ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2009 года N 309-ПП

О республиканской целевой программе "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.11.2010 года N 203-ПП, НГР: RU07000201000243)

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р и в целях повышения эффективности и конкурентоспособности региональной экономики Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы (далее - Программа).

2. Исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики обеспечить в пределах своей компетенции реализацию мероприятий Программы.

3. Министерству экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики (А.Т. Мусуков) осуществлять анализ социально-экономических последствий реализации Программы на основании целевых индикаторов развития конкуренции, предусмотренных Программой, и ежегодно до 1 апреля представлять в Правительство Кабардино-Балкарской Республики соответствующий доклад.

Председатель Правительства

Кабардино-Балкарской Республики

А. Меркулов

    Приложение
     к постановлению Правительства
     Кабардино-Балкарской Республики
     от 10 ноября 2010 года N 203-ПП
     (в редакции постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.11.2010 года N 203-ПП, НГР: RU07000201000243)

Республиканская целевая программа "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010 - 2012 годы


Наименование Программы

республиканская целевая программа "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы

Основание для разработки

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р

Государственный заказчик

Правительство Кабардино-Балкарской Республики

Координатор Программы

Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики

Основные исполнители

Администрация Президента Кабардино-Балкарской Республики, исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию), местные администрации муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

Цель Программы

целью Программы является формирование конкурентной среды на рынках товаров и услуг и благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, обеспечивающих  соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках и создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей населения и организаций в товарах и услугах

Задачи Программы

сокращение административных барьеров, препятствующих и усложняющих начало и ведение предпринимательской деятельности; сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров; создание логистической, торговой, энергетической, информационной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности; повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности; сокращение прямого участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности; расширение доступа к государственному заказу и иным ресурсам, правам, предоставляемым органами власти; развитие транспортной и энергетической инфраструктуры

Сроки реализации Программы

2010-2012 годы

Основные направления реализации Программы

совершенствование законодательства Кабардино-Балкарской Республики, направленного на повышение конкурентоспособности республики; сокращение административных барьеров; сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности; организация сбора и публикация информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей; повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности

Объемы и источники финансирования Программы

источниками финансирования Программы являются: средства, утвержденные в смете расходов исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления на их текущее содержание; собственные средства предприятий и организаций республики

Ожидаемые результаты реализации Программы

создание условий для оперативного пресечения фактов нарушения законодательства о защите конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления; повышение показателей удовлетворенности предпринимателей государственными и муниципальными услугами; увеличение показателя прозрачности деятельности органов государственной и муниципальной власти; расширение рынков сбыта и насыщение его качественными товарами

Контроль за исполнением мероприятий Программы

контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики



Введение


Политика развития конкуренции является неотъемлемой составной частью процесса рыночных реформ, ее конечная цель - повышение эффективности экономики и обеспечение условий экономического роста. Несмотря на то что в Российской Федерации приняты меры, направленные на формирование конкурентной среды, во многих сферах рыночные отношения еще не стали определяющими факторами, ускоряющими процесс воспроизводства, конкуренция еще не приобрела созидательного характера, остаются сильными позиции монополизма в сфере производства и обращения.

Развитая конкурентная среда означает снижение издержек для производителей, более низкие цены для потребителей, повышение качества продукции, расширение ассортимента товаров и услуг. Следовательно, развитие конкуренции на рынках является одним из основных направлений повышения конкурентоспособности в целом. Очевидно, что реализация конкурентной политики в виде комплекса последовательных мер является одним из инструментов достижения целей социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики.

Настоящая Программа разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р "О программе развития конкуренции в Российской Федерации" и в соответствии с нормами Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Программа включает в себя краткую характеристику конкурентной среды, инструменты развития конкуренции, индикаторы результативности конкурентной политики, а также меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях, которые являются перспективными, с точки зрения развития, для Кабардино-Балкарской Республики. Программа включает конкретный Перечень мероприятий с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей согласно приложению N 2.

I. Характеристика проблемы

1. Анализ конкурентной среды республики


Оценка развития малого и среднего предпринимательства в республике

Малое предпринимательство является неотъемлемой составной частью экономики Кабардино-Балкарской Республики.

Ситуация в секторе малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 января 2009 года характеризуется следующими показателями:

свою деятельность осуществляли 24798 индивидуальных предпринимателей и 2900 субъектов малого предпринимательства;

число занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к общему чисму занятых в экономике республики оценивается в 25 процентов, или 78,8 тыс. человек;

доля малого бизнеса в формировании ВРП оценочно составляет 25 процентов, рост к уровню 2006 года - 4 процента;

объем налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения составил 486,3 млн. рублей.

Уровень развития малого предпринимательства в городских округах и муниципальных районах республики остается неравномерным. Наибольший удельный вес по количеству субъектов малого предпринимательства приходится на городской округ Нальчик, в котором сосредоточено максимальное количество занятых в малом бизнесе.

В Кабардино-Балкарской Республике реализуется республиканская целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2007 - 2011 годы". С учетом приоритетов программы создана комплексная система поддержки малого предпринимательства, включающая финансовые, имущественные, информационно-консультационные формы поддержки.

За 2008 год расходы на поддержку малого предпринимательства составили 204,4 млн. рублей, в том числе в рамках республиканских целевых программ "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2007 - 2011 годы" - 172,4 млн. рублей, "Программа Президента Кабардино-Балкарской Республики по подготовке кадров для экономики Кабардино-Балкарской Республики на 2007 - 2011 годы" - 32 млн. рублей.

Вместе с тем, несмотря на положительные сдвиги, дальнейшее развитие малого бизнеса невозможно без решения следующих проблем:

снизить высокий уровень административных барьеров, особенно со стороны контрольно-надзорных органов, коррупции во всех сферах регламентации бизнес-деятельности;

обеспечить доступ к банковским кредитным ресурсам - банковское финансирование не решает проблем развития малого бизнеса из-за отсутствия должного залогового обеспечения, непрозрачности финансовых потоков субъектов малого предпринимательства, осторожности банков в кредитовании малого бизнеса;

развить систему кредитной кооперации;

развить механизмы стимулирования малого инновационного предпринимательства, системы технопарков, которые могли бы оказывать стартовую поддержку компаниям, занятым высокотехнологичным производством, что приведет к практической невозможности системного развития инновационного бизнеса в республике;

решить проблему повышения качества и конкурентоспособности продукции малых предприятий, их выхода на российские и международные рынки;

повысить уровень официально зарегистрированных работников малого бизнеса, уровень их заработной платы и социального обеспечения.

Оценка системы размещения госзаказа

В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в Кабардино-Балкарской Республике были разработаны и приняты необходимые нормативные правовые акты, создана централизованная система управления закупками через уполномоченный орган, а также сформированы механизмы реализации принципов и положений Закона в рамках централизованной системы.

Действующая в республике система размещения заказа для государственных нужд направлена на повышение эффективности проводимых закупок, минимизацию затрат и пресечение коррупции. Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров государственным и муниципальным заказчикам. Значительное влияние на экономику в целом и формирование конкурентной среды обусловлено общим размером бюджетных средств, освоенных в рамках размещения государственного заказа.

Приоритетным направлением развития системы размещения заказов для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики является переход к использованию открытых аукционов в электронной форме в качестве превалирующей формы торгов, что позволяет снизить издержки участников размещения заказа, связанные со сложностями представления необходимых документов для участия в процедурах торгов, а также вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах. Кроме того, электронная форма проведения аукционов позволяет обеспечить максимальный доступ предпринимателей к торгам, а также снижение рисков изменения рыночной конъюнктуры, выражающейся в изменении уровня цен в период размещения заказа, за счет сокращения сроков проведения торгов.

Важным фактором усиления конкурентной среды в сфере размещения заказов для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики является обеспечение расширения доступа малых предприятий к процессу осуществления государственных закупок посредством увеличения количества процедур, участниками которых являются исключительно субъекты малого предпринимательства.

2. Анализ конкурентной среды в отдельных отраслях


Агропродовольственный комплекс

Производством сельскохозяйственной продукции в республике занимаются 3562 субъекта хозяйствования (без учета личных подсобных

хозяйств населения), в том числе 63 крупных и средних сельскохозяйственных предприятия, 463 малых предприятий, 1692 крестьянских (фермерских) хозяйства и 1339 индивидуальных предпринимателей.

В структуре продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств доля сельскохозяйственных организаций составляет порядка 16 процентов, хозяйств населения - 57 процентов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - 27 процентов.

Основная доля зерна (свыше 54 процентов) и подсолнечника (свыше 57 процентов) производится фермерами и индивидуальными предпринимателями, картофеля (порядка 77 процентов) — хозяйствами населения. В производстве овощей доля фермеров и индивидуальных предпринимателей составляет свыше 41 гроцента, хозяйств населения -41,5 процента; сельскохозяйственных организаций - свыше 17 процентов.

Основная масса продукции, производимой предприятиями отрасли, потребляется внутри республики, однако по таким видам продукции, как плодоовощные консервы, алкогольная продукция, минеральная вода и безалкогольные напитки, кондитерские изделия, доля продукции, вывозимой за пределы республики, доходит до 80 процентов.

Высокой степенью конкуренции характеризуются практически все продовольственные товарные группы. Сегодня номенклатура продукции -как минимум 8-10 сортов хлеба, молочной и плодоовощной продукции, мяса и мясопродуктов, соков.

Несмотря на достаточно высокий уровень присутствия (доля более 95 процентов) и конкурентоспособности местных товаропроизводителей, агропродовольственные рынки республики открыты для межрегиональной торговли и импортной продукции, а количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на региональных рынках, незначительно.

В целом агропродовольственный комплекс характеризуется низким уровнем концентрации и развитой конкурентной средой.

В числе факторов, препятствующих развитию конкуренции на агропродовольственном рынке, основных барьеров доступа на рынок и деятельности на рынке следует выделить:

недостаточность финансовых ресурсов (в том числе недостаточная доступность кредитных ресурсов) для модернизации производства;

отсутствие прямого доступа большинству предприятий агропродовольственного комплекса в розничную торговую сеть;

отсутствие крупных стабильных каналов реализации сельскохозяйственной продукции для вовлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в конкурентную борьбу;

трудности в отведении земельных участков, предоставлении в аренду производственных помещений, сельскохозяйственной техники для новых хозяйствующих субъектов, особенно малых форм хозяйствования;

снижение кадрового потенциала агропродовольственного комплекса, вызванное низким уровнем и качеством жизни на селе.

Потребительский рынок

Состояние потребительского рынка в республике за последние годы остается стабильным, сохраняется положительная динамика роста оборота розничной торговли.

По состоянию на 1 июля 2009 года в сфере оптовой и розничной торговли, оказания бытовых услуг осуществляют деятельность 2751 организация, что составляет 23 процента от общего числа организаций, из которых 87,4 процента приходится на частную форму собственности.

Функционируют 16 рынков, получивших соответствующие разрешения на право организации рынков.

В республике осуществляют деятельность федеральные и региональные розничные сетевые компании, к наиболее крупным из них относятся сети магазинов: продовольственных - "Магнит"(20 магазинов), "Караван" (8 магазинов), "Копилка" (4 магазина), "Ласточкино гнездо" (2 магазина), "Кенгуру" (2 магазина); непродовольственных - "Поиск", "Эльдорадо", "ДОМО", "Золушка".

Развитие крупных сетевых предприятий торговли положительно влияет на состояние потребительского рынка, удовлетворение растущего покупательского спроса, уровень культуры обслуживания населения. Несомненно, с приходом сетевых компаний существенно повысилось качество торгового обслуживания населения, значительно вырос уровень конкуренции на потребительском рынке.

Сложившуюся систему оптовой торговли нельзя считать совершенной, т.к. она представлена преимущественно множеством мелких посреднических организаций, вследствие чего происходит наращивание цен реализации. Кроме того, в республике не сформирована полноценная логистическая и транспортная инфраструктура, что является существенным ограничением как развития самой сферы торговли, так и конкуренции между участниками данного рынка.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»