Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 августа 2009 года N 220-ПП

О Концепции развития пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике на 2009-2012 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 5 сентября 2013 года на основании Постановления Правительства КБР от 05.09.2013 N 245-ПП.
____________________________________________________________________

В целях развития пассажирского транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

Одобрить прилагаемую Концепцию развития пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике на 2009-2012 годы.

Председатель Правительства

Кабардино-Балкарской Республики

А. Ярин

   Утверждена
     Постановлением Правительства
     Кабардино-Балкарской Республики
     от 6 августа 2009 N 220-ПП

КОНЦЕПЦИЯ развития пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования В Кабардино-Балкарской Республике на 2009 - 2012 годы


Настоящая Концепция разработана в целях реализации государственной политики в области транспорта, создания условий сбалансированного развития пассажирского транспорта общего пользования, обеспечивающего экономический рост и повышение качества жизни населения Кабардино-Балкарской Республики.

Концепция основывается на положениях:

Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848;

Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 года N 114;

Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";

Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом";

Закона Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2001 года N 44-РЗ "Об автомобильном, железнодорожном пригородном и электрическом пассажирском транспорте общего пользования";

Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 5 марта 2009 года N 43-ПП "Об организации перевозок пассажиров автомобильным и электрическим пассажирским транспортом в Кабардино-Балкарской Республике".

В Концепции определены направления дальнейшего развития пассажирского транспорта общего пользования в условиях рыночной экономики и с учетом потребности в качественном предоставлении услуг.

I. Состояние и проблемы развития пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике


Транспорт играет исключительную роль в экономике региона, являясь составной частью производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей потребности экономики и населения в транспортных услугах.

Услуги транспорта составляют 19,3 процента общих расходов населения на оплату услуг.

Маршрутная сеть республики представлена 223 регулярными автобусными маршрутами, из которых 2 - международные, 36 - межсубъектные, 119 - межмуниципальные, 66 - внутригородские, и 7 маршрутами городского электрического транспорта.

Республиканскую маршрутную сеть обслуживают 2538 единиц подвижного состава. Из них 2212 автобусы малой вместимости, или 87% от общего количества, принадлежащие малым предприятиям и частным предпринимателям - физическим лицам. На долю муниципального транспорта приходится 240 автобусов большой и средней вместимости, 38 микроавтобусов, 48 троллейбусов.

В Кабардино-Балкарской Республике функционируют 5 автовокзалов и 2 автостанции, находящиеся в ведении соответствующих муниципалитетов.

В настоящее время все населенные пункты Кабардино-Балкарской Республики обеспечены прямым либо транзитным автобусным сообщением.

Для Кабардино-Балкарской Республики пассажирский автомобильный транспорт общего пользования остается одним из основных факторов, обеспечивающих экономическую и социальную стабильность общества, мобильность населения, развитие территорий республики. На его долю приходится около 87 процентов перевозок пассажиров.

Анализ показывает, что за последние годы пассажирооборот и количество пассажиров, перевозимых транспортом муниципальных предприятий, постоянно снижается. При этом транспорт малых предприятий и частных предпринимателей занимает доминирующее положение на рынке пассажирских перевозок, что не решает в полной мере проблему качества предоставления транспортных услуг.

Снижение темпов обновления и пополнения подвижного состава муниципальных автотранспортных предприятий и троллейбусного управления, модернизации производственной базы привело к существенному ухудшению технического состояния используемого подвижного состава и, как следствие, - снижению производственных показателей.

Несмотря на возрастающую роль транспорта в социально-экономической жизни республики и достаточный уровень адаптации к рыночным условиям, развитие пассажирского автомобильного транспорта общего пользования в республике осложняется проблемами, требующими решения как на региональном, так и федеральном уровне. Основными из них являются:

несовершенство федерального законодательства и законодательства Кабардино-Балкарской Республики, нормативно-правовой базы органов местного самоуправления в определении основных принципов взаимоотношений в сфере организации пассажирских перевозок;

отсутствие на федеральном уровне закона, определяющего минимальные транспортные стандарты, гарантирующие доступность, безопасность и качество пассажирских перевозок;

отсутствие единой системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками, призванной обеспечить регулярность перевозок, оперативное принятие управленческих решений и эффективный контроль полноты сбора выручки;

высокая степень физического и морального износа подвижного состава автобусов средней и большой вместимости муниципальных автотранспортных предприятий, преобладание на маршрутной сети транспорта малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, обслуживающих автобусные маршруты транспортными средствами малой вместимости;

низкие показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения;

несовершенство системы подготовки и переподготовки квалифицированных водителей и ремонтных рабочих.

Состояние и проблемы городского пассажирского транспорта


Маршрутная сеть городского пассажирского транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике представлена 66 автобусными маршрутами и 7 маршрутами наземного электротранспорта, которые обслуживаются 133 автобусами большой и средней вместимости, 970 микроавтобусами и 48 троллейбусами. Организацией перевозок занимаются 20 предприятий различных форм собственности. Городские маршруты имеются в городах Нальчик, Тырныауз, Баксан, Майский, Нарткала, Терек.

Основная доля перевозок населения городским пассажирским транспортом общего пользования приходится на городской округ Нальчик, население которого составляет 300,4 тыс. человек.

Маршрутная сеть городского округа Нальчик представлена 31 автобусным маршрутом, в том числе 27 - городских, 3 - пригородных, 1 - сезонный, и 7 маршрутами, обслуживаемыми электротранспортом.

В городском округе Нальчик пассажирские перевозки осуществляют 1 муниципальное автотранспортное предприятие "НальчикАвтобусТранс", 11 предприятий частной формы собственности и одно муниципальное унитарное предприятие "Троллейбусное управление".

Из 27 городских маршрутов 6 обслуживаются совместно автобусами средней вместимости и микроавтобусами, 2 - только автобусами средней вместимости, 19 - только микроавтобусами.

МУП "Троллейбусное управление" в своем составе имеет депо на 100 единиц подвижного состава, 9 преобразовательных подстанций, 69,6 км контактных сетей в однопутном исчислении, 35,87 км кабельных сетей. Более 50 процентов троллейбусов подлежат списанию в связи с истечением нормативного срока эксплуатации. Высокая степень износа подвижного состава, постоянно увеличивающиеся затраты на электроэнергию, материалы и запасные части, снижение пассажиропотока в связи с высокой конкуренцией на рынке транспортных услуг явились причиной убыточной работы предприятия. В связи с этим МУП "Троллейбусное управление" обеспечивает перевозку пассажиров только на 3 городских маршрутах из 7 имеющихся.

Себестоимость перевозки одного пассажира на электрическом транспорте составляет 10,29 рубля, автомобильном - 9,5 рубля при действующем тарифе в 2009 году 8 рублей на одну поездку.

С января 2007 года работу городского автомобильного пассажирского транспорта контролирует автоматизированная система "Навигация", которая позволяет в постоянном режиме вести наблюдение за работой водителя, в любое время определять местонахождение автобуса.

В городском округе Прохладный численность населения составляет 58,6 тыс. человек. Организацией городских пассажирских перевозок занимаются созданное на базе муниципального унитарного предприятия "Прохладненское пассажирское автотранспортное предприятие" муниципальное унитарное предприятие "Автотранспортная компания" и три предприятия частной формы собственности.

В маршрутную сеть городского округа Прохладный входят 19 городских маршрутов, которые обслуживаются 10 автобусами и 58 микроавтобусами.

В последние годы широкое развитие получил рынок перевозок легковыми такси. С 2004 года этот вид транспортных услуг не лицензируется. Только в городском округе Нальчик действуют более 25 фирм, занимающихся легковыми таксомоторными перевозками, при этом большинство из них не имеют собственной производственной базы.

Основными проблемами развития городского пассажирского транспорта общего пользования являются:

нерациональная структура участников рынка маршрутных пассажирских перевозок, отсутствие необходимого количества автобусов большой и средней вместимости на регулярных автобусных маршрутах;

снижение показателей эффективности использования городского электрического транспорта, производственной базы, троллейбусных линий как ранее действующих, так и новых;

постоянное увеличение подвижного состава, отставание развития дорожной инфраструктуры от темпов автомобилизации, обусловливающее низкую пропускную способность основных магистралей, возникновение аварийных ситуаций, ухудшение экологической обстановки;

несоответствие технического уровня подвижного состава требованиям безопасности, экономичности и уровню воздействия на окружающую среду;

низкий контроль над полнотой сбора выручки, оказывающий влияние на финансовое состояние муниципальных автотранспортных предприятий;

несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность перевозчиков в сфере услуг легковыми такси;

высокая загруженность автовокзала МУП "Нальчикмежтранс", расположенного в центральной части города, существенно влияющего на безопасность дорожного движения, экологическую обстановку, не способствующего обеспечению общественной безопасности.

Межмуниципальные и межсубъектные перевозки пассажиров


Межмуниципальная маршрутная сеть пассажирских перевозок (далее - маршрутная сеть) представлена 119 регулярными автобусными маршрутами, которые обслуживаются 60 автобусами большой и средней вместимости и 1124 микроавтобусами.

Межсубъектная маршрутная сеть представлена 36 автобусными маршрутами, на которых задействованы 55 автобусов большой и средней вместимости и 148 микроавтобусов.

Маршрутную сеть обслуживают 14 автотранспортных предприятий различных форм собственности (10 - муниципальные, 4 - иной формы собственности). Ведущим предприятием является муниципальное унитарное предприятие "Нальчикмежтранс".

В соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2001 года N 44-РЗ "Об автомобильном, железнодорожном пригородном и электрическом пассажирском транспорте общего пользования" государственным заказчиком на обслуживание пригородных, межмуниципальных и межсубъектных маршрутов выступает Министерство транспорта, связи и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Заказчик). Государственные заказы реализуются на конкурсной основе. Конкурсы на размещение заказов на право осуществления регулярных маршрутных пассажирских перевозок проводятся не реже одного раза в пять лет, а в случае открытия новых маршрутов или наличия вакантных мест - по решению Заказчика.

С победителем конкурса заключается государственный контракт, который представляет собой договор, заключенный между Заказчиком и предпринимателем или юридическим лицом в целях обеспечения государственного заказа на пассажирские перевозки.

Для определения потребности населения в пассажирских перевозках по автобусным маршрутам Заказчиком образуется межведомственная комиссия, которая на основе анализа пассажиропотока устанавливает квоты на определенные маршруты.

Основными проблемами на межмуниципальных и межсубъектных перевозках являются:

отсутствие согласованной тарифной политики при разработке и утверждении тарифов в межсубъектном сообщении на паритетных маршрутах;

высокая изношенность подвижного состава, отсутствие современных комфортабельных автобусов, оснащенных современным бортовым оборудованием;

отсутствие единой системы диспетчерского управления, системы навигации и современных технических средств по предотвращению террористической угрозы;

существенное отставание автовокзалов республики от автовокзалов других субъектов Российской Федерации по своему техническому состоянию, уровню сервисного обслуживания, организации диспетчерского управления;

отсутствие вокзального обслуживания в Лескенском, Зольском, Черекском, Чегемском, Эльбрусском районах.

II. Основные цели и задачи развития пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования


Стратегическими целями реализации государственной политики развития пассажирского транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике являются формирование транспортной системы, удовлетворяющей потребности населения в гарантированных, доступных и безопасных пассажирских перевозках, структурная перестройка на пассажирском транспорте, направленная на снижение транспортных издержек, определение экономически обоснованных тарифов и оказание действенной поддержки автотранспортным предприятиям, выполняющим массовые социально значимые перевозки в регионе.

Приоритетными задачами в области развития пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования являются:

удовлетворение потребности населения Кабардино-Балкарской Республики в пассажирских перевозках транспортом общего пользования, оптимизация маршрутной сети пассажирских перевозок;

совершенствование нормативно-правовой базы в области организации транспортного обслуживания в целях более эффективного функционирования транспортного комплекса республики;

разработка единого минимального транспортного стандарта услуг, обеспечивающего равную доступность и качество поездки с учетом географического расположения, количества и подвижности населения, имеющейся дорожной сети;

изучение пассажиропотоков, подбор подвижного состава по количественным и качественным показателям, проработка вариантов рационального размещения автовокзалов и автостанций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»