;

в) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

г) подвергнутые административным взысканиям за правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления;

д) не имеющие регистрации по месту жительства.

5. Решение штаба народной дружины об отчислении из народной дружины может быть принято в следующих случаях:

а) на основании личного заявления народного дружинника;

б) при наступлении обстоятельств, перечисленных в части 4 раздела 3;

в) в связи с систематическим невыполнением народным дружинником требований Положения о народной дружине;

г) в случае совершения противоправных действий, в том числе неправомерного применения народным дружинником физической силы.

Решение об исключении принимается на заседании штаба дружины. Исключенный или обратившийся с просьбой об освобождении от обязанности дружинника гражданин выбывает из состава дружины, сдает удостоверение и внешние атрибуты дружинника.

жительства на основании личного заявления и характеристики, выданной штабом дружины, в которой они ранее состояли.

Для координации деятельности народной дружины, обобщения и распространения передового опыта, оказания необходимой методической помощи на местах может быть создан республиканский штаб народных дружин.

4. Обязанности граждан, принимающих участие в деятельности народной дружины


1. Народный дружинник обязан:

а) активно участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений, оказывать содействие органам внутренних дел в их деятельности по борьбе с преступностью;

б) защищать честь и достоинство, а также права и законные интересы граждан, не допускать необоснованного ограничения их прав и свобод, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина, быть тактичным и вежливым в обращении с населением, решительно и смело принимать предусмотренные законом меры по пресечению преступных посягательств и иных антиобщественных проявлений;

в) при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка четко и добросовестно выполнять указания работников органов внутренних дел;

г) своевременно сообщать в штаб дружины и органы внутренних дел ставшие ему известными факты о готовящихся или совершенных преступлениях, о стихийных бедствиях или других чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих безопасности граждан, и принимать меры по предотвращению их последствий;

д) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

е) разъяснять гражданам во всех случаях ограничения их прав и свобод, основания и повод для такого ограничения;

ж) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение установленного образца;

з) строго исполнять законодательные и другие правовые акты, настойчиво овладевать формами и методами борьбы с правонарушениями, постоянно расширять знания действующего законодательства;

2. За неправомерные действия (бездействие) при исполнении обязанностей по осуществлению охраны общественного порядка народный дружинник несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

5. Права и обязанности народного дружинника


1. Народный дружинник, участвуя в осуществлении охраны общественного порядка совместно с сотрудниками правоохранительных органов, имеет право:

а) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка, прекращения преступлений и административных правонарушений;

б) требовать от граждан предъявления паспорта или других документов, удостоверяющих личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или

причастности к нему;

в) доставлять в органы внутренних дел или в штаб народной дружины лиц, совершивших правонарушения, в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия;

г) временно изымать у лиц, доставляемых в правоохранительные органы или помещения народных дружин, предметы, явившиеся орудием совершения преступления или административного правонарушения, или иные предметы, наличие которых может угрожать личной безопасности народного дружинника или граждан, с последующей незамедлительной передачей указанных предметов сотрудникам правоохранительных органов;

д) совместно с сотрудниками полиции принимать участие в организации дорожного движения;

е) использовать транспортные средства организаций независимо от форм собственности, общественных объединений или граждан (за исключением транспортных средств специального назначения) для доставки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;

ж) в случаях, не терпящих отлагательства, пользоваться для связи с правоохранительными органами и со штабом народной дружины телефонами и иными средствами связи организаций независимо от форм собственности общественных объединений;

з) входить в кинотеатры, клубы, на стадионы и другие общественные места для преследования скрывающегося нарушителя, пресечения возникших там правонарушений, а также, с согласия администрации этих мест, для выполнения обязанностей по обеспечению общественного порядка.

6. Порядок взаимодействия народной дружины с правоохранительными органами


1. Органы внутренних дел оказывают всемерное содействие и поддержку народным дружинам в выполнении возложенных на них задач:

а) дают начальникам штабов и народным дружинникам необходимую для их деятельности информацию о правонарушениях;

б) проводят работу по правовому воспитанию дружинников, оказывают помощь в обеспечении их методическими пособиями и юридической справочной литературой;

в) участвуют в работе общих собраний и заседаний штабов дружин.

2. Органы внутренних дел:

а) обеспечивают организацию повседневного взаимодействия с народными дружинами, в необходимых случаях инструктируют дружинников;

б) обучают дружинников формам и методам борьбы с правонарушениями;

в) оказывают методическую помощь дружинам в планировании и учете их работы;

г) проводят по согласованию со штабами дружин совместные мероприятия по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений. Во время проведения таких мероприятий оперативное руководство работой дружинников осуществляют соответствующие должностные лица органов внутренних дел.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»